Рам Ратх Ятра
![]() Запланированный маршрут Л.К. Адвани , Ратх-ятры начинающийся в Сомнатхе 25 сентября 1990 года и заканчивающийся в Айодхье 30 октября. | |
Дата | 25 сентября - 30 октября 1990 г. |
---|
Рам Ратх Ятра — политический и религиозный митинг, который длился с сентября по октябрь 1990 года. Он был организован партией Бхаратия Джаната (БДП) и ее индуистскими националистическими филиалами и возглавлялся тогдашним президентом БДП Л.К. Адвани . Целью ятры было поддержать агитацию, возглавляемую Вишва Хинду Паришад (ВХП) и ее филиалами в Сангх Париваре , по возведению храма индуистского божества Рамы на месте Бабри Масджид . [ 1 ]
Масджид , и стояла , или мечеть, была построена в городе Айодхья после Великими Моголов завоевания региона в 1528 году. По слухам, она была построена над храмом, посвященным Раме на месте его рождения. В 1980-х годах VHP и другие филиалы «Сангх Паривар» начали агитацию за строительство на этом месте храма Рамы, при этом БДП оказала политическую поддержку движению. В 1990 году правительство Индии во главе с вице-президентом Сингхом решило реализовать некоторые рекомендации комиссии Мандала и объявило, что двадцать семь процентов государственных должностей будут зарезервированы для людей из другого отсталого класса . Это объявление поставило под угрозу избирательный округ БДП, который решил использовать спор в Айодхье для объединения голосов индуистов путем мобилизации антимусульманских настроений. [ 1 ]
Чтобы способствовать этому движению, БДП объявила о Рат Ятре , или «путешествии на колеснице» через всю страну в Айодхью. Процессию возглавил Л.К. Адвани, в ней приняли участие тысячи кар-севаков , или добровольцев, из Сангх Паривар. Ятра Сомнатхе началась в . 25 сентября 1990 года и прошла через сотни деревень и городов Они проезжали около 300 километров в день, и Адвани часто выступал на шести публичных митингах за один день. Ятра . вызвала всплеск как религиозных, так и воинственных настроений среди индуистов и стала одним из крупнейших и величайших массовых движений в истории Индии [ 1 ]
Ятра также спровоцировала религиозное насилие, вызвавшее беспорядки в городах по всей Северной Индии. В результате Адвани был арестован правительством Бихара , когда ятра проходила через этот штат, а 150 000 его сторонников также были арестованы правительством Уттар-Прадеша . Тем не менее десятки тысяч активистов достигли Айодхьи и попытались штурмовать мечеть, что привело к ожесточенному бою с силами безопасности, в результате которого погибло 20 человек. Эти события вызвали новые индуистско-мусульманские беспорядки по всей стране, в которых были убиты сотни людей. [ 2 ] Жертвами этих беспорядков часто становились мусульмане, особенно в штате Уттар-Прадеш. После этих беспорядков БДП отказалась от поддержки правительства Союза, что привело к досрочным парламентским выборам. БДП добилась значительных успехов на этих выборах, как на национальном, так и на уровне штата, на фоне религиозной поляризации, вызванной ятрой .
