Династия Джетва
Династия Джетва | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
620–1948 | |||||||||
Капитал | Маюрпури ( Морви ), Шринагар , Данк , Чхая , Гумли , Ранапур , Порбандар | ||||||||
Общие языки | Санскрит , Пракрит , Старогуджарати , | ||||||||
Религия | индуизм | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 620 | ||||||||
• Упразднено | 1948 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Индия |
Династия Джетва — династия, которая правила нынешним регионом Гуджарат в Индии с 7 века нашей эры до середины 20 века, когда Индия стала независимой. Это была династия раджпутов, которой правил Джетва клан раджпутов .
Источник
[ редактировать ]
Джетва (или Джетва , Джатава, Джайтва или Камари , [ 1 ] Камари [ 1 ] ) Джетва заявляют, что они произошли от Макардхваджи , сына Ханумана . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Согласно народным сказаниям их клана, у Макардхваджи был сын по имени Мод-дхваджа и сын по имени Джети-дхваджа. [ 2 ] Джетвас заявляют о своем происхождении и имени от Джети-дхваджи и поклоняются Хануману как своему Ишта-девате . [ 2 ]

Таким образом, династия Джетва из Порбандара в 1923 году адаптировала изображение Ханумана на флаге торгового флота. [ 2 ] Также в центре герба было изображение Ханумана. [ 2 ]
Далее говорится, что мусульманские правители Синда в VII веке неоднократно посылали военные вооруженные корабли для завоевания западного и южного побережья Гуджарата, которые снова и снова отбивались « саиндхавами », называвшими себя «властелинами западного моря» Апара. Самудрадхипати (апара-самудр-дхипати). Было высказано предположение, что правящая семья Сайндхава, также известная как Джаядратхи, теперь представлена раджпутами Джетва. [ 2 ] [ 5 ]
Капитан Уилберфорс Белл полагает, что их предками, вероятно, были скифы с севера. Однако Гауришанкар Оджа Джетвас, вероятно, были ветвью Пратихаров Каннауджа полагает, что . [ 4 ]
Кроме того, многие историки придерживаются мнения, что джетва-раджпуты с незапамятных времен имеют глубокую связь с народом мер , который является лишь старшим ( джетва ) или раджакулой (королевским кланом) меров. [ 6 ] [ 7 ] Меры всегда были конфиденциальны и поддерживали Джетваса во времена войны и мира. Существовал обычай, согласно которому, когда рана из Порбандара вступал на трон или Гадди, вождь народа мер отрезал кончик своего мизинца и наносил тилак своей кровью на лоб рана. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
История
[ редактировать ]
Гумали, который ранее был столицей Саиндхваса, был бастионом и столицей Джетвы с тех пор, как династия была основана в начале 7 века около 620 года Шилом Кумаром Джетвой. [ 11 ] который позже помог правителю Дели Ангагапале выиграть войну. В обмен на помощь Анагапал выдала за него замуж свою дочь. Территория, которой управлял Джетва, сегодня традиционно известна как Холмы Барда , исторически была известна как Джиштукадеш, что означает «земля Джетвы». [ 12 ] Другие города, основанные ими, - это места, куда они временно перенесли свою столицу после изгнания из Морви в 900 году нашей эры, время от времени перемещаясь в Шринагар , Данк , Чхайю , Гумли , Ранапур и, наконец, в Порбандар (с 1685 по 1947 год). Они были первыми правителями области Саураштра в Западном Гуджарате . [ 13 ]
Джетва, похоже, пришли с северо-запада, то есть из Синда и Катча , в Саураштру в 9 веке нашей эры и являются старейшим правящим кланом полуострова. Почти все историки признают, что Джетвас установил свое правление в Саураштре примерно в 900 году нашей эры и основал город Морви в качестве своей столицы. Ранее Морви был известен под названием Маюрпури, в честь его основателя, правителя Джетвы Маюр-дхваджи. Они распространились дальше на запад и захватили Дварку из Чавдаса, двинулись дальше и основали города Нагна, Гумли , Бханвад , Чхая, Данк, Лаодхва, Ранпур с колониями в Миани и Шринагаре на побережье. Во времена Махмуда Газни Джетва контролировали весь запад и север Катиавара . [ 2 ] [ 4 ]
