Уильям Вордсворт (композитор)
Уильям Броклсби Вордсворт (17 декабря 1908 — 10 марта 1988) — английский композитор . Его произведения, которых насчитывается более 100, отличаются тональностью и романтическим стилем в самом широком смысле и включают восемь симфоний и шесть струнных квартетов. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Вордсворт родился в Лондоне , в семье священнослужителя и потомка брата поэта Вордсворта . [ 2 ] Он изучал гармонию и контрапункт под руководством Джорджа Олдройда продолжая обучение у Дональда Тови в Эдинбургском университете с 1934 по 1936 в церкви Святого Михаила в Кройдоне с 1921 по 1931 год . год , и добровольно начал работу на земле в 1939 году, и эта роль позже была поставлена его трибуналом в качестве условия освобождения от военной службы.
Он жил в Хиндхеде , графство Суррей, до 1961 года, когда переехал в Инвернессшир ; в 1966 году он помог основать Гильдию шотландских композиторов. Он также помог сформировать Общество шотландских композиторов. [ 3 ]
Вордсворт умер в Кингасси в Шотландии в возрасте 79 лет.
Композиции
[ редактировать ]Первым признанным и опубликованным произведением Вордсворта были « Три прелюдии к гимнам» для органа, соч. 1 1932 года. В следующем году его Соната-фантазия для скрипки и фортепиано, соч. 3, привлек внимание Дональда Тови и привел к тому, что он принял Вордсворта в ученики. Первые крупномасштабные произведения появились в конце 1930-х годов, а внимание критиков он начал привлекать в годы войны, когда струнный квартет № 1, соч. 16 получили Премию памяти Клементса в 1941 году.
Описанный Майклом Кеннеди как имеющий «обертоны войны или духовной борьбы», [ 4 ] Симфония № 1 была написана в 1944 году, а ее премьера состоялась два года спустя во время студийной записи в Манчестере Северным оркестром BBC под управлением Джулиуса Харрисона . Хотя Шотландский симфонический оркестр BBC исполнил его для современной студийной записи в 1968 году, симфония еще не исполнялась публично. [ 5 ] Еще одно крупное произведение военного периода — оратория Dies Domini , соч. «18» для трех солистов, хора и большого оркестра получил высокую оценку Воана Уильямса , но все еще ждет своего первого исполнения. [ 6 ]
Пятнадцать лет после войны были для Вордсворта наиболее продуктивными, а также временем, когда он получил наибольшее признание. Было еще четыре симфонии (1948, 1951, 1953 и 1960), три из шести струнных квартетов, Фортепианный концерт (1948) и Скрипичный концерт (1956), а также крупномасштабные произведения для хора и оркестра, такие как «Песня». «Похвалы» (1956) и «Крестьянское восстание» (1957).
Но в 1950-х и 1960-х годах, когда он был еще на пике своего могущества, музыка Вордсворта начала терять популярность, несмотря на то, что она была отделена от преобладающих тенденций в европейской музыке. Он основал собственную издательскую компанию Speyside, чтобы обеспечить распространение своей музыки. [ 7 ] Концерт для виолончели (1962) — произведение симфонического масштаба, написанное в стиле, находящемся где-то между Шостаковичем и Блохом . [ 6 ] Написанному в 1962–1963 годах, его первого исполнения во время трансляции BBC 20 января 1975 года пришлось ждать до 1975 года. [ 8 ]
