Войсава Кастриоти
Войсава | |
---|---|
![]() Сон Скандербега матери – Йорг Брей II 1533 г. | |
Другие имена | Джелла (Турция), [ 1 ] Войсава, Воислава |
Рожденный | Полог , вероятно, относится к долине Полог. |
Дворянская семья | Кастриоти (по браку) |
Супруг (а) | Джон Кастриоти |
Проблема | Репош Кастриоти Станиша Кастриоти Костадин Кастриоти Мара Кастриоти Гьердж Кастриоти Елена Кастриоти Акушерка Кастриоти Анджелина Кастриоти Влайка Кастриоти |
Войсава была дворянкой и женой Гьона Кастриоти , албанского феодала из Дома Кастриоти . У них было девять детей, один из которых был Албании. национальным героем [ 2 ] Гьердж Кастриоти, более известный как Скандербег .
Ранний период жизни
Жена Гьона Кастриоти впервые упоминается албанскими авторами Марином Барлети и Гьоном Музакой примерно через 70–80 лет после ее смерти как Войсава . Оба автора жили сразу после смерти Скандербега и упоминают о ее происхождении из Полога . Барлети прямо заявляет, что «Полог» простирался от гор Мокра в Южной Албании до Скопье . [ 3 ] Также утверждалось, что другой полог , расположенный ближе к городу Битола на равнине Пелагонии , может быть местом расположения полога, упомянутого Барлети. [ 4 ] Единственная архивная ссылка на ее имя — нотариальный акт из архива Республики Рагуза от 10 июля 1439 года, в котором упоминается вдова Гьона Кастриоти Джелла . [ 5 ]
Источник
Вопрос о происхождении Войсавы является предметом споров среди ученых. На основании заявления Марин Барлети , описавшего своего отца nobilissimus Tribalorum Princeps (самого благородного принца трибаллов), которое было принято Музакой в другой форме, было предложено несколько теорий. Таким образом, ряд ученых считают, что Войсава имела южнославянское происхождение, в то время как другие предполагают, что она происходила из албанской семьи Музака, основываясь на утверждении Гьона Музаки о том, что она была родственницей его семьи. [ 6 ] Современная теория интерпретирует ссылку на nobilissimus Tribalorum Princeps как указание на сербское происхождение, и некоторые современные ученые считают, что она происходила из династии Бранковичей . Хотя нет никаких первичных или архивных источников, связывающих Войсаву с Бранковичами. [ 7 ] Другие ученые интерпретируют то же утверждение как относящееся к болгарскому происхождению. [ 8 ] [ 7 ] Имя Войсава — женская версия славянского имени Воислав, образованного от слов «вой» (война, борьба) и «слава» (слава, слава). [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Это имя использовалось среди албанской знати; У Карла Топиа и Гьерджа Арианити были дочери по имени Войсава, что указывает на то, что это имя не имело особой этнической принадлежности в регионе. [ 13 ] В работе Барлети трибаллиан используется как синоним болгар. [ 7 ]
Семья
Войсава вышла замуж за албанского феодала-землевладельца Гьона Кастриоти , который правил регионом Албании (dominus partium Albanie), который примерно соответствует областям между Матом и Дибером. [ 14 ] [ 15 ] Брак произошел, вероятно, около 1390 года. [ 16 ] тесно связан с православием, о чем свидетельствует основание так называемой «Албанской башни» ( серб . Arbanaški pirg ) в Хиландаре и монашеская жизнь сына Гьона Репоша. [ 17 ] [ 18 ] Она родила Гьону 9 детей, четырех сыновей и пять дочерей:
- Репош ( фл. 1426–ум. 1431), ушел на пострижение православным монахом в сербский монастырь Хиландар на Афоне . Репош умер и был похоронен в монастыре. [ 19 ] [ 10 ] в короля Стефана Милютина , притворе у северной стены, [ 20 ] на его могиле имеется надпись «duks ilirski» (иллирийский герцог). [ 21 ]
- Станиша (1426–1445 гг.), полководец, которого Гьон послал на помощь сербам против венецианцев во время Второй Скутарской войны . [ 22 ]
- Константин (эт. 1426),
- Мара вышла замуж за Стефана Црноевича , лорда Зеты (р. 1451–1465).