Предыстория и мотивация
В индуистской традиции место рождения божества Рамы , известного как « Рам Джанмабхуми », считается святым местом. Часто полагают, что это место находится в городе Айодхья в Уттар-Прадеше , на том месте, где стояла мечеть Бабри Масджид . Исторических свидетельств, подтверждающих эту веру, недостаточно, и некоторые историки утверждают, что Айодхья стала религиозным центром с множеством храмов только в 18 веке нашей эры. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Кроме того, местоположение самой Айодхьи является предметом споров, поскольку за тысячелетия город немного изменился. [ 4 ] После Великими Моголов завоевания региона в 1528 году мечеть была построена в Айодхье генералом Великих Моголов Миром Баки , который назвал ее Бабри Масджид в честь императора Великих Моголов Бабура . По слухам, Баки разрушил на этом месте ранее существовавший храм Рамы. Существуют ограниченные исторические свидетельства, подтверждающие эту теорию, а существование самого храма является предметом споров. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Многочисленные историки заявляют, что существует ограниченное количество доказательств, подтверждающих мнение о том, что Рама родился именно в том месте, где находилась Бабри Масджид, или что на этом месте когда-то стоял храм Рамы. [ 3 ]
В течение нескольких столетий после постройки мечети это место использовалось в религиозных целях как индуистами, так и мусульманами. [ 7 ] Первое зарегистрированное утверждение о том, что мечеть стояла на месте рождения Рамы, было сделано в 1822 году. [ 4 ] Ссылаясь на это утверждение, индуистская секта Нирмохи Ахара предъявила права на мечеть, что привело к межобщинному насилию в период 1853–1855 годов. [ 4 ] В 1949 году в мечети тайно установили идол Рамы. [ 8 ] и была предпринята попытка убедить преданных, что оно появилось чудесным образом. [ 9 ] Официальное расследование пришло к выводу, что мечеть была осквернена, а идол установлен там тремя мужчинами вместе с большой группой сторонников. [ 4 ] Это вызвало бурю негодования среди мусульман, посещавших мечеть, и ворота мечети были заперты по приказу правительства штата. [ 4 ] В 1980-х годах движение, возглавляемое Вишва-Хинду Паришад (ВХП), начало выступать за снос мечети и строительство там храма, посвященного Раме. [ 10 ] усиление религиозной напряженности по всей стране. [ 8 ] В 1986 году окружной судья Айодхьи приказал снова открыть ворота и разрешить индуистам доступ к святыне. [ 10 ] После неудачных результатов на парламентских выборах 1984 года Партия Бхаратия Джаната (БДП) перешла к политике более жесткого индуистского национализма. [ 11 ] и поддержал требование о строительстве храма в Айодхье. Благодаря этой агитации БДП получила 86 мест в Лок Сабхе в 1989 году, и этот результат сделал ее поддержку решающей для правительства Национального фронта . [ 10 ]
В августе 1990 года тогдашний премьер-министр В. П. Сингх , действуя по рекомендациям Комиссии Мандала , решил ввести политику резервирования двадцати семи процентов государственных должностей на уровне штата для людей из низших каст. Новая политика была частично попыткой сократить электоральную поддержку партии Бхаратия Джаната. Основу электората БДП составляли представители высших каст. [ 12 ] которые до этого обладали монополией на государственные должности. [ 13 ] Таким образом, новая политика вызвала недовольство среди высших каст и усилила межкастовую напряженность в некоторых частях страны. Мобилизация индуистов вокруг спора об Айодхье рассматривалась БДП как способ объединить свой электорат путем создания проблемы, вокруг которой все индуисты могли бы объединиться против мусульман. [ 1 ] Эти усилия хорошо сочетались с философией Сангх Паривар , которая исповедовала «культурный национализм» и верила в единство сильно раздробленного индуистского населения. С момента своего основания в 1925 году поддержка « Раштрия Сваямсевак Сангх » (RSS) была ограничена людьми из высших каст. То же самое можно сказать и о партии «Бхаратия Джана Сангх» и ее преемнице, БДП, которая выступала в качестве политического крыла РСС. Поддерживая агитацию Рама Джанмабхуми, БДП надеялась распространить свое влияние за пределы этой группы населения. [ 8 ]
Ратх Ятра

Этимология и философия
