Нёген Сензаки
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2022 г. ) |
Нёген Сензаки | |
---|---|
Заголовок | Дзен Мастер |
Персональный | |
Рожденный | 1876 |
Умер | 7 мая 1958 г. |
Религия | буддизм |
Школа | Риндзай |
Нёген Сэндзаки (千崎 如幻, 1876–1958) был Риндзай монахом дзэн 20-го века , который был одним из ведущих сторонников дзэн-буддизма в Соединенных Штатах .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Подробности ранней жизни Сензаки неясны. Городские записи в Фукауре, штат Аомори Сензаки родился 5 октября 1876 года и был первым сыном в семье Сензаки. Его звали Айзо Сензаки. В юности бабушка Сензаки рассказала ему, что в младенчестве его бросили и его обнаружил рыбак с острова Сахалин , в Сибири который, как сообщается, привез его обратно в префектуру Аомори . [1] [2]
Его отец неизвестен, но он был то ли русским , то ли китайцем . Бабушка Айдзо, возможно, была дезинформирована в своей версии событий, поскольку некоторые источники утверждают, что юный Сэндзаки был усыновлен странствующим буддийским священником Кэгон и привезен обратно в Японию. [3] [4] [5]
Раннее обучение
[ редактировать ]Когда Сензаки было пять лет, умерла его мать. Его отправили в храм Чистой Земли , которым руководил его дедушка, вместе с которым он начал изучение многих китайских классиков. Пожилой священник оказал на него глубокое влияние, которое, как позже писал Нёгэн Сензаки, заключалось в том, чтобы «жить в соответствии с буддийскими идеалами, не считая имени и славы, и избегать, насколько это возможно, мира потерь и приобретений». [6] [7] Когда Сензаки было 16 лет, умер его дедушка, заявивший Айдзо незадолго до смерти:
Несмотря на то, что вы сказали мне, что хотите стать монахом, когда я смотрю на то, как сейчас развивается буддизм в Японии, я боюсь, что вы можете пожалеть об этом. Так что подумайте. [8]
Когда его дедушка умер, Сензаки покинул храм деда и поступил в школу, чтобы подготовиться к поступлению в медицинскую школу. По его собственным словам, во время учебы в школе он прочитал автобиографию Бенджамина Франклина и пытался подражать подходу Франклина к духовности. Он почувствовал, что его немного тянет к христианству , [8] в этот период, но в итоге встретил поэта хайку , который рассказал ему о Мацуо Басё . К 18 годам он прочитал Трипитаку целиком . В этот период он прочитал о том, как Токусан сжег том комментариев к Алмазной Сутре , которые он сам в настоящее время изучал. Это был поворотный момент для Айдзо, и он решил стать дзен-буддийским монахом.
8 апреля 1895 года (на Весак ), когда Айдзо было 19 лет, он был посвящён в монахи и получил дхармическое имя Нёгэн в храме Сото Дзэн . Слово Нёген на японском языке означает «Как сон, как фантазия» и произошло из заключительного стиха Алмазной сутры . [9] [10] Нёгэн говорит, что предпочел бы получить посвящение в храме Риндзай, но в его районе его не было. В следующем году Нёгэн отправился в Камакуру в Энгаку-дзи , где изучал дзэн под руководством Риндзай мастера Сойен Сяку .Сойен был строгим учителем, который применял очень суровые и физические методы обучения. В это время Нёген заболел туберкулезом и жил фактически в заключении в маленькой хижине на территории монастыря . [11] В следующем году, находясь на грани смерти, его состояние каким-то образом улучшилось, и он смог вернуться в монастырь.
Здесь Нёгэн познакомился с другим пионером дзэн 20-го века, Д.Т. Судзуки . Судзуки был учеником Сойена Сяку. Нёген в то время был сбит с толку институциональной практикой монастыря и обратился к книгам как к средству освобождения. Здесь он познакомился с работами Фридриха Фребеля , основателя детского сада . В 1901 году Нёген спросил Сойена, может ли он покинуть монастырь и открыть детский сад. Он назвал его Менторгартеном , [11] место, свободное от религиозности и ритуалов, где дети могут быть детьми.
Америка
[ редактировать ]К началу 20-го века Япония стала опасно националистической . попросили Сойена Шаку В 1905 году друзья из Сан-Франциско, Калифорния, приехать и прочитать лекции по буддизму . Сойену понадобился помощник на время пребывания там, и он попросил Нёгена пойти с ним. Нёген ухватился за эту возможность, поскольку он был недоволен окружавшим его национализмом и институциональными методами, которыми тогда практиковался дзэн. Итак, в том же году они уехали и приземлились в Сиэтле, штат Вашингтон, где пробыли несколько дней, а затем направились в Сан-Франциско. Когда им обоим пришло время возвращаться в Японию, Сойен почувствовал смятение своего ученика перед перспективой возвращения.
