Референдум о независимости Восточного Тимора 1999 г.
История Восточного Тимора |
---|
![]() |
Хронология |
Темы |
![]() |
![]() |
---|
Конституция |
![]() |
референдум о независимости состоялся 30 августа 1999 года в Восточном Тиморе , организованный Миссией ООН в Восточном Тиморе . Истоки референдума лежат в обращении президента Индонезии к Б. Дж. Хабиби Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Кофи Аннану 27 января 1999 года с просьбой провести в Организации Объединенных Наций референдум, в соответствии с которым Восточному Тимору будет предоставлен выбор: автономия в составе Индонезии или независимость .
Избиратели отвергли предложенную особую автономию, что привело к их отделению от Индонезии . Это привело к массовому насилию и разрушению инфраструктуры в Восточном Тиморе до того, как Совет Безопасности ООН 15 сентября ратифицировал резолюцию о формировании многонациональных сил ( МСВТ ), которые должны быть немедленно отправлены в Восточный Тимор для восстановления порядка и безопасности и прекращения боевых действий. гуманитарный кризис. Восточный Тимор официально достигнет признанной независимости 20 мая 2002 года. [ 1 ]
Многие индонезийцы (включая правительство) референдум также называют народной консультацией Восточного Тимора ( индонезийский : Konsultasi rakyat Timor Timur ), поскольку референдум требовал от Народного консультативного собрания (MPR) резолюции об отмене своей предыдущей резолюции 1978 года, если большинство индонезийцев избиратели отклонили это предложение.
Фон
[ редактировать ]Индонезия первоначально вторглась в Восточный Тимор в декабре 1975 года, вскоре после того, как Революционный фронт за независимый Восточный Тимор ( ФРЕТИЛИН ) провозгласил независимость территории. В следующем году Индонезия аннексировала Восточный Тимор, и при президенте Сухарто оккупация этой территории часто характеризовалась насилием и жестокостью. Индонезийская оккупация и аннексия Восточного Тимора не были признаны Организацией Объединенных Наций . Вплоть до 1999 года Индонезия сталкивалась с постоянным давлением и критикой со стороны Организации Объединенных Наций и международного сообщества по поводу оккупации Восточного Тимора. Резня в Дили 12 ноября 1991 года привлекла внимание международного сообщества к ситуации и оказала дальнейшее давление на Индонезию. [ 2 ] Еще большее давление на Индонезию последовало, когда два восточнотиморских лидера – епископ Карлос Хименес Белу и Хосе Рамуш-Орта – получили Нобелевскую премию мира в 1996 году. [ 3 ]
Би Джей Хабиби сменил Сухарто в марте 1998 года и добивался реформы по вопросу Восточного Тимора при растущем международном давлении. [ 4 ] Дипломаты из разных стран, таких как Австрия и Соединенное Королевство, прибыли в Восточный Тимор и в июне 1998 года подтвердили, что восточнотиморский народ должен принять окончательное решение относительно обязательств региона перед Индонезией. В июле в Сенате США была принята резолюция, поддержавшая проведение под руководством и контролем Организации Объединенных Наций референдума по вопросу о присоединении Восточного Тимора к Индонезии. 24 июля президент Хабиби издал указ о выводе индонезийских войск из региона. Молодежь Восточного Тимора с июля по сентябрь 1998 года провела кампанию за свободу слова, которая продемонстрировала «ООН и правительству Индонезии свое неприятие автономии и одобрение референдума под наблюдением ООН». [ 4 ]
В этот период правительство Индонезии переживало период реформ. Он вложил значительные средства в Восточный Тимор, и Хабиби столкнулся с давлением с целью защиты интересов Индонезии на этой территории, особенно со стороны служб безопасности Индонезии: Дефанкам (Министерство обороны и безопасности), TNI (Вооруженные силы) и Деплу (Министерство иностранных дел). [ 5 ] Надеясь на признание международным сообществом Восточного Тимора как законной части Индонезии, 27 января 1999 года Хабиби объявил, что Восточному Тимору будет разрешено проголосовать за принятие «автономии» в составе Индонезии. [ 6 ] Если бы особая автономия Индонезии не была принята, тогда Восточному Тимору была бы предоставлена независимость. Многие международные и восточнотиморские лидеры, включая заключенного в тюрьму лидера сопротивления Шанану Гужмана , попросили переходный период продолжительностью от пяти до десяти лет, признавая, что быстрое голосование «все или ничего» может оказаться катастрофическим.
