Пасифик Клипер
| |
---|---|
![]() | |
NC18602 на Острове сокровищ, возможно, в 1939 году. | |
Другое имя (а) | Калифорния Клиппер с 1939 по 1942 год. |
Тип | Боинг 314 |
Изготовлено | 1938-1939 |
Регистрация | NC18602 |
Первый полет | 1939 |
Владельцы и операторы |
|
В эксплуатации | 1939 по 1951 год |
Судьба | Списан - списан |
Pacific Clipper (регистрационный номер NC18602) — американская Boeing 314 Clipper летающая лодка , известная тем, что совершила незапланированный почти кругосветный перелет в декабре 1941 и январе 1942 года под названием California Clipper . [ 1 ] Авиационные эксперты назвали этот полет первым коммерческим кругосветным плаванием, поскольку самолет вернулся в страну происхождения. [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Боинг 314 с гражданской регистрацией NC18602 был доставлен Pan American ; он совершил свой испытательный полет из Сан-Франциско , США, в Гонконг с 23 февраля по 3 марта 1939 года. [ 3 ] Самолет получил название « Калифорнийский клипер» ; временно получил название California Clipper. Еще один 314, NC18609(A), в 1941 году [ 4 ]
Полет
[ редактировать ]
2 декабря 1941 года «Клипер» отправился с базы Pan American на острове Сокровищ в Сан-Франциско для выполнения регулярных пассажирских рейсов в Окленд , Новая Зеландия . [ 5 ] [ 6 ] компании Pan American Ла-Гуардия-Филд Он приземлился на базе гидросамолетов в Нью-Йорке пять недель спустя, в 7:12 утра 6 января 1942 года.
Экипаж
[ редактировать ]- капитан Роберт Форд
- Первый офицер Джон Х. Мак
- Второй помощник/штурман Родерик Н. Браун
- Третий помощник Джеймс Г. Хенриксен
- Четвертый офицер Джон Д. Стирс
- Первый инженер Хоманс К. «Швед» Рот
- Второй инженер Джон Б. «Джоко» Пэриш
- Первый радист Джон Пойндекстер*
- Второй радист Оскар Хендриксон
- Радист Эдвард Лич**
- Персер Барни Савики
- Ассистент казначея Верн К. Эдвардс
* Пойндекстер покинул Остров Сокровищ, штат Калифорния, в качестве наблюдателя, которому было поручено проверить работу новой радиостанции; на этом этапе пути Хендриксон был первым радистом, а вторая должность радиста была вакантной. По прибытии в Сан-Педро, штат Калифорния , капитан Форд узнал, что человек, который должен был исполнять обязанности второго радиста, был госпитализирован, и Пойндекстер, который был старше Хендриксона, согласился продолжить путешествие через Тихий океан, став первым радистом. [ 5 ] [ 7 ]
**Лич был штатным пассажиром, первоначально его перевозили из Нумеа , Новая Каледония, в Окленд , Новая Зеландия. После посадки в Нумеа Лич оставался с самолетом до его прибытия в Нью-Йорк.
Запланированные точки
[ редактировать ]- Сан-Педро, Калифорния , США, 2 декабря 1941 года, где назначенный второй радист должен был присоединиться к экипажу; Форд узнал, что мужчина был госпитализирован. Узнав о необходимости, Пойндекстер согласился продолжить полет.
- Гонолулу, Гавайи, для отдыха экипажа.
- Кантонский остров для топлива.
- Сува, Фиджи, за топливо.
- Нумеа, Новая Каледония, на топливо.
