Пищевая сода (программное обеспечение)
![]() | |
![]() | |
Оригинальный автор(ы) | Александр Готье, Фредерик Девернэ |
---|---|
Первоначальный выпуск | 22 октября 2014 г |
Стабильная версия | 2.5.0 [1] ![]() |
Репозиторий | |
Написано в | С++ , Питон |
Операционная система | Linux , MacOS , FreeBSD , Windows |
Тип | Программное обеспечение для нодового композитинга |
Лицензия | 2015: GPL-2.0 или более поздняя версия [а] 2013: МПЛ-2.0 [б] |
Веб-сайт | Натронгитхаб |
Natron — это с открытым исходным кодом на основе узлов бесплатное приложение для композитинга . На него повлияло программное обеспечение для цифровой композиции, такое как Avid Media Illusion , Apple Shake , Blackmagic Fusion , Autodesk Flame и Nuke , на основе которого заимствован его пользовательский интерфейс и многие его концепции.
Natron поддерживает плагины, соответствующие OpenFX 1.4 API . Поддерживается большинство OpenFX с открытым исходным кодом и коммерческих модулей OpenFX плагинов .
Происхождение имени
[ редактировать ]Натрон назван в честь озера Натрон в Танзании , которое, по словам ведущего программиста Natron Александра Готье, обеспечивает «естественные визуальные эффекты», сохраняя мертвых животных. [4]
История
[ редактировать ]Natron был основан Александром Готье-Фуаша в июне 2012 года как личный проект. Проект стал победителем конкурса Boost Your Code 2013 от Inria . Призом стал 12-месячный трудовой договор на разработку Natron как бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом внутри института.
Первым широко доступным общедоступным выпуском была версия 0.92 (6 июня 2014 г.), в которой были реализованы ротоскопирования и хромакейинга . функции [5] Последующие бета-версии принесли дополнительные функции, такие как размытие изображения при движении , управление цветом через OpenColorIO и отслеживание видео .
Версия 1.0 вышла 22 декабря 2014 г. [6] вместе с большим примером проекта Франсуа «CoyHot» Грассара, профессионального художника и преподавателя компьютерной графики , демонстрирующего, что Natron может интерактивно создавать графики с более чем 100 узлами. В январе 2015 года факультет искусства и технологии изображения (ATI) Университета Париж 8 объявил, что перейдет на бесплатное программное обеспечение профессионального качества с открытым исходным кодом для обучения компьютерной графике студентов и художников, включая Blender , Krita и Natron. [7] [8]
Лицензирование
[ редактировать ]До версии 2.0 Natron лицензировался по Общественной лицензии Mozilla версии 2.0, которая позволяла распространять его с с закрытым исходным кодом плагинами .
Начиная с версии 2.0, программное обеспечение было повторно лицензировано по лицензии GNU General Public License версии 2 или более поздней, чтобы обеспечить лучшую коммерциализацию. [9] Таким образом, все плагины, распространяемые с двоичными файлами Natron 2.0 или более поздней версии, должны быть совместимы с GPLv2 . с закрытым исходным кодом Плагины , в том числе коммерческие, по-прежнему можно использовать с Natron, хотя GPL согласно FSF не позволяет загружать и связывать с закрытым исходным кодом , плагины [10] или плагины, которые не распространяются по лицензии, совместимой с GPL , но их необходимо распространять отдельно.
Данные, созданные Natron, или любое программное обеспечение, распространяемое под лицензией GPL, не подпадают под действие GPL: авторские права на выходные данные программы принадлежат пользователю этой программы.
Функции
[ редактировать ]Аппаратное обеспечение
[ редактировать ]- Низкие требования к оборудованию: 64-битный процессор, не менее 3 ГБ ОЗУ (рекомендуется 8 ГБ)
- Графическая карта, поддерживающая OpenGL 2.0 или OpenGL 1.5 с несколькими общедоступными расширениями ( ARB_texture_non_power_of_two , ARB_shader_objects , ARB_vertex_buffer_object , ARB_pixel_buffer_object ).
Механизм рендеринга
[ редактировать ]- 32-битный конвейер линейной обработки цвета с плавающей запятой: все кадры представлены как образцы RGBA с плавающей запятой с предварительно умноженным альфа-каналом , [11] разрешение использования операторов альфа-композиции , определенных Томасом Портером и Томом Даффом . [12]
- Поддержка многоядерных архитектур: вся обработка выполняется в многопоточном режиме с использованием шаблона пула потоков .
- Управление цветом осуществляется библиотекой OpenColorIO , включая поддержку системы кодирования цвета ACES , предложенной Академией кинематографических искусств и наук .
