Уолтер Перси Дэй
![]() | Судя по всему, основной автор этой статьи тесно связан с ее предметом. ( Ноябрь 2012 г. ) |
Уолтер Перси Дэй, O.BE (1878–1965), британский художник, которого больше всего помнят за его работу в качестве художника по матам и специалиста по спецэффектам в киноиндустрии. Профессиональные имена включают У. Перси Дэй ; Перси Дэй ; « Поп » или « Поппа » День, благодаря его сотрудничеству с сыновьями Артура Джорджа Дэя (1909–1952), рисовальщика Томаса Сиднея Дэя (1912–1985), фотографа и оператора, и пасынка Питера Элленшоу , который также работал в этом поле.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Уолтер Перси Дэй родился в Лутоне ( Бедфордшир ) в семье Эли Дэй и Люси Дэй, урожденной Кроули, второго из троих детей. С 1908 по 1912 год он проживал в Тунисе, в Сиди-Бу-Саиде и Тунисе, где продолжил карьеру художника-портретиста и востоковедного художника. Драматические последствия восстания «Дела Джеллаза» вынудили семью вернуться в Великобританию в начале 1912 года.
Эпоха немого кино
[ редактировать ]В 1919 году на студии Ideal Films в Борхамвуде , недалеко от Элстри Дэй овладел искусством иллюзионистской техники. Спецэффекты, подобные тем, которые создал Дэй, позволили режиссерам расширить свой репертуар и заняться сюжетами, производство которых в противном случае могло бы оказаться слишком дорогостоящим. В 1922 году он переехал во Францию, в более яркий кинотеатр. Там он представил использование стеклянной кадра во французском кино. Впервые использованный в фильме Анри Русселя « Les Opprimés» , вышедшем в 1923 году, этот процесс был воспринят критиками как революция в кинематографии. [ 1 ] Среди режиссеров, с которыми Дэй сотрудничал в двадцатые годы, были Жан Ренуар , Раймон Бернар , Жюльен Дювивье и Абель Ганс . Помимо создания визуальных эффектов для «Наполеона» (1927), Дэй сыграл роль британского адмирала Худа в фильме . С 1928 года студия Дэя стала командой, когда сыновья Артур Джордж Дэй (1909–1912) и Томас Сидни Дэй (1912–1985) начали работать на своего отца: первый в качестве рисовальщика, а второй в качестве оператора и фотографа, начиная с Леона Пуарье ( «Верден: видения истории» 1928).
В конце 1920-х годов он освоил новую технику, работая в British International Pictures компании студии Elstree над фильмом Альфреда Хичкока » «Звонок , в которой использовались зеркала и ракурс для наложения миниатюры на сцену. Изобретатель Ойген Шюффтан непосредственно научил его этому процессу.
Когда съемка фасада универмага в фильме Жюльена Дювивье «Дамское счастье» (1929) оказалась непреодолимой трудностью, Дэй использовал стационарный матовый материал - процесс, аналогичный тому, который был запатентован Норманом Доуном 11 июня 1918 года. [ 2 ]
В британской киноиндустрии
[ редактировать ]Встреча с Александром Кордой открыла для студии «День» новые перспективы. Дэй работал с Кордой над «Частная жизнь Генриха VIII» фильмом (1933) с Чарльзом Лотоном в главной роли . Соответственно, Дэй основал студию в Айвере ( Бакингемшир ) и с 1936 года руководил матовым отделом в Denham Studios . Художник рисовал маты и создавал трюковые кадры для многочисленных фильмов Корды и его конюшни режиссеров, в число которых входили его брат Золтан Корда , Энтони Асквит , Уильям Кэмерон Мензис ( «Грядущие события» , 1936), Майкл Пауэлл и Лотар Мендес . В 1946 году Дэй присоединился к группе Корда в качестве директора по спецэффектам в новом помещении Корды в Shepperton Studios , где он оставался до выхода на пенсию в 1954 году.
Команда Поппы Дэй распалась после начала Второй мировой войны, когда в армию были зачислены все трое сыновей. Pop Day обучил нескольких многообещающих молодых художников по мэту, в том числе Уолли Виверса, который возглавил отдел матов в Shepperton Studios , когда Поп Дэй ушел на пенсию в 1952 году.