- Окленд, Новая Зеландия, для расторжения договора и возвращения в Калифорнию. Когда самолет находился между Нумеа и Оклендом, Форд узнал о нападении на Перл-Харбор на Гавайях. Он открыл инструкции с надписью «План А» и узнал, что ему нужно приземлиться в Окленде и ждать дальнейших указаний. [ 5 ] : 46–49
Расширенные точки
[ редактировать ]- Окленд: Форд получил сообщение от управления полетами Pan American с просьбой не возвращаться через зону боевых действий, а снять все внешние идентификационные данные со своего самолета и двигаться на запад, как только его решение позволит, и вернуться на поле Ла-Гуардия в Нью-Йорке. План, разработанный Фордом и его офицерами, должен был начаться с полета в Сидней, Австралия. Готовясь к отбытию, Форд получил дополнительные инструкции вернуться в Нумеа и эвакуировать весь персонал Pan American и их семьи в Гладстон, Квинсленд , Австралия. Форд приказал своей команде приостановить снятие маркировки с фюзеляжа, разобрать два запасных двигателя и загрузить их на NC18602 в качестве страховки. Самолет вылетел в Новую Каледонию в темноте. [ 5 ] : 56–59
- Нумеа: Самолет приземлился на базе Pan American в Нумеа рано утром 16 декабря 1941 года. Авиакомпания приказала перевезти дополнительный двигатель в ящике в Карачи, Британская Индия . Экипаж загрузил двигатель, принял на себя сотрудников авиакомпании и их семьи и 16 декабря вылетел в Гладстон. [ 5 ] : 61–64
- Гладстон: NC18602 прибыл в Гладстон в тот же день. Форд был разочарован, узнав, что авиационного топлива с октановым числом 100 не существует. В Гладстоне первый инженер Роте рекомендовал Форду попросить двух авиамехаников, назначенных в Нумеа, остаться с самолетом до его прибытия в Нью-Йорк. Форд предложил механикам оплату за полет, если они продолжат работу; оба согласились. Наземному менеджеру в Гладстоне удалось найти для Форда 500 долларов США, чтобы капитан мог купить припасы. [ 5 ] : 63–67
- Дарвин , Австралия: Ford смог приобрести авиационное топливо в Дарвине, но оно хранилось в канистрах, и его приходилось вручную переливать в баки самолета; эта задача была выполнена рано утром 18 декабря 1941 года. Форд вырулил на пролив и взлетел, направляясь в Сурабаю , Нидерландская Ост-Индия, когда взошло солнце. [ 5 ] : 72–77
- Сурабая: NC18602 был перехвачен самолетом Королевских ВВС Нидерландов , который следовал за самолетом до тех пор, пока Форд не приземлился безопасным образом. На базе не хватало авиационного топлива для производства продукта с октановым числом 100, но она могла обеспечить автомобильный бензин с октановым числом 76. Пока самолет Pan American находился в Сурабае, ВМС США PBY с Филиппин прибыли уцелевшие самолеты эскадрильи . Перед отбытием из Сурабаи экипаж был привит от тифа, дизентерии и холеры. Форд вылетел из Сурабаи, используя свой обычный бензин с октановым числом 100, и после достижения крейсерской высоты переключился на бензин с октановым числом 76. Двигатели дали неприятные последствия, но продолжали работать. NC18602 проследовал в Тринкомали , Цейлон . [ 5 ] : 84–95
- Тринкомали: По пути в Тринкомали 21 декабря 1941 года Форд приказал спуститься из-за облачности, чтобы определить местонахождение самолета. Члены экипажа увидели на поверхности японскую подводную лодку, и Форд поднялся наверх, чтобы не быть сбитым. По крайней мере один снаряд был выпущен с подводной лодки, но не попал в самолет. По прибытии в Тринкомали Форд сообщил, что заметил подводную лодку, но командир британского авиакрыла ему не поверил. Форд и его команда покинули Тринкомали 21 декабря 1941 года, но проблема с двигателем вынудила его вернуться на базу на Цейлоне. они отправились в Карачи , Британская Индия. 26 декабря [ 5 ] : 97–109
- Карачи: По прибытии Форд выгрузил коробчатый двигатель, который ему было приказано перевезти из Нумеа. Он также узнал, что компания Pan American приказала одному из двух механиков, находившихся на борту после Нумеа, остаться в Карачи, чтобы помочь создать базу технического обслуживания. Бортинженеры Форда сказали ему, что контроллер изменяемого шага, который управлял флюгированием винтов на одном двигателе, неисправен; ремонт потребует минимум один день. На базе в Карачи было авиационное топливо, и Форд смог заправиться продуктом с октановым числом 100. После выполнения всех задач NC18602 покинул Карачи рано утром 28 декабря. [ 5 ] : 110–112
