Jump to content

А вот и Делория-младшая.

А вот и Делория-младшая.
Рожденный
А вот и Виктор Делория-младший.

( 1933-03-26 ) 26 марта 1933 г.
Умер 13 ноября 2005 г. (13 ноября 2005 г.) (72 года)
Национальность Стэндинг-Рок Сиу , американцы

Вайн Виктор Делориа-младший (26 марта 1933 — 13 ноября 2005, Стэндинг-Рок-Сиу ) — писатель, теолог, историк и активист, выступающий за права коренных американцев. Он был широко известен своей книгой « Кастер умер за ваши грехи: Индийский манифест» (1969), которая помогла привлечь внимание всей страны к проблемам коренных американцев в том же году, что и движение Алькатрас-Красная сила . С 1964 по 1967 год он занимал пост исполнительного директора Национального конгресса американских индейцев . [1] увеличив количество членов племени с 19 до 156. Начиная с 1977 года, он был членом правления Национального музея американских индейцев , здания которого сейчас есть как в Нью-Йорке, так и в Вашингтоне, округ Колумбия, на Молле.

Делориа начал свою академическую карьеру в 1970 году в колледже штата Западный Вашингтон в Беллингеме, штат Вашингтон . Он стал профессором политологии в Университете Аризоны (1978–1990), где учредил первую магистерскую программу по изучению американских индейцев в Соединенных Штатах. В 1990 году Делория начала преподавать в Университете Колорадо в Боулдере . [2] В 2000 году он вернулся в Аризону и преподавал в юридическом колледже. NBC News назвал Вайн Делориа «звездой возрождения американских индейцев». [3]

Происхождение и образование

[ редактировать ]

Вайн Делориа-младший родился в 1933 году в Мартине, Южная Дакота , недалеко от Оглала Лакота индейской резервации Пайн-Ридж . [4] Он был сыном Барбары Слоат (урожденной Истберн) и Вайна Виктора Делории-старшего (1901–1990). Его отец изучал английский язык и христианское богословие и стал епископальным архидьяконом и миссионером в индейской резервации Стэндинг-Рок . [5] Его отец перенес членство в племени его и его детей из янктонских сиу в Стэндинг-Рок. Сестра Вайна-старшего Элла Делориа (1881–1971) была антропологом . [6] Дедушкой Вайна-младшего по отцовской линии был Типи Сапа (Черная Ложа), также известный как преподобный Филип Джозеф Делориа, епископальный священник и лидер янктонской банды народа Дакота . Его бабушкой по отцовской линии была Мэри Салли, дочь Альфреда Салли , генерала Гражданской войны в США и индейских войн , и его французско-янктонской жены; и внучка художника Томаса Салли .

Сначала Делория получила образование в школах резервации, затем в 1951 году окончила Кентскую школу. В 1958 году он окончил Университет штата Айова по специальности общие науки. [7] Делория служила в морской пехоте США с 1954 по 1956 год. [8]

Первоначально планируя стать священником, как и его отец, Делория в 1963 году получил степень богослова в Лютеранской богословской школе в Чикаго , которая тогда располагалась в Рок-Айленде, штат Иллинойс . [7] В конце 1960-х он вернулся в аспирантуру и в 1970 году получил степень доктора права на юридическом факультете Университета Колорадо . [2]

Активизм

[ редактировать ]

В 1964 году Делориа была избрана исполнительным директором Национального конгресса американских индейцев . [9] За его трехлетний срок организация прошла путь от банкротства до платежеспособности, а число ее членов увеличилось с 19 до 156 племен. [10] На протяжении многих лет он был связан со многими индейскими организациями.

Делория была основателем и главой Института права американских индейцев и Института развития права индейцев. [11] И Институт развития права индейцев, и Институт права американских индейцев стремились развивать и предоставлять юридическую подготовку и помощь индейским племенам, организациям и судам. В 1971 году они стремились сформировать национальную стратегию защиты от налогообложения для борьбы с попытками федеральных, государственных и муниципальных властей ввести налоги на различные аспекты племенной и индивидуальной экономической жизни. [12]

Делориа был свидетелем-экспертом группы защиты на судебном процессе по делу Вундед-Ни в 1974 году. Он был первым свидетелем, которого адвокаты защиты вызвали для дачи показаний. [13] Через час после того, как он выступил в качестве судьи, судья постановил признать Договор Сиу 1868 года. [13]

Начиная с 1977 года, он был выбран членом правления Национального музея американских индейцев , который основал свой первый центр в бывшей таможне США в Нью-Йорке в нижнем Манхэттене.

