Тунен против Австралии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2008 г. ) |

Тунен против Юнайтед Австралия стала знаковой жалобой на нарушение прав человека , поданной в Комитет ООН по правам человека (КПЧ ООН) жителем Тасмании Николасом Туненом. в 1994 году [ 1 ] Дело привело к отмене законов последних австралийских о содомии , когда Комитет постановил, что сексуальная ориентация была включена в антидискриминационные положения как защищенный статус в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП). [ 2 ] [ 3 ]
В 1991 году Тунен пожаловался в Комитет по правам человека, что законы Тасмании, криминализирующие секс по обоюдному согласию между взрослыми мужчинами наедине, являются нарушением его права на неприкосновенность частной жизни в соответствии со статьей 17 МПГПП; проводить различие между людьми по признаку сексуальной активности, сексуальной ориентации и идентичности в нарушение статьи 26; и означало, что геи на Тасмании неравны перед законом.
В результате его жалобы Тунен потерял работу в качестве генерального директора Тасманийского совета по СПИДу , поскольку правительство Тасмании пригрозило прекратить финансирование совета, если Тунен не будет уволен. 31 марта 1994 года Комитет согласился с тем, что из-за законодательства Тасмании Австралия нарушила обязательства по договору. В ответ правительство Содружества приняло закон, отменяющий криминализацию однополого секса в Тасмании, последний закон Австралии о содомии. [ 4 ] Решение Тоонена впоследствии было использовано комитетом и другими договорными органами при вынесении постановлений. [ 5 ]
Законы о содомии в Австралии
[ редактировать ]Австралия унаследовала законы Соединенного Королевства о содомии в отношении белой колонизации после 1788 года. Они были сохранены в уголовных кодексах, принятых различными колониальными парламентами в 19 веке, а также парламентами штатов после Федерации. [ 6 ]
После отчета Вулфендена лейбористское правительство Данстана в Южной Австралии в 1972 году ввело защиту «по согласию взрослых в частном порядке». Эта защита была инициирована как законопроект Мюрреем Хиллом , отцом бывшего министра обороны Роберта Хилла , и отменила закон штата о содомии в 1972 году. 1975. Кампания против морального преследования в 1970-х годах повысила авторитет и признание сообществ геев и лесбиянок в Австралии , а также в других штатах и территориях. отменили свои законы в период с 1976 по 1990 год. Исключением были Тасмания и Квинсленд.
Мужской гомосексуализм (т. е. содомия) был декриминализован в Южной Австралии в 1975 году и на Австралийской столичной территории в 1976 году, затем в Виктории в 1980 году, а также в Новом Южном Уэльсе и Северной территории в 1984 году. В декабре 1989 года Западная Австралия аналогичным образом декриминализовала частную жизнь. половые акты между мужчинами путем принятия Закона о реформе законодательства (декриминализации содомии) 1989 года , который вступил в силу в марте 1990 года. [ 7 ] [ 8 ] Штаты и территории, на которых сохранялись законы о разном возрасте согласия или другие остатки законов о содомии, позже начали их отменять: Западная Австралия сделала это в 2002 году, а Новый Южный Уэльс и Северная территория сделали это в 2003 году. Тасмания декриминализовала содомию в 1997 году. [ 9 ] после дела Высокого суда Крум против Тасмании .
Предыстория дела
[ редактировать ]В 1991 году Николас Тунен, гей-активист, оспорил два положения Уголовного кодекса Тасмании: разделы 122(a) и (c) и 123, которые устанавливали уголовную ответственность за все формы сексуальных контактов между взрослыми мужчинами по согласию наедине, утверждая, что их продолжение Наличие Уголовного кодекса Тасмании оказало глубокое и вредное воздействие на многих жителей Тасмании, разжигая дискриминацию , преследование и насилие в отношении геев и лесбиянок Тасмании.
