Джеймс Гиллрей
Джеймс Гиллрей | |
---|---|
![]() Чарльз Тёрнер , Джеймс Гиллрэй , 1819, меццо-тинто по автопортрету Гиллрея, Национальная портретная галерея , Лондон | |
Рожденный | [ 1 ] [ 2 ] | 13 августа 1756 г.
Умер | 1 июня 1815 г. | ( 58 лет
Национальность | Английский |
Занятия | Карикатурист , гравер |
Джеймс Гиллрей (13 августа 1756 г.) [ 1 ] [ 2 ] — 1 июня 1815) — британский карикатурист и гравер, известный своими гравированными политическими и социальными сатирами , в основном опубликованными между 1792 и 1810 годами. Многие из его работ хранятся в Национальной портретной галерее в Лондоне.
Гиллрея называли «отцом политической карикатуры », поскольку его работы высмеивали Георга III , Наполеона , премьер-министров и генералов. [ 3 ] Считающийся одним из двух самых влиятельных карикатуристов (вторым был Уильям Хогарт и юмор Гилрея ), остроумие , знание жизни, изобилие ресурсов, острое чувство смехотворного и красота исполнения сразу дали ему первое место среди карикатуристов. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в Челси , Лондон. Его отец служил солдатом: он потерял руку в битве при Фонтенуа и был госпитализирован сначала как заключенный, а затем как пенсионер на открытом воздухе в больнице Челси . Гиллрей начал свою жизнь с изучения гравюры на буквах, в которой вскоре стал мастером. Найдя это занятие утомительным, он некоторое время бродил с компанией бродячих игроков. После неоднозначного опыта он вернулся в Лондон и был принят в качестве студента в Королевскую академию , зарабатывая себе на жизнь гравюрой и, вероятно, выпустив немалое количество карикатур под вымышленными именами. [ 6 ]
Его карикатуры почти все выполнены в офорте , некоторые также акватинтой , а некоторые в технике пунктира . Ни один из них нельзя правильно назвать гравюрами , хотя этот термин часто широко используется для их описания. Работы Хогарта были предметом восхищения и изучения в его ранние годы. «Пэдди верхом на лошади» , появившаяся в 1779 году, является первой карикатурой, несомненно принадлежащей ему. Две карикатуры на адмирала Родни морскую победу в битве при Сенте , выпущенные в 1782 году, были одними из первых из памятной серии его политических зарисовок. [ 6 ] [ 7 ]
Взрослая жизнь
[ редактировать ]
Имя издателя и продавца печатных изданий Гиллрея, Ханны Хамфри , чей магазин сначала находился на Стрэнде , 227 , затем на Нью-Бонд-стрит , затем на Олд-Бонд-стрит и, наконец, на Сент-Джеймс-стрит , неразрывно связано с именем самого карикатуриста. Гиллрей жил с мисс (часто называемой миссис) Хамфри на протяжении всего периода своей славы. Считается, что он несколько раз подумывал о женитьбе на ней, и что однажды пара направлялась в церковь, когда Гиллрей сказал: «Это глупое дело, я думаю, мисс Хамфри. Мы живем очень комфортно вместе; лучше оставим это в покое». Однако нет никаких доказательств, подтверждающих истории, выдуманные сплетниками об их отношениях. [ 6 ] Одна из гравюр Гиллрея, «Твопенни Вист», представляет собой изображение четырех человек, играющих в карты, а персонаж, показанный вторым слева, стареющая женщина в очках и шляпке, как широко полагают, является точным изображением мисс Хамфри.
Пластины Гилрея были выставлены в витрине магазина Хамфри, где их рассматривала нетерпеливая толпа. [ 6 ] На одной из его более поздних гравюр, «Очень скользкая погода» , на заднем плане изображен магазин мисс Хамфри на Сент-Джеймс-стрит. В витрине магазина ряд ранее опубликованных гравюр Гиллрея, таких как « Тидди-Долл, великий французский производитель пряников», «Вытягивание новой партии королей»; его картина «Человек Тэлли, замешивающий тесто» — сатира на склонности Наполеона В витрине магазина показана к становлению королей.

