Константинопольский собор (843 г.)
Константинопольский собор (843 г.) | |
---|---|
![]() конца XIV — начала XV веков, Икона изображающая Торжество православия над иконоборчеством в 843 году. (Национальная коллекция икон 18, Британский музей ). | |
Дата | 3 или 4 марта 843 г. (собор), 11 марта 843 г. (дата празднования) |
Принято | |
Предыдущий совет | Константинопольский собор 815 г. |
Следующий совет | Константинопольский собор (861 г.) |
Вызванный | Феодора , мать императора Михаила III. |
Президент | Патриарх Константинопольский Мефодий I. |
посещаемость | Священный Константинопольский Синод |
Темы |
|
Расположение | Константинополь , Византия (современная Турция ). |
Хронологический список Вселенских соборов |
или Константинопольский собор 843 года Константинопольский синод 843 года — местный совет (в отличие от вселенского собора ) христианских епископов, созванный в Константинополе (современный Стамбул , Турция ) в 843 году нашей эры византийским регентом Феодорой для подтвердить иконопочитание в Церкви. Этот собор до сих пор празднуется в первое воскресенье Великого поста в Восточной Православной Церкви , как и предписано собором. После собора, проходившего под председательством Патриарха Мефодия I , участники собрались 11 марта 843 года и символически прошли от Влахернской церкви к церкви Святой Софии с иконой Матери Божией . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]В 815 году нашей эры иконоборчество было официально восстановлено в Византийской империи Львом Армянином . Этот период обычно называют Вторым иконоборчеством и длился до Константинопольского Собора в 843 году. [ 2 ] В 829 году Феофил стал единоличным императором и начал усиление иконоборчества с указа 832 года, запрещающего почитание икон. [ 1 ] [ 3 ] После смерти Феофила в январе 842 года империю унаследовал младенец Михаил III , а до 856 года ею управляла его мать Феодора. Евнух и логофет ту дрому Феоктист был назначен соправителем Феодоры и помогал ей во время ее регентства. [ 4 ] Неясно, знал ли Феофил, будучи иконоборцем, что его жена Феодора была иконофилкой . [ 5 ]
Феоктист (который, как соправитель, стал движущей силой против иконоборчества, по мнению историков Феофана Континуата , Бытия , Иоанна Скилица и Зонары ) выступал за замену патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика на Мефодия I, который ранее был заключен в тюрьму Феофилом. [ 6 ] Феодора согласилась, и на соборе 3 или 4 марта 843 года Мефодий был избран патриархом Константинопольским. [ 7 ] [ 8 ] После своего возведения (вероятно, через неделю, 11 марта) он немедленно избавился от и заменил большое количество епископов-иконоборцев в империи. [ 4 ]
Слушания
[ редактировать ]3 или 4 марта 843 года нашей эры Феодора созвала совет. О деталях собора мало что известно, и самое длинное из сохранившихся его описаний содержится в житиях св. Давид, Симеон и Георгий . [ 7 ] Фактическое местонахождение синода является предметом споров. Синодик Ветус и многие другие авторитетные источники называют дворец Каниклей домом Феоктиста. [ 9 ] но есть некоторые указания на то, что именно здесь проходило предсоборное заседание, тогда как фактическое место синода проходило во Влахернской церкви. [ 7 ] Известными участниками собора были патриарх Мефодий, Феодора, Феоктист, Сергий Никитиат и несколько священнослужителей-иконоборцев. [ 7 ] [ 4 ]
Целью собора было главным образом подтвердить канонические решения относительно должного почитания икон, которые уже были приняты Вторым Никейским собором , седьмым вселенским собором , в 787 году нашей эры. Для этого собор осудил два иконоборческих собора, Иерию ( 754 г.) и Константинополя (815 г.) и устранял всех епископов, не соблюдавших постановления Никейского собора. На смену этим епископам пришли епископы-иконофилы, сосланные во время Второго иконоборчества. [ 10 ] Собор в Иерии также ранее был осужден Никейским собором 787 года. [ 11 ] Условием подписания постановления собора 843 года Феодора потребовала снятия анафемы , которую Церковь наложила на ее покойного мужа. [ 10 ] [ 5 ]
Праздник
[ редактировать ]Официальное возведение Мефодия и восстановление иконопочитания, вероятно, произошло через неделю после собора в Сырную неделю в храме Святой Софии, то есть 11 марта 843 г. (было традиционно возводить иерарха на Воскресенье). [ 7 ] [ 12 ] Сам Мефодий писал, что присутствовали монахи со всей империи, включая Афон . [ 13 ] Участники символически прошли от Влахернского храма к храму Святой Софии, неся икону Божией Матери, украшающую пустующий собор. [ 10 ] Житования св. Давид, Симеон и Георгий рассказывают: «На рассвете взял он ту великую фалангу людей, и они подняли на высоту своими руками Пресвятую икону Господа нашего и Матери Божией, носившей Его [Христа] и открыто понесли ее. по улице в публичном шествии». [ 14 ] Согласно Книге церемоний люди скандировали « Кири Элейсон ». , во время шествия [ 7 ]
Синодик Православия
[ редактировать ]В храме Святой Софии народ читал Синодик Православия — краткое исповедание действительности иконопочитания, автором которого является Патриарх Мефодий. [ 8 ] Это исповедание веры до сих пор читается в Восточной Православной Церкви в первое воскресенье Великого поста, называемое Неделей Православия . [ 15 ] Начиная с середины одиннадцатого века, а затем все чаще в эпоху Комнинов (1081–1185 гг.), документ получил ряд дополнений. Синодик и служит фундаментальной частью богословия об учения иконах в Восточной Православной Церкви. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]- Праздник Православия
- Иконоборчество
- Феодора (жена Феофила)
- Мефодий I Константинопольский
- Феоктист
- Константинопольский собор
- Второй Никейский собор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дэвис 1987 , с. 318.
