Процесс и реальность
«Процесс и реальность» — книга Альфреда Норта Уайтхеда , в которой автор излагает философию организма, также называемую философией процесса . Книга, опубликованная в 1929 году, представляет собой переработку лекций Гиффорда, которые он читал в 1927–28 годах.
Мы расходимся с Декартом, утверждая, что то, что он назвал первичными атрибутами физических тел, на самом деле является формами внутренних отношений между реальными событиями. Такое изменение мышления представляет собой переход от материализма к органическому реализму как основной идее физической науки.
— Процесс и реальность , 1929, с. 471.
Процесс Уайтхеда и реальность
[ редактировать ]Происхождение Уайтхеда было необычным для философа-спекулянта. Получив математическое образование, он стал, благодаря соавторству со своим учеником и учеником Бертраном Расселом и публикации в 1913 году книги Principia Mathematica , крупным логиком. Позже он много писал о физике и ее философии, предлагая теорию гравитации в пространстве Минковского как логически возможную альтернативу общей теории относительности Эйнштейна . Процесс Уайтхеда и реальность [1] возможно, это его главная философская работа.
Уайтхеда Нижеследующее представляет собой попытку предоставить доступное изложение некоторых основных идей «Процесса и реальности» , основанную на самой книге, но руководствующуюся общим прочтением вторичных источников, особенно «Метафизики Уайтхеда» И. Леклера. Вводная экспозиция . [2] Уайтхед часто говорит о метафизике Процесса и Реальности как о «философии организма».
Космология, разработанная в «Процессе и реальности», постулирует онтологию, основанную на двух видах существования сущности: фактической сущности и абстрактной сущности или абстракции.
Высшим абстрактным принципом реального существования для Уайтхеда является творчество . Реальное существование — это процесс становления, а «становление» — это творческое продвижение к новизне». [3] Это проявляется в том, что можно назвать «сингулярной причинностью». Этому термину можно противопоставить «номическую причинность». Примером единственной причинно-следственной связи является то, что я проснулся сегодня утром, потому что у меня зазвонил будильник. Примером номической причинности является то, что будильники обычно будят людей утром. Аристотель признает единственную причинность эффективной причинностью . По мнению Уайтхеда, событию способствует множество отдельных причин. Еще одна причина, по которой меня разбудил сегодня утром будильник, заключалась в том, что я спал рядом с ним, пока он не зазвонил.
Актуальная сущность — общий философский термин, обозначающий совершенно определенную и вполне конкретную индивидуальную особенность реально существующего мира или вселенной изменчивых сущностей, рассматриваемую в терминах сингулярной причинности, о которой категорические утверждения можно делать . Самый далеко идущий, глубокий и радикальный вклад Уайтхеда в метафизику — это изобретение лучшего способа выбора реальных сущностей. Уайтхед выбирает способ определения реальных сущностей, который делает их всех одинаковыми, как действительные сущности, за единственным исключением — Богом.
Например, для Аристотеля реальными сущностями были такие субстанции , как Сократ (определенный гражданин Афин) и Буцефал (определенная лошадь, принадлежавшая Александру Македонскому). Помимо онтологии субстанций Аристотеля, еще одним примером онтологии, постулирующей реальные сущности, являются Лейбница монады , о которых говорят, что они «без окон».
Реальные сущности Уайтхеда
[ редактировать ]Для Уайтхеда реальные сущности существуют как единственные основополагающие элементы реальности, в конечном итоге существующие факты мира. Ничего «ни по факту, ни по эффективности» [4] лежит в основе или лежит за пределами реальных сущностей; скорее они лежат в основе всей реальности. [5]
Реальные сущности бывают двух видов: временные и вневременные.
За одним исключением, все действительные сущности для Уайтхеда временны и являются случаями опыта (который не следует путать с сознанием или простой субъективностью). Эта идея «действительной сущности» наиболее отчетливо характерна для метафизики Процесса и Реальности и требует от вновь приближающегося читателя философски непредвзятого подхода. Сущность, о которой люди обычно думают как о простом конкретном объекте или о которой Аристотель думал как о субстанции (включая человека), в этой онтологии считается совокупностью неопределенного множества случаев опыта.