- Бахрейн : Прибыв примерно через восемь часов после отъезда из Карачи, местный военный командир сообщил Форду, что в наличии имеется только топливо с октановым числом 76. Он также получил указание оставить оставшегося механика в Бахрейне. Когда Форд представил свой план полета до своей следующей остановки в Хартуме, британский диспетчер сказал ему, что его план предполагает полет над священным городом Мекка , что Саудовская Аравия возражает против полетов над этим городом и что ему придется лететь на север, в Кувейт. прежде чем повернуть на запад. Форд согласился, представил измененный план и вылетел утром 29 декабря 1941 года. Покинув Бахрейн, Форд обнаружил достаточную облачность и повернул на запад, пролетая над Меккой по пути в Хартум. [ 5 ] : 112–115
- Хартум , Судан: Форд успешно высадил NC18602 на реке Нил 29 декабря 1941 года, где не было пристани, и сошел на берег, чтобы посовещаться с британским командующим. Этот командир сказал ему, что его просят подождать, пока очень важный человек прибудет рейсом BOAC , которому потребуется транспортировка в Леопольдвиль, Бельгийское Конго. Форд неохотно согласился и ждал. Он обнаружил, что имеется топливо с октановым числом 100. «ВИП» оказалась женой мелкого британского чиновника, пробившегося в список VIP; она так и не была опознана. Во время взлета 1 января 1942 года часть выхлопной трубы одного из двигателей сместилась, образовав шум и дым; Форд решил, что риск приемлем, и направился в Леопольдвиль. [ 5 ] : 116–119
- Леопольдвиль : Приземлившись на базе Пан-Американа, Форд и его команда приготовились к самому длинному этапу своего путешествия, в основном по воде протяженностью 3100 морских миль. Для взлета необходимо было двигаться вниз по реке в сторону ущелий Конго . Форду удалось поднять NC18602 в воздух при опасном перегреве двигателей самолета. Поднявшись в воздух, Форд и его команда направились на запад, в сторону Натала, Бразилия. Во время полета, который длился почти 48 часов, Форд использовал часть своего запаса топлива, поскольку ему приходилось ориентироваться в погодных системах. NC18602 без происшествий приземлился в Натале. [ 5 ] : 120–130
- Натал : После приземления менеджер базы сказал Форду, что его прибытие ожидается. Экипаж Форда хорошо отдохнул, и Форд хотел дозаправиться и как можно скорее отправиться в Порт-оф-Спейн. Менеджер сказал ему, что дозаправка может быть быстро завершена, но добавил, что новые санитарные правила требуют, чтобы салон самолета был обработан опрыскиванием от комаров, чтобы контролировать вспышку желтой лихорадки , и оставался закрытым в течение одного часа. Бортинженеры попытались отремонтировать выхлопную трубу. После взлета из Натала ремонт выхлопной трубы не удался, и экипаж узнал, что сейф в кабине экипажа был открыт, а документы и деньги забраны. Было установлено, что истребители были шпионами и забрали объекты; это так и не было подтверждено. [ 5 ] : 131–134
- Порт-оф-Спейн , Тринидад и Тобаго: Экипаж получил необходимый отдых после приземления. Механики Pan American завершили ремонт выхлопной трубы. Днем 5 января 1942 года NC18602 вылетел на последний этап своего пути в Нью-Йорк. [ 5 ] : 134–136
- Нью-Йорк: NC18602 прибыл в Нью-Йорк перед рассветом 6 января 1942 года. Самолет должен был оставаться в воздухе до тех пор, пока небо не станет достаточно светлым, чтобы они могли безопасно использовать канал для гидросамолетов. После приземления самолет во время руления врезался в песчаную косу; он был неповреждён. [ 5 ] : 136–140
Форд и его команда успешно пролетели более 20 000 миль (32 000 км). [ 8 ] из Окленда в Нью-Йорк.
Разбор полетов после миссии
[ редактировать ]Форд был допрошен начальником военно-морских операций . Он сообщил о обнаружении японской подводной лодки возле Шри-Ланки и о своей встрече с экипажами PBY ВМФ.