Во время преподавания в колледже штата Западный Вашингтон в Беллингеме, штат Вашингтон , Делория выступала за договорные права местных индейских племен на рыбную ловлю. Он работал над судебным делом, которое привело к историческому Болдта решению Окружного суда США по Западному округу Вашингтона . Решение судьи Болдта по делу Соединенные Штаты против Вашингтона (1974 г.) подтвердило, что права индейцев на рыболовство в штате продолжаются после уступки племенами миллионов акров земли Соединенным Штатам в 1850-х годах. После этого коренные американцы имели право получать половину улова при ловле рыбы в штате, вывозить рыбу с территории за пределами своих резерваций и управлять рыболовством вместе со штатом. [8]

В 1969 году Делориа опубликовал свою первую из более чем двадцати книг под названием « Кастер умер за ваши грехи: Индийский манифест» . Эта книга стала одним из самых известных произведений Делории. [4] В нем он обратился к стереотипам об индейцах и призвал белую аудиторию по-новому взглянуть на историю западной экспансии Соединенных Штатов, отметив злоупотребления в отношении коренных американцев. [14] Книга была выпущена в год, когда студенты Движения Алькатрас-Красная Власть оккупировали остров Алькатрас , чтобы добиться строительства индийского культурного центра, а также внимания в достижении справедливости по индейским вопросам, включая признание суверенитета племен. Другие группы также набрали обороты: Движение американских индейцев было основано в 1968 году среди городских индейцев Миннеаполиса и проводило мероприятия для привлечения внимания средств массовой информации и общественности к просвещению по вопросам индейцев.

Книга Делории помогла привлечь внимание к борьбе коренных американцев. Сосредоточенная на цели коренных американцев - суверенитете без политической и социальной ассимиляции, книга стала визитной карточкой индейского самоопределения того времени. Американская антропологическая ассоциация спонсировала панельную дискуссию в ответ на « Кастер умер за ваши грехи» . [15] Книга была переиздана в 1988 году с новым предисловием автора, в котором отмечалось: «Индийский мир настолько существенно изменился со времени первой публикации этой книги, что некоторые вещи, содержащиеся в ней, снова кажутся новыми».

Делория написала и отредактировала множество последующих книг и 200 статей, уделяя особое внимание вопросам, связанным с коренными американцами, таким как образование и религия. [8] утверждал В 1995 году Делориа в своей книге «Красная земля, белая ложь» , что сухопутного моста через Берингов пролив никогда не существовало и что, вопреки археологическим и антропологическим данным, предки коренных американцев не мигрировали в Америку по такому сухопутному мосту. Скорее, он утверждал, что коренные американцы либо возникли в Америке, либо достигли ее посредством трансокеанских путешествий, как предполагают некоторые из их историй о создании . [16] Николас Перофф писал, что «Делория редко упускала шанс доказать, что реалии опыта и традиций американских индейцев до контакта не могут быть признаны или поняты в рамках какой-либо концептуальной структуры, построенной на теориях современной науки». [17]

Делориа неоднозначно отверг не только научное понимание происхождения коренных народов Америки, но и другие аспекты (предыстории) истории Западного полушария, которые, по его мнению, противоречили рассказам коренных американцев. Например, позиция Делории относительно возраста определенных геологических образований , продолжительности проживания коренных американцев на Америке и его вера в то, что люди сосуществовали с динозаврами, строго противоречила эмпирическим фактам из множества академических дисциплин. [16] [18]

Защищаясь от неизбежной критики, Делориа обвинил ведущих учёных в неспособности к независимому мышлению и в том, что им мешает почтение к ортодоксальности. Он писал, что ученые, как правило, преследовали таких, как он, которые осмеливались продвигать неортодоксальные взгляды. Он утверждал, что наука по сути является религией со своей ортодоксальностью. [19] Делориа подвергся критике за его приверженность буквалистским интерпретациям традиционной истории американских индейцев со стороны антрополога Бернарда Ортиса де Монтеллано и английского профессора Х. Дэвида Брамбл . Они утверждали, что продвижение взглядов, не подкрепленных научными и вещественными доказательствами, напрямую способствовало распространению лженауки . [20]

