Элизабет Шмитц
Элизабет Шмитц | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 10 сентября 1977 г. | (84 года)
Национальность | немецкий |
Род занятий | Богослов , преподаватель |
Заметная работа | «О положении немецких неарийцев» |
Праведный Среди народов |
---|
По стране |
Элизабет Шмитц (23 августа 1893 – 10 сентября 1977) была немецким лютеранским богословом , учителем и автором «О положении немецких неарийцев», меморандума, в котором была попытка убедить членов Исповедующей церкви выступить против преследований Евреи в Германии 1930-х годов. Она также защищала евреев и в 2011 году получила звание « Праведник народов мира » комиссией Яд Вашем . [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Элизабет Шмитц родилась в Ханау , Германия, 23 августа 1893 года. [ 2 ] Августу и Кларе Марии (урожденной Бах) Шмитц. У нее было две старшие сестры. Ее отец был учителем в местной средней школе ( Hohe Landesschule ), [ 3 ] Она училась в Шиллершуле в соседнем Франкфурте.
Шмитц закончила учебу в 1914 году, и ее высокие академические успехи позволили ей продолжить образование сначала в Боннском университете, а затем, в 1915 году, в Берлинском университете Гумбольдта (ныне называемом) . Она изучала историю, немецкий язык и теологию и в 1920 году защитила диссертацию об Эдвине фон Мантейфеле , прусском фельдмаршале. Среди ее наиболее значительных учителей были историк Фридрих Майнеке и либеральный теолог Адольф фон Гарнак , и она поддерживала тесные связи как с мужчинами, так и с мужчинами. их семьи. [ 3 ] Вероятно, она была первой женщиной, включенной в «Семинар по истории церкви» фон Гарнака, элитную группу, в которую также входили Карл Барт и Дитрих Бонхеффер . [ 3 ]
Шмитц окончила учебу и сдала свой первый государственный экзамен в 1921 году. Затем она завершила программу подготовки учителей, а также дополнительную академическую работу по теологии, продемонстрировав свои знания, сдав второй государственный экзамен. В поминальной речи по случаю 120-летия со дня рождения Шмитц Марго Кассманн описала ее как «среду первого поколения женщин, которые особенно хорошо образованы», и заявила, что она и ее коллеги, такие как Карола Барт, Элизабет фон Гарнак и Марта Кассель, « воспользовались этим фактом, чтобы энергично выразить свои взгляды». [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Шмитц начал преподавать в средних школах для девочек в 1923 году в Берлине по краткосрочным контрактам сроком на шесть лет. В 1929 году ее приняли на постоянный контракт в школу Луисена. [ 4 ] Приход Гитлера к власти и последующее введение нацистской идеологии в школьную программу беспокоили ее. Ее нежелание принять эту идеологию не ускользнуло от внимания начальства, и ее перевели в Берлин-Ланквиц . в 1935 году в качестве дисциплинарной меры [ 4 ] Ее нежелание включить эту идеологию в свое преподавание привело к тому, что она ушла в отставку, потребовав немедленного отпуска и добровольного досрочного выхода на пенсию. Она сделала это в письме от 31 декабря 1938 года, в котором говорилось: «Для меня становится все более сомнительным, смогу ли я давать инструкции … в том виде, в котором национал-социалистическое государство ожидает и требует от меня … Я наконец пришла к убежденность, что это не так». [ 5 ] События Хрустальной ночи сильно обеспокоили ее, и позже она написала о своем решении уйти в отставку: «Я решила бросить школьную службу и больше не быть государственным служащим правительства, которое разрешило поджигать синагоги». [ 5 ] Виктория Барнетт из Мемориального музея Холокоста США описывает это как «замечательный акт честности и мужества». [ 5 ] Ее досрочный выход на пенсию вступил в силу 1 апреля 1939 года. [ 4 ]
После войны она возобновила педагогическую карьеру в школе Карла Ребейна в Ханау. [ 6 ] [ циклическая ссылка ]
Религиозные убеждения и активизм
[ редактировать ]В 1933 году Шмитц пытался убедить Фридриха фон Бодельшвинга высказаться о преследовании евреев, но он отказался это сделать. [ 5 ] Также в 1933 году она взяла к себе Марту Кассель, врача, перешедшую из иудаизма в протестантизм, но, тем не менее, потерявшую медицинскую практику. Кассель жила в одной квартире со Шмитцем незадолго до своей эмиграции в 1938 году.
