Кланы раджпутов
Раджпут (от санскрита раджа-путра «сын короля») представляет собой большое многокомпонентное скопление каст, родственных объединений и местных групп, разделяющих социальный статус и идеологию генеалогического происхождения, происходящую с Индийского субконтинента . Термин «раджпут» охватывает различные кланы по отцовской линии, исторически связанные с воинством : несколько кланов претендуют на статус раджпутов, хотя не все претензии общеприняты. По мнению современных учёных, почти все кланы раджпутов произошли от крестьянских или скотоводческих общин. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Родословные
![]() | этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( январь 2022 г. ) |
Генеалогии кланов раджпутов были сфабрикованы скотоводческими кочевым племенами, когда они стали оседлыми. В процессе, называемом раджпутизацией , после приобретения политической власти они нанимали бардов для создания этих линий передачи, которые также отделяли их от их первоначальных предков, связанных со скотоводством или угонами скота, и получили название «Раджпут». [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 5 ] Среди раджпутов есть три основные линии передачи ( ванши или вамши ). Каждая из этих родословных делится на несколько родов (кула) (всего 36 родов). [ 11 ] Сурьяванши означает происхождение от солнечного божества Сурьи , Чандраванши ( Сомаванши ) от лунного божества Чандры , а Агниванши от огненного божества Агни . К кланам Агниванши относятся Пармар , Чаулукья ( Соланки ), Парихар и Чаухан. [ 12 ]
Менее известные ванши включают Удайванши, Раджванши , [ 13 ] и Ришиванши [ нужна ссылка ] . Истории различных ваншей позже были записаны в документах, известных как вамшаавалиис ; Андре Винк относит их к «текстам, легитимирующим статус». [ 14 ]
Под отделом ванш располагаются все более мелкие подразделения: кул , шах («ветвь»), кхамп или ханп («веточка») и нак («кончик веточки»). [ 15 ] Браки внутри кула обычно запрещены (с некоторой гибкостью для товарищей по кулам разных линий готр ). Кул кул служит основной идентичностью для многих кланов раджпутов, и каждый находится под защитой семейной богини Кулдеви . Линдси Харлан отмечает, что в некоторых случаях шахи становились достаточно могущественными, чтобы быть функционально кулами сами по себе. [ 16 ]
Род Сурьяванши (Икшваку) раджпутов
Линия Сурьяванши (также известная как Рагхуванши или Солнечная династия) — это кланы, заявляющие о своем происхождении от Сурьи, индуистского бога Солнца. [ 17 ] Кланы Сурьяванши Раджпут ===
- Качхваха
- Бандхалготи
- Гаутам [ 18 ]
- Дахия
- Дургванши
- Байс
- Ратор
- Вадхель
- Гохил
- Спираль
- Сисодия
- Мори Раджпуты
- Гахадавала
- Баргуджар
- сегодня
- Борьба за это
- Джамвал
- Пундир
- Додия
- Мой
Род Чандраванш раджпутов
Линия Чандраванши ( Сомаванши или Лунная династия ) претендует на происхождение от Чандры . Линия далее делится на потомков династии Ядуванш короля Яду и Пуруванш потомков династии короля Пуру . [ 17 ]
Кланы Чандраванши
Кланы Ядуванши
Род Агниванши раджпутов
Линия Агниванши утверждает , что происходит от Агни , индуистского бога огня. [ 17 ]
Кланы Агниванши
- Чаухан
- сода
- Соланки (клан)
Батальон (полк) Кланы Раджпутов
В средневековой истории Индии раджпуты создали несколько полков, специальных батальонов и наемников, особенно в эпоху раджпутов, для борьбы с иностранными захватчиками, которые состояли из раджпутских солдат из некоторых или всех кланов раджпутов. Их потомки до сих пор используют полковые раджпутские фамилии. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Полковые кланы
Пурбия (или Пурабия ) — это наемники и солдаты под предводительством раджпутов с восточной части Гангской равнины — территорий, соответствующих современному западному Бихару и восточному Уттар-Прадешу . [ 24 ] [ 25 ]
36 королевских гонок

36 королевских рас ( Чатис Раджкула ) — это список индийских социальных групп, предположительно являющихся королевскими (правящими) кланами нескольких штатов и джанападами, распространенными на севере Индийского субконтинента. Среди исторических попыток создать полный список из 36 - Прабандха Ачарьи Кумарапала Джинамандана Гани 1435 года нашей эры, [ 26 ] Притхвирадж Расо (дата неизвестна) и полковник Джеймс Тод , писавший в 1829 году.