В предыдущие месяцы президент Хабиби делал различные публичные заявления, в которых упоминал, что затраты на сохранение денежных субсидий для поддержки провинции не уравновешиваются какой-либо измеримой выгодой для Индонезии. Из-за этого неблагоприятного анализа затрат и выгод наиболее рациональным решением было бы предоставить провинции, которая не входила в первоначальные границы Индонезии 1945 года, демократический выбор относительно того, хотят ли они оставаться в составе Индонезии или нет. Этот выбор также соответствовал общей программе демократизации Хабиби в период сразу после Сухарто .
В ответ на просьбу Хабиби Организация Объединенных Наций организовала встречу между правительством Индонезии и правительством Португалии (как предыдущей колониальной власти над Восточным Тимором). [ 7 ] 5 мая 1999 года эти переговоры завершились подписанием «Соглашения между Республикой Индонезия и Португальской Республикой по вопросу о Восточном Тиморе», в котором были изложены детали запрошенного референдума. Референдум должен был быть проведен, чтобы определить, останется ли Восточный Тимор частью Индонезии в качестве специального автономного региона или отделится от Индонезии. [ 8 ] Референдум был организован и контролировался Миссией Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе (МООНВТ), и для голосования было зарегистрировано 450 000 человек, в том числе 13 000 за пределами Восточного Тимора.
Консультации ООН, первоначально запланированные на 8 августа 1999 года, первоначально были отложены до 30 августа из-за ухудшения ситуации с безопасностью, вызванной насилием со стороны ополченцев, поддерживаемых Джакартой. [ 6 ]
Предлагаемая особая автономия
[ редактировать ]Соглашение между правительствами Индонезии и Португалии включало в качестве приложения «Конституционные рамки специальной автономии Восточного Тимора». В рамках этой структуры будет создан «Особый автономный регион Восточный Тимор» (SARET) ( индонезийский : Даэра Отономи Хусус Тимор Тимур ) в рамках унитарного государства Республики Индонезия. [ 9 ]
Институты SARET будут включать исполнительную власть, состоящую из губернатора региона (избираемого законодательным органом SARET) и консультативного совета; законодательная власть, включая Региональный совет народных представителей; независимая судебная система, включая суды первой инстанции, апелляционный суд, суд последней апелляции и прокуратуру; и региональная полиция.
Правительство Индонезии сохранит контроль над обороной, трудовым законодательством, экономической и финансовой политикой и международными отношениями, в то время как уже действующие индонезийские законы будут иметь преемственность на территории. Автономное правительство имело бы компетенцию по всем вопросам, не отнесенным к компетенции правительства Индонезии, включая право принять герб как символ идентичности. Он сможет обозначать лиц, имеющих «восточнотиморскую идентичность», и может ограничивать права собственности на землю для лиц, не имеющих такой идентичности. Можно было бы также принять традиционный гражданский кодекс. SARET может заключать соглашения с местными и региональными органами власти и международными организациями в экономических, культурных и образовательных целях. SARET имело бы право участвовать в культурных и спортивных мероприятиях, в которых могли бы участвовать другие негосударственные организации.
Кампания
[ редактировать ]Правительство Индонезии не потратило много времени и ресурсов на то, чтобы продемонстрировать народу Восточного Тимора преимущества сохранения его автономии с государством. Месяцы, предшествовавшие референдуму, характеризовались запугиванием и актами насилия, совершаемыми группами боевиков, выступающими за интеграцию. [ 10 ] В марте 1999 года военная разведка США отметила «тесные связи» между военными и местными ополченцами, «многие из которых были созданы индонезийскими спецназовцами и офицерами разведки». В нем особо упоминалось «решение Виранто в начале 1999 года предоставить группам ополченцев сотни единиц оружия». [ 11 ] Новый индонезийский лидер президент Хабиби перед голосованием подчеркнул преимущества принятия Восточным Тимором особой автономии в составе Индонезии, ссылаясь на важность «национального единства» и желая, чтобы усилия по развитию Восточного Тимора продолжались. [ 12 ]
Организация
[ редактировать ]Миссия Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе (МООНВТ) включала в себя участие «240 международных сотрудников, 270 гражданских полицейских, 50 офицеров связи, 425 добровольцев ООН и 668 местных восточнотиморских сотрудников для перевода и вождения», а также дополнительных сотрудников Восточного Тимора. Тиморцы, нанятые для помощи в проведении референдума. [ 13 ] Специальные полноприводные автомобили были доставлены в Восточный Тимор Организацией Объединенных Наций, чтобы адаптироваться к местным условиям. Все машины были оснащены радиостанциями, а также 500 портативными радиостанциями. Соглашение от 5 мая содержало строгие критерии относительно того, кто мог голосовать на референдуме. Лица, имеющие право голоса, были определены как «лица, родившиеся в Восточном Тиморе», «лица, родившиеся за пределами Восточного Тимора, но по крайней мере один из родителей которых родился в Восточном Тиморе» и «лица, чьи супруги подпадают под одну из двух вышеуказанных категорий». Жители Восточного Тимора, живущие в изгнании за границей, также могли бы проголосовать, если бы им удалось попасть на избирательные участки в Португалии и Австралии. В общей сложности было создано 200 регистрационных центров, чтобы дать народу Восточного Тимора возможность сделать выбор между двумя вариантами: «Принимаете ли вы предлагаемую специальную автономию Восточного Тимора в составе Унитарного государства Республики Индонезия?» или «Вы отвергаете предложенную специальную автономию Восточного Тимора, ведущую к отделению Восточного Тимора от Индонезии?». [ 13 ]
Избирательный бюллетень и логотипы
[ редактировать ]-
Логотип, используемый на избирательных бюллетенях, чтобы указать, что избиратель принимает предложение об автономии.
