Согласованная основа
Рамочное соглашение между Соединенными Штатами Америки и Корейской Народно-Демократической Республикой (북미제네바기본합의서) было подписано 21 октября 1994 года между Северной Кореей (КНДР) и Соединенными Штатами . Целью соглашения было замораживание и замена программы северокорейских атомных электростанций более к ядерному распространению устойчивыми легководными реакторами , а также поэтапная нормализация отношений между США и КНДР . Реализация соглашения была затруднена с самого начала, но его ключевые элементы реализовывались до тех пор, пока оно фактически не сломалось в 2003 году.
Фон
[ редактировать ]12 декабря 1985 года Северная Корея стала участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). 10 апреля 1992 года вступило в силу соглашение о гарантиях по ДНЯО. В мае 1992 года Северная Корея представила МАГАТЭ свой первоначальный отчет в соответствии с этим соглашением, и начались инспекции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Вскоре после этого возникли несоответствия между первоначальным заявлением Северной Кореи и выводами Агентства, главным образом несоответствие между заявленным плутониевым продуктом и решениями по ядерным отходам и результатами анализа Агентства. Последний предположил, что в Северной Корее существует незаявленный плутоний. Чтобы найти ответы на обнаруженные несоответствия и определить полноту и правильность предоставленной первоначальной декларации, МАГАТЭ запросило доступ к дополнительной информации и к двум объектам, которые, по всей видимости, были связаны с хранением ядерных отходов. [1] КНДР отказала в доступе к этим объектам, а 12 марта 1993 года Северная Корея объявила о своем решении выйти из ДНЯО.
1 апреля 1993 года МАГАТЭ пришло к выводу, что Северная Корея не соблюдает свое Соглашение о гарантиях, и передало это в Совет Безопасности ООН. Совета Безопасности ООН После принятия резолюции 825 , которая призвала КНДР пересмотреть свое решение о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия и допустить в страну инспекторов по вооружению Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), Северная Корея «приостановила выполнение» договора. этот вывод в июне 1993 года. [1] [2]
В ноябре 1993 года Северная Корея предложила Соединенным Штатам, чтобы правительства двух стран договорились о «пакетном решении» всех вопросов, разделяющих их. Администрация Клинтона в принципе согласилась с этим, но обусловила такие «всеобъемлющие» переговоры тем, что Северная Корея первой должна разрешить возобновление инспекций МАГАТЭ и возобновить переговоры с Южной Кореей по ядерным вопросам (Северная Корея в конце концов прервала переговоры с Южной Кореей). 1992). Северная Корея обратилась к МАГАТЭ в январе 1994 года, предложив единственную инспекцию, менее всеобъемлющую, чем те, которые были проведены МАГАТЭ в 1992 году. После нескольких недель трудных переговоров МАГАТЭ объявило 16 февраля 1994 года, что Северная Корея согласилась на «инспекционную деятельность», которая Агентство запросило. В ответ администрация Клинтона согласилась приостановить военные учения Team Spirit с Южной Кореей (давнее требование Северной Кореи) и начать новый раунд переговоров с Северной Кореей — при условии, что Северная Корея разрешит полную реализацию инспекций МАГАТЭ и начнет переговоры на высоком уровне с Южной Кореей. [3]
Соглашение
[ редактировать ]- Мотивация : КНДР заявила о намерении выйти из ДНЯО и несоблюдении гарантий МАГАТЭ .
- Дата подписания : 21 октября 1994 г. США послом Робертом Галлуччи и КНДР вице-министром Кан Сок Чжу.