Единственная исключительная реальная сущность одновременно временна и вневременна : Бог. Он объективно бессмертен, а также имманентен миру. Он объективирован в каждой временной актуальной сущности; но Он не является вечным объектом. Уайтхед использует термин «фактическое событие» для обозначения только чисто временных реальных сущностей, отличных от Бога. [6]
Случаи переживания бывают четырех степеней. Первый включает в себя процессы в физическом вакууме, такие как распространение электромагнитной волны или гравитационное воздействие в пустом пространстве. Случаи опыта второй степени касаются только неодушевленной материи. Случаи опыта третьей степени связаны с живыми организмами. Случаи опыта четвертой степени включают в себя опыт в режиме презентационной непосредственности, что в большей или меньшей степени означает то, что часто называют квалиа субъективного опыта. Насколько нам известно, опыт в режиме изобразительной непосредственности встречается только у более развитых животных. То, что некоторые случаи опыта включают в себя опыт в режиме презентационной непосредственности, является единственной причиной, по которой Уайтхед делает события опыта своими действительными сущностями; ибо действительные сущности должны быть предельно общего вида. Следовательно, несущественно, чтобы событие опыта имело аспект в виде непосредственности представления; событиям в первом, втором и третьем классах этот аспект отсутствует. Высшую степень опыта «следует отождествлять с канализированной важностью свободных концептуальных функций». [7]
В этой онтологии нет двойственности разума и материи , потому что «разум» просто рассматривается как абстракция от случая опыта, который также имеет материальный аспект, который, конечно, является просто еще одной абстракцией от него; таким образом, ментальный и материальный аспекты суть абстракции одного и того же конкретного случая опыта. Мозг является частью тела, и оба они являются абстракциями, известными как постоянные физические объекты , и не являются реальными сущностями. Хотя это и не признавалось Аристотелем, существуют биологические доказательства, о которых написал Гален . [8] что человеческий мозг является важным местом человеческого опыта в режиме непосредственности представления. Мы можем сказать, что мозг имеет материальный и ментальный аспекты, причем все три являются абстракциями от их неопределенного множества конститутивных случаев опыта, которые являются реальными сущностями. [9]
Каждой реальной сущности присуще соответствующее ей измерение времени. Потенциально каждый случай опыта имеет причинно-следственную связь с любым другим случаем опыта, который предшествует ему во времени, и имеет своими причинными последствиями любой другой случай опыта, который следует за ним; поэтому было сказано, что случаи опыта Уайтхеда представляют собой «полностью окна», в отличие от монад Лейбница «без окон» . Во времени, определенном относительно него, каждый случай опыта находится под причинным влиянием предшествующих случаев опыта и причинно влияет на будущие случаи опыта. Событие опыта состоит из процесса схватывания других случаев опыта и реагирования на них.
Причинно-следственные связи подчиняются обычному и уважаемому правилу, согласно которому причины во времени предшествуют следствиям. Некоторые пары процессов не могут быть связаны причинно-следственными отношениями и о них говорят, что они пространственно разделены . Это находится в полном согласии с точкой зрения специальной теории относительности Эйнштейна и геометрии пространства-времени Минковского . [10] Очевидно, что Уайтхед уважал эти идеи, как можно видеть, например, в его книге 1919 года « Исследование о принципах естественного познания». [11] а также в «Процессе и реальности» . Время в этом представлении относится к инерциальной системе отсчета, причем разные системы отсчета определяют разные версии времени.
