Морис Мейснер
Морис Мейснер | |
---|---|
![]() Мейснер в 1989 году | |
Рожденный | 17 ноября 1931 г. |
Умер | 23 января 2012 г. | ( 80 лет
Альма-матер | Государственный университет Уэйна ( бакалавр ) Чикагский университет ( MA , PhD ) |
Работодатель | Университет Висконсина-Мэдисона |
Известный | Историк современного Китая |
Заголовок | Харви Голдберг, профессор истории |
Дети | 4 |
Морис Джером Мейснер (17 ноября 1931 — 23 января 2012) — американский китаевед. Он был историком Китая 20-го века и профессором Университета Висконсин-Мэдисон . Его изучение китайской коммунистической революции и Народной Республики сочеталось с его сильным интересом к социалистической идеологии, марксизму и, маоизму в частности, . Он является автором ряда книг, в том числе « Китай Мао: история Народной Республики» (и последующих изданий), которые стали стандартным академическим текстом в этой области.
Морис Мейснер родился в Детройте , штат Мичиган, в 1931 году в семье еврейских иммигрантов из Восточной Европы. У него было два брака, каждый продолжительностью около 30 лет: сначала с Лоррейн Факсон Мейснер, а затем с Линн Любкеман. У него было трое детей от первого брака и один ребенок от второго. Он умер в своем доме в Мэдисоне, штат Висконсин, в 2012 году. [ 1 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Мейснер вырос в Детройте в суровые годы Великой депрессии и Второй мировой войны . Но к тому времени, когда он достиг совершеннолетия во время послевоенного бума, Детройт стал процветающим центром культуры и автомобильной промышленности. Он остался в Детройте, поступив в Государственный университет Уэйна . Выдающийся студент, Мейснер был принят в аспирантуру всего после двух лет обучения в колледже.
Однако это было также началом Холодной войны и Красной паники в США, которые имели серьезные последствия для личной жизни Мориса Мейснера и его жены Лорейн. В рамках расследования эпохи Маккарти Лорейн была вызвана в суд. [ 2 ] перед Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC) в 1952 году в связи с ее участием во Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в Восточном Берлине в прошлом году. Как и большинство свидетелей, вызванных перед слушаниями HUAC или Подкомитета внутренней безопасности Сената (SISS), Лоррейн Мейснер отказалась давать показания телу. Хотя это утверждение ее прав по Пятой поправке не имело прямых юридических последствий, Дэвид Генри, президент Государственного университета Уэйна, где она также училась, счел целесообразным исключить ее из университета. Хотя даже в то время это считалось необычно жестким шагом, другие школы не хотели принимать ученика, отчисленного при таких обстоятельствах.
Мейснеры переехали в Чикаго после того, как их приняли на обучение в Чикагский университет , где они оба в конечном итоге получили докторские степени. Морис Мейснер взялся за изучение китайской истории в то время, когда этот выбор считался неясным, но когда растущее значение Китая можно было различить после революции 1949 года и роли Китая в Корейской войне . Это включало изучение китайского языка для проведения исследований и путешествий, чтобы сотрудничать с довольно немногими учеными-китаеведами того времени.
Докторская диссертация Мейснера была подготовлена под руководством советолога Леонарда Хаймсона и развита в течение последующего года исследований в Восточноазиатском исследовательском центре в Гарварде. Позже он был опубликован издательством Гарвардского университета. В нем Мейснер изучил оригинальный вклад в китайскую революционную теорию соучредителя Коммунистической партии Китая Ли Дачжао , чтобы показать, что адаптация марксизма к Китаю, которую приписывали Мао Цзэдуну , на самом деле была осуществлена Ли. [ 3 ]
Морис Мейснер был одним из первых членов Комитета обеспокоенных азиатских ученых (CCAS). Помимо противодействия участию Америки во Вьетнамской войне , группа также занималась демистификацией Китая в то время, когда «Красный Китай» регулярно изображался как угроза для Америки, возможно, превосходя Советский Союз как объект антикоммунистических настроений. к концу 1960-х годов. Мейснер писал для их публикации « Бюллетень обеспокоенных азиатских ученых» , и на момент своей смерти в 2012 году он все еще числился в консультативном совете журнала. [ 4 ]
Начав со статьи в The China Quarterly 1963 года , он опубликовал статьи в ведущих журналах в этой области, включая Asian Survey , Current History , Journal of Asian Studies и Modern China и других. [ 5 ]
Основная карьера
[ редактировать ]Мейснер получил степень магистра и доктора философии. степени в Чикагском университете и получил стипендию в Гарвардском университете и Центре перспективных исследований в области поведенческих наук (Стэнфорд, Калифорния). В 1968 году он оставил свою первую преподавательскую должность в Университете Вирджинии, чтобы принять должность профессора в Университете Висконсин-Мэдисон , где он оставался до конца своей карьеры. Он брал творческий отпуск в Центре Вудро Вильсона (1980 г.) и в Лондонской школе экономики (1999 г.).