- Скандербег (Гьердж Кастриоти, 1405–1468), албанский магнат и генерал; Османский субаси Круи, санджакбей Дибры, позже организатор Лиги Леже и неаполитанский вассал с 1451 года.
- Елена (или Йела) вышла замуж за Павле Балшича . [ 23 ] от которого у нее было, по словам Ноли , три сына. [ 24 ]
- Мамика вышла замуж за Музака Топию в 1445 году. [ 23 ]
- Ангелина вышла замуж за Владана Арианити, [ 25 ] брат Гьерджа Арианити . [ 26 ]
- Влайка вышла замуж за Гджина Музака, [ 23 ] во-вторых, Стефан Стрез Балшич [ 27 ] от которого у нее, возможно, были сыновья Иван и Гойко . [ 28 ]
Ранние источники
Самые ранние работы, в которых упоминается Войсава:
- Марин Барлети , албанско- венецианский историк, в своей биографии Скандербега (опубликованной между 1508 и 1510 годами) писал, что ее отцом был «благородный принц (или правитель) трибаллов» ( pater nobilissimus Triballorum Princeps ). [ 6 ] В другой главе, говоря о жителях Верхнего Дебара , защищавших Светиград, он называет их « болгарами или трибалами» ( булгари сиве трибальцы... ). [ 29 ]
- Гьон Музака , член албанской семьи Музака в Италии, впервые упомянул ее в своей хронике как Висава Трибалда. [ 30 ] а затем как Войсава Трипалда и говорит, что она «пришла из прекрасного места». [ 31 ] Более того, Музака утверждает, что его материнская сторона связана с отцом Войсавы. [ 32 ] Это привело Фан Ноли и Гарри Ходжкинсона к предположению, что Войсава был Музакой. По словам Уильяма Миллера , [ 9 ] и Иоганн Георг фон Хан , фамилия ( Трипалда ), добавленная Музакой, является искажением, производным от цитаты Барлети о Трибалли. [ 33 ]
В историографии
- Иоганн Георг фон Хан (1811–1869), австрийский специалист по албановедению , представил несколько диссертаций по генеалогии албанских дворянских семей в книге Albanesische Studien (1854). В книге «Reise durch die Gebiete von Drin und Wardar» (1867/69) он предположил, что если один из потомков Враны Конти носил титул «маркеза ди Трипалда», то Врана и Войсава Трипалда были кровными родственниками. [ 34 ]
- Карл Хопф (1832–1873), немецкий историк и знаток византии , в «Греко-романских хрониках» (1873) пришел к выводу, что Войсава была дочерью сербского господина из Полога . [ 35 ]
- Уильям Миллер (1864–1945), английский медиевист , в своем обзоре раскритиковал утверждение о том, что Скандербег был чисто албанцем. Он отметил, что мать Скандербега имела славянское имя и что эпитет «Трипалда» происходит от слова «Трибалли», термина, используемого византийскими историками для обозначения сербов. Миллер также задался вопросом, почему Скандербег пожертвовал деревни сербскому монастырю Хиландар на Афоне, если «он не имел никакого отношения к Сербии». [ 9 ]
- В болгарской историографии историк-медиевист Васил Златарский (1866-1935) упоминает ее как дочь сербского дворянина. [ 36 ] Историк Страшимир Димитров (1892–1960) говорил, что она была дочерью местного болгарского пана ( боярина ) из Македонии . [ 37 ]
- Фан С. Ноли , американский писатель албанского происхождения, в своей биографии Скандербега (1947) придерживался точки зрения, что Войсава происходил из семьи Музака. [ 38 ] Британский писатель и по Балканам эксперт Гарри Ходжкинсон (1913–1994). [ 39 ] считал ее также членом семьи Музака. [ 40 ] Оливер Шмитт заявил, что Ходжкинсон не проводил архивных исследований . [ 41 ]