Шмитц был членом Гельмута Гольвитцера . «Кружка догматического изучения» [ 2 ] Гольвитцер защитил диссертацию под руководством теолога Карла Барта , и с 1933 по 1936 год Шмитц вел длительную и безуспешную переписку с Бартом в надежде убедить его занять публичную позицию против обращения нацистов с евреями в Германии. [ 2 ] Независимость церкви волновала его больше, чем обращение с евреями. [ 7 ]
Набожный протестант, в 1934 году Шмитц решил присоединиться к Исповедующей церкви [ Bekennende Kirche ], движению, которое выступало против попыток нацистов объединить все немецкие протестантские церкви в единую пронацистскую церковь, спонсируемую государством. [ 1 ] Она подписала «красную карточку», присоединившись к Исповедующей церкви прихода Мемориала кайзера Вильгельма, возглавляемой пастором Герхардом Якоби. [ 2 ]
Шмитц продолжала доказывать, что молчание протестантской церкви перед лицом притеснения евреев является глубоким нарушением ее целостности. В 1935 году она написала 24-страничный меморандум «О положении немецких неарийцев». Оно было адресовано лидерам Исповедующей церкви, которые должны были провести синод в Берлине в 1935 году. [ 2 ] Она сделала 200 копий и раздала их лидерам, включая Мартина Нимёллера , Дитриха Бонхеффера и Карла Барта. [ 7 ] В нем она определила то, что, по ее мнению, должно быть жизненно важным для протестантской церкви. «У немцев появился новый бог — раса». [ 5 ] В ее меморандуме также говорилось: «За последние два с половиной года часть наших людей подвергалась жестоким преследованиям из-за их расового происхождения, включая часть членов нашего прихода. Жертвы этого преследования пережили ужасные страдания. как внешне, так и внутренне, но это не широко известно, что делает вину немецкого народа еще более предосудительной». [ 2 ] Она также написала: «Ведь для церкви речь идет не о происходящей трагедии, а, скорее, о грехе нашего народа и, поскольку мы являемся членами этого народа и несем ответственность перед Богом за этот наш народ, о нашем грехе. " [ 7 ] Признавая опасность, которую принесет разоблачение национал-социалистов, Шмитц писал: «И если в некоторых случаях Церковь не может ничего сделать из-за страха своего полного разрушения, то почему она хотя бы не знает о своей вине? Почему она не молится для тех, кто страдает от этого неоправданного притеснения и преследования. Почему нет ходатайственного служения?» [ 7 ]
Шмитц спрятала несколько евреев в своей квартире в Берлине. После того, как ее квартира была разрушена в результате взрыва, она вернулась в Ханау и продолжила поддерживать евреев едой и деньгами. [ 1 ]
Авторство «О положении немецких неарийцев».
[ редактировать ]Меморандум, озаглавленный «О положении немецких неарийцев » , был написан анонимно и в течение многих лет приписывался другому члену Исповедующей церкви, Марге Мейзель, социальному работнику берлинской церкви. Мейзель написал меморандум об обязанностях Исповедующей церкви перед протестантскими неарийцами. Поскольку оба меморандума были заархивированы вместе в одной папке в коллекции документов Кирхенкампфа Гюнтера Хардера в Берлинском Евангелисском центральном архиве , один с указанием авторства Мейзеля, а другой без заявленного авторства, историки пришли к выводу, что оба были написаны Мейзелем. [ 5 ] Пробст Вильгельм Виббелинг подписал письменные показания в 1947 году, подтверждающие, что Элизабет Шмитц была автором, но эти показания остались у Шмитца и не были включены в эту папку с файлами. [ 5 ] Правильную атрибуцию в конечном итоге сделал бывший пастор и бывший ученик Шмитца Дитгард Мейер в 1999 году. [ 8 ] Мейер была одной из трех бывших студенток, которых Шмитц считал дочерьми, и получила портфель Шмитца с документом и письменными показаниями после смерти Шмитца. [ 3 ] Видео «Элизабет Берлинская» , созданное Стивеном Д. Мартином к 70-летию Хрустальной ночи, описывает события. [ 9 ]
Хотя сходство аргументов Мейзеля и Шмитца, возможно, привело к тому, что два меморандума были заархивированы вместе, аргумент Шмитца пошел гораздо дальше. Шмитц считал, что ответственность Церкви свидетельствовать о несправедливости гораздо шире, чем просто несправедливость, причиненная ее собственным новообращенным. Как резюмировала Марго Кассман в своей поминальной речи: «Для нее Маргу Мейзель беспокоил не только вопрос о свободе Церкви свидетельствовать, как предполагал Карл Барт , или о судьбе крещеных евреев. больше обеспокоен судьбой Церкви как Церкви, если она не будет готова отстаивать права тех, с кем плохо обращаются». [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]В послевоенные годы Шмитц жил в Ханау и принимал активное участие в жизни местного сообщества, но не был широко известен на международном уровне. Она собрала документацию о своей спасательной работе и получила письменные показания от Виббелинга, но не предала огласке свои собственные усилия. [ 5 ] Когда она выступала в Ханау 7 сентября 1950 года на церемонии памяти жертв фашизма и войны, она призвала участников точно помнить годы войны. Невыполнение этого требования будет иметь не только политические последствия, но и последствия для личной неприкосновенности: «В противном случае мы лишили бы себя человеческого достоинства». [ 5 ] Хотя она и цитировала других участников сопротивления, она не упомянула свою собственную работу.
