Эмиль Литтре
Эмиль Литтре | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Париж , Франция | 1 февраля 1801 г.
Умер | 2 июня 1881 г. Париж, Франция | ( 80 лет
Национальность | Френч |
Занятие | Лексикограф |
Известный | Словарь французского языка |
Эмиль Максимилиан Поль Литтре (англ. Французский: [emil maximiljɛ̃ pɔl Liteʁe] ; 1 февраля 1801 — 2 июня 1881) — французский лексикограф , масон. [ 1 ] и философ , известный прежде всего своим Словарем французского языка , обычно называемым le Littré .
Биография
[ редактировать ]Литтре родился в Париже. Его отец, Мишель-Франсуа Литтре, был артиллеристом, а затем сержантом морской артиллерии французского флота и был глубоко проникнут революционными идеями того времени. Устроившись сборщиком налогов, он женился на Софи Жоанно, такой же вольнодумной, как и он сам, и посвятил себя воспитанию своего сына Эмиля. Мальчика отдали в лицей Луи-ле-Гран , где Луи Ашетт и Эжен Бюрнуф его друзьями стали . После окончания лицея он не определился, какую карьеру ему выбрать; однако он посвятил себя овладению английским и немецким языками, классической и санскритской литературой, филологией . [ 2 ]
В конце концов он решил стать студентом-медиком в 1822 году. Он сдал все экзамены в установленные сроки, и ему оставалось подготовить только диссертацию, чтобы получить степень врача, когда в 1827 году его отец умер, оставив мать без средств. Он сразу отказался от ученой степени, несмотря на свой большой интерес к медицине, и, посещая лекции Пьера Райера , начал преподавать латынь и греческий язык , чтобы заработать на жизнь. Он служил солдатом народников во время Июльской революции 1830 года и был одним из членов Национальной гвардии, сопровождавшей Карла X в Рамбуйе . В 1831 году он познакомился с Арманом Каррелем , редактором Le National , который поручил ему читать отрывки из английских и немецких газет. Случайно в 1835 году Каррель обнаружил в Литтре писательские способности и с этого времени стал постоянным сотрудником журнала, в конечном итоге став его директором. [ 3 ]
В 1836 году Литтре начал публиковать статьи по широкому кругу тем в « Revue des deux mondes» , а в 1837 году он женился. первый том полного собрания сочинений Гиппократа В 1839 году в печати появился . Благодаря выдающемуся качеству этой работы он был избран в Академию надписей и изящной словесности в том же году . Он обратил внимание на произведения Огюста Конта , чтение которых составило, как он сам говорил, «кардинальный момент его жизни». С этого времени влияние позитивизма отразилось на его собственной жизни, и, что еще важнее, он повлиял на позитивизм, отдав этой философии столько же, сколько получил от нее. Вскоре он стал другом Конта и популяризировал его идеи в многочисленных работах по позитивистской философии. Он продолжал переводить и публиковать свое издание сочинений Гиппократа, которое не было завершено до 1862 года, и опубликовал аналогичное издание « Плиния » Естественной истории . После 1844 года он занял место Фориэля в комитете, занимавшемся созданием книги. Histoire Litéraire de la France , где его знание раннего французского языка и литературы было неоценимо. [ 4 ]

Литтре начал работу над своим великим «Словом французского языка» примерно в 1844 году, который завершился лишь тридцать лет спустя. Он участвовал в революции июля 1848 года и в репрессиях против крайне республиканской партии в июне 1849 года. Его эссе, опубликованные в этот период в « Национале» , были собраны вместе и опубликованы под названием « Сохранение, революция и позитивизм» в 1852 году. и продемонстрировать полное принятие всех доктрин, выдвинутых Контом. Однако в последние годы жизни своего учителя он начал понимать, что не может полностью принять все догмы и более мистические идеи своего друга и учителя. Он скрывал свои разногласия, и Конт не смог признать, что его ученик перерос его, как он сам перерос своего учителя Анри де Сен-Симона . [ 4 ]
