Хроника изгнания Грейфрайаров
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2020 г. ) |
Эта страница является кандидатом на копирование в Wikisource . |
« Хроника изгнания грейфрайаров» ( лат . Cronica seu brevisprocessus in causa expulsionis fratrumminoritarum de suis cenobiis provincie Dacie , датский : Krønike on Gråbrødrenes Udjagelse , или Gråbrødrenes Fordrivelseskrønike ) — историческое сочинение о Реформации в Дания между 1527 и 1532 годами, когда францисканцы были вынуждены покинуть Данию.
Введение
[ редактировать ]В « Хрониках изгнания грейфрайеров» зафиксированы систематические преследования францисканцев из Дании между 1527 и 1532 годами. Всего 28 городов изгнали монахов из их монастырей, часто с одобрения и поддержки Фредерика I Датского и его сына, Герцог Кристиан, впоследствии король Кристиан III . В хронике описывается изгнание Грейфрайаров из 15 из них и вскользь упоминается еще об одном.
Автор хроники или, более вероятные авторы, монах-францисканец Эразм Олай (Расмус Олсен) и монах Якоб Йенсен из монастыря Нествед , написали отчет о невзгодах монахов и осудили жестокость тех, кто изгонял их из домов. Летопись не объективна; он является яростно антилютеранским и , конечно же, превозносит тех, кого преследовали, но детали, которые приводятся авторами, дают представление из первых рук о бурном периоде датской истории.
Вступительная молитва
[ редактировать ]По поводу изгнания Грейфрайара.
Молитва против еретиков и происков дьявола.
О Господь, Бог небесных воинств, обратись и взгляни с небес конкретно сострадательным оком и увидь конкретно наши скорби, которые мы претерпели за наши грехи, и посети эту лозу, а именно Орден Грейфрайара.
И положить конец (нашей скорби), Который (тот, кто) сидит одесную тебя, Единородный Сын Иисус Христос, потому что он теперь в большей части отпал; эта лоза, а именно святой сан, основана на Сыне Человеческом, сыне Девы, который утвердился даже на твердой скале, Христе. Я говорю, что эта лоза одурачивается еретиками и лжепроповедниками, поджигается испытаниями и ошибками и подрывается, даже отрывается от истинной веры. Посему прошу, Господи, Бога воинств небесных, чтобы эти лжепроповедники погибли от угрозы и негодования от гневного лица Твоего, через Иисуса Христа, Господа нашего. Об этом (как сказано) в 79 Псалме ( 80 Псалме ).
Хроника
[ редактировать ]Теперь следует хроника или краткий отчет об изгнании Грейфрайаров из их монастырей в провинции Дания. Сначала объяснение этого:
«Суд Божий – глубокая пропасть». ( Псалом 36 :6) Как верны слова псалмопевца; слишком часто можно увидеть в наше (время). О боли (этой) слишком часто несчастной и полной бурь эпохи, когда можно увидеть, как жалкие ожидания лютеранской партии закрепляются. Они оставили истинное толкование Священных Писаний (назначенными) переводчиками, так что они с хитростью и лукавством и в сварливой манере искажают Священные Писания. Они становятся упрямыми, потому что крепко держатся за свою ошибку (которую) они усвоили поначалу, за осуждение себя и других.
Потому что их лживый учитель, Мартин Лютер, утверждал, что одной веры достаточно для спасения и что нужно только следить за тем, чтобы (вера) росла. Но дела, утверждал он, совершались только для мертвой плоти и для назидания ближнего, но не для праведности или спасения. И в будущем не будет никакой награды за святые дела человечества, но эти дела были лишь подготовкой к вере, которая была дана всем праведникам и отнята у нечестивых.
Эта интерпретация во многом способствовала развитию распущенности, о, в наше время можно увидеть больше, чем необходимо, чтобы получить доказательства без долгих и обширных исследований. Ибо многие, которые прежде ярко пылали в своей преданности и ревности к вере и, несмотря на решимость никогда не оставлять ее, охладели и погасли совсем с этим дьявольским порывом ветра.
Ибо многие, которые когда-то были преданы правлению святого отца Франциска и стояли, как ливанские кедры, рухнули вниз, так что они поддались бедам, как кусты на ровных полях (сдаются) перед силой ветра. Большинство заканчивает свои дни весьма несчастливо. Почти вся великая знать Дании была уведена своим плохим примером и пагубными догмами. И бедные братья нашего ордена, стойкие в вере и проповедующие против доктрин лютеранской партии. Они, Грейфрайеры), преследуются без сострадания и вопреки всем справедливым законам и изгнаны из своих монастырей. И они (падшие братья) отбирают милостыню и снимают религиозные украшения с монастырей, какое имущество они забрали (принадлежало монастырям) и затем используют их в мирских целях, думая, что они приносят Богу жертву от сердца.
Ибо так их учат еретические проповедники. Они утверждают, что месса, которая всегда совершалась и которую следует совершать в церкви, настолько отвратительна и так пагубна, что удивительно, как такие священники мессы по карающему суду Божию не поглощаются заживо землей. их предполагаемая ересь была снята с тех, чей бог — (их) чрево. Среди них можно увидеть Могенса Гьо, который был первым, который самым несправедливым образом изгнал братьев нашего бедного ордена из многих мест.
Глава 1. О монастыре во Фленсборге
[ редактировать ]Но в 1528 году по воплощении Спасителя мира (на) второй день после Вербного воскресенья 1 , вышеупомянутый Могенс Гьё и его священник по имени Свенд прибыли во Фленсборг (чтобы, с помощью горожан, изгнать наших братьев из мужского монастыря этого города). Он и значительное число горожан вторглись в наш монастырь и потребовали ключи от Хранителя, брата Стига Нильсена, приехавшего из Сконе, из города Лунда . Он немедленно передал ему (священнику Свену) ключи от монастыря. И он (Стиг Нильсен), а также заместитель опекуна, брат Андреас Хоффманд и еще один заместитель опекуна, брат Йоханнес Йохансен, который был из Фленсборга, получили каждый по 4 гульдена. 2 в дорожных деньгах, которые они приняли.
Но затем пришла очередь брата-мирянина Ганса, который как хозяин подвалов отвечал за общие продовольственные склады. У него потребовали ключи, но он заверил их, что не сможет передать ключи, не испортив пиво, которое недавно было поставлено в погреб, и сказал, что сохранит их (ключи) на некоторое время и подаст Могенсу Йё. если правда то, что сказал священник Свенд, что все монахи будут изгнаны из Дании в течение года. Когда это заверение было дано, он вошел к повару, брату Андреасу Гаду. Он похвалил его (Ганса) мнение и ответил, что поступил бы так же. Председательствующие братья получили разрешение остаться в монастыре до следующего дня, а несколько придворных слуг были назначены следить за происходящим. пришел благородный рыцарь, герр Вольф, который в то время был губернатором замка Фленсборг Но рано утром на следующий день в монастырь . Он услышал печальные слухи о нашем монастыре и спросил опекуна, будет ли у них новый опекун. Он ответил, что такое решение. Ибо надзирателем у них был гражданин из Вайле, чей дом сгорел. Герр Вольф выгнал его (предыдущего суперинтенданта) из монастыря и вернул ключи Guardian. 2 . После этих событий братия оставалась в своем монастыре до Троицынского воскресенья и служила Богу. Они положили деньги, полученные при изгнании, в город. Тогда подчиненные братья получили по 3 гульдена датскими деньгами, за исключением святого брата Матиаса, который был священником. Он переехал в Свендборгский монастырь и некоторое время служил там Богу. Позже он уехал оттуда, покинул орден и закончил свою жизнь на Балтике , где утонул.
В Троицкое воскресенье 3 Когда братья в хоре начали петь Kyrie eleison вышеупомянутого священника, Свенд вернулся и вместе с толпой горожан вторгся в монастырь, чтобы немедленно изгнать братьев. У него был с собой королевский ордер, в котором было написано, что граждане должны помочь священнику вышеупомянутого Могенса Гьё вытеснить братьев. Но братья отказались уйти до того, как поели, поэтому горожане оставались с братьями, пока они ели, а после обеда выгнали братьев из монастыря. 4 .
1 Вербное воскресенье — это воскресенье перед Пасхой, а это означает, что дата варьируется от середины марта до начала апреля.
2 Гульден (единственное число) или гульден (множественное число) было общим названием больших серебряных монет, использовавшихся в то время. Полтора гульдена равнялись талеру или далеру, два с половиной гульдена равнялись риксталеру. Далеры были общей валютой в Дании до 19 века, когда была введена крона.
3 Хранитель или Отец-Хранитель был лидером местного монастыря, которому помогал один или несколько вице-хранителей. Среди других названных в летописи должностей - повар, носильщик и хозяин погреба.
3 Троицкое воскресенье — воскресенье после Пятидесятницы. Поскольку он датируется Пасхой, дата варьируется от конца мая до начала июня. Воскресенья между Троицей и Адвентом в ноябре отсчитываются от Троицы. например, Третье воскресенье после Троицы
4 Датское слово «клостер» используется для обозначения всех монашеских религиозных домов, что эквивалентно слову «монастырь» на английском языке, что, кроме того, делает различие между монастырем, монастырем, аббатством и женским монастырем. Поскольку сведения о многих религиозных домах в Дании до Реформации отсутствуют, слово в Хрониках переводится как монастырь. Единственным исключением, указанным в Летописи, является Антворсков монастырь.