- Бобан Петровский, македонский историк и автор книги «Войсава Трибалда» (2006), нерешительно пришел к выводу, что есть вероятность, что Войсава имела славянское происхождение, скорее всего, сербское, поскольку она, возможно, была дочерью лорда «трибаллов» (сербов) в Полог, правивший до османского завоевания. [ 42 ] У него было несколько тезисов относительно личности отца Войсавы: «Если семья Бранковичей действительно управляла Пологом в последнее десятилетие 14 века, возникает вероятность, что Войсава была дочерью Гргура Бранковича или даже Вука Бранковича ». [ 43 ] Однако, по его словам, «слово «Трибальда», связанное с именем матери Скандербега, не обязательно означает этническую принадлежность, но может представлять собой государственную квалификацию или может относиться к службе его отца Джураду Бранковичу , королю и наследнику средневековой Сербии». [ 44 ]
- Оливер Шмитт , профессор истории Юго-Восточной Европы в Венском университете , в своей биографии «Скандербег: Der neue Alexander auf dem Balkan» (2009) пишет, что она была сербской дворянкой, вероятно, из семьи Бранкович и сестрой Мары Бранкович . [ 45 ]
- Роберт Элси , албанолог, упомянул ее как «славянскую женщину… родственницу знатного сербского рода Бранковичи». [ 46 ]
- Бошко Бойович, медиевист, специализирующийся на исследованиях отношений семьи Кастриоти с Афоном ( Хиландар ), считает ее членом семьи Музака . [ 47 ]
- Татомир Вуканович , этнолог из Балканского региона, утверждает, что Войслава был славянского происхождения из Пологского региона. [ 10 ]
- Касем Бичоку говорит, что в работе Барлети трибаллиан используется как синоним болгар. Он отмечает, что архивных свидетельств того, что Войсава входил в семью Бранковичей, нет. [ 7 ]
Ссылки
- ^ Омари 2014 , с. 31: картина усложняется, когда нотариальный документ Рагузы от 10 июля 1439 года, в отличие от хроник шестнадцатого века, основанных на мемуарах, приписывает имя Йелла вдове Джованни Кастриоти, а не Войсаве.
- ^ «Скандербег | Албанский герой» . Британская энциклопедия . 13 января 2024 г.
- ^ Барлетий, Марин (1508 г.). История жизни и деятельности Скандербегиса, князя Эпиротарвмского . стр. 90 в.
- ^ Омари 2014 , с. 31
- ^ Омари 2014 , с. 31: картина усложняется, когда нотариальный документ Рагузы от 10 июля 1439 года, в отличие от хроник шестнадцатого века, основанных на мемуарах, приписывает имя Йелла вдове Джованни Кастриоти, а не Войсаве.
- ^ Jump up to: а б Ноли 1947 , стр. 189: «пишет: «Имя жены Войсавы не было недостойным этого человека, тогда благороднейшего отца Племени...»»; Барлетий, л. 1, л. 2: «... князь племен»
- ^ Jump up to: а б с д Бикоку 2007 , с. 28: Источники этих данных доказывают, что ее отец был из «очень знатного и племенного вождя» (синоним болгар). Согласно недавней гипотезе, не имеющей подтверждения источников, Войсава считается дочерью известной аристократической семьи Бранковичи, которая в то время управляла территорией сегодняшнего Косово и Македонии и имела Скопье в качестве столицы. Брак с Войсавой, дочерью вождя болгар, доказывает, что в то время Гьони был могущественным правителем и что его род владел обширными землями и городами.
- ^ Омари 2014 , стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б с Миллер, Уильям , Рецензии на книги ; JSTOR: The English Historical Review, Vol. 53, № 209 (январь 1938 г.), с. 129
- ^ Jump up to: а б с Вуканович 1971 .