Смерть Конта в 1858 году освободила Литтре от всякого страха оттолкнуть своего хозяина. Он опубликовал свои собственные идеи в своей книге «Пароли позитивной философии» в 1859 году. Четыре года спустя, в более обширной работе, он опубликовал «Огюст Конт и позитивная философия» , в которой прослеживается происхождение идей Конта от Тюрго , Канта и Сен-Жермена. Саймон. Произведение восхваляет жизнь самого Конта, его философский метод, его великие заслуги перед делом и следствием своих произведений, а также показывает, в чем он сам отличается от него. Он полностью одобрял философию Конта, его великие законы общества и его философский метод, который он действительно горячо защищал от Джона Стюарта Милля . Однако он заявил, что, веря в позитивистскую философию, он не верил в «религию человечества». [ 4 ]
Около 1863 года, завершив переводы Гиппократа и Плиния, он начал всерьез работать над своим великим французским словарем . Его пригласили присоединиться к Французской академии , но он отказался, не желая объединяться с Феликсом Дюпанлупом , епископом Орлеанским , который осудил его как главу французских материалистов в своем «Avertissement aux pères de famille» . В это же время он вместе основал журнал La Revue de philosophieпозитивист с Грегуаром Вирубовым , воплотивший в себе взгляды современных позитивистов. [ 4 ]

Таким образом, его жизнь была поглощена литературной работой, пока события, свергнувшие Вторую империю, не призвали его принять участие в политике. Он чувствовал себя слишком старым, чтобы вынести лишения осады Парижа , и удалился со своей семьей в Бретань . вызвал его Гамбетта в Бордо для чтения лекций по истории, а оттуда в Версаль, в который он был избран департаментом Сены чтобы занять свое место в сенате , . В декабре 1871 года он был избран членом Французской академии, несмотря на возобновившееся сопротивление монсеньора. Дюпанлуп, который скорее отказался от своего места, чем принял его. [ 4 ]
Литтре Dictionnaire de la langue française («Словарь французского языка») был завершен в 1873 году после почти 30 лет работы. Черновик был написан на 415 636 листах, упакованных в пачки по тысяче штук и хранившихся в восьми белых деревянных ящиках, заполнивших подвал дома Литтре в Мениль-ле-Руа . Эта эпохальная попытка дала авторитетные определения и описания использования каждому слову, основанные на различных значениях, которые оно имело в прошлом. Когда он был опубликован Hachette, это был крупнейший лексикографический труд по французскому языку того времени. [ нужна ссылка ]
В 1874 году Литтре был избран пожизненным сенатором Третьей республики . [ 5 ] Его наиболее заметными произведениями в эти годы были его политические статьи, в которых нападали и раскрывались конфедерации орлеанистов и легитимистов против республики; его переиздания многих своих старых статей и книг, среди прочего, « Сохранения, революции и позитивизма» 1852 года (которую он перепечатал слово в слово, добавив формальный, категорический отказ от многих содержащихся в ней комтистских доктрин); и небольшой трактат « Pour la dernière fois» , в котором он отстаивал свою неизменную веру в философию материализма . [ 4 ]
В 1875 году он подал заявление о приеме в масонскую ложу La Clémente Amitié ( Великий Восток Франции ). Когда его спросили, верил ли он в существование высшего существа в присутствии 1000 масонов , он ответил:
Мудрый человек древних времен, которому царь задал тот же вопрос, несколько дней думал над ответом, но так и не смог ответить. Прошу вас не требовать от меня ответа. Ни одна наука не отрицает «первопричину», потому что она не находит ни другого обоснования, ни доказательства. Все знания относительны, и мы всегда встречаем неизвестные явления и законы, причину которых мы не знаем. Тот, кто с решимостью провозглашает ни верить, ни не верить в Бога, доказывает непонимание проблемы того, что заставляет вещи существовать и исчезать. [ 6 ]
Когда стало очевидно, что Литтре долго не проживет, его жена и дочь, которые всегда были ярыми католиками, попытались обратить его в свою религию. У него были долгие беседы с отцом Луи Миллерио , знаменитым полемистом , и аббатом Анри Ювелином , известным священником церкви Сен-Огюстен , которые были очень опечалены его смертью. Когда Литтре был при смерти, он обратился в христианство, был крещен аббатом , и его похороны были проведены по обрядам Римско-католической церкви. [ 4 ] [ 7 ] [ 8 ] Литтре похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.