Кумарапала Прабандхи Список
В списке Кумарпала Прабандхи (о правлении Кумарпала Соланки из династии Чаулукья, годы правления 1143–1172 гг. Н. Э.) Насчитывается 36 кланов. Она начинается с династий, упомянутых в классике, Сурья и его Икшваку ответвление , Чандра и его ветвь Яду ( Ядава ). Там же упоминаются некоторые позднее известные кланы: Пармар , Чаухан, Чаулукья (Соланки), Пратихара Ратт , Чандела и Пала . В нем также упоминаются другие династии Декани, такие как Шилахара , Чапотката , Никумбх и т. д. Многие имена менее известны. Примечательно, что в него входит Мурья . Кумарпал Прабандха консультировался с Тодом. [ 27 ] он называет это Кумарпал Чарит. [ 28 ]
См. также
- Бхомия Раджпут
- Кастовая система в Индии
- Династия Гухила
- История Раджастана
- Список индийских монархов
- Список Ригведических племен
- Сисодия и Сисодия из Мевара
- Гаутам (клан раджпутов)
- Список династий и государств раджпутов
- Чундават и Шактават
Ссылки
- ^ Евгения Ванина 2012 , с. 140:Что касается начальных этапов этой истории и происхождения раджпутской феодальной элиты, то современные исследования показывают, что ее претензии на прямые кровные связи с эпическими героями и древними кшатриями в целом не имеют исторического обоснования. К периоду седьмого-восьмого веков нашей эры, когда были сделаны первые упоминания о кланах раджпутов и их вождях, не могло быть достаточного числа преемников этих эпически прославленных воинов. [...] почти все кланы раджпутов произошли от полукочевых скотоводов севера и северо-запада Индии.
- ^ Дэниел Голд (1 января 1995 г.). Дэвид Н. Лоренцен (ред.). Религия бхакти в Северной Индии: общинная идентичность и политические действия . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 122. ИСБН 978-0-7914-2025-6 .
Оплачиваемая военная служба, как недавно продемонстрировал Дирк Х.А. Колфф, была важным средством существования для крестьян определенных районов позднесредневековой Северной Индии... В более ранние века, говорит Колфф, «раджпут» был более аскриптивным термином, обозначающим всем индусам, которые жили жизнью воина-путешественника, большинство из которых были крестьянского происхождения.
- ^ Дорис Мэрион Клинг (1993). Возникновение штата Джайпур: ответ раджпутов на правление Великих Моголов, 1562–1743 гг . Пенсильванский университет. п. 30.
Раджпуты. Пасторальные, мобильные группы воинов, получившие статус землевладельцев в средневековый период, утверждали, что они кшатрии, и называли себя раджпутами.
- ^ Андре Винк (1991). Аль-Хинд Создание индо-исламского мира: цари-рабы и исламское завоевание: 11-13 века . БРИЛЛ . п. 171. ИСБН 90-04-10236-1 .
...и весьма вероятно, что другие огнерожденные раджпутские кланы, такие как Чаулукья, Парамары, Чахамана, а также Томары и другие, которые в восьмом и девятом веках подчинялись Гурджара-Пратихара, имели схожие пастырские взгляды. происхождения, то есть первоначально они принадлежали к мобильным, кочевым группам...
