Томас Моран
Томас Моран | |
---|---|
![]() Томас Моран, Наполеон Сарони | |
Рожденный | |
Умер | 25 августа 1926 г. Санта-Барбара , Калифорния , США | ( 89 лет
Национальность | Американский |
Известный | Пейзажная живопись |
Движение | Школа реки Гудзон , Роки Маунтин Школа |
Супруг | Мэри Ниммо Моран |
Томас Моран (12 февраля 1837 — 25 августа 1926) — американский художник и гравер из школы реки Гудзон в Нью-Йорке, в чьих работах часто изображались Скалистые горы . Моран и его семья, жена Мэри Ниммо Моран и дочь Рут, поселились в Нью-Йорке, где он получил работу художника. Он был младшим братом известного художника-мариниста Эдварда Морана , с которым он делил студию. Талантливый иллюстратор и изысканный колорист, Томас Моран был нанят иллюстратором в Scribner's Monthly . В конце 1860-х годов он был назначен главным иллюстратором журнала, и эта должность помогла ему начать карьеру одного из ведущих художников американского пейзажа, в частности американского Запада. [1]
Моран вместе с Альбертом Бирштадтом , Томасом Хиллом и Уильямом Кейтом иногда относят к Школе пейзажистов Роки-Маунтин из-за всех западных пейзажей , созданных этой группой. [2]
Биография
[ редактировать ]
Моран родился в Болтоне , Ланкашир , в Англии , в семье Мэри (урожденной Хигсон) и Томаса Морана-старшего, одного из семи детей. Его отец принадлежал к семье ткачей-ткачей. Он хотел лучшего будущего для своей семьи, поэтому они переехали в Соединенные Штаты в 1844 году, когда юному Томасу было 7 лет. Поездка произвела неизгладимое впечатление на Морана, который позже создавал зарисовки и картины моря. Его семья сначала поселилась в Балтиморе , а затем переехала в Кенсингтон , пригород Филадельфии . [3]
Моран начал свою творческую карьеру подростком, учеником филадельфийской фирмы Scattergood & Telfer, занимающейся гравировкой по дереву. Моран нашел процесс гравировки «утомительным». [4] и проводил свободное время, работая над собственными акварелью. [5] К середине 1850-х годов он рисовал иллюстрации фирмы для публикации, а не вырезал их. Именно тогда он познакомился с иллюстрированными книгами, в которых были представлены примеры работ британского художника Дж. М. У. Тернера , который оказал неизгладимое влияние на творчество Морана. [6] Он также начал учиться у местного художника Джеймса Гамильтона. Моран отправился в Англию в 1862 году, чтобы увидеть работы Тернера. С этого момента он подражал использованию цвета Тернером, его выбору пейзажей и был вдохновлен его исследованиями акварели , техники, которой Тернер был особенно известен.
В 1870-х и 1880-х годах рисунки Морана для гравюр на дереве появлялись в крупных журналах и подарочных изданиях. Хотя он освоил несколько печатных средств, включая гравюру на дереве, офорт и литографию , которым он научился у своих братьев, он получил известность благодаря своим картинам маслом и акварелью. Расцвет его карьеры совпал с популярностью хромолитографии , которую Моран использовал для цветных отпечатков своих работ, чтобы их можно было широко распространять. Он также был одним из лидеров возрождения офорта в США и Великобритании. [6]

Моран был женат на шотландке Мэри Ниммо Моран (1842–1899), офортистке и художнице-пейзажистке. У пары родились две дочери и сын. Его братья Эдвард (1829–1901), Джон (1831–1902) и Питер (1841–1914), а также его племянники Эдвард Перси Моран (1862–1935) и Жан Леон Жером Феррис (1863–1930) также активно работали как художники. Его брат Джон также был пионером художественной фотографии. Они часто работали бок о бок, Джон фотографировал ту же сцену, которую рисовал Томас. [7] Он умер в Санта-Барбаре, Калифорния , 25 августа 1926 года.