Согласно представлению Тунена комитету, законы:
уполномочить сотрудников полиции Тасмании расследовать интимные аспекты его частной жизни и задерживать его, если у них есть основания полагать, что он участвует в сексуальных действиях, противоречащих вышеуказанным разделам. Он добавляет, что в августе 1988 года Генеральный прокурор объявил, что судебное разбирательство в соответствии со статьями 122(a), (c) и 123 будет возбуждено при наличии достаточных доказательств совершения преступления. [ 10 ]
Хотя на практике полиция Тасмании в течение нескольких лет не предъявляла никому обвинений по статье 122 в «неестественных половых сношениях» или «половых сношениях, противоречащих природе», а также по статье 123 в «непристойных действиях между лицами мужского пола», Тунен утверждал, что из-за его высокого Профильный активизм, его деятельность в качестве работника по ВИЧ / СПИДу и его долгосрочные отношения с другим мужчиной, его личная жизнь и свобода оказались под угрозой из-за продолжающегося существования этих законов. Он также утверждал, что законы запрещали ему « открыто раскрывать свою сексуальную ориентацию » и публиковать свои взгляды на реформу законодательства, поскольку это «нанесло бы ущерб его занятости», утверждая, что Секции «создали условия для дискриминации в сфере занятости, постоянной стигматизации, очернение, угрозы физического насилия и нарушение основных демократических прав». [ 10 ]
Тунен далее жаловался, что «властные деятели» Тасмании (такие как члены нижней палаты парламента , муниципальные советники, духовенство и широкая общественность), как известно, открыто делали уничижительные замечания в адрес геев и лесбиянок, включая такие заявления, как «представители гей-сообщество не лучше Саддама Хусейна »; «акт гомосексуализма недопустим ни в каком обществе, не говоря уже о цивилизованном обществе»; и «вероятность быть убитым гомосексуалистом в 15 раз выше, чем гетеросексуалом». Некоторые далее предлагали сослать всех тасманийских гомосексуалистов на необитаемый остров или подвергнуть принудительной стерилизации. Это, как утверждал Тунен, представляло собой «кампанию официальной и неофициальной ненависти» против геев и лесбиянок и мешало Тасманийской группе по реформе законодательства о геях распространять информацию о своей деятельности и выступать за декриминализацию гомосексуализма. [ 10 ]
Жалоба
[ редактировать ]Тунен утверждал, что разделы 122 (a) и (c) и 123 Уголовного кодекса Тасмании нарушают статьи 2 (1), 17 и 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, потому что:
(а) они не делают различия между сексуальной активностью в частном порядке и сексуальной активностью публично и выносят частную деятельность в общественное достояние. Применение этих положений приводит к нарушению права на неприкосновенность частной жизни , поскольку они позволяют полиции проникать в дом по одному только подозрению, что двое взрослых гомосексуалистов по согласию могут совершить уголовное преступление. Учитывая стигматизацию гомосексуализма в австралийском обществе (и особенно в Тасмании), нарушение права на неприкосновенность частной жизни может привести к незаконным посягательствам на честь и репутацию соответствующих лиц.
(b) они различают людей при осуществлении своего права на неприкосновенность частной жизни на основе сексуальной активности, сексуальной ориентации и сексуальной идентичности, и
(c) Уголовный кодекс Тасмании не запрещает никакую форму гомосексуальной активности между гомосексуальными женщинами по согласию наедине, а лишь некоторые формы гетеросексуальной активности по согласию между взрослыми мужчинами и женщинами наедине. Тот факт, что рассматриваемые законы в настоящее время не соблюдаются судебными властями Тасмании, не должен означать, что гомосексуальные мужчины в Тасмании пользуются фактическим равенством перед законом. [ 10 ]
Средством правовой защиты, требуемым Тооненом, была отмена этих положений.
Решение о приемлемости жалобы
[ редактировать ]При рассмотрении приемлемости жалобы Комитет установил, что автор (Тоонен) может считаться жертвой по смыслу статьи 1 Факультативного протокола и что его утверждения являются приемлемымиratione temporis (в пределах временной юрисдикции комитета). . Сообщение было объявлено приемлемым 5 ноября 1992 года. [ 10 ]
Ответ австралийского федерального правительства и штата
[ редактировать ]В своем ответе федеральное правительство Австралии признало, что Тунен стал жертвой произвольного вмешательства в его частную жизнь, что на него лично и фактически повлияли законы, оспариваемые им, и что эти законы не могут быть оправданы с точки зрения общественного здравоохранения или морали. оснований, но отметил, что правительство Тасмании отрицает, что он стал жертвой нарушения Пакта. Федеральное правительство отметило, что, хотя штат отметил, что с 1984 года не проводилось никаких судебных преследований или расследований по соответствующим статьям, риск судебного преследования или расследования остается.
Правительство Тасмании утверждало, что сохранение рассматриваемых разделов было оправдано и частично мотивировано попыткой остановить распространение ВИЧ / СПИДа в штате, и что эти законы были дополнительно оправданы моральными соображениями; федеральное правительство не приняло ни одно из требований, отметив, что законы против гомосексуализма во всех других частях Австралии были отменены и что дискриминация по признаку сексуальной ориентации является незаконной в трех из шести австралийских штатов и двух самоуправляющихся внутренних австралийских территориях.