5 Королевские ордера на изгнание часто были решающим фактором, приводившим к закрытию монастырей. Фредерик I публично попробовал беспристрастный подход, предполагая, что католики и лютеране имеют одну церковь, что вызвало осуждение со стороны обеих сторон. Либо самостоятельно, либо по уговорам местных властей он написал письма, разрешающие изгнание францисканцев из их монастырей. Обычно он предлагал монахам деньги, что с его стороны было побуждением мирно уйти либо в путешествие, либо оставить монашескую жизнь. Со стороны францисканцев предложение денег рассматривалось как циничная попытка ниспровергнуть их обеты бедности, принятие королевских денег для личного использования или выгоды выходило за рамки «правил» и предательство их основных обетов.
Королевские ордера Фредерикса I были специально нацелены на францисканские дома, ни один другой орден не рассматривался так, даже Кристиан III, который был полностью лютеранином и очень антикатоликом. В целом, когда стало ясно, что лютеране одержат победу, датчане взвешенно подошли к ликвидации монастырей. В 1536 году, когда Дания официально стала лютеранской, все монастыри были распущены. Монахов выгоняли и либо отправлялись в Германию или другие монашеские дома, либо просто отказывались от своих привычек и становились обычными датчанами. Монахиням часто разрешалось оставаться в своих монастырях до самой смерти, и местные дворянские дома обеспечивали их пропитанием. В некоторых случаях отдаленные религиозные дома оставались открытыми в течение года или двух, но, в конце концов, ни один монашеский дом не уцелел, пока они не были восстановлены в недавнее время.
Глава 2. О Выборгском монастыре
[ редактировать ]Но в 1527 году произошел некий утраченный (один) Орден Святого Иоанна. 1 Аббатство в Антворскове , магистр Ганс Таузен 2 , который до этого времени носил монашескую рясу 3 или (другими словами) облачился в добродетель и начал в церкви своего монастыря проповедовать лютеранскую ересь. И в тот день, когда он закончил проповедовать, он снял в церкви свою одежду, которую имел на кафедре, и ушел там вместе с гражданами, слышавшими его проповедь. Они пошли в церковь Св. Иоанна в том же городе, и там он часто собирал людей, которые слушали его заразительную лютеранскую ересь и изливали ругательства его отравленного языка.
И затем день за днем (он проповедовал) свои зараженные болезнями уроки, пропитанные ошибками, большими и малыми; он призвал граждан изгнать наших братьев оттуда (приорат) во время его уроков Лютера и основать школу. Церковь Святого Иоанна была недостаточно велика для того количества (граждан), которые хотели услышать новое и неслыханное учение. Они спросили, можно ли открыть церковь в нашем монастыре для проповедей его секты во второй половине дня. Но так как этого нельзя было допустить, жители этого города направили письмо его королевскому высочеству, в котором просили разрешения снести приходские церкви в этом городе, потому что их было слишком много, а именно 12 (по количеству). . Они также спросили его королевское высочество, могут ли они приобрести церкви Блэкфрайарс ( доминиканская ) и Грейфрайарс ( францисканская ), чтобы вместо множества церквей в городе они могли собираться вместе, чтобы проводить там новые уроки, и таким образом снести другую. церкви. Когда они получили разрешение (сделать это), они захватили нашу монастырскую церковь. Но и до этого братия привыкла проповедовать до полудня, а еретики — во второй половине дня, чем они ставили на пути братьев множество затруднений и препятствий. Прежде всего потому, что они протолкнулись через открытую дверь в монастырь и привели своего проповедника в нашу церковь. И на Праздник Всех Святых 4 их проповедник говорил дважды во второй половине дня и позволил присутствующим спеть шесть псалмов. Тем самым они запретили нам совершать вечерню и всенощное бдение по усопшим, которые пела братия.
Но позже они отобрали у братии и церковь, чтобы почти целый год совершать в часовне монастыря свои хвалебные песни и мессы. Но когда вышеупомянутые граждане увидели, что братья отказываются покинуть свой монастырь, они разместили в нашем монастыре четырех солдат и приказали братьям под руководством королевского ордера оплатить расходы на содержание солдат. Но страж Нильс Тайбо тем временем решил отправиться в Саллинг, чтобы собрать подаяние. Когда он отправился в путь и был в миле от города, к нему пришло сообщение от слуги брата, сообщающее ему печальную новость и просящее его немедленно вернуться. Когда он вернулся и узнал, что произошло в монастыре, он смирился (с тем фактом), что солдаты пришли в монастырь, но ему было еще грустнее собирать для них провизию.
Но один солдат пришел до полудня и напал на Стража, схватил его за воротник и ударил мечом, а затем дважды напал на Стража: один раз с кружкой пива, второй раз с мечом. Братия же тем временем оставалась в монастыре вместе с вышеупомянутыми воинами, несмотря на (тот факт), что они претерпели много (что было) не правого и многие трудности. Однажды случилось так, что двое солдат захотели навестить своих товарищей в Хостенборге. Поэтому они потребовали от Хранителя повозку монастыря. Но он решил, что этого действительно нельзя допустить, поскольку повозка использовалась для перевозки зерна на мельницу. Поэтому он арендовал еще один фургон вместо (первого), после чего Хранитель заплатил за него из денег монастыря.
И более того, когда он (солдат) вернулся, он стал требовать от Хранителя ровно столько же денег, сколько стоила повозка, иначе он дал бы знать, что остался дома. Несмотря на это, Хранитель не по своей воле дал ему (деньги), в конце концов он был вынужден дать ему то, что он хотел. К концу число воинов выросло до 15, и они израсходовали нашу милостыню так, что не осталось ничего ни мокрого, ни сухого (товаров).
Страж решил передать ключи от монастыря другому и отправиться к королю, чтобы пожаловаться на обиды, причиненные ему и братьям, но городской мастер 5 , которого он попросил взять ключи, отговаривал его от поездки, потому что было бы опасно для него самого и для братьев-монахов, если бы он сбежал и не позаботился о слугах его величества (солдатах). Страж остался в монастыре с братьями и заложил чашу, чтобы раздобыть для них еды. Но наконец Хранитель отправился в Копенгаген к королю и получил от него запечатанное письмо. Когда его открыли в Выборге и зачитали в присутствии горожан, монахов выгнали, но с каким правом или властью может видеть и судить только Всевышний. Обо всем этом мне, брату Якобу (Йенсену), рассказал достопочтенный отец Нильс Тибо, в то время хранитель упомянутого Выборгского монастыря, а ныне заместитель хранителя в Рибе.
1 Орден госпитальеров Святого Иоанна был одним из боевых орденов, возникших в результате крестовых походов. Госпитальеры были особенно важны для паломников и больных. Госпитальеры управляли больницами, приютами для бедных, а их монастыри предоставляли место религиозным путешественникам. Предполагалось, что монастыри будут производить излишки, которые можно будет отправить в материнский дом на острове Родос для финансирования аналогичных услуг для паломников на Святую Землю. У госпитальеров было несколько названий, в том числе тамплиеры.
2 Обычай Грейфрайаров состоял из серого шерстяного платья до щиколотки. Поясом служил простой шнур. В ненастную погоду они могут добавить соответствующий капюшон.
3 Ганс Таузен был, пожалуй, самым влиятельным человеком в датской Реформации. Он был монахом ордена госпитальеров Святого Иоанна, отправился учиться в Аугсбург к Мартину Лютеру и вернулся убежденным, что церковь нуждается в реформе. Он произнес лютеранскую проповедь в Антворсковском аббатстве в Страстную пятницу 1525 года, вызвав мгновенную полемику. Его отвезли в монастырь Святого Иоанна в Выборге, чтобы дать ему время прийти в себя. Вместо этого Выборг стал первым центром Реформации в Дании в результате бесстрашной проповеди Таузена. Его назвали личным капелланом Фридриха I, чтобы обеспечить ему некоторую защиту. После графской вражды и официального признания Дании лютеранством в октябре 1536 года Таусен потерял большую часть своего влияния и позже был епископом Рибе в течение двадцати лет до своей смерти.
4 Праздник Всех Святых отмечался 1 ноября, на следующий день после Дня всех святых.
5 Датскими городами руководили городские мастера (датский: borgmestre), группа богатых торговцев или других людей, которые несли ответственность за соблюдение местных законов. Совет, состоящий из других влиятельных городских лидеров, выполнял консультативные функции перед хозяевами города. В «Хрониках» отдельные городские магистры повлияли на события изгнания, и как только градоначальник решил, что монахам пора уйти, вскоре монастырь был распущен, часто при соучастии короля или его чиновников.
Глава 3. О монастыре в Тондере
[ редактировать ]В 1530 году по явлении Господа нашего Иисуса Христа во плоти, через восемь дней после . Рождества Богородицы 1 , когда король Фредерик, брат короля Ганса, который в то время когда-то был королем Дании, Швеции и Норвегии, приехал в Тёндер в свой замок. В святой церкви нашего монастыря, церкви Святой Девы Марии, был прочитан лютеранский урок. И, выслушав урок, король шел в хоре, и Нильс Тибо, который одно время был хранителем этого места, подошел к его королевскому высочеству и спросил его так смиренно, как только мог, могут ли братья получить разрешение, как прежде, остаться там и служи Богу. Король отвернулся от него и сказал, что объявит о своем решении, прежде чем отправиться дальше. Несколько братьев остались на несколько дней в монастыре и ждали объявления короля. Потому что до прихода короля судебный пристав замка взял на себя управление монастырем, за исключением хора, общежития и небольшой комнаты для еды, и принес туда провизию замка. 1 .
