Абд аль-Мумин
Абд аль-Мумин | |||||
---|---|---|---|---|---|
Халиф и Амир аль-Муминин | |||||
![]() | |||||
Правитель Халифата Альмохадов | |||||
Царствование | 1133–1163 | ||||
Преемник | Абу Якуб Юсуф | ||||
Рожденный | в. 1094 Тагра, Тлемсен , Королевство Хаммадидов [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] | ||||
Умер | 1163 г. (ок. 69 лет) Продажа , Империя Альмохадов | ||||
Супруг | Утро бинт Аби Имран | ||||
Проблема | Абу Якуб Юсуф Айша бинт Абд аль-Мумин [ 4 ] | ||||
| |||||
Династия | Альмохад | ||||
Отец | Али ибн Махлуф аль-Куми | ||||
Мать | Талу бинт Атия ибн аль-Хайр [ 5 ] | ||||
Религия | ислам |
Абд аль-Мумин (ок. 1094–1163) ( арабский : Абд аль-Мумин ибн Али или Абд аль-Мумин аль -Куми ; полное имя: Абд аль-Мумин ибн Али ибн Алви ибн Яхла аль-Куми Абу Мухаммад ) [ 6 ] был видным членом движения Альмохадов . Хотя само движение Альмохадов было основано Ибн Тумартом , Абд аль-Мумин был основателем правящей династии и создателем империи Альмохадов. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Как лидер движения Альмохадов он стал первым халифом Империи Альмохадов в 1133 году, после смерти в 1130 году основателя движения Ибн Тумарта, и правил до своей смерти в 1163 году. Абд аль-Мумин изложил доктрину своего предшественника. Альмохадизма . на практике, победил Альморавидов и распространил свое правление на Аль-Андалус (на Пиренейском полуострове ) и до Туниса в Ифрикии (современный Тунис ), таким образом объединив Магриб в Северной Африке и Аль-Андалус в Европе под одним вероучением и одним правительством. [ 13 ] [ 14 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Абд аль-Мумин родился в деревне Тагра. [ 15 ] [ 16 ] близ Тлемсена , в Королевстве Хаммадидов , современный Алжир , [ 2 ] [ 3 ] в Кумия берберское племя конфедерации Зената . [ 17 ] Это племя поселилось на севере нынешней провинции Оран , недалеко от Недромы . [ 6 ] Его отец был гончаром из Недромы. [ 18 ]
Будучи молодым, Абд аль-Мумин отправился в Тлемсен, чтобы изучать фикх . Его наставник умер прежде, чем он смог завершить свое обучение. Затем он узнал об ученом и благочестивом факихе по имени Феких Сусси (позже известный как Ибн Тумарт ), который путешествовал с востока по пути в свою родину в Тинмеле , современное Марокко . Абд аль-Мумин и его сверстники хотели убедить Ибн Тумарта поселиться в Тлемсене, поэтому его отправили к Ибн Тумарту с письмом от студентов, приглашавшим его приехать в их землю. Они встретились в Меллале недалеко от Беджая . [ 19 ] Ибн Тумарт отклонил приглашение, но Абд аль-Мумин остался с ним, и они вместе продолжили путь в Марокко . [ 19 ]
Политическая жизнь
[ редактировать ]Где-то около 1117 года Абд аль-Мумин стал последователем Ибн Тумарта . [ 20 ] лидер Масмуда ( берберского племени современного западного Марокко). [ 21 ] ), религиозный и военный лидер известного благочестия, основавший Альмохадов как религиозный орден с целью восстановления чистоты ислама. Его группа долгое время враждовала с Альморавидами и была вынуждена покинуть страну в горах. Абд аль-Мумин оставался с Ибн Тумартом, пока он медленно направлялся в Марракеш . Именно там его наставник объявил себя Махди (божественно ведомым) и выступил против династии Альморавидов . [ 20 ] После этого заявления группа двинулась в Атласские горы и собрала там последователей. Со временем они создали небольшое государство Альмохадов. Во время нападения на Марракеш аль-Башир, второй командир, был убит, и на его место был назначен Абд аль-Мумин. [ 20 ]
Когда Ибн Тумарт умер в 1130 году в своем рибате в Тинмеле , [ 6 ] [ 14 ] потерпев тяжелое поражение от Альморавидов, Абд аль-Мумин и совет десяти держали в секрете смерть Ибн Тумарта в течение 3 лет, [ 22 ] поскольку Альмохады переживали трудные времена в борьбе с Альморавидами. Абд аль-Мумин также опасался, что Масмуда (берберское племя Ибн Тумарта) не примет его в качестве своего лидера, поскольку он был посторонним. В конце концов он действительно возглавил Альмохадов, когда между ним и шейхом Абу Хафсом, лидером Масмуды, были установлены семейные отношения. [ 19 ] Затем он выступил как лейтенант Ибн Тумарта, стал лидером движения и превратил его в мощную военную силу. Он провозгласил себя халифом, получив титулы Халифат аль-Махди («Представитель Махди»), а позже – вероятно, после завоевания Марракеша – Амира аль-Муминина («Принц/Повелитель верующих»). [ 23 ] [ 6 ] В конце концов он принял арабскую генеалогию Кайси , в которую входил пророк Мухаммед . [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] При нем Альмохады спустились с гор, в конечном итоге уничтожив власть пошатнувшейся династии Альморавидов к 1147 году.