- Поддержка многих форматов изображений с использованием OpenImageIO , включая многослойный OpenEXR . Дополнительные слои изображения можно использовать для хранения нескольких цветовых слоев или для нецветовой информации, такой как глубина, оптический поток , бинокулярное несоответствие или маски.
- Поддержка чтения и записи видеофайлов через библиотеку FFmpeg , включая цифровые промежуточные форматы, такие как DNxHD и Apple ProRes .
- Полная поддержка API OpenFX 1.4 , позволяющая использовать открытые или коммерческие плагины .
- Поддержка рендеринга с низким разрешением для предварительного просмотра результатов визуальных эффектов, требующих больших вычислительных ресурсов.
Инструменты
[ редактировать ]- Преобразование изображения (положение, поворот, масштаб, наклон).
- отслеживания видео . Функции
- Keying : Keyer, Chroma Keyer, Difference Keyer, Hue Keyer, PIK Keyer.
- Краска: сплошная, карандаш, ластик, клонирование, раскрытие, размытие, размазывание, осветление, затемнение.
- Ручное ротоскопирование с использованием кривых Безье .
- Доступен широкий спектр дополнительных эффектов (преобразования цвета, геометрические преобразования, генераторы изображений...).
- ключевых кадров Анимация параметров на основе с использованием полиномов Бернштейна (полиномиальной основы кривых Безье ) для интерполяции.
- Редактирование кривых анимации: Редактор кривых.
- Редактирование ключевых кадров: Dope Sheet.
- Поддержка стереоскопического 3D и обработки нескольких изображений.
Передовой
[ редактировать ]- Поддержка пакетного рендеринга с помощью инструмента командной строки, позволяющая обрабатывать окончательный рендеринг на ферме рендеринга .
- Формат проекта, написанный на XML и легко редактируемый человеком.
- Пресеты узлов можно легко импортировать/экспортировать через XML.
- Язык сценариев Python (Python 2.7).
- SeExpr. Архивировано 18 августа 2016 г. на языке сценариев Wayback Machine (Walt Disney Animation Studios).
- WebGL Язык сценариев 1.0 ( Shadertoy ) для разработки 2D/3D визуальных эффектов с аппаратным ускорением.
- Настраиваемый пользовательский интерфейс.
- Система создания пользовательских узлов «PyPlug» (эквивалент Nuke Gizmos).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Выпуск 2.5.0» . 26 ноября 2022 г. Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ «Natron теперь распространяется по лицензии GPL (v2 или новее)» . Гитхаб . 27 августа 2015 г.
- ^ «представлена Общественная лицензия Mozilla v2» . Гитхаб . 16 июля 2013 г.
- ^ «Альбом изображений: Озеро Натрон отдает своих мертвецов | Рик Брандт» . www.livscience.com. 2 октября 2013 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ «Бета-версия Natron v0.92 вышла! – Natron» . natron.inria.fr. Архивировано из оригинала 25 мая 2015 г. Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ «Natron 1.0 предоставляет пользователям Linux, Windows и Mac бесплатный композитинг визуальных эффектов | Libre Graphics World» . libregraphicsworld.org . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ Фонд Крита (16 января 2015 г.). « Прощай, Фотошоп» и «Привет, Крита» в Университете Парижа 8 | Крита» . крита.орг . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ «Полная история университета Париж-8 для Krita, Blender, Natron | Libre Graphics World» . libregraphicsworld.org . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ «Зачем менять лицензию Natron на GPL V2? Можете ли вы объяснить свою мотивацию? Зачем переходить с Mozilla на GPL?» . forum.natron.fr. 28 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2017 г. Проверено 6 марта 2017 г. на natron.fr MrKepzieLeader: «Основная причина заключается в том, что в будущем на базе Natron появятся производные разработки, и мы хотим иметь возможность по-прежнему контролировать, куда направляется наш исходный код и кто его продает». (15 августа 2015 г.)
- ^ «Часто задаваемые вопросы о лицензиях GNU — Проект GNU — Фонд свободного программного обеспечения» . gnu.org . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ http://home.comcast.net/~tom_forsyth/blog.wiki.html# Архивировано 29 октября 2013 г. в альфа-версии Wayback Machine Premultiplied.
- ^ Портер, Томас; Том Дафф (1984). «Композиция цифровых изображений» (PDF) . Материалы 11-й ежегодной конференции «Компьютерная графика и интерактивные технологии» . Том. 18. С. 253–259. дои : 10.1145/800031.808606 . ISBN 0-89791-138-5 . S2CID 18663039 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Программное обеспечение для композитинга
- Программное обеспечение, использующее Qt
- Программное обеспечение для анимации
- Программное обеспечение, использующее лицензию GPL
- Программное обеспечение, использующее лицензию Mozilla.
- Бесплатное программное обеспечение, написанное на C++.
- Бесплатное программное обеспечение, написанное на Python.