Эд Кларк (художник)
Эдвард Кларк | |
---|---|
Рожденный | Новый Орлеан , Луизиана , США | 6 мая 1926 г.
Умер | 18 октября 2019 г. Детройт, Мичиган , США | ( 93 года
Образование | Институт искусств Чикаго ; Академия Гранд Шомьер , Париж. |
Известный | Рисование |
Движение | Абстрактный экспрессионизм |
Награды | Национальный фонд искусств (1972); Институт искусств Чикаго (2013) |
Эдвард «Эд» Кларк (6 мая 1926 – 18 октября 2019) был художником- абстракционистом-экспрессионистом, известным своими широкими, мощными мазками, сияющими цветами и масштабными холстами. Будучи афроамериканцем , его главный вклад в модернистскую живопись оставался непризнанным до относительно позднего периода его семидесятилетней карьеры, в течение которого он впервые начал использовать фигурные холсты и коммерчески доступную метлу для создания ярких произведений искусства.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Эд Кларк родился 6 мая 1926 года в районе Сторивилля в Новом Орлеане , штат Луизиана , в семье Эдварда и Мерион (Хатчинсон) Кларк. Когда ему было 7 лет, семья переехала из Батон-Руж, штат Луизиана, в Чикаго. Его отец, заядлый игрок, был ненадежным поставщиком. Семью, включая младшую сестру Ширли, поддерживали в основном мать и родственники. Набожно религиозная Мерион Кларк отправила своего маленького сына в римско-католическую начальную школу, где монахини обнаружили, что у мальчика есть талант к рисованию, и поддержали его в создании классного религиозного искусства. [ 1 ] [ 2 ]
В 1944 году, во время Второй мировой войны , 17-летний Эд Кларк бросил среднюю школу и присоединился к ВВС США , где в конечном итоге служил в отряде, состоящем исключительно из чернокожих, на недавно отвоеванном Гуаме . [ 1 ] [ 2 ] Оставив армию в 1946 году и неподготовленным к поступлению в университет, он решил использовать стипендии Билля о правах военнослужащих , чтобы записаться на вечерние занятия в Школу Художественного института Чикаго , где он учился у Луи Ритмана и Хелен Гарднер . [ 1 ] [ 2 ] В 1952 году, имея льготы ветерана, он переехал в Париж, чтобы учиться в престижной Академии Гранд Шомьер под руководством Эдуарда Герга. [ 3 ]
Париж
[ редактировать ]Мекка французского искусства привела в восторг 26-летнего Кларка. «Они все были живы, чувак! Пикассо, Брак. … Все были там! … Матисс был жив. … И они тогда были как боги!» - вспоминал он в устном интервью 2011 года, опубликованном в 2014 году. [ 2 ] Он пришел как фигуративный художник-реалист, но вскоре перешел к абстракции, под влиянием, в частности, работ русско-французского художника Николя де Сталя и его блочных плит интенсивного цвета. [ 1 ] [ 2 ] Кларк позже заметил, что реалистический портрет, например, независимо от того, насколько хорошо он был сделан, по сути был «ложью», и «истина заключена в физическом мазке кисти, а предметом картины является сама краска». [ 3 ] [ 4 ]
Молодой чикагец присоединился к парижскому кругу чернокожих американских художников-эмигрантов, спасающихся от американского расизма, включая писателя Джеймса Болдуина и художника Бофорда Делани , а также подружился с такими белыми художниками, как Джоан Митчелл , Сэм Фрэнсис и Эл Хелд . [ 1 ] [ 2 ] После того, как его льготы по военнослужащим закончились, и, работая над продажей своих произведений искусства, он существовал за счет бабушкиного завещания и поддержки друзей. [ 2 ] В 1955 году состоялась его первая персональная выставка в парижской галерее Creuze. [ 5 ]
Нью-Йорк
[ редактировать ]Воодушевленный Джорджем Шугарманом , другом художника, который уехал из Парижа в родной Нью-Йорк, Кларк вернулся в Соединенные Штаты в 1956 году. Год спустя он вместе с Шугарменом и другими художниками основал кооперативную галерею Brata на Манхэттене в Ист-Виллидж . [ 1 ] [ 5 ] Он также устроился на работу в другое место помощником галереи. [ 2 ]
В этот период чернокожие художники обычно игнорировались арт-истеблишментом Нью-Йорка. [ 6 ] «Я не мог попасть в коммерческую галерею, где ею управлял белый человек», — вспоминал Кларк в устной истории. «Многие помещения, в которых я показывался… Я сдал помещения в аренду!» [ 2 ]
Техника и инновации
[ редактировать ]Кларк придумал свою фирменную технику в середине 1950-х годов в Париже, когда стремился покрыть большую площадь холста более широкими и прямыми мазками, чем это было возможно с помощью запястья и обычных кистей. Он взял метлу дворника. Особенно позже, когда он положил холст на пол, метла в руках Кларка распространяла цвет широкими, часто горизонтальными полосами, что говорило об энергии и скорости. [ 1 ] [ 3 ] Он назвал это своей «большой зачисткой». [ 6 ] От масляных красок в ранние годы он перешел к блестящим акрилам на больших холстах и к более мягким и спокойным сухим пигментам на бумаге. [ 7 ] Несмотря на абстрактность, композиции иногда могли напоминать неземные пейзажи и даже человеческие формы. [ 3 ] У него также были свои фирменные цвета. Розовый «для него то же, что оранжевый для Сезанна и желтый для Ван Гога», — писала искусствовед Эйприл Кингсли. [ 8 ]