Йеллоустонские изображения
[ редактировать ]
Видение Томасом Мораном западного ландшафта имело решающее значение для создания Йеллоустонского национального парка . В 1871 году доктор Фердинанд Хейден , директор Геологической службы США , пригласил Морана по просьбе американского финансиста Джея Кука присоединиться к Хейдену и его экспедиционной команде в неизвестный регион Йеллоустона. Хайден уже собирался отправиться в свое трудное путешествие, когда получил письмо от Кука, в котором Морана представляли как «филадельфийского художника редкого гения». [8] При финансовой поддержке Кука (директора Северо-Тихоокеанской железной дороги) и Scribner's Monthly нового иллюстрированного журнала Моран согласился присоединиться к исследовательской группе Геологической службы Хайдена 1871 года в их исследовании региона Йеллоустона. В течение сорока дней в дикой местности Моран визуально задокументировал более 30 различных мест и составил дневник хода экспедиции и повседневной деятельности. Его эскизы, а также фотографии, сделанные участником опроса Уильямом Генри Джексоном , привлекли внимание страны и помогли Конгрессу сделать регион Йеллоустоун первым национальным парком в 1872 году. Картины Морана вместе с фотографиями Джексона раскрыли масштаб и великолепие прекрасного Йеллоустона. регион, где письменные или устные описания не дали результатов, что убедило президента Гранта и Конгресс США в том, что Йеллоустон следует сохранить. Влияние Морана на Йеллоустоун было велико, но Йеллоустон также оказал значительное влияние на художника. Его первое национальное признание как художника, а также его первый крупный финансовый успех стали результатом его связей с Йеллоустоуном. Он даже принял новую подпись: TYM, Томас «Йеллоустоун» Моран. Всего через год после своего знакомства с этим регионом Моран поразил воображение американской публики своей первой огромной картиной, изображающей чудо природы на Дальнем Западе. Большой каньон Йеллоустона , который правительство приобрело в 1872 году за 10 000 долларов. [9] [10] В течение следующих двух десятилетий он публиковал свои работы в различных периодических изданиях и создал сотни крупных картин. Среди них Большой каньон Йеллоустона (1872 г.) и Пропасть Колорадо (1873–74 гг.) Выставлены в Отделе Музея внутренних дел . [11]
В течение следующих сорока лет Моран много путешествовал. Он вернулся в Йеллоустон с Джексоном в 1892 году. Их пригласил Элвуд Мид , государственный инженер Вайоминга, в рамках подготовки к «Вайомингской выставке» на Всемирной Колумбийской выставке . [10] Тысячи туристов теперь могли посещать парк, прибывая по Северной Тихоокеанской железной дороге , а Моран и Джексон смогли воспользоваться туристическими объектами, такими как отель в Маммот-Хот-Спрингс . Моран писал: «После дня, проведенного в Норрисе, мы отправились в Гранд-Каньон, где пробыли два дня и сделали очень много фотографий. Я увидел так много всего, что можно зарисовать, что решил сам вернуться туда после того, как побывал в бассейнах гейзеров и озеро и проведу там неделю за работой. Оно, как всегда, великолепно по цвету, и я был совершенно очарован его великолепием. Думаю, после того, как сделаю наброски, я смогу нарисовать его картину лучше, чем прежнюю». [10] Во время этой поездки Моран сделал гораздо больше изображений Каньона, чем в 1871 году, включая виды со смотровой площадки, названной в честь него во время поездки 1871 года, «Мыс Моран». Большой каньон Йеллоустона (1893–1901) выставлен в Смитсоновском музее американского искусства .
Моран был избран членом Национальной академии дизайна в 1884 году и в старшие годы создал множество произведений искусства. [12]
Картина в Белом доме
[ редактировать ]
Картина Томаса Морана выставлена как часть коллекции Белого дома. На фотографии, изображающей президента Барака Обаму и президента Израиля Шимона Переса в Овальном кабинете, на стене видно: портрет Джорджа Вашингтона находится между городом Вашингтон за пределами военно-морской верфи (1833 г.) работы Джорджа Кука (слева) и «Три тетона» (1895) Томаса Морана (справа). Официальное фото Белого дома Пита Соузы .
Наследие
[ редактировать ]Дом Томаса Морана в Ист-Хэмптоне, штат Нью-Йорк, является национальной исторической достопримечательностью . [13] Гора Моран в национальном парке Гранд-Титон названа в честь Морана. [14] Его работы хранятся в коллекции Музея Гилкриза в Талсе, Оклахома , Купер-Хьюитта, Национального музея дизайна , Музея американского искусства Амона Картера , Художественной галереи Р.В. Нортона и Музея Беркшира в Питтсфилде, Массачусетс . [15]
Избранные работы
[ редактировать ]- Ближе к лагерю. Вечер на реке Верхний Колорадо, Вайоминг , 1882 год. Музей Болтона , Великобритания.
- Под деревьями , 1865 год.
- Йеллоустонский каньон , 1872 год.
- Колбернс-Бьютт, Южная Юта , 1873 год, Метрополитен-музей .
- Комариная тропа , 1874 год.
- Золотой час , 1875 год.
- Шошон-Фолс, Айдахо , ок. 1875 г.