Реальная сущность, случай опыта, логически атомарна в том смысле, что ее нельзя разрезать и разделить на два других случая опыта. Этот вид логической атомарности прекрасно совместим с бесконечным количеством пространственно-временных совпадений случаев опыта. Эту атомарность можно объяснить, сказав, что событие опыта имеет внутреннюю причинную структуру, которую невозможно воспроизвести в каждом из двух взаимодополняющих разделов, на которые его можно разделить. Тем не менее, реальная сущность может полностью содержать неограниченное количество других реальных сущностей. [12]
Теория расширения Уайтхеда касается пространственно-временных особенностей его переживаний. Фундаментальным как для ньютоновской, так и для квантовой теоретической механики является понятие скорости. Измерение скорости требует конечной пространственно-временной протяженности. Поскольку отдельная точка пространства Минковского не имеет конечной пространственно-временной протяженности, она не может быть поводом для опыта, а является абстракцией от бесконечного набора перекрывающихся или содержащихся в нем случаев опыта, как объяснено в книге « Процесс и реальность» . [1] Хотя случаи опыта атомарны, они не обязательно отделены друг от друга по протяженности, в пространстве и времени. бесконечное количество случаев опыта В пространстве Минковского может перекрываться .
Примером связи перекрывающихся во времени событий опыта является то, что Уайтхед называет постоянным физическим объектом , который близко соответствует аристотелевской субстанции. Постоянный физический объект во времени имеет самого раннего и последнего члена. Каждый член (кроме самого раннего) является причинным следствием самого раннего члена связи, а каждый член (кроме последнего) такой связи является причинным антецедентом последнего. Существует неопределенно много других причинных предшественников и последствий устойчивого физического объекта, которые перекрываются, но не являются членами этой связи. Ни один член этой связи пространственно не отделен от любого другого члена. Внутри этой связи существует бесконечное множество непрерывных потоков перекрывающихся связей, причем каждый поток включает в себя самого раннего и последнего члена устойчивого физического объекта. Таким образом, устойчивый физический объект, подобно аристотелевской субстанции, претерпевает изменения и приключения в течение своего существования. [13]
Другой аспект атомарности событий опыта состоит в том, что они не меняются. Реальная сущность — это то, что она есть. Случай опыта можно описать как процесс изменения, но он сам по себе неизменен. [14]
Абстракции Уайтхеда
[ редактировать ]Уайтхеда Абстракции — это концептуальные сущности, которые абстрагированы или выведены из его реальных сущностей и основаны на них. Абстракции сами по себе не являются реальными сущностями, но являются единственными сущностями, которые могут быть реальными.
Абстракция — это концептуальная сущность, которая включает в себя более одной реальной сущности. Онтология Уайтхеда относится к важно структурированным коллекциям реальных сущностей как связям реальных сущностей. Объединение реальных сущностей в нексус подчеркивает некоторый аспект этих сущностей, и этот акцент является абстракцией, поскольку это означает, что некоторые аспекты реальных сущностей подчеркиваются или ускользают от их реальности, в то время как другие аспекты преуменьшаются.
Уайтхед допускал неопределенное количество вечных объектов. Примером вечного объекта является число, например, число «два». Уайтхед считал, что вечные объекты — это абстракции очень высокой степени. Многие абстракции, включая вечные объекты, являются потенциальными ингредиентами процессов.
Связь между реальными сущностями и абстракциями, заявленными в онтологическом принципе.
[ редактировать ]Для Уайтхеда, помимо его временного порождения действительными сущностями, которые являются его сопутствующими причинами, процесс можно рассматривать как сращивание абстрактных ингредиентов вечных объектов. Бог входит в каждую временную реальную сущность.
Уайтхеда Онтологический принцип заключается в том, что любая реальность, принадлежащая абстракции, выводится из реальных сущностей, на которых она основана или из которых она состоит. [15]
Источник афоризма
[ редактировать ]Книга также является источником часто встречающихся афористических ссылок на западную философию, которая является «сносками к Платону »:
Самая надежная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она состоит из ряда примечаний к Платону.
— Процесс и реальность , Свободная пресса, 1978, с. 39.
