Карл Мун
Карл Э. Мун | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Карл Эвертон Мун 5 октября 1878 г. Уилмингтон, Огайо , США |
Умер | 24 июня 1948 г. Сан-Франциско , Калифорния, США | ( 80 лет
Род занятий | Фотограф, художник, иллюстратор, писатель |
Супруг (а) | Бесси Уилсон (неизвестно – 1903) Грейс Пёрди Мун (1884–1947) |
Карл Эвертон Мун (5 октября 1878 – 24 июня 1948) был американским фотографом, иллюстратором книг и журналов, художником и писателем, специализирующимся на индейской тематике. Его называли «подражателем Эдварда Кертиса » и «последним из великих ранних фотографов, отправившимся на запад». [ 1 ]
Ранняя жизнь и ранняя карьера
[ редактировать ]Карл Эвертон Мун (или Карл, как он писал свое имя до антинемецких настроений во время Первой мировой войны) родился в Уилмингтоне, штат Огайо, 5 октября 1878 года. [ 1 ] Прослужив два года в Национальной гвардии Огайо, он стал учеником фотографа. Он изучал торговлю в течение шести лет в Огайо и Западной Вирджинии. В 1903 году он открыл собственную студию в Альбукерке, штат Нью-Мексико. Переезд был ускорен тем фактом, что его первая жена Бесси Уилсон заболела туберкулезом. В то время считалось, что жаркий и сухой климат является эффективным средством лечения. [ 2 ] Кроме того, еще мальчиком Мун решил отправиться на Запад после прочтения приключенческих рассказов Джеймса Фенимора Купера .
Когда мне было двадцать три, я сделал именно то, что обещал, но вместо того, чтобы охотиться на индейцев с ружьем и охотничьим ножом, как всегда делали герои сборников рассказов, я должен был охотиться на своих индейцев с фотоаппаратом, кистями и писцами. подушка.
- Карл Мун, Индийские легенды в рифмах , издание 2000 г., послесловие Тома Дриба
Бесси умерла вскоре после их прибытия в Альбукерке. Мун начал свою работу только с индейцами. [ 2 ]
С 1903 по 1907 год он делал фотографии и картины маслом народов пуэбло, проживающих в этом районе. Как художник он учился у приезжих художников Томаса Морана , Фрэнка Зауэрвайна и Луи Эйкина . [ 1 ] Студия Муна находилась недалеко от нескольких индейских деревень; Многие жители приезжали в город, чтобы продавать изделия из бисера, изделия из оленьей кожи, керамику и серебряные украшения. Он постепенно завоевал их доверие. Индейцы начали приходить в студию Муна, а он, в свою очередь, навещал их в их общинах, иногда проводя недели. Используя тяжелые и неуклюжие фотоаппараты того времени, он начал проводить фотографические «искусствоведческие исследования», как он их называл. [ 2 ]
С 1905 по 1906 год у Мун было недолгое партнерство с бизнесменом из Альбукерке Томасом Ф. Келехером в студии Moon-Keleher. Когда партнерство распалось, Мун продолжил свою работу, фотографируя выбранные портретные объекты в постановочном романтическом стиле. [ 3 ] Он опубликовал и выставил многие фотографии на национальном уровне, включая выставку в Музее естественной истории в Нью-Йорке. [ 3 ] В результате встречи с издателем Джеймсом Адамсом Тэйером фотографии Муна появились на обложках журналов Ridgway Magazine, The Literary Digest , Century , The Burr McIntosh Monthly и The New York Times . [ 2 ] Фотографии и картины вскоре привлекли внимание президента Теодора Рузвельта , который пригласил Муна показать их в Белом доме. [ 3 ]
Компания Фреда Харви
[ редактировать ]В 1907 году Мун покинул Альбукерке и перешёл в фотостудию, которую Фред Харви основал в отеле «Эль-Товар» на южном краю Гранд-Каньона . [ 3 ] поручила ему Компания Фреда Харви сфотографировать общины коренных американцев на юго-западе: Аризоне, Нью-Мексико и Оклахоме. [ 4 ] Фотографии войдут в коллекцию Фреда Харви Юго-Западной Индии . [ 3 ] Их использовали в маркетинговых материалах компания Fred Harvey Company и железная дорога Санта-Фе , официальным фотографом которой был Мун. Харви управлял сетью успешных сувенирных магазинов, ресторанов и отелей, известных как Harvey Houses, вдоль железнодорожных линий Юго-Запада. [ 4 ] Компания Harvey использовала фотографии Муна (часто без указания авторства) на своих открытках, а также в брошюрах и публикациях для туристической индустрии. В 1876 году компания Harvey Co. стала партнером железной дороги для развития туризма в регионе. [ 4 ]