- Краткое содержание : Замораживание северокорейской ядерной программы, ведущее к денуклеаризации Корейского полуострова, и первоначальное мирное соглашение между Соединенными Штатами и Северной Кореей [4] [5]
Штаты | Согласованные пункты | Прогресс |
---|---|---|
Соединенные Штаты | * Ежегодно поставлять в КНДР 500 000 тонн тяжелой нефти в качестве альтернативного источника энергии. * Принять меры по поставке в КНДР двух легководных реакторов мощностью 1000 МВт с намеченной датой - 2003 г. * Предоставить КНДР официальные гарантии против использования ядерного оружия США. * Двигаться к полной нормализации политических и экономических отношений. |
* Тяжелая нефть была доставлена в КНДР с некоторыми задержками. * США создали международный консорциум KEDO для строительства LWR, хотя Конгресс США отклонил финансирование этого проекта со стороны США. |
Северная Корея | * Заморозить все ядерные реакторы с графитовым замедлителем (реактор мощностью 5 МВт и строящиеся реакторы мощностью 50 и 200 МВт). * Оставаться участником ДНЯО. * Принять меры по реализации Совместной декларации 1992 года о денуклеаризации Корейского полуострова. * Демонтаж графитовых реакторов после завершения проекта LWR. * Двигаться к полной нормализации политических и экономических отношений. |
* КНДР прекратила эксплуатацию реактора мощностью 5 МВт и оставила строящиеся реакторы. * КНДР «приостановила» уведомление о выходе из ДНЯО. |
Основные положения соглашения [6] были:
- КНДР с графитовым замедлителем мощностью 5 МВт Ядерный реактор , а также строящиеся реакторы мощностью 50 МВт и 200 МВт, которые могут легко производить оружейный плутоний , будут заменены двумя электростанциями с легководными реакторами (LWR) мощностью 1000 МВт к установленному сроку 2003 года.
- Нефть для отопления и производства электроэнергии будет поставляться, пока реакторы КНДР будут остановлены, а строительство остановлено до завершения строительства первого энергоблока LWR. Объем нефти составил 500 000 тонн мазута в год.
- Обе стороны будут двигаться к полной нормализации политических и экономических отношений.
- США предоставят мира и национальной безопасности против угрозы или применения ядерного оружия со стороны США. КНДР официальные гарантии
- КНДР предпримет шаги по реализации Совместной декларации 1992 года о денуклеаризации Корейского полуострова. [7] между Южной и Северной Кореей.
- КНДР останется участником Договора о нераспространении ядерного оружия .
- Специальные и плановые инспекции МАГАТЭ возобновятся на объектах, не подлежащих замораживанию.
- Существующие запасы отработавшего ядерного топлива будут храниться и в конечном итоге утилизироваться без переработки в КНДР.
- Перед поставкой ключевых ядерных компонентов LWR КНДР должна полностью соблюдать свое соглашение о гарантиях с МАГАТЭ.
В поддержку соглашения также имелся несколько конфиденциальных протоколов, которые не были обнародованы. [8] [9] Сообщается, что они включают в себя то, что полномасштабные гарантии МАГАТЭ будут применяться, когда основные неядерные компоненты первого блока LWR будут завершены, но до поставки ключевых ядерных компонентов. [10]
Обязательства по соглашению были добровольными и необязательными. [ нужна ссылка ] не одобрен Сенатом США как договор , хотя и отмечен Советом Безопасности ООН . [11] [12] Он был подписан после 90-дневного предварительного уведомления Северной Кореи о ее намерении выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (который Северная Корея «приостановила» через 89 дней), наращивания военного присутствия США вблизи страны и планов США бомбить страну. действующий ядерный реактор в Йонбёне . [13]
США рассматривали Рамочное соглашение прежде всего как соглашение о нераспространении ядерного оружия, тогда как Северная Корея придавала большее значение мерам по нормализации отношений с США. [14]
Условия пакта и последующих соглашений включали остановку пилотного ядерного реактора в Йонбёне , отказ от строительства двух более крупных атомных электростанций, а также консервирование и герметизацию под контролем МАГАТЭ отработанного топлива, которое могло быть переработано для создания плутония для производства плутония. ядерное оружие . В обмен на это к 2003 году в Северной Корее будут построены два легководных реактора стоимостью 4 миллиарда долларов, которые в основном будут поставлены Южной Кореей. [15] Тем временем Северная Корея будет бесплатно получать 500 000 тонн мазута ежегодно, чтобы компенсировать потери в производстве энергии. Северная Корея должна была полностью соблюдать свое соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, что позволило МАГАТЭ проверить правильность и полноту своего первоначального заявления, прежде чем будут доставлены ключевые ядерные компоненты реактора. Когда строительство установок LWR будет завершено, Северная Корея демонтирует остальные свои ядерные реакторы и связанные с ними объекты.