В рамках поддержки агитации Рам Джанмабхуми БДП организовала Рат Ятру , или «путешествие на колеснице» через всю страну в Айодхью в 1990 году. Ятру возглавил тогдашний президент БДП Л. К. Адвани . [ 8 ] Санскритское « слово Ятра» по-разному переводится как «путешествие», «шествие» или «паломничество»: идея паломничества занимает важное место в индуистских традициях. Термин Ратха Ятра относится к процессии с участием ратхи или колесницы, часто встречающейся на религиозных объектах. В последние десятилетия проявления силы индуистских националистических группировок часто описывались как ятры , а сама идея паломничества часто использовалась индуистскими националистами для мобилизации поддержки. Город Айодхья, в частности, является местом паломничества в индуистской традиции, поскольку он рассматривается как место, где верующий может обрести вечное спасение, и эта вера используется для вдохновения на поддержку Рам Рат Ятры . Индуистские паломничества традиционно были местом, где кастовые и гендерные барьеры были преодолены в ограниченной степени. Таким образом, БДП, стремясь объединить свой электорат, разделенный по признаку кастовой дискриминации, нашла образы паломничества полезными. Более того, паломничества или шествия часто предполагают утверждение доминирования над физическим пространством, что также имело отношение к спору об Айодхье; [ 1 ] Конечная цель ятры состояла в том, чтобы поддержать агитацию VHP и ее филиалов Сангх Паривар по возведению храма индуистского божества Рамы на месте Бабри Масджид. [ 2 ]
Маршрут и изображения
Адвани, тогдашний президент БДП, объявил ятру 12 сентября 1990 года. [ 1 ] Ратха -ятра началась 25 сентября 1990 года с целью извлечь выгоду из массовых протестов на севере Индии против закона о резервациях. Ятра должна была иметь длину 10 000 километров и планировалась с намерением собраться в Айодхье и заставить правительство передать это место силам хиндутвы для строительства храма. [ 4 ] Ятра Гуджарат индуистском священном городе Сомнатх и должна была пройти через штаты Махараштра , началась в , Андхра-Прадеш , Мадхья-Прадеш и Бихар , прежде чем достичь города Айодхья в Уттар-Прадеше. И Сомнатх, и Айодхья имели политическое значение для индуистского националистического движения из-за их связи с наследием мусульманских захватчиков и правителей. В частности, Айодхья считалась символом индуистского унижения со стороны мусульманских правителей. [ 1 ] Кроме того, БДП хотела провести параллель между своими усилиями по строительству храма в Айодхье и реконструкцией храма Сомнатх , предпринятой Индийского национального конгресса (ИНК) в 1950-х годах. правительством Индии под руководством [ 8 ]
Образы процессии были призваны отразить религиозные темы. «Колесницу» сопровождали активисты, одетые в образы мифологических божеств, а марширующие на колеснице люди пели песни и поднимали лозунги, имеющие религиозную тематику. Несколько человек маршировали с ратами на протяжении всего пути, но гораздо большее число людей посещало митинги на каждой остановке. [ 1 ] Сама рата в с кондиционером, переделанную представляла собой переделанную «Тойоту» колесницу. [ 12 ] Историк Рамачандра Гуха заявил, что образы ятры были «религиозными, намеками, воинственными, мужскими и антимусульманскими». [ 10 ] Самой ятре предшествовала интенсивная пропагандистская кампания, проведенная волонтерами Баджранг Дал и ВХП. По всему маршруту ятры они распространяли брошюры и плакаты с описанием предполагаемого храма и очернением мусульман. Лидеры VHP выступили с речами, в которых заявили, что индуисты в прошлые годы проявили «бессилие», позволив мусульманам захватить их святые места, и попросили их быть более агрессивными в данном случае. [ 8 ]
Начальные этапы
Ятра была отмечена в Сомнатхе сценами «бешеных религиозных чувств и воинствующего национального рвения». Сторонники преподнесли Адвани несколько подарков, в том числе флаги Саффрома, меч и лук и стрелы. Сторонники скандировали религиозные гимны и боевые кличи. [ 8 ]
Ятра положила начало одному из самых значительных массовых движений в истории Индии. Адвани преодолевал в среднем 300 километров (190 миль) в день и обычно выступал на шести митингах в день. [ 8 ] [ 1 ] Рат прошел через около 600 деревень Гуджарата, было проведено 50 митингов. В деревне Джетпур индуистские националистические активисты пожертвовали Адвани банку, полную их собственной крови, как символ своей веры. После Гуджарата караван направился в Махараштру, где пыл активистов был еще сильнее из-за поддержки Шив Сена , радикальной индуистской националистической партии. [ 1 ] Затем ятра Телангану прошла через и (тогда в пределах Андхра-Прадеша), пытаясь мобилизовать сторонников в районе, где БДП имела небольшую электоральную силу, за ней следовали Мадхья-Прадеш Раджастхан . Уровень народной мобилизации в каждом штате оказался выше, чем ожидала пресса ранее, и ятра стала больше освещаться в национальных новостях. Лозунги, придуманные последователями, включали « Garv se kaho, ham Hindu hein! » («Говори с гордостью, что мы индуисты!»). В редакционной статье национальной газеты говорилось: [ 1 ]
В каждой деревне на всем протяжении его пути... посмотреть на него пришли толпы от сотен до тысяч. В городах они забирались на крыши, чтобы мельком увидеть очкарика на «Рате».