Работает
[ редактировать ]Переводы и переиздания
[ редактировать ]- Перевод полного собрания сочинений Гиппократа (1839–1863).
- Перевод « Плиния » Естественной истории (1848–1850)
- Перевод Штрауса » « Жизни Иисуса (1839–1840)
- Перевод ( Мюллера «Мануэля по физиологии» 1851 г.)
- Переиздание политических сочинений Армана Карреля с примечаниями (1854–1858).
Словари и сочинения по языку
[ редактировать ]- Возобновление словаря медицины, хирургии и т. д. с Шарлем-Филиппом Робеном из Пьера-Юбера Нистена (1855)
- История французского языка. Сборник журнальных статей (1862 г.).
- Словарь французского языка («Le Littré») (1863–1873).
- Как я сделал свой словарь (1880)
Философия
[ редактировать ]- Аргументированный анализ курса позитивной философии М. А. Конта (1845 г.)
- Применение позитивной философии к правительству (1849 г.)
- Сохранение, революция и позитивизм (1852, 2-е изд., с приложением, 1879 г.)
- Слова позитивной философии (1859)
- Огюст Конт и позитивная философия (1863)
- Наука с философской точки зрения (1873)
- Фрагменты современной философии и социологии (1876 г.)
Другие работы
[ редактировать ]- Этюды и головка (1880)
- Правда о смерти Александра Македонского (1865 г.)
- Исследования варваров и средневековья (1867 г.)
- Медицина и врачи (1871)
- Литература и история (1875)
- Приемная речь во Французской академии (1873 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Универсальный словарь масонства Моник Кара, Жан-Марка Кара, Марка де Жода (Ларус, 2011).
- ^ Чисхолм 1911 , с. 794.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 794–795.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чисхолм 1911 , с. 795.
- ^ Деламар, Луи Нарцисс (1910). Католическая энциклопедия . Полет. 9. .
- ^ Ойген Ленхофф, Оскар Познер, Дитер А. Биндер: Международный масонский лексикон . 5-е издание, Herbig Verlag, с. 299, 519-520. ISBN 978-3-7766-2478-6 .
- ^ Кристофер Кларк; Вольфрам Кайзер (2003). Культурные войны: светско-католический конфликт в Европе девятнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. п. 86. ИСБН 978-1-139-43990-9 .
- ↑ Смертное ложе позитивиста , The New York Times, 19 июня 1881 г.
Источники
[ редактировать ]- О его жизни см. К. А. Сент-Бев , «Заметка о М. Литтре, его жизни и его произведениях» (1863 г.); и Новые понедельники , т. в.; также заметка г-на Дюран-Гревиля в « Новом ревю» за август 1881 года; Э Каро , Литтре и позитивизм (1883); Пастер , Приемная речь в Академии, где он сменил Литтре, и ответ Эрнеста Ренана .
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Литтре, Максимилиан Поль Эмиль ». Британская энциклопедия . Полет. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 794–795. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на французском языке) Жан Гамбургер , месье Литтре , Фламмарион, Париж, 1988 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Эмиля Литтре в Project Gutenberg
- Работы Эмиля Литтре или о нем в Интернет-архиве
- Коллекция Medic@ предлагает издание Гиппократа Литтре, полное отсканированных изображений страниц.
- Деламар, Луи Нарцисс (1910). Католическая энциклопедия . Полет. 9. .
- (на французском языке) Словарь французского языка Литтре (1863–1876)
- 1801 рождений
- 1881 смертей
- Писатели из Парижа
- Политики из Парижа
- Французские агностики
- Обращается в католицизм из атеизма или агностицизма.
- Французские католики
- Оппортунистические республиканцы
- Члены Национального собрания (1871 г.)
- Пожизненные сенаторы Франции
- Французские историки медицины
- Французские философы XIX века
- Французские лексикографы
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Позитивисты
- Французские масоны
- Члены Французской академии
- Члены Академии надписей и изящной словесности.
- Выпускники лицея Луи-ле-Гран
- Отказы от ордена Почетного легиона
- Похороны на кладбище Монпарнас
- Лексикографы XIX века