- ^ Шимундич, Мате (1988). Словарь личных имен (на хорватском языке). Загреб: Matica hrvatska . п. 370. ИСБН 9788640100373 .
ВОЙСАВА
- ^ Иречек, Константин, История болгар (на немецком языке), т. II, с. 368
- ^ Омари 2014 , с. 31: По словам Кристо Фрашери, некоторые историки из-за имени считают Войсаву представителем славянского рода, но другие историки исходят из того, что албанцы с большой легкостью использовали иностранные имена (другие господа, такие как Карло Топиа и Джорджио Арианити были дочери с фамилией Войсава) ни по имени ни по фамилии свою национальность не определяют
- ^ Ндрека, Адриан (2021). «Иоанн Кастриоти в архивах сербских монахов» . exlibris.al .
Письмо, о котором идет речь, заканчивается предложением, которое само по себе говорит нам о многом. Все, кто немного изучал русский язык в бывшей Албании, прекрасно смогут это понять: Милостию божею иоаннь кастріот госпонінь альбанскиі. Мы можем перевести это на албанский язык следующим образом: «Благодаря милости Божией, Джон Кастриоти, хозяин дендрария». (Письмо, о котором идет речь, заканчивается предложением, которое само по себе говорит нам о многом. Даже те, кто учился. немного русского языка в бывшей [коммунистической] Албании прекрасно поймут это: Милостию божею иоаннь кастріот госпонінь албанскиі. Мы можем перевести это... следующим образом: «По милости Боже, Гьон Кастриоти, албанский господин)».
- ^ Korablev, B. (1915). Actes de Chilandar II . pp. 561–562.
6945 AM/1426 AD: Titre de donation de Jean Castriote d'Albanie et de ses fils: ...Милостію божіею іоаннь кастріоть господинь албанскіи (By the grace of God, Ioan Kastriot, Albanian lord).
- ^ Бикоку 2007 , с. 28.
- ^ Шварц, Андреас; Сустал, Питер; Чолакова, Антоанета, ред. (2014). Средневековая Болгария, Византия и Европа . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 113. ИСБН 9783643505910 .
- ^ Шуффле, Милан (1925). Сербы и Арбанаси: их симбиоз в средние века . Семинар по городской филологии. стр. 94–95.
Во втором, без даты, настоятель этого монастыря продает свинью св. Гюрджа Ивану Кастриоту и трем его сыновьям Репосу, Константину и Джурдже за «шестьдесят флоринов». эта башня св. Джурджа до сих пор носит название «Арбанаски пирг». Репош... действительно был похоронен в притворе Хиландарского кафедрального собора. Надпись называет его «Дукс Иллирийский».
- ^ Фишер, Бернд; Шмитт, О.Дж. (2022). Краткая история Албании . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107662186 .
пожертвовав башню сербскому монастырю [...] в результате стала известна как Албанская башня.
- ^ Богданович, Дмитрий; Джурич, Воислав Ю.; Медакович, Деян (1997). Чиландар . Монастырь Хиландар. п. 130. ИСБН 9788674131053 .
Албанская башня все еще стоит, хотя и в разрушенном состоянии. Во время пребывания в Хиландаре один из его четырех сыновей, Репош, умер и был похоронен в притворе короля Милутина, у северной стены.
- ^ Драгич Киюк, Предраг Р. (1992). Catena mundi: Сербская хроника в мировых цепях . Иберийские новости. п. 299. ИСБН 9788663430709 .
- ^ Ноли 1947 , с. 22: «На этот раз он уведомил Венецию, что вынужден отдать своего сына в заложники сербскому деспоту.48 Фактически он послал своего сына Станишу со вспомогательным корпусом на помощь сербам против венецианцев при Скутари.49".
- ^ Jump up to: а б с Никол, Дональд М. (1997). Теодор Спандунес: О происхождении османских императоров . Издательство Кембриджского университета. п. 96. ИСБН 978-0-521-58510-1 .