Большинство фотографий представляют народы хопи , навахо и таос-пуэбло , но есть также изображения осейджей , апачей , зуни и других народов Юго-Запада. Есть множество официальных портретов, а также постановочные романтизированные сцены, изображающие рассказывание историй, охоту, ткачество, гончарное дело и игру на инструментах. Откровенные изображения показывают людей в их повседневной деятельности и танцевальных церемониях. [ 3 ]



Цветные открытки с изображениями Муна были напечатаны Detroit Publishing Co. (DPC) с помощью процесса Phostint , при котором черно-белые фотографии были «раскрашены». Каждый цвет печатался отдельно; На одну карту требовалось от восьми до двадцати разных цветов. [ 5 ] Харви приказал продать сотни тысяч DPC Phostints в сувенирных магазинах своего отеля вместе с индейскими украшениями, одеялами и корзинами, которые он заказал у местных ремесленников. [ 6 ]
В то же время Мун также продавал фотографии крупным компаниям, таким как Stetson Hats и Wells Fargo. [ 7 ] для использования в рекламе, календарях и логотипах. [ 8 ]
Помимо своих фотографических обязанностей в The Harvey Co., Мун работал художественным руководителем. [ 9 ] На этой должности он помогал Харви и Американскому музею естественной истории приобретать картины индейцев. [ 1 ]
Он также собирал индийские гравюры для Библиотеки Конгресса и Музея Монклера. [ 1 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]5 июня 1911 года Мун женился на американской детской писательнице Грейс Пёрди в Сент-Джозефе, штат Миссури. После свадьбы они жили вместе в студии «Эль Товар». [ 2 ] Она разделяла его интерес к племенам юго-запада Америки. [ 1 ] Пара путешествовала вместе по всему региону, включая Хопиленд , Таос-Пуэбло и народ навахо , имея при себе мало снаряжения и полагаясь на торговые посты в качестве продовольствия. Во время этих набегов они наблюдали за обычаями и культурой коренного населения. [ 2 ]
В 1914 году Мун ушел из The Fred Harvey Co. Пара переехала в Пасадену, Калифорния. С 1917 года и до его смерти в 1948 году они совместно написали около двух десятков детских книг на индейскую тематику. [ 3 ] Он был соавтором и иллюстратором. [ 1 ] Первая книга «Индийские легенды в рифмах» была вдохновлена письмами Грейс Мун к ее будущему мужу, написанными в стихах. [ 2 ]
В порядке выхода книги следующие: [ 10 ]
- Индийские легенды в рифмах (1917)
- Потерянная индийская магия (1918)
- Вонго и старая мудрая ворона (1923)
- Чи-Ви, Приключения маленькой индийской девочки (1925)
- Чи-Ви и Локи пустыни (1926)
- Надита (Мало ничего) (1927)
- Пылающая стрела (1927)
- Беглый папуас (1928)
- Волшебный след (1929)
- Пропавшая Качина (1930)
- Стрела Ти-Мэй (1931)
- Раскрашенные мокасины (1931)
- Книга На-Ви (1932)
- Далекая пустыня (1932)
- Тах-Ки, мальчик из ниоткуда (1932)
- Шанти Энн (1935)
- Поющие пески (1936)
- Белый индеец (1937)
- Пасьянс (1938)
- Дочь грома (1942)
- Один маленький индеец (1950)
Беглец Папуз выиграл медаль Ньюбери в 1929 году. [ 11 ]
Мун продолжал фотографировать и рисовать в студии в Пасадене. Он написал 24 индийских этюда для Генри Э. Хантингтона , четыре для коллекции Отто Фоллбера в Шарлоттенбурге, Германия, и 26 картин маслом с изображением индейцев Юго-Запада для Смитсоновского института . [ 1 ] В 1924 году Мун начал работу над «Индейцами Юго-Запада» — четырехтомным атласом-фолио, содержащим сотню его лучших фотографий. [ 3 ] Наконец, он был опубликован в 1936 году, но было напечатано всего десять экземпляров. [ 12 ]
Мун умер в доме своей дочери в 1948 году. [ 3 ]
Наследие
[ редактировать ]Критики отмечают, что «несмотря на бесчувственное отношение большинства белых поселенцев к коренным американцам, фотографии и картины Муна демонстрируют глубокое сочувствие к его подданным». [ 7 ]
В 1914 году Мун написал статью [ 13 ] для еженедельной газеты Leslie's Illustrated , в которой он объяснил свою фотографическую цель и подход.