Федеральное правительство запросило у комитета рекомендации по толкованию того, может ли сексуальная ориентация быть отнесена к термину «... или другой статус» в статье 26, требующей изучения вопросов:
- проводят ли законы Тасмании различие по признаку пола или сексуальной ориентации;
- стал ли Тунен жертвой дискриминации;
- существуют ли разумные и объективные критерии для проведения различия; и
- являются ли законы Тасмании пропорциональным средством достижения законной цели согласно Пакту.
Решение
[ редактировать ]Комитет установил, что сексуальная активность взрослых по обоюдному согласию наедине подпадает под понятие «конфиденциальность» и что на Тунена повлияло продолжающееся существование законов Тасмании, которые постоянно и напрямую вмешивались в его частную жизнь, несмотря на отсутствие в последнее время их соблюдения.
Комитет отметил, что «криминализация гомосексуальной практики не может считаться разумным средством или соразмерной мерой для достижения цели предотвращения распространения СПИДа/ВИЧ», отметив далее, что «австралийское правительство отмечает, что законы, криминализирующие гомосексуальную деятельность, как правило, препятствуют публичному программы здравоохранения, загоняя под землю многих людей, подвергающихся риску заражения». [ 10 ]
Комитет пришел к выводу, что эти статьи не соответствуют критерию «разумности» в обстоятельствах данного дела и что они произвольно ущемляют право Тунена согласно пункту 1 статьи 17.
Что касается указаний правительства Австралии относительно того, может ли сексуальная ориентация считаться «иным статусом» для целей статьи 26, Комитет пришел к выводу, что ссылку на «пол» в статье 26 следует понимать как включающую сексуальную ориентацию.
Таким образом, Комитет по правам человека пришел к выводу, что представленные ему факты свидетельствуют о нарушении пункта 1 статьи 17 и пункта 1 статьи 2 Пакта. Автор имел право на средство правовой защиты в соответствии со статьей 2(3)(a) Пакта, и по мнению комитета, эффективным средством правовой защиты была бы отмена статей 122(a), (c) и 123 Тасманского закона. Уголовный кодекс и запросил ответ у федерального правительства в течение 90 дней.
Приложение к решению
[ редактировать ]Член комитета Бертил Веннергрен представил приложение к решению, в котором он не согласился с мнением комитета о том, что нет необходимости рассматривать вопрос о том, имело ли место также нарушение статьи 26 Пакта. По его мнению, вывод о нарушении пункта 1 статьи 17 скорее должен был быть сделан на основе установления нарушения статьи 26.
Веннергрен утверждал, что криминализация определенных видов поведения в соответствии с разделами 122(a), (c) и 123 Уголовного кодекса Тасмании должна считаться несовместимой со статьей 26 Пакта (a) проводится различие между гетеросексуалами и гомосексуалистами, и (b) криминализировать сексуальные контакты между мужчинами по согласию, не признавая в то же время уголовными преступлениями такие контакты между женщинами по согласию, тем самым отменяя принцип равенства перед законом, в нарушение статьи 26:
Дискриминационное уголовное законодательство, о котором идет речь, не является, строго говоря, «незаконным», но оно несовместимо с Пактом, поскольку ограничивает право на равенство перед законом. По моему мнению, криминализация, действующая согласно разделам 122 и 123 Уголовного кодекса Тасмании, в неоправданной степени вмешивается в частную жизнь и, следовательно, также представляет собой нарушение пункта 1 статьи 17... Я разделяю мнение Комитета о том, что эффективное средство правовой защиты будет отмена разделов 122 (a), (c) и 123 Уголовного кодекса Тасмании. [ 10 ]
Результат
[ редактировать ]В ответ на отказ парламента Тасмании отменить нарушающие законы федеральное правительство приняло Закон о правах человека (сексуальное поведение) 1994 года . [ 11 ] легализация сексуальной активности между взрослыми по обоюдному согласию на всей территории Австралии и запрет на принятие законов, произвольно вмешивающихся в сексуальное поведение взрослых в частной жизни. В 1997 году по делу Крум против Тасмании Крум обратился в Высокий суд Австралии с просьбой вынести решение относительно того, несовместимы ли законы Тасмании с Федеральным законом о правах человека (сексуальное поведение). Правительство Тасмании отменило соответствующие положения Уголовного кодекса после того, как ему не удалось добиться прекращения дела. [ 12 ] [ 13 ]
По словам Ника Пойндера в публичной лекции, прочитанной в Университете Монаша в Центре прав человека Кастана при Мельбурне 28 апреля 2003 года, взгляды комитета «широко публикуются и имеют значительный моральный и убедительный авторитет»:
