Жизненный цикл технологии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2014 г. ) |
( Жизненный цикл технологии TLC ) описывает коммерческую выгоду от продукта за счет затрат на этап исследований и разработок, а также финансовую отдачу в течение его «жизненного существования». Некоторые технологии, такие как производство стали, бумаги или цемента, имеют длительный срок службы (с небольшими изменениями в технологиях со временем), тогда как в других случаях, например, в производстве электронных или фармацевтических продуктов, срок службы может быть весьма коротким. [1]
TLC, связанный с продуктом или технологической услугой, отличается от жизненного цикла продукта (PLC), рассматриваемого в управлении жизненным циклом продукта . Последнее связано с жизнью продукта на рынке с точки зрения сроков его внедрения, маркетинговых мер и деловых затрат. Технология , лежащая в основе продукта (например, чай с уникальным вкусом), может быть весьма маргинальной, но процесс создания и управления его жизнью как фирменного продукта будет совсем другим.
Жизненный цикл технологии связан со временем и стоимостью разработки технологии, сроками возмещения затрат и способами получения от технологии прибыли, пропорциональной затраченным на нее затратам и рискам. Кроме того, TLC может быть защищен в течение своего цикла патентами и товарными знаками, направленными на удлинение цикла и максимизацию прибыли от него.
Продуктом интегральные этой технологии может быть такой товар, как полиэтиленовый пластик, или сложный продукт, такой как схемы, используемые в смартфоне .
Разработка конкурентоспособного продукта или процесса может существенно повлиять на срок службы технологии, сделав его короче. Точно так же потеря прав интеллектуальной собственности в результате судебных разбирательств или утрата ее секретных элементов (если таковые имеются) в результате утечек также сокращают срок службы технологии. Таким образом, очевидно, что управление ТЛЦ является важным аспектом развития технологий.
Большинство новых технологий следуют аналогичному жизненному циклу технологической зрелости, описывающему технологическую зрелость продукта. Это не похоже на жизненный цикл продукта, а применимо ко всей технологии или поколению технологии.
Внедрение технологий является наиболее распространенным явлением, движущим эволюцию отраслей на протяжении жизненного цикла отрасли. После расширения новых видов использования ресурсов они заканчиваются исчерпанием эффективности этих процессов, производя выгоды, которые со временем становятся легче и значительнее, а затем изнурительно усложняются по мере развития технологии .
Четыре фазы [ править ]
Советский экономист Николай Кондратьев первым наблюдал жизненный цикл технологии в своей книге «Основные экономические циклы» (1925). [2] [3] [4] Сегодня эти циклы называются волнами Кондратьева , предшественниками TLC. ТСХ состоит из четырех этапов:
- Этап исследований и разработок ( НИОКР ) (иногда называемый «передовой»), когда доходы от вводимых ресурсов отрицательны и вероятность неудачи высока.
- Фаза подъема , когда наличные затраты окупаются и технология начинает набирать силу, выходя за пределы некоторой точки А на TLC (иногда называемой «передовой кромкой»)
- Фаза зрелости , когда прирост высокий и стабильный, область, входящая в насыщение, отмечена М и
- Спад (или фаза упадка ) после точки D снижения благосостояния и полезности технологии.
S-образная кривая [ править ]
Форму жизненного цикла технологии часто называют S-образной кривой. [5]
восприятия технологий Динамика
Обычно при внедрении любой новой технологии возникает технологическая шумиха , но только по прошествии некоторого времени ее можно расценивать как просто шумиху или оправданное истинное признание.Из-за логистической кривой внедрения технологий на ранних этапах трудно увидеть, является ли шумиха чрезмерной.
Аналогичным образом, на более поздних этапах могут быть допущены противоположные ошибки, касающиеся возможностей зрелости технологий и насыщения рынка .
Жизненный цикл внедрения технологии обычно представляет собой S-образную кривую, как это моделируется в теории распространения инноваций . Это связано с тем, что клиенты по-разному реагируют на новые продукты. Теория распространения инноваций, впервые предложенная Эвереттом Роджерсом , утверждает, что люди имеют разные уровни готовности к принятию новых инноваций и что характеристики продукта влияют на общее принятие. Роджерс разделил людей на пять групп: новаторы, ранние последователи, раннее большинство, позднее большинство и отстающие. По S-кривой новаторы занимают 2,5%, ранние последователи — 13,5%, раннее большинство — 34%, позднее большинство — 34% и отстающие — 16%.
Четыре стадии жизненного цикла технологии следующие: [6]
- Инновационный этап: этот этап представляет собой рождение нового продукта, материала процесса, являющегося результатом НИОКР. В научно-исследовательских лабораториях новые идеи генерируются в зависимости от потребностей и факторов знаний. В зависимости от распределения ресурсов, а также элемента изменения время, необходимое на этапе инноваций, а также на последующих этапах, широко варьируется.