-
Логотип, используемый в избирательных бюллетенях, чтобы указать, что избиратель отклоняет предложение об автономии.
-
Бюллетень для голосования
-
Представители ООН перевозят бюллетени
Результаты
[ редактировать ]Избирателям были предложены два следующих варианта: [ 14 ]
Индонезийский текст | Тетум текст | Португальский текст | английский перевод |
---|---|---|---|
ли вы Согласны с особой автономией Восточного Тимора в составе Унитарного государства Республики Индонезия? | ли вы Принимаете предложение об особой автономии Восточного Тимора в составе Унитарного государства Республики Индонезия? | Принимаете ли вы специальную автономию, предложенную для Восточного Тимора, интегрированного в Унитарное государство Республики Индонезия? | ли вы Принимаете предложенную специальную автономию Восточного Тимора в составе Унитарного государства Республики Индонезия? |
Вы отвергаете специальную автономию, предложенную Восточному Тимору, которая приведет к отделению Восточного Тимора от Индонезии? | Разве вы не принимаете предложение об особой автономии Восточного Тимора, что привело бы к отделению Восточного Тимора от Индонезии? | Отклонить специальную автономию, предложенную Восточному Тимору, ведущую к отделению Восточного Тимора от Индонезии? | Вы отвергаете предложенную специальную автономию Восточного Тимора, ведущую к отделению Восточного Тимора от Индонезии? |
Выбор | Голоса | % | |
---|---|---|---|
Принимать | 94,388 | 21.50 | |
Отклонять | 344,580 | 78.50 | |
Общий | 438,968 | 100.00 | |
Действительные голоса | 438,968 | 98.21 | |
Недействительные/пустые голоса | 7,985 | 1.79 | |
Всего голосов | 446,953 | 100.00 | |
Зарегистрированные избиратели/явка | 451,792 | 98.93 | |
Источник: Организация Объединенных Наций. |
Реакции
[ редактировать ]Последствия референдума привели к массовому насилию, убийствам и разрушениям, направленным против восточнотиморцев. [ 13 ] Сообщалось о массовом насилии в регионе, и, как сообщается, в анклаве Окусси-Амбено сразу после референдума было убито 1000 мужчин, женщин и детей. [ 13 ] Международная комиссия по расследованию ситуации в Восточном Тиморе, опубликованная Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека в январе 2000 года, установила, что ТНИ и ополченцы Восточного Тимора были соучастниками имевшего место насилия и разрушений, что было основано на свидетельства жителей Восточного Тимора, а также сотрудников Организации Объединенных Наций. Он пришел к выводу, что насилие после референдума «приняло форму мести» и включало «казни, гендерное насилие («женщины подвергались жестокому и систематическому сексуальному насилию»), уничтожение от 60 до 80 процентов как государственной, так и частной собственности. , нарушение до 70 процентов медицинских услуг, а также перемещение и насильственное переселение тысяч людей в Западный Тимор ». [ 13 ] Таким образом, в докладе подтверждается, что насилие, инициированное ополченцами, было осуществлено с целью создать иллюзию гражданского конфликта между восточнотиморцами и что индонезийская армия «несла ответственность за запугивание, террор, убийства и другие акты насилия», совершенные в Восточном Тиморе на протяжении 1999 года. . [ 13 ] [ нужна проверка ]
многонациональных сил Совет Безопасности ООН санкционировал создание 15 сентября под названием InterFET , которые в основном состояли из личного состава Сил обороны Австралии под командованием генерал-майора Питера Косгроува , для развертывания в Восточном Тиморе для восстановления порядка, а также установления и сохранения мира. . [ 12 ] [ нужна проверка ] Когда ООН вернулась в Восточный Тимор 22 октября после того, как была вынуждена покинуть страну из-за искреннего страха за своих членов, они обнаружили, что территория разрушена, а население в основном пропало без вести или напугано. «По оценкам, 80 процентов школ и клиник были разрушены, менее трети населения осталось в своих домах или рядом с ними, рынки были разрушены, а транспорт либо украден и вывезен через границу, либо сожжен, а телефонная связь отсутствовала». [ 6 ] Большинство подготовленных специалистов в Восточном Тиморе были индонезийцами или сторонниками Индонезии, которые в основном покинули территорию после результатов референдума. [ 6 ]