В 1957 году Кларк даже вышел за рамки холста, выдвинув кусок окрашенной поверхности за пределы прямоугольной рамы. Затем, сделав смелую инновацию в конце 1960-х годов, он начал экспериментировать с холстами овальной формы, которые, как он объяснил, лучше соответствовали человеческому полю зрения. [ 5 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Обширные путешествия на протяжении десятилетий – от Нигерии до Нью-Мексико, от Кубы до Китая с частыми возвращениями в Париж – предоставили художнику возможность увидеть свет и цвет по-новому. [ 1 ]
Признание, критическая реакция
[ редактировать ]В первые десятилетия своего пребывания в Париже и Нью-Йорке Эд Кларк проявил себя как «художник-художник», которым очень восхищались его сверстники, но который не был широко известен. [ 6 ] Более широкое признание началось в 1980-х годах, когда критики ARTnews поразились его «удивительной выразительности», а историк искусства Коринн Робинс назвала его «крупным американским модернистом». [ 12 ] [ 5 ] Однако только в 21 веке, особенно после обзорной выставки в Чикагском институте искусств в 2013 году, он был признан ведущей фигурой «второго поколения» абстрактных экспрессионистов. [ 1 ] В том же году ему была вручена премия Чикагского института искусств « Легенды и наследие» в знак признания того, что он назвал «новаторскими картинами». [ 13 ]
В 2014 году, просмотрев выставку работ Кларка в галерее Тилтон, нью-йоркский критик Барри Швабски написал в The Nation : «Он просто один из лучших ныне живущих художников». Он продолжил: «Краска как буквальное физическое присутствие и как след умственной и физической деятельности художника становится неотделимой от воплощения славы света». [ 14 ] Рассматривая выставку в Музее современного искусства в 2017 году, New York Times критик Роберта Смит написала, что в галерее, в которой также были представлены картины Виллема де Кунинга , Элизабет Мюррей , Альмы Томас и других, ее больше всего захватила «легкая, захватывающая абстракция, полная плавающего света», безымянная работа Кларка. [ 15 ]
Об одной из последних выставок при жизни Кларка, состоявшейся в нью-йоркской галерее Мнучин в 2018 году, писатель-куратор Антваун Сарджент заключил: «За почти семь десятилетий экспериментов с цветом и энергией краски, мощно размахивая ею по холсту, Кларк расширил сами возможности этой среды и существенно повлияли на историю абстракции». [ 3 ]
Хотя его работы иногда выставлялись на групповых выставках афроамериканского искусства, Кларку не нравилось понятие «черное искусство». В своей устной истории 2011 года он сказал интервьюеру Джеку Уиттену : «Мне это никогда не нравилось. «Черное искусство», как будто мы разные. Разные существа. Для меня это звучит как-то расистски». [ 2 ]
Начиная с 2019 года работы Эда Кларка были представлены по всему миру швейцарской галереей Hauser & Wirth . [ 16 ]
В 2021 году работы Кларка были представлены на Polyphonic: Celebrating PAMM for African American Art групповой выставке в Художественном музее Переса в Майами, посвященной художникам из музейной коллекции, приобретенной через Фонд PAMM для афроамериканского искусства, инициативу, созданную в 2013 году. [ 17 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Четыре брака Кларка – с Мюриэл Нельсон, Лолой Оуэнс, Хеди Дарем и Липинг Ан – закончились разводом. У него и Дарема была дочь Меланка Кларк, его единственный ребенок. [ 1 ] Кларк откровенно рассказал интервьюеру Уиттену о своих связях со многими женщинами: «Я всегда нравился женщинам. Красивые женщины. [ 2 ] Интервьюер New York Times в 2014 году описал художника как «силу природы, жизненную и очаровательную, остроумную и светскую». [ 18 ]
Музеи и коллекции
[ редактировать ]Картины Эда Кларка включены в постоянные коллекции Чикагского института искусств ; Детройтский институт искусств ; Музей -студия в Гарлеме , Нью-Йорк; Метрополитен -музей , Нью-Йорк; Музей современного искусства , Нью-Йорк; Смитсоновский национальный музей афроамериканской истории и культуры , Вашингтон, округ Колумбия; Калифорнийский афроамериканский музей , Лос-Анджелес; Художественный музей Кресге при Университете штата Мичиган , Ист-Лансинг, Мичиган ; Художественный музей Джеймса Э. Льюиса в Государственном университете Моргана , Балтимор ; Музей современного искусства в Сальвадоре, Баия, Бразилия ; Центр современного искусства в Гвадалахаре, Мексика ; Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг , Сарасота, Флорида ; Художественная галерея Олбрайт -Нокс , Буффало, Нью-Йорк; Бруклинский музей , Бруклин, Нью-Йорк; Далласа Художественный музей ; Музей Хаммера , Лос-Анджелес; Музей Ньюарка , Ньюарк, Нью-Джерси; Художественный музей Переса в Майами , [ 19 ] Флорида, приобретенная через Фонд афроамериканского искусства ПАММ; Луиса Художественный музей Сент- ; Музей американского искусства Уитни , Нью-Йорк, среди других. [ 20 ] [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Смит, Роберта; Вигдор, Нил (21 октября 2019 г.). «Эд Кларк, пионер абстрактного экспрессионизма, умер в возрасте 93 лет» . Нью-Йорк Таймс . п. А26.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Уиттен, Джек (2 июня 2014 г.). «Эдвард Кларк (Устная история)» . Журнал БОМБА .
