Стефан Сзенде
Стефан Сзенде | |
---|---|
Рожденный | Иштван Сзенде 10 апреля 1901 г. |
Умер | 5 мая 1985 г. |
Род занятий | политолог политик журналист писатель выдающийся выживший в концлагере |
Политическая партия | КМП КПДО SAPS СПД |
Супруг | Элизабет «Эрси» Чиллаг (1901–1997) |
Дети | Барбара Сесилия Сзенде/Барон |
Родитель | Макс (1872–1921) и Элизабет (1874–1944) Сзенде |
Стефан Сзенде (родившийся Иштван Сзенде: 10 апреля 1901 — 5 мая 1985) — венгерско -шведский политолог , политик, журналист и писатель, который в годы нацизма стал борцом антифашистского сопротивления и жертвой системы концентрационных лагерей. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Венгерское происхождение и ранние годы
[ редактировать ]Иштван Сзенде родился в Сомбатхее , тогда на западной окраине венгерской части Австро -Венгрии . Макс Сзенде (1872–1921), его отец, был работником страховой компании. Вместе со своим старшим братом Ласло Иштван вырос в зажиточной либерально-еврейской семье и получил классическое образование, в основном свободное от еврейских религиозных элементов. Он посещал местную школу, а затем перешел в римско-католическую среднюю школу. Сомбатхей был многонациональным городом. Его мать Элизабет (1874–1944), происходившая из немецкоязычной семьи, позаботилась о том, чтобы он вырос свободно двуязычным, а также выучил третий язык, французский , на высоком уровне в школе. [ 1 ]
Позже он писал, что именно в результате наблюдения за материальными трудностями домашней прислуги своей семьи, чтения произведений таких писателей, как Эмиль Золя и Фридрих Ницше , а также бессмысленной бойни на полях сражений Первой мировой войны , его политическая сознательность было спровоцировано, когда он еще учился в школе. По окончании школы он устроился на работу банковским служащим, но вскоре отказался от этого. Позже, в 1919 году, он вступил в Венгерскую коммунистическую партию и поступил в Венский университет, чтобы изучать философию , карьерные амбиции, которые предполагали еще одно десятилетие учености. Примерно в это же время он попал под влияние венгерского левого философа Дьёрдя Лукача . [ 1 ]
Вена и Будапешт
[ редактировать ]В конце концов он пробыл в Венском университете только до 1921 года, года смерти его отца. Он вернулся в Венгрию , которая в 1918 году стала отдельной страной. Однако он не вернулся в Сомбатхей , а переехал в Будапешт, где жил его брат Ласло, теперь получивший диплом архитектора. Еще в возрасте 20 лет он поступил в университет , изучая право и политические науки . К этому моменту он уже находил издателей для рецензий на книги и коротких эссе. Он также активизировал свои контакты с политической интеллигенцией. После непродолжительного периода радикального и коммунистического правления новое венгерское государство стало консервативным и авторитарным, что сделало открытую поддержку коммунизма опасной. Сзенде вращался в левых социалистических кругах, в которых членство в Социал-демократической партии обеспечивало видимость приемлемости его постоянного интереса к марксистской философии, области, в которой он к тому времени также читал лекции. [ 1 ]
Он завершил учебу в 1924 году и получил докторскую степень в Будапештском университете в 1925 году. К этому времени, похоже, он стал уделять больше времени политической деятельности. В 1926 году он был арестован и обвинен в «оскорблении министра юстиции» в написанной им статье. Во второй раз он был арестован за «разжигание классовой ненависти» во время лекции, прочитанной членам Профсоюза металлистов, и обвинен в «оскорблении национальной чести» в другой статье. Столкнувшись с перспективой суда и более длительного тюремного заключения, когда он был освобожден из-под стражи в 1928 году, он бежал из страны, эмигрировав во второй раз в Вену . К этому времени его овдовевшие мать и брат дистанцировались от его политической деятельности, и пока они оставались в Венгрии , Стефан Сзенде, находящийся сейчас в вынужденном изгнании, был лишен венгерского гражданства. Он останется лицом без гражданства в течение следующих двадцати двух лет. При поддержке спонсируемой Союзом Советским организации социального обеспечения работников Международной Красной Помощи он сначала нашел свой венский дом в лагере беженцев. [ 1 ]
В лагере беженцев он встретил еще одного еврейского беженца из Венгрии. Элизабет «Эрси» Чиллаг (1901–1997) по образованию была оперной певицей. Они поженились в 1929 году и переехали в двухкомнатную городскую квартиру, все еще получая некоторую финансовую поддержку от International Red Aid , дополненную периодическими выплатами за опубликованные статьи. Сзенде также возобновил свою академическую карьеру, вернувшись к изучению философии. Вероятно, в 1930 году он получил свою вторую докторскую степень, на этот раз в Венском университете . [ 1 ]