Колониальный этнограф Джеймс Тод в своей книге 1832 года «Анналы и древности Раджастана: или центральных и западных штатов Раджпут в Индии» включает Джетву в число 36 королевских рас древней Индии, а также называет Джетву или Джатаву Камари. Кроме того, полковник Джеймс Тодд полагает, что джеты произошли от старых брачных рас Индийского полуострова и до 8 века назывались канварами. Некоторые правители Джетвы добавляли к своему имени суффикс Канвар и поэтому были также известны как Канвары или Кумары. [ 14 ] [ 15 ]
Сангаджи был правителем Джетвы с 1120 по 1150 год. [ 16 ] который разгромил армию Вирдхавала Вагелы (основателя династии Вагелы ) возле Морви в 1125 году. Потерпев поражение, Вирдхавал женился на своей дочери и передал свой титул Рана Сангаджи Джетве. Титул Рана принадлежал правителям Джетваса с тех пор, как последний раз Рана умер в 1979 году, не оставив наследника. [ 2 ] [ 17 ]
Джетвас потерял Морви, когда они были разбиты вторгшейся армией Кутб-уд-дина Айбака в 1193 году. [ 4 ] Джетвас переселился в Нагну, а позже они установили свое правление и основали Гумли под руководством Сала Кумара. Правителей Гумли также называли Кумарантами. [ 18 ]
В более поздние годы Ваджесин Джетва, псевдоним Ваджошин, правил в 1220–1245 годах. [ 16 ] был храбрым воином, который был действительно известен как Синх и имел значительное влияние на Вишальдео Вагелу. [ 17 ]
Гумли был объявлен второй столицей династии Джетва в 1220 году Рана Шияджи, который принял титул Рана Гумли и перенес столицу из Шринагара. [ 13 ] Гумли оставался их столицей до 1313 года, когда Рана Бханджи Джетва потерпел поражение в войне, он бежал из Гумли и переехал в Ранпур . Говорят, что Гумли был уничтожен из-за проклятия Сати по имени Соне , в которую влюбился Рана Бханджи Джетва. [ 19 ] Джадеджа Джам Унаджи (Джам Унад) из клана Джадеджа пришел из Синда и напал на Гумли в 1309 году, но потерпел поражение позже, в 1313 году, его сын Джам Барманияджи Джадеджа (Джам Баманиоджи) напал, чтобы отомстить за поражение. Он победил Рана Бханджи Джетву, который бежал, а Гумли был полностью разрушен и превратил его в руины. В ту же ночь богиня Амбаджи пришла во сне Баманиоджи и сказала ему, что, поскольку она исполнила желание («Аша») его отца покорить Гумли, он должен построить храм в ее имя. Итак, Барманияджи построил храм Амбаджи на холме посреди Гумли и назвал его храмом Ашапура Мата , который является Кулдеви из Джедеджаса. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Храм Ашапуры до сих пор стоит на вершине холма Барда недалеко от Гумли.
Рана Бхан Джетва бежал в Ранпур, где основал свою новую столицу и приступил к основанию новых территорий. [ нужна ссылка ] Бханвад . также назван в честь Раны Бхан Джетвы Однако после потери Гумли они были ограничены районом, известным как Барда.
Примерно в 1525–1535 годах Джам Раваль отвоевал большую часть Халара у Джетваса и других раджпутских правителей, таких как Чавдас , Дедас (подветвь Джадеджаса) и Вадельс. Это привело к дальнейшему опустошению территорий Джетвы, на которых была потеряна Нагна, которую Джамс переименовал в Наванагар . [ 14 ] [ 23 ] Однако сын Джама Равальджи отдал свою дочь правителю Джетвы Кхимуджи. Но в последующие годы сын Джама Равальджиса Джам Сатаджи убил своего племянника Джетву Рамдевджи IV в результате заговора и силой аннексировал дальнейшую территорию Джетваса. Это привело к ожесточенной вражде между Джетвой и Джамсом, которая продолжалась 300 лет и возникла апия . между ними [ 2 ] [ 4 ] Шри Кхимоджи II Бханджи Джетва, Рана из Чхайи, старший сын Раны. Шри Бханджи Рамдевджи Джетва, Рана из Ранпура, основал штат Чхайя после своего изгнания из Ранпура в 1575 году. [ нужна ссылка ] В эти неспокойные времена в истории династии Джетва меры снова пришли на помощь Джетвам и помогли им вернуть утраченные территории. [ 24 ] [ 25 ] После поражения от Джамса в 1525 году правящим Джетвам пришлось бежать отсюда туда, пока они не нашли убежище в Чхае . Позже вдова покойного Рана Бханджи Рани Калабай, женщина выдающегося мужества и дальновидности, собрала армию мерсов и рабари и вернула себе утраченную территорию вплоть до Ранпура из Джамса. [ 14 ] [ 23 ] [ 26 ]