Организация по развитию энергетики Корейского полуострова (KEDO) представляет собой консорциум США, Южной Кореи, Японии и ряда других государств, который отвечает за реализацию связанных с энергетикой частей соглашения. Северная Корея выплатит KEDO беспроцентный 20-летний период после завершения строительства каждой установки LWR. [16]
Сообщалось, что официальные лица президента США Билла Клинтона согласились на этот план только потому, что они думали, что правительство Северной Кореи рухнет до завершения проекта атомной энергетики, поскольку лидер Северной Кореи Ким Ир Сен недавно умер . [17] Официальные лица Северной Кореи в то время также подозревали, что США ожидали скорого распада КНДР. [18]
Реализация соглашения
[ редактировать ]Вскоре после подписания соглашения контроль Конгресса США перешел к Республиканской партии , которая не поддержала соглашение. [19] [20] Некоторые сенаторы -республиканцы были категорически против соглашения, рассматривая его как умиротворение . [21] [22] Первоначально для финансирования переходных поставок нефти в соответствии с соглашением использовались чрезвычайные фонды Министерства обороны США, не находящиеся под контролем Конгресса. [23] вместе с международным финансированием. С 1996 года Конгресс выделял финансирование, хотя и не всегда в достаточном объеме. [14] [24] В результате некоторые из согласованных поставок нефти в переходный период были доставлены с опозданием. [25] Первый директор KEDO Стивен Босворт позже прокомментировал: «Рамочное соглашение осталось политическим сиротой в течение двух недель после его подписания». [26]
Некоторые аналитики полагают, что Северная Корея согласилась на замораживание в первую очередь из-за соглашения США о поэтапной отмене экономических санкций, действовавших после Корейской войны . Но из-за противодействия Конгресса США не смогли выполнить эту часть соглашения. [27]
Необходимо было изыскать международное финансирование для электростанций, заменяющих LWR. Официальные приглашения к участию в торгах не раздавались до 1998 года, когда задержки уже привели в ярость Северную Корею. [26] В мае 1998 года Северная Корея предупредила, что возобновит ядерные исследования, если США не смогут установить LWR. [28] [29] Официальная закладка фундамента на этом объекте состоялась 21 августа 1997 года. [30] но значительные расходы на проект LWR начались только в 2000 году. [31]
Официальные лица США в 1998 году свидетельствовали Конгрессу, что северокорейцы не допустили серьезных нарушений какого-либо аспекта Рамочного соглашения. [32]
Джоэл С. Вит, координатор Государственного департамента по реализации Рамочного соглашения (1995–2000 гг.) [33] во время правления администрации Клинтона заявил, что «мы знали об мошенничестве КНДР на фронте высокообогащенного урана, начиная с 1998 года». [11]
Американский дипломат, участвовавший в переговорах по этим рамкам, Роберт Галлуччи предупредил, что они могут рухнуть, если Соединенные Штаты не выполнят взятые на себя обязательства. [32]
Между Северной Кореей и Соединенными Штатами росли разногласия по поводу масштабов и реализации соглашения. Соединенные Штаты мало что сделали для выполнения своих обязательств по нормализации политических и экономических отношений. [34] Когда к 1999 году экономические санкции не были сняты и полные дипломатические отношения между Соединенными Штатами и Северной Кореей не были установлены, Северная Корея предупредила, что возобновит ядерные исследования, если Соединенные Штаты не выполнят свою часть сделки. [ нужна ссылка ] [35]