Несмотря на австрийскую докторскую степень, жизнь в Вене оставалась нестабильной. В конце 1929 года он был исключен из Коммунистической партии в контексте внутрипартийного раскола, который отражал политическое соперничество в Москве, сосредоточенное вокруг Сталина . Исключение из партии означало потерю большей части его социальных контактов, многих друзей и отделение от того, что он считал своим естественным политическим домом. На более практическом уровне, как только он завершит учебу, власти больше не будут продлевать ему вид на жительство. Поэтому он решил снова переехать, на этот раз в Берлин. Первоначально его не сопровождала Эрси, которая к тому времени была беременна и вернулась в Венгрию , где осталась со своей матерью. Соответственно, пока Стефан Зенде пытался обосноваться в Берлине , 26 ноября 1930 года дочь пары, Барбара Сесилия, которая позже стала врачом, [ 4 ] родился в Будапеште . [ 1 ]
Берлин
[ редактировать ]В Берлине Сзенде снял небольшую комнату в южной части центра города ( Hallesches Tor ). Ему не хватало денег, и он был голоден. Его исключение в прошлом году из Коммунистической партии означало, что у него не было мгновенной сети поддерживающих его товарищей. В конце концов именно через свою жену, все еще находившуюся в Будапеште, он получил доступ в социалистическую среду через старого друга из Югославии, жившего в Берлине. Его познакомили с Костей Цеткиным, чья мать, Клара Цеткин , несмотря на то, что ее недавно исключили из Коммунистической партии , уже была знаковой фигурой для немецких левых. По рекомендации Клары Цеткин он присоединился к недавно сформированной Коммунистической партии Германии – Оппозиции ( «Kommunistische Partei Deutschlands» /KPO) , альтернативной Коммунистической партии, созданной некоторыми из тех, кто был исключен из все более жесткой Коммунистической партии Германии . Он не проявлял особой активности в ОО, но, тем не менее, позже вспоминал, что время, проведенное в нем, обеспечило долгожданное освобождение от «заветов социал-фашизма» ( «Социалфашизм» ), характерный для основных коммунистических партий, поскольку политика стала более поляризованной. Благодаря КПО он также смог получить обширные знания о немецком рабочем движении и глубокое понимание политических течений того времени. Это обеспечило прочную основу для его собственного будущего политического развития и помогло ему понять разворачивающуюся политическую ситуацию по мере ее развития в 1930-е годы. [ 1 ]
В 1932 году само КПО распалось. Штефан Зенде, наряду с Якобом Вальхером , Паулем Фрелихом и Августом Эндерле , был среди примерно 1000 членов, которые перешли из КПО в новую Социалистическую рабочую партию ( «Sozialistische Arbeiterpartei Deutschlands» / SAPD) . SAPD возникла как отчаянная попытка объединить левых политических сил, чтобы противостоять и блокировать, казалось бы, неудержимое продвижение популистского национализма, представленного Национал-социалистической немецкой рабочей партией ( «Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei» /Нацистская партия) . Сзенде познакомился с лидером SAPD Максом Кёлером, после чего стал гораздо более политически активным в SAPD, чем в КПО. [ 1 ] Одним из молодых членов SAPD был Герберт Карл Фрам, позже известный как Вилли Брандт , который напишет о сильном интеллектуальном и духовном лидерстве Сзенде в берлинской группе партии ( «[он]… играл духовно ведущую роль в нашей берлинской группе. "" ). [ 5 ]
Нацистская Германия
[ редактировать ]в Приход к власти нацистов начале 1933 года полностью изменил политический фон, а после пожара Рейхстага в конце февраля 1933 года новое правительство ускорило Германии в однопартийную трансформацию диктатуру . Уже предвидя, что период нацистского правления будет не преходящей тенденцией, а устойчивой и долгосрочной угрозой, SAPD во многих отношениях была лучше подготовлена к трансформации в подпольное движение, чем более крупная Коммунистическая партия и СДПГ . Сзенде быстро отреагировал на проблему продолжения партийно-политической работы в условиях нелегальности. Выбор им партийного псевдонима «Стефан» тем не менее указывает на определенную наивность в некоторых аспектах его подхода. В августе 1933 года гестапо свергло национальное руководство SAPD , что включало арест лидера берлинского региона партии Макса Келера. Штефан Зенде теперь взял на себя руководство партии в Берлине. [ 1 ]
Сам он был арестован гестапо 22 ноября 1933 года. Будучи выжившим, он позже смог подробно описать свои переживания в последующие месяцы. и другие активисты партии SAPD Одновременно были арестованы . Поскольку Сзенде был одновременно лидером нелегальной SAPD в Берлине и иностранным евреем без гражданства, он подвергался особой опасности из-за зловещих фантастических навязчивых идей своих похитителей. Арестованных доставили в «Дом Майковского», бывшее здание профсоюзов. в Берлине-Шарлоттенбурге , который был захвачен в качестве головного офиса местными нацистскими военизированными формированиями (СА) . Его допрашивали Карл Эрнст и принц Август Вильгельм , младший сын бывшего кайзера . В течение следующих нескольких недель Сзенде неоднократно допрашивали и жестоко пытали, но мучители по своим собственным причинам позаботились о том, чтобы он на самом деле не умер. Его неоднократно спрашивали о его участии в международном еврейско-большевистском заговоре, в котором, как утверждали следователи, он участвовал. Они также неоднократно спрашивали его о его связях с Лев Троцкий , который на этом этапе, очевидно, демонизировался последователями Гитлера так же основательно, как и последователями Сталина . [ 1 ]