- Грин-Ривер, Вайоминг (1878 г.), Музей американского искусства Кристал-Бриджес .
- Туман в каньоне Канаб, штат Юта, 1892 год.
- Венеция: Лагуна с видом на Санта-Мария-делла-Салюте , 1894 год, Художественный музей Принстонского университета.
- Водопад Шошон на реке Снейк (1900 г.), Музей Гилкриза , Талса, Оклахома.
- Томас Моран, Скалы Грин-Ривер , 1874, Музей американского искусства Амона Картера.
- Большой Каньон Йеллоу Камня (1904 г.), Художественный музей Гонолулу .
- Закат на море , ок. 1906 год
- Разгневанное море (1887), Музей Филбрука , Талса, ОК.
- Грин-Ривер, Вайоминг (1907), Художественный музей Такомы
См. также
[ редактировать ]- Список художников Школы реки Гудзон
- Эдвард Моран
- Нью-Йоркский клуб офорта
- Опус 24: Рим, из Кампаньи, Закат.
- Западная живопись
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Приманка Запада» . Университет Вирджинии, американские исследования . Проверено 24 октября 2010 г.
- ^ Кинси, Джони Луиза (1992). Томас Моран и исследование американского Запада . Вашингтон и Лондон: Издательство Смитсоновского института. стр. 43–92. ISBN 1-56098-170-9 .
- ^ Томас Моран, История искусства
- ^ Уилкинс, Турман. Томас Моран: Художник гор . Норман, Оклахома: Университет Оклахомы Пресс, 1998, стр. 18–19.
- ^ Уилкинс, Турман, с. 19.
- ^ Jump up to: а б Юнкер, Патрисия (2001). Американская коллекция: работы из музея Амона Картера . Хадсон-Хиллз Пресс. п. 120.
- ^ «К востоку от Миссисипи: американская пейзажная фотография девятнадцатого века, 6 октября 2017 г. - 7 января 2018 г.» . ininet.org . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ «Йеллоустонский национальный парк:
Его исследование и создание» . Служба национальных парков . Дата обращения 10 октября 2010 . - ^ история.house.gov
- ^ Jump up to: а б с Ричард П. Таунсенд, Томас Моран в Гилкриз - Моран и европейские традиции, Gilcrease Journal, vol. 5, нет. 1, весна/лето 1997 г.
- ^ «Национальные сокровища возвращаются в Музей внутренних дел для новой выставки» . www.doi.gov . 25 сентября 2020 г. Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ "Галерея Томаса Морана"
Йеллоустонский национальный парк и горные регионы
Айдахо, Невада, Колорадо и Юта» . Arader Galleries. Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года . Проверено 10 октября 2010 года . - ^ «Программа национальных исторических достопримечательностей (НХЛ)» . Архивировано из оригинала 26 июня 2012 г. Проверено 5 декабря 2014 г.
- ^ «Экспедиция Хейдена» . Сказки и тропы Вайоминга . Проверено 10 октября 2010 г.
- ^ «Томас Моран – Люди – Коллекция Купера Хьюитта, Смитсоновский музей дизайна» .
Источники
[ редактировать ]- Уилкинс, Турман; Хинкли, Кэролайн Л; Гетцманн, Уильям Х. (1998). Томас Моран: Художник гор . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0-8061-3040-8 . ЛКЦ N6537.M6443 W55 1998г .
- Кинси, Джони Луиза (1992). Томас Моран и исследование американского Запада . Вашингтон и Лондон: Издательство Смитсоновского института. ISBN 1-56098-170-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кларк, Кэрол (1980). Томас Моран: Акварели американского Запада . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 9780292750593 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страница Национальной галереи искусств США о Томасе Моране
- Галерея картин Морана , заархивировано 12 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- thomas-moran.org Сотни изображений Томаса Морана и других.
- Работы Томаса Морана в коллекции Смитсоновского музея американского искусства. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Американские картины и исторические гравюры из коллекции Миддендорфа , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Моране (№ 38–42).
- 1837 рождений
- 1926 смертей
- Художники из Болтона
- Американские художники XIX века.
- Американские художники-мужчины
- Американские художники 20-го века
- Художники американского Запада
- Художники школы реки Гудзон
- Американские художники-пейзажисты
- Люминизм (американский художественный стиль)
- Люди из Ист-Хэмптона (города), Нью-Йорк.
- Исследователи Соединенных Штатов
- Члены Клуба Салмагунди
- Братья и сестры-художники
- Американские художники-мужчины XIX века
- Американские художники-мужчины 20-го века
- Английские эмигранты в США