Зрение Гиллрея начало ухудшаться в 1806 году. Он начал носить очки, но они были неудовлетворительными. Не имея возможности работать в соответствии со своими прежними высокими стандартами, Джеймс Гиллрей впал в депрессию и начал сильно пить. Свой последний отпечаток он выпустил в сентябре 1809 года. Из-за пьянства Гиллрей всю свою дальнейшую жизнь страдал от подагры.
Его последняя работа, созданная по проекту Банбери , называется «Интерьер парикмахерской во времена Ассиза » и датирована 1811 годом. Работая над ней, он сошел с ума, хотя время от времени у него были периоды здравомыслия, которые он использовал в своей последней работе. работа. Приближение безумия, возможно, было ускорено его неумеренными привычками. [ 6 ]
В июле 1811 года Гиллрей попытался покончить с собой, выпрыгнув из окна чердака над магазином Хамфри на Сент-Джеймс-стрит. Гиллрей впал в безумие, и за ним присматривала Ханна Хамфри до его смерти 1 июня 1815 года в Лондоне; он был похоронен на кладбище Святого Джеймса на Пикадилли .
Искусство карикатуры
[ редактировать ]
Ряд его наиболее резких сатир направлен против Георга III , который, изучив некоторые эскизы Гилрея, сказал: «Я не понимаю этих карикатур». За это высказывание Гиллрей отомстил своей карикатурой под названием «Знаток, осматривающей бондаря» , которую он делает при помощи свечи на «спасении всего», так что эскиз высмеивает одновременно претензии короля на знание искусства и его скупость. привычки. [ 6 ]
Во время Французской революции Гиллрей занял консервативную позицию и выпускал карикатуру за карикатурой, высмеивающие французов и Наполеона (обычно с использованием якобинца ) и прославляющие Джона Буля . Некоторые из них были опубликованы в журнале Anti-Jacobin Review . Однако его не следует считать ярым политическим приверженцем партии вигов или тори ; его карикатуры высмеивали представителей всех сторон политического спектра. [ 6 ]

Времена, в которых жил Гилрей, были особенно благоприятны для развития великой школы карикатуры. Партийная борьба велась с большой энергией и немалой ожесточенностью; и личности свободно допускались с обеих сторон. Несравненное остроумие и юмор Гилрея, знание жизни, богатые ресурсы, острое чувство смешного и красота исполнения сразу дали ему первое место среди карикатуристов. В истории карикатуры он выделяется тем, что его эскизы являются настоящими произведениями искусства. Идеи, воплощенные в некоторых из них, возвышенны и поэтически великолепны по своей глубине смысла, тогда как прямота, которую некоторые называют грубостью, которую другие демонстрируют, характерна для общей свободы трактовки, свойственной всем интеллектуальным направлениям XVIII века. Историческая ценность работы Гиллрея признана многими проницательными исследователями истории. Как было хорошо замечено: « Лорд Стэнхоуп представил Гиллрея как правдивого репортера речей, а также как многообещающего иллюстратора событий». [ 4 ]


О его современном политическом влиянии свидетельствует письмо лорда Бейтмана от 3 ноября 1798 года. «Оппозиция», пишет он Гилрею, «настолько низка, насколько мы можем ее желать. и делая их смешными». О необычайном трудолюбии Гиллрея можно судить по тому факту, что ему приписывают около 1000 карикатур; в то время как некоторые считают его автором целых 1600 или 1700 годов. Согласно Британской энциклопедии одиннадцатому изданию , «Гиллрей столь же неоценим как для изучающих английские манеры, так и для изучающих политические науки, нападая на социальные безумия того времени с резкой сатирой; и ничто не ускользает от его внимания, даже незначительное изменение моды в одежде. Великий такт, который Гиллрей проявляет, обращаясь к смехотворной стороне. любого предмета может сравниться только с изысканной отделкой его эскизов, лучшие из которых достигают эпического величия и милтоновской возвышенности замысла». [ 4 ]
