Jump to content

Культурные изображения Аделаиды Италии

Бронзовая статуя Святой Аделаиды как основателя аббатства в Зельце.

Аделаида Итальянская была важной средневековой правительницей и святой фигурой, ее называли «самой важной женщиной своего века», «самой могущественной из оттоновских женщин» и одной из самых могущественных королев всего Средневековья. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Как принцесса Бургундии (как дочь Рудольфа II Бургундского ), королева Италии (супруга Лотаря II Италии ), а затем императрица Священной Римской империи (супруга Отто Великого ), она имела глубокие связи со многими европейскими регионами. Оказав большую поддержку Церкви при жизни, она была канонизирована вскоре после смерти. Исторически она была предметом многочисленных религиозных, художественных и научных работ, а теперь исследуется современной историографией прежде всего как политическая фигура.

Историография

[ редактировать ]
Аделаида (слева), Феофан и Оттон III, Евангелие Святого Гереона (984–1000 гг.) [ 4 ] [ 5 ]
Аделаида, витраж, церковь Сент-Одиль де Лапутруа [ фр ] , Эльзас .

Аделаида еще при жизни была известна по всей Европе. Говорят даже, что ни одну другую императрицу современники не хвалили так высоко, как Аделаиду. Несмотря на это, Саймон Маклин отмечает, что слава Аделаиды как духовного деятеля и ее нахлебен (загробная жизнь) как излюбленные сюжеты художников в некотором роде оказали ей медвежью услугу как политическому деятелю. [ 6 ] В 1930-х годах в своей работе «Адельхайда – Mutter der Königreiche» ученая и политик Гертруда Боймер использовала ее миф, сочетавший в себе политическую власть, материнство и благотворительность, для продвижения буржуазного феминистского движения. [ 7 ]

По словам Маклина, даже несмотря на то, что Аделаида, без сомнения, была могущественной и влиятельной (она была петиционером в одной трети дошедших до нас актов своего мужа Отто между 951 и 973 годами), все же было довольно трудно разделить действия Аделаиды и Отто (и других членов семьи и советников) индивидуальные вклады в «черный ящик» правления, к которому они все принадлежали. Внешне «партнерство короля и королевы» просто действовало сообща. [ 8 ]

Хотя Нэш полагает, что Аделаида действовала в форме правления, отличной от формы правления мужчин: она работала в тандеме с Отто I, поддерживала его и узаконила его правление в Италии; она активно участвовала в процессах планирования и формирования политики, но полагалась на мужчин-актеров в прямых военных действиях, [ 9 ] [ 10 ] Джестис колеблется, описывая стиль правления Аделаиды и других женщин-правительниц Оттона как женский и отдельный от мужского стиля: во время их регентства, за исключением лично ведущих армий (что и сделала Кунигунде Люксембургская ), практика правления Аделаиды и Теофану не отличалась. со стороны мужчин: установление и возобновление личных союзов, заключение мирных договоров, предоставление услуг, использование своего символического капитала. Факты также свидетельствуют о том, что они действовали точно так же во время правления своих мужей. Джестис также осуждает широко распространенное представление о том, что Аделаида и Теофану были в первую очередь соперниками - Кнут Гёрих полагает, что Джестис убедительно представляет аргументы в пользу этого, показывая, что отрывки из Одило из « Epitaphium Adelaideae» Клюна имеют сомнительную надежность. [ 11 ] Гёрих также поддерживает Джестис в защите позиции, согласно которой современные источники не раскрывают женоненавистничества, и, по сути, Оттоновское общество признавало роли и способности (за исключением физической силы) женщин, поэтому обычно считающийся особый статус императриц и королев на самом деле не выделялся в этом контексте. . [ 12 ] Бухингер указывает, что саксонская традиция, согласно которой жена играла равную роль в семье, также имела влияние, и отмечает, что Аделаида предпочла остаться при дворе вместо того, чтобы вернуться в свои земли, как это Матильда . сделала [ 13 ] Однако Гёрих полагает, что выдающиеся роли и известность, которых достигли оттоновские императрицы, были частично результатом обстоятельств, созданных меньшинством Отто III, а также того факта, что он и Генрих II умерли без проблем. Гёрих также ставит под сомнение идею Джестиса о снижении важности женщин-регентов в одиннадцатом веке. [ 14 ]