- ^ Ноли 1947 , с. 208.
- ^ Ноли 1947 , с. 189: «Анджелина с Владаном Аранити».
- ^ Иоганн Самуэль Эрш (1868). Общая энциклопедия наук и искусств в алфавитном порядке вышеупомянутых сочинений под редакцией и изданием И. С. Эрша и Я. Г. Грубера... Дж. Ф. Гледича. п. 123.
Ангелина ден Владин Арианитес Комненос, «старший» брат.
- ^ Ноли 1947 , с. 64: «Влайка со Стефаном Стресом Бальшей».
- ^ Гопчевич, Спиридон (1914). История Черногории и Албании (на немецком языке). Гота: Ф.А. Пертес. п. 460. OCLC 9968504 . Проверено 29 марта 2012 г.
По поводу Стреза существует путаница. Хопф делает Иво и Гойко БалСида сыновьями Стефана Стреза, который женился бы на Влайке Кастриоте и был сыном Гьюрагя Балшича, незаконнорожденного сына Гьюрагя I.
- ^ Барлетиус (1537 г.). О жизни, манерах и делах . стр. 139–140. ; Барлетиус, л. В, фо. 62: «Верхняя часть Дибры гористая и суровая, а Тарнены дикие и македонские как по близости места, так и по сходству нравов. Их населяют булгары или племена».
- ^ Хопф 1873 , с. 295
А также знайте, что у г-на Джованни Кастриото, отца г-на Скандербего, была жена г-жа Висава Трибальда, от которой у него было четыре сына и пять дочерей.
- ^ Хопф 1873 , с. 301
... мать упомянутого г-на Скандербега, жена упомянутого г-на Джованни, носила имя г-жа Войсава Трипалда и происходила из хорошего места
- ^ Хопф 1873 , с. 301
Чтобы вы знали, каким образом был связан лорд-маркиз делла Трипальда, сообщаю вам, что он на стороне женщины.
- ^ Хан, Иоганн Георг фон (1867). Путешествуйте по районам Дрина и Вардара (на немецком языке). п. 305.
Мать Скандербега деспот называет однажды Висавой Трибалдой (*), другой раз Войсавой Трипалдой, ...». (*) (Сноска 3) «Это имя, возможно, послужило поводом для странного утверждения в Барлетиусе, стр. 4. что ее отцом был nobilissimus Tribalorum Princeps». цитата из Трибалли]
; Хан 1869 , стр. - ^ Хан 1869 , с. 121: «... мать была урожденной Трипалдой, а потомок Враны Конте носил титул маркизе ди Трипалда, тогда даже вопрос кажется допустимым относительно того, не был ли Врана Конте кровным родственником матери Скандербега».
- ^ Хопф 1873 , с. 533: «дочь (сербского) господина Полога».
- ^ Василь Николов Златарский (2005). Болгария в XIV и XV веках: Курс лекций . Восток-Запад. ISBN 9789543211722 .
Иван Кастриот, отважный противник турок, женился на Войславе, дочери сербского дворянина.
- ^ Димитров, Страшимир: Георги Кастриоти-Скендербег и неговата освободителна борба, В: Г. Кастриоти Скендербег 1468-1968 г. София, сп. "Балкани", БАН, No2, 1970, стр. 11: "It is known that his mother, Voisava, was of Slavic-Bulgarian origin, "daughter of the lord of Polog, which is part of Macedonia and Bulgaria", says one anonymous Venetian chronicle..."
- ^ Ноли 1947 , с. 189, примечание 33: «На стр. 308 Музака сообщает нам, что Войсава была албанкой из рода Музака; Барлети «Вита», книга I, стр. 1, пишет: «Жену звали Войсава, (женщина) не недостойная этого мужчины ; его отец был очень благородным принцем племен».
- ^ Джеймс Петтифер (2008). «Некролог: Гарри Ходжкинсон» . Независимый . Лондон, Великобритания . Проверено 27 ноября 2010 г.