Карикатуры Гилрея обычно делятся на два класса: политические серии и социальные, хотя важно не приписывать термину «серия» какую-либо концепцию непрерывности или завершенности. Политические карикатуры составляют важный и бесценный компонент истории, сохранившейся во второй половине правления Георга III. Они были распространены не только в Великобритании , но и по всей Европе и оказали мощное влияние как в Англии, так и за рубежом. В политических гравюрах Георг III , жена Джорджа королева Шарлотта , принц Уэльский (впоследствии принц-регент , затем король Георг IV ), Фокс , Питт-младший , Берк и Наполеон Бонапарт . наиболее заметными фигурами являются [ 4 ]
В 1788 году появились две прекрасные карикатуры Гиллрея. В фильме «Кровь на громе», пересекающем Красное море, изображен лорд Терлоу, несущий Уоррена Гастингса через море крови: Гастингс выглядит очень комфортно и несет две большие сумки с деньгами. «Базарный день» изображает министров того времени как скот на продажу. [ 4 ]




Среди лучших сатир Гилрея на Георга III : «Фермер Джордж и его жена» , две сопутствующие тарелки, в одной из которых король поджаривает на завтрак кексы, а в другой королева жарит шпроты; «Антисахариты» , где королевская чета, к великому ужасу семьи, предлагает отказаться от сахара; Знаток, рассматривающий Купера ; парные тарелки «Сластолюбец под ужасами пищеварения и воздержания, наслаждающийся скромной едой» , высмеивающие излишества принца-регента (позже Георга IV Соединенного Королевства ) и скупость его отца, Георга III Соединенного Королевства соответственно; королевская приветливость ; Урок яблочных пельменей ; и «Одержимые свиньи» . [ 4 ]
Другие политические карикатуры включают: «Британия между Сциллой и Харибдой» , картина, на которой Питт, часто являющийся задницей Гиллрея, фигурирует в благоприятном свете; Свадебная ночь ; «Апофеоз Гоша» , который концентрирует крайности Французской революции в одном ракурсе; Детская с мирно покоящейся Британией ; «Первый поцелуй за десять лет» (1803 г.), еще одна сатира на мир, которая, как говорят, очень позабавила Наполеона; Рукопись на стене ; Конфедеративная коалиция , удар по коалиции, пришедшей на смену министерству Аддингтона; Откупоривание старого шерри ; «Плампудинг в опасности» (вероятно, самая известная политическая публикация из когда-либо опубликованных); Делаем достойно ; Комфорт на ложе из роз ; Вид на Хастингс в Ковент-Гардене ; Фаэтон встревожен ; и Пандора открывает свой ящик . [ 4 ]
Помимо откровенности в своих наблюдениях, Гиллрей мог быть невероятно тонким и пробивать тщеславие удивительно ловким подходом. Выдающимся примером этого является его гравюра «Модные контрасты» или «Маленькая туфелька герцогини, уступающая [ sic ] величине стопы герцога» . Это был разрушительный образ, направленный на нелепое подхалимство прессы в отношении Фредерики Шарлотты Ульрики, герцогини Йоркской , и предполагаемой изящности ее ног. На отпечатке были видны только ступни и лодыжки герцога и герцогини Йоркских в явно совокупляющейся позе, при этом ступни герцога были увеличены, а ступни герцогини нарисованы очень маленькими. Эта гравюра навсегда заставила замолчать подхалимство прессы относительно союза герцога и герцогини.
Различные серии карикатур, хотя они и не имеют столь же исторического значения, как политические серии, более понятны и даже более забавны. Среди лучших: « Принесенный в жертву Шекспир »; Двухпенсовый вист (с изображением Ханны Хамфри); О, если бы эта слишком твердая плоть растаяла ! Сэндвич-Морковь ; Подагра ; Комфорт для мозолей ; Прочь скучную заботу ; «Коровья рябь» , которая дает юмористическое выражение народному страху перед вакцинацией ; Театральные постановки Диллетанти ; и «Гармония до супружества» и «Брачные гармоники» — два эскиза, резко контрастирующие друг с другом. [ 4 ]
-
Фламандские персонажи (1793 г.), опубликовано Дж. Хамфри, Сент-Джеймс-стрит , 27 , 1 января 1822 г.
