Jump to content

Нёген Сензаки

Нёген Сензаки
Заголовок Дзен Мастер
Персональный
Рожденный 1876
Умер 7 мая 1958 г.
Религия буддизм
Школа Риндзай

Нёген Сэндзаки (千崎 如幻, 1876–1958) был Риндзай монахом дзэн 20-го века , который был одним из ведущих сторонников дзэн-буддизма в Соединенных Штатах .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Подробности ранней жизни Сензаки неясны. Городские записи в Фукауре, штат Аомори Сензаки родился 5 октября 1876 года и был первым сыном в семье Сензаки. Его звали Айзо Сензаки. В юности бабушка Сензаки рассказала ему, что в младенчестве его бросили и его обнаружил рыбак с острова Сахалин , в Сибири который, как сообщается, привез его обратно в префектуру Аомори . [1] [2]

Его отец неизвестен, но он был то ли русским , то ли китайцем . Бабушка Айдзо, возможно, была дезинформирована в своей версии событий, поскольку некоторые источники утверждают, что юный Сэндзаки был усыновлен странствующим буддийским священником Кэгон и привезен обратно в Японию. [3] [4] [5]

Раннее обучение

[ редактировать ]

Когда Сензаки было пять лет, умерла его мать. Его отправили в храм Чистой Земли , которым руководил его дедушка, вместе с которым он начал изучение многих китайских классиков. Пожилой священник оказал на него глубокое влияние, которое, как позже писал Нёгэн Сензаки, заключалось в том, чтобы «жить в соответствии с буддийскими идеалами, не считая имени и славы, и избегать, насколько это возможно, мира потерь и приобретений». [6] [7] Когда Сензаки было 16 лет, умер его дедушка, заявивший Айдзо незадолго до смерти:

Несмотря на то, что вы сказали мне, что хотите стать монахом, когда я смотрю на то, как сейчас развивается буддизм в Японии, я боюсь, что вы можете пожалеть об этом. Так что подумайте. [8]

Когда его дедушка умер, Сензаки покинул храм деда и поступил в школу, чтобы подготовиться к поступлению в медицинскую школу. По его собственным словам, во время учебы в школе он прочитал автобиографию Бенджамина Франклина и пытался подражать подходу Франклина к духовности. Он почувствовал, что его немного тянет к христианству , [8] в этот период, но в итоге встретил поэта хайку , который рассказал ему о Мацуо Басё . К 18 годам он прочитал Трипитаку целиком . В этот период он прочитал о том, как Токусан сжег том комментариев к Алмазной Сутре , которые он сам в настоящее время изучал. Это был поворотный момент для Айдзо, и он решил стать дзен-буддийским монахом.

8 апреля 1895 года (на Весак ), когда Айдзо было 19 лет, он был посвящён в монахи и получил дхармическое имя Нёгэн в храме Сото Дзэн . Слово Нёген на японском языке означает «Как сон, как фантазия» и произошло из заключительного стиха Алмазной сутры . [9] [10] Нёгэн говорит, что предпочел бы получить посвящение в храме Риндзай, но в его районе его не было. В следующем году Нёгэн отправился в Камакуру в Энгаку-дзи , где изучал дзэн под руководством Риндзай мастера Сойен Сяку .Сойен был строгим учителем, который применял очень суровые и физические методы обучения. В это время Нёген заболел туберкулезом и жил фактически в заключении в маленькой хижине на территории монастыря . [11] В следующем году, находясь на грани смерти, его состояние каким-то образом улучшилось, и он смог вернуться в монастырь.

Здесь Нёгэн познакомился с другим пионером дзэн 20-го века, Д.Т. Судзуки . Судзуки был учеником Сойена Сяку. Нёген в то время был сбит с толку институциональной практикой монастыря и обратился к книгам как к средству освобождения. Здесь он познакомился с работами Фридриха Фребеля , основателя детского сада . В 1901 году Нёген спросил Сойена, может ли он покинуть монастырь и открыть детский сад. Он назвал его Менторгартеном , [11] место, свободное от религиозности и ритуалов, где дети могут быть детьми.

К началу 20-го века Япония стала опасно националистической . попросили Сойена Шаку В 1905 году друзья из Сан-Франциско, Калифорния, приехать и прочитать лекции по буддизму . Сойену понадобился помощник на время пребывания там, и он попросил Нёгена пойти с ним. Нёген ухватился за эту возможность, поскольку он был недоволен окружавшим его национализмом и институциональными методами, которыми тогда практиковался дзэн. Итак, в том же году они уехали и приземлились в Сиэтле, штат Вашингтон, где пробыли несколько дней, а затем направились в Сан-Франциско. Когда им обоим пришло время возвращаться в Японию, Сойен почувствовал смятение своего ученика перед перспективой возвращения.