1 декабря 1933 года узники SAPD были переведены в концентрационный лагерь «Дом Колумбия» в Берлине-Темпельхофе , где ночные пытки со стороны охранников СС были частью рутины. Для допроса Сзенде доставили в главный офис гестапо на улице Принца Альбрехта, 8, где его ведущий следователь, комиссар фон Плото, нес особую ответственность за расследование деятельности членов SAPD . Сзенде снова был идентифицирован как еврейский интеллектуал-иностранец и как социалист, а это означало, что он был подвергнут особому преследованию еще в концентрационном лагере «Колумбийский дом» . К этому времени он страдал не только от ежедневных избиений в концлагере, но и от долговременных травм гениталий, которые жестоко и болезненно лечил нитритом серебра врач, совершенно открыто разделявший свое убеждение, что его Пациент был членом Международного еврейского заговора. [ 1 ]
Рождество 1933 года и новогодние праздники прошли практически незамеченными, но 5 января 1934 года заключенных снова перевели, теперь уже в недавно открытый концентрационный лагерь Ораниенбург , расположенный недалеко к северу от города . Описание Сзенде их приема в Ораниенбурге точно отражает опыт других: оно включало в себя словесные оскорбления и избиения, а также более «изысканные сцены пыток» в душе. Большинству интернированных были предоставлены периоды отдыха, но евреям приходилось вести более суровый распорядок дня. В свой первый день в лагере Сзенде отвезли в печально известную «Комнату 16», где он впервые встретился с оберштурмфюрером Гансом Шталькопфом, который занимал ответственную должность в концентрационном лагере Ораниенбург. [ 1 ]
узнала и его жена О его переводе в Ораниенбург . К этому времени она переехала из Будапешта в Берлин, хотя неясно, сопровождала ли ее трехлетняя дочь или ребенок остался с бабушкой в Будапеште. На следующий день после перевода Сзенде в Ораниенбург Эрси написала письмо венгерскому консулу в Берлине, умоляя помочь ей получить разрешение на посещение мужа, которого она, вероятно, не видела с момента его ареста прошлой осенью. Заявление было удовлетворено, и ей разрешили посещение концентрационного лагеря. [ 1 ]
Повседневная жизнь в лагере началась с распределения работ. Вместе с Максом Фюрстом и еще одним заключенным-евреем Сзенде сначала был назначен дежурить в бане, что считалось «грязной» работой, предназначенной для заключенных-евреев. Сзенде не считал эту работу грязной, по крайней мере, по сравнению с уборкой туалетов, которая была еще одной «грязной» работой, выполняемой задержанными евреями. Дежурство в бане включало получасовую доставку горячей воды для ванн заключенных и их охранников, что было физически тяжело, но позволяло поддерживать человеческий уровень контакта с охранниками, включая одного молодого охранника СА, который узнал Сзенде. Даже когда ему (относительно) повезло с порученной ему работой, Сзенде, тем не менее, подвергался той же дискриминации, что и другие задержанные евреи. Все заключенные спали в одном бараке-общежитии, но евреи были разделены и сгруппированы вместе. С середины января 1934 года все заключенные-евреи были обязаны носить нарукавную повязку со звездой Давида , которую позже нацисты ввели и за пределами концентрационного лагеря. Сзенде спал рядом с известным анархистом Эрих Мюзам : в светлое время суток двое мужчин вместе играли в шахматы и обменивались политическими взглядами на марксизм-ленинизм. Сзенде заметил, что Мюсам, как и он, чаще посещал «Комнату 16» для допросов и пыток, чем другие интернированные евреи. [ 1 ] ( Эрих Мюсам был убит в концентрационном лагере Ораниенбург в июле 1934 года. [ 6 ] }
В нескольких своих последующих опубликованных работах Стефан Зенде довольно подробно описывает крайнее садистское удовольствие, которое оберштурмфюрер Ганс Шталькопф получал от регулярных сеансов пыток. В некоторых других охранниках и администраторах концентрационных лагерей иногда можно было обнаружить проблески человечности, помимо нечеловеческой жестокости, но Шталькопф был движим страстным антисемитизмом и получал безграничное удовольствие от причинения физической боли. [ 1 ]
В феврале 1934 года, после более чем месяца пребывания в Ораниенбурге , Сзенде и другие заключенные были прикованы к так называемому «Штебункеру», который представлял собой деревянные контейнеры размером примерно два на два фута, в которые жертвы помещались и содержались так, чтобы они не могли ни сидеть, ни приседать. Устройства были помещены в подвал, и заключенные были вынуждены оставаться в них стоять. Сзенде поместили в один из них на четыре дня и ночи без еды и выпускали из него всего на пять минут в день. Как он позже описал, элемент пыток возник в результате сочетания полной изоляции и темноты, физического заключения, физического истощения, холода, лишения сна и голода. «Глаза болели от темноты, мы чувствовали парализующую тяжесть век. Было холодно, и подошвы ног горели. Лодыжки подвернулись, как дрель, колени дрожали от непрерывного стояния, и мы не могли произнести ни слова. слово." [ 1 ]