- ^ Перейти обратно: а б Ричард Итон 2019 , с. 87, [1] В Гуджарате, как и в Раджастане, генеалогия оказалась важной для таких утверждений. С этой целью местные барды сочиняли баллады или хроники, в которых их покровители представлялись воинами идей, защищавшими брахманов, коров и вассалов, в отличие от вождей скотоводов, которыми они на самом деле были или когда-то были. Таким образом, как люди, создавшие и сохранившие генеалогии, местные барды сыграли решающую роль в социо-культурном переходе своих клиентов к заявленному статусу раджпутов. То же самое происходило и в районе пустыни Тар, где начиная с четырнадцатого века мобильные скотоводческие группы постепенно превращались в земельные, оседлые и аграрные кланы. И снова именно барды и поэты, которым покровительствовали маленькие короли, превратили предков клана из знаменитых пастухов или угонщиков скота в знаменитых защитников скотоводческих общин. Разница была тонкой, но критической, поскольку такие пересмотренные повествования сохраняли отголоски пасторального кочевого прошлого, одновременно меняя положение династического основателя клана со скотовода на нескотовода. Короче говоря, термин «раджпут» стал престижным титулом, доступным для принятия высокомобильным кланом, переходящим в оседлый образ жизни. По тому или иному механизму процесс «раджпутизации» произошел в новых государствах, возникших в результате беспорядков после вторжения Тимура в 1398 году, особенно в Гуджарате, Малве и Раджастане.
- ^ Маярам, Шаил (2010). «Право шудр на власть». В Ишите Банерджи-Дюбе (ред.). Каста в истории . Издательство Оксфордского университета. п. 110. ИСБН 978-0-19-806678-1 .
В своей недавней работе по детоубийству женского пола Бхатнагар, Дубе и Бубе (2005) различают раджпутизацию и санкритизацию. Используя подход М.Н.Сриниваса и Милтона Сингера к социальной мобильности в качестве идиом, они определяют раджпутизацию как один из наиболее динамичных способов восходящей мобильности. Как идиома политической власти это «означает высокомобильный социальный процесс утверждения военно-политической власти и права обрабатывать землю, а также права управлять. Раджпутизация не имеет аналогов в традиционном индийском обществе по своей изобретательности в идеологиях легитимации и самоизобретения. Это утверждение использовалось представителями всех каст по всей северной Индии: от крестьян и шудр из низших каст до воинов и вождей племен и даже местных раджей, недавно принявших ислам.
- ^ Андре Винк (2002). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира: раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7-11 века . БРИЛЛ. п. 282. ИСБН 0-391-04173-8 .
Короче говоря, произошел процесс развития, который через несколько столетий завершился образованием новых групп, носящих название «раджпуты». Предшественники раджпутов примерно с восьмого века приобрели военно-политическую известность как группа или сословие с открытым статусом, в основном неграмотных воинов, которые хотели считать себя реинкарнациями древних индийских кшатриев. Претензии кшатриев были, конечно, исторически совершенно необоснованны. Раджпуты, а также другие группы автохтонного индийского дворянства, претендовавшие на статус кшатриев на основании предполагаемого раджпутского происхождения, сильно отличались от классической варны кшатриев, которая, как показано в литературе, состояла из аристократических, городских и образованных кланов...
- ^ Томас Р. Меткалф (1990). Современная Индия: интерпретирующая антология . Стерлинговые издательства. п. 90. ИСБН 9788120709003 .
С тех пор каждая известная королевская семья происходила из некшатрийской касты, включая знаменитые династии раджпутов средневековой Индии. Паниккар также отмечает, что «от Шудр, похоже, образовалось необычайно большое количество королевских семей даже в более поздние времена».
- ^ Коял, Шиваджи (1986). «Возникновение королевской власти, раджпутизация и новое экономическое устройство в Мундаленде». Труды Индийского исторического конгресса . 47, I. Конгресс истории Индии : 536–542. JSTOR 44141600 .
- ^ Ишита Банерджи-Дюбе (2010). Каста в истории . Издательство Оксфордского университета. п. XXIII. ISBN 978-0-19-806678-1 .