В парке «Золотые Ворота» Сойен Шаку поставил чемодан своего друга Нёгена и сказал ему следующее:

Просто посмотрите на великий город и посмотрите, победит ли он вас или вы его. Не чувствуйте себя обязанным больше мне служить. [12]

С этими словами Шаку развернулся и оставил Нёгена там, и они никогда больше не встретятся лицом к лицу. Нёгэн оставался в США до конца своей жизни, за исключением поездки в 1955 году обратно в Японию, чтобы навестить своего друга Соэна Накагаву . В районе Сан-Франциско Нюген подрабатывал клерком в отеле и помощником лифтера (помимо других должностей), чтобы выжить. У него определенно были проблемы с финансами. В свободное время Нёген часто посещал Публичную библиотеку Сан-Франциско и читал книги об Иммануиле Канте , Ральфе Уолдо Эмерсоне и Уильяме Джеймсе . Он изучал английский язык и хорошо овладел языком.

Плавающий Дзендо

[ редактировать ]

В 1919 году Нёгэн получил известие, что Сяку умер еще в Японии. Примерно в это же время он составил знаменитую книгу « 101 дзен-история» . В 1922 году Нёген накопил достаточно денег, чтобы арендовать зал и читать лекции по дзэн. Он продолжал это, перемещаясь с места на место по всему городу, обучая дзен-медитации. К 1927 году у него появилось небольшое количество последователей благодаря его «плавающему дзендо ». Единственным его материалом при переходе из зала в зал была фотография Манджушри Бодхисаттвы . В конце концов, с помощью нескольких студентов, ему удалось снять квартиру в Сан-Франциско, где он будет проходить практику. В этот период к нему даже приезжал приглашенный лектор из Японии Гюдо Фурукава.

Нёген переехал в Лос-Анджелес в 1930-х годах, где снова снял квартиру и продолжил так называемую модель «плавающего дзендо». Вскоре Сензаки познакомился с местной общиной японских иммигрантов. В 1932 году он подружился с японкой по имени Кин Танахаши, у которой был мальчик с отклонениями в развитии. Нёген заботился о мальчике в обмен на проживание и питание. Именно госпожа Танахаси познакомила Нёгэна с поэзией хайку Соэна Накагавы , нетрадиционного молодого монаха, практикующего в Японии, который впоследствии стал одним из самых выдающихся учителей Риндзай Дзэн, пришедших на Запад. Сензаки был чрезвычайно впечатлен этими стихами, поэтому он связался с Соеном, и они начали переписываться.

После нападения на Перл-Харбор и подписания указа № 9066 Сензаки был среди десятков тысяч американцев японского происхождения, которых переселили в лагеря для интернированных. Во время Второй мировой войны он провел в Харт-Маунтин , штат Вайоминг.

По окончании войны Сензаки перевез то, что он назвал своим «Плавающим Дзендо», в Лос-Анджелес . Зарабатывая на жизнь разными способами, он всю оставшуюся жизнь посвятил преподаванию дзэн. Среди его учеников в это время были Роберт Эйткен , который станет одним из самых значительных современных западных учителей дзэн, и Сэмюэл Л. Льюис , который позже станет известен как выдающийся суфийский учитель линии Инайят Хана и учитель дзэн в линия корейского мастера дзен доктора Кён Бо Со. Кроме того, Сэндзаки поддерживал многолетнюю переписку с Соеном Накагавой.

Сензаки умер 7 мая 1958 года в возрасте 81 года. Существует несколько версий его «последних слов», одна из наиболее убедительных из которых — «Помните Дхарму ! Помните Дхарму! Помните Дхарму!»

Студенты

[ редактировать ]

Избранные произведения (на английском языке)

[ редактировать ]
  • Буддизм и дзен (с Рут Страут МакКэндлесс) ISBN   0-86547-315-3
  • Железная флейта (с Рут Страут МакКэндлесс) ISBN   0-8048-3248-X
  • Дзен-плоть, дзен-кости: сборник сочинений дзен и додзен (с Полом Репсом) ISBN   0-385-08130-8
  • Красноречивое молчание: Врата без врат Нёгэна Сензаки (с Роко Шерри Чаят) ISBN   0-86171-559-4
  • 101 дзен-история (1940)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Танахаши и Чаят . 3
  2. ^ Нордстрем . 7
  3. ^ Бессерман и Стегер . 142
  4. ^ Чаят . 2
  5. ^ Шимано . 9
  6. ^ Чаят . 2
  7. ^ Что мы делаем . 161-63
  8. ^ Перейти обратно: а б Танахаши и Чаят. 5
  9. ^ Шимано. 14
  10. ^ Нордстрем. 5
  11. ^ Перейти обратно: а б Бессерман и Стегер . 143
  12. ^ Танахаши и Чаят . 145
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3f7ce7e45225d048c710218a7b0b80f6__1696815960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/f6/3f7ce7e45225d048c710218a7b0b80f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nyogen Senzaki - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)