Многие люди с помощью фотоаппарата и кисти пытались изобразить американских индейцев... Среди тех, кто серьезно изучил свою работу, есть два класса; мужчины, которые используют живописного Красного Человека и его окружение как модели и материалы для своего искусства; и тех, кто уделяет первоочередное внимание этнологической ценности своей работы и использует свои знания в области искусства как средство для тщательного создания надежных графических записей. Моя работа и намерение, стоящее за ней, относят меня к последнему классу.
— Карл Мун, «Фотографирование исчезающего красного человека»
И далее в той же статье:
Меня часто спрашивают, как я получаю свои фотографии... Существуют трудности в общении с индийцами, которые можно преодолеть только временем и дипломатией. Я бы сказал, что безграничное терпение и такт... являются основными качествами индийского художника. Человек должен понять точку зрения индейца, прежде чем он сможет надеяться понять его, и он должен понять его, если хочет правдиво изобразить его.
В совместной биографии Луны « В поисках диких индейцев: фотографии и произведения из жизни» Карла и Грейс Мун автор Том Драйбе дает самую высокую оценку художнику: «Возможно, если бы его путешествия привели его на Запад десятью годами ранее, он возможно, считался величайшим индийским фотографом всех времен». [ 14 ]
Коллекции
[ редактировать ]Работы Муна находятся в коллекциях Торгового поста Хаббелла , Библиотеки Хантингтона , Художественного музея Монклера, Юго-Западного музея американских индейцев , Библиотеки Конгресса, Американского музея естественной истории, Музея Гетти , Смитсоновского музея американского искусства и Метрополитен-музея. , среди других. [ 7 ] [ 1 ]
В библиотеке Хантингтона хранится самая большая коллекция: 24 картины маслом, написанные специально для Генри Хантингтона, и 293 фоторепродукции, приобретенные коллекционером. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Карл Мун» . Для изобразительного искусства . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мун, Грейс Пёрди (1 ноября 2000 г.). Индийские легенды в рифмах, послесловие Тома Дрибе . Кива Паб Inc. ISBN 188577222X .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Фотографии Карла Муна индейцев юго-запада и Оклахомы, 1904–1917» . Интернет-архив Калифорнии . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Коллекция фотографий Карла Муна Юго-Запада компании Fred Harvey Company 1905–1914» . Национальный музей американских индейцев, Виртуальный онлайн-архив Смитсоновского института, Смитсоновский институт . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ «Открытки Фреда Харви Фостинта» . Воспоминания о Streamliner, памятные вещи из серебряного века пассажирских поездов . 20 января 2015 года . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ «В живых цветах: забытая фототехнология XIX века, романтизировавшая Америку» . Коллекционерский еженедельник . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Карл Мун» . артнет . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ «Фотореклама Карла Муна шляп Stetson» . Коуэна . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ «Коллекция Фреда Харви, 1881–2005» . Интернет-архивы Аризоны, Музей Северной Аризоны . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «Карл и Грейс Мун» . Гугл Книги . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «Сбежавший папочка» . Американская библиотечная ассоциация . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «Серебряная печать Карла Муна» . Аукционы наследия . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ Мун, Карл (8 января 1914 г.). «Фотографирование исчезающего красного человека». Иллюстрированная еженедельная газета Лесли .
- ^ Драйбе, Том (19 апреля 1997 г.). В поисках диких индейцев: фотографии и жизненные произведения Карла и Грейс Мун . Москва, Пенсильвания: ISBN издательства Maurose Publishing Co. 0965269108 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии Карла Муна индейцев юго-запада и Оклахомы , Библиотека Хантингтона.
- Картины маслом Карла Муна , Библиотека Хантингтона
- Семейные фотографии Карла Муна и альбом вырезок , Библиотека Хантингтона.
- Индийские легенды в рифмах , Полный текст с иллюстрациями
- 1878 рождений
- 1948 смертей
- Американские фотографы 20-го века
- Американские писатели XX века
- Американские художники 20-го века
- Коренные американцы в искусстве
- Американские фотографы-портретисты
- Художники американского Запада
- Американские детские писатели
- Победители Newbery Honor
- Компания Фреда Харви
- Атчисон, Топика и железная дорога Санта-Фе
- Открытки