Во время войны киностудии сняли серию героических военных фильмов, направленных на повышение морального духа осажденных британцев, в том числе « 49-я параллель» Пауэлла и Прессбургера (США: «Захватчики» , 1941), » Ноэля Кауарда и Дэвида Лина . «В которой мы Serve (1942) и Лесли Ховарда » «Первый из немногих (США: Spitfire , также 1942). Помимо создания спецэффектов для этих фильмов, Дэй создал трюковые фотографии для многих других британских классических произведений, выпущенных в сороковые годы, в том числе «Жизнь и смерть полковника Дирижабля» (1943), «Вопрос жизни и смерти» [США: Лестница в небеса , 1946]. ], «Анна Каренина» (1948) и «Третий человек» (1949). В Лоуренса Оливье « постановке Генрих V» (1944) многие сцены битвы при Азенкуре были написаны на стекле Дэем, который умудрился заставить головы лошадей двигаться, вымпелы трепещут и жужжащие движения полета стрел в завершенном выстрелы. Постановка Пауэлла и Прессбургера « Я знаю, куда иду!» (1945) содержит эпизод, в котором лодка героя и героини затягивается в воду. Корривреканский водоворот . «Черный Нарцисс» (1947) был полностью снят на территории студии Pinewood Studios , но в кульминационной сцене, нарисованной Дэем и его помощниками, был изображен Гималайский горный хребет.
В 1948 году Дэй был награжден Орденом Британской империи за заслуги перед британским кинематографом. Оператор Кристофер Чаллис отдал дань уважения достижениям Перси Дэя: «Возможность сочетать нарисованный фон на стекле с реальным передним планом открыла кинематографистам новый мир. ...Чтобы оценить масштабы его достижений, нужно понять сложность Часы кропотливого труда с множеством повторных попыток для достижения совершенства. Теперь с компьютерами и электроникой все стало слишком просто, и мало кто может понять, насколько это было сложно. имя, безусловно, следует причислить к числу великих пионеров кино, наряду с Гомоном , Люмьером и т. д.». [ 3 ] Майкл Пауэлл, со своей стороны, назвал Перси Дэя «величайшим трюкачом и волшебником кино, которого я когда-либо знал». [ 4 ] в 2008 году поставила наследие Перси Дэя Британская ежедневная газета The Independent в один ряд с великим французским пионером спецэффектов Жоржем Мельесом . [ 5 ]
Смерть
[ редактировать ]Дэй умер в Лос-Анджелесе в 1965 году.
Фильмография У. Перси Дэй
[ редактировать ]За датой съемки следует дата выпуска
- «Двигатель» (реж. Андре Гюгон , 1922/1924)
- Угнетенные (реж. Анри Руссель , 1922/1923)
- Земля обетованная (реж. Анри Руссель , 1924/1925)
- Принцесса и клоун (реж. Андре Гюгон , 1925)
- Судьба (реж. Генри Руссель , 1925)
- Ле Боссю (реж. Жан Кемм , 1925)
- «Пламя» (реж. Рене Эрвиль , 1925)
- Саламбо (реж. Пьер Марадон, 1925)
- Нана (реж. Жан Ренуар , 1925/1926), художник-постановщик: Клод Отан-Лара
- Наполеон (реж. Абель Ганс , 1925/1927)
- Вокруг Наполеона. Абель Ганс и его Наполеон (1925/1927) (документальный)
- Мишель Строгов (реж. Виктор Туржанский , 1926)
- Шахматист (реж. Раймон Бернар , 1926/1927)
- Бельфегор (реж. Анри Дефонтен , 1926/1927)
- L'Homme à l'Hispano (реж. Жюльен Дювивье , 1926/1927)
- «Любовь Казановы» (реж. Александр Волков , 1927)
- Крокет (реж. Луис Меркантон , 1927)
- Мученичество Сент-Максанса (реж. Э.Б. Донасьен, 1927)
- Тайна Эйфелевой башни (реж. Жюльен Дювивье , 1927)