Современные исследования также имеют тенденцию рассматривать набожность императрицы и ее поддержку церкви и христианской веры в свете политических соображений. Джестис полагает, что «благочестие было единственным инструментом успешного правления, при котором женщины имели явное преимущество перед мужчинами в своей семье». [ 15 ] Бухингер рассматривает свой союз с церковными группами как способ построить сферу влияния, независимую от сферы влияния императора, а также сохранить свою память и наследие. [ 16 ] Она активно поддерживала реформу Клюни , а позже Клюни сыграл ведущую роль в построении ее культа и поддержке ее канонизации. Однако Герцман полагает, что преданность Клюни Аделаиде и оттонианцам носила скорее личный, а не идеологический характер. [ 17 ] [ 18 ]

В историографии Аделаиду ​​и Феофана часто сравнивают и противопоставляют. Некоторые современные комментаторы, такие как Гюнтер Вольф (в своей книге «Кайзерин Теофану. Prinzessin aus der Fremde »), видят в Теофану человека, который смотрел в будущее, на современные формы правления, в то время как Аделаида была консерватором, который смотрел в прошлое. Стефан Вайнфуртер видит более многогранный и позитивный образ Аделаиды. По мнению Вайнфуртера, это правда, что Феофан внес значительный вклад в модель правления, вдохновленную Древним Римом и Византией, что Оттон II и особенно Оттон III переняли и развили (хотя эта модель не могла стать основой для будущего, из-за Оттона внезапная смерть III), в то время как Аделаида олицетворяла передачу итало-имперских традиций Саксонскому дому. Она также была привязана к своим итало-бургундским связям и, наконец, к своим эльзасско-алеманским корням. Но это помогло ей выступать посредником между сферами, одновременно создавая новые основы власти и постоянно оказывая стабилизирующее воздействие на Оттоновскую династию, особенно в моменты ее великого кризиса (например, когда она мобилизовала свои отношения со своими бургундскими и баварскими родственниками для защиты Оттон III в начале своего правления). Она также сыграла инициирующую роль в развитии Эльзаса как узла между Восточно-Франкским королевством, Бургундией, Италией и Верхним Рейном – последний получил такой импульс в дорожном движении, политике и экономике, что через 200 лет станет, по словам из Оттон Фрайзингский , «главная сила империи» ( maxima vis regni ). Через свою дочь Эмму Итальянскую , советником которой она была, она оказала влияние на французскую политику. Вайнфуртер видит в ней европейское измерение, которое следует охарактеризовать как «современное». [ 19 ] [ 20 ]

Каменная плита в память Адельхайд на улице Вег-дер-Оттонен . в Магдебурге
  • В своей Gesta Ottonis из Гандерсхайма Хроцвита рассказывает драматизированную версию истории Аделаиды до того, как она стала королевой Оттона: «Когда Беренгар заключил ее в тюрьму, у нее была только горничная и священник. После нескольких месяцев страданий она прорыла себе путь к свободе ( «в стиле Шоушенка», по словам Маклина) через туннель. Ей пришлось спрятаться в зерновом поле и чудесным образом спастись. В конце концов ее спас епископ Адалард Реджо, который был ее другом. Версия Хросвиты подчеркивает тяжелое положение, инициативу и благочестие Аделаиды, которые привели Отто в Италию. Итальянская корона ему Маклин комментирует: «Рассказ Хроцвиты не следует принимать за чистую монету: ее стилизованное повествование призвано показать руку Бога, руководящую управлением. возвышение Оттона до императорского статуса в 962 году и с этой целью заимствует образы из различных литературных и библейских источников». [ 21 ]
  • Существуют истории о ее соперничестве с Феофану (преувеличенные и переведённые Одило Клюнийским, который не любил последнего, до полномасштабной вражды). [ 22 ] [ 23 ] Теофану якобы однажды сказал: «Если я еще буду править один год, Адельхейд не будет править большей территорией, чем можно охватить одной рукой». Но «не прошло и месяца», как Феофан умер (15 июня 991 г.), а Адельхейд прожила долгую жизнь. [ 24 ] [ 25 ]

Изображения в искусстве

[ редактировать ]