Строительство первого реактора LWR началось в августе 2002 года. [36] Строительство обоих реакторов сильно отставало от графика. Первоначальный план заключался в том, чтобы оба реактора были введены в эксплуатацию к 2003 году, но в конце 2002 года строительство было остановлено на неопределенный срок. Сенаторы обвинили президента Клинтона в занижении стоимости проекта. [32]
Первый заместитель помощника госсекретаря Раст Деминг заявил Конгрессу, что «откровенно говоря, в прошлые годы мы не всегда соблюдали крайние сроки топливного года». [32]
Окончательный разрыв соглашения
[ редактировать ]В январе 2002 года президент США Джордж Буш назвал Северную Корею в своем первом Послании о положении страны частью « Оси зла» . [37]
В октябре 2002 года делегация США во главе с помощником госсекретаря Джеймсом А. Келли посетила Северную Корею, чтобы предъявить северокорейцам оценку США о том, что у них есть программа по обогащению урана . [38] Отчеты сторон о встрече разнятся. Американская делегация полагала, что Северная Корея признала существование программы по производству высокообогащенного урана. [39] Северные корейцы заявили, что Келли сделал свои утверждения в высокомерной манере, но не представил никаких доказательств, таких как спутниковые фотографии, и в ответ отрицали, что Северная Корея планировала производить ядерное оружие с использованием обогащенного урана. Далее они заявили, что как независимое суверенное государство Северная Корея имела право обладать ядерным оружием для защиты, хотя на тот момент у них не было такого оружия. [8] [40] [41] Отношения между двумя странами, которые два года назад казались обнадеживающими, быстро переросли в открытую враждебность. [14]
Данные по ВОУ, на которых основано обвинение Джеймса Келли, до сих пор вызывают споры: согласно информационному бюллетеню ЦРУ Конгрессу от 19 ноября 2002 года, существовало «явное свидетельство того, что Север начал строительство центрифуги», и этот завод мог бы производить достаточное количество ВОУ в год. для двух или более ядерных боеголовок в год, когда оно будет завершено. Однако некоторые эксперты считают, что оборудование, импортированное Северной Кореей, не является достаточным доказательством программы обогащения в промышленных масштабах. [42]
В ноябре 2002 года члены КЕДО рассматривали возможность прекращения поставок мазута в ответ на события предыдущего месяца. Помощник госсекретаря США Джеймс А. Келли предупредил японских чиновников, что Конгресс США не будет финансировать такие поставки из-за продолжающихся нарушений. Поставки были остановлены в декабре. [43]
10 января 2003 г. Северная Корея вновь объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия. [44] 10 февраля 2005 г. Северная Корея наконец заявила, что она произвела ядерное оружие в качестве «средства ядерного сдерживания для самообороны». [45] 9 октября 2006 года Северная Корея провела ядерное испытание . Спецслужбы США полагают, что Северная Корея произвела несколько простых видов ядерного оружия.