-
«Фламандские персонажи» , опубликованное Дж. Хамфри, Сент-Джеймс-стрит , 27 , 1 января 1822 г.
Известные издания
[ редактировать ]Подборка работ Гиллрея появилась в книге « Джеймс Гиллрей: Карикатуры», напечатанной между 1818 и серединой 1820-х годов и опубликованной Джоном Миллером, Бридж-стрит и У. Блэквудом, Эдинбург. Вышло девять частей. Следующим изданием было издание Томаса Маклина, которое было опубликовано с ключом в 1830 году.
В 1851 году Генри Джордж Бон выпустил издание, состоящее из оригинальных листов в красивом слоновьем фолианте, с более грубыми набросками, широко известными как «Подавленные листы», и было опубликовано в отдельном томе. Для этого издания Томас Райт и Роберт Хардинг Эванс написали комментарий — историю времен, охваченных карикатурами. Многие копии Bohn Edition были разбиты на отдельные листы и выданы за оригиналы (см. «Коллекционирование» ниже). Хотя два тома Бонского издания часто представляют как полное собрание произведений Гиллрея, это не так: например, «Двойники персонажей» не включены ни в один том. Скорее всего, это потому, что эта гравюра была опубликована не Ханной Хамфри, а Джоном Райтом для Anti-Jacobin Review and Magazine .
Следующее издание, озаглавленное «Произведения Джеймса Гилрея, карикатуриста: с историей его жизни и времен» (Chatto & Windus, 1874), было работой Томаса Райта, [ 10 ] и представил Гиллрея широкой публике. Это издание, состоящее из одного тома, содержит два портрета Гиллрея и более 400 иллюстраций. [ 4 ]
Сбор
[ редактировать ]Аукционные цены на работы Гиллрея выросли с 1970-х годов. На аукционе коллекции Draper Hill Collection аукционистов Phillips в Лондоне в 2001 году несколько ключевых репродукций, в том числе «Модные контрасты» , были проданы более чем за 10 000 долларов США. С 2002 года ежегодные аукционы карикатур в Bonhams в Лондоне, каждый из которых включал в себя большой выбор гравюр Гиллрея, продолжили эту тенденцию. Картина « Свет, изгоняющий тьму» была продана в 2006 году за более чем 9 000 долларов США, а «Модные контрасты» были проданы в том же году за более чем 20 000 долларов США.

Этот резкий рост цен также привел к тому, что недобросовестные продавцы попытались выдать отпечатки из издания Бона за оригиналы, и тем, кто не знаком с этой практикой, может быть трудно отличить повторную печать (обычно называемую «Бон») и оригинал. Ключевыми индикаторами отпечатка из Bohn Edition являются (i) наличие номера в верхнем правом углу отпечатка (чаще всего номер находится на самом изображении, но может находиться за пределами поля) ; (ii) тот факт, что издание Бона было выпущено без раскраски; и (iii) тот факт, что заметки основных опубликованных томов Боновского издания были напечатаны на обеих сторонах бумаги (Боновское издание так называемых «Подавленных пластин» было, как и оригиналы, напечатано на одной стороне бумаги). только бумага). Однако тот факт, что отпечаток является односторонним, не означает, что это не повторный удар Бона: существует множество Бонов (например, Свет, изгоняющий Тьму ), которые имеют номер, но которые напечатаны на одной стороне. только бумага. Эти односторонние пронумерованные заметки почти всегда печатаются на бумаге гораздо более высокого качества, чем та, которая использовалась для переплетных томов, и качество печати обычно также намного выше, причем больше внимания уделяется обеспечению четкости отпечатка. Считается, что эти оттиски были созданы Генри Боном с целью раскрасить их, а затем продать как высококачественные отдельные отпечатки, во многом так же, как и гравюры, опубликованные при жизни Гиллрея. Примеров таких односторонних перестрайков множество, как цветных, так и неокрашенных. Поскольку цены на Боны обычно составляют от одной десятой до одной двадцатой цены на оригиналы, недобросовестные продавцы приложат все усилия, чтобы скрыть тот факт, что отпечаток является Боном. Некоторые распространенные методы включают в себя: (i) искаженно сформулированные описания, которые пытаются избежать раскрытия того факта, что отпечаток является перепечаткой (хотя некоторые продавцы просто лгут); (ii) если номер находится за пределами изображения, обрезка отпечатка до самых краев изображения; (iii) если номер находится внутри изображения, осторожно зачистите поверхность, чтобы стереть номер; (iv) вырезание полосок изображения для удаления номера; (v) наложение отпечатка на бумагу или размещение его в рамке так, чтобы было трудно определить, есть ли печать на оборотной стороне; и (vi) добавление цвета.