Когда царь уже приготовился к путешествию, отец-хранитель снова подошел к царю и как можно смиренно спросил, могут ли они остаться там и по обыкновению служить Господу Богу. Король ответил, что не может больше этого терпеть, потому что у хозяина замка не будет достаточно места для хранения его вещей, если они тоже останутся там, а стены монастыря расположены слишком близко к замку, так что это будет быть снесенным. Отец-Хранитель ответил, что братия ни при каких условиях не будет беспокоить старосту касты или препятствовать ему в чем-либо, если они (могут) просто оставаться там и служить Богу. Король ответил, что для этого будет место в другом месте. Когда король уехал, судебный пристав замка забрал все, что принадлежало монастырю, и прогнал монахов. Они сохранили только свою одежду и две пары лошадей, которых он дал им, чтобы увезти старых и слабых.
1 Рождество Богородицы отмечали 8 сентября.
2 Расположение францисканских монастырей было построено по аналогичной схеме. Постройки, расположенные в форме грубого прямоугольника, включали церковь, общежитие наверху, трапезную, помещения для прислуги и мирян, кладбища и подвалы. В двух упоминаются больницы или места для больных. Дома и комнаты капитулов явно отсутствуют.
Глава 4. О монастыре в Мальмё
[ редактировать ]Это рассказ о бесчеловечном изгнании Грейфрайеров из их монастыря в Мальмё. В 1527 году после воплощения Спасителя мира в Мальмё приехал некий священник, бесстыдный и исполненный обычных еретических ошибок, Клаус Бёдкер, его называли, бочковой мастер. Он извергал самое подавляющее зло. Он был рукоположен в священники в Лундской епархии, но, поскольку у него было недостаточно знаний Священных Писаний, как светских, так и духовных, он отправился в Копенгаген, где процветало изучение богословия, но где оно (изучение) было более увлечено лютеранством. чем католическое богословие. Там он узнал об ошибках, хотя и тайно, потому что учение лютеранской лжи еще не было посеяно публично.
И вот этот священник, Клаус Бёдкер, наполненный нечистой ложью, заразил ею и других. Он несколько раз поднимался на кафедру в величайших церквях, особенно в церкви прославленной Девы Марии, и проповедовал с огромной гордостью, ибо имел красивый и звучный голос. Но когда епископ Роскилле, человек великой и искренней католической веры, обнаружил, что время от времени (Бёдкер) пренебрежительно отзывался о людях церкви и распространял ошибки лжи лютеранской партии, он запретил ему (Бёдкеру) проповедь с любой кафедры епархии (Роскилле). Впоследствии так случилось, что слух об этом дошел до Йоргена Мёнтместера в Мальмё. Он сам, хотя и тайно, был полон ошибок лютеранского учения. Он уговорил священника сам приехать в Мальмё и рассказал ему о своем тайном желании. Он (Мёнтместер) обещал ему (Бёдкеру), что он должен осуществить свое желание на самых верных, а именно отравить Мальмё лютеранской ересью с ненавистью ко всем им (братьям по монастырю).
Тогда он потребовал место, где он мог бы проповедовать в городе, но городской руководитель Йорген Мёнтместер еще не мог этого позволить: лютеранская ересь еще не была так сильна и широко известна в Дании, как мы ее видим сейчас. Но (Клаус Бёдкер) получил разрешение проповедовать за городом, на зеленом лугу, на котором стояла старая часовня. При этом почти все население города шло послушать новую и незнакомую проповедь. И он проповедовал им мощно, почти не примешивая или совсем не примешивая своих еретических заблуждений.
Этот человек-перебежчик достаточно хорошо понял сам этот злой совет, что нельзя вначале выпалить чистый яд, но мало-помалу приучаем к нему уши слушателя сладким медом. Но когда они услышали проповедь на поле, они похвалили его усилия и талант проповедовать слово Божье. Они сочли несправедливым, что такое чудо не было допущено в стены, как если бы оно было подозрительным. Когда пришла жалоба, что трава вокруг часовни вытаптана, они перенесли свое чудо в город, сначала в часовню Святого Духа. Там он оставался долгое время (творил) между небольшими раздражениями своей ереси и получал покровителей и защитников своей проповеди. Но наконец послушать его уроки пришло так много людей, что часовня не смогла вместить толпы людей.
Более того, он начал в то время более открыто распространять безумный яд своего учения после того, как набрался в себя больше смелости благодаря поддержке столь многих людей. Число его последователей и защитников, а смелость (росло) день ото дня. Своими уроками он осветил празднование для многих (правда, не понимая Римлянам 10:2). Затем он пошел в святую церковь Святого Петра и спросил тамошнего священника, которого звали Хенрик, можно ли открыть для них дверь церкви, например, после полудня, чтобы можно было услышать святое и чистое слово Божие. там, хотя священник сохранял бы свои права и власть над церковью.
Тогда ежедневно собиралось большое собрание из города, как будто это была самая веселая пьеса, и там этот еретик самым бесстыдным образом выступал против всех истинных учений церкви. Хотя почти год назад он был изгнан по приказу архиепископа Лунда ( Оге Спарра ), но он связался с истекшим (монахом) Ордена Святого Духа , неким Иоганнесом Урнарием , которого также звали Ганс. Спандамагер.
Эти двое отправились в Хадерслев и были наполнены датскими гимнами и ядом лютеранской ереси, затем они прибыли в Мальмё, воодушевленные королевской грамотой об иммунитете, и ходили вверх и вниз (по региону), подрывая алтари, отправляя священников в бегство и разрушая часовни. возле церкви апостола Петра. Там священник-еретик Клаус установил светский алтарь, а именно стол, поднятый высоко над землей, где он время от времени совершал свое причастие. В конце концов он был разрушен, а светский алтарь, который стоит там до сих пор, был установлен, но картины и алтарные образы были выброшены, разрезаны на куски, уничтожены и сожжены, а затем приходскому священнику была выплачена компенсационная сумма и он был казнен. назначен пастором религиозной жизни всего города.
Теперь мы следуем плану дальше, согласно которому он выгнал братьев из монастыря. В первый год своей проповеди еретик Клаус начал небольшие, хотя и беспочвенные, нападки на братию своим ядовитым языком, как копьем. Когда братия устраивала погребение того или другого, он обращал особое внимание на их слова и после Урок погребения пришел поссориться с ними из-за своей ереси.
Случилось так, что однажды, когда брат Иаков, умеренно наместник Хранителя, проповедовал слово Божье, этот еретик последовал за ним к воротам монастыря. Когда они оба прибыли туда, еретик Клаус спросил брата Якоба, что значит совершать покаяние. Сначала брат Иаков держал рот на замке, уверенный, что отвечать такому сумасшедшему бессмысленно, и в конце концов ответил такими словами святого Павла: «ибо, как вы отдали члены ваши в рабство нечистоте и беззаконию, так что теперь отдайте свои члены в качестве слуг праведности и святости». Что это такое? – спросил брат Джейкоб. «Послушайте, — обратился он ко всем стоящим вокруг, — если этот еретик Клаус проводит три дня с бичом и молится, то ему следует, своими словами, совершить покаяние, постясь три дня на хлебе и воде».
Это прозвучало в его (Клауса) ушах не очень хорошо, потому что он хотел пойти со своей проповедью в другие места. Еретик стоял весь краснея, не зная, куда повернуть, чтобы уйти от разговора. Тем временем брат Гавриил, Хранитель, услышал это изнутри, вышел и спросил, почему брат Иаков позволил себе присоединиться к таким невежественным и безумным еретикам.
Так нападки и упреки были направлены в адрес вышеупомянутого еретика и его последователей и особенно в адрес вышеупомянутого брата Иакова во время чумы (даже) на кладбище. Его называли то обманщиком, то слепцом и упрямцем, но он всегда открыто учил истине, благодаря милостивой помощи Божией.
И вот однажды брат Иаков, который собрался с другими в церкви в вышеупомянутом городе, а именно в часовне Святого Георгия, в день освящения этого святого места после того, как он мужественно проповедовал истину о вере и делах, после урока и он уже собирался выйти из дверей церкви, как вломился еще один еретик, это был Урнарий, тот самый Ганс Шпандемагер, вышедший из Ордена Святого Духа, собравший большую толпу народа в местности южнее а затем направился в монастырь. Он ворвался и потребовал, чтобы он (Хранитель), если у него есть хоть немного смелости, поспорил с ним о Священных Писаниях.
Брат Иаков ответил, что он был бы рад поспорить перед своим господином архиепископом и другими людьми, сведущими в Священных Писаниях. Но когда тот и его последователи надавили на него сильнее, брат Джейкоб на мгновение остановился и захотел услышать его вопрос. Итак, он (Клаус) спросил его (брата Иакова): «Что такое доброе дело? Дай мне пример!» Брат Иаков ответил таким образом: «Поститься ради добрых дел — хорошее дело». Но еретику не приятно было это слышать, потому что он (брат Иаков) удовлетворительно доказал это из шестой главы Евангелия от Матфея.