В декабре 2003 года КЕДО приостановила работы по проекту водо-водяного реактора. Впоследствии KEDO сместила акцент своих усилий на обеспечение сохранности и обслуживания активов проекта LWR на строительной площадке в Северной Корее и на объектах производителей по всему миру (на сегодняшний день инвестировано 1,5 миллиарда долларов). [46]
Каждая сторона обвиняла другую в прекращении действия Рамочного соглашения. Соединенные Штаты отметили, что северокорейский завод по обогащению урана нарушит Совместную декларацию 1992 года о денуклеаризации Корейского полуострова. [47] В котором говорится: «Юг и Север не должны обладать предприятиями по ядерной переработке и обогащению урана». Северная Корея обвинила Соединенные Штаты во «враждебной политике», в том числе в умышленной задержке поставок топлива и реализации проекта КЕДО, что «фактически аннулировало» соглашение, включив Северную Корею в состав «Оси зла» и в качестве цели предвыборной кампании США. -превентивные ядерные удары. [48] [49] [50]
Хотя соглашение в значительной степени было нарушено, Северная Корея не возобновила работы на двух промышленных атомных электростанциях, которые были заморожены в соответствии с соглашением. Эти заводы потенциально могли бы производить достаточно плутония оружейного качества для производства нескольких ядерных боеголовок в год. Рамочное соглашение позволило заморозить производство северокорейского плутония на плутониевом комплексе в Йонбёне на восемь лет с 1994 по декабрь 2002 года; [51] однако ему не удалось помешать Северной Корее разработать секретную программу по производству высокообогащенного урана. [52] началось в «середине или конце 1990-х годов». [53]
Обсуждения проходили в рамках шестисторонних переговоров о новом соглашении, предварительное соглашение было достигнуто 19 сентября 2005 года. В соглашении не упоминалось утверждение США о том, что Северная Корея имеет секретную подземную программу по обогащению урана. Однако новое соглашение потребует от Северной Кореи демонтировать все ядерные объекты, а не только отдельные станции, как это предусмотрено Рамочным соглашением. [54] В конечном итоге шестисторонние переговоры были прекращены в 2009 году.
31 мая 2006 года КЕДО приняло решение о прекращении проекта строительства LWR. [55]
См. также
[ редактировать ]- Северная Корея и оружие массового поражения
- Шестисторонние переговоры
- Корейский мирный процесс 2018 г.
- Саммит Северной Кореи и США 2018 г.
- Саммит Северной Кореи и США в Ханое, 2019 г.
- Саммит демилитаризованной зоны Кореи и США 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Информационный бюллетень о ядерных гарантиях КНДР» . МАГАТЭ. 14 октября 2014 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2014 года . Проверено 30 ноября 2014 г.
- ^ Селиг С. Харрисон (2009). Корейский эндшпиль: стратегия воссоединения и размежевания США . Издательство Принстонского университета. п. 209. ИСБН 9781400824915 . Проверено 30 ноября 2014 г.
- ^ «Рассмотрение Советом Безопасности ООН нарушений Северной Кореей своих обязательств по ядерному договору» . Архивировано из оригинала 9 апреля 2015 г. Проверено 4 апреля 2015 г.
- ^ « Предотвратили войну с Северной Кореей в 1994 году – вот что нужно сделать» .inews.co.uk. 5 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 г. Проверено 10 сентября 2017 г. .
- ^ «Заявление бывшего президента США Джимми Картера о текущих отношениях между США и Северной Кореей» . http://cartercenter.org. Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 г. Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ «Рамочное соглашение от 21 октября 1994 года между Соединенными Штатами Америки и Корейской Народно-Демократической Республикой» (PDF) . МАГАТЭ. 2 ноября 1994 г. INFCIRC/457. Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2003 года.
- ^ АЭС. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б «Необходимо заключение договора о ненападении между КНДР и США» . ЦТАК . 25 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2009 г. Проверено 15 марта 2009 г.
- ^ Уильям Дж. Клинтон (4 марта 1999 г.), Президентское определение № 99-16 , Белый дом , заархивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. , получено 27 сентября 2007 г.
- ^ Международный институт стратегических исследований (10 февраля 2004 г.), Программы вооружений Северной Кореи: чистая оценка , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 978-1-4039-3324-9 , архивировано из оригинала 11 марта 2009 г. , получено 5 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Гленн Кесслер (13 марта 2015 г.). «Ошибочный урок истории Коттона о северокорейской ядерной сделке» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 12 ноября 2016 года . Проверено 11 ноября 2016 г.
В администрации Клинтона «мы знали об мошенничестве КНДР на фронте высокообогащенного урана, начиная с 1998 года».
- ^ Заявление Председателя Совета Безопасности , ООН 4 ноября 1994 г., S/PRST/1994/64, заархивировано из оригинала 12 сентября 2016 г. , получено 7 сентября 2017 г.