Также недавно [ когда? ] цены на издания Джона Миллера быстро растут, поскольку они доступны коллекционерам и рассматриваются как надежная инвестиция. [ кем? ] . Они рассматриваются как хорошая альтернатива желанным оригиналам из типографии миссис Хамфри.
Галерея
[ редактировать ]-
Американская гремучая змея (1782)
-
Свет, изгоняющий тьму, - Испарение стигийских выдохов, - или - Солнце Конституции, восходящее над облаками противостояния (1795 г.)
-
Модные контрасты; или - Маленькая туфелька герцогини, уступающая [ sic ] величине стопы герцога (1792 г.)
-
Вслед за модой — короткие платья, неоклассическая тенденция в стилях женской одежды (1794 г.).
-
Житель Уорик-лейн - Джон Берджес на цыпочках возле здания на Уорик-лейн (1795)
-
Последняя смена шлюхи (1779)
-
Благородный лорд, приближающийся мир, слишком занят, чтобы тратить миллион государственных денег.
-
Siege de la Colonee de Pompée — группа французских ученых ютится вместе на вершине колонны.
-
Растворение — Питт в роли алхимика, использующего мехи в форме короны, чтобы раздувать пламя.
-
меня Посмотри на
-
National Conveniences , опубликовано Ханной Хамфри 25 января 1796 г.
-
Откупоривание старого шерри (1805)
-
Раскрашенная вручную гравюра, изображающая использование тракторов Perkins .
Влияние
[ редактировать ]Гиллрея до сих пор почитают как одного из самых влиятельных политических карикатуристов всех времен, а среди ведущих карикатуристов на политической сцене Соединенного Королевства сегодня и Стив Белл , и Мартин Роусон признают его, вероятно, самым влиятельным из всех своих предшественников в этом отношении. конкретная арена [ нужна ссылка ] . Профессор Дэвид Тейлор, эксперт по политической сатире из Университета Торонто , заявил в 2013 году: «Без сомнения, если бы ведущий карикатурист того времени — Джеймс Гиллрей — изобразил Роба Форда, он был бы гораздо более беспощадным, чем сегодня». [ 11 ]
Считающийся одним из двух самых влиятельных карикатуристов (вторым является Уильям Хогарт) , Гиллрея называют отцом политической карикатуры . [ 3 ] Новозеландский карикатурист 20-го века Дэвид Лоу назвал Хогарта дедушкой, а Гиллрея - отцом политической карикатуры. [ 3 ] Лицо Придворного лакея из британского телевизионного сатирического кукольного шоу 1980-1990-х годов « Плевый образ» представляет собой карикатуру на Гиллрея, задуманную как дань уважения отцу политической карикатуры. [ 12 ]
В статье под названием « Руссоовское прочтение книги Гиллрея о национальных удобствах» Джон Мурс писал: «Как показывают книги «Национальные удобства» и «Модная мама», Гиллрей интересовался идеями Руссо , его работы находились под их влиянием, и, как и более поздние проекты революции и радикализма, показывают, что он относился к Руссо с большим уважением, чем к другим революционным влияниям, используя руссоистскую технику орфографических ошибок, чтобы внести неопределенность в свои изображения Тексты Руссо». [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гиллрей, Джеймс и Дрейпер Хилл (1966). Модные контрасты . Файдон. п. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Регистр крещения Феттер-лейн (Моравский) подтверждает рождение 13 августа 1756 г., крещение 17 августа 1756 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Сатира, канализация и государственные деятели: почему Джеймс Гиллрей был королем мультфильмов» . Хранитель. 16 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Чисхолм 1911 , с. 24.