Преподавание в Университете Висконсина
[ редактировать ]В 1968 году нация находилась в состоянии опасений и волнений, учитывая продолжающуюся войну во Вьетнаме и движения за расширение прав и возможностей меньшинств. Это был тот же год, когда произошло Тетское наступление , которое широко рассматривалось как психологический поворотный момент во Вьетнамской войне и американском общественном мнении, убийство Мартина Лютера Кинга и его последствия, антивоенные протесты и полицейское насилие на Национальном съезде Демократической партии в Чикаго и избрание Ричарда Никсона президентом. Протестная активность в университетских кампусах и за их пределами достигла апогея, и Мэдисон оказался одним из наиболее пострадавших кампусов , чему способствовало большое количество студентов, в основном приехавших из-за пределов Висконсина. Основные моменты включены [ 6 ] воинственные протесты против компании Dow Chemical, которая производила напалм , используемый во Вьетнаме, демонстрации и студенческие забастовки с требованием открыть в университете факультет исследований чернокожих по всему кампусу , забастовку ассистентов , общенациональную студенческую забастовку после вторжения США в Камбоджу в 1970 году и войну 1970 года. бомбардировка Армейского математического исследовательского центра также в знак протеста против войны. Радикальная политика витала в воздухе, выдвигая на передний план радикальные организации и идеологии, начиная от анархизма и заканчивая различными марксистскими течениями.
Таким образом, Морис Мейснер начал преподавать историю китайской коммунистической революции не только в то время, когда революционная политика широко исследовалась и обсуждалась, но и тогда, когда специфика революции казалась очень актуальной для многих радикализирующихся молодых людей, которых едва ли интересовали номинально марксистские взгляды. просоветская Коммунистическая партия (которая оказала электоральную поддержку Демократической партии ). Коммунистическая партия Китая , напротив, осудила марксизм Советского Союза как «ревизионистский», а маоистские группы занимали видное место среди наиболее воинственных фракций, участвовавших в акциях протеста и идеологических дебатах. Интерес к курсу истории Китая Мейснера был во многом подкреплен восприятием международного революционного полюса со штаб-квартирой в Китае, а также симпатией Мейснера к социалистическим целям, лежащим в основе революции. Таким образом, бывшая нишевая область китайской истории уступила место более широкой политически мотивированной аудитории, требующей большого лекционного зала.
1968 год пришелся на время Культурной революции в Китае, которая вызвала много шума среди западных радикалов, но о которой на самом деле было мало что известно. Многие маоисты на Западе черпали вдохновение в (предполагаемой) роли Красной гвардии , точно так же, как английская версия « Красной книги» Мао стала широко пропагандироваться как революционное руководство. Конкурирующие маоистские группы в США (например, после распада СДС ) и на Западе присоединились к наследию Мао Цзэдуна и культурной революции, стимулируя интерес к новейшей истории Китая, предмету постоянных исследований Мейснера. Когда стали известны различные нелепости и злоупотребления, совершенные во время Культурной революции, реакция маоистских фракций варьировалась от переоценки ценностей до отрицания. Очевидный интерес представляли связанные с этим исследования Мейснера, хотя это было в то время, когда посещение Народной Республики было еще невозможно (как и визиты китайцев на Запад). Несмотря на трудности с получением объективной информации, его исследование того периода попало в класс и было включено в его работу 1977 года. Китай Мао: История Народной Республики.
Пост-Мао Китай
[ редактировать ]К концу 1970-х годов не только утихла предыдущая волна университетского радикализма, но и в Китае происходили определенные изменения, которые в лучшем случае беспокоили оставшиеся американские маоистские течения и так называемое Новое коммунистическое движение , возникшее из остатков Новые левые . Увлечение культурной революцией усилилось благодаря популярным представлениям и лозунгам в то время, когда прямые контакты с китайскими коммунистами были редкими, но в годы после Ричарда Никсона в визита Китай ситуация начала меняться. Со смертью Мао и разгромом «Банды четырех » политический курс Китая должен был быстро измениться, тогда как западные наблюдатели, как правые, так и левые, часто были неспособны или не желали признать масштабность трансформации, которая произошла. началось. Это было как раз в тот момент, когда основная работа Мейснера « Китай Мао» собиралась издаваться, документируя историю и динамику китайской коммунистической революции до этого момента.
