Манучехр Хан Горджи
Манучехр Хан Горджи | |
---|---|
![]() Портрет Манучехр Хана Горджи в стиле Мохаммада Исмаила. Датировано 1840 г. | |
Рожденный | 18 век |
Умер | 9 февраля 1847 г. |
Место захоронения | Храм Фатимы Масуме |
Отец | Мирза Гурген Хан |
Родственники | Авраам Эниколопиан (брат) Солейман Хан Сахам ад-Доуле (племянник) |
Манучехр Хан Горджи Мотамед ад-Доуле ( персидский : Манучехр Хан Горджи Мотамед ад-Доулех ; умер 9 февраля 1847 года) был евнухом в Каджаре, Иран . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Манучехр Хан, член рода Эниколопиан и дворянского сословия азнаури , родился как Чонгур Эниколопиант в городе Тбилиси в Грузии . [ 2 ] [ 3 ] Его отцом был Мирза Гурген-хан, опытный дипломат, служивший при грузинских царях. [ 4 ] Его мать Воскум Ханум была родом из города Хамадана и дочерью некоего Акопжана Ага Аматуна. [ 5 ]
Хотя Манучехр-хана часто называли нисбой « также называл его «грузином, купленным в рабство» Горджи» (грузин), а его знакомый Остин Генри Лейард , на самом деле он был армянином . [ 6 ] [ 2 ] Его предками были известные армяне, переселившиеся из Армении в Грузию в 17 веке и работавшие официальными переводчиками у грузинского царя. После переезда семья сменила фамилию с Мамкиниян на Иникулуб / Эниколопиант , что в переводе с грузинского означает «ящик языков» и свидетельствует о лингвистическом мастерстве семьи. [ 2 ] Армяне играли значительную роль в истории Грузии с 16 по 18 века, а многочисленные придворные армянского происхождения работали писателями и переводчиками у грузинских царей. Эниколопианцы начали изучать языки еще в молодости и часто служили на дипломатических должностях благодаря владению армянским, грузинским, персидским, турецким и арабским языками. [ 7 ]
Согласно некоторым персидским текстам, предки Манучехр-хана были визирями грузинских наместников при Сефевидских шахах (царях) Ирана. Эта история выдумана и написана для повышения репутации Манучехр Хана. Автор антологии Мадаих аль-мутамадийя пытался связать его с иранским царствованием, утверждая, что он был потомком Хосрова I ( годы правления 531–579 ), царя доисламской Сасанидской империи . По словам японского историка Нобуаки Кондо, «автору, должно быть, было слишком сложно связать Манучехр-хана с пророком Мухаммедом или любыми другими исламскими святыми». [ 8 ]
Семья предприняла сознательные усилия по установлению связей с правительством и религиозной общиной Ирана, а также России . [ 9 ]
Карьера
[ редактировать ]Служба в добровольческой армии Грузии.
[ редактировать ]В 1804 году разразилась война между Ираном и Россией , когда русские захватили город Гянджа , которым управляло Гянджинское ханство Ирана. [ 10 ] [ 11 ] В том же году одной из сил, сражавшихся под командованием русского полководца Павла Цицианова во время русской осады Эривани, была добровольческая армия грузинской знати под командованием Иване Орбелиани. Однако после разногласий между ними Орбелиани решил вывести свои войска обратно в Грузию. покидали Эривань Иранская армия под командованием Пир-Коли-хана Каджара и Али-Коли-хана Шахсевана устроила им засаду, когда они 4 августа с большим караваном. Они захватили в плен многих грузин, входивших в класс азнаури , в том числе Чонгура Эниколопианта. Вместе с тремя русскими и двумя другими армянскими молодыми людьми (Андре Гайтмазеанцем, позже Хосров-ханом Горджи и Акопом/Якубом Маргаряном, позже Ага Якубом) он был доставлен Фатх-Али Шаху Каджару ( годы правления 1797–1834 ). Каджар - шах Ирана. [ 12 ]
Служба в правительстве Ирана
[ редактировать ]Ранняя карьера и взлет
[ редактировать ]
Чонгур Эниколопиант получил персидское имя Джансуз («воспламеняющий душу»), кастрирован, принял ислам и начал работать евнухом при дворе. Вскоре он поднялся до должности главного евнуха ( ич-акаси-баши ) и стал близким советником Фатх-Али-шаха, который наградил его титулом « хана » и более престижным иранским именем «Манучер», которое также было имя шаха Пишдадской династии . [ 2 ]