Речи Адвани во время ятры затрагивали индуистские националистические темы. Он изобразил спор Айодхьи как битву между Рамой и императором Великих Моголов Бабуром и заявил, что ни один индус не сможет жить в мире, пока на месте Бабри Масджид не будет построен храм. Воинственные настроения были заметны на протяжении всего митинга: Адвани подарили луки и стрелы, трезубцы, булавы, кинжалы и мечи. [ 8 ] Лидер БДП Прамод Махаджан заявил: «Если мы хотим использовать все представленное нам оружие, мы сможем освободить Рам Джанмабхуми за день». [ 8 ] в то время как лидер Шив Сена Бал Теккерей «пригрозил стереть с лица земли« нечестивый зеленый »(цвет, связанный с исламом), если строительству храма будут воспрепятствовать». [ 8 ]
Арест Адвани
Ятра . вызвала растущее волнение, в результате чего правительство было вынуждено принять меры против нее [ 10 ] На протяжении ятры организаторы несколько раз отказывались от административных мер, чтобы минимизировать их последствия. Суманта Банерджи заявил, что все люди, арестованные во время Ратха-ятры, совершили нарушение закона. [ 13 ] Адвани приостановил ятру в Дели на несколько дней, бросив вызов центральному правительству арестовать его, чего оно не сделало. [ 10 ] Однако 23 октября премьер-министр Индии вице-президент Сингх уполномочил Лалу Прасада Ядава , главного министра Бихара, арестовать Адвани, когда процессия пересекала границу со штатом Уттар-Прадеш. [ 1 ] Адвани был помещен в превентивное заключение. [ 10 ] После заключения Адвани содержался в гостевом доме Масанджоре, роскошном правительственном отеле. После освобождения он заявил, что благодаря успеху митинга власть народа победила власть государства. Лидер VHP Ашок Сингхал также был арестован, но ему удалось сбежать из-под стражи в течение дня. Других арестованных активистов часто задерживали ненадлежащим образом или им позволяли сбежать. [ 13 ]
Несмотря на арест Адвани, кар-севаки или активисты, сопровождавшие ятру, продолжили путь в сторону Айодхьи. Мулаям Сингх Ядав , главный министр штата Уттар-Прадеш, приказал арестовать всех активистов, направлявшихся в Айодхью, и 150 000 человек были заключены в тюрьму. Однако большому количеству активистов удалось добраться до Айодхьи. Гуха оценивает это число в 75 000 человек. [ 10 ] а Кристоф Жаффрело утверждает, что их было 40 000. [ 1 ] В городе также находилось 20 000 сотрудников службы безопасности, привлеченных туда правительством штата. 30 октября большое количество активистов прорвало кордон силовиков и двинулось в сторону мечети Бабри Масджид. Хотя их перехватили другие силы безопасности, им удалось избежать этого и добраться до мечети. Там один волонтер установил шафрановый флаг на вершине мечети, в то время как другие активисты пытались снести здание, используя такие инструменты, как топоры и молотки. В ответ сотрудники службы безопасности сначала применили слезоточивый газ для изгнания кар-севаков , а затем применили боевые патроны . [ 10 ] Кар -севаков оттеснили от мечети, но последовал ожесточенный бой с охраной, который длился три дня и привел к гибели 20 добровольцев ВХП. [ 10 ]
Общественные беспорядки
В ходе ятры участникам часто помогали правительства государств, через которые они проходили. Процессию часто сопровождала полиция, и полиции штата Уттар-Прадеш помогли некоторым активистам получить доступ к мечети, которую должна была охранять полиция. считается, что сотрудники [ 13 ]