После освобождения из нацистской Германии Сзенде часто сообщал о физической боли, которую он перенес в Ораниенбурге и других местах, но в 1934 году мир услышал совсем другие сообщения о немецких концентрационных лагерях. Невольно этому поспособствовал и сам Сзенде. de:Вернер Шефер (KZ-комендант) Вернер Шефер , командир лагеря, выбрал Сзенде и Мюзама для допроса международной американской комиссией, которая была отправлена для получения информации об условиях в концентрационных лагерях. Как евреи и интеллектуалы, Шефер подсчитал, что Сзенде и Мюсам будут пользоваться большим авторитетом, чем другие заключенные, но он также очень ясно дал понять, что им грозит наказание, если они сделают какие-либо негативные комментарии о концентрационном лагере. Позже Сзенде вспоминал, что они договорились с другими товарищами, которые спали в их конце спальных помещений, что они должны давать правдивые ответы на вопросы, но что они будут только отвечать на вопросы и, следовательно, не будут добровольно предоставлять информацию о зверствах, совершаемых против заключенных лагеря. Согласно более поздним воспоминаниям Сзенде, члены комиссии никогда не поднимали вопрос о физическом насилии, а проявляли интерес только к качеству питания и проживания. Таким образом, комиссия не сделала ничего, чтобы привлечь внимание широкой общественности к жестокостям, творимым в концентрационном лагере, и когда несколько лет спустя Сзенде сам представил отчеты о своем опыте в концентрационном лагере в менее строгих условиях, многие не хотели всему верить. что он вспомнил. Лишь позже он вспомнил, как за одиннадцать недель он подвергся шестнадцати избиениям в Ораниенбурге, каждый раз в присутствии оберштурмфюрера Ганса Шталькопфа. [ 1 ]
Суд
[ редактировать ]20 марта 1934 года Сзенде был одним из четырнадцати заключенных, взятых под стражу в берлинской Моабит тюрьме . К этому времени он был близок к тому, чтобы сломиться духовно и физически за четыре месяца пребывания в системе нацистских концентрационных лагерей. В большинстве случаев перевод в тюрьму Моабит был бы нежелательным событием. Однако, хотя он и оставался под стражей, Штефен Сзенде больше не подвергался регулярным физическим нападениям и более серьезным пыткам со стороны офицеров СА и СС . Позже он вспоминал свое пребывание в плену в Моабите как «тихое» ( «рухиг» ). Теперь у него было достаточно времени для чтения (хотя единственным доступным материалом для чтения в тюрьме была «нацистская литература»). ему также удалось выучить английский язык Каким-то образом за это время . К тому же его жене было легче добраться до тюрьмы, расположенной в черте города Берлина. Эрси Зенде жил в берлинском квартале Шёнеберг . В конце концов, во время заключения Стефана в Моабите ей разрешили три свидания: 2 июля, 13 октября и 16 ноября 1934 года, и она смогла принести ему книги. [ 1 ]
О причине своего перевода в Моабит ему стало известно ближе к концу 1934 года. Государство готовило к рассмотрению судебное дело против 24 бывших лидеров SAPD , обозначенных в документах как «Кёлер и товарищи» ( «Köhler und Genossen» ). во вновь созданном специальном «Народном суде» ( «Volksgerichtshof» ) . Обвинения касались «продолжения деятельности запрещенной [политической] партии» ( «Fortführung einer verbotenen Partei» ). Сзенде, как бывшему руководителю SAPD в Берлине, было предъявлено дополнительное обвинение в «Государственной измене, совершенной в связи с границей». Это могло привести к смертному приговору. Бывший венгр, не имеющий гражданства, находился в большей опасности, чем его обвиняемый из Германии. Хотя ненависть, с которой он столкнулся в концентрационных лагерях, была сосредоточена в основном на его еврействе, большую озабоченность теперь вызывало то, что он принимал участие в нелегальной политической работе в Германии, несмотря на то, что не был немцем. [ 1 ]
Государство назначило Сзенде адвоката, который был одновременно членом нацистской партии и офицером СС . Тем не менее, по мнению Сзенде, он был деловым и корректным юристом, который не позволял каким-либо личным предрассудкам ставить под угрозу его юридические обязанности. Он даже позволил жене Сзенде ознакомиться с документами, представленными обвинением. Она смогла передать их содержание. Это способствовало развязыванию широкой кампании протеста, организованной по большей части за пределами Германии, против преследования группы «Кёлер и товарищи». Это сопровождалось судебным процессом, который, по более поздним стандартам нацистской Германии, был на удивление открытым и объективным. Оглядываясь назад, Сзенде позже предположил, что в 1934 году нацистское государство все еще стремилось установить международную легитимность своего нового «Народного суда» . Ключевым моментом кампании протеста стала угроза смертного приговора Штефену Сзенде. Так называемую «Акцию адвокатов» организовал его бывший по SAPD товарищ Вилли Брандт . , который к тому времени жил в изгнании в Норвегии . Брандт организовал письмо, подписанное рядом норвежских адвокатов, в котором подчеркивалась сомнительная правовая основа обвинения, ведущего к возможному смертному приговору. Было отмечено, что соответствующий закон был принят лишь спустя почти год после ареста Сзенде. Неясно, принял ли суд во внимание письмо адвокатов из Норвегии, но обвинение в государственной измене в любом случае было снято. Меньших обвинений не было. [ 1 ]
