Интерьерный портрет

Интерьерный портрет ( portrer d’interieur ) или, по-немецки, Zimmerbild (комнатная картина) — живописный жанр, возникший в Европе ближе к концу 17 века и пользовавшийся большой модой во второй половине 19 века. Он предполагает тщательное и детальное изображение жилого пространства без людей. Эти картины обычно выполнялись акварелью и требовали большого технического мастерства, хотя и небольшого творчества. К середине 20 века, хотя такие сцены все еще создавались, фотография превратила этот стиль живописи в форму намеренного архаизма.
Рождение жанра
[ редактировать ]Внутренний портрет не следует путать с тем, что в Англии называют « разговором »; термин, обозначающий сцену, в которой группа людей занимается какой-либо деятельностью и часто находится на открытом воздухе. Настоящий предмет интерьера показывает только комнату и декор, хотя по расположению предметов в комнате можно предположить предыдущую деятельность.
Этот тип сцены впервые появляется ближе к концу 17 века. В то время цель носила полностью описательный характер. Обычно их делали специально, чтобы показать содержимое художественной галереи, личной библиотеки или кунсткамеры . Один из первых известных примеров изображает библиотеку Сэмюэля Пеписа в Лондоне, датируемую 1693 годом. Они до сих пор ценятся исследователями и декораторами. В случае с Пеписом можно воочию увидеть, как ученый того времени расставляет свои книги в книжном шкафу (нововведение того времени), пользуется кафедрой, раскладывает подушки для своего комфорта, вешает карты и т. д.

Лишь в последней четверти XVIII века появился новый тип интерьерного портрета иного назначения. Этот тип впервые возник в архитектурных фирмах и делался в интересах их клиентов. Великие архитекторы, такие как Джеймс Адам и его брат Роберт Адам из Шотландии и Франсуа-Жозеф Беланжер, рисовали акварелью свои предыдущие проекты, чтобы привлечь потенциальных клиентов. Это породило среди богатых и знати моду заказывать картины для своих комнат, чтобы выставить их напоказ и сохранить для потомков. Эти картины часто собирались в альбомы. Это увлечение было особенно распространено в Англии. Оттуда он широко распространился по всей Европе.
Апогей в 19 веке.
[ редактировать ]
Первый исторически важный образец внутреннего портрета представляет собой небольшую художественную галерею, созданную императрицей Жозефиной в Мальмезоне в 1812 году. На этой акварели Огюста-Симеона Гарнере мы видим ее арфу, коллекцию произведений искусства и шаль, оставленные на кресле. . Таким образом, появляется новый элемент: психологические элементы декора и ощутимое человеческое присутствие. Чувствуются эмоции и мысли владельца. В этом смысле картины действительно стали «портретами». [ 1 ]

Огромная популярность этих картин в XIX веке объясняется многими факторами. Среди нуворишей и буржуазии большое значение придавалось дому как месту комфорта, близости и семьи. В этот период также появилась специализация (например, отдельные столовые), которая когда-то была известна только очень богатым людям. Этот новый «средний класс» также стремился копировать аристократические вкусы, а индустриализация сделала доступным гораздо более широкий выбор мебели. Наконец, декоративные стили постоянно менялись и возрождались, поэтому интерьерные портреты были способом сохранить воспоминания и передать их следующему поколению. [ 2 ]
Королева Виктория очень любила эти портреты, поскольку они позволяли ей со вкусом показать публике свою любящую семейную жизнь и домашний уют. [ 3 ] Таким образом, увлечение распространилось по всей королевской семье Европы. Благодаря множеству богато украшенных дворцов, которыми они владели ( Зимний дворец , Царское Село , Гатчинский дворец , Петергофский дворец , Павловский дворец ...), цари были одними из самых восторженных заказчиков интерьерных портретов. Практически все их комнаты (кроме самых приватных) хотя бы раз рендерились; некоторые несколько раз. Эти акварели считаются одними из лучших в своем жанре. [ 4 ]
Специализированные художники
[ редактировать ]

В то время, когда каждая культурная молодая женщина училась рисовать акварелью, многие красили свои комнаты или те, где давали уроки. Большинство сохранившихся экземпляров анонимны и редко отличаются высоким качеством, но часто обладают очарованием, которое компенсирует недостаток технических знаний. [ 5 ] [ 6 ]
Однако некоторые представители аристократии обладали настоящим талантом, граничащим с профессиональным. Польский граф Артур Потоцкий , например, много путешествовал, рисуя акварелью гостиничные номера и другие места, где он останавливался, от Рима до Лондона.
Тем не менее, практически все работы высочайшего качества были созданы профессионалами, обладавшими исключительной виртуозностью акварели и владением перспективой ... особенно конической перспективой с двумя или тремя точками схода , производящей устрашающий для современного глаза фотографический эффект.
За некоторыми исключениями, такими как Жан-Батист Изабе и Эжен Лами из Франции, архитектор Джон Нэш и мебельщик Томас Шератон (оба из Англии), лишь немногие художники, которые занимались исключительно этими портретами, до сих пор известны сегодня. Среди некоторых известных художников, их продюсировавших, ранее не упоминались:
- В Англии: Уильям Генри Хант , Мэри Эллен Бест , Уильям Генри Пайн .
- Во Франции: Шарль Персье , Адриен Доза .
- В Германии и Австрии: Фердинанд Ротбарт , Рудольф фон Альт , Эдуард Гертнер , Эмануэль Штёклер .
- In Russia: Eduard Hau , Vasily Sadovnikov , Konstantin Ukhtomsky , Grigory Chernetsov , Nikanor Chernetsov (his brother), Alexander Brullov , Karl Brullov (his brother), Pyotr Sokolov , Orest Kiprensky , Alexey Venetsianov .
- В Польше Александр Грыглевский .
Последние экспозиции
[ редактировать ]- Гордый дом: акварельные интерьеры девятнадцатого века из коллекции «Оттепель» , Национальный музей дизайна Купер-Хьюит (подразделение Смитсоновского института , Нью-Йорк, 12 августа 2008 г. - 25 января 2009 г.)
- Марио Праз - Внутренние сцены , Библиотека Мармоттан, Булонь-Бийанкур , 20 ноября 2002 г. - 15 февраля 2003 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Иллюстрированная история внутреннего убранства, от Помпеи до модерна Марио Праса , Темзы и Гудзона, ISBN 0-500-23358-6
- ^ Архив выставки: House Proud , Национальный музей дизайна Купера-Хьюитта, Нью-Йорк.
- ^ Последняя королева: Виктория, 1819–1901 , автор: Филипп Александр и Беатрикс де л'Олнуа, Робер Лаффон, Париж, 2000 г., ISBN 2-221-09064-0
- ^ в Видах императорских дворцов вокруг Санкт-Петербурга , собранных под руководством Эммануэля Дюкама, под редакцией Алена де Гуркюффа, Париж, 1992 г., ISBN 2-909838-00-5
- ^ Шарлотта Гир, Период и его стиль, внутреннее убранство XIX века , Фламмарион, Париж, 1989, ISBN 978-2-08-010971-2
- ^ Питер Торнтон , Аутентичный декор: домашний интерьер 1620-1920 гг. , Вайденфельд и Николсон, 1986, ISBN 0-297-83239-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Патрик Фаварден, Интерьерные сцены, Акварель из коллекций Марио Праса и Киджи , Норма, Париж 2002 г. ISBN 2-909283-73-9
- Патрик Морье, Александр Серебряков. интерьерный портретист , Франко Мария Риччи, Париж 1990, ISBN 978-88-216-2038-6