- Святая Жанна-Девица (реж. Марко де Гастин , 1927)
- Кольцо (реж. Альфред Хичкок , 1927)
- Водоворот Парижа (реж. Жюльен Дювивье , 1927/1928)
- Верден: Видения истории (реж. Леон Пуарье , 1928)
- «Божественное путешествие» (реж. Жюльен Дювивье , 1928)
- Вивр (реж. Робер Будриоз , 1928)
- Маман Колибри (реж. Жюльен Дювивье , 1928/1929)
- Чудесная жизнь Терезы Мартен (реж. Жюльен Дювивье , 1929)
- Калиостро (реж. Ричард Освальд , 1929)
- Au Bonheur des Dames (реж. Жюльен Дювивье , 1929)
- «Три маски» (реж. Андре Гюгон , 1929)
- Король ольх (реж. Мари-Луиза Ирибе, 1930)
- Конец света (реж. Абель Ганс , 1930/1931)
- «Вокруг края света» (реж. Эжен Десло, 1930) (документальный)
- «Винные погреба» (реж. Бенито Перохо , 1930)
- Домашняя фея (режиссер Жермен Дюлак , 1931) (рекламный ролик фильмов Gaumont)
- Три мушкетера (реж. Анри Диаман-Берже , 1932)
- «Преступление Буифа» (реж. Андре Бертомье , 1932)
- «Частная жизнь Генриха VIII» (реж. Александр Корда , 1933)
- «Частная жизнь Дон Жуана» (реж. Александр Корда , 1934)
- «Алый Первоцвет» (реж. Александр Корда , 1934)
- Скрудж (реж. Генри Эдвардс , 1935)
- «Подмосковные вечера» (реж. Энтони Асквит , 1935)
- Мальчик-слон (реж. Роберт Дж. Флаэрти и Золтан Корда , 1935/1937)
- Сандерс с реки (реж. Золтан Корда , 1935)
- «Повесть о двух городах» (реж. Джек Конвей , 1935)
- «Призрак идет на запад» (реж. Рене Клер , 1935/1936)
- «Человек, который мог творить чудеса» (реж. Лотар Мендес , 1936)
- Грядущие события (реж. Уильям Кэмерон Мензис , 1936)
- Рембрандт (реж. Александр Корда , 1936)
- Огонь над Англией (реж. Уильям К. Ховард , 1936/1937)
- Не забывай меня (реж. Золтан Корда , 1936/1937)
- Барабан (реж. Золтан Корда , 1936/1938)
- «Действие за клевету» (реж. Виктор Сэвилл , 1937)
- Южный Райдинг (реж. Виктор Сэвилл , 1937)
- «Тёмное путешествие» (реж. Виктор Сэвилл , 1937)
- Я Клавдий (реж. Йозеф фон Штернберг , 1937, неоконченный фильм)
- Рай для двоих (реж. Торнтон Фриланд , 1938)
- «Буря в чашке чая» (реж. Виктор Сэвилл и Ян Дэлримпл , 1937)
- Виктория Великая (реж. Герберт Уилкокс , 1937)
- Рыцарь без доспехов (реж. Жак Фейдер , 1937)
- Возвращение Алого Пимпернеля (реж. Ханнс Шварц , 1937/1938)
- «Шестьдесят славных лет» (реж. Герберт Уилкокс , 1938)
- «Развод леди Икс» (реж. Тим Уилан , 1938)
- Тюрьма без решеток (реж. Брайан Десмонд Херст , 1938)
- «Четыре пера» (реж. Золтан Корда , 1939)
- «Грозовой перевал» (реж. Уильям Уайлер , 1938/1939)
- «Шпион в черном» (реж. Майкл Пауэлл , 1939)
- Q Planes (реж. Тим Уилан , 1939)
- «Горбун из Нотр-Дама» (реж. Уильям Дитерле , 1939)
- «Ямайка Инн» (реж. Альфред Хичкок , 1939)
- Микадо (реж. Виктор Шерцингер , 1939)
- «Над луной» (реж. Торнтон Фриланд , 1939/1940)
- Майор Барбара (реж. Габриэль Паскаль , 1940)
- Покорение воздуха (прод. Александр Корда , 1940, работа свернута перед выпуском)
- Багдадский вор (реж. Майкл Пауэлл , Людвиг Бергер и Тим Уилан , 1940)
- Лидия (реж. Жюльен Дювивье , 1941)
- «49-я параллель» (реж. Майкл Пауэлл , 1941)
- Эта женщина Гамильтон (реж. Александр Корда , 1941)
- Секретная миссия (реж. Гарольд Френч , 1942)
- «Первый из немногих» (реж. Лесли Ховард , 1942)
- «В котором мы служим» (реж. Ноэль Кауард , 1942)
- Книга джунглей (реж. Золтан Корда , 1943)
- Жизнь и смерть полковника Блимпа (реж. Пауэлл и Прессбургер , 1943)