- Этап синдикации: этот этап представляет собой демонстрацию и коммерциализацию новой технологии, такой как продукт, материал или процесс, имеющий потенциал для немедленного использования. Многие инновации задерживаются в научно-исследовательских лабораториях. Лишь очень небольшой процент из них коммерциализирован. Коммерциализация результатов исследований зависит как от технических, так и от нетехнических, в основном экономических факторов.
- Стадия распространения : представляет собой проникновение на рынок новой технологии посредством принятия инновации потенциальными пользователями технологии. Однако факторы спроса и предложения совместно влияют на скорость диффузии.
- Стадия замены. Эта последняя стадия представляет собой сокращение использования и возможное расширение технологии из-за замены другой технологией. На скорость замещения влияют многие технические и нетехнические факторы. Время, необходимое на этапе замены, зависит от динамики рынка.
Варианты лицензирования [ править ]
Крупные корпорации разрабатывают технологии ради собственной выгоды, а не с целью лицензирования. Тенденция к лицензированию технологий появляется только тогда, когда существует угроза существованию TLC (выгода для бизнеса), как обсуждается позже. [7]
На этапе исследований и разработок [ править ]
Всегда есть более мелкие фирмы ( МСП ), которые не имеют достаточных возможностей для финансирования развития инновационных НИОКР на пост-исследовательском и раннем технологическом этапах. Благодаря обмену зарождающейся технологией при определенных условиях финансирование значительного риска может поступить от третьих сторон. Это форма квазилицензии, которая принимает разные форматы. Даже крупные корпорации, возможно, не захотят нести все затраты на разработку в областях значительного и высокого риска (например, разработка самолетов) и могут искать способы распространить их на этап, когда будет получено подтверждение концепции.
В случае малых и средних фирм такие организации, как венчурные капиталисты или бизнес-ангелы, могут выйти на сцену и помочь материализовать технологии. Венчурные капиталисты принимают на себя как затраты и неопределенности, связанные с НИОКР, так и признанием рынка в качестве вознаграждения за высокую прибыль, когда технология оправдает себя. Помимо финансов, они могут оказывать сетевую, управленческую и маркетинговую поддержку. Венчурный капитал подразумевает как финансовый, так и человеческий капитал.
Более крупные фирмы могут выбрать совместные НИОКР или работать в консорциуме на ранней стадии разработки. Такие механизмы называются стратегическими альянсами – стратегическими партнерствами.
Как при венчурном финансировании, так и при стратегических (исследовательских) альянсах, когда прибыль от бизнеса начинает нейтрализовать затраты на разработку (TLC пересекает ось X), право собственности на технологию начинает меняться.
В случае с более мелкими фирмами венчурные капиталисты помогают клиентам выйти на фондовый рынок для получения значительно больших средств на развитие, развитие технологий, продвижение продукции и покрытие маркетинговых расходов. Основным путем является первичное публичное размещение акций (IPO), которое предполагает финансирование рисков со стороны общественности для получения потенциально высокой прибыли. В то же время IPO позволяют венчурным капиталистам попытаться возместить уже понесенные ими расходы путем частичной продажи заранее выделенных им акций (после листинга акций на фондовой бирже). Когда IPO полностью подписано, предприятие, которому оказывается помощь, становится корпорацией и может легче получить банковские кредиты и т. д., если это необходимо.
Партнеры по стратегическому альянсу, объединившиеся в исследованиях, идут разными путями развития, используя зарождающуюся технологию общего происхождения, но объединяют свои достижения с помощью таких инструментов, как «перекрестное лицензирование». Как правило, договорные положения между членами консорциума позволяют участнику реализовать возможность независимого преследования после совместных консультаций; в этом случае получатель права владеет всеми последующими разработками.
На этапе восхождения [ править ]
Стадия восхождения технологии обычно относится к какой-то точке выше точки А на диаграмме TLC, но на самом деле она начинается, когда часть НИОКР кривой TLC перегибается (только при условии, что денежный поток отрицательен и нерентабелен к точке A). Восхождение является самой сильной фазой TLC, поскольку именно здесь технология превосходит альтернативы и может принести премиальную прибыль или выгоду. Наклон и продолжительность подъема зависят от появления в этой области конкурирующих технологий, хотя они могут быть не такими успешными в этот период . Сильно запатентованная технология продлевает срок службы.
TLC начинает выравниваться (область, обозначенная буквой M), когда эквивалентные или сложные технологии выходят на конкурентное пространство и начинают съедать долю рынка.
До тех пор, пока эта стадия не будет достигнута, фирма, владеющая технологией, будет стремиться получать исключительно прибыль, предпочитая не лицензировать ее. Если появится возможность за границей, фирма предпочтет создать контролируемую дочернюю компанию, а не лицензировать третью сторону.
На этапе зрелости [ править ]
Фаза зрелости технологии — это период стабильного и прибыльного дохода, но ее конкурентоспособность может сохраняться в течение более длительного периода времени, отмеченного ее «жизненной жизнью». Однако на этом этапе может возникнуть тенденция передавать лицензию на технологию третьим лицам, чтобы снизить риск снижения прибыльности (или конкурентоспособности) и расширить финансовые возможности.