Позже, в 1671 году, Рана Викматджи Химоджи Джетва завладел Порбандаром у Великих Моголов и построил там форт. Он также взял форт Мадхавпур. Хотя он умер в Порбандаре, столицей осталась Чхая. [ 4 ] Именно его сын Рана Саратанджи II навсегда перенес столицу в Порбандар в 1685 году. Джетвы Порбандара вступили в союз с британцами в 1807 году, а в 1809 году было заключено соглашение с Ост-Индской компанией. [ 2 ] [ 4 ]
Княжеский штат Порбандар был штатом салюта из 13 орудий Британской Индии. [ нужна ссылка ] Правление Раны Бхавсинджи Мадхавсинджи (1900–1908) и Раны Натварсинджи (1908–1979), оба махараджи Порбандара, придали штату Порбандар первоклассный статус после многих битв за трон внутри королевской семьи в 1811, 1869 и 1886 годах. оставался столицей династии Джетва. до тех пор, пока штат Порбандар не был объединен с Индийским Союзом, когда последний правитель королевства Рана Натварсинджи Бхавсинджи подписал Акт о присоединении 15 августа 1947 года. [ 2 ] [ 4 ]

Последний рана и правитель династии Джетва в Порбандаре Шри Натварсинджи умер в 1979 году. [ нужна ссылка ] До него в 1977 году умер наследник престола наследный принц Удайбхансинджи Натварсинхджи Джетва . [ нужна ссылка ] оставив трон вакантным.
Деван Мохандаса Карамчанда Ганди , Уттамчанд Ганди, а затем его отец – Карамчанд Ганди и дядя – Тулсидас Ганди, служили Деваном Ране Порбандара. [ 27 ]
Надписи Джетвы
[ редактировать ]Надпись Вишавада
[ редактировать ]Надпись, датированная 1262 годом VS (1206 г. н.э.), была найдена в нише храма Сиддханатхи Махадевы в Вишавада недалеко от Порбандара . Написанный Нагар-брамином по имени Вайджака и выгравированный каменщиком Джалханой, он рассказывает об установке статуи Викрамадитьи во время правления Рана Симхи. [ 28 ] Эта Рана Симха, вероятно, принадлежала семье Джетва, поскольку, по словам бардов, в тот период этот регион принадлежал Джетвам. [ 29 ]
Архитектурное наследие
[ редактировать ]
- Храм Навлаха в Гумли, построенный правителями Джетвы в 12 веке и посвященный богу Солнца, является старейшим храмом Солнца в Гуджарате. Он имеет самое большое основание (Уагати) храмов в Гуджарате размером 45,72 х 30,48 м. Он был обращен на восток и имел красивую входную арку Кирти Торан, которая сейчас утеряна. Святилище (гарбхагриха), крытая тропа прадакшины, большой зал собраний и три шрингар-чоки привлекают внимание. На окружающей пешеходной дорожке мы находим три направления с балконами. Мандапа . имеет восьмигранные опоры В небольших нишах мы находим скульптуры. Подъезды двухэтажные. У задней стены храма мы видим двух огромных слонов, дерущихся хоботами. В Бхадре Гавакша — образ Брахмы-Савитри, на западе — Шива-Парвати, на севере — Лакшми-Нараян. Храм Навлакха, построенный за счет девяти лаков , отсюда и название, соперничающее с храмом Сомнатх по своей архитектуре и интерьерам. [ 30 ] [ нужна ссылка ] Храм построен в архитектурном стиле Соланки, его торговой маркой являются три переплетающихся бивня слонов, и он считается вершиной архитектурного стиля Соланки. [ 2 ]
- Храм Килешвара Махадева, построенный на холме Барда недалеко от Гумли. [ нужна ссылка ]
- Викай или Викиа Ваав , ступенчатый колодец — старейший и один из крупнейших ступенчатых колодцев Гуджарата, построенный правителем Джетвы Викиаджи, в честь которого он назван. Этот разрушенный колодец — один из крупнейших в штате, его размеры составляют почти 60 на 40,5 квадратных метров. К колодцу ведут многочисленные лестничные марши и резьба по струнам. Входные павильоны до сих пор можно увидеть целыми в трех местах. [ 30 ] [ 31 ]
- Колодец Джета-Степ , аналогичный колодцу Викия возле Гумали. [ 31 ]
- Ворота Бхан, названные в честь Бхан Джетвы возле храма Гумали Навлаха, и ворота Рампол в Гумали. [ нужна ссылка ]
- Дарбаргарх , дворец Джетваса в Чхае, построенный около 1600 года. [ нужна ссылка ]