- ^ «Линия фронта: ядерная игра Кима: интервью: Эштон Картер» . ПБС. 03.03.2003. Архивировано из оригинала 29 марта 2009 г. Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Зигфрид С. Хекер; Шон С. Ли; Хаим Браун (лето 2010 г.). «Выбор Северной Кореи: бомбы вместо электричества» . Мост . 40 (2). Национальная инженерная академия : 5–12. Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 г. Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ «Текст законопроекта - 104-й Конгресс (1995–1996) - ТОМАС (Библиотека Конгресса)» . thomas.loc.gov . Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 г.
- ^ Соглашение о поставке проекта легководного реактора в Корейскую Народно-Демократическую Республику. Архивировано 23 сентября 2009 г. в Wayback Machine , KEDO, 1995 г.
- ^ Кесслер, Гленн (13 июля 2005 г.). «Южная Корея предлагает поставлять энергию, если Север откажется от оружия» . Вашингтонпост.com . Архивировано из оригинала 08.11.2012 . Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ Ким Джи Ён (27 января 2003 г.). «КНДР в течение нескольких недель вновь запустит ядерные объекты для производства электроэнергии» . Народная Корея. Архивировано из оригинала 9 сентября 2009 г. Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ Леон V Сигал (февраль 2007 г.), Северная Корея: работа на переговорах , Центр международных исследований Массачусетского технологического института, заархивировано из оригинала 09 сентября 2009 г. , получено 5 марта 2009 г.
- ↑ Совместная резолюция, касающаяся Рамочного соглашения США и Северной Кореи и обязательств Северной Кореи по этому и предыдущим соглашениям в отношении денуклеаризации Корейского полуострова и диалога с Республикой Корея. Архивировано 4 сентября 2015 г. на Wayback Machine. , Палата представителей , 104-й Конгресс , 1-я сессия, HJ Res. 83, 18 сентября 1995 г.
- ^ «Линия фронта: ядерная игра Кима: интервью: Роберт Галлуччи» . ПБС. 10 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2009 г. Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ «Линия фронта: ядерная игра Кима: интервью: Perle» . ПБС. 27 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2009 г. Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ «Линия фронта: ядерная игра Кима: интервью: Уильям Перри» . ПБС. 26 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2009 года . Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ Ларри А. Никш (17 марта 2003 г.). Программа Северной Кореи по созданию ядерного оружия (PDF) (Отчет). Исследовательская служба Конгресса. ИБ91141. Архивировано (PDF) из оригинала 4 сентября 2009 г. Проверено 24 сентября 2009 г.
- ^ «Нераспространение ядерного оружия / Тяжелый мазут доставлен в Северную Корею в соответствии с рамками соглашения» (PDF) . www.globalsecurity.org . Архивировано из оригинала (PDF) 15 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Бехар, Ричард (12 мая 2003 г.). «Связь Рамми с Северной Кореей. Что Дональд Рамсфельд знал о сделке ABB по строительству там ядерных реакторов? И почему он не говорит об этом?» . CNN Деньги . Архивировано из оригинала 22 ноября 2007 года.
- ^ Селиг С. Харрисон (март – апрель 2001 г.), Время покидать Корею? , Foreign Relations , заархивировано из оригинала 1 марта 2009 г. , получено 9 июня 2009 г.
- ^ «Положение о LWR является обязательством США: представитель МИД КНДР» . Центральное информационное агентство Кореи . 06.03.1998. Архивировано из оригинала 1 апреля 2012 г. Проверено 13 ноября 2010 г.
- ^ «Зашедший в тупик проект LWR побудит Пхеньян перезапустить N-программу» . Народная Корея. 13 мая 1998 г. Архивировано из оригинала 24 августа 2009 г. Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ «KEDO прокладывает путь к ядерному проекту под руководством США, который подорвет статус клиента Южной Кореи» . Народная Корея . 21 августа 1997 года. Архивировано из оригинала 24 августа 2009 года . Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ «Годовой отчет Организации развития энергетики Корейского полуострова за 2004 год» (PDF) . Организация по развитию энергетики Корейского полуострова. 31 декабря 2004 г. Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2009 г. Проверено 14 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Райан, Мария (19 июля 2017 г.). «Почему сделка США с Северной Кореей 1994 года провалилась – и чему Трамп может из нее научиться» . Разговор . Архивировано из оригинала 24 октября 2017 года.