Суд над «Кёлером и товарищами» длился с 26 ноября по 1 декабря 1934 года. Он проходил на улице Принца Альбрехта, 8, всего в паре зданий вдоль улицы от главного управления гестапо , в котором Сзенде уже сталкивался с менее структурированными сеансами допроса во время последние недели 1933 года. Суд 1934 года завершился тем, что 5 обвиняемых были оправданы и 19 осуждены за «преступления, связанные с совместным участием в подготовке предательского предприятия». Более сенсационным в то время стало решение суда об аресте комиссара гестапо фон Плото, подозреваемого в злоупотреблении служебным положением. Обвиняемые представили суду методы пыток, применявшиеся следователями гестапо, и «Народный суд» , зная, что за этим наблюдают на международном уровне, стремился вести себя правильно, хотя в конечном итоге против фон Плото не было предпринято никаких дальнейших действий. Штефан Зенде, «так называемый интеллектуал», который как лидер SAPD и «как иностранец» «вмешивался» во «внутренние [политические] дела» в Германии, был приговорен 1 декабря 1934 г. к двум годам тюремного заключения. тюремный срок (частью которого считалось его предыдущее содержание под стражей). В последующие годы этот суд примет гораздо более суровую стратегию вынесения приговоров. Тем не менее, тюремный срок был связан с условием, что после освобождения Сзенде должен покинуть страну. [ 1 ]
Сразу после осуждения его вернули в Моабит , куда 3 декабря 1934 года его жена навестила его в четвертый раз. Три дня спустя, 6 декабря 1934 года, его перевели на конечную остановку его длительного тура по немецким местам заключения — тюрьму Луккау . При его поступлении тюремные власти должным образом отметили шрам на его левой ягодице, который был одним из воспоминаний о его предыдущих интернированиях. Приход к власти постдемократического популистского правительства к этому времени отразился в растущей нехватке тюремных помещений, а камера 1198, в которой находился Сзенде, представляла собой камеру для одного человека, которую он делил с двумя другими заключенными. Позже, в январе 1935 года, записано, что он просил шахматную доску, книги и бритву. [ 1 ]
Лукау находится примерно в 100 км (63 милях) от Берлина, поэтому организовать визиты его жены было труднее. Эрси Сзенде наводила справки о свиданиях, письмах и посылках в декабре 1934 года, и ей сообщили, что она может навещать мужа раз в три месяца. Между визитами к мужу она также как минимум один раз приезжала в Будапешт, чтобы навестить свою мать, которая серьезно болела раком и ей предстояла серьезная операция. Во время одного из своих визитов в Луккау в ноябре 1935 года Эрси приехала в сопровождении своей сестры Маргит, и Маргит впервые за многие годы увидела своего шурина. [ 1 ]
Если не считать визитов Эрси, пребывание Сенде в Луккау прошло без происшествий. Неожиданным перерывом в распорядке дня стало воссоединение с начальником охраны Петшнером, одним из менее бесчеловечных из его охранников в концентрационном лагере Ораниенбург , которого теперь перевели на работу в тюрьму Луккау. Одна из новостей, которую принес Петшнер, касалась недавнего самоубийства оберштурмфюрера Ганса Шталькопфа, который был командиром лагеря в Ораниенбурге. Петшнер, который, судя по всему, не был любителем собак, сообщил эту новость с лаконичным замечанием: «Даже у собак есть совесть». Несколько месяцев спустя Сзенде смог сообщить об этом разговоре в журнальной статье, в результате чего Петшнеру предстояло дисциплинарное слушание, но он смог заверить комиссию, что никогда не упоминал Зенде о самоубийстве Шталькопфа. [ 1 ]
6 декабря 1935 года Стефан Сзенде был доставлен в Шену , на границе Германии с Чехословакией, откуда вместе с женой продолжил путь в сторону Праги . Венгерское консульство выдало ему паспорт, но о возвращении в Венгрию не могло быть и речи из-за обстоятельств, при которых он покинул страну – под угрозой неминуемого тюремного заключения – еще в 1928 году. без гражданства, неспособный из-за своего политического прошлого жить в Германии, Австрии или Венгрии, а будущее Чехословакии находится под все большей угрозой из-за территориальных амбиций нацистской Германии , решение о том, где поселиться, было для Стефана непростым. и Эрси Сзенде. [ 1 ]
Ссылка в Праге
[ редактировать ]К тому времени, когда Сзенде прибыл в Прагу, там уже была большая группа изгнанных активистов SAPD , и он смог возобновить свою политическую деятельность более или менее с того места, на котором он остановился в 1933 году. Вскоре после прибытия он стал лидером Группа SAPD в городе. Он обнаружил, что стал своего рода знаковой фигурой среди товарищей по партии как человек, переживший задержание гестапо и нацистское заключение и уже способный рассказывать и записывать свои переживания с необычайной степенью точности. Однако партийный офис ничего не сделал, чтобы прокормить семью. Поскольку беженцам Стефану и Эрси Сзенде не разрешалось работать, их выживание зависело от благотворительной поддержки комитетов поддержки. Степень их бедности едва ли можно было компенсировать случайными выплатами за статьи, которые Штефан Зенде публиковал в немецкоязычных газетах, таких как Prager Tagblatt , Der Sozialdemokrat и Die Neue Weltbühne . Его жена также получила (вероятно, нелегально) домашнюю работу. [ 1 ]