Абд аль-Мумин создал свою империю, сначала завоевав контроль над высокими Атласскими горами, затем над Средним Атласом и регионом Риф , а в конечном итоге переселившись на свою родину к северу от Тлемсена . [ 20 ] В 1145 году, после того как Альморавиды потеряли предводителя своих каталонских наёмников Реветера , Альмохады разгромили их в открытом бою. С этого момента Альмохады двинулись на запад, на прибрежную равнину Атлантического океана. Осадив Марракеш, они наконец захватили его в 1147 году. [ 20 ] Традиционные источники утверждают, что после основания своей столицы в Марракеше Абд аль-Мумин поставил перед собой дилемму, заключающуюся в том, что Альмохады считали его городом еретиков. Он удовлетворился разрушением их дворца и мечетей, хотя неясно, были ли они на самом деле снесены или просто заброшены. [ 27 ]
Участие Альмохадов в Аль-Андалусе началось еще в 1145 году, когда Али ибн Иса ибн Маймун, альморавидский военно-морской командующий Кадиса , перешел на сторону Абд аль-Мумина. [ 6 ] [ 28 ] : 202 [ 14 ] : 75 В том же году Ибн Каси, правитель Силвеша , был одним из первых андалузских лидеров, призвавших Альмохадов вмешаться в Аль-Андалус, чтобы остановить продвижение христианских королевств, которых нерешительные Альморавиды не смогли сдержать. В 1147 году Абд аль-Мумин послал военные силы во главе с другим перебежчиком из Альморавидов, Абу Исхаком Барразом, который захватил Альхесирас и Тарифу , а затем двинулся на запад, в Ньеблу , Бадахос и Алгарве . Альморавиды в Севилье были осаждены в 1147 году, пока город не был захвачен в 1148 году при поддержке местных жителей. [ 28 ] [ 14 ] : 74–78
Примерно в это же время крупное восстание в долине Су , возглавляемое Мухаммадом ибн Абдаллахом аль-Масси, потрясло Империю Альмохадов и приняло религиозные аспекты, сплотив различные племена для противостояния Альмохадам. Некоторые важные города, такие как Сеута , Сале и Сиджилмасса, свергли своих губернаторов Альмохадов. Альморавид Яхья ибн ас-Сахравия был объявлен правителем Сеуты. После первоначальных неудач Альмохадов восстание в конечном итоге было подавлено благодаря лейтенанту Абд аль-Мумина Умару аль-Хинтати, который возглавил отряд, убивший аль-Масси. Сообщается, что после этого Абд аль-Мумин прибег к более драконовским мерам и начал чистку людей, которые, по его мнению, могли быть нелояльными среди подчиненных берберских племен, в результате чего, как утверждается, было казнено около 30 000 человек. [ 28 ] : 203 [ 14 ] : 72–73
Восстание истощило ресурсы Альмохадов и привело к временным изменениям в Аль-Андалусе, но вскоре Альмохады снова перешли в наступление. Отвечая на местные призывы мусульманских чиновников, они в 1149 году взяли под свой контроль Кордову , спасая город от войск Альфонсо VII. [ 28 ] : 204 Оставшиеся Альморавиды в Аль-Андалусе во главе с Яхьей ибн Ганией к тому времени были ограничены Гранадой . В 1150 или 1151 году Абд аль-Мумин вызвал лидеров и знатных людей Аль-Андалуса, находившихся под его контролем, в Рибат аль-Фатх ( Рабат ), где заставил их присягнуть ему на верность, очевидно, в качестве политической демонстрации своей власти. [ 14 ] [ 28 ] Альморавиды в Гранаде потерпели поражение в 1155 году и отступили на Балеарские острова, где продержались несколько десятилетий. [ 14 ]