Ятра . вызвала воинственные настроения в рядах БДП, ВХП и Баджранга Дала, и на ее маршруте произошло несколько ожесточенных столкновений Эти столкновения многократно усилились после ареста Адвани 23 октября. [ 14 ] Беспорядки против мусульман произошли в Джайпуре , Джодхпуре , Ахмедабаде , Бароде , Хайдарабаде и некоторых других местах. В ходе этих беспорядков погибло несколько сотен человек, в том числе 130 человек в Джайпуре с 23 по 31 октября. [ 14 ] По оценкам К.Н. Паниккара , с 1 сентября по 20 ноября произошло в общей сложности 116 межобщинных беспорядков, в которых погибло 564 человека. Многие из этих беспорядков произошли в районах, которые не находились на маршруте ятры , но где, тем не менее, она вызвала религиозную ненависть. Наибольшее количество беспорядков произошло в штате Уттар-Прадеш, где погибли 224 человека. [ 8 ] Согласно исследованию, проведенному Б. Раджешвари Институтом исследований мира и конфликтов при Нагарик Манче, в котором собраны все межобщинные беспорядки, вспыхнувшие в Индии в период с 1947 по 2003 год, после Рат-ятры Адвани погибло почти 1800 человек. в общественных беспорядках в разных частях Индии в 1990 году, большинство из которых были мусульманами. [ 15 ]
Тела кар-севаков, погибших в бою с силовиками 30 октября, были кремированы, а их прах развезла ВХП по стране. Индуистов попросили отомстить за смерть активистов, которых назвали мучениками. Религиозные беспорядки последовали по всей стране, особенно в Уттар-Прадеше, где толпы индуистов нападали на кварталы, где преобладают мусульмане, а также на лиц, явно идентифицируемых как мусульмане. [ 10 ]
Последствия
Успех БДП на выборах
БДП сделала агитацию за Айодхью значительной частью своей кампании на парламентских выборах 1991 года , часто при поддержке ВХП. [ 14 ] [ 8 ] Интенсивная кампания привлекла большую поддержку, особенно финансирование кампании. Проблема Рама Джанмабхуми позволила БДП получить значительную поддержку в сельской местности, тогда как ранее она была ограничена поддержкой городского среднего класса. [ 14 ]
После Ратх-ятры и связанных с ней протестов БДП отказалась от поддержки центрального правительства Национального фронта во главе с вице-президентом Сингхом, что привело к его краху. [ 14 ] , возглавляемое Мулаямом Сингхом Ядавом Это также побудило правительство штата Уттар-Прадеш , в своем стремлении консолидировать мусульманские голоса, применить чрезмерную силу полиции против рабочих БДП и кар-севаков , что привело к отчуждению индуистских общин от партии Сингха Самаджвади в самом густонаселенном районе Индии. состояние. [ 12 ]
в мае-июне Эта стратегия БДП принесла большие дивиденды на парламентских выборах 1991 года , даже несмотря на волну сочувствия, вызванную убийством Раджива Ганди , произошедшим после первого этапа голосования. По сравнению с всеобщими выборами 1989 года БДП удвоила свой процент голосов по всей стране и добилась успехов в таких штатах, как Карнатака и Андхра-Прадеш на юге и Ассам на северо-востоке. Она стала второй по величине партией в Лок Сабхе после Индийского национального конгресса. Она захватила большинство мест в Лок Сабхе в Уттар-Прадеше, где она также получила большинство в законодательном собрании штата и сформировала правительство. [ 12 ] Голоса мусульман были разделены между Индийским национальным конгрессом и Джаната Дал, что еще больше помогло БДП. [ 14 ] Ему также удалось получить большинство мест в законодательных собраниях штатов Раджастан, Мадхья-Прадеш и Химачал-Прадеш , а также добиться успехов в ряде других штатов. [ 8 ]