В парке «Золотые Ворота» Сойен Шаку поставил чемодан своего друга Нёгена и сказал ему следующее:
Просто посмотрите на великий город и посмотрите, победит ли он вас или вы его. Не чувствуйте себя обязанным больше мне служить. [12]
С этими словами Шаку развернулся и оставил Нёгена там, и они никогда больше не встретятся лицом к лицу. Нёгэн оставался в США до конца своей жизни, за исключением поездки в 1955 году обратно в Японию, чтобы навестить своего друга Соэна Накагаву . В районе Сан-Франциско Нюген подрабатывал клерком в отеле и помощником лифтера (помимо других должностей), чтобы выжить. У него определенно были проблемы с финансами. В свободное время Нёген часто посещал Публичную библиотеку Сан-Франциско и читал книги об Иммануиле Канте , Ральфе Уолдо Эмерсоне и Уильяме Джеймсе . Он изучал английский язык и хорошо овладел языком.
Плавающий Дзендо
[ редактировать ]В 1919 году Нёгэн получил известие, что Сяку умер еще в Японии. Примерно в это же время он составил знаменитую книгу « 101 дзен-история» . В 1922 году Нёген накопил достаточно денег, чтобы арендовать зал и читать лекции по дзэн. Он продолжал это, перемещаясь с места на место по всему городу, обучая дзен-медитации. К 1927 году у него появилось небольшое количество последователей благодаря его «плавающему дзендо ». Единственным его материалом при переходе из зала в зал была фотография Манджушри Бодхисаттвы . В конце концов, с помощью нескольких студентов, ему удалось снять квартиру в Сан-Франциско, где он будет проходить практику. В этот период к нему даже приезжал приглашенный лектор из Японии Гюдо Фурукава.
Нёген переехал в Лос-Анджелес в 1930-х годах, где снова снял квартиру и продолжил так называемую модель «плавающего дзендо». Вскоре Сензаки познакомился с местной общиной японских иммигрантов. В 1932 году он подружился с японкой по имени Кин Танахаши, у которой был мальчик с отклонениями в развитии. Нёген заботился о мальчике в обмен на проживание и питание. Именно госпожа Танахаси познакомила Нёгэна с поэзией хайку Соэна Накагавы , нетрадиционного молодого монаха, практикующего в Японии, который впоследствии стал одним из самых выдающихся учителей Риндзай Дзэн, пришедших на Запад. Сензаки был чрезвычайно впечатлен этими стихами, поэтому он связался с Соеном, и они начали переписываться.
После нападения на Перл-Харбор и подписания указа № 9066 Сензаки был среди десятков тысяч американцев японского происхождения, которых переселили в лагеря для интернированных. Во время Второй мировой войны он провел в Харт-Маунтин , штат Вайоминг.
По окончании войны Сензаки перевез то, что он назвал своим «Плавающим Дзендо», в Лос-Анджелес . Зарабатывая на жизнь разными способами, он всю оставшуюся жизнь посвятил преподаванию дзэн. Среди его учеников в это время были Роберт Эйткен , который станет одним из самых значительных современных западных учителей дзэн, и Сэмюэл Л. Льюис , который позже станет известен как выдающийся суфийский учитель линии Инайят Хана и учитель дзэн в линия корейского мастера дзен доктора Кён Бо Со. Кроме того, Сэндзаки поддерживал многолетнюю переписку с Соеном Накагавой.
Сензаки умер 7 мая 1958 года в возрасте 81 года. Существует несколько версий его «последних слов», одна из наиболее убедительных из которых — «Помните Дхарму ! Помните Дхарму! Помните Дхарму!»
Студенты
[ редактировать ]- Сэмюэл Л. Льюис
- Роберт Эйткен Роши
- Генри Сейсен Миттвер
- Джей Дюпон Роши
Избранные произведения (на английском языке)
[ редактировать ]- Буддизм и дзен (с Рут Страут МакКэндлесс) ISBN 0-86547-315-3
- Железная флейта (с Рут Страут МакКэндлесс) ISBN 0-8048-3248-X
- Дзен-плоть, дзен-кости: сборник сочинений дзен и додзен (с Полом Репсом) ISBN 0-385-08130-8
- Красноречивое молчание: Врата без врат Нёгэна Сензаки (с Роко Шерри Чаят) ISBN 0-86171-559-4
- 101 дзен-история (1940)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бессерман, Перл; Стегер, Манфред (1991). Сумасшедшие облака: дзен-радикалы, бунтовщики и реформаторы . Шамбала. ISBN 0-87773-543-3
- Чаят, Роко Шерри изд. (2008). Красноречивое молчание: Врата без врат Нёгэна Сэндзаки . Публикации мудрости. ISBN 0-86171-559-4
- Нордстрем, Луи изд. (1976). Namu Dai Bosa Скачать бесплатно Mp3 Книги по театральному искусству. LCCN 7611286
- Сензаки, Нёген; МакКэндлесс, Рут (1961) Железная флейта . Чарльз Таттл. ISBN 0-8048-3248-X
- Шимано, Эйдо изд. (1978). Как сон, как фантазия . Японские публикации. ISBN 0-87040-434-2
- Танахаши, Кадзуаки; Чаят, Роко Шерри (1996). Бесконечный обет: путь дзен Соэна Накагавы . Шамбала. ISBN 1-57062-162-4 .