Последствия
[ редактировать ]После того, как самолет завершил свой мучительный полет в безопасное место, компания Pan American переименовала его в Pacific Clipper . Изменение названия было сделано в основном в рекламных целях, поскольку в первых газетных статьях самолет был ошибочно идентифицирован. [ 9 ]
30/31 января 1942 года « Пасифик Клиппер» перевез заместителя госсекретаря Самнера Уэллса с Панамериканской конференции по чрезвычайной обороне в Рио-де-Жанейро в Майами , преодолев 4350 миль за рекордные 33 часа. Корабль в черно-сером камуфляже перевозил 39 пассажиров. [ 10 ]
После войны, в 1946 году, он был продан компании Universal Airlines, но был поврежден во время шторма и в конечном итоге разобран на запчасти в 1951 году. [ 11 ]
Идентификация самолета
[ редактировать ]Было высказано предположение, что в продленном рейсе могли участвовать два самолета: NC18606 из Калифорнии на Гавайи и NC18602 с Гавайев в Нью-Йорк. [ 5 ] : 145 Однако записи показывают, что только два B314 находились в Тихом океане, когда японцы атаковали Перл-Харбор. NC18602 направлялся в Окленд из Перла. NC18611 направлялся в Перл-Харбор, до полета оставалось около часа; он направился в Хило, Гавайи , и вернулся в Калифорнию после наступления темноты. [ 1 ]
В статье в Chicago Tribune в декабре 1941 года в Тихом океане находились еще два клипера, назвав их «Гонконгский клипер» и «Филиппинский клипер». Hong Kong Clipper мог быть Sikorsky S-42, зарегистрированным как NC16735; Филиппинский Clipper мог быть Martin M-130, зарегистрированным как NC14715. [ 12 ] [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Клипперс идут на войну» — исторический парк Бальбоа, Сан-Диего . Музей авиации и космонавтики Сан-Диего . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Кинди, Дэйв (7 декабря 2021 г.). «Как Перл-Харбор осуществил первый кругосветный коммерческий рейс» . Сиэтл Таймс . Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ «Инаугурация - Исторический парк Бальбоа, Сан-Диего» . Музей авиации и космонавтики Сан-Диего . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Летающие клиперы» . Архивировано из оригинала 27 марта 2010 года . Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Довер, Эд (1999). Долгий путь домой . Маклин, Вирджиния: Paladwr Press. ISBN 1-888962-00-3 .
- ^ Коэн, Стэн (1985). Крылья Востока, самолеты Pan-Am Clipper, 1935–1945 гг . Миссула, Монтана: Иллюстрированные истории. ISBN 0-933126-61-1 .
- ^ Маршалл, Джон А. «Сага вокруг света о «Тихоокеанском клипере» » . ПанАм.орг . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ «Великий картограф кругов» . Проверено 11 сентября 2017 г.
- ^ Клаас (1991) , с. 19.
- ^ «Самолет мчит Уэллса в США». Сан-Бернардино Дейли Сан . Юнайтед Пресс. 1 февраля 1942 г. с. 1.
- ^ «7 декабря 1941 года и первый кругосветный коммерческий полет» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики. 8 декабря 2011 г.
- ^ «ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ПО МИРУ» . Чикаго Трибьюн. 3 декабря 2000 года . Проверено 31 июля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бауэрс, Питер М. (ноябрь 1977a). «Великие Клипперс, Часть I». Воздушная мощь . Том. 7, нет. 6.
- Бауэрс, Питер М. (декабрь 1977b). «Великие Клипперс, Часть II». Крылья . Том. 7, нет. 6.
- Бриджман, Леонард (1946). «Боинг 314-А Клипер». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны . Лондон: Студия. ISBN 1-85170-493-0 .
- Брок, Гораций (1978). Полет над океанами: история пилота Pan Am, 1935–1955 (3-е изд.). Джейсона Аронсона, Inc. Нью-Йорк: ISBN 0-87668-632-3 .
- Клаас, доктор медицины (июнь 1969 г.). «Невероятные Клипперс». Воздушная классика . Том. 5, нет. 5.
- Клаас, доктор медицины (декабрь 1989 г.). «Клипер через Тихий океан, часть первая». Воздушная классика . Том. 25, нет. 12.
- Клаас, доктор медицины (январь 1990 г.). «Клипер через Тихий океан, часть вторая». Воздушная классика . Том. 26, нет. 1.
- Клаас, доктор медицины (апрель 1991 г.). «Когда Клипперс пошли на войну». Воздушная классика . Том. 27, нет. 4.
- Клаас, доктор медицины (февраль 1993 г.). «Рейс 9035 Клипера». Воздушная классика . Том. 29, нет. 2.
Внешние ссылки
[ редактировать ]