Поэтому еретик и его последователи отступили. Днем они всегда присутствовали на уроках братьев, на которые обращали внимание, чтобы поймать их в своих словах. Но когда они не смогли найти оснований заставить братьев замолчать на уроках, они составили подробно несколько вымышленных и неправильно понятых обвинений, которыми навредили репутации братьев или настроили против них народ. Более того, были некоторые, кто спровоцировал полный и яростный бунт в церкви против вышеупомянутого брата Иакова, заместителя Хранителя, и один раз против брата Гавриила, Хранителя. Однажды, сразу после полудня, когда этот еретик, Клаус Бёдкер, городской гонитель, особенно заметил отсутствие брата Якоба и брата Кристоффера Матиесена, он вошел в нашу монастырскую церковь и начал там проповедовать, где лаял, как собака, на братьев. самым бесстыдным образом со своей нечистой чепухой.
Но затем брат Кристоффер вышел из ванны, как раз в тот момент, когда еретик закончил урок. Он тотчас же поднялся на кафедру и объяснил на основании священного писания, что братья не виновны в том, в чем он их обвинил. Но когда он спустился, еретик снова встал, а затем (возле) брата Кристоффера. Так продолжалось весь день до вечерни. 4 как раз в пять часов они по очереди проповедовали; Брат Кристоффер трижды и еретик дважды.
Незадолго до этого смутного времени а именно в 1529 году после воплощения Мира Спасителя вблизи праздника Очищения Богородицы 2 в город приехал проповедник, особенно наученный неправильному учению еретиков, брат Франс Лектор или Лютер-Франц, его звали. Он принадлежал к ордену кармелитов и недавно был изгнан с должности преподавателя в Копенгагене под крики и плач каноников. Он уверял с подлой закулисностью, что будет проповедовать слово Божие чистое и чистое и устранит раздор среди граждан, возникший из-за разногласий (мнений) проповедника, но не поднимется на кафедру, пока не получит лицензию на проповедь от архиепископа. Он также поехал в Лунд, чтобы получить лицензию на проповедь от архиепископа Оге, и его приняли особенно дружелюбно, как человека, который будет проповедовать истину в Мальмё; который направит всю ложь на правильный путь. И вот управляющий уважаемой лундской церкви магистр Оге Джепсен дал этому Франсу четыре или шесть гульденов на покрытие его расходов. Упомянутый Лютер-Франц, лжеапостол, обещал ему также как можно более честно проповедовать слово Божие.
«Ваш сапожник (и) ваш бочковой мастер и формовщики Священных Писаний не наполнены ли они до краев всеми возможными ухищрениями для диспутов, в которые вы (участвовали) сами. Интересно, удалось ли вам привлечь на свою сторону все папское духовенство? назову тебя слабым стадом скота!» — сказал брат Джейкоб. Но жители Мальмё, опасавшиеся разрушения города из-за тайных месс своих братьев, в конце концов прогнали братьев от хора. Правда, Йорген Мёнтместер велел братьям проводить службы в другом месте, а именно в ризнице, хотя и с условием, что они сами на суде Божием предстанут перед ответом за эти «безбожные массы», как он их называл. О, какой солнечный и ясный ответ от мудрого лидера города. Он не считал, что прелюбодеяние такого типа человека имеет большое значение, но препятствовать служению Богу после использования святой католической церкви настолько преступно, что содрогаешься перед судным днем. О, как они оцеживают комара и проглатывают верблюда!
Жители Мальмё испытывали столь сильное отвращение к служению мессы, что брата Йоханнеса Плова отогнали от алтаря, бросая камни и крича, когда он служил мессу. Под кафедрой когда-то также была найдена куча камней; собраны вместе для использования в качестве боеприпасов. Затем их ненависть росла с каждым днем, и их разум был наполнен злом, которое было болезнью их души, которая сосредоточила всю их энергию на том, как они могли найти способы заставить братьев покинуть монастырь, наш дом. Они старались не нарушать никаких естественных или религиозных законов для достижения своих целей.
Тем временем пришли хозяева города и советники с лживыми обещаниями и искушениями, чтобы смягчить умы братьев и в то же время запугать их угрозами, чтобы они (могли бежать) в другое место, подальше от нашего монастыря. Как только они вошли внутрь, вся толпа тут же последовала за ними. Кроме того, братья также постоянно сторожили и закрывали (врата), чтобы они ни под каким условием не разрешили им этого, но неоднократно ссылались на тех, кто дал им это место.
Но ни разу братья не сделали того, что было приказано, когда они (толпа) взяли (под контроль) помещения для прислуги, или когда они по своей собственной власти с насилием захватили фруктовый сад, а затем построили больницу для бедных, как будто это был праведный поступок в саду после того, как они разрушили еще один бедный монастырь. Они оставили открытыми обе стороны ворот сада, и люди и животные хлынули внутрь и днем, и ночью, не обращая внимания на братьев. Братиям не было дано ни мира, ни права совершать службы, ни читать каноны, ни обновлять свои тела.
Во все эти злые времена братия оставалась непоколебимой, продолжала чтение Священного Писания в установленное время и проповедовала слово Божие. От рождественского поста братьев до самого Великого поста они совершали каждую вечерню. Но на карнавале 3 несколько еретиков собрались у ворот нашего монастыря, чтобы по-своему слушать Священные Писания и препятствовать тому, чтобы кто-либо приходил послушать братьев и Священные Писания. Но службы каждый вечер, когда простые люди спали, проводились в обычном порядке. А в праздник Пасхи, ровно вечером второго пасхального дня, когда братия на утрене пела 3-й псалом, они (еретики) бросили в северное окно семь довольно больших камней, и почти вся братия разбежалась с клироса. После Эстер они часто вторгались в наш монастырь и угрожали, а иногда и обещали издеваться над ними, чтобы они последовали своему извращенному желанию, а именно: либо они присоединились к своей ереси, либо передали монастырь им для богословской школы с объяснением, что они сами, когда священные часы и службы прекратились, они должны платить за школу, короче говоря, чтобы они могли наделить себя полномочиями, чтобы учиться врачам в «истинном богословии», или я имею в виду Бога и насмешников над святыми.
Затем, когда ни братья, ни они не согласились с этим, они послали внутрь кого-то, кто должен был помешать им читать Священное Писание в нашем монастыре. Поэтому братья приглушали голоса, читая Священные Писания вслух. Таким образом они уменьшили зло против них, но продолжали, тем не менее, читать в обычное время. Хотя они (горожане) часто посылали людей присматривать за ними, чтобы они по-другому не смогли читать святые уроки или проповедовать в нашем монастыре.
Но однажды после полудня они пришли к братьям, собравшимся в трапезной, и спросили их, обратятся ли они в учение Лютера и послушают ли они наставление и проповедь. Они спрашивали каждого брата по одному. Но все братья ответили «нет» и заверили их, что они ни при каких условиях не обратятся к другому учению, которое они слышали, и что их учение и читатели Священного Писания достаточно хорошо научили их тому, что они слышали, чтобы понять Священное Писание.
Когда мастер Йорген Мёнтместер похвалил своего ученого учителя за чтение и проповедь, брат Габриэль, Хранитель, обиделся на слова лукавого лиса о том, что их проповедники и мастера чтения жили в прелюбодеянии. «Что ты говоришь, — сказал Мёнтместер. — Является ли почетное сословие (брак) прелюбодеянием? Хранитель ответил, извиняясь, что он не назвал благородное поместье прелюбодеянием, но мёнтместер упрекнул его в обратном. Но затем заместитель опекуна Джейкоб направил на них нож. «Отец Хранитель, ты сказал, что их честные браки — это жизнь в прелюбодеянии? Тогда ты сказал правильно, и этого нельзя отрицать. Мы легко можем доказать, что это именно так, как ты сказал». Этими словами Франс, отступники и еретики были поражены и охвачены такой яростью, что он не мог контролировать свои губы и рот. Он в ярости ответил, что все наши обеты не добродетельны. Брат Иаков ответил ему, среди прочего, что слово отступника об обетах не имеет силы. И они отступили множеством слов как снаружи, так и внутри.
На четвертой неделе после Пасхи (8–14 мая 1529 г.) многие горожане однажды, приведенные в ярость своей неистовой ненавистью, в 8 часу (2 часа) пришли в монастырь, когда Страж проводил службы в ризнице. . Заместитель опекуна брат Джейкоб приказал хозяину подвала брату Джейкобу Дженсену запереть все двери крепкими бревнами, но тот не смог этого сделать. Они вошли через дверь из помещения слуг, и Хранитель вышел к ним, а братия осталась в общежитии, так как надеялся успокоить их буйные умы спокойными словами. Но когда он пришел к ним в трапезную, они ругали его и оскорбляли таким грубым криком, что он пошел в общежитие, чтобы созвать братию.
Но когда он не позволил высшим чинам спуститься к ним вместе с их наместником, он сказал, что те, кто позволит, могут остаться в подвале. На это братья ответили: «Если он сам не оставит с ними монастырь, то и мы никто из нас не уйдем». Все братья спустились к ним (горожанам) в трапезную, где собрались с мрачным видом и жестоким умом. Когда братья собрались, горожане выразили пожелание, чтобы они (братья) немедленно покинули монастырь или обратились в свою веру.
Когда братья проигнорировали оба (предложения), они оставались с ними до полудня, иногда разговаривая с братьями, а иногда они угрожали, но не могли предъявить королевский ордер или разрешение, и братья твердо отказывались покидать монастырь. Итак, они взяли ключи от пивного погреба и столовой у хозяина погреба и повара и принесли много еды и питья. После обеда они спели длинный псалом, чтобы посмеяться над братией. Когда это было завершено и братья упорно отказывались уезжать, все отцы города, кроме Йенса Фюнбо, уехали. Он один остался вместе со многими бездельниками, чтобы изгнать братию, и начал разными способами вымогать у Хранителя ключи от монастыря. Когда он сказал «нет» и наступил вечер, они сказали, что братья не могут покинуть трапезную, пока не сделают то, что хотят. Братья оставались всю ночь в трапезной и лежали на полу.
Был пожилой брат Лауридс Якобсен, чуть не умерший от чумы. Он получил разрешение подняться в общежитие при условии, что до следующего дня будет обдумывать свое обращение в их веру. Когда братьев заперли в трапезной, те, кто был поставлен дежурить, достали из подвала пиво и всю ночь напились, пели и танцевали в общежитии и на клиросе, постоянно звонили в колокольчик и устроили настоящую Вакхову оргию. и каждый час всю ночь открывали дверь трапезной и заходили внутрь посмотреть, не выбежали ли монахи из окон.
Утром им (братьям) с трудом разрешили сходить в туалет, и когда кто-то выходил туда, двое, трое или четверо следовали за ними и следили за ними до самой двери туалета. Вернувшись, они заперли дверь, пока не пришли власти города. Придя где-то до полудня, они представили своего учителя братьям в трапезной, чтобы те могли обратить их, фактически преследовать в лютеранскую веру. Но когда к обеду они закончили два урока и не смогли убедить братию в своей ереси, то силой выгнали их из монастыря, каждый из братьев получил свое постельное белье и умывальник, извлеченный из келий. Когда они собирались уйти через кладбище, они забрали у братьев опекуна Габриэля Поульсена и брата Бернхарда Поульсена, другого заместителя опекуна, и повели их в тюрьму, потому что они не сказали, где находятся учредительные письма. 4 были, они (Хранители) заранее отправили их на хранение в другое место.
Остальные монахи отправились в Лунд, но оба были освобождены из тюрьмы при условии, что они будут посещать свои еретические уроки. Случилось так, что Хранитель пошел на это, а теперь сбился с пути и через год избавился от своей привычки. Всемогущий и Всемогущий Бог сжалился над ним из-за его безграничной доброты. Богу честь и слава за это и за благословенные богатые дела, которые Он совершил по отношению к нам и ко всем Своим творениям от начала творения до того часа, когда Он соберет их снова, и для всего сущего, и для каждой отдельной вещи, данной нам. и возвращает их снова в вечности. Аминь.
1 Карнавал (датский: fastelavn) отмечался за неделю до начала Великого поста, обычно в феврале.
2 Праздник Очищения Богородицы был установленным праздником в старом церковном календаре 2 февраля. Это ознаменование того, как Мария пошла в храм после рождения Иисуса. Сегодня его часто называют праздником Сретения.
3 Канонический день в то время назывался Божественной службой , которая представляла собой молитвы и богослужения в определенное время в течение дня. Утреня была самой ранней службой на рассвете. Следующими были Лауды. Службы в течение дня были названы в честь часов. Вечерня служила ранним вечером. Повечерие было перед сном.
4 Учредительные письма по сути были документом на религиозный дом. Письма представляли собой уведомления о подарке богатого землевладельца религиозному ордену. Владение учредительными грамотами несколько раз казалось важным шагом в изгнании монахов.
Глава 5. О монастыре в Копенгагене
[ редактировать ]Изгнание монахов из ( Копенгагенского монахи Мальмё (1529 г.). ) монастыря произошло в том же году, когда были изгнаны 1 . Описание этого, бесчеловечных методов и процедур, которые использовались при преследовании и скорбном изгнании, изложено на следующих страницах. (Остальная часть описания отсутствует или пуста.)
1 Дата установлена предыдущей записью об изгнании из Мальмё в середине мая 1529 года.
Глава 6. О монастыре в Кольдинге
[ редактировать ]В 1529 году от Спасителя мира, о времени праздника Рождества Богородицы. 1 В то время как наш орден подвергался гонениям при короле Фредерике, сыне христианнейшего короля Кристиана II приехал вышеупомянутый король, противник всякой христианской религии и развращенный лютеранской ересью . , в Кольдинг По настоянию нескольких лютеранских граждан и дворянина Хартвига Андерсена Ульфельда , который желал иметь наш монастырь, было послано несколько дворян от вышеупомянутого короля к нашим братьям, которые жили там, чтобы сказать им, что они должны покинуть монастырь и переехать в другое место, потому что король не позволил им остаться, и он послал им немного денег, ровно 100 марок, на дорогу.
Когда братья ни при каких обстоятельствах не приняли деньги, их положили в монастырскую больницу, где они оставались нетронутыми до следующего дня. Теперь король понял, что они не выполнят его желания и даже не получат его даров, поэтому он послал туда людей, которые должны были силой и по приказу короля выгнать их из монастыря.
Вышеупомянутый король предложил монахам чашу, снаряжение и одежду, необходимую для совершения мессы. Но из любви к Иисусу Христу они отвергли это предложение. Они ушли, и за свою христианскую веру у них отобрали сборы милостыни и все остальное, что было в монастыре, и они не знали, куда им идти. Тем временем все изгнанные братья были приняты в других местах, за исключением брата по имени Мартин, который оставил свою рясу и остался в монастыре. Монахи перед изгнанием претерпели много зла из-за еретиков в Кольдинге и их проповедника, покойного монаха-доминиканца, изгнанного из монастыря Хадерслев .
1 Праздник Рождества Богородицы отмечался 8 сентября.
Глава 7. О монастыре в Ольборге
[ редактировать ]В 1530 году жил бесстыдный еретик по имени Аксель Гьё , судебный пристав Ольборгского замка и сын господина Могенса Гьё , виновник всего этого зла, как отец, как сын, который разными способами изводил братьев в Ольборгском монастыре. . Сначала он спросил нашего отца-хранителя, брата Йоханнеса Кристенсена, может ли он получить складское помещение, чтобы доставить немного зерна на чердак монастыря. Но после этого он стал понемногу занимать больше места и силой забрал у брата провиант.
Когда же братия сварила большое количество пива и пошла на службу в церковь, он (Йё) привел своих слуг и отнес все свежесваренное пиво в свой (часть) подвал. Делая это снова и снова, он довел братьев до такой нужды, что у них едва было в монастыре уголок, где их можно было бы оставить в покое. С каждым днём он изводил их всё больше и больше. Наконец он даже снял с колокола трещотку, чтобы в него нельзя было позвонить или созвать народ, и обошел погост со своими слугами, которые несли флаг. Вскоре после этого, преследуя и невыносимо издеваясь над братьями, он силой выгнал их из монастыря.
Глава 8. О монастыре в Рандерсе
[ редактировать ]В 1530 году Господнем, после того как между братьями произошли бесчисленные ссоры и они сильно пострадали от еретиков, Могенс Йё 1 , который в то время был защитником еретика и сам был худшим еретиком, получил три письма от короля Фредерика I об изгнании Грейфрайара из монастыря в Рандерсе . Поэтому он (Йё) отправил своего пристава к Рандерсу. Он (управляющий) пришел в наш монастырь вместе с магистром города и городским судебным приставом и предъявил королевские ордера, в результате чего в качестве компенсации монастырю во Фленсборге и в награду за свою долгую службу он (Йё) убедил его величество отдать ему монастырь Грейфрайерс в Рандерсе.
Между тем газета Guardian Йенс Йостенс ответил, что он ни в коем случае не оставит свой монастырь из-за письма. Они сказали ему: «Разве ты не больше уважаешь его величество?» «Я окажу ему всю почтительную честь», — сказал он. Тогда ему сказали: «Так проси временную отсрочку!» Что он и сделал. Ему немедленно предоставили отсрочку до следующего воскресенья, а затем выгнали монахов.
Был предатель, брат Хеннинг, который слышал, как Хранитель сказал привратнику в монастыре, что он не должен открывать ворота, когда городской бейлиф и другие пришли, чтобы выгнать братьев. Хеннинг пошел к городскому судебному приставу и сказал ему, что Хранитель будет разговаривать с ним не у ворот, а возле железной решетки в церкви. Когда городской пристав пришел и постучал в ворота, швейцар, брат Клеменс, отпустил его к решетке и сам пошел за Хранителем.
Со временем брат Клеменс открыл для них решетку. Граждане, пришедшие в монастырь, встретились с Хранителем и привратником в монастыре и потребовали от Хранителя снова подчиниться письму короля. «Мы ни при каких обстоятельствах не покинем монастырь из-за письма». Пристав рассердился, угрожал ему и объявил бунтовщиком против его величества. Но когда судебный пристав и другие пошли возвращаться через решетку, а швейцар уже открыл ворота, тогда подошел предатель, брат Хеннинг, и сказал: «Нет, тебе не следует выходить этой дорогой. пройдет год, прежде чем ты вернешься в монастырь». Пристав последовал его совету, вернулся к Гардиану и сказал ему: «Сегодня я останусь здесь с тобой и подожгу свой чайник твоим чайником». Он остался с остальными, после этого преследовал всех братьев из монастыря и позволил Могенсу Гьё захватить монастырь.
1 Могенс Аксельсен Гьё был магистром суда (датский: rigshofmesteren) при Фредерике I. В этом качестве он стал главным исполнителем политики Фредерика по ограничению власти религиозных домов, особенно францисканцев. В награду за свой рвение он получил монастырь Рандерс. Он особо упоминается в изгнании из Ютландии как главный инициатор. Судя по всему, его отец был ревностным лютеранином, как упоминалось в изгнании в Ольборге.
Глава 9. О монастыре в Треллеборге
[ редактировать ](Страница отсутствует.)