- Дарбаргарх в Порбандаре был построен Рана Сартанджи Джетва (1671–1699) в конце 17 века. Этот дворец имеет огромные резные каменные входные ворота, окруженные высокими башенками и массивными деревянными дверями. Это типичный пример таких королевских владений, расположенных в городе Гуджарат. Форт имеет несколько бастионов, 3 малых ворот (барис) и 4 главных ворот. Главными воротами являются ворота Порбандар на западе, Катхиавар Дарваджа на востоке, ворота Халар на севере и ворота Джунагадх на юге. Дарбаргадх спроектирован так, чтобы напоминать шкатулку для драгоценностей, в архитектурном стиле дворца Навлакха, расположенного в Гондале. [ 33 ]
- Сартанджи Чоро в Порбандаре: Рана Сартанджи (1671–1699) также построил Сартанджи Чоро, трехэтажный летний павильон. Этот дворец был построен в стиле раджпутов как убежище посреди сада. Каждая сторона сада представляет собой разную причину. Он также известен как Гришмабхуван . [ 33 ]

- Дворец Дарья Махал расположен в конце Марин Драйв на морском берегу города Порбандар, на территории огромного кампуса. Он был построен в конце 19 века Рана Бхавсинджи Мадхавсинджи. Стоящий на берегу Аравийского моря дворец демонстрирует влияние арабской культуры. Тем не менее, некоторые части дворца выполнены в итальянском стиле с интересным сочетанием ренессанса и готики. Интерьеры дворца, такие как люстры, расписные фрески и европейская мебель, привлекают внимание. Сейчас дворец преобразован в колледж. [ 34 ] [ нужна ссылка ]
- Дворец Хузур Махал был построен Рана Натварсинджи также на морском берегу города Пробандар. Этот обширный дворец построен в европейском стиле с покатыми крышами, несколькими флигелями и большими окнами с видом на море. [ 35 ]
- Анут Нивас в Хамбалии с видом на плотину представляет собой летний дворец, построенный на холмах Барды последним правителем штата Порбандар Рана Шри Натаварсинхджи в 1927 году. Интерьер роскошный, но не показной. Зал Раджпута — это музей Катхиавада . прошлого [ 36 ] [ 33 ] [ 34 ]
- Лал Махал или Красный дворец в Порбандаре, бывший ранее официальным гостевым домом правителей штата Порбандар, теперь закрыт. [ 34 ]
В фольклоре
[ редактировать ]Бардовские сказки о Джетвасе увековечены в народных сказках, таких как Раджастхана о бессмертной любви между Джетвой и Уджали. народная сказка [ 2 ] и героические сказания о Бхан Джетве и Виджо, связанные с поражением ими Катиса , в которых названия территорий Джетвы Бханвада и Лодхвы упоминаются в бардовских народных песнях Катхиавара. [ 2 ] [ 37 ] А также бардовские песни Бхана Джетвы, который влюбился в Сон Кансари, который был влюблен в Рахаяту Бабариа, своего командира. Бхан убил Рахаята своим слугой Кумбхой. Сон стал Сати , проклиная, что Гумли со временем будет уничтожен. Ее пророчество сбылось, когда Гумли был разрушен Джамсом в 1313 году. , давшие Брахманы Барадии ей приют и многие из которых также умерли за дело защиты Сына, позже построили храм в память о Сати Сон, который сейчас стоит в полуразрушенном состоянии. на вершине холма. [ 2 ] [ 38 ] [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джайтва или Камари.—; одна из тридцати шести королевских рас, упомянутых полковником Тодом. Племена и касты центральных провинций Индии - Том I (из IV), Р. В. Рассел
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Шри Катч Гурджар Кшатрия Самадж: Краткая история и слава наших предков: Раздел: История раджпутских фамилий, их происхождение и мифы: подраздел: История Джетвас: Раджа Паван Джетва (2007). стр. 81–82.
- ^ Летописи и древности Раджастхана: или центральных и западных штатов Раджпут в Индии.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час [1] Раджпуты Саураштры. Автор: Вирбхадра Сингхджи.
- ^ [2] Древняя Индия Рамеша Чандры Маджумдара, 1964 г.
- ^ «Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии» . Издательство Кембриджского университета для Королевского азиатского общества. 1905 год . Проверено 27 апреля 2019 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ↑ Политическая история хунов в Индии, автор Атрейи Бисвас, 1973 г.