После смерти старшего сына Тима в 1971 году в возрасте 23 лет Вордсворт написал два элегических произведения: Adonais , Op. 97 (1974) для пяти смешанных голосов, фортепиано, тарелок и колокольчиков (постановка Шелли ), а также Симфония № 6, «Элегиака» , для меццо-сопрано, баритона, хора и оркестра, соч. 102 (1977, слова Шелли, Джона Донна и Эдны Сент-Винсент Миллей ). Когда в 1982 году умерла его жена Фрида, он поставил « Элегию Фриде» для струнных, соч. 111а (1984). Его последней завершенной работой, выполненной по заказу BBC, была двухчастная Симфония № 8 Pax Hominibus , Op.117 (1986), подзаголовок которой отражает давнее участие композитора в движении за мир. [ 9 ] Он был показан 14 ноября 1986 года. [ 10 ]
Работает
[ редактировать ]- Оркестровый
- Симфония № 1 фа минор, соч. 23 (1944) [ 11 ]
- Симфония № 2 ре мажор, соч. 34 (1947–48) [ 12 ]
- Симфония № 3 до мажор, соч. 48 (1950–51) [ 12 ]
- Симфония № 4 ми-бемоль, соч. 54 (1953) [ 13 ]
- Симфония № 5 ля минор, соч. 68 (1959–60) [ 11 ] [ 14 ]
- Симфония № 6, «Элегия», соч. 102 (1977)
- Симфония № 7, «Космос» , соч. 107 (1980) [ 15 ]
- Симфония №. 8, Мир мужчинам (1986)
- Три пасторальных зарисовки , соч. 10 (1937) [ 16 ]
- Тема с вариациями (1941)
- Симфонический этюд для струнных, соч. 53
- Дивертисмент для оркестра ре мажор, соч. 58 (1954) [ 13 ]
- Симфониетта для камерного оркестра, соч. 62 (1958)
- Вариации на шотландскую тему, соч. 72 (1962) [ 13 ]
- Увертюра «Горная местность» , соч. 76 (1964)
- Ликование: Праздник для оркестра , соч. 78 (1965) [ 15 ]
- Два шотландских эскиза для небольшого оркестра, соч. 87 (1967)
- «Конфликт» , увертюра для оркестра, соч. 86 (1968) [ 11 ]
- Прощание для оркестра, соч. 82а (1969)
- Увертюра «Весенний праздник» , соч. 90 (1970) [ 15 ]
- «Слияние» , симфонические вариации для оркестра, соч. 100 (1976) [ 15 ]
- Эксельсиор - Память о прогулках по высоким холмам Шотландии , для струнных, соч. 112 (1983)
- Элегия для Фриды для струнных, соч. 111а (1984)
- Концерты
- Концерт для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 28 (1946) [ 16 ]
- Концерт для скрипки с оркестром ля мажор, соч. 60 (1955) [ 16 ]
- Концерт для виолончели, соч. 73 (1962) [ 14 ]
- Камера
- Струнный квартет № 1 (1941)
- Струнный квартет № 2 (1944)
- Струнный квартет № 3 (1947) [ 17 ]
- Струнный квартет № 4 (1950)
- Струнный квартет № 5 (1957) [ 18 ]
- Струнный квартет № 6 (1964) [ 18 ]
- Интермеццо для альта и фортепиано (1935)
- Ноктюрн, соч. 29, для виолончели и фортепиано (1946) [ 19 ]
- Трио соль минор для скрипки, альта и виолончели (1948)
- Скерцо, соч. 42, для виолончели и фортепиано (1949) [ 19 ]
- Кларнетовый квинтет (1952)
- Соната № 2 соль минор, соч. 66, для виолончели и фортепиано (1959) [ 19 ]
- Соната для виолончели соло (1961)
- Сонатина ре мажор для альта и фортепиано (или гитары), соч. 71 (1961)
- Три пьесы (Прелюдия, Элегия и Скерцо) для альта и фортепиано, соч. 93 (1972)
- «Разговор» для альта и гитары, соч. 113 (1983)
- Вокал
- The Houseless Dead , для тенора, хора и оркестра, соч. 14 (1939)
- Четыре слова для тенора и струнного квартета, соч. 17 (1941) [ 17 ]
- Dies Domini , оратория для солистов, хора и оркестра (1942–1944)
- Гимн Посвящения для хора и оркестра (1945)
- Образ , вокальная постановка для высокого голоса на стихотворение Ричарда Хьюза (до 1947 г.)