1 Треллеборг — крайний юг Сконе. Хотя страница хроники, описывающая изгнание монахов из Треллеборга , отсутствует, из других документов известно, что монахи покинули Треллеборг самостоятельно, без изгнания. Хотя на первый взгляд это обстоятельство может показаться более счастливым, чем в других местах, должно быть, произошло что-то, что заставило монахов собраться с места. Возможно, упомянутых в Ольборге «ссор» между монахами и реформаторски настроенными треллеборгерами было достаточно, чтобы убедить францисканцев, что пора уходить, прежде чем они будут насильственно изгнаны. Монастырь полностью зависел от окружающей общины в плане еды и предметов первой необходимости. Треллеборг — маленький городок, и если бы большинство горожан отказались их снабжать, братьям пришлось бы покинуть страну или умереть с голоду.
Глава 10. О монастыре в Кёге
[ редактировать ]В 1530 году, после многих прискорбных событий, из которых наиболее часто происходили во времена брата Лоренса Хансена, который был викарием и министром, (горожане) обратились к монахам, тяжело обремененным еретиками и страдавшим от нехватки продовольствия, об отсрочке их изгнание. Присутствовал проповедник Ганс Брун. Граждане (согласились) помочь им при условии, что по истечении согласованной отсрочки они должны покинуть свой монастырь, если они не смогут получить больше средств к существованию, и передать это место гражданам. Они согласились на это, несмотря на требование министра не давать им такой передышки. Итак, внедрив такую хитрость и обман Хранителя и братьев, они были вынуждены покинуть монастырь.
Глава 11. О монастыре в Хальмстаде
[ редактировать ]Здесь объясняется метод, посредством которого был захвачен монастырь в Хальмстаде и изгнаны братья, следующим образом:
приехал священник и еретик Ганс Хеммингсдинг. 13 января 1531 года из Фальстербо 1 в Хальмстаде он был извращенным лютеранином, и горожане призвали его в город проповедовать слово. Если бы это было слово Божие!
Через несколько дней после своего прибытия в город Хальмстад он собрал большую толпу горожан вместе с городскими властями, после полудня вошел в церковь брата и, пока собравшиеся сообщники слушали, отругал братьев за три вещи: за то, что братья духовны. воры, душоубийцы и обманщики против простых людей, и они продолжали, что невозможно доказать правление Грейфрайеров на основании Священных Писаний.
Брат Мэдс Мэдсен, который в то время был Хранителем, ответил ему перед всей братией и огромной толпой собрания:
Св . Павел повелел во 2 Тимофею 2:14, где он говорит: «Не подвизайтесь в словах без пользы, которые только развращают слушателей». Следовательно, ваши обвинения по каждому суду недействительны, я имею в виду, что вы являетесь обвинителем с ложным обвинением, вы перегибаете палку, и неправильно быть одновременно свидетелем и судьей. Поэтому я отвергаю вас как человека, который только выносит приговор. злобой и не являюсь нашим судьей, и я подам апелляцию против вас перед архиепископом и капитулом в Лунде, где я смогу очистить себя и своих перед учеными людьми от этого ложного обвинения, которое вы выдвинули против нас, и засвидетельствовать так же ясно, как солнце, что наше правление апостольское и истинно евангелистский».
Позже в семнадцатое воскресенье 2 На первом уроке, который состоялся, брат Сёрен Якобсен, который позже был смертельно ранен в Истаде во время преследования братьев, сказал в своем уроке, завершающемся, что три обета ( бедность, целомудрие и послушание ) и заповеди правила (св. Франциска Ассизского ), его (подробное) содержание и суть были явно взяты из Евангелия Христова.
Вышеупомянутый еретик, Ганс Хеммингсдинг, присутствовал, чтобы поймать проповедника во время его урока, поскольку мудрецы и фарисеи хотели напасть на Иисуса. Когда он услышал это, он разгневался и настроил граждан против братьев, сначала в монастырской церкви, как только урок был завершен, а затем в приходской церкви, где он поклялся, что он (брат Сёрен) никогда не будет проповедовать им (братьям и собрание), опять же, если бы (он это сделал), они напали бы на братьев и помешали бы им проповедовать и проводить мессу.
Но когда братья немедленно провели службу, они (горожане) пообещали, получив совет от нескольких умных граждан-советников, что подождут до полудня. После полудня вышеупомянутого воскресенья Септуагесима магистры города, городские советники, городской пристав и многие другие граждане лютеранской секты сначала забрали у братьев чашу, затем разграбили алтари и забрали книгу мессы и другие книги. из книжного шкафа в ризницу. Городской пристав получил ключи от ризницы и все там запер.
Братьям также было запрещено после этого времени звонить в колокола в назначенное время. Все эти вещи граждане, установленные властью, они взяли себе без приказа вышестоящей власти, (и то) после того, как только услышали от дьявольского священника Ганса Хеммингсдыбга. Братья, однако, получили разрешение оставаться в монастыре до тех пор, пока не приобретут обувь, но не все из них покинули монастырь по истечении этого времени. Чтобы осуществить то, чего желали лютеране, дворянин Хольгер Герсон, мэр и советники отправились в монастырь и получили от них обещание, что шестеро братьев могут остаться в монастыре, хотя и с такими условиями, что они не смогут не проводите мессу, не проповедуйте слово Божье, не выходите попрошайничать и не ходите в окрестные фермерские города без разрешения мэра, и не поощряйте кого-либо иным образом в старых похвальных ритуалах против лютеранской секты, и даже не слушайте Священные Писания.
Но поскольку один из шести упомянутых братьев, а именно вышеназванный брат Серен Якобсен, в первое воскресенье Великого поста выслушал исповедь двух человек, его исключили вместе с остальными. Но остальные братья монастыря были изгнаны или оставлены одни в 1531 году Господнем, на неделе Лаэтаре. 3 . В Роскилле можно найти рекомендательное письмо относительно поведения братьев и печать монастыря. Были товары, которые были проданы или взяты из вышеупомянутого Хальстадского монастыря , но их обещали со временем вернуть и т. д. Речь идет о следующем:
Первый магистр Герхард Ольсен, мэр города Хальстад, в 1530 году, незадолго до Рождества, силой забрал позолоченную чашу, которую его отец, Олуф Петерсен, подарил монастырю; он никогда не был записан в королевском реестре 4 потому что его мать, жившая в то время, постоянно убеждала его оставить его для церковного использования, для которого он был предоставлен.
Позже тот же Герхард Ольсен получил ферму, находившуюся рядом с погостом к югу от монастыря, который брат Лаврентий Бильдцман, когда он был хранителем, разрешил купить за 160 марок. Эту ферму Герхард хотел получить в обмен на половину фермы, которую его сестра незадолго до этого завещала нашему монастырю в Хальмстаде.
Позже городской пристав Хальмстада Нильс Скривер силой вытащил из дома Джона Стинга медный или латунный чайник, который был заложен ему Guardian за 15 марок, несмотря на то, что он находился в обычном бизнесе стоимостью не менее 20 марок. В реестр его не включили по недосмотру писца.
Кроме того, Ханс Багге получил ферму, находившуюся рядом с монастырем рядом с водяной мельницей, которую Нильсе Эрикссен, живший тогда в Хальмстаде, завещал братьям одну половину, когда он сам умер, а другую половину после смерти его жены. , и оба они умерли до роспуска монастыря.
Более того, герр Хольгер Гресон Ульфштанд перед отставкой хранителя Мадса Мадсена получил четыре серебряных оружия (ножны), за которые монастырь не получил никакой компенсации. А еще он одолжил одну короткую пилу и еще одну пилу, которая находилась в четырехсторонней арке.
Кроме того, герр Хольгер взял под свою защиту, по просьбе брата Мадса Мадсена, часовню с пристроенным домом в Сканёре, которую монастырь построил там.
Кроме того, тот же г-н Хольгер получил от монастыря 20 досок длиной 36 футов, 3 (тыльвтера) и две деревянные, 28 футов, четыре доски длиной 34 фута, 5 досок по 32 фута, 10 досок по 40 футов. за все это братия получила четыре унда ржи, 6 ундов ячменя и пять ундов овса. В тот год зерно в стране было особенно дорогим. Кроме того, вышеупомянутый господин Хольгер поставил изгнанным братьям 13 или 14 баллов. Сходным образом. Жена Хологера Герсена получила безупречные маленькие часы, которые она пообещала вернуть, если монастырь будет восстановлен.
Брат Зигер получил большое одеяло по настойчивому ходатайству господина Хольгера, которое городской судебный пристав разрешил ему получить до тех пор, пока он не вернет его, когда оно потребуется. Брат Сигер также получил небольшой сборник проповедей (брата) Вильгельма.
Точно так же лютеранский пастор Хальмстада по имени Джаспер, который когда-то был братом ордена, но стал самым извращенным еретиком, получил большое согласие с опубликованной Библией, которое городской судебный пристав разрешил ему использовать против время, когда он должен сдать его вовремя. Тот же Джаспер получил с разрешения городского пристава покрывало.
Вот и все о монастыре в Хальмстаде.
1 Фальстербо — город на крошечном западном полуострове Сконе, расположенном напротив южной Зеландии.
2 Септуагесима воскресенье — третье воскресенье перед началом Великого поста. Он знаменует собой начало Предпостного времени по старому церковному календарю.
3 Воскресенье Лаэтаре — четвертое воскресенье Великого поста, середина пути до Пасхи. Обычно он выпадает на март.