- ^ «Джеймс Гилрей: Бич Наполеона» . ИсторияСегодня.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Чисхолм 1911 , с. 23.
- ^ « Родни вложил деньги – или – Адмирал Свинья в круиз» (Джордж Бриджес Родни, 1-й барон Родни; Хью Пигот; Чарльз Джеймс Фокс)» . Национальная портретная галерея . Проверено 26 сентября 2018 г.
- ^ Райт Т., Эванс Р.Х. (1851). Историко-описательный отчет о карикатурах на Джеймса Гиллрея: политическая и юмористическая история последней части правления Георга Третьего . Лондон: Генри Г. Бон. п. ix. OCLC 59510372 .
- ^ Мартин Роусон , говорящий о «Секрете рисования», представленный Эндрю Грэмом Диксоном , BBCTV
- ^ «Обзор произведений Джеймса Гилрея Томаса Райта» . Ежеквартальный обзор . 136 : 453–497. Апрель 1874 года.
- ^ «Карикатуристы XVIII века, которые, возможно, любили Роба Форда, вошли в число лауреатов премии Поланьи» . Торонто Стар . Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ «Джеймс Гиллрей» . Ламбик.нет . Архивировано из оригинала 25 ноября 2016 года.
- ^ Мурс, Джон (1 марта 2013 г.). «Руссоское прочтение национальных удобств Гилрея» . Европейское комическое искусство . 6 (1): 129–155. дои : 10.3167/eca.2013.060107 . ISSN 1754-3797 .
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Гиллрей, Джеймс ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 23–24. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клейтон, Тим. «Джеймс Гиллрей: революция в сатире» издательство Йельского университета (2022)
- Хейвуд, Ян. «' Мрачные очерки революции': Гилрей, Антиякобинский обзор и эстетика заговора в 1790-х годах». Европейский романтический обзор 22.4 (2011): 431–451.
- Хейвуд, Ян. «Трансформация карикатуры: чтение книги Гилрея «Свобода субъекта». Исследования восемнадцатого века 43.2 (2010): 223–242. онлайн
- Хилл, Дрейпер . Гиллрей: Карикатурист, биография (Phaidon Publishers Incorporated, распространяется Нью-Йоркским графическим обществом, 1965).
- Луссуарн, Софи. «Гилрей и Французская революция». Национальная идентичность (сентябрь 2016 г.) 18 № 3, стр. 327–343.
- Паттен, Роберт Л. «Конвенции грузинской карикатуры». Художественный журнал 43.4 (1983): 331–338.
- Прайс, Крис. «Изобразительно говоря, так смешно»: Георг IV на танцполе», Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии XLIII / 1–2 (2018), 49–65.
Первоисточники
[ редактировать ]- Гиллрей, Джеймс. Сатирические офорты Джеймса Гилрея (Dover Publications, 1976), черно-белые репродукции.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Галерея Джеймса Гиллрея в MuseumSyndicate
- GreatCaricatures.com: Галереи Джеймса Гиллрея
- Джеймс Гиллрей в Национальной портретной галерее (Великобритания) .
- Джеймс Гиллрей и Джеймс Гиллрей: Искусство карикатуры в галерее Тейт Британия .
- «Изображения, связанные с Джеймсом Гиллреем» . Цифровая галерея NYPL .
- Отпечатки Джеймса Гиллрея. Архивировано 29 ноября 2009 года в Wayback Machine в библиотеке Льюиса Уолпола Йельского университета.
- Визуальные ресурсы Ноттингемского университета - мультфильмы Джеймса Гиллрея
- Историческое и описательное описание карикатур на Джеймса Гиллрея Томаса Райта, Р.Х. Эванса
- Принстонский университет. Коллекция Гиллрея
- Джеймс Гиллрей: карикатурист [1]