Современное искусство

[ редактировать ]
Отто Адельхайд Пфенниг , 983–1040, Венский музей.
  • Отто Адельхайд Пфенниг — монета Оттоновского типа. Нумизмат Бернд Клюге [ де ] полагает, что монета была отчеканена, когда Оттон III был еще очень молодым императором. Аделаида была с ним, потому что она была «воплощением саксонской династии». [ 26 ]
  • Одило из Клюни «Epitaphium Domine Adelheide Auguste» и Хроцвиты » «Gesta Ottonis являются основными средневековыми источниками о ее жизни. Оба описывают ее как могущественную правительницу, но Одило больше озабочен ее делами как святой, а Хросвита (которая была не так близка описанным ею персонажам и вынуждена была полагаться на устные источники) подчеркивает ее политическую сторону. Аделаида Хросвиты, хотя и не главная героиня (главный герой - Отто I), более героична и предприимчива, а ее главным атрибутом является огромная духовная сила. [ 27 ]

Более поздние изображения

[ редактировать ]

Изобразительное искусство

[ редактировать ]
Айез — Примирение Оттона II с Аделаидой Бургундской, его матерью , 1858 г.
Статуя Аделаиды, церковь Сент-Этьен , Зельцер
Аделаида и Отто I в ратуше Старого города, Брауншвейг
Коронация Отто Великого и Аделаиды по оригинальному рисунку Лодовико Поглиаги (1890 г.)
Йозеф фон Фюрих - Вальдесруэ (Мадонна с младенцем, святой Адельхайдой и святым Франциском) («Мадонна с младенцем, святая Аделаида Бургундская, святой Франциск Ассизский ») - 1514 г. - Австрийская галерея Бельведер. [ 49 ]
  • «Кёнигин Адельхайд» (1818) — рассказ братьев Гримм . По сюжету она была осаждена Беренгаром в замке Канузиум . Ардуин из Ивреи , который был с ней, ловко использовал вепря, чтобы обмануть нападавших. Затем осада была снята. [ 50 ]
  • Аделаида Бургундская. Средневековая женщина — художественное произведение Джанкарло Патрукко, вышедшее в 2009 году. [ 51 ]
  • Аделаида, императрица озера: исторический роман — роман об императрице 2011 года, написанный Кетти Магни. [ 52 ]
  • «Улыбка императрицы Адельхайды»: во многом достоверный исторический роман о жизни, любви и страданиях императрицы Адельхайды, второй жены Отто Великого, представляет собой роман 2014 года о ее жизни. [ 53 ]
  • Адельхайд фон Бургунд: Kaiserin des Mittelalters - это исторический роман Сильвии Корнбергер, вышедший в 2020 году. История рассказывает о периоде, когда Адельхайд (Аделаида) была заключена в тюрьму Беренгаром вместе со своей дочерью Эммой и ее служанкой Софией. Адельхейд мечтает о своем детстве, матери, любви к Лотару и детском сердцееде Отто. [ 54 ]
  • Она персонаж романа 2022 года Die Herrin der Päpste: Historischer Roman, написанного Эриком Бергом и Эриком Вальцем. (Главная героиня, Мароция , была ее мачехой, будучи женой Хью Итальянского , чей сын Лотарь стал первым мужем Аделаиды.) [ 55 ]
  • Ее изображает Ханна Лютье [ де ] в MDR документальном фильме 2010 года « Кайзерин Адельхайд - Die Machtste Frau der Ottonen» («Императрица Аделаида, самая могущественная женщина из оттонианцев»). [ 56 ]
  • Адельхейд и Феофану — Две императрицы — короткометражный анимационный фильм 2021 года Уте Хельмбольд, созданный для выставки «Императоры и столпы их власти» в формате онлайн-выставки . [ 57 ]

День памяти

[ редактировать ]
Абеля Терраля. Святая Аделаида Французская, королева Италии, императрица Германии, картина

Как святая фигура, она почитается в католической церкви. Ее праздник – 16 декабря. [ 58 ] [ 59 ]

Она является со-покровителем церкви Святой Ядвиги и Адельхайды [ де ] в Адельебсене , Геттинген (район) и Театинской церкви в Мюнхене .

В 2015 году прошла выставка Адельхайд? Становление, творчество, чудеса? в Бонне . [ 60 ]

В 2007 году вместе с Эдитой и Теофану был создан FrauenOrt в Магдебурге, посвященный Аделаиде. [ 61 ]

Примечания

[ редактировать ]
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Оттоновская королева как «consors regni» - После Империи» . arts.st-andrews.ac.uk . Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  2. ^ «16 декабря — Самая важная женщина своего века» . Дворянство и аналогичные традиционные элиты . 15 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 15 июля 2022 г. Проверено 15 июля 2022 г.
  3. ^ «Императрица Адельхайда — самая могущественная женщина оттонианцев» . www.dietempler.net . Архивировано из оригинала 14 мая 2021 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  4. ^ Римские исторические сообщения (на немецком языке). Герман Бёлаус Нахф, 1999. с. 430. ИСБН  978-3-7001-2841-0 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 10 июля 2022 г.
  5. ^ Пуле, Матиас; Хассе, Клаус-Петер (2006). Священная Римская империя немецкой нации с 962 по 1806 год – от Оттона Великого до конца средневековья: 29-я выставка Совета Европы в Магдебурге и Берлине и Государственная выставка Саксонии-Анхальт. Каталог/Редактор: Dr. Хайке Пёппельманн (лидер). Том 1 (на немецком языке). Песчаник. п. 80. ИСБН  978-3-937602-59-2 . Архивировано из оригинала 10 июля 2022 года . Проверено 10 июля 2022 г.
  6. ^ Маклин 2017 , с. 95.
  7. ^ Штанге-Файос, Кристина (2 мая 2019 г.). «Первая Императрица» . Cahiers d'Etudes Germaniques (на немецком языке). 1 (76): 251–264. дои : 10.4000/цег.5060 . ISSN   0751-4239 . S2CID   198687267 . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 11 июля 2022 г.
  8. ^ Маклин 2017 , стр. 95–98.
  9. ^ Nash 2017 , p. PR12.
  10. ^ Ясперс, Йитске (1 января 2018 г.). «Обзор Нэша, императрицы Адельхайды и графини Матильды» . Журнал королевских исследований . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 9 июля 2022 г.
  11. ^ Гёрих, Кнут (2021). «Императорские дамы династии Оттонов (рецензия Кнута Гёриха) — recensio.net» . www.recensio.net : 91–93. Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 9 июля 2022 г.
  12. ^ Гёрих 2021 , с. 89.
  13. ^ Бухингер 2016 , с. 16.
  14. ^ Гёрих 2021 , с. 93.
  15. ^ Джестис 2018 , стр. 132.
  16. ^ Бухингер 2016 , стр. 5–8.
  17. ^ Шаус, Маргарет К. (20 сентября 2006 г.). Женщины и гендер в средневековой Европе: энциклопедия . Рутледж. стр. 7. ISBN  978-1-135-45960-4 . Архивировано из оригинала 9 июля 2022 года . Проверено 9 июля 2022 г.
  18. ^ Герцман, Элина; Розенвейн, Барбара Х. (31 мая 2018 г.). Средневековье в 50 предметах . Издательство Кембриджского университета. п. 21. ISBN  978-1-107-15038-6 . Архивировано из оригинала 9 июля 2022 года . Проверено 9 июля 2022 г.
  19. ^ Вайнфуртер, С. (31 декабря 1999 г.). «Императрица Адельхайда и Оттонская империя». Исследования раннего средневековья, том 33 . Де Грютер. стр. 1–19. дои : 10.1515/9783112422021-002 . ISBN  978-3-11-242202-1 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 10 июля 2022 г.
  20. ^ Шаус, Маргарет К. (20 сентября 2006 г.). Женщины и гендер в средневековой Европе: энциклопедия . Рутледж. стр. 7. ISBN  978-1-135-45960-4 . Архивировано из оригинала 9 июля 2022 года . Проверено 10 июля 2022 г.
  21. ^ Маклин 2017 , с. 99.
  22. ^ Джестис 2018 , стр. 22.
  23. ^ Nash 2017 , p. 32.
  24. ^ Шенфельд, Герман (1908). Женщины тевтонских народов . Риттенхаус Пресс. п. 128. Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  25. ^ Давидс, Адельберт (15 августа 2002 г.). Императрица Феофано: Византия и Запад на рубеже первого тысячелетия . Издательство Кембриджского университета. п. 40. ИСБН  978-0-521-52467-4 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  26. ^ KG, Fritz Rudolf Künker GmbH & Co. Künker Auktion 130 - Коллекция средневековых монет Де Вита, 1000 лет европейской чеканки, часть II: Германия, Швейцария, Австрия, Богемия, Моравия, Венгрия, Силезия, Польша, страны Балтии, Россия и Золотая Орда . Нумизматический Верлаг Кюнкер. п. 28. Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  27. ^ Бухингер 2016 , стр. 20, 21.
