Та Эйси
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Та Эйси, также известный как Лок Та Маха Эйси, — основополагающий герой кхмерской культуры , которого изображают отшельником в Камбодже . Он соответствует риши ведического происхождения и представляет собой архетип анахоретической жизни в кхмерской культуре. Эта ереметическая фигура является одновременно символическим источником всех законов и покровителем театрального искусства в Камбодже.
Теогония
[ редактировать ]Брахманская традиция
[ редактировать ]Шива как отшельник в брахманической традиции: от Бога к человеку
[ редактировать ]Шива был слит с буддийскими божествами в восточноазиатском буддизме.
-
Махакала (в центре) в окружении бодхисаттв Самантабхадры (слева) и Манджушри (справа). Храм Баочэн, Ханчжоу , Чжэцзян , Китай
В современной Камбодже Та Эйси представляется многим как слияние божества Шивы, чье имя Эйсо на кхмерском языке также может привести к легкой путанице обоих.
Вишнуиты-отшельники в Камбодже
[ редактировать ]Надпись Прасат Комнап IX века свидетельствует о присутствии вишнуитских отшельников в Камбодже: в надписи говорится, что буддисты с плохой моралью были объявлены непригодными для проживания в их обители. [ 3 ]
Бхарата Муни, мастер-отшельник театрального искусства.
[ редактировать ]Та Эйсей связан с индийской легендой о Бхарате Муни, древнем мудреце, которому музыкальный трактат «Натья Шастра» традиционно приписывают . Для отшельников Бхараты театр выполнял ту же функцию, что и музыка для пифагорейцев . [ 4 ] Лок Та Маха Эйси фактически считается в Камбодже тем, от кого исходят все знания об искусстве, и высшим учителем камбоджийского классического танца. [ 5 ]
Буддийская традиция
[ редактировать ]Сосуществование монахов и отшельников в кхмерском буддизме: неоднозначность Вессантара Джатаки
[ редактировать ]Та Эйси - кхмерский образ отшельника, который в популярной культуре мог пережить опасные испытания в горах и заслужить питание от невидимых высших существ, которые признали их добродетель и научили их магическим силам. Эти способности включали в себя неразрушимость, способность вызывать все, что они пожелают, путешествия в далекие страны или под землю, а также всеведущие способности зрения и слуха. Хотя кхмерский отшельник Та Эйси, как говорят, принадлежит к брахманской традиции, которая уже давно вытеснена буддизмом, его статуи широко представлены в буддийских монастырях Камбоджи. Некоторым умершим монахам приписывают звание Та Эйсей. [ 6 ] показывая определенную степень оценки подвижнической жизни лесного отшельника.
С другой стороны, другие ученые, такие как Коллинз, утверждали, что в буддийских странах Тхеравады, таких как Камбоджа, Вессантара Джатака и ее изображение отшельников обнаруживают определенную двойственность в отношении аскетической добровольной бедности, рассматриваемой как «трагедия, а также утопическая фантазия». ". [ 7 ]
Преа Намосара Эйси, источник всех законов согласно королю Нородому.
[ редактировать ]В 1872 году король Камбоджи Нородом опубликовал новый сборник законов Камбоджи, в который вошла легенда о Преа Намосаре Эйси, легенда, объясняющая священное происхождение законов. Чау Намосара Комар был вторым сыном брамина Тевеака Эйси и киннары Теп Контак. Ребенок и отшельник Та Эйси до сих пор изображаются рука об руку во многих кхмерских пагодах, являясь символами передачи древней наследственной мудрости. В своем французском переводе этой поясняющей легенды в 1898 году Адемар Леклер указывает, что Преа Намосар Эйси — это местная кхмерская версия сущности Ману и Законов Ману, или Манусмрити , с буддийскими и кхмерскими дополнениями. [ 8 ]
Возрождение лесных отшельников в Таиланде
[ редактировать ]До 1970-х годов в Камбодже отшельники или одиночки в лесу представляли собой состояние мистицизма высочайшей святости. Усердные монахи могли проводить несколько недель или месяцев в уединенных скитах . [ 9 ]
В то время как фигура Та Эйсая исчезла из современной религиозной жизни Камбоджи как таковая, традиционные отшельники в Таиланде по-прежнему продолжают образ жизни аскетов, утверждая, что большую часть времени проводят в одиночестве в джунглях, занимаясь глубокой медитацией, при этом их критикуют. как духовные причуды, которые просто наживаются на «сверхъестественном буме» в Азии. [ 10 ]
Культурное представительство
[ редактировать ]Иконография
[ редактировать ]Иконография Та Эйси двоякая: первая - это та, которую популярная культура Камбоджи обычно признает как Та Эйси, вырезанная на ангкорских памятниках, вторая - та, которая в настоящее время создается в пагодах кхмерских буддистов для изображения Та Эйси.
Медитативный отшельник ангкорских храмов
[ редактировать ]На анкгорских стоянках резное изображение отшельника связано с Та Эйсей. У него всегда длинные усы, свежая улыбка, он находится в положении медитации, как человек, преодолевший все заботы мира, но еще не достигший просветления.