В своих трудах, особенно в книге Уорда Черчилля «Марксизм и коренные американцы», Делориа критиковал марксизм , ссылаясь на его неспособность принимать во внимание неевропейские идеи и его редуктивный подход в отношении семьи, пола и справедливости . Делориа также отметила, что марксизм напоминает философию коренных народов, и заявила, что достоинства марксизма заключаются в его критике капитализма, системы, против которой Делория решительно выступала. [21]

Академическая карьера

[ редактировать ]

В 1970 году Делориа занял свою первую преподавательскую должность, преподавая в Университета Западного Вашингтона Колледже этнических исследований в Беллингеме, штат Вашингтон . [8] В качестве приглашенного ученого он преподавал в Тихоокеанской школе религии , Новой школе религии и Колорадском колледже . С 1972 по 1974 год он также преподавал в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе .

Первой постоянной должностью Делориа была должность профессора политологии в Университете Аризоны , которую он занимал с 1978 по 1990 год. Находясь в UA, Делория учредила первую магистерскую программу по изучению американских индейцев в Соединенных Штатах. Такое признание культуры американских индейцев в существующих институтах было одной из целей движения Алькатрас-Красная Власть. [8] Отражая широкомасштабные изменения в академических кругах и культуре в целом, с момента публикации первой книги Делории были созданы многочисленные программы изучения американских индейцев, музеи, коллекции и другие учреждения.

Затем Делория преподавала в Университете Колорадо в Боулдере с 1990 по 2000 год. [22] После того, как он ушел из Калифорнийского университета в Боулдере, он преподавал в юридическом колледже Университета Аризоны . [8]

В 2004 году Делория отказалась от почетной степени Университета Колорадо в знак протеста против плохой реакции школы на дело о сексуальном насилии над ее футбольной командой. [23]

Почести и наследие

[ редактировать ]

Брак и семья

[ редактировать ]

После его смерти у Делории остались его жена Барбара, их дети Филип, Дэниел и Жанна, а также семеро внуков. [29]

Его сын, Филип Дж. Делориа , также является известным историком и писателем. [30]

Последние годы и смерть

[ редактировать ]

После того, как Делория вышла на пенсию в мае 2000 года, он продолжал писать и читать лекции. Он умер 13 ноября 2005 года в Голдене, штат Колорадо , от аневризмы аорты . [7]

Работает

[ редактировать ]

Книги: автор

[ редактировать ]

Книги: редактор

[ редактировать ]

Статьи, отчеты, устные истории

[ редактировать ]

Вторичная литература

[ редактировать ]
  • ДеМалли, Рэймонд Дж. (декабрь 2006 г.). «Вайн Делория-младший (1933–2005)». Американский антрополог . Новая серия. 108 (4): 932–35. дои : 10.1525/aa.2006.108.4.932 .
  • Индейцы и антропологи: Вайн Делориа-младший и критика антропологии , изд. Томас Биолси, Ларри Дж. Циммерман, University of Arizona Press, 1997, ISBN   0-8165-1607-3
  • Разрушая догму: Вайн Делориа-младший и его влияние на американское общество , изд. Стив Павлик, Дэниел Р. Уайлдкэт, Golden, CO: Fulcrum, 2006, ISBN   1-55591-519-1