4 Королевский реестр представляет собой обширный перечень религиозных домов, которыми командовал король Фредерик I. Он включал не только землю и доходную собственность, но и конкретные ценные предметы, которые со временем были пожертвованы различным религиозным учреждениям Дании. Францисканцы рассматривали реестр как «тонкий край клина», который в конечном итоге закончился роспуском монастырей.
Глава 12. О монастыре в Истаде
[ редактировать ]Это история о бесчеловечных и печальных способах преследования и преследования монахов Грейфрайар из Истадского монастыря лютеранской сектой в 1532 году Господнем, незадолго до Благовещения о рождении Иисуса. 1 Пресвятой Богородице. Следующие события дадут понять читателю, насколько несправедливо и нехристианско с ними обошлись.
Прежде всего надо пояснить, что еще до изгнания брата граждане-лютеране применили к ним насилие, несмотря на то, что они (братья) жаловались королю и Государственному совету. Первый жестокий эпизод произошел, когда лютеранская партия, движимая и воспламененная дьявольским и огнедышащим духом, пришла к Истадскому монастырю, окружила его и ворвалась внутрь, и это бы удалось, если бы братья не укрепили ворота и не укрепили ворота. дверь церкви тяжелыми балками и кусками дерева и лично оказал сильное сопротивление.
Но лютеране начали ломать доски церковной двери, сносить ограду, окружающую монастырь, и вторглись в помещения для прислуги. Но из-за сопротивления братьев они не смогли проникнуть внутрь монастыря. Поэтому они наполнили уши братьев бранью и насмешками; их называли убийцами, грабителями, ворами, кровососами и губителями душ.
Второй эпизод насилия против братьев был совершен теми же лютеранами, которые решили войти в монастырь и без разрешения записать все содержимое монастыря. В это время некий Сёрен Йепсен и еще один гражданин по имени Ингвард разрушили дверь и замок общежития. Эти вещи и многие недобрые слова были использованы против братьев Истада перед их изгнанием.
Теперь следует краткий отчет об изгнании.
Год после вышеназванных событий, то есть 1532 год, перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. 1 Как только мы закончили вечерню и официальную службу, мэр города Ганс Йорт собрался вместе со своей лютеранской группой и большой частью горожан, яростно забарабанил в ворота и потребовал, чтобы нас впустили. В этом им было отказано, и они побежали к церковной решетке. 2 со пылающей яростью и криками. Они трясли решетку так, что ее силой чуть не разломали на куски.
Когда Хранитель, брат Андерс Бертельсен, услышал это, он вместе с некоторыми другими братьями поспешил к решетке и спросил их, почему они пришли с таким гневом и такой яростью и чего они хотят. Все они кричали, что у них есть царская грамота (с указанием), что всех братьев следует изгнать, а монастырь переоборудовать в больницу для бедных и больных. Они спросили, можно ли им войти, но когда Хранитель не разрешил им, они сказали, что ворвутся в монастырь. Когда Хранитель услышал об этом, он потребовал показать королевский ордер на такое изгнание, а если они не смогут его предъявить, то они (монахи) ни при каких обстоятельствах не покинут монастырь. Граждане ответили, что ни при каких обстоятельствах не покажут ему письмо.
После этого обмена словами Ганс Йорт вместе со всеми остальными вернулся к воротам и спросил, могут ли он и еще несколько человек войти в монастырь и мирно поговорить с ним и братьями, без насилия или обид. И он пообещал на веру под присягой, да под потерей своего положения, что сдержит свое слово. И затем под этими заверениями в своей надежности страж открыл ворота.
Но когда дверь открылась, Ганс Йорт со всеми своими последователями в ярости вбежал в монастырь и яростно вырвал ключи у привратника. Когда они это сделали, Сорен Джепсен потребовал от Хранителя учредительные уставы монастыря, его ключи и отчеты об имуществе, записанном в королевском реестре. Guardian Guardian два или три раза требовал, чтобы кто-нибудь зачитал вслух королевский ордер. Наконец городской писец, звали его Сёрен, достал пачку бумаги без печати и зачитал вслух Хранителю и его братьям статьи и причины, по которым их следует исключить:
Во-первых, братия не проповедовала святое Евангелие. Во-вторых, все граждане желали, чтобы братья были изгнаны. В-третьих, у братьев не было возможности прокормить себя. Когда это было зачитано и услышано, Хранитель спросил мастера Нильса Винтера и городской совет, проповедовали ли братья что-нибудь кроме святого Евангелия Христа и священных писаний.
На что они ответили, что братья проповедовали правильно и по-католически для них и жили среди них праведно, и сказали: «Мы вовсе не хотим, чтобы братья были изгнаны». Когда тишина была восстановлена, Хранитель обратился к королю и Государственному совету с просьбой ответить на эти ложные обвинения и сказал, что те, кто здесь (ссылаясь на ордер), говорили с королем по ошибке.
После этого Сорен Йеспен в большой спешке побежал вперед к Хранителю и яростно вырвал у него ключи. Увидев это, братья убежали все; одних на клиросы, других в общежития, но лютеране насильно выгоняли их из камер, вытаскивали и били топорами.
А одного брата, по имени Сёрен Якобсен, они несколько раз швыряли на пол возле лестницы в общежитие, топтали его ногами, а в монастыре разбивали о стены и тащили по монастырю за руки, как тупого осла. . Когда он, наконец, убежал от них, он сказал своим братьям: «Говорю вам, братья, и это правда, что я чувствую, что моя смерть близка после таких ударов и толчков, которые я принял; я так беден, что едва могу перевести дух». Через несколько дней этот брат лег спать, и ему стало очень плохо, так что он постоянно харкал кровью и часто падал без сознания на пол. Когда брат Сёрен лежал в свои последние часы, к нему пришли несколько (граждан) советник Альгод Нильсен, Могенс Йохансен, Тихо Лаурентсен, Туэ Сютор и Питер Олсен, чтобы (увидеть) вышеупомянутого брата Сёрена.
Он сказал им: Дорогие люди и друзья! Посмотрите, как не по-христиански обошлись со мной ваши сограждане! Особенно Петер Нильсен, Олуф Малер, Ларс Бондер и многие другие, которых я не знаю, которые ударили меня, так что я не могу не умереть». несколько других граждан и спросил его, будет ли он обвинять кого-либо в причинении ему смерти, в случае, если он потерпит смерть. Но брат Сёрен ответил: «Ты должен знать, что если бы я остался в своем монастыре, то я бы. не был бы таким слабым и больным, как сейчас. Но хотя я не питаю ни ненависти, ни обиды на тех, кто так бесчеловечно обошёлся со мной, я хотел бы простить их ради любви Иисуса Христа, ещё больше пострадавшего ради меня. Мне есть над чем подумать о болях в теле, пока я не смогу преодолеть даже их. Но их суд, которые так жестоко обошлись со мной и избили, я оставляю праведному судье, который будет судить все по справедливости. Я не буду формулировать свои слова так, что столкнусь с трудностями, если выживу, хотя я не верю, что выживу».
Также (пришли) двое из вышеупомянутых лиц или мужчин к брату Сёрену, который ударил его. Они признали свою вину и попросили у него прощения, которое также получили. Но другие из тех, кто ударил его, продолжали свое упрямое злодеяние и не пришли просить прощения.
(Возвращаясь теперь к рассказу об изгнании) Также многие граждане повергли почти всех остальных монахов на землю, с ними обращались так, как будто на них напали волки, их били мечами и, как жалких ослов, вытаскивали за руки из монастыря. . Да, настолько жестоко и бесчеловечно с ними обращались, что я полностью и полностью верю, что если бы еврей или язычник увидел такие действия и такое жалкое зрелище, они не смогли бы сдержать слез.
Наемники короля и рыцари, ставшие свидетелями этого, были чрезвычайно опечалены и почувствовали величайшее сочувствие и сказали: «О, как жестоки и бесчеловечны граждане этого города!» и «Как суровы люди на этой датской земле! На нашей родине, когда добродетельных людей изгоняли, никто их так не бил и не обращался с ними подобным образом; наоборот, люди помогали им одеждой, деньгами и другие вещи, необходимые для поддержания жизни». Такое и многое другое говорили предводители наемников братии, чтобы утешить их. Также мастер Нильс Винтер и многие другие добрые люди очень сострадали братьям и плакали. Через несколько дней после изгнания двое других братьев-священников, Томас и Кристоффер, умерли от ран и ударов, полученных ими от проклятых лютеран, но это должно быть предоставлено праведному судье, тому, кто знает глубину всего сущего.
В святое время Пасхи, когда все истинные христиане, достигшие возраста понимания, привыкли причащаться к самому важному причастию, братия не могла принять священное и почетное таинство, когда совершала службы за закрытыми дверями, лютеране запретили это (причастие), как если бы братья были язычниками, отлученными от церкви или проклятыми. 3 Они также держали в тюрьме Хранителя, брата Андерса Бертельсена, на восемь недель и угрожали ему хлебом гонений и питьем скорби. Настоящего хлеба, которым могли бы поддерживать в нем жизнь, он не получил ни крошки, и этого не бывает даже с правонарушителями, которых следует повесить или подвергнуть пыткам.
Поэтому он был вынужден выпрашивать у добрых христианских людей пропитание для жизни и (получил) его только в том случае, если тот дал заверения, что не убежит. И несмотря на то, что добрый отец-хранитель и братия оставили в монастыре в момент изгнания хорошую провизию, они не смогли получить оттуда никакой провизии. Это и многое другое пришлось пережить братьям Истада во время изгнания со стороны нечестивых лютеран; и это мне сам отец Андерс Бертельсен сказал, брат Эразм Олави, добросовестно и прямо; он протестовал и доказал это словом и письмом и призвал Всемогущего Бога засвидетельствовать, что предыдущее объяснение верно в том виде, в каком оно было сказано.
1 : Праздник Благовещения чаще всего отмечался 25 марта, по сути, в Новый год по старому стилю.
2 Гриль или «решетка» — это свободный перевод датского слова «gitter», которое обозначает забор или ворота из кованого железа. Это относится к практике отделения монашеской части церкви от остальной части прихожан, которые обычно приходили на мессу в монастырскую церковь. В Орхусском соборе до сих пор сохранилась решетка, являющаяся произведением средневекового искусства. Многие церкви в Дании «отгораживают» часовни, погребальные памятники и другие помещения, чтобы предотвратить нежелательное вторжение аналогичными воротами или заборами из кованого железа.
3 Можно задаться вопросом: учитывая жестокое обращение, которому францисканцы подверглись со стороны жителей Истада, почему они все еще были там несколько недель спустя? Вполне возможно, что они ждали каких-то известий по поводу обращения отца Бертельсена «к королю и государственному совету», но Фредерику I оставалось жить меньше года, Государственный совет собирал поддержку, чтобы не допустить захвата герцога Кристиана. трон и склонил баланс сил в пользу лютеран. Конечно, братья оставались в Истаде некоторое время после изгнания. Изгнание произошло перед праздником Благовещения, а на Пасху они служили мессу за «закрытыми дверями», что, возможно, имело в виду монастырь. Слова брата Сёрена Якобсена: «Если бы я остался в монастыре…» указывают на то, что, возможно, его приняли более сострадательные граждане Истада. Опекун Андерс Бертельсен оставался в тюрьме восемь недель, прежде чем его освободили, и он отправился рассказать свою историю брату Эразмусу Олаю.
Глава 13. О монастыре в Нестведе
[ редактировать ]История о том, как произошло братьев из монастыря Нествед изгнание . Произошло это в 1532 году Господнем, на следующий день после Успения славной Девы Марии. 1 и произошло в то время и таким образом: Безбожный еретик господин Могенс Йё, который был одновременно и рабом дьявола, и солдатом, наверняка часто угрожал, что прогонит братьев из этого места, несмотря на (тот факт), что там были похоронены его дед и жена, а также его прадедушка и его жена. пожертвовал чашу для исправления их душ, которую он (Гьё) взял у изгнанных братьев.
Сначала этот Могенс Йё попытался представить в городе несколько лютеранских проповедников и заставил их выступить против братьев. Когда это не сработало, он послал некоторых из тех, кто покинул орден, а именно Йоханнеса из Кёге и Нильса Кристенсена, двух бездельников, которые уважали проповедь брата Расмуса Ольсена, того самого, который был лектором и защитником вера. Сделав это, они записали некоторые моменты из его урока, которые ошибочно сочли не совсем верными, и сообщили о своих выводах Могенсу Йё. Могенс Гьё использовал это как возможность сообщить и запретить брату Расмусу и другим разрешение проповедовать до тех пор, пока они не встретятся с этим строгим рыцарем, чтобы ответить на вопросы (которые были отмечены). Но когда вышеупомянутый брат Расмус взял достойного заместителя опекуна отца, брата Якоба Йенсена, и отправился с ним в Государственный совет в Копенгагене, чтобы ответить себе на тезисы, которые он проповедовал.
Когда они прибыли в совет, они зачитали все обвинения на датском языке ; и вскоре и миряне, и клирики собора были целиком и полностью признаны образцовыми христианами. Многие плакали и боялись, что Божье наказание падет на них, когда они поставят такие вещи под сомнение.
Тайге Краббе взял те статьи, которые были одобрены советом и королем. Когда король увидел их, он передал дело Могенсу Йё для более тщательного изучения. Он немедленно позвонил двум или трем лютеранам и попросил их более внимательно изучить вышеупомянутые статьи. Когда они (братья Расмус и Якоб) были допрошены и осуждены по их (лютеранскому) слепому приговору, Могенс тайно написал Нестведу, что расследуемые статьи были еретическими, по мнению Государственного совета. Он написал совершенно бессмысленный набор доказательств, которые, я полагаю, до сих пор имеются у советников. Когда все это произошло, два брата вернулись в Нествед. Позже вице-хранитель монастыря снова поговорил с братом Якобом и достойным вице-хранителем в присутствии брата Йоханнеса Нюборга и отправил их спешить в Роскилле к отцу-хранителю (сказав), что он должен поспешить лично в Нествед . Но там (в Роскилле) по королевскому указу братья были изгнаны в присутствии министра и вся накопленная милостыня была разворована. 2 .
1 Праздник Успения Богородицы отмечается 15 августа и отмечает взятие на небо Марии, матери Иисуса.
2 Хотя ни один конкретный отчет об изгнании Грейфрайаров из Роскиле не может быть датирован приблизительным временем, о чем свидетельствует рассказ очевидца Хранителя монастыря Нествед осенью 1532 года.
Глава 14. О монастыре в Калундборге
[ редактировать ]Случилось так, что братия была изгнана из Калундборгского монастыря в 1532 году на праздник Воздвижения Креста Господня. 1 . Когда Могенс Йё, этот безбожный и еретик, много раз угрожал братьям в Калундборге, что выгонит их из монастыря другим способом, поскольку жители Калндборга не сделают этого. Перед отъездом в Ютландию он приказал бейлифу замка вывести всех братьев из монастыря, что он и сделал. Случилось так, что брат Мечиор, который был хранителем монастыря, был его соратником по ереси и не оказал большого сопротивления. Между ним и Могенсом Йё было решено, что он останется и станет проповедником-еретиком в городе Калундборг, которым, как мы также установили, он и стал.
1 Праздник Воздвижения Креста Господня приходится на 14 сентября литургического года. Он посвящен обретению Истинного Креста святой Еленой , матерью императора Константина , в 325 году в Иерусалиме . Храм Гроба Господня На этом месте был построен .
Глава 15. О монастыре в Хорсенсе
[ редактировать ]Именно так братья были изгнаны из монастыря Хорсенс .
После того, как проклятые лютеране устроили и осуществили бесчисленные преследования и угрозы против братьев, прежде чем они были изгнаны из своего монастыря, и после того, как вышеупомянутый Могенс Гьё, гонитель всех мирных (тех), призвал многих лютеранских граждан Хорсенса изгнать братья из своего монастыря. Они много раз пытались их искушать, если их не удавалось убедить покинуть монастырь. Они схватили каждого брата и пообещали им приличную сумму (денег) и сносное вознаграждение, но все равно получили отрицательный ответ. Они не могли заставить братьев выйти из-за соглашений, потому что Мандеруп Хольк имел право основателя монастыря и был очень дружелюбен по отношению к братьям. Итак, они провели совет с безбожным господином, вышеупомянутым Могенсом Гьё, и он убедил этих граждан обратиться к королю и принести ему (королю) дароносицы и чаши из церкви в Хорсенсе, чтобы заставить его продать их. наш монастырь, что тоже произошло. Поэтому двое горожан Хорсенса, а именно хозяин города Ларс Йенсен и еще один, отправились к королевскому величеству, остановившемуся в Готторп (в южной Ютландии) и получил от него письмо о монастыре братьев. Это письмо Его Королевского Высочества было зачитано братьям монастыря на их ежедневном собрании накануне святой Варвары мученической кончины (4 декабря). После этого вышеупомянутые братья узнали, сколько и насколько лжи было сказано в то время, когда (были) при его царственном высочестве.
Итак, в благочестивого (святого) мученика Фомы день 1 Епископ Кентский полностью лишил сострадания всех братьев из монастыря в Хорсенсе, и в тот же день они были изгнаны из своего монастыря, бесчеловечно и смущенно, без какого-либо правосудия или беспокойства в год и дату, упомянутые выше.
Теперь (это) методы и причины преследования (и изгнания) братьев-меньших из Дании.
1 День мученика Фомы отмечается 29 декабря, в годовщину убийства Томаса Бекета в Кентерберийском соборе в 1170 году.
Хронология
[ редактировать ]1527
Выборгский монастырь где-то после 1 ноября 1527 г.
1528
Фленсборгский монастырь где-то между концом мая и началом июня 1528 года.
1529
Мальмёский монастырь, середина мая 1529 г.
Копенгагенский монастырь где-то после середины мая 1529 г.
Колдингский монастырь около 8 сентября 1529 г.
1530
Тондерский монастырь около 15 сентября 1530 г.
Ольборгский монастырь, дата не указана
Монастырь Рандерс, дата не указана
Монастырь Кёге, дата не указана
Треллеборгский монастырь, дата не указана
1531
Хальмстад, начало марта 1531 г. (неделя воскресенья)
1532
Истадский монастырь незадолго до 25 марта 1532 г.
Нестведский монастырь, 16 августа 1532 г.
Калундборгский монастырь 14 сентября 1532 г. или сразу после него.
Осенью монастырь Роскилле закроется, дата не указана
Хорсенский монастырь 29 декабря 1532 г.
1533
1534
Оденсе где-то после выборов нового Хранителя (последнего францисканского Хранителя Дании) в том же году. (не вошло в Хронику)-->
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хроника охоты на Серых Братьев (на датском языке)