Снос мечети Бабри Масджид
Продолжая свою кампанию по строительству храма на этом месте, VHP, BJP и их филиалы организовали 6 декабря 1992 года митинг возле мечети, в котором приняли участие 150 000 добровольцев VHP и BJP. несколько лидеров БДП, в том числе Адвани, Мурли Манохар Джоши и Ума Бхарти . На митинге выступили [ 16 ] Во время выступлений толпа постепенно становилась все более беспокойной и стала выкрикивать лозунги воинственного характера. Хотя в рамках подготовки к нападению вокруг мечети был установлен полицейский кордон, около полудня молодой человек проскользнул мимо кордона и забрался на саму мечеть, размахивая шафрановым флагом. Толпа восприняла это как сигнал к нападению и вошла в мечеть, вооруженная молотками и топорами. Полицейские были в меньшинстве и были неподготовлены, и скрылись с места происшествия. Толпа, не встретив сопротивления, набросилась на мечеть и сровняла ее с землей за несколько часов. [ 10 ] Индуистские банды также разрушили ряд других мечетей в Айодхье. Снос спровоцировал массовые индуистско-мусульманские столкновения по всей стране, в результате которых погибло более 2000 человек, большинство из которых были мусульманами. [ 10 ] [ 17 ]
Центральное правительство приказало провести расследование сноса. В отчете расследования, написанном судьей в отставке Манмоханом Сингхом Либерханом , обвинения в сносе были предъявлены 68 людям, включая ряд лидеров БДП. В число людей, названных в отчете, входили Адвани, Ваджпаи, Джоши и Бхарати, а также тогдашний главный министр штата Уттар-Прадеш Калян Сингх . В отчете говорилось, что Сингх назначил в этот район офицеров, которые с меньшей вероятностью будут действовать, чтобы предотвратить снос. Он заявил, что лидеры БДП могли бы предотвратить снос, если бы они захотели это сделать, и процитировал представителя службы безопасности, заявившего, что на митинге прозвучали провокационные речи. [ 17 ] [ 18 ] В отчете также говорится, что снос не был «ни спонтанным, ни незапланированным». [ 19 ] В апреле 2017 года специальный суд Центрального бюро расследований предъявил Адвани, Мурли Манохару Джоши , Уме Бхарти , Винай Катияру и ряду других обвинения в преступном сговоре. [ 20 ] В 2020 году суд оправдал Адвани, Сингха и всех 30 обвиняемых. [ 21 ]
Ссылки
Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Джаффрелот 2009 .
- ^ Jump up to: а б Шринивас 1991 .
- ^ Jump up to: а б Гопал и др. 1990 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Удаякумар, 1997 год .
- ^ Jump up to: а б Шарма 2003 , стр. 127–137.
- ^ Авари 2013 , стр. 231–247.
- ^ Нараин 1993 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Паникер 1993 .
- ^ Гуха 2007 , с. 583.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Гуха 2007 , стр. 582–598.
- ^ Малик и Сингх 1992 , стр. 318–336.
- ^ Jump up to: а б с д Малик и Сингх 1992 .
- ^ Jump up to: а б с д Банерджи, 1991 год .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Инженер 1991г .
- ^ Б, Раджешвари (март 2004 г.). «Коммунальные беспорядки в Индии: хронология (1947–2003)» . Исследовательские статьи Института исследований мира и конфликтов : 1–33.
- ^ Талли 2002 .
- ^ Jump up to: а б Аль-Джазира, 2009 год .
- ^ Венкатесан 2005 .
- ^ Индостан Таймс 2009 .
- ^ Рашид 2017 .
- ^ Рашид, Омар (30 сентября 2020 г.). «Дело о сносе Бабри Масджида | Адвани и еще 31 человек оправданы» . Индуист . ISSN 0971-751X . Проверено 23 октября 2022 г.