В конце концов Сзенде смогли позволить себе небольшую квартиру в пражском квартале Винограды , в западной части города. Наряду с финансовой незащищенностью они также столкнулись с политической и правовой незащищенностью из-за своего статуса беженцев, что усугублялось безгражданством Стефана. Власти были подозрительны. Когда король Румынии Карол посетил Прагу, Сзенде был арестован и заключен под стражу из-за смутного подозрения, что, будучи политическим беженцем без гражданства как из Германии, так и из Венгрии, он мог легко замышлять заговор с целью убийства короля. По этим и многим другим причинам кажется разумным заключить, что любые планы Стефана Зенде поселиться на постоянной основе в Чехословакии были быстро отменены. Растущие разногласия внутри изгнанного руководства SAPD , которые вскоре привели к расколу партии, только усугубили его трудности. [ 1 ]
Будучи председателем пражской группы SAPD, Стефан Зенде оказался в центре споров, которые привели к расколу партии. Отправной точкой, как и для многих левых партий Западной Европы, стал вопрос об отношении партии к Советскому Союзу . Очевидный успех нацистского захвата власти в Германии только укрепил аргументы в пользу политического союза левых политических сил для борьбы с фашизмом. С другой стороны, поступающие из Москвы сообщения об острой паранойе советского руководства в отношении политической оппозиции и о масштабах последовавших за этим политических чисток усилили аргументы «правых» элементов в SAPD, которые настаивали на том, что зверства в Москве не могут быть оправданы. игнорироваться просто потому, что ими руководило коммунистическое руководство. Сзенде принадлежал к той фракции, которая была готова критиковать Сталина. В августе 1936 года он опубликовал статью, в которой предостерег от «недооценки [важности] своей собственной работы» и «чрезмерной зависимости от [неточно определенных] великих международных планов». Его юношеский личный опыт Коммунистическая партия явно сыграла свою роль в том, чтобы убедить его в необходимости . дистанцироваться от сталинистов В контексте дебатов внутри партии это также представляло собой явный отход Сзенде от марксизма , как его понимали в то время. В конце концов, в феврале 1937 года он ушел из партийного руководства, заявив, что ему надоели все дискуссии о некоем «едином фронте» и о единстве левых в более широком смысле. [ 1 ]
К этому времени Сзенде уже зарабатывал немного больше денег, отчасти читая курс философии «светским дамам». Он и Эрси смогли позволить себе покинуть свою пражскую квартиру и переехать в небольшой гостевой дом в сельской местности за городом, где они жили со своей дочерью. Это дало долгожданную передышку от внутрипартийных разногласий и дало им больше времени для разработки плана того, где в долгосрочной перспективе они могли бы жить. Сзенде теперь приступил к получению разрешения на переезд семьи в Швецию . Он уже был в контакте со своим товарищем по партии Августом Эндерле, который с 1934 года возглавлял шведскую SAPD в изгнании. [ 7 ] Вилли Брандт , политический друг и единомышленник, которого он особенно уважал и которого он встретил, когда Брандт несколько дней назад в 1937 году приезжал в Прагу из Берлина, теперь проводил большую часть своего времени между Осло и Стокгольмом . В конце концов, в октябре 1937 года семья Сзенде смогла эмигрировать в Стокгольм , их транспортные расходы были покрыты грантом фонда Томаса Манна. Переезд в Швецию впервые за многие годы обеспечил относительную долгосрочную безопасность и важный импульс для дальнейшего политического развития Стефана Сзенде. [ 1 ]
Шведский дом: эволюция социал-демократа
[ редактировать ]Он поехал с женой и дочерью через Варшаву и Ригу в Стокгольм, где товарищи по партии быстро помогли им найти двухкомнатную квартиру. Хотя комитет поддержки профсоюзов предоставил финансовую помощь только после нескольких заявок, их приезд в Стокгольм был значительно менее опасным, чем их приезд в Прагу почти двумя годами ранее. В Швеции все еще действовала группа SAPD , в которой Сзенде вскоре стал ведущей фигурой. Сзенде были очарованы масштабами системы всеобщего социального обеспечения, уже действовавшей в Швеции, благодаря которой они могли немедленно, без необходимости платить, посещать местную школу и изучать шведский язык . Но они также столкнулись с трудностями. Было широко распространено недоверие к большому количеству беженцев, прибывающих из нацистской Германии, и единственной работой, которую мог найти Эрси, было мытье посуды. Надежды Стефана Сзенде на построение академической карьеры быстро рухнули. Мало-помалу он утвердился в интеллектуальных кругах, однако, вступив в Группа «Кларте», благодаря которой были построены контакты и начали открываться возможности. Вначале он получил работу, читая на шведском языке курс социализма для группы рабочих пищевого сектора, что позволило и потребовало от него быстрого улучшения владения языком. Он также возобновил свою деятельность как писатель. [ 1 ]
