Когнитивная оценка
Когнитивная оценка (также называемая просто «оценкой») — это субъективная интерпретация человеком стимулов в окружающей среде. Это компонент многих теорий, касающихся стресса , психического здоровья , преодоления трудностей и эмоций . Чаще всего он используется в транзакционной модели стресса и преодоления трудностей , представленной в публикации 1984 года Ричардом Лазарусом и Сьюзан Фолкман . В этой теории когнитивная оценка определяется как способ, которым человек реагирует на стрессоры в жизни и интерпретирует их. различных психических расстройствах Было обнаружено, что при наблюдаются аномальные модели когнитивной оценки у людей, страдающих этим расстройством. В другой работе подробно описано, как личность может влиять на то, как люди когнитивно оценивают ситуацию.
Переосмысление стимулов и переживаний, называемое когнитивной переоценкой , было признано «одной из наиболее эффективных стратегий регулирования эмоций». [1]
Когнитивная оценка также стала играть огромную роль в развитии экономической теории после маргинальной революции . В ходе которого классическая цель « Трудовая теория стоимости » [2] была вытеснена « Субъективной теорией стоимости ». [3] где когнитивные оценки со стороны действующих агентов стали основой всех ценовых сигналов и обменных соотношений, наблюдаемых на рынке. [4]
Концептуализации и теории
[ редактировать ]Транзакционная модель стресса Лазаруса.
[ редактировать ]Эта модель использует когнитивную оценку как способ объяснить реакцию на стрессовые события. [5]
Согласно этой теории, чтобы человек почувствовал стресс в ответ на событие, должны возникнуть две различные формы когнитивной оценки; Лазарус назвал эти этапы «первичной оценкой» и «вторичной оценкой». [5] Во время первичной оценки событие интерпретируется как опасное для человека или угрожающее его личным целям. Во время вторичной оценки человек оценивает свои способности или ресурсы, позволяющие справиться с конкретной ситуацией. [5]
Модель компонентного процесса Шерера
[ редактировать ]Модель компонентного процесса, предложенная Клаусом Шерером, использует когнитивную оценку для объяснения психологической и физиологической реакции человека на ситуации. Модель Шерера дополняет транзакционную модель Лазаря относительно количества оценок. Вместо двух уровней оценки в ответ на событие (первичный и вторичный), модель Шерера предполагает наличие четырех различных оценок: (а) прямые эффекты или актуальность, которую человек воспринимает для себя как событие (б) последствия события имеет как непосредственное, так и долгосрочное значение для человека и его целей (c) способность, по мнению человека, он может справиться с последствиями события (d) способы, которыми события воспринимаются как результат индивидуальных ценностей и самооценки . концепция . [6] Эта модель и дополнительная работа Шерера особенно подчеркивают не только психологические реакции, но и многие физиологические реакции в зависимости от того, как события оцениваются человеком. [6]
Теория оценки эмоций Роузмана
[ редактировать ]Айра Роузман использовал концепцию когнитивной оценки для создания объяснительной теории, охватывающей более широкий спектр эмоций (по сравнению с транзакционной моделью Лазаруса). По мнению Роузмана (1996), положительные эмоции возникают в результате событий, которые человек оценивает как соответствующие его мотивам, а отрицательные эмоции возникают в результате событий, которые люди оценивают как несовместимых с его мотивами. Более конкретные эмоции основаны на том, воспринимается ли событие как вызванное другими, человеком или неконтролируемым обстоятельством. [7]
Стратегии
[ редактировать ]Когнитивная переоценка — один из наиболее изученных механизмов формы регуляции эмоций, называемой когнитивным изменением . [8] Он включает в себя множество различных стратегий, таких как позитивная переоценка (создание и сосредоточение внимания на положительном аспекте стимула), [9] децентрация (переосмысление события путем расширения точки зрения, чтобы увидеть «более широкую картину»), [10] или вымышленная переоценка (принятие или подчеркивание убеждения, что событие нереально, что это, например, «просто фильм» или «просто мое воображение»). [11]
Практическое применение
[ редактировать ]Было обнаружено, что способ когнитивной оценки стресса влияет на психическое здоровье. [12] Когнитивные стили восприятия мира и интерпретации событий были предложены как факторы, которые могут сделать некоторых людей более склонными к депрессии , например, когнитивная теория Аарона Бека (1967). Различные исследования связывают паническое расстройство с искажениями внимания и катастрофизацией . [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэбб, Томас; Майлз, Элеонора; Ширан, Паскаль (2012). «Работа с чувствами: метаанализ эффективности стратегий, основанных на модели процесса регулирования эмоций». Психологический вестник . 138 (4): 775–808. дои : 10.1037/a0027600 . ПМИД 22582737 . S2CID 207667973 .