Вновь избранная Народная консультативная ассамблея приняла результаты 19 октября 1999 года, приняв резолюцию TAP MPR № V/MPR/1999 о референдуме в Восточном Тиморе, отменяющую предыдущую резолюцию TAP MPR № VI/MPR/1978 , которая официально присоединила Восточный Тимор в Индонезию. Организация Объединенных Наций приняла резолюцию о создании Временной администрации Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе (ВАООНВТ), которая будет управлять Восточным Тимором до обретения независимости в мае 2002 года .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фокс и Бабо Соарес 2003 , с. 95.
- ^ Фокс и Бабо Соарес 2003 , с. 78.
- ^ Нордквист 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б Фокс и Бабо Соарес 2003 , с. 80.
- ^ Фокс и Бабо Соарес 2003 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кингсбери и Лич 2007 , стр. 68–77.
- ^ Миссия Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе (МООНВТ). Соглашение между Республикой Индонезия и Португальской Республикой по вопросу о Восточном Тиморе. Архивировано 6 сентября 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Соглашение об условиях всенародного опроса восточнотиморского народа.
- ^ «Соглашение: Восточный Тимор: Мирные соглашения: Библиотека и ссылки: Институт мира США» . Архивировано из оригинала 10 января 2008 года . Проверено 10 сентября 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Рабаса и Мел 2001 .
- ^ «США стремились сохранить тесные связи с индонезийскими военными, терроризируя Восточный Тимор в преддверии референдума о независимости 1999 года | Архив национальной безопасности» . nsarchive.gwu.edu . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фокс и Бабо Соарес 2003 , с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Себастьян и Смит 2000 .
- ^ Вопросы и ответы: Референдум в Восточном Тиморе BBC News, 24 августа 1999 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фокс, Джеймс Дж .; Бабо Соареш, Дионисио , ред. (2003). Из пепла: разрушение и реконструкция Восточного Тимора (PDF) . Канберра: ANU Press. дои : 10.26530/oapen_459402 . ISBN 9789751229083 .
- Кингсбери, Дэмиен ; Лич, Майкл (2007). Восточный Тимор: за пределами независимости . Клейтон, Вика: Издательство Университета Монаша. ISBN 9781876924492 .
- Нордквист, Кьелл-Оке (1 января 2013 г.). «Автономия, местные голоса и разрешение конфликтов: уроки Восточного Тимора» . Международный журнал по правам меньшинств и групп . 20 (1): 107–117. дои : 10.1163/15718115-02001007 . ISSN 1385-4879 . Проверено 8 апреля 2023 г.
- Рабаса, Ангел; Мел, Питер (2001). Трансформация Индонезии и стабильность Юго-Восточной Азии . Санта-Моника, Калифорния: Рэнд. ISBN 0833032402 .
- Себастьян, Леонард К.; Смит, Энтони Л. (2000). «Кризис в Восточном Тиморе: испытание для гуманитарного вмешательства» . В Сингхе, Далджит (ред.). Дела Юго-Восточной Азии 2000 . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии . стр. 64–84. дои : 10.1355/9789812306906-006 . ISBN 9812306900 . ISSN 0377-5437 . JSTOR 27912244 .
- Чулки, Крейг (2022). Рожденный из огня и пепла: австралийские операции в ответ на кризис в Восточном Тиморе 1999-2000 гг . Официальная история австралийских операций в Ираке и Афганистане и австралийских миротворческих операций в Восточном Тиморе, Том I. Сидней: NewSouth Publishing. ISBN 9781742236230 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]