В 1938 году было основано кооперативное издательство для публикации первой книги Стефана Зенде «Das Mächtespiel an der Donau» ( «Силовые игры на Дунае» ). Книга посвящена взаимоотношениям в международной политике и, в частности, внешней политике Германии. политика. [ 4 ] Книга заложила основу репутации Сзенде как эксперта по международной политике и значительно повысила его авторитет. Затем он опубликовал серию газетных статей, в том числе некоторые из них были опубликованы в общенациональном издании Dagens Nyheter . Было также больше книг, из которых «Europäische Revolution» ( «Европейская революция» ), опубликованная в 1943 году, считается его самой важной. В более общем смысле, его различные книги и статьи в различных средствах массовой информации способствовали пониманию как внутри, так и за пределами Германии «германского вопроса», который волновал многих в Европе в ходе мировой войны Второй . Он также стал все активнее участвовать в народном образовании в Швеции, став уважаемым лектором. Одна из его книг, «Wohlstand, Frieden und Sicherheit» ( «Благосостояние, мир и безопасность» ), была принята Шведской организацией образования в качестве учебного пособия и использовалась в средних школах. К этому времени его приверженность образованию стала для него более важной, чем участие в партийной политике. [ 1 ] С 1942 года он также участвовал в работе профсоюзной ассоциации, регулярно сотрудничая с ее еженедельным новостным журналом. Вместе с Августом Эндерле он работал над опубликованным ими предложением о восстановлении профсоюзов в постнацистской Германии. Он также работал в HeHalutz , сионистской социалистической молодежной организации, читая лекции и участвуя в образовательных проектах, хотя сам он так и не стал ее членом. [ 1 ]
Поскольку его письменные работы были сосредоточены на политических событиях в Европе, а его ранняя взрослая жизнь в Центральной Европе была наложена на более недавний опыт, Стефан Сзенде был вынужден противостоять своему очень личному опыту Холокоста . В 1944 году он опубликовал книгу «Der letzte Jude aus Polen» ( «Последний еврей из Польши» ). В предисловии он сам описал этот том как «первый подробный отчет об уничтожении пяти миллионов польских и других европейских евреев под властью Германии». Неясно, знал ли он уже на момент написания книги, что его семья подверглась нацистскому истреблению. Его брат Ласло Сзенде, жена Ласло Алиса, двое их сыновей Михай и Дьёрдь, а также мать Сзенде, Элизабет, все на себе испытали усиление антисемитских мер правительства в Сомбатхее , родном городе семьи, где, как сообщалось, они все были заперты в еврейском гетто. В то время как Ласло и его старший сын Михай были отправлены на принудительные работы, остальные члены семьи Сзенде с мая 1944 года оставались в ужасных условиях в гетто Сомбатхей. Как Стефан Сзенде узнал о том, что происходит, неизвестно. , но после многих лет, в течение которых он не имел контактов с оставшимися у него родственниками, он телеграфировал своей невестке и матери из Стокгольма, обещая сделать все необходимое, чтобы получить для них визы, чтобы они могли поехать в Швецию. Несмотря на растущие надежды, он не смог помочь оставшимся родственникам. Депортация еврейского населения Сомбатхея в Концентрационный лагерь Освенцим открылся 4 июля 1944 года: Алиса Сзенде и Элизабет Сзенде были убиты в газовых камерах сразу по прибытии. В лагере смерти выжил только молодой Дьёрдь Сзенде. В австрийском концлагере Михай Сзенде умер примерно в то же время, что и его мать и бабушка. Однако Ласло Сзенде оставался жив достаточно долго, чтобы получить визу, оформленную его братом, и использовал ее для побега из Венгрии. Остальным членам семьи визы пришли слишком поздно. Хотя Штефан Сзенде почти не упоминает опыт Холокоста, пережитый его собственной семьей в мемуарах и других произведениях, для него, должно быть, очень тяжело тяготило то, что он не смог спасти больше из них, и личный опыт, несомненно, оказал на него глубокое влияние. aus Polen», даже если, как это представлено, его внимание сосредоточено на более широких политических вопросах. [ 1 ]
Неизбежные ограничения общества могли бы сформировать социалистов... так, чтобы свобода, мир и общее благополучие могли быть обеспечены в соответствии со справедливостью. Для этого необходимо стремиться к максимально справедливому распределению собственности. солидарность и свободное развитие индивидуальных способностей, ответственности и взаимозаменяемости народных избранников, а не Таким образом, мерилом поведения могут стать произвольный коллективизм.
Социалисты […] должны формировать неизбежные ограничения общества таким образом, чтобы были обеспечены свобода, мир и процветание при условии соблюдения справедливости. Необходимо стремиться к наиболее справедливому распределению благ. Нормами поведения могут стать сплоченность и свободное развитие индивидуальных способностей, обособленность и ответственность избранников народа, а не единый коллективизм. [ 8 ]
-- Стефан Зенде 1944 г.