- ^ Хамфрис 2021 , с. 1-106.
- ^ Чисхолм 1911 , с. 786-787.
- ^ Jump up to: а б с Гарланд 1999 , с. 100-104.
- ^ Jump up to: а б Тредголд 1998 .
- ^ Холлингсворт 1991 , с. 2056.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Битос 2001 .
- ^ Jump up to: а б Нарисовано в 2005 году .
- ^ Гуйяр 1967 .
- ^ Jump up to: а б с Телея, Мариус (2018). Мунтяну, Даниэль (ред.). «Возрождение византийского иконоборчества и религиозной политики императоров в девятом веке» . Международный журнал православного богословия .
- ^ Хиндсон и Митчелл 2013 .
- ^ Тредголд 1979 , с. 159-197.
- ^ Манго 1975 , с. 134.
- ^ Талбот 1998 , с. 222-224.
- ^ «Воскресенье Православия — Греческая Православная Архиепископия Америки» . www.goarch.org . Проверено 05 марта 2023 г.
- ^ Барбер 2007 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Барбер, Чарльз (2007). «Синодикон православия и основы живописи». Оспаривание логики живописи: искусство и понимание в Византии одиннадцатого века . Визуализация Средневековья. Том. 2. Издательство «Брилл» . ISBN 9789004162716 .
- Битос, Джордж П. (2001). Мефодий I Патриарх Константинопольский: церковник, политик и исповедник веры (доктор). Даремские тезисы. Даремский университет .
- Чисхолм, Хью, изд. (1911). Британская энциклопедия . Том. 26 (11 изд.). Издательство Кембриджского университета . ISBN 9789004162716 .
- Дэвис, Лео Дональд (1987). Первые семь Вселенских соборов (325-787): их история и богословие . Серия «Богословие и жизнь». Майкла Глейзера, Inc. ISBN 0894536168 .
- Драгас, Джордж Дион (2005). Ecclesiasticus II: Православные иконы, святые, праздники и молитвы . Православный научно-исследовательский институт. ISBN 0974561800 .
- Гарланд, Линда (1999). Византийские императрицы: женщины и власть в Византии 527–1204 гг . Рутледж . ISBN 0415146887 .
- Гуйяр, Жан (1967). Работы и воспоминания . Э. де Боккар.
- Хиндсон, Эд; Митчелл, Дэн Р., ред. (2013). Популярная энциклопедия церковной истории: люди, места и события, сформировавшие христианство . Дом урожая . ISBN 9780736948067 .
- Холлингсворт, Пол А. (1991). Каждан, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0195046528 .
- Хамфрис, Майк (2021). Спутник византийского иконоборчества . Спутники Брилла по христианской традиции. Том. 99. Издательство «Брилл» . ISBN 9789004462007 .
- Манго, Кирилл (1975). Ликвидация иконоборчества и патриарх Фотий . Рутледж .
- Талбот, Алиса-Мэри (1998). Византийские защитники изображений: Жития восьми святых в английском переводе . Жизнь византийских святых в Думбартон-Оксе. Думбартон Оукс . ISBN 0884022684 .
- Тредголд, WT (1979). «Хронологическая точность летописи Симеона Логофета за 813-845 годы». Документы Думбартон-Оукса, Вашингтон, округ Колумбия . Том. 33. Думбартон-Оукс .
- Тредголд, Уоррен (1998). История византийского государства и общества . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 9780804726306 .