Реализация этой возможности, как правило, уступает стремлению к совместной эксплуатации; другими словами, участие в совместных предприятиях , как правило, в регионах, где технология находится на стадии развития , например, в развивающейся стране. Помимо предоставления финансовых возможностей, это дает владельцу технологии определенную степень контроля над ее использованием. Прибыль поступает из двух потоков доходов от инвестиций и роялти. Кроме того, такая стратегия повышает жизнеспособность технологии.
В фазе упадка [ править ]
После достижения точки типа D на приведенной выше диаграмме доходы от технологии начинают довольно быстро снижаться. Чтобы продлить жизненный цикл, владельцы технологии могут попытаться лицензировать ее в какой-то момент L, когда она еще может быть привлекательной для фирм на других рынках. Таким образом, это прослеживает путь удлинения LL'. Кроме того, поскольку спад является результатом растущей конкуренции технологий в этой сфере, лицензии могут быть привлечены из-за общей более низкой стоимости старой технологии (по сравнению с той, которая преобладала в течение ее жизненного цикла).
Лицензии, полученные на этом этапе, являются «прямыми лицензиями». Они свободны от прямого контроля со стороны владельца технологии (как это было бы в противном случае, скажем, в случае совместного предприятия). Кроме того, на лицензиата может быть наложено меньше ограничений при использовании технологии.
Полезность, жизнеспособность и, следовательно, стоимость прямых лицензий зависят от предполагаемого «балансового срока службы» технологии. Например, если срок действия ключевого патента на технологию истек или истечет в ближайшее время, остаточная жизнеспособность технологии может быть ограничена, хотя срок службы баланса может регулироваться другими критериями, такими как ноу-хау, срок действия которого может быть более продолжительным, если должным образом защищены.
Лицензия не имеет возможности узнать, на каком этапе находятся основные и конкурирующие технологии в их TLC . Это будет очевидно как для конкурирующих фирм-лицензиаров, так и для инициатора, по росту, насыщению или снижению прибыльности их операций.
Однако лицензию можно приблизить к этой стадии путем энергичных переговоров с лицензиаром и конкурентами для определения затрат и условий лицензирования. Более низкая стоимость или более легкие условия могут означать упадок технологии.
В любом случае доступ к технологии, находящейся в стадии упадка, представляет собой большой риск, который лицензиат принимает на себя. (В совместном предприятии этот риск существенно снижается за счет его разделения лицензиаром). Иногда финансовые гарантии лицензиара могут снизить такой риск и могут быть предметом переговоров.
Бывают случаи, когда, хотя технология и не превращается в технику, она все же может содержать важные знания или опыт, которым фирма-лицензиат не может научиться без помощи создателя. Часто именно такую форму принимают контракты на техническое обслуживание и техническую помощь (часто встречается в контрактах с развивающимися странами). Альтернативно эту роль могут выполнять консалтинговые агентства.
Цикл разработки технологий [ править ]
Согласно «Энциклопедии Земли »: «В простейшей формулировке инновацию можно рассматривать как состоящую из исследований, разработок, демонстрации и внедрения». [8]
Цикл разработки технологии описывает процесс создания новой технологии через этапы технологической зрелости:
См. также [ править ]
- Интеллектуальная собственность фона, переднего плана, бокового плана и постплана
- Деловой цикл
- Прорывные технологии
- Массовая кастомизация
- Сетевые эффекты
- Разработка нового продукта
- Технологическая революция
- Технологические переходы
- Модель принятия технологии
- Жизненный цикл внедрения технологии
- Уровень готовности технологий (TRL)
- Дорожная карта технологий
- Наборы инструментов для пользовательских инноваций
- Открытые инновации
- Экономные инновации
Ссылки [ править ]
- ^ коллектив авторов (2015). Материалы IAC-MEM 2015 в Вене . Чешский институт академического образования zs, 2015. с. 91. ИСБН 9788090579156 .
- ^ «Кондратьев Николай Дмитриевич | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ «Кондратьев, Николай (1892–1938) - Энциклопедия современной Европы: Европа с 1914 года: Энциклопедия эпохи войны и реконструкции | HighBeam Research» . 23 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2013 г. Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Эйрс, Роберт У. (1988). «Барьеры и прорывы: модель «расширяющихся границ» жизненного цикла технологии и отрасли» . Техновация . 7 (2): 87–115. дои : 10.1016/0166-4972(88)90041-7 .
- ^ Доктор Чандана Джаялат (22 апреля 2010 г.). «Понимание инноваций S-образной кривой» . Improvementandinnovation.com . Проверено 15 октября 2012 г.
- ^ Управление технологиями - рост и жизненный цикл , Шахид К.В., 28 сентября 2009 г., Некоммерческая атрибуция
- ^ Баюс, Б. (1998). Анализ срока службы продукции в технологически динамичной отрасли. Наука управления, 44(6), стр.763-775.
- ^ «Технологические инновации» . Энциклопедия Земли . Проверено 27 января 2016 г.