- «Полурай» (реж. Энтони Асквит , 1943)
- «Эта счастливая порода» (реж. Дэвид Лин , 1944)
- «Кентерберийская сказка» (реж. Пауэлл и Прессбургер , 1944)
- Генрих V (реж. Лоуренс Оливье , 1944)
- «Беззаботный дух» (реж. Дэвид Лин , 1945)
- «Короткая встреча» (реж. Дэвид Лин , 1945)
- Я знаю, куда иду! (реж. Пауэлл и Прессбургер , 1945)
- Цезарь и Клеопатра (реж. Габриэль Паскаль , 1945)
- «Совершенные незнакомцы» (реж. Александр Корда , 1945)
- Вопрос жизни и смерти (реж. Пауэлл и Прессбургер , 1946)
- Паника ( реж . Жюльен Дювивье , 1946)
- «Большие надежды» (реж. Дэвид Лин , 1946)
- «Люди двух миров» (реж. Торольд Дикинсон , 1946)
- Черный Нарцисс (реж. Пауэлл и Прессбургер , 1946/1947)
- «Мужчина в доме» (реж. Лесли Арлисс , 1947)
- Идеальный муж (реж. Александр Корда , 1947)
- Мой собственный палач (реж. Энтони Кимминс , 1947/1948)
- Анна Каренина (реж. Жюльен Дювивье , 1947)
- «Падший идол» (реж. Кэрол Рид , 1948)
- Мальчик Уинслоу (реж. Энтони Асквит , 1948)
- Оливер Твист (реж. Дэвид Лин , 1948)
- Бонни Принц Чарли (реж. Энтони Кимминс , 1948)
- Третий человек (реж. Кэрол Рид , 1949)
- «Последние дни Долвина» (реж. Эмлин Уильямс и Рассел Ллойд , 1949)
- «Грязный жаворонок» (реж. Жан Негулеско , 1950)
- «Неуловимый Пимпернель» (реж. Пауэлл и Прессбургер , 1950)
- Лекарство от любви (реж. Роберт Донат , 1950)
- Пандора и Летучий Голландец (реж. Альберт Левин , 1950/1951)
- «Чёрная роза» (реж. Генри Хэтэуэй , 1950)
- «Унесенные на Землю» ( он же «Дикое сердце» , реж. Пауэлл и Прессбургер , 1950)
- «Изгой с островов» (реж. Кэрол Рид , 1951)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жорж Бай, О фильме «Угнетенные». Революция в кинематографическом декоре . Сине Мируар, 15 марта 1923 года.
- ^ Котта Ваз, Марк ; Бэррон, Крейг (2002). Невидимое искусство: легенды киноМэтт-пейнтинг . Сан-Франциско, Калифорния: Книги хроники. стр. 54–57. ISBN 978-0-8118-4515-1 .
- ^ Цитируется из письма Сьюзен Дэй от 14 января 1999 г.
- ^ Майкл Пауэлл, Жизнь в кино: автобиография . Лондон: Мандарин (PBK), 1986, с. 311, 239
- ↑ Джеффри Макнаб, «Он создал монстров», The Independent , 20 июня 2008 г.
Источники
[ редактировать ]Справочные работы
[ редактировать ]- Ежегодник британского кино , Лондон, 1949–1950, стр. 520
- Выставки Королевской академии 1905–1970 гг. Словарь художников и их работ на летних выставках Королевской академии художеств . Лондон: EP Publishing, 1977, том. II, с. 138.
- Брайан Макфарлейн. Энциклопедия британского кино . Лондон: Метуэн, 2003, с. 166
- Морис Бесси; Жан-Луи Шардан. Словарь кино и телевидения . Париж: Повер, 1966, том 2, с. 21 [Предупреждение, путаница с Уиллом Дэй]
- Сьюзен Дэй. «День Уолтера Перси». Общий словарь художника . Мюнхен; Лейпциг: К.Г. Саур Вг., 2000, вып. 24, стр. 581–582.
Монографии
[ редактировать ]- Линда д'Агостино Клингер, «Сад внутри». Искусство Питера Элленшоу . Венеция, Mill Pond Press, 1996.
- Британский институт кино представляет... Наполеона в глазах Абеля Ганса , программа презентации, Фестивальный зал, Лондон, 2000 г.
- Кевин Браунлоу , Наполеон, классический фильм Абеля Ганса . Лондон, 1983, с. 118–119
- Иван Батлер, Кино в Британии. Иллюстрированная история . Лондон, 1973, с. 75, 153.
- Джек Кардифф, Волшебный час . Лондон: Фабер и Фабер, 1996.