Раджпутизация обсуждала процессы, посредством которых «эгалитарная, примитивная, клановая племенная организация» приспосабливалась к централизованному иерархическому, территориально-ориентированному политическому развитию в ходе формирования государства. Это привело к тому, что «узкая линия одиночных семей» отделилась от основной части своего племени и заявила о своем раджпутском происхождении. Они не только переняли символы и обычаи, предположительно репрезентативные для истинных кшатриев, но и построили генеалогии, связывающие их с изначальными и легендарными солнечными и лунными династиями царей. Далее было отмечено, что каста специалистов по генеалогии и мифографов, известных как караны, бхаты, вахиванка бароты и т. д., преобладающая в Гуджарате, Раджастане и других частях северной Индии, активно предоставляла своим правителям-покровителям генеалогии, связывавшие местные кланы этих людей. вожди региональных кланов и кшатриев Пуран и Махабхараты. Как только правящей группе удалось доказать свои претензии на статус раджпутов, последовала «вторичная раджпутизация», когда племена попытались «воссоединиться» со своими формальными племенными вождями, которые также превратились в индуистских раджей и раджпутских кшатриев.
- ^ Джай Нараян Асопа (1990). Социально-политическое и экономическое исследование, северная Индия . Публикации Пратикши. п. 89 . Получено 26 мая.
- ^ Майя Уннитан-Кумар (1997). Идентичность, гендер и бедность: новые взгляды на касты и племена в Раджастане . Книги Бергана. п. 135. ИСБН 978-1-57181-918-5 . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Махан Джа (1 января 1997 г.). Антропология древних индуистских королевств: исследование в цивилизационной перспективе . MD Publications Pvt. ООО, стр. 33–. ISBN 978-81-7533-034-4 . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Андре Винк (2002). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира: раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7-11 века . БРИЛЛ. стр. 282–. ISBN 978-0-391-04173-8 . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Шаил Маярам 2013 , с. 269.
- ^ Линдси Харлан 1992 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Барбара Н. Рамусак (2003). Индийские принцы и их государства, Новая Кембриджская история Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 14. ISBN 9781139449083 .
- ^ Валисинья, Деваприя (1948). Буддийские святыни Индии .
- ^ Ансари, Сайяд Хасан (27 сентября 1986 г.). « Эволюция и пространственная организация клановых поселений: на примере долины Среднего Ганга » .
- ^ Маа Тапти Шод Санстан (2024). Кшатрия Павар (72 клана) . Академическое издательство LAP Lambert. ISBN 9786207462391 .
- ^ Маа Тапти Шод Санстан (2024). Кшатрия Павар (72 клан) .
- ^ История Томаров, Часть 1 - Томары Дели Харихара Ниваса Двиведи . Гвалиор: Публикации Видьямандира. 1983.
- ^ Тарих-и-Фиришта, тр. Бриггс, Том 1 . стр. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Вальтрауд Эрнст; Бисвамой Пати (18 октября 2007 г.). Княжества Индии: люди, князья и колониализм . Рутледж . п. 57. ИСБН 978-1-134-11988-2 .
- ^ М. С. Нараване (1999). Раджпуты Раджпутаны: взгляд на средневековый Раджастхан . Издательство АПХ. п. 23. ISBN 978-81-7648-118-2 .
- ^ Джай Нараян Асопа (1990). Социально-политическое и экономическое исследование, северная Индия . Публикации Пратикши. п. 89 . Получено 26 мая.
- ^ Некоторые средневековые скульптуры Северного Гуджарата , Х.А. Маджмудар, Университет Гуджарата, 1968, стр. 155
- ^ Джай Нараян Асопа (1990). Социально-политическое и экономическое исследование, северная Индия . Публикации Пратикши. п. 94 . Получено 26 мая.
Библиография
- Ричард Итон (2019). Индия в персидскую эпоху: 1000–1765 гг . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-0-14-196655-7 .
- Евгения Ванина (2012). Средневековые индийские пейзажи: пространство, время, общество, человек . Книги Примуса. ISBN 978-93-80607-19-1 .
- Шаил Маярам (2013). Против истории, против государства: контрперспективы с окраин . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-52951-8 .
- Линдси Харлан (1992). Религия и женщины-раджпуты: этика защиты в современных повествованиях . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-07339-5 .
- Циммер, Генрих (1952), Джозеф Кэмпбелл (редактор), Философия Индии , Лондон: Routledge & Kegan Paul Ltd, ISBN 978-81-208-0739-6
Внешние ссылки
- Раджастан и раджпуты
- Тридцать шесть королевских гонок Раджпута на Kipling.org