- ^ Jump up to: а б с д и Сарджент, Антваун (2018). «Эд Кларк: Другой вид энергии». Эд Кларк: Обзор . Нью-Йорк: Галерея Мнучина. стр. 9–19. ISBN 978-0-9984539-6-5 .
- ^ Бомани, Асаке; Рукс, Бельви; Сондерс, Раймонд; Галерея Бомани (Сан-Франциско, Калифорния); Jernigan Wicker Fine Arts (Галерея: Сан-Франциско, Калифорния) (20 октября 1992 г.). Связи с Парижем: афроамериканские художники в Париже . КЭД Пресс. ОСЛК 25247263 .
- ^ Jump up to: а б с д Робинс, Коринн (1984). Плюралистическая эпоха . Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 44–45. ISBN 0-06-438448-9 .
- ^ Jump up to: а б с Рассет, Эндрю (19 октября 2019 г.). «Эд Кларк, ключевой послевоенный художник, изменивший форму абстрактной живописи, умер в возрасте 93 лет» . АРТньюс .
- ^ Элдертон, Луиза. «Эд Кларк, WEISS BERLIN, 3 сентября — 14 октября 2017 г. (обзор)» . АРТФОРУМ .
- ^ Кингсли, апрель (2006 г.). «Эд Кларк: Большая зачистка». Эд Кларк: Мастер-художник (каталог выставки) . Нью-Йорк: Галерея GR N'Namdi. п. 13. ОСЛК 86175750.
- ^ Херскович, Марика (2003). Американский абстрактный экспрессионизм 1950-х годов . Нью-Йоркская школьная пресса. ОСЛК 50253062.
- ^ Паттон, Шэрон Ф. (2009). Афро-американское искусство . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0192842138 .
- ^ «Радостное, призрачное искусство Эда Кларка Джеффри Жака, Черный Ренессанс (2007)» . Черный Ренессанс . 2007 . Проверено 23 февраля 2010 г.
- ^ Надельман, Синтия (21 сентября 2018 г.). «Из архива: динамически построенные абстракции Эда Кларка» . АРТньюс .
- ^ Премия «Легенды и наследие» в честь Эда Кларка (пресс-релиз). Художественный институт Чикаго. Октябрь 2013. Архивировано из оригинала 21 мая 2014 года . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ Швабский, Барри (12 мая 2014 г.). «Скульптура цветом». Нация . 298 (19): 37. ISSN 0027-8378 .
- ^ Смит, Роберта (28 декабря 2017 г.). «MoMA переворачивает коллекцию в честь поздней карьеры» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Эд Кларк теперь представлен компанией Hauser & Wirth» . staging.frontend.hauserwirth.com . Проверено 20 октября 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Полифония: празднование Фонда афроамериканского искусства ПАММ • Художественный музей Переса в Майами» . Художественный музей Переса в Майами . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Сварнс, Рэйчел Л. (23 февраля 2014 г.). «По мере того, как художник становится старше, его творчество сохраняется» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Розовая волна • Художественный музей Переса в Майами» . Художественный музей Переса в Майами . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ «Эд Кларк (сайт художника)» . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ «Вайс Берлин-Эд Кларк» . Проверено 26 мая 2022 г.
Книги
[ редактировать ]- Галерея Кенкелеба (Нью-Йорк, Нью-Йорк), В поисках свободы: абстрактная живопись афроамериканцев 1945–1975: 19 мая – 14 июля 1991, Галерея Кенкелеба, Нью-Йорк.
- Асаке Бомани и Белви Рукс, «Парижские связи: афроамериканские художники в Париже» ISBN 0-936609-25-7
- Марика Херскович, американский абстрактный экспрессионизм 1950-х годов: иллюстрированный обзор: с высказываниями художников, произведениями искусства и биографиями. ISBN 0-9677994-1-4 . стр. 78–81
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1926 рождений
- смертей в 2019 году
- Американские художники 20-го века
- Американские художники-мужчины
- Американские художники XXI века
- Американские художники-мужчины XXI века
- Художники из Нового Орлеана
- Военнослужащие из Луизианы
- Солдаты ВВС США
- Персонал ВВС США времен Второй мировой войны
- Выпускники Академии Гранд Шомьер
- Афроамериканские художники 20-го века
- Афроамериканские художники XXI века
- Американские художники-мужчины 20-го века