  28. ^ «Статуя Святой Аделаиды Бургундской в ​​Театинской церкви Театинеркирхе, Мюнхен, Бавария Фото со стока — Изображение Мюнхена, архитектура: 184904800» . www.dreamstime.com . Проверено 11 июля 2022 г.
  29. ^ «Аделаида Бургундская освобождена из тюрьмы замка Гарда дьяконом Мартино Де Маурицио Феличе» . ЛомбардияКультурныйБени . Архивировано из оригинала 26 октября 2013 года . Проверено 11 июля 2022 г.
  30. ^ «САНТА-АДЕЛАИДА-РЕГИНА В ПРЕГИЕРА-РЕЛИКВИАРИО, пост 1842 – до 1855» . Catalogo.beniculturali.it . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 13 июля 2022 г.
  31. ^ «Коронация Оттона Великого и Аделаиды. Cantagalli Inc. - Подержанная книга - ND - | IBS» . www.ibs.it (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 13 июля 2022 г.
  32. ^ Селфридж-Филд 2007 , с. 106.
  33. ^ Веддиген, Отто (1904). История театров Германии изложена в сотне трактатов вместе с вводным обзором истории драматической поэзии и актерского искусства (на немецком языке). Э. Френсдорф. п. 536. Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 13 июля 2022 г.
  34. ^ Бур, Кристиан; Вальтенбергер, Майкл; Зеговиц, Бернд (6 апреля 2021 г.). Средневековый прием в музыкальном театре: Исторический справочник (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 105. ИСБН  978-3-11-042423-2 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 13 июля 2022 г.
  35. ^ Гелдер, класс фургон (2 февраля 2021 г.). Больше, чем просто зрелище: коронации и инаугурации в Габсбургской монархии в восемнадцатом и девятнадцатом веках . Книги Бергана. п. 149. ИСБН  978-1-78920-878-8 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 13 июля 2022 г.
  36. ^ Гриффель, Маргарет Росс (23 января 2018 г.). Оперы на немецком языке: Словарь . Роуман и Литтлфилд. п. 5. ISBN  978-1-4422-4797-0 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 11 июля 2022 г.
  37. ^ Ланг, Пол Генри (1 января 1996 г.). Георг Фридрих Гендель . Курьерская корпорация. п. 236. ИСБН  978-0-486-29227-4 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 13 июля 2022 г.
  38. ^ Селфридж-Филд, Элеонора (2007). Новая хронология венецианской оперы и родственных жанров, 1660-1760 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 406. ИСБН  978-0-8047-4437-9 . Архивировано из оригинала 11 июля 2022 года . Проверено 11 июля 2022 г.
  39. ^ «L'Adelaide, RV 695 (Вивальди, Антонио) — IMSLP: скачать бесплатно ноты в формате PDF» . imslp.org . Архивировано из оригинала 6 ноября 2021 года . Проверено 11 июля 2022 г.
  40. ^ Осборн, Ричард (27 сентября 2007 г.). Россини . Издательство Оксфордского университета. п. 412. ИСБН  978-0-19-988457-5 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 11 июля 2022 г.
  41. ^ Голинелли, Паоло (2001). Аделаида: Святая Королева Европы (на итальянском языке). Редакционная книга Хака. п. 14. ISBN  978-88-16-43511-7 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 13 июля 2022 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б с Бур, Вальтенбергер и Зеговиц, 2021 , с. 96.
  43. ^ Дассори, Карло (1903). Произведения и оперные артисты (лирический словарь 1541-1902 гг.): Универсальный список имен мастеров-композиторов театральных произведений с хронологическим обзором их основных произведений и общим алфавитным каталогом серьезных, полусерьезных, смешных, комических и подобных произведений. представлен... от зарождения оперы в музыке до наших дней, с указанием даты и места первого исполнения, с особым вниманием к итальянскому репертуару (на итальянском языке). Издательство Р. Институт глухонемых. п. 480. Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 13 июля 2022 г.
  44. ^ Гедеке, Карл (1881). Очерк истории немецкой поэзии по источникам (на немецком языке). Л. Элерманн. п. 551. Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 11 июля 2022 г.