Последующее издание этой книги, опубликованное в 1985 году, включало дополнительные главы, посвященные последствиям борьбы за власть, но в которых рыночные реформы, начатые Дэн Сяопином, по-прежнему рассматривались как тактический поворот в развитии социализма. Однако после нескольких лет ускоряющейся экономической и политической эволюции Китая оценка Мейснером всего этого периода стала более трезвой, поскольку он проследил зарождение того, что он назвал «бюрократическим капитализмом», хотя и под официальным знаменем построения « социализма с китайской спецификой ». Действительно, он считал, что происходящие экономические преобразования подготовили почву для демократического движения 1989 года. Любопытная эволюция социалистического Китая в сторону капитализма при сохранении правления Коммунистической партии была темой работы Мейснера 1996 года «Эра Дэн Сяопина: эпоха». Исследование судьбы китайского социализма, 1978-1994 гг .
Мейснер сам был в Пекине в 1989 году, за неделю до подавления демократического движения . Его анализ протестного движения противоречил как официальной характеристике его как «контрреволюционного восстания», так и склонности западных СМИ изображать любое движение за большую демократию как приветствие капитализма. Движение двигало не просто стремление к большей демократии, а отвращение к привилегиям, достигнутым могущественными бюрократами, что рассматривалось как официальная коррупция и, по сути, результат рыночных реформ. Мейснер пишет:
- [Призывы против] «коррупции» теперь выражали моральное осуждение всей системы бюрократических привилегий и власти. вышли далеко за пределы политико-этической легитимности в народных представлениях. Использование политической власти в личных целях рассматривалось как несправедливое и несправедливое, и это разжигало дремлющее недовольство бюрократическими привилегиями. [ 7 ]
Харви Голдберг
[ редактировать ]Не только студенты и молодые люди были вовлечены в бурную социальную/политическую борьбу, пронизывающую кампус в 1960-е и 70-е годы. Проблемы, потрясающие университетский городок, естественным образом породили разногласия среди ученых, особенно в области истории и других социальных наук, где проблемы, разыгрываемые на улицах, были самим предметом академического обучения. В этом контексте легко понять, что Морис Мейснер связался с коллегами-единомышленниками на историческом факультете, что привело к личной дружбе с профессором Харви Голдбергом, чье исследование социальных движений в современной Европе отразило аналогичное исследование Мейснером современного Китая . Гольдберг был очень хорошо известен и стал чрезвычайно популярен среди радикальных студентов, которые заполняли его лекционный зал, когда он произносил свои запоминающиеся речи , которые реже принимали форму лекций по истории, чем страстных политических заявлений.
Их дружба продолжалась и после расцвета университетской активности, и они проводили много времени вместе, поскольку к концу 1980-х годов здоровье Голдберга ухудшилось. Потрясенный смертью своего друга в 1987 году, Мейснер сыграл важную роль в создании Центра Харви Голдберга по изучению современной истории. [ 8 ] чтить и помнить любимого профессора. В духе Харви Голдберга центр будет спонсировать множество докладчиков, конференций и симпозиумов, особенно по вопросам социальной значимости, соединяя изучение истории и общества с активизмом. [ 9 ] а также ведение архива работ Гольдберга. Морис Мейснер получил звание профессора истории Харви Голдберга до конца своей университетской карьеры.
Ближе к концу его жизни, в 2009 году, в честь выдающейся карьеры Мейснера была проведена конференция под названием «Размышления об истории и современных изменениях в Китае до и после Тяньаньмэнь». [ 10 ] В четырехдневной конференции, спонсируемой Центром Харви Голдберга, приняли участие ряд бывших студентов Мейснера, которые теперь сами являются известными исследователями китайской истории. После этой конференции трое бывших учеников Мейснера взялись написать и отредактировать книгу под названием « Радикализм, революция и реформы в современном Китае: очерки в честь Мориса Мейснера» . [ 11 ] Авторы подарили Мейснеру ранний экземпляр книги в его честь в 2011 году, за год до его смерти. [ 12 ]
Основные работы
[ редактировать ]- Ли Та-Чао и истоки китайского марксизма. Гарвардская восточноазиатская серия, 27. (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1967).