Однако на протяжении большей части 1150-х годов Абд аль-Мумин сосредоточил свои усилия на расширении на восток через Северную Африку до Ифрикии. [ 14 ] [ 28 ] К 1151 году он достиг Константина , где столкнулся с коалицией арабских племен, маршировавшей через берберские земли. Вместо того, чтобы уничтожать эти племена, он использовал их для своих кампаний в Аль-Андалусе, и они также помогли подавить любое внутреннее сопротивление со стороны семьи Ибн Тумарта. [ 20 ] Абд аль-Мумин возглавил свои войска для завоевания Туниса в 1159 году, продолжая постепенно устанавливать контроль над Ифрикией, ) , Кайруан и другие прибрежные захватывая города Махдия (тогда принадлежавшую Роджеру II Сицилийскому города вплоть до Триполи ( в современной Ливии ). Затем он вернулся в Марракеш и отправился в экспедицию в Аль-Андалус в 1161 году. Абд аль-Мумин приказал построить новую цитадель в Гибралтаре, где он обосновался во время своего пребывания в Аль-Андалусе. [ 6 ] [ 14 ]
Последние годы
[ редактировать ]Империя Альмохадов была построена Абд аль-Мумином и фактически управлялась его семьей (известной как Муминиды). Это, а также его продолжающаяся военная деятельность разозлили тех, кто считал себя основателями движения Альмохадов. Эти основатели предприняли неудачную попытку убить Абд аль-Мумина в 1160 году. [ 29 ]
Абд аль-Мумин вернулся из Аль-Андалуса в Магриб в 1162 году. В течение следующего года он остался в Рибат аль-Фатхе и начал собирать войска в его стенах с намерением начать еще одну экспедицию в Аль-Андалус. Однако он заболел и после продолжительной болезни умер там в мае 1163 года ( Джумада II 558 г. хиджры ). [ 6 ] [ 14 ] : 90 Его тело было перевезено в Тинмел, где он был похоронен после церемонии рядом с Ибн Тумартом в религиозном комплексе (центром которого была Великая мечеть Тинмел ), который он построил там несколько лет назад. его сын Абу Якуб Юсуф . Ему наследовал [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Абд аль-Мумин установил центральное правительство, которое будет контролировать Северную Африку более полувека после его смерти. Он основал династию, которой управляла его семья Муминиды. [ 29 ] К традиционным клановым организациям берберов он добавил концепцию Махзана — центральной администрации, укомплектованной испанскими мусульманами. Чтобы поддерживать приток доходов Империи, он создал земельный кадастр. Абд аль-Мумин также поддерживал искусство, но, следуя желанию основателей, при строительстве мечетей он сохранял их простыми и незамысловатыми по сравнению с другими сооружениями того времени. [ 20 ] его считают национальным героем В Алжире . [ 30 ]
Он также был выдающимся строителем памятников и дворцов. В частности, он основал мечеть Кутубия в Марракеше и мечеть Тинмел . [ 31 ] [ 14 ] В 1150 году он построил Касбу Удайя через реку от Сале и основал прилегающее поселение. Назвав новую крепость аль-Махдия или Рибат аль-Фатх , он намеревался использовать ее как плацдарм для будущих кампаний на Пиренейском полуострове. [ 14 ] : 309–310 Поселение было дополнительно украшено и укреплено Якубом аль-Мансуром в конце XII века и в конечном итоге стало современным Рабатом. [ 14 ]
Династия Альмохадов
[ редактировать ]Генеалогическое древо Альмохадов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Мэгилл, Фрэнк Нортен; Авес, Элисон (1998). Словарь мировой биографии: Средневековье — Google Книги . Рутледж. ISBN 9781579580414 .