- Шахматист, (The Joueur d'échecs) Телевидение Темзы и программа презентации Национального киноархива, Лондон, 1990 г.
- Ян Кристи, Стрелы желания. Фильмы Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера , Лондон, 1985 г.
- Котта Ваз, Марк ; Бэррон, Крейг (2002). Невидимое искусство: легенды киноМэтт-пейнтинг . Сан-Франциско, Калифорния: Книги хроник. п. 27. ISBN 978-0-8118-4515-1 .
- Джон Калхейн, Спецэффекты в кино. Как они это делают . Нью-Йорк: Ballantine Books, 1981, стр. 45, 50–52, 155–156
- Морис Кюло. Время покупок. Из магазина на eBay . Брюссель: ААМ, без даты, с. 10–11
- Макс Дуи, Жак Дуи, Cinema Decors. Французские студии от Мелеса до наших дней . Париж, 1993, с. 45
- Чарльз Дрэйзин, В поисках третьего человека . Лондон: Метуэн, 1999.
- Питер Элленшоу, Элленшоу под стеклом. Переходим к Мэтту для Диснея . Санта-Кларита: Издательство Camphor Tree, 2003 г.
- Кароль Кулик, Александр Корда. Человек, который мог творить чудеса . Лондон, 1975 г. (реимпр 1990 г.)
- Филип Лейбфрид; Малькольм Уиллитс; Джим Дэнфорт. Александр Корда «Багдадский вор». Арабская фантазия . Пасадена: Castle Press, 2003.
- Рэйчел Лоу. Кинопроизводство в Великобритании 1930-х годов . Лондон: Аллен и Анвин, 1985, с. 250
- Майкл Пауэлл, Жизнь в кино: автобиография. Лондон: Мандарин, 1986 г.
- Майкл Пауэлл. Фильм на миллион долларов . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1995.
- Кристофер Финч, «Спецэффекты». Создание магии кино . Нью-Йорк: Abbeville Press, 1984, стр. 68
- Рольф Гизен, спецэффекты. Кинг-Конг, Орфей и Путешествие на Луну. Эберсберг: Издание восемь с половиной, 1985, стр. 159
- Алан Маккензи; Дерек Уэр. Голливудские хитрости . Лондон: Мультимедийные публикации, 1986, стр. 19–20.
Статьи
[ редактировать ]- Ж.-Николя Гунг'Л, «Художественная хроника. Перси Дэй, художник-портретист», La Tunisie Illustrée , апрель 1910 года.
- «Картинка с рассказом. Мистер Перси Дэй объясняет свою академическую живопись». Daily Chronicle , 12 мая 1919 года.
- Жорж Бай, «О фильме «Угнетенные. Революция в кинематографическом декоре», Ciné Miroir , 15 марта 1923 г.
- «В кулуарах шахматиста», Cinémagazine , № 2, 14 января 1927 г., специальный выпуск.
- La Petite Illustration Cinematographic, № 8, 5 февраля 1927 г., специальный выпуск
- «Расстрел», Le Courier Cinematographic, 29 марта 1929 г., с. 18–19
- Le Courrier cinématographique , март 1929 г. «Команды по спецэффектам экономят время и деньги», Kinematograph Weekly , 2 октября 1947 г. Kinematograph Weekly, 24 октября 1946 г., стр. 15
- Уолтер Перси Дэй. «Происхождение и развитие матового кадра». Четвертая лекция памяти Ньюмана», The Photographic Journal , октябрь 1948 г.
- Эгон Ларсен, «Вот внутренняя история волшебника британских фильмов», Cavalcade e, 21 мая 1949 г.
- Дуглас Хейг, «Окрашенные матовые кадры», Журнал Британского кинематографического общества , том. 19, № 6, 1951, с. 166
- «Поп-Дэй, 75 лет, возвращается в колледж». Кент Мессенджер , 30 апреля 1954 г.
- «Trauner au naturall», Libération, 13 марта 1984 г., стр. 24
- Эдуард Вейнтроп, "Blimp Blimp Hourrah", Libération , 2 апреля 1992 г., стр. 42
- Гилберт Адэр, «Другая сторона Гарри Лайма», Evening Standard , 23 августа 1999 г., стр. 42
- Джеймс Кристофер, «Лучшая монахиня в баре Великобритании?», The Times , 4 августа 2005 г., стр. Т2
- Джеффри Макнаб, «Он создал монстров», The Independent , 20 июня 2008 г.