По мере приближения конца войны собственная долгая и разнообразная политическая траектория Сзенде все более явно обращалась к конкретным политическим вопросам. Опыт развитого шведского государства всеобщего благосостояния подтолкнул его дальше в направлении социал-демократии , в то время как его собственный опыт коммунизма в действии, отмеченный принуждением и догмами, обострил его критику марксизма . [ 1 ]
В середине 1940-х годов политическое развитие Сзенде сопровождалось оживленными обменами с его друзьями, в том числе, прежде всего, с Вилли Брандтом , с которым он смог активизировать свои интеллектуальные контакты. Еще в 1942 году Сзенде входил в небольшой круг социалистических беженцев, которые регулярно обсуждали проблемы, связанные с войной , и предвидели послевоенные вызовы. Эта «Интернациональная группа демократических социалистов» (также не без иронии, иногда называемая «Малым [коммунистическим/социалистическим] Интернационалом») объединилась вокруг поддержки мирных целей и, опираясь на идеи скандинавского рабочего движения и континентально-европейских социалистических традиции, создали теоретическую идеологическую структуру. Стефан Сзенде, который временно проживал в ряде стран, всегда отдавал предпочтение европейским мирным целям, а не национальным решениям. [ 1 ]
В конце лета 1944 года Стефан Зенде, Ирмгард Эндерле , Вилли Брандт и Эрнст Бем совместно опубликовали «Zur Nachkriegspolitik deutscher Sozialisten» ( «О послевоенной политике немецких социалистов» ), в которой члены SAPD изложили свои требования к демократическому социалистическому послевоенная Германия. Несколько недель спустя изгнанная SAPD в Швеции перешла на сторону Социал-демократической партии (СДПГ) , что фактически положило конец SAPD как отдельной политической партии. Бывший коммунист Стефан Зенде теперь официально стал социал-демократом, под влиянием своего опыта и убежденности в необходимости единства левых политических сил, внутри которых, по сути, коммунизм советского образца не играл никакой роли. Стефан и Эрси Сзенде официально вступили в СДПГ 30 сентября 1944 года. [ 1 ]
Когда Штефан Зенде узнал о самоубийстве Гитлера, которое считалось началом конца войны, он присутствовал на собрании группы «Маленький Интернационал». Окончание войны положило конец почти двум десятилетиям принудительного изгнания Сзенде, а для всех участников встречи открыло перспективу новых начинаний и открыло ряд возможностей для участия в послевоенной политике.
Послевоенные возможности
[ редактировать ]Сообщается, что после окончания войны, формально в мае 1945 года, Стефан Зенде получил несколько выгодных предложений вернуться в Германию и стать главным редактором или издателем газеты или даже министром правительства. Однако он предпочел сохранить свою независимость и свободу, особенно в отношении своей пятнадцатилетней дочери, и в конце концов семья осталась в Швеции , в отличие от друга Сзенде Вилли Брандта . В Швеции Стефан Сзенде продолжил свою журналистскую и литературную карьеру. В 1947 году он стал редактором Agence Européenne de Presse, а в 1949 году приобрел это информационное агентство. Будучи представителем агентства в Швеции, он смог остаться в стране, а в 1950 году, после двадцати двух лет, в течение которых он по закону был лицом без гражданства, он получил шведское гражданство. К тому времени он работал в прессе как в Швеции, так и в Германии, а также работал корреспондентом в Скандинавии на RIAS радиостанции в Западном Берлине. Работа в RIAS, дружба с Вилли Брандтом и его собственное странствующее прошлое — все это дало ему прочную связь с Западным Берлином, которая сохранялась на всю оставшуюся жизнь. [ 1 ]
В 1968 году Стефан Сзенде ушел из агентства печати, по-прежнему оставаясь в Швеции со своей семьей. Их дочь Барбара изучала медицину и получила докторскую степень и вышла замуж в 1957 году. Хотя ее муж, Рональд Джулиан Мосс Барон (1926–2003), приехал из Лондона, они с ним, похоже, также жили вместе в Швеции. В 1975 году Стефан Сзенде опубликовал мемуары под названием «Zwischen Gewalt und Toleranz» ( «Между насилием и толерантностью» ), в которых вспоминался жизненный опыт, а также распространялись более теоретические размышления о личном и политическом развитии. Его необычайно разнообразная жизненная история сделала его преданным европейцем, стремящимся преодолеть разногласия между конкурирующими политическими блоками, но решительно отделенным от советского блока. [ 1 ]
Штефен Сзенде умер в 1985 году. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а Юлия Питч (составитель). «Сцена, доктор Стефан» . Политические заключенные концлагеря Ораниенбург . Фонд Бранденбургских мемориалов, Ораниенбург . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Барбара Сесилия Барон (составитель). «Штефан Сзенде» . geni.com . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Штефан Сзенде» . Сопротивление при национал-социализме . Рамона Гавлик Интернет-услуги, Охтруп . Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вернер Рёдер; Герберт А. Штраус (1 января 1980 г.). Сзенде, Стефан . Вальтер де Грюйтер. стр. 753. ИСБН 978-3-11-097028-9 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Вилли Брандт: Левый и свободный. Мой путь 1930–1950. Хоффманн и Кампе, Гамбург, 2012. ISBN 978-3-455-50267-1 , с. 102.
- ^ Крис Шеперд; Конрад Пиенс. «Кем был Эрих Мюзам?» . Общество Эриха Мюзама e. В., Любек . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ Андреас Хербст ; Герман Вебер . «Эндерле, август * 5 августа 1887 г., † 2 ноября 1959 г.» . Справочник немецких коммунистов . Карл Дитц Верлаг, Берлин и Федеральный фонд по примирению с диктатурой СЕПГ, Берлин . Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ Сзенде, Стефан: Стремление к свободе, социальное давление и концепция собственности, в: Социализм и/или свобода, с. 20
- Люди из Сомбатхей
- Люди из округа Ваш
- Политики Коммунистической партии Германии (оппозиции)
- Политики Социалистической рабочей партии Германии
- Политики Социал-демократической партии Германии
- члены немецкого сопротивления
- Узники концлагеря Ораниенбург
- Журналисты из Австро-Венгрии
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в Швецию
- 1901 рождений
- 1985 смертей
- Шведские журналисты ХХ века
- Люди, осужденные за измену Германии