Большинство персидских источников описывают Манучехр-хана как гулама , что указывает на то, что он, вероятно, имел статус раба. Он называл себя «Манучер Хан, Фаттех Али Шахи» в документе, который он написал в 1822 году и который демонстрирует, что он был рабом Фатх-Али Шаха. Кондо заявляет: «Мы можем предположить, что его ранняя карьера была очень похожа на карьеру любого члена рабской элиты на средневековом Ближнем Востоке». [ 2 ] Ему было поручено руководить более чем 500 евнухами, включая грузин, турок и курдов, которые отвечали за защиту королевского гарема. Ни один принц или принцесса не могли войти в королевский замок без его одобрения, поскольку он следил за входными дверями. Каждый день за обедом и ужином он приносил в царский гарем миску с водой для мытья рук и кувшин с питьевой водой. Он также всегда сопровождал Фатх-Али Шаха, когда тот покидал дворец. Время от времени он занимался спортом с принцами в гареме. Фатх-Али Шах называл его «моим партнером». [ 13 ]
Помимо своих навыков и самобытного наследия как армяно-грузинский аристократ Манучехр-хан время от времени получал помощь от своих первых родственников. Рабовладельческая система Каджаров в большей степени зависела от характера шаха, чем система Сефевидов, которая известна своим систематическим включением и интеграцией местных кавказских элит. В отличие от ранее существовавшей системы рабов-солдат, возвышение Манучехр-хана явно демонстрирует иранскую модель системы рабской элиты, где семейные и местные связи были важны. [ 14 ]
Позже Манучехр Хан взял на себя обязанности министра Мирзы Шафи Мазандарани , который из-за преклонного возраста оказался не в состоянии справиться с ними. [ 15 ] В 1824 году Манучехр-хан был назначен визирем Яхья -мирзы, губернатора Гилана . Манучехр Хан был фактическим губернатором провинции, поскольку Яхья Мирза был слишком молод для этого. [ 16 ]
Война с Россией и ее последствия
[ редактировать ]
При дворе Фатх-Али-шаха в ходе выстраивания политики по отношению к России возникли две фракции. Одна фракция выступала за мир с Россией, а другая за войну. Оба активно лоббировали Фатх-Али Шаха и Аббаса Мирзу. Первый вопрос заключался в том, что делать, если Россия не прекратит оккупацию Гокчи и Балаглу. Положение мусульманского меньшинства под властью России и, наконец, была ли Россия ослаблена в результате внутренних кризисов и если да, то в какой степени, были второстепенными вопросами. [ 17 ]
Манучехр Хан был среди тех, кто выступал за мир, наряду с другими видными деятелями, такими как главный писец Нешат Исфахани; министр иностранных дел Мирза Аболхасан Хан Ильчи ; и придворный переводчик и посланник Мирза Салех Ширази . В целом партия мира опасалась возможностей Российской империи и хотела любой ценой избежать вооруженного конфликта. Они были более привычны к общению с людьми других культур и больше знали о России. Иранцы в конечном итоге проиграли вторую войну с русскими и были вынуждены подписать Туркменчайский мирный договор 28 февраля 1828 года, по которому они согласились уступить Эривань и Нахичевань . [ 18 ] [ 10 ] Воспользовавшись советом Манучехр-хана, Фатх-Али Шах избежал назначения иранских уроженцев в состав первой делегации во время переговоров по мирному договору в деревне Туркманчай . Вместо этого он поручил его новообращенному мусульманину Бижан Хану, который показал хорошие результаты. Кроме того, Манучехр Хан присутствовал на переговорах по мирному договору, проходивших в Туркманчае, и отвечал за подготовку и транспортировку туда компенсации за военные потери для русских. [ 15 ]
В 1829 году выдающийся русский поэт и писатель Александр Грибоедов возглавил большое российское посольство в Тегеран, чтобы доставить подписанный договор и решить другие вопросы, например, военные репарации. [ 19 ] [ 20 ] Там Грибоедов продемонстрировал снисходительное поведение завоевателя по отношению к иранцам при выполнении условий Туркменчайского договора. грузинских наложниц, содержавшихся в гаремах Каджаров (в том числе и бывшего премьер-министра Асефа ад-Доуле Он приказал передать под его опеку ). Он сделал это по настоянию Аги Якуба, который хотел вернуться на родину. Грибоедов отправил своих армянских и грузинских помощников доставить грузинских наложниц в российское посольство, опираясь на пункт Туркменчайского договора, который предусматривал торговлю военнопленными. [ 15 ] [ 20 ] Манучехр-хан посоветовал Грибоедову покинуть миссию, поскольку он был в опасности, но он отказался. Духовенство подстрекало толпу напасть на российскую миссию на следующий день (10 февраля), что они и сделали, убив всех ее значительных сотрудников, кроме одного. [ 21 ]