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Предыдущее руководство NCAI | NCAI» . www.ncai.org . Проверено 6 ноября 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Вайн Делория-младший» . Закон Колорадо . 25 января 2017 года . Проверено 6 ноября 2019 г.
  3. ^ «Умерла звезда Возрождения американских индейцев» . Новости Эн-Би-Си . 15 ноября 2005 года . Проверено 14 октября 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б Джонсон, Кирк (15 ноября 2005 г.). «Вайн Делориа-младший, защитник прав индейцев, умер в возрасте 72 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 6 ноября 2019 г.
  5. ^ Уишарт, 60 лет.
  6. ^ Уишарт, 59 лет.
  7. ^ Jump up to: а б с Джонсон, Кирк. «Вайн Делория-младший, защитник прав индейцев, умер в возрасте 72 лет». Нью-Йорк Таймс. 15 ноября 2005 г. (получено 26 августа 2009 г.)
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Лоренц, Мелисса. Вайн Делориа-младший , EMuseum Государственный университет Миннесоты, Манкато. 2008 г. (Архивная копия получена 19 апреля 2015 г.)
  9. ^ Уилкинс, Дэвид (2015). «Дань Вайн Делории-младшей: коренной провидец» . Французский обзор американских исследований . 3 (144): 109–118. дои : 10.3917/rfea.144.0109 . Получено 31 мая 2016 г. — через Cairn.info .
  10. ^ Уилкинсон, 107
  11. ^ «Подробности документа — Газеты американских индейцев — Адам Мэтью Диджитал» . www.americanindiannewspapers.amdigital.co.uk . Проверено 14 октября 2022 г.
  12. ^ Скаут, Капитолий (25 ноября 1971 г.). «Capital Scout: Национальная стратегия защиты от налогообложения» . «Навахо Таймс» . п. 18.
  13. ^ Jump up to: а б Браун, Ди (24 ноября 1974 г.). «По следам нарушенных договоров: Декларация независимости Индии. Вайн Делориа-младший, 263 стр. Нью-Йорк: Delacorte Press. 8,95 долларов» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 14 октября 2022 г.
  14. ^ Уилкинсон, 108.
  15. ^ Уоткинс, Джо. «Красная черта археологии» . Археология (Обзор) . Проверено 6 ноября 2019 г.
  16. ^ Jump up to: а б Дженкинс, Филип Ловцы снов: Как господствующая Америка открыла местную духовность , OUP USA (24 ноября 2005 г.) ISBN   978-0-19-518910-0 . п. 233.
  17. ^ Павлик, Стив; Wildcat, Дэниел Р. (2006). Разрушение догмы: Вайн Делориа-младший и его влияние на американское общество . Голден, Колорадо: Паб Fulcrum. п. 96. ИСБН  1555915191 .
  18. ^ О'Лири, Дениз. По замыслу или случайно во Вселенной: растущие противоречия о происхождении жизни , Аугсбургская крепость (3 августа 2004 г.) ISBN   978-0-8066-5177-4 стр. 155 [1]
  19. ^ Брамбл, Х. Дэвид (1998). «Вайн Делориа-младший, креационизм и этническая лженаука» . РНКСЕ . 18 (6) . Проверено 15 июля 2014 г.
  20. ^ Бернар Ортис де Монтеллано. «Постмодернистский мультикультурализм и научная неграмотность», Новости APS (Американского физического общества) , январь 1998 г., том 7, № 1.
  21. ^ Делория, Вайн (март 1984 г.). Марксизм и коренные американцы . Бостон, Массачусетс: South End Press. п. 113-136. ISBN  0896081788 .
  22. ^ Jump up to: а б «Вайн Делория-младший, известный писатель и лидер американских индейцев, умер в возрасте 72 лет». Архивировано 6 июня 2011 года в Wayback Machine Колорадском университете в новостном центре Боулдера. 14 ноября 2005 г. (получено 26 августа 2009 г.).
  23. ^ «Вайн Виктор Делория-младший [следы]» . Ammsa.com . Проверено 14 октября 2022 г.
  24. ^ Список наград NWCA за выдающиеся достижения , по состоянию на 6 августа 2010 г.
  25. ^ «Библиотека Вайн Делориа-младший, Национальный музей американских индейцев» . библиотека.si.edu . 2012 . Проверено 14 октября 2022 г.
  26. ^ «Вайн Делория младший» . Библиотека Конгресса . Проверено 6 ноября 2019 г.
  27. ^ Писатель, Всемирный штаб ДАННА СЬЮ УОКЕР (13 марта 2003 г.). «Фестиваль слов американских индейцев в честь Делории» . Мир Талсы . Проверено 6 ноября 2019 г.
  28. ^ «Национальный зал славы коренных американцев назвал первые двенадцать исторических призывников - IndianCountryToday.com» . Newsmaven.io . Проверено 22 октября 2018 г.
  29. ^ Кирк Джонсон, « Вайн Делориа-младший, защитник прав индейцев, умер в возрасте 72 лет », The NY Times, 15 ноября 2005 г. По состоянию на 29 ноября 2012 г.
  30. ^ «Индейцы в неожиданных местах: Филип Дж. Делориа». Архивировано 9 мая 2014 года в издательстве Wayback Machine University Press, Канзас. (получено 26 августа 2009 г.)

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Архивные материалы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d6bb8fca021b994dbdb838eeb40dc4b__1715831700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/4b/3d6bb8fca021b994dbdb838eeb40dc4b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vine Deloria Jr. - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)