Енох Цундель бен Йозеф
Енох Зундель бен Иосиф ( иврит : חנוך זונדל בן יוסף ; умер в 1867 году) — польский талмудист , наиболее известный как автор трёх комментариев к Эйн Яакову . Он является автором книг «Эц Йосеф» (Дерево Иосифа), «Анаф Йосеф» (Ветвь Иосифа). ) и «Яд Йосеф» («Рука Иосифа»). Он также написал комментарии к Мидрашу Рабба , Мидрашу Танхума и другим. Он провел свою жизнь в Белостоке , Польша ; он был там маггидом и давал шиурим на Мидраш.
Биография
[ редактировать ]Он родился у раввина Йосефа и Лии. Он проживал в Бяйльстоке, где служил проповедником, а также читал уроки «Хеврат Мидраш» по Мидрашам мудрецов. О нем известно немного, но в билстокской записной книжке о нем пишет Авраам Шмуэль Хиршберг, утверждая, что старейшины Бяйльстока считали его праведным человеком и «человеком высокого положения».
Раввин Зундель составил комментарии к различным мидрашам, таким как Мидраш Рабба, Мидраш Танхума, Агадат Берешит, Эйн Яаков и Седер Олам. Его комментарии были разделены на две части: краткое объяснение под названием «Эц Йосеф» и расширенный комментарий с новшествами под названием «Анаф Йосеф». Он назвал свои комментарии в честь своего отца, раввина Йосефа. Его книги состоят из компиляции предыдущих комментариев (таких как «Яфе Тоар» раввина Шмуэля Яфе Ашкенази или комментариев к Невиим и Ктувим ранних комментаторов), а также его собственных оригинальных идей.
Кроме того, он является автором аналогичных комментариев к молитвенной литургии. Эти комментарии вошли в книгу «Оцар а-Тефилот» («Сокровищница молитв»). [ 1 ]
Его книги получили рекомендации раввина Йосефа Шауля Натансона, раввина Шмуэля Авигдора Тосафота, раввина Арье Лейба Каценелленбогена и других.
Публикации
[ редактировать ]Он является автором следующих работ:
- Тройной комментарий к Мидрашу Раба Пятикнижия , 1829–34 ; и пяти Мегилот , в двух частях (Вильно и Гродно 2-е изд., Вильно, 1845). Оно составлено из Эц Йосеф («Древо Иосифа»), что объясняет его простым объяснением его значения; Анаф Йосеф («Ветвь Иосифа»), объясняющая это гомилетически; и Яд Йосеф , в котором имеются перекрестные ссылки на другие мидраши . [ 2 ] Во введении к произведению он пишет, что назвал произведение в честь своего отца. Его комментарий получил одобрение со стороны многочисленных раввинов, в том числе раввина Яакова Цви Мекленбурга , автора «ХаКетав ВеХаКаббала» . [ 3 ]
- Двойной комментарий к Мидрашу Танчуме (ib. 1833 г.)
- Тройной комментарий к Седер Олам (ib. 1845 г.)
- Комментарий к Мидрашу Самуэля (Штеттин, 1860 г.)
- Мибхар Ми-Пениним, комментарий к Мидрашу Раба Пятикнижия ) (Варшава, 1870 г.
- Роман к Агаде Талмуда (Вильна, 1883 г.) - эти комментарии фактически представляют собой компиляцию других комментариев, особенно комментариев Самуэля Джафе Ашкенази, Хеллина и Бермана Ашкенази, к которым Енох добавил свои собственные романы.
- Олат ха-Ходеш, молитвы на новолуние , с трактатами о постных днях, благотворительности и т. д. (ib. 1859)
- Комментарий к Песикта Раббати
- Хой Ариэль, похоронная проповедь по поводу смерти Р. Лёба Каценелленбогена из Бреста (ib. 1838), ссылка на Исаию 29:1.
- Авель Кавед , панегирик раввину Ицхаку Исааку Тиктину
- Двойной комментарий к сидуру [еврейскому молитвеннику]
Библиография Еврейской энциклопедии
[ редактировать ]- Во-первых, Библия. Джуд. Нет. 107-108, iii. 396;
- Фуэнн , Кенесет Исраэль, с. 312;
- Элиэзер Кон, Кин'ат Зоферим, с. 107.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Оцар ха-Тефилот Нусах Ашкеназ» . Национальная библиотека Израиля (на иврите) . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ «Мидраш Раба - Бытие, Исход и Левит - (стр. 3 из 496)» . Сайт Jewishbooks.org. Архивировано из оригинала 26 февраля 2016 г. Проверено 5 сентября 2012 г.
- ^ «Мидраш Раба - Бытие Исхода и Левита - (стр. 2 из 496)» . Сайт Jewishbooks.org. Архивировано из оригинала 21 февраля 2016 г. Проверено 5 сентября 2012 г.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Енох Цундель бен Йозеф» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.