Губернаторство западных и центральных провинций Ирана
[ редактировать ]
8 июня 1829 года умерла Нешат Исфахани. [ 22 ] и, таким образом, его титул «Мотамед ад-Доуле» («Попечитель государства») был передан Манучехр-хану Фатх-Али Шахом. [ 15 ] [ 23 ]
В 1837 году губернатор Керманшаха , Бахрам Мирза который также был братом тогдашнего короля Мохаммад Шаха Каджара (годы правления 1834–1848), был отозван в иранскую столицу Тегеран после жалоб жителей его провинции. [ 24 ] Впоследствии Манучехр Хан был назначен новым губернатором Керманшаха. [ 24 ] В 1838 году ему был присвоен пост губернатора Исфахана , и эту должность он сохранял до своей смерти. [ 25 ] вся провинция Исфахан В 1839 году к владениям Манучехр-хана была присоединена , в которую уже входили Керманшах, Хузестан и Лорестан . [ 24 ] В результате «он фактически стал наместником большей части центрального и юго-западного Ирана и делегировал власть в Керманшахе ряду подчиненных губернаторов». [ 24 ] Примерно в то же время, еще в 1830-х годах, Манучехр-хан отвечал за создание центрального суда в Исфахане, в котором были как светские, так и религиозные судьи, и по своей реализации «примерно напоминавший исторический мазалемский суд». [ 26 ]
Однако суд был распущен из-за противодействия тех, кто счел, что он работает против их личных интересов. [ 26 ] Когда Баб прибыл в Исфахан в 1846 году, Манучехр предоставил ему защиту и, как утверждается, предложил военные услуги для завоевания Ирана и распространения своего учения в стране и даже за ее пределами. Сообщается, что Баб отклонил это предложение, но принял защиту губернатора. Вскоре после этого умер Манучехр-хан, и Баб, оставшийся без влиятельного покровителя, впал в немилость шаха. [ 27 ] [ 28 ]
Манучехр Хан умер в Исфахане 9 февраля 1847 года. Он был похоронен в храме Фатимы Масуме в Куме , там же, где был похоронен Фатх-Али Шах. [ 29 ] [ 30 ]
Деловые начинания
[ редактировать ]Вместе с Хосров-ханом Горджи и Ага Якубом Манучехр-хан начал важные коммерческие начинания. Армянский историк Галуст Шермазанян сообщил, что Манучехр-хан использовал Стефана из Новой Джульфы и Самуэля из Тбилиси в качестве своих доверенных лиц. Это демонстрирует значение местного и этнического происхождения рабовладельческих элит. Через Тебриз , Астрахань , Решт , Константинополь , Багдад , Бушер , Мадрас и Калькутту их армянская торговая сеть охватывала весь Иран и соседние земли. [ 31 ]
Вместе со своими сверстниками Манучехр Хан основал бизнес по покупке украшений для дам королевского гарема по доступным ценам. Этот бизнес пользовался большим успехом вплоть до своего закрытия в 1819 году. Чтобы приобрести подарки для Фатх-Али Шаха в надежде получить назначение на руководящие должности в провинциях, Манучехр Хан ссужал доходы от бизнеса придворным. В Тегеране он получил признание как заместитель губернаторов провинций. Документ 1822 года показывает, что Манучехр-хан сделал крупное приобретение, заплатив 48 565 туманов главному купцу Багдада Элиасу Антуну. Что он приобрел, неизвестно. Он стал одним из самых богатых людей в стране, вложив деньги, заработанные на своих предприятиях, в городскую и сельскую недвижимость. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маэда 2019 , с. 183.
- ^ Jump up to: а б с д и Кондо 2004 , с. 228.
- ^ Маэда 2019 , с. 184.
- ^ Маэда 2019 , с. 192.
- ^ Маэда 2019 , с. 185.
- ^ Бехруз 2023 , с. 164.
- ^ Маэда 2019 , с. 181.
- ^ Кондо 2004 , стр. 227, 228.
- ^ Маэда 2019 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б Пурджавади 2023 .
- ^ Борнутиан 2016 , с. 107.
- ^ Маэда 2019 , стр. 183–184, 186.
- ^ Кондо 2004 , стр. 228–229.
- ^ Маэда 2019 , стр. 184–185.
- ^ Jump up to: а б с д и Кондо 2004 , с. 229.