- ^ «Джоэл С. Уит – старший научный сотрудник» . Восточноазиатский институт Уэтерхеда Колумбийского университета . Колумбийский университет. Архивировано из оригинала 12 ноября 2016 года . Проверено 11 ноября 2016 г.
важный игрок в достижении Рамочного соглашения между США и Северной Кореей 1994 года. В 1995–2000 годах г-н Вит был координатором Госдепартамента по реализации этого соглашения.
- ^ Леон В. Сигал (18 мая 2018 г.). «Подача Пхеньяна в ответ» . 38 Север . Американо-корейский институт, Школа перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса . Проверено 23 мая 2018 г.
- ^ Поллак, Джонатан Д. (2003). «Соединенные Штаты, Северная Корея и конец Рамочного соглашения» (PDF) . Обзор военно-морского колледжа . 56 (3) . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Тим Картер. «Содействие миру и стабильности на Корейском полуострове и за его пределами» . КЕДО. Архивировано из оригинала 8 сентября 2009 г. Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ Зигфрид С. Хекер (12 января 2017 г.). «США должны поговорить с Северной Кореей» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ Джеймс А. Келли (15 июля 2004 г.). «Решение ядерной программы Северной Кореи» . Госдепартамент США.
- ^ «Линия фронта: ядерная авантюра Кима: ядерный потенциал: может ли Северная Корея иметь бомбу?» . ПБС. Архивировано из оригинала 6 июня 2009 года . Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ " "Дж. Келли не смогла предоставить «доказательства» в Пхеньяне»; подстроена история «поступления» – директор МИД КНДР О Сон Чхоль» . .korea-np.co.jp. Архивировано из оригинала 8 сентября 2009 г. Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 28 июня 2014 г. Проверено 4 апреля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Олбрайт, Дэвид (23 февраля 2007 г.). «Предполагаемый крупный обогатительный завод Северной Кореи: еще одна сомнительная экстраполяция, основанная на алюминиевых трубках» (PDF) . Институт науки и международной безопасности . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Тим Картер (14 ноября 2002 г.). «Завершение заседания Исполнительного совета КЕДО – 14 ноября 2002 г.» . КЕДО. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ "МИД КНДР направил письмо президенту СБ ООН" . ЦТАК . 10 января 2003 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2009 г. Проверено 27 мая 2009 г.
- ^ "МИД КНДР намерен приостановить свое участие в шестисторонних переговорах на неопределенный срок" . ЦТАК . 10 февраля 2005 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2009 г. Проверено 27 мая 2009 г.
- ^ Тим Картер (21 ноября 2003 г.). «Заседание Правления КЕДО – 21 ноября 2003 г.» . КЕДО. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ «АЭС» . Carnegieendowment.org. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ «Необходимо заключение договора о ненападении между КНДР и США» . ЦТАК . 25 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2009 г. Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ «Президент выступил с посланием о положении страны» . Georgewbush-whitehouse.archives.gov. 29 января 2002 г. Архивировано из оригинала 8 июня 2009 года . Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ Джон Пайк. «Обзор ядерной политики [выдержки]» . Globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 10 июня 2009 года . Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ Селиг Харрисон (25 октября 2007 г.). «Эксперт по внешней политике США призвал к «продолжительной поддержке» ядерных переговоров» . Посольство Республики Корея в Соединенных Штатах Америки. Архивировано из оригинала 9 сентября 2009 года . Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ «Может ли Северная Корея иметь бомбу?» . PBS.org . Архивировано из оригинала 6 июня 2009 года . Проверено 11 ноября 2016 г.