- ^ Энциклопедия Indica: Индия, Пакистан, Бангладеш, Том 100.
- ^ История Катиавада с древнейших времен Гарольда Уилберфорса-Белла.
- ^ Юбилейный том (1937) Антропологическое общество Бомбея
- ^ Нанавати, Дж. М. (2003). Наследие Гуджарата . Team Spirit (Индия) Pvt. Ограничено. стр. 72–73. ISBN 978-81-7897-015-8 . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ Справочники: Джунагадх . Управление правительственной печати, канцелярских товаров и публикаций. 1975. С. 185, 186, 187 . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Справочник для путешественников в Индии, Бирме и Цейлоне, включая всю Британскую Индию, португальские и французские владения, а также индийские штаты . Дж. Мюррей. 1929. с. 249 . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с [3] Бюллетени штата Гуджарат, том 11, 1975 г.
- ^ [4] Анналы и древности Раджастхана: или центральных и западных штатов Раджпут в Индии, Том 1, Джеймс Тод, 1899 г.
- ^ Перейти обратно: а б ГОСУДАРСТВО ПОРБАНДАР: ПРАВИТЕЛИ: ДЖЕТВА: ПРЕДШЕСТВЕННИКИ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
- ^ Перейти обратно: а б Гуджарат (Индия) (1975). Справочники штата Гуджарат: округ Джунагад . Управление государственной печати, канцелярских товаров и публикаций штата Гуджарат . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ [5] История Катиавада с самых ранних времен, написанная Гарольдом Уилберфорсом-Беллом. На скифских монетах часто появляется слово «Кумар», а из бардских легенд мы находим, что после основания Гумли в седьмом веке Шилом Кумаром Джетвой, правители Гумли были признаны Кумарантами]
- ^ [6] Справочник президентства Бомбея, том 8, 1884 г.
- ^ «Новости Джамнагара: реконструкция храма Гумли» . jamnagar-news.blogspot.com. 4 января 2011 года . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ «Тропа древнего храма» . jamnagar.org . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ «Паломничество Матаджи —» . jaidurga.webs.com. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фиторазнообразие водно-болотных угодий: полное руководство по индийским Helobieae, автор: Ратна Гуха, М.С. Мондал.
- ^ Власть, прибыль и поэзия: традиционное общество в Катхиаваре, западная Индия, Харальд Тамбс-Лич.
- ^ Меры Саураштры, пересмотренные и изученные в свете социо-культурных изменений и кросс-кузенных браков Харшадом Р. Триведи.
- ^ Хинд Раджастхан, или Анналы коренных штатов Индии, Том 1, Часть 2
- ^ [7] Энциклопедия выдающихся мыслителей: политическая мысль Махатмы Ганди. Автор: К.С. Бхарати.
- ^ Дискалкар, Д.Б. (февраль 1939 г.). «Надписи Катиавада». Новый индийский антиквар . Том. 1. п. 686.
- ^ Дискалкар, Д.Б. (декабрь 1938 г.). «Надписи Катиавада». Новый индийский антиквар . Том. 1. С. 580 .
- ^ Перейти обратно: а б Справочник президентства Бомбея: Катиавар
- ^ Перейти обратно: а б [8] Ступенчатые колодцы Гуджарата: в историко-художественной перспективе Ютта Джайн-Нойбауэр Страница: 49
- ^ «Сочетание скульптур и памятников наводит на мысль о том, что этот город был построен Сайлякумаром из династии Джетва из региона Саураштра в Гуджарате» . Архивировано из оригинала 19 марта 2012 года . Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Команда Indo Vacations. «Порбандар, Туристическая достопримечательность Порбандара, Тур Порбандара» . indovacation.net. Архивировано из оригинала 21 сентября 2014 года . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гуджарат – Даман – Диу: Путеводитель (онлайн-книга) Автор: Ward
- ^ «Туристические места в Гуджарате | Дхарававада» . dharavasavada.wordpress.com . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ «Хушбу Гуджарат ки: Дарбаргадх» . khushboogujaratki.blogspot.com. 5 января 2011 года . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ Бханвад и Лодхва: Катиани говорит, почему, Катис, ты собираешься в Лодхву, чтобы потерять свою честь? Несомненно, появился еще один Бхан Джетва или в доме Бхолы был найден еще один герой по имени Виджо. Джетва искореняет всех в битве... Справочник президентства Бомбея: Катиавар, 1884 г.
- ^ [9] Энциклопедия Индии, том 30.
- ^ [10] Справочник президентства Бомбея