Она умерла 10 сентября 1977 года. [ 10 ] и на ее похоронах присутствовало только семь человек. [ 2 ] Небольшое количество присутствующих было названо свидетельством ее безвестности, но это также может быть связано с объявлением о похоронах, появившимся после похорон, и, кроме двух незамужних сестер, у Шмитц было мало живых родственников. [ 3 ] Только после того, как было установлено ее авторство «О положении немецких неарийцев», она получила большую известность. Виктория Барнетт из Мемориального музея Холокоста США видит в этом тревожный вопрос о том, как создаются исторические повествования. Она хвалит Манфреда Гайлюса за рассмотрение этого вопроса в его биографии Шмитца. «Действительно, одним из самых захватывающих аспектов этой биографии является ее двойное повествование, которое сочетает в себе историю удивительно смелой и скромной женщины с тем, что Гайлюс называет « Erinnerungskultur » — культурой, в которой повествования о памяти в послевоенной Германии исказил правду и скрыл тех людей, которые действительно говорили ее во времена нацизма». [ 5 ] Далее Барнетт говорит, что «появление истории [Шмитца] и исправление исторических записей - могут быть самостоятельными исследованиями по созданию исторического повествования». [ 5 ]
Епископ Кеннет Кардер из Школы богословия Университета Дьюка сказал: «Эта история учит нас тому, что академическое богословие дает нам инструменты для участия в великих дебатах нашего времени, которые требуют великих умов и смелости духа, чтобы вступить в них». [ 11 ]
Почести
[ редактировать ]Евангелическая церковь Гессенского электората-Вальдек и город Ханау установили памятный камень на могиле Шмитца в 2005 году (см. фотографию справа).
К 30-летию со дня смерти Шмитца Манфред Гайлюс организовал в 2007 году в Берлине конференцию, посвященную жизни и творчеству Шмитца. Документы этой конференции были опубликованы как Элизабет Шмитц и ее меморандум против преследования евреев. Контуры забытой биографии (1893–1977). [ 5 ] В переводе говорится: «Элизабет Шмитц и ее меморандум против преследования евреев. Очерки забытой биографии».
Шмитц стал героем документального фильма, посвященного 70-летию Хрустальной ночи в 2008 году. [ 11 ]
16 августа 2011 года Яд Вашем признал Шмитца «Праведником народов мира». [ 1 ]
Мемориальный центр немецкого сопротивления включает биографию Шмитца. [ 10 ]
Работает
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Шмитц Элизабет» . База данных «Праведники народов мира» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кассманн, Марго (март 2014 г.). «Памятная речь: доктор Марго Кессманн по случаю 120-летия со дня рождения доктора Элизабет Шмитц» . Ежеквартальный журнал современной церковной истории . 20 (1) . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Элизабет Шмитц» . 500 лет Реформации: Создано женщинами . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Мемориальный центр немецкого сопротивления-биография» . gdw-berlin.de . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Обзоры, Виктория Дж. Барнетт · в; Номер 3, Том 17. «Рецензия на Манфреда Гаилуса. Мое сердце разрывалось на части. Молчаливое сопротивление Элизабет Шмитц - Ежеквартальный журнал современной церковной истории» . Проверено 3 декабря 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Мемориальная доска в Ханау» .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бин, Алан (17 ноября 2018 г.). «Молчание перед лицом зла: Учимся у Элизабет Шмитц» . Друзья справедливости . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ «Сопротивление!? Христиане-протестанты под нацистским режимом» . ru.evangelischer-widerstand.de . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Мартин, Стивен Д. (28 октября 2008 г.), Элизабет Берлинская (документальный фильм), Vital Visuals , получено 5 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Веб-сайт Мемориального центра немецкого сопротивления , Элизабет Шмитц , по состоянию на 29 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Журнал DIVINITY – зима 2009: «Елизавета Берлинская» » . 13 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2009 г. . Проверено 5 декабря 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гайлус, Манфред, но мое сердце разрывалось. Молчаливое сопротивление Элизабет Шмитц (Геттинген: Vandenhoeck & Ruprecht, 2010), ISBN 978-3525550083
- Мартин, Стивен Д. (28 октября 2008 г.), Элизабет Берлинская (документальный фильм), Vital Visuals, получено 5 декабря 2021 г.