- ^ Кондо 2004 , с. 230.
- ^ Бехруз 2023 , стр. 118–119.
- ^ Бехруз 2023 , с. 120.
- ^ Бехруз 2023 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Мандат 2017 г. , с. 216.
- ^ Хэмбли 1991 , с. 339.
- ^ Джавади 1982 , стр. 170–171.
- ^ Хэмбли 1991 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б с д Кальмар 2015 .
- ^ Уолчер 2006 , стр. 657–675.
- ^ Jump up to: а б Этаж 2009г .
- ^ Маккантс, Уильям (2004). «Бабия». В Мартине, Ричард К. (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира, Том 1 . Издательство Гранит Хилл. п. 96. ИСБН 0028656032 .
- ^ Пока, Череп (1982). Мистика и инакомыслие: социально-религиозная мысль в Каджаре, Иран . Издательство Сиракузского университета. п. 95. ИСБН 0815628536 .
- ^ Маэда 2019 , с. 187.
- ^ Аманат 1999 , стр. 407–421.
- ^ Маэда 2019 , с. 186.
Источники
[ редактировать ]- Аманат, Аббас (1997). Ось Вселенной: Насир ад-Дин Шах Каджар и иранская монархия, 1831-1896 гг . ИБТаурис. ISBN 978-1845118280 .
- Аманат, Аббас (1999). «Фатх-Али Шах Каджар » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IX/4: Фарс II – Фауна III . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 407–421. ISBN 978-0-933273-32-0 .
- Аманат, Аббас (2017). Иран: современная история . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300112542 .
- Бехруз, Мазиар (2023). Иран в войне: взаимодействие с современным миром и борьба с имперской Россией . ИБ Таурис. ISBN 978-0755637379 .
- Бурнутян, Джордж (2016). «Прелюдия к войне: русская осада и штурм крепости Гандже, 1803–1804 гг.». Иранские исследования . 50 (1). Тейлор и Фрэнсис : 107–124. дои : 10.1080/00210862.2016.1159779 . S2CID 163302882 .
- Кальмар, Жан (2015). «Керманса iv. История от арабского завоевания до 1953 года». Энциклопедия Ираника .
- Флор, Виллем (2009). «Судебная и правовая системы iv. Судебная система от появления ислама до XIX века». Энциклопедия Ираника .
- Хэмбли, Гэвин Р.Г. (1991). «Иран во время правления Фатх Али-шаха и Мухаммад-шаха». В Эйвери, Питер ; Хэмбли, Гэвин Р.Г.; Мелвилл, Чарльз Питер (ред.). Кембриджская история Ирана, том 7: От Надир-шаха до Исламской Республики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 144–173. ISBN 0-521-20095-4 .
- Джавади, Х. (1982). «Абд-аль-Ваххаб Мотамад-ад-Давла » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/2: Абд-аль-Хамид – Абд-аль-Хамид . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 170–171. ISBN 978-0-71009-091-1 .
- Кондо, Нобуаки (2004). «Вакф и религиозное покровительство Манучихр-хана Мутамада ад-Давлы» В Гливе, Роберт (ред.). Религия и общество в Каджаре, Иран Рутледж. стр. 100-1 227–244. ISBN 978-0415338141 .
- Маэда, Хиротаке (2019). «Жизнь эниколопианцев: многоязычие и религиозно-национальная идентичность кавказской семьи в персидском мире». В Аманате Аббас; Ашраф, Ассеф (ред.). Персидский мир: переосмысление общей сферы . Брилл. стр. 169–195. ISBN 978-90-04-38728-7 .
- Пуджавади, Реза (2023). «Русско-иранские войны 1804-13 и 1826-8» . Христианско-мусульманские отношения. Библиографическая история. Том 20. Иран, Афганистан и Кавказ (1800-1914) . Брилл.
- Уолчер, Хайди (2006). «Исфахан VIII. Период Каджара». Энциклопедия Ирана, Том. XIII, Фаск. 6 . стр. 100-1 657–675.
- Рождение в 18 веке
- 1847 смертей
- Военные из Тбилиси
- Каджарские правители Исфахана
- Эмигранты из Грузии (страны) в Иран
- Мусульмане-шииты из Грузии (страна)
- Бывшие грузинские православные христиане
- Переходит в шиитский ислам из восточного православия
- Люди русско-персидских войн
- Захоронения в Иране
- История провинции Керманшах
- Каджарские губернаторы
- История провинции Лорестан
- Каджарские правители Хузестана
- Каджарские правители Керманшаха
- Каджарские губернаторы Лорестана