- Люцифер Уайлдс , драматическая кантата для тенора, баритона, оратора, хора и оркестра, соч. 40 (1949)
- Три песни Вордсворта для высокого голоса и струнного квартета, соч. 45 (1950) [ 18 ] [ 17 ]
- Видение: Песни невинности и опыта , для женских голосов, струнных и фортепиано, соч. 46 (1950)
- In No Strange Land , для фортепиано, струнных и хора (1951)
- Песня хвалы (1956)
- Крестьянское восстание (1957)
- The Solitary Reaper для смешанного хора, альта и фортепиано (постановка Уильяма Вордсворта )
- Четыре песни Шекспира для высокого голоса, альта и фортепиано, соч. 103 (1977)
- Издательство Кембриджского университета Кембриджских гимнов (1967) Вордсворт написал пять гимнов.
- Соло фортепиано
- Три пьесы для фортепиано (начало 1930-х гг.) [ 20 ]
- Соната ре минор, соч. 13 (1939) [ 21 ] [ 20 ]
- Чизкомбская сюита , соч. 27 (1945) [ 21 ] [ 20 ]
- Баллада, соч. 41 (1949) [ 21 ] [ 20 ]
- Прощание , соч. 82 (1967) [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рэндел, Дон Майкл (1996). Гарвардский биографический словарь музыки . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. п. 995. ИСБН 0-674-37299-9 . OCLC 34553491 . Проверено 12 января 2008 г.
- ^ Ноубл, Ричард, округ Колумбия «Вордсворт, Уильям (Броклсби)» . Оксфордская музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 14 декабря 2016 г. (требуется подписка)
- ^ Кларк, Колин (март 2004 г.). «Рецензия на запись Лириты Второй и Третьей симфоний» . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 12 января 2008 г.
- ^ Кеннеди, Майкл. «Уильям Вордсворт и его современники», The Listener , 20 июня 1963 г., стр. 1053
- ^ «Уильям Вордсворт: Симфонии № 1 и 5 на Lyrita», рецензия на MusicWeb International
- ^ Jump up to: а б Конвей, Пол. Примечания к компакт-диску Toccata TOCC0600 (2021 г.)
- ^ Лич, Джеральд. Профили британских композиторов (2011), с. 221
- ^ Радио Таймс, выпуск 2671
- ^ Конвей, Пол. Примечания к компакт-диску Toccata TCC0480 (2018)
- ↑ Radio Times , выпуск 3285, 8 ноября 1986 г.
- ^ Jump up to: а б с Увертюра «Конфликт» , Симфонии №№ 1 и 5, Lyrita CD REAM.1121 (2016)
- ^ Jump up to: а б Симфонии № 2 и 3, Lyrita CD SRD207 (2004)
- ^ Jump up to: а б с Оркестровая музыка Vol. 1, Компакт-диск с классикой Токката TOCC0480 (2018)
- ^ Jump up to: а б Оркестровая музыка Vol. 3, Компакт-диск Toccata Classics TOCC0600 (2021)
- ^ Jump up to: а б с д Оркестровая музыка Vol. 4, Компакт-диск Toccata Classics TOCC0618 (2022)
- ^ Jump up to: а б с Оркестровая музыка Vol. 2, Компакт-диск Toccata Classics TOCC0526 (2019)
- ^ Jump up to: а б с Струнный квартет Аллегри, Discurio Records LP DC 001 (1964)
- ^ Jump up to: а б с Струнный квартет Альберни, CRD 1097 (1981)
- ^ Jump up to: а б с Британская музыка для виолончели и фортепиано, компакт-диск Британского музыкального общества BMS436 (2010)
- ^ Jump up to: а б с д и Полное собрание музыки для фортепиано соло, Toccata Classics TOCC0697 (2023)
- ^ Jump up to: а б с Фортепианная музыка Типпета, Гамильтона и Вордсворта, Lyrita CD REAM.2106 (2008)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1908 рождений
- 1988 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Шотландские музыканты 20-го века
- Британские отказники от военной службы по соображениям совести
- Шотландские композиторы-классики
- Семья Вордсвортов
- Английские композиторы-классики мужского пола
- Выпускники Эдинбургского университета
- Британские композиторы XX века
- Английские музыканты-мужчины 20-го века