Черный ящик
Системы черного ящика | |
---|---|
![]() | |
Система | |
Черный ящик , машина Oracle | |
Методы и техники | |
Тестирование «черного ящика» , «черный ящик» | |
Связанные методы | |
Упреждение , Обфускация , Распознавание образов , Белый ящик , Тестирование белого ящика , Тестирование серого ящика , Идентификация системы | |
Основы | |
Априорная информация , Системы управления , Открытые системы , Исследование операций , Термодинамические системы | |
В научных исследованиях социальный процесс « черного ящика» основан на абстрактном понятии « черного ящика» . По словам Бруно Латура , «черный ящик» — это «способ, которым научная и техническая работа становится невидимой благодаря ее собственному успеху. Когда машина работает эффективно, когда все факты решены, нужно сосредоточиться только на ее входах и выходах, а не на ее внутренних Таким образом, как это ни парадоксально, чем успешнее наука и технология, тем более непрозрачными и неясными они становятся». [1]
Обзор
[ редактировать ]Социально-конструктивистские подходы к исследованиям науки и технологий, такие как социальное конструирование технологий (SCOT), часто вращаются вокруг «открытия черного ящика» или попыток понять внутреннюю работу данной системы. [2] Это позволяет исследователю найти эмпирические модели технических изменений, объясняющие конкретные события, формирующие технологию. Социально-конструктивистская концепция «черного ящика» не описывает физические компоненты, скрытые внутри видимого целого; скорее, в черном ящике находятся ассоциации, различные действующие лица, из которых состоит этот ящик. Например, если открыть капот электромобиля, обнаружатся только механические компоненты. Аккумуляторы, коммуникаторы и другие специализированные детали становятся очевидными. Социальные конструктивисты, «открывая» черный ящик электромобиля, обнаружили бы Теслу и добычу лития . Еще одним примером «черного ящика» в современном обществе является система ценообразования Uber . Пользователи приложения для совместного использования поездок не знают, что заставляет цены отображаться такими, какие они есть, от них просто ожидается, что для любой заданной цены существует веская причина. [3]
Концепция черного ящика также важна в теории актеров и сетей, поскольку она связана с упрощением. Как отмечает Мишель Каллон , сеть акторов представляет собой систему дискретных сущностей или узлов, а реальность, которую она представляет, теоретически бесконечна. Следовательно, чтобы описать что-то в терминах сети-актера, сложные системы необходимо упростить до отдельных узлов, игнорируя их внутреннюю работу и сосредотачиваясь только на их взаимодействии с другими узлами внутри сети. Однако если упрощенный «черный ящик» недостаточно моделирует рассматриваемую систему, его необходимо открыть, создав «рой новых акторов». [4]
Теоретик Клей Спинуцци отмечает, что такое упрощение создает проблемы при «открытии» черного ящика в случае поломки. В этом случае исследование неисправного черного ящика будет означать проверку каждого отдельного узла системы, которая когда-то представляла собой единое целое. «Вместо простых входных и выходных данных, которые некоторые теоретики деятельности предполагали связывать составные системы деятельности», — пишет Спинуцци, — «эти системы перекрываются, размываются и взаимодействуют непредсказуемым и нестабильным образом». [5] Спинуцци отмечает, что в большинстве случаев саморегулирующиеся черные ящики не могут распространяться, потому что непрозрачная внутренняя работа является слишком импровизированной и специальной, чтобы работать в широком масштабе.
«Черный ящик» как подход подвергался критике со стороны таких ученых, как Лэнгдон Виннер, за чрезмерно шаблонный метод и слишком узкую направленность. [6] Р. Х. Лоссин также критикует черные ящики как транспозицию марксовой потребительной стоимости, где «мертвый труд», встроенный в объекты, трансформируется в латуровскую концепцию нейтральных затрат и результатов. [7] Лоссин рассматривает повествование о черных ящиках как нечто, что выдвигает на передний план человеческую и социологическую деятельность, оставляя ее просто на заднем плане. В этом прочтении любое классовое несоответствие сводится к плоской и бесконечной паутине технических затруднений.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бруно Латур (1999). Надежда Пандоры: очерки реальности научных исследований . Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . п. 304.
- ^ Пинч, Тревор и Вибе Э. Бийкер (1987). «Социальное конструирование фактов и артефактов: или как социология науки и социология технологий могут принести пользу друг другу». В Вибе Э. Бийкер; Томас Хьюз и Тревор Пинч (ред.). Социальное конструирование технологических систем: Новые направления в социологии и истории техники . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 21–22.
- ^ Дойч, Линдси. «Как взломать тарифы Uber на 10-20%» . США СЕГОДНЯ . Проверено 15 февраля 2024 г.
- ^ Мишель Каллон (1986). «Социология сети актеров: случай электромобиля». В Каллоне, М.; Лоу, Дж.; Рип, А. (ред.). Картирование динамики науки и технологий: социология науки в реальном мире . Sheridan House Inc., стр. 29–30. ISBN 0333372239 .
- ^ Закри, Марк; Траллс, Шарлотта (2 марта 2017 г.). Коммуникативные практики на рабочих местах и в профессиях: культурные перспективы регулирования дискурса и организаций . Рутледж. ISBN 978-1-351-84543-4 .
- ^ Победитель Лэнгдон (1993). «Открыв черный ящик и обнаружив его пустым: социальный конструктивизм и философия техники». Наука, технологии и человеческие ценности . 18 (3): 365–368. дои : 10.1177/016224399301800306 . S2CID 145727569 .
- ^ Лоссин, Р.Х. (01.06.2020). «Неолиберализм для вежливой компании: псевдоматериалистический переворот Бруно Латура» . Спасение . Проверено 8 ноября 2021 г.