- с Роудсом Мерфи, ред. Историк Моцарта: Очерки произведений Джозефа Р. Левенсона. (Беркли: Издательство Калифорнийского университета, 1976). ISBN 0520028260 .
- Китай Мао: История Народной Республики (Нью-Йорк: Free Press, 1977; исправленное 2-е изд. 1986 г.). ISBN 0029208203 .
- Китай Мао и после : История Народной Республики. (Нью-Йорк: Свободная пресса, 3-е изд., 1999 г.). ISBN 0684856352 .
- Марксизм, маоизм и утопизм: восемь очерков. (Мэдисон: Университет Висконсина, 1982). ISBN 0299084205 .
- Эпоха Дэн Сяопина: исследование судьбы китайского социализма, 1978–1994 гг. (Нью-Йорк: Хилл и Ван, 1996). ISBN 0809078155 .
- Мао Цзэдун: политический и интеллектуальный портрет. (Кембридж; Молден, Массачусетс: Политика, 2007). ISBN 9780745631066 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Некролог» . Мэдисон.com. 26 января 2012 года . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ Джеймс Труэтт Селкрейг (1982). Красная паника на Среднем Западе, 1945–1955 годы: исследование штата и местного уровня . UMI Research Press. ISBN 0-8357-1380-6 .
- ^ Морис Дж. Мейснер. Ли Та-Чао и истоки китайского марксизма. (Кембридж: Издательство Гарвардского университета , Гарвардская восточноазиатская серия , 27, 1967).
- ^ «Совет критических азиатских исследований». Критические азиатские исследования . дои : 10.1080/14672715.2011.527070 . ISSN 1467-2715 . S2CID 218545304 .
- ^ Восемь из этих статей были собраны в книге Мориса Дж. Мейснера. Марксизм, маоизм и утопизм: восемь очерков. (Мэдисон: Университет Висконсина, 1982). ISBN 0299084205 .
- ^ Тайлер С. Кеннеди и Дэвид Налл (ред.). «История протестов и социальных действий 20-го века в UW-Madison» . Библиотеки Университета Вашингтона в Мэдисоне . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ Морис Мейснер (1996). Эпоха Дэн Сяопина: исследование судьбы китайского социализма, 1978–1994 гг . Хилл и Ван. п. 445 . ISBN 978-0-8090-7815-8 .
- ^ Центр Харви Голдберга по изучению современной истории. «Домашняя страница Центра Харви Голдберга» . Департамент истории UW-Madison. Архивировано из оригинала 7 февраля 2012 года . Проверено 6 февраля 2012 года .
- ^ Центр Харви Голдберга по изучению современной истории. «Мероприятия и события» . Департамент истории UW-Madison. Архивировано из оригинала 9 января 2012 года . Проверено 6 февраля 2012 года .
- ^ Центр Харви Голдберга по изучению современной истории. «Двухгодичный отчет за июль 2007 г. – сентябрь 2009 г.» (PDF) . Кафедра истории UW-Madison . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ Кэтрин Линч; Роберт Б. Маркс; Пол Г. Пикович (31 марта 2011 г.). Радикализм, революция и реформы в современном Китае: очерки в честь Мориса Мейснера . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-6574-4 .
- ^ «Морис Мейснер, почетный профессор истории Харви Голдберга, в подарок книга» . Департамент истории UW-Madison. 24 июня 2011 года . Проверено 21 декабря 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мейснер, Морис (2007) Место коммунизма в китайской истории: размышления о прошлом и будущем Китайской Народной Республики , (27 страниц) Macalester International: Vol. 18, статья 8.
- Мейснер, Морис (1999) Значение китайской революции в мировой истории. Рабочий документ, 1. (13 страниц) Азиатский исследовательский центр, Лондонская школа экономики и политических наук, Лондон, Великобритания.
- Некролог: Морис Мейснер, историк современного Китая, умер в возрасте 80 лет. Сюзанна Брукс, Университет Висконсина – Мэдисон Ньюс
- Центр Харви Голдберга исторического факультета Университета Висконсина
- 1931 рождений
- смертей в 2012 г.
- Академики Лондонской школы экономики
- Американские маоисты
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Американские китаеведы
- Историки Китая
- Американские историки-евреи
- Еврейские социалисты
- Выпускники Чикагского университета
- Факультет Университета Вирджинии
- Факультет Университета Висконсин-Мэдисон
- Выпускники государственного университета Уэйна
- Писатели о Китае
- Писатели из Детройта