- ^ Jump up to: а б «Абд аль-Мумин - халиф Альмохадов» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 25 апреля 2022 года.
- ^ Jump up to: а б Фиерро, Марибель. 2021. Абд аль-Мумин: махдизм и халифат на исламском Западе . Саймон и Шустер .
- ^ Фиерро, Марибель (04 ноября 2021 г.). Абд аль-Мумин: махдизм и халифат на исламском Западе . Саймон и Шустер . п. 73. ИСБН 978-0-86154-192-8 .
- ^ Фиерро, Марибель (04 ноября 2021 г.). 'Абд аль-Мумин: махдизм и халифат на исламском Западе . Саймон и Шустер . п. 69. ИСБН 978-0-86154-192-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Леви-Провансаль, Эварист (1960). « Абд аль-Мумин» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 78–79. OCLC 495469456 .
- ^ Кембриджский спутник арабской философии - Издательство Кембриджского университетаОт Кембриджского спутника философии
- ^ Ой, Журнал искусств Огуна, Том 4, Факультет искусств, Государственный университет Огуна
- ^ Энциклопедия ислама: NED-SAMГамильтон Александр Росскин Гибб
- ^ Энциклопедия мировой биографии McGraw-Hill: Международный справочный сборник, Том 1
- ^ Религиозные традиции Африки: История - Элизабет Исичей
- ^ Британская энциклопедия: Макропедия: глубокие знания. 19 Британская энциклопедия, Инкорпорейтед
- ^ Кодзиро Накамура , «Критика арабских грамматистов Ибн Мадой». Восток , т. 10, с. 89-113. 1974 год
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748646821 .
- ^ Словарь мировой биографии: Средневековье - страница 4
- ^ Энциклопедия мусульман мира: племена, касты и общины
- ^ Гейтс, Генри Луи; Акьемпонг, Эммануэль; Нивен, Стивен (2012). Словарь африканской биографии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199857258 .
- ^ Мусульмане: Энциклопедия ислама: включая статьи, подготовленные рядом ведущих востоковедов и современных исламских ученых, Том 1 - страница 255
- ^ Jump up to: а б с Ибн Халдун, Абдерахман (1377 г.). История Ибн Халдуна: Диван Начинающего и Аль-Хобар в истории арабов и берберов и их современников, имеющих большое значение . Том. 6. Дарул Фикр. п. 167.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г « Абд аль-Мумин . энциклопедия Британская Том. Я: A-Ac - Байес (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия, Inc. 2010. стр. 101-1. 15–1 ISBN 978-1-59339-837-8 .
- ^ «Мировые культуры EHRAF» .
- ^ Ибн Халдун, Абдерахман (1377 г.). История Ибн Халдуна: Диван Начинающего и Аль-Хобар в истории арабов и берберов и их современников, имеющих большое значение . Том. 6. Дарул Фикр. стр. 305–306.
- ^ Фиерро, Марибель (2021). 'Абд аль-Мумин: махдизм и халифат на исламском Западе . Саймон и Шустер . ISBN 978-0-86154-192-8 .
- ^ Бауэринг, Герхард; Кроун, Патрисия; Кади, Вадад; Мирза, Махан; Стюарт, Девин Дж.; Заман, Мухаммад Касим (2013). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. п. 34. ISBN 978-0-691-13484-0 .
- ^ Фиерро, Марибель (04 ноября 2021 г.). 'Абд аль-Мумин: махдизм и халифат на исламском Западе . Саймон и Шустер . ISBN 978-0-86154-192-8 .
- ^ Мери, Йозеф В. (31 октября 2005 г.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. п. 38. ISBN 978-1-135-45603-0 .
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кеннеди, Хью (1996). Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Рутледж. ISBN 9781317870418 .
- ^ Jump up to: а б Словарь мировой биографии: Средние века
- ^ Универсальный, Энциклопедия. « АБД АЛЬ-МУМИН» . Универсальная энциклопедия Проверено 7 января 2017 г.
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055-1269 гг . Париж: ЛиенАрт.