Сидеть прямо на коленях — это позиция корня или аскета брахманизма, который отвечает: воздерживаться от метафизики и придерживаться брахманского поведения.
Сидя вертикально, скрестив ноги, нижние части его тела образуют треугольную V-образную форму с острым углом вниз, возможно, символизируя космическую природу или женские гениталии, а обе руки склонены к груди, образуя прямоугольный треугольник, направленный вверх. возможно, представляющий человеческий мир или мужские гениталии. Эта комбинация двух вертикальных ножек и двух параллельных плеч создает шестиугольное пространство, которое объединяет два верхних и нижних треугольника посередине. Общее пространство двух треугольников, или пространство между двумя руками и двумя вертикальными ногами, символизирует время, которое является одним из многих имен Шивы. Хотя сегодня индуизм в камбоджийском обществе пришел в упадок, влияние этих отшельников в камбоджийском обществе сохраняется по мере развития его иконографии.
Путешествующий отшельник по буддийским пагодам
[ редактировать ]В современной Камбодже гипсовые статуи Та Эйси и других отшельников распространены в буддийских храмах и религиозных святынях. Отшельник изображен одетым как длинноволосый и бородатый мужчина, одетый в одежду из тигровой шкуры, как упоминается в Вессантара Джатаке : [ 11 ] с чайником и посохом наги или держа за руку ребенка. [ 12 ] Та Эйси больше не сидит в медитации, а ходит как паломник.
Танец
[ редактировать ]Та Эйси ассоциируется с танцем как высший дух-учитель, первый человек, получивший знания об искусствах в нашей традиции, а также его связь с Шивой Натараджем , Повелителем танца, который одновременно создает и разрушает вселенную в своем космическом танце. [ 13 ]
В Королевском балете Камбоджи Неай Ронг Мони Эйси ( кхмерский : នាយរង មោ នី ឥសី) - мудрый мудрец или отшельник, обычно учитель главного героя-мужчины.
До наших дней танцоры и актеры Камбоджи сохраняют традицию искать защиты у Маха Эйси. [ 14 ]
Литература
[ редактировать ]Та Эйсей присутствует в различных кхмерских народных легендах, представляя собой фигуру различной сложности, обладающую чертами как мудрости, так и насилия. [ 15 ]
Та Эйси присутствует в кхмерском эпосе «Римкер» как «медиум медиумов». Маха Эйси появляется в момент смерти Индраджита , где он выступает в роли «великого мастера драмы, поскольку он является верховным судьей во время битвы» между белой и черной обезьяной. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рональд Морс (2015). Народные легенды Тоно: духи, божества и фантастические существа Японии . Роуман и Литтлфилд. п. 131. ИСБН 978-1-4422-4823-6 .
- ^ Чарльз Рассел Коултер; Патрисия Тернер (2013). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. п. 182. ИСБН 978-1-135-96390-3 .
- ^ Шаран, Махеш Кумар; Публикации, Абхинав (июнь 2003 г.). Исследования санскритских надписей древней Камбоджи . Публикации Абхинава. п. 248. ИСБН 978-81-7017-006-8 .
- ^ Домаль, Рене; Леви, Луиза Л. (1982). Раса, или познание себя: очерки индийской эстетики и избранные исследования санскрита . Новые направления. п. 51. ИСБН 978-0-8112-0824-6 .
- ^ «Прумсодун Ок и НАТЬЯРАСА: Происхождение театра, цензуры и социальных изменений» . КонтрПульс . 23 августа 2010 года . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Тейлор, Филип (1 апреля 2014 г.). Кхмерские земли Вьетнама: окружающая среда, космология и суверенитет . Ассоциация азиатских исследований Австралии. п. 56. ИСБН 978-9971-69-778-5 .
- ^ Коллинз, Стивен (13 мая 1998 г.). Нирвана и другие буддийские блага . Издательство Кембриджского университета. п. 529. ИСБН 978-0-521-57054-1 .
- ^ Леклер, Адемар (1898). Камбоджийские кодексы (на французском языке). Э. Леру. п. 6.
- ^ Моффитт, Джон (1970). Новый устав монашества: Труды . Издательство Университета Нотр-Дам. п. 1970.
- ^ «Тайские духовные «отшельники» используют сеть, чтобы выйти на глобальный уровень – Khmer Times» . 17 июля 2017 года . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Коллинз, Стивен (29 марта 2016 г.). «5» . Чтение Вессантара Джатаки . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-54100-8 .
- ^ Марстон, Джон (30 июня 2004 г.). История, буддизм и новые религиозные движения в Камбодже . Издательство Гавайского университета. п. 171. ИСБН 978-0-8248-4434-9 .
- ^ «Танцы за человеческое достоинство – Khmer Times» . 21 февраля 2019 года . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Индокитай (на французском языке). Ассоциация Александра Родосского. 1942. с. 7.
- ^ Сайт 5000 лет. «История кончика рта Эйсай» . 5000-years.org (на кхмерском языке) . Проверено 11 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Прачи Даршан . Прачья Санскрити Паришад. 1971. с. 52.
См. также
[ редактировать ]- Дживака , легендарный буддийский целитель и покровитель медицины.