Данные публикации
[ редактировать ]Несколько первоначально опубликованных изданий « Процесса и реальности» были из Нью-Йорка и Кембриджа, Великобритания. Было много текстовых ошибок, отчасти из-за несовершенного почерка Уайтхеда и отсутствия интереса к корректуре. В конечном итоге была подготовлена и опубликована в значительной степени исправленная научная редакция под названием « Процесс и реальность: очерк космологии» (1929). Исправленное издание 1979 года под редакцией Дэвида Рэя Гриффина и Дональда В. Шерберна , Free Press, ISBN 0-02-934570-7 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уайтхед, А.Н. (1929). Процесс и реальность. Очерк космологии. Лекции Гиффорда, прочитанные в Эдинбургском университете во время сессии 1927–1928 гг ., Макмиллан, Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания.
- ^ Леклерк, И. (1958). Метафизика Уайтхеда. Вводная экспозиция , Джордж Аллен и Анвин Лтд, Лондон и Макмиллан, Нью-Йорк.
- ^ Уайтхед (1929) с. 42.
- ^ Уайтхед (1929) с. 64.
- ^ Уайтхед (1929), стр. 41, 116.
- ^ Уайтхед (1929) с. 135.
- ^ Уайтхед (1929), стр. 269–270.
- ^ Сигел, RE (1973). Гален: О психологии, психопатологии, функциях и заболеваниях нервной системы. «Анализ его доктрин, наблюдений и экспериментов» , Каргер, Базель, ISBN 978-3-8055-1479-8 .
- ^ Уайтхед (1929) с. 114.
- ^ Набер, GL (1992). Геометрия пространства-времени Минковского. «Введение в математику специальной теории относительности» , Спрингер, Нью-Йорк, ISBN 978-0-387-97848-2
- ^ Уайтхед, AN (1919). Исследование относительно принципов естественного познания , Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания.
- ^ Уайтхед (1929) с. 195.
- ^ Уайтхед (1929), стр. 52, 87, 285.
- ^ Уайтхед (1929) с. 52.
- ^ Уайтхед (1929), стр. 48, 64,68.
Вторичная литература
[ редактировать ]- Биачино Л. и Герла Г., 1991, « Структуры связи », Notre Dame Journal of Formal Logic 32 : 242–247.
- Кларк, Боуман, 1981, « Исчисление людей, основанное на« связи » , Notre Dame Journal of Formal Logic 22 : 204–18.
- ——, 1985, « Особи и точки », Журнал формальной логики Нотр-Дам 26 : 61–75.
- Кобб, Джон Босуэлл-младший, Словарь Уайтхеда , Клермонт, P&F Press, 2008.
- Леклерк, Айвор, Метафизика Уайтхеда , Джордж Аллен и Анвин Лтд., 1958.
- Лоу, Виктор, 1962. Понимание Уайтхеда . Университет Джонса Хопкинса. Нажимать.
- Месле, К. Роберт, 2008. Философия процессно-реляционных отношений: введение в Альфреда Норта Уайтхеда , Templeton Press, 1-е издание, 2008 г.
- Николас Решер , 2000. Философия процесса: обзор основных проблем . унив. Питтсбург Пресс.
- Шерберн, Дональд В., 1966. Ключ к процессу и реальности Уайтхеда . Макмиллан.
- Саймонс, Питер, 1987. Детали . Оксфордский университет. Нажимать.
- Стенгерс, Изабель, 2011. Мышление с Уайтхедом: свободное и дикое создание концепций , Майкл Чейз (тр.), Издательство Гарвардского университета
- Вебер, Мишель , Панкреативизм Уайтхеда. Основы . Предисловие Николаса Решера, Франкфурт/Париж, ontos verlag, 2006.
- Вебер, Мишель, Панкреативизм Уайтхеда. Jamesian Applications , Франкфурт/Париж, ontos verlag, 2011.
- Вебер, Мишель и Уилл Десмонд (ред.), «Справочник по процессуальной мысли Уайтхеда» , Франкфурт/Ланкастер, ontos verlag, 2008.
- Ван Вик, Алан и Вебер, Мишель (ред.), Творчество и его недовольство. Ответ на процесс и реальность Уайтхеда , Франкфурт/Ланкастер, ontos verlag, 2009.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интернет-энциклопедия философии : « Философия процесса » - Дж. Р. Хаствит.
- Стэнфордская энциклопедия философии : « Философия процесса » — Николас Решер .