на протяжении всей своей жизни он боролся за дело Албании и занимал решительные антисербские и антиболгарские позиции.
- ^ Ходжкинсон, Гарри (24 декабря 2004 г.). Скандербег: от османского пленника до албанского героя . ИБ Таурис. п. 240. ИСБН 978-1-85043-941-7 .
- ^ Шмитт 2009 , с. 8: «Те, кто обладает знаниями в этой области, например офицер британской разведки времен Второй мировой войны (Х.Ходжкинсон), не проводили никакой архивной работы»
- ^ Петровский 2006 , стр. 2, 3, 10.
- ^ Петровский 2006 , «Если мы примем эту версию, согласно которой Бранковичи владели Пологом до начала последнего десятилетия XIV века, в этом случае следует, что Войсава была дочерью Гргура или, возможно, Вука. Бранкович».
- ^ Петровский 2006 , с. 12
Однако слово «Трибальда», связанное с именем матери Скандербега, не обязательно означает этническую принадлежность, но может представлять собой государственную квалификацию или может относиться к службе его отца Волкачину, королю и дофину средневекового сербского государства.
- ↑ Скандербег, вероятно, также имел родство с Марой; потому что мать Скандербега Войсава, вероятно, была Бранковичем. Шмитт 2009 , стр. 44–45; Андреас Кюнцли (ноябрь 2009 г.). «Обзор: Скандербег: Новый Александр на Балканах» (PDF) . Osteuropa.ch . Восточная Европа: 44. Архивировано из оригинала (PDF) 7 июля 2011 года . Проверено 13 июня 2011 г.
Мать Скандербега Войсава была сербкой из династии Бранковичей, то есть славянкой.
- ^ Роберт Элси (2012). Биографический словарь истории Албании . ИБТаурис. п. 76. ИСБН 978-1-78076-431-3 .
- ^ Бойович 2020 , с. 18: Его мать Войсава происходит из семьи Музака, его братьев звали Станиса, Репос, Костадин.
Источники
- Бикоку, Касем (2007). «Епископство Арбни и Кастриотов» . Исторические исследования . 03–04.
- Хан, Иоганн Георг фон (1869). «Путешествие по областям Дрина и Вардара» . Меморандумы (на немецком языке). 16 . Академия наук в Вене: 117, 121.
- Хопф, Карл (1873). Греко-римские хроники: неопубликованные или малоизвестные, изд. с примечаниями и генеалогическими таблицами . Библиополеон. стр. 301, 533. Dominicus псевдоним Moncinus [genuit]: 1. Agnese Andre Angeli mater и 2. Voisava Ivani uxorem. (Карл Хопф: Неопубликованные или малоизвестные греко-римские хроники, Берлин, стр. 308). Уксор в переводе с латыни означает «жена, супруга». (приложение, Джованни Мусаки, Historia della casa Musachia )
- Ноли, Фан Стилиан (1947). Джордж Кастриоти Скандербег (1405–1468) (на албанском языке). Издательство международных университетов. OCLC 732882 .
- Петровский, Бобан (2006). «Войсава Трибалда (Voisava Tribalda)» (PDF) . makedonika.org (на македонском языке).
- Шмитт, Оливер Йенс (2009). Скандербег: Новый Александр на Балканах (на немецком языке). Регенсбург: Издательство Фридриха Пусте. OCLC 441151026 .
- Вуканович, Татомир П. (1971). «Славянский симбиоз семьи Джурды Кастриота Скандербега» . Враньский гласник (VII). Национальный музей Вранье.
- Омари, Джетон (2014). Scanderbeg tra storia e storiografia [Скандербег между историей и историографией] (PDF) (Диссертация). Университет Падуи .
- Бойович, Бошко (2020). «Византия и южные славяне: династические супружеские союзы (X–XV вв.)» (PDF) . Журнал исследований Юго-Восточной Европы . LVIII (1–4).