Источники
- «Шум по поводу сообщения о мечети в Индии» . Аль Джазира . 24 ноября 2009 г.
- Авари, Бурджор (2013). Исламская цивилизация в Южной Азии: история мусульманской власти и присутствия на Индийском субконтиненте . Рутледж. ISBN 9780415580618 .
- Банерджи, Суманта (19 января 1991 г.). « 'Хиндутва': идеология и социальная психология». Экономический и политический еженедельник . 26 (3): 97–101. JSTOR 4397215 .
- Инженер Асгар Али (13 июля 1991 г.). «Выборы в Лок Сабха и коммунализация политики». Экономический и политический еженедельник . 26 (27): 1649–1652. JSTOR 4398116 .
- Гопал, Сарвепалли; Тапар, Ромила; Чандра, Бипан; Бхаттачарья, Сабьясачи; Джайсвал, Сувира; Мухия, Харбанс; Паниккар, КН; Чампакалакшми, Р.; Сабервал, Сатиш; Чаттопадхьяя, BD; Верма, Р.Н.; Минакши, К.; Алам, Музаффар; Сингх, Дилбаг; Мукерджи, Мридула; Палат, Мадхаван; Мукерджи, Адитья; Ратнагар, Сан-Франциско; Бхаттачарья, Ниладри; Триведи, КК; Шарма, Йогеш; Чакраварти, Кунал; Джош, Бхагван; Гуруккал, Раджан; Рэй, Химаншу (январь 1990 г.). «Политическое злоупотребление историей: спор Бабри Масджида и Рамы Джанмабхуми». Социолог . 18 (1/2): 76–81. дои : 10.2307/3517330 . JSTOR 3517330 .
- Гуха, Рамачандра (2007). Индия после Ганди: история крупнейшей демократии в мире (1-е изд.). Индия: Пикадор. ISBN 978-0-330-39610-3 .
- «Снос мечети Бабри в Индии не является ни спонтанным, ни незапланированным: Либерхан» . Индостан Таймс . 24 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 3 января 2013 г.
- Жафрело, Кристоф (2009). «Индуистская националистическая интерпретация паломничества в Индии: пределы политики Ятры». Нации и национализм . 15 (1): 1–19. дои : 10.1111/j.1469-8129.2009.00364.x .
- Малик, Йогендра К.; Сингх, В.Б. (апрель 1992 г.). «Партия Бхаратия Джаната: альтернатива Конгрессу (I)?». Азиатский опрос . 32 (4): 318–336. дои : 10.2307/2645149 . JSTOR 2645149 .
- Нараин, Харш (1993). Спор о храмовой мечети Айодхья: фокус на мусульманских источниках . Нью-Дели: Публикации Пенмана. ISBN 81-85504-16-4 .
- Паниккар, К.М. (июль 1993 г.). «Религиозные символы и политическая мобилизация: агитация за мандир в Айодхье». Социолог . 21 (7): 63–78. дои : 10.2307/3520346 . JSTOR 3520346 .
- Рашид, Омар (30 мая 2017 г.). «Дело Бабри: Адвани, Джоши, Бхарти обвинены в преступном сговоре» . Индуист . Проверено 26 января 2019 г.
- Шарма, Рам Шаран (2003). «Проблема Айодхьи» . В Лейтоне, Роберт; Томас, Джулиан (ред.). Уничтожение и сохранение культурных ценностей . Рутледж. ISBN 9781134604982 .
- Шринивас, Миннесота (30 марта 1991 г.). «О жизни в революции». Экономический и политический еженедельник . 26 (13): 833–835. JSTOR 4397472 .
- Талли, Марк (5 декабря 2002 г.). «Снос мечети Бабри Масджид» . Британская радиовещательная корпорация .
- Удаякумар, СП (август 1997 г.). «Историзация мифа и мифологизация истории: драма «Храм Овна»». Социолог . 25 (7): 11–26. дои : 10.2307/3517601 . JSTOR 3517601 .
- Венкатесан, В. (16 июля 2005 г.). «Опять на скамье подсудимых» . Линия фронта . 22 (15).