[В октябре 2002 г.] Очевидно, удивленные тем, как много узнали США, официальные лица Пхеньяна признали существование программы HUE, что является прямым нарушением ДНЯО.
- ^ ДЭВИД Э. СЭНГЕР (17 октября 2002 г.). «СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ЕСТЬ ПРОГРАММА ПО ЯДЕРНОМУ ОРУЖИЮ» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 11 ноября 2016 г.
Если утверждения Северной Кореи верны – а чиновники администрации так полагают, – то правительство Ким Чен Ира начало в середине или конце 1990-х годов секретную параллельную программу по производству оружейного материала из высокообогащенного урана.
- ^ Джозеф Кан; Дэвид Э. Сэнгер (20 сентября 2005 г.). «Американско-корейское соглашение по оружию оставляет открытыми ключевые моменты» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 5 февраля 2009 года . Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ «Главная страница сайта КЕДО» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2009 г. Проверено 9 июня 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рамочное соглашение между США и КНДР – Женева, 21 октября 1994 г. (архивировано 17 декабря 2003 г.)
- Пресс-брифинг посла Галлуччи о Корее (Рамочное соглашение) , Белый дом , 18 октября 1994 г.
- Информационный бюллетень «Программа содействия нераспространению ядерного оружия», 3-й квартал 1994 г. - описывает переговоры, ведущие к заключению Рамочного соглашения.
- Соглашение о поставке проекта легководного реактора в Корейскую Народно-Демократическую Республику - КЕДО, 1995 г.
- Глава 14: Северная Корея – из «Смертельных арсеналов» , Фонд Карнеги за международный мир (2002).
- Институт Наутилус - Углубленное освещение ситуации в Северной Корее с 1997 года.
- Ядерное нарушение Северной Кореи – Фонд Карнеги за международный мир
- Вашингтон был на грани войны с Северной Кореей 5 лет назад , CNN , 4 октября 1999 г.
- Модернизация рамочного соглашения между США и КНДР: энергетический императив , Институт Наутилус, 16 февраля 2001 г.
- Отчет о задержке строительства легководного реактора , ЦТАК , 22 мая 2001 г.
- Ядерные объекты Северной Кореи, Google Earth
- Распад Рамочной договоренности
- Дж. Келли не смог предоставить «доказательства» в Пхеньяне – О Сон Чхоль, МИД КНДР, 18 января 2003 г.
- Программа Северной Кореи по созданию ядерного оружия , Ларри А. Никш, Исследовательская служба Конгресса – Библиотека Конгресса, 17 марта 2003 г.
- История Рамочного соглашения 1994 года , Дэниел Б. Понеман, Форум международной политики , 7 марта 2003 г.
- Изучение уроков соглашения между США и Северной Кореей 1994 года , PBS , 10 апреля 2003 г.
- Соединенные Штаты, Северная Корея и конец рамочного соглашения , Обзор военно-морского колледжа , лето 2003 г.
- Работа с ядерными программами Северной Кореи - Джеймс А. Келли , помощник государственного секретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана, 15 июля 2004 г.
- Северная Корея обманула? , Министерство иностранных дел , январь/февраль 2005 г.
- Северная Корея заявляет, что откажется от ядерных усилий , The New York Times , 19 сентября 2005 г.
- ЦТАК призывает США компенсировать потери, вызванные списанием ВВС , ЦТАК , 19 декабря 2005 г.
- Пекинское соглашение не является рамочным соглашением , Питер Хейс, Институт Наутилус , 14 февраля 2007 г.
- Льюис, Джеффри (15 мая 2015 г.). «Пересмотр Рамочной договоренности» . 38 Север . Американо-корейский институт, Школа перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса.
- Совместная декларация о денуклеаризации Корейского полуострова
- Совместная декларация о денуклеаризации Корейского полуострова – текст соглашения, 19 февраля 1992 г.
- Совместная декларация Южной и Северной Кореи о денуклеаризации Корейского полуострова – анализ, Перечень международных организаций и режимов по нераспространению, 2002 г.