  45. ^ Фернбах, Людвиг (1860). «Хорошо информированный любитель театра»: незаменимый справочник для книготорговцев, библиотекарей, театральных режиссеров, актеров и любителей театра. Содержит драматические явления с 1849 по 1859 год, расположенные в алфавитном порядке по названиям пьес (и сборников) и со всеми дополнительными названиями, где это необходимо, также со ссылкой на полные издания [и т. д.]. предоставил. 4 (на немецком языке). Блох b Компания: Книжный магазин Л. Лассара. п. 5. Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 11 июля 2022 г.
  46. ^ Хопффер, Эмиль (1861). Адельхайда Бургундская: драматическая поэма (на немецком языке). Кельбель. Архивировано из оригинала 11 июля 2022 г. Проверено 15 июля 2022 г.
  47. ^ Бланкарт, Мориц (1867). Королева Адельхайда. Историческая пьеса в 5 действиях (на немецком языке). на. 48. Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  48. ^ Гермес, или Критический ежегодник литературы (на немецком языке). Ф. А. Брокгауз. 1824. с. 304. Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  49. ^ «Вальдесруэ (Мадонна с Кином, гл. Адельхайд и гл. Францискус)» . sammlung.belvedere.at (на немецком языке). Архивировано из оригинала 3 июня 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  50. ^ Гримм, Якоб (1818). Deutsche Sagen (на немецком языке). Николай. п. 147. Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  51. ^ Пюшель, Фолькер (2014). Улыбка императрицы Адельхайды: во многом достоверный исторический роман о жизни, любви и страданиях императрицы Адельхайды, второй жены Оттона Великого (на немецком языке). Самостоятельность ISBN  978-3-00-047304-3 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 г. Проверено 15 июля 2022 г.
  52. ^ Магни, Кетти (2011). Аделаида, Императрица озера: исторический роман (на итальянском языке). Беллавит. ISBN  978-88-7511-155-7 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 13 июля 2022 г.
  53. ^ Пюшель, Фолькер (2014). Улыбка императрицы Адельхайды: во многом достоверный исторический роман о жизни, любви и страданиях императрицы Адельхайды, второй жены Оттона Великого (на немецком языке). Самостоятельность ISBN  978-3-00-047304-3 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 г. Проверено 15 июля 2022 г.
  54. ^ Корнбергер, Сильвия (13 июля 2020 г.). Адельхайда Бургундская: Императрица Средневековья (на немецком языке). Независимо опубликовано. ISBN  979-8-6509-5946-5 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  55. ^ Берг, Эрик; Уолц, Эрик (18 июля 2022 г.). Хозяйка Пап: Исторический роман (на немецком языке). Издательство Blanvalet в мягкой обложке. ISBN  978-3-641-29160-0 . Проверено 17 января 2023 г.
  56. ^ KG, im Fernsehen GmbH & Co. «История Центральной Германии. Эпизод 63: Императрица Адельхайд - самая могущественная женщина из оттонианцев» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 13 июля 2022 г.
  57. ^ « Императоры и столпы их власти» как онлайн-выставка — ЦИФРОВОЙ МУЗЕЙ» . www.rheinpfalz.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  58. ^ «Сегодня, 16 декабря, мы празднуем Святую Аделаиду» . ACI Африки . Архивировано из оригинала 16 декабря 2021 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  59. ^ Алмейда, сестра Сесилия Мария. «Святая Аделаида – Императрица благодатью… и смелостью! | Вестники журнала Евангелия» . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  60. ^ «Открытие выставки: взгляд на жизнь святой Адельхайды» . bildung.erzbistum-koeln.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
  61. ^ «2-е воскресное общество «FrauenOrte Saxony-Anhalt e. В. «в Магдебурге со сдачей 40-го женского места» . Frauenorte.net (на немецком языке). 2 сентября 2007 года . Проверено 15 июля 2022 г.

Библиография и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ab79576c05d7783e3656c9569a8ea7b__1717262400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/7b/4ab79576c05d7783e3656c9569a8ea7b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cultural depictions of Adelaide of Italy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)