Нет сомнений... что взгляды КПЧ ООН в деле Тунен против Австралии о том, что антигомосексуальные законы Тасмании нарушают статью 17 МПГПП... привели непосредственно к принятию австралийским парламентом законодательства, делающего эти законы неэффективными. [ 3 ]
По словам судьи Майкла Кирби в речи, произнесенной по случаю двухсотлетия Тасмании в 2004 году, изменения в законодательстве привели к тому, что Тасмания стала «одним из самых просвещенных» австралийских штатов:
Первоначальное руководство взяла на себя полиция Тасмании. За ним последовало Министерство здравоохранения, стремившееся принять решительные меры по борьбе с ВИЧ/СПИДом. Была создана референтная группа по образованию, чтобы изменить прежнюю политику и бороться с гомофобией в школах Тасмании. Вскоре была учреждена программа по полному устранению дискриминации по признаку пола из законодательства и официальной практики Тасмании. Туризм Тасмании даже выделил ресурсы для продвижения штата как места, дружественного к посетителям-геям. Для тех, кто знал всю историю, это была действительно история удивительной Тасмании. Если в 1988 году поддержка декриминализации гомосексуализма в этом штате была на 15% ниже среднего показателя по стране, то к моменту декриминализации в 1997 году она была на 15% выше среднего показателя. Действительно, как сообщается, в Хобарте он был выше, чем в Мельбурне или Сиднее. [ 14 ]
Эта прецедентная практика «Тунен против Австралии» также упоминается в Монреальской декларации . [ 15 ] и доклад Верховного комиссара ООН по правам человека о сексуальной ориентации и гендерной идентичности . [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сообщение № 488/1992» . Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . 31 марта 1994 года . Проверено 2 августа 2019 г.
- ^ «Австралия: Политика «защиты брака» вредит семьям» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 20 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Когда все остальное терпит неудачу: практические аспекты обеспечения защиты прав человека в соответствии с международными договорами» . Кастанский центр права прав человека, Университет Монаша . Проверено 20 декабря 2008 г.
- ^ «Разъяснение прав человека, тематические исследования: жалобы на Австралию в Комитет по правам человека» . Австралийская комиссия по правам человека . Проверено 20 декабря 2008 г.
- ^ «Нарушения прав лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров в Ботсване: теневой отчет, представленный Хьюман Райтс Вотч» (PDF) . Сеть Ботсваны по этике, праву и ВИЧ/СПИДу (БОНЕЛА); Лесбиянки, геи и бисексуалы Ботсваны (LeGaBiBo); Глобальные права; и Международная комиссия по правам геев и лесбиянок (IGLHRC) . Проверено 20 декабря 2008 г.
- ^ Карбери, Грэм (2010). «На пути к гомосексуальному равенству в уголовном праве Австралии: краткая история» (PDF) (2-е изд.). Австралийский архив лесбиянок и геев Inc.
- ^ Закон о правовой реформе (декриминализации содомии) 1989 г.
- ^ Реформа закона о геях в австралийских штатах и территориях
- ^ Закон о внесении поправок в Уголовный кодекс 1997 г. , AustLII
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Тунен против Австралии, сообщение № 488/1992, документ ООН CCPR/C/50/D/488/1992 (1994)» . Библиотека по правам человека Университета Миннесоты . Получено 20 декабря.
- ^ «Закон о правах человека (сексуальное поведение) 1994 года – раздел 4» . Сводные законы Содружества . Проверено 3 сентября 2007 г.
- ^ Гас Бернарди (2001). «От конфликта к конвергенции: эволюция антидискриминационного закона Тасмании» . Австралийский журнал по правам человека . Проверено 25 июня 2009 г.
После того, как правоспособность была предоставлена, правительство ПЛП Тасмании не стало дожидаться решения Высокого суда и приняло Закон о внесении поправок в Уголовный кодекс 1997 года, который отменил антигейские положения Уголовного кодекса Тасмании.
- ^ Библиотекарь палаты общин (22 декабря 2023 г.). «Кампании, изменившие Тасманию» . Библиотека социальных изменений Commons . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ «Три реформатора законодательства Тасмании: речь, произнесенная по случаю 200-летия Тасмании в пятницу, 5 ноября 2004 г., в Хобарте, Тасмания» . Высокий суд Австралии. Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года . Проверено 20 декабря 2008 г.
- ^ Монреальская декларация , раздел 1 (c)
- ^ Дискриминационные законы и практика, а также акты насилия в отношении людей на основании их сексуальной ориентации и гендерной идентичности . А/HRC/19/41