- ^ Элсон, Дайан, редактор. Ценность: Представление труда при капитализме. Лондон: CSE Books, 1979. ISBN 978-0-85163-271-5.
- ^ Менгер, Карл. Принципы экономики. Перевод Джеймса Дингуолла и Берта Ф. Хозелица. Оберн, Алабама: Институт Людвига фон Мизеса, 2007. Первоначально опубликовано в 1871 году. ISBN 978-1-933550-14-6.
- ^ Блэк, Р.Д. Коллисон, Коутс, А.В. и Гудвин, Крауфурд Д., редакторы. Маргинальная революция в экономике: интерпретация и оценка. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка, 1973. ISBN 0-8223-0260-7.
- ^ Jump up to: а б с С., Лазарус, Ричард (1984). Стресс, оценка и преодоление . Фолкман, Сьюзен. Нью-Йорк: Паб Springer. компании ISBN 0826141900 . OCLC 10754235 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Шерер, Клаус Р. (ноябрь 2009 г.). «Динамическая архитектура эмоций: доказательства модели компонентного процесса». Познание и эмоции . 23 (7): 1307–1351. дои : 10.1080/02699930902928969 . ISSN 0269-9931 . S2CID 145750370 .
- ^ Роузман, Ира Дж. (май 1996 г.). «Оценочные детерминанты эмоций: построение более точной и всеобъемлющей теории». Познание и эмоции . 10 (3): 241–278. дои : 10.1080/026999396380240 . ISSN 0269-9931 .
- ^ Буле, Дж. Т.; Сильверс, Дж.А.; Вейгер, ТД; Лопес, Р.; Оньемекву, К.; Кобер, Х.; Вебер, Дж.; Окснер, КН (1 ноября 2014 г.). «Когнитивная переоценка эмоций: метаанализ исследований нейровизуализации человека» . Кора головного мозга . 24 (11): 2981–2990. дои : 10.1093/cercor/bht154 . ПМК 4193464 . ПМИД 23765157 .
- ^ Мостер, Дж. С.; Хартвиг, Р.; Моран, ТП; Ендрусина А.А.; Кросс, Э. (2014). «Нейронные маркеры позитивной переоценки и их связь с переоценкой черт характера и беспокойством». Журнал аномальной психологии . 123 (1): 91–105. дои : 10.1037/a0035817 . ПМИД 24661162 .
- ^ Шартау, ЧП; Далглиш, Т.; Данн, Б.Д. (2009). «Видеть более широкую картину: обучение расширению перспективы снижает самооценку аффекта и психофизиологической реакции на тревожные фильмы и автобиографические воспоминания». Журнал аномальной психологии . 118 (1): 15–27. дои : 10.1037/a0012906 . ПМИД 19222310 . S2CID 33850126 .
- ^ Маковский, Д.; Спердути, М.; Пеллетье, Дж.; Блонде, П.; Ла Корте, В.; Арканджели, М.; Залла, Т.; Лемэр, С.; Докич, Дж.; Николас, С.; Пиолино, П. (январь 2019 г.). «Феноменальные, телесные и мозговые корреляты вымышленной переоценки как неявной стратегии регулирования эмоций» . Когнитивная, аффективная и поведенческая нейронаука . 19 (4): 877–897. дои : 10.3758/s13415-018-00681-0 . ПМИД 30610654 . S2CID 58591122 .
- ^ Гомес, А. Руи; Фария, Сусана; Лопес, Эйтор (9 июля 2016 г.). «Стресс и психологическое здоровье». Западный журнал медицинских исследований . 38 (11): 1448–1468. дои : 10.1177/0193945916654666 . hdl : 1822/42886 . ISSN 0193-9459 . ПМИД 27330045 . S2CID 21304315 .
- ^ Психопатология: история, диагноз и эмпирические основы . Крейгхед, В. Эдвард, Микловиц, Дэвид Джей, 1957-, Крейгхед, Линда В. Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. 2008. ISBN 9780471768616 . OCLC 181903762 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка )