Маркизская собака
Маркизская собака | |
---|---|
![]() | |
Другие имена | Собака Маркизских островов |
Источник | Маркизские острова ( Французская Полинезия ) |
Статус породы | Вымерший |
Собака ( домашняя собака ) |
Маркизская собака или собака Маркизских островов — вымершая порода собак с Маркизских островов . Подобно другим породам полинезийских собак , она была завезена на Маркизские острова предками полинезийцев во время их миграций. Служа племенными тотемами и религиозными символами, их иногда употребляли в пищу в пищу, хотя и реже, чем в других частях Тихого океана, из-за их редкости. Считается, что эти местные собаки вымерли еще до прибытия европейцев, которые не зафиксировали их присутствие на островах. Петроглифические изображения собак и археологические остатки собачьих костей и захоронений являются единственными свидетельствами того, что порода когда-либо существовала. Современные популяции собак на острове являются потомками иностранных пород, позже вновь завезенных в 19 веке в качестве компаньонов европейских поселенцев.
лингвистический
[ редактировать ]для обозначения собаки есть два слова В языке Маркизских островов : peto , используемое на Северных Маркизских островах, и nuhe , используемое на Южных Маркизских островах. Первое могло быть английским заимствованием слова «домашнее животное» или испанским заимствованием слова «перро» (собака), хотя перо было альтернативой слову «собака» ( кури ) в родственном языке маори . Согласно другой теории, подтверждающей его иностранное происхождение, название произошло от собаки из Нью-Хейвена по кличке Пато, оставленной на Нуку-Хива американским капитаном Эдмундом Фэннингом с 1798 по 1803 год. [ 1 ] [ 2 ] Южномаркизский нуэ уникален в полинезийских языках, но может иметь некоторую связь с wanuhe , словом, обозначающим собаку на папуасском языке островов Брумер . [ 1 ] [ 3 ] Французский католический миссионер Рене-Ильдефонс Дордиллон перечислил две другие формы: mohoʻio и mohokio в своем словаре «Грамматика» 1904 года и словаре языка Маркизских островов . [ 2 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]О маркизской собаке известно немного. Они были завезены на Маркизские острова первыми полинезийскими поселенцами вместе с домашними курами, свиньями и полинезийскими крысами . Считается, что собаки вымерли еще до прибытия испанских исследователей в 1595 году, хотя некоторые из них могли выжить и после этого момента. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] О них никогда не писалось никаких европейских отчетов. Еще до прибытия европейцев они считались довольно редкими и «никогда не многочисленными на островах». [ 5 ] В отличие от других частей Полинезии, собаки не считались важным источником пищи, хотя иногда их употребляли в пищу, о чем свидетельствуют следы порезов на костях собак, найденные при археологических раскопках. Из-за своей редкости они почитались маркизцами и были тесно связаны с высшими вождями и жреческим классом. [ 5 ]
Многие петроглифы или резные изображения собак были найдены вблизи религиозных центров и, главным образом, жилых районов, что свидетельствует об их почитаемом статусе и важности в культуре. Исследование, проведенное американским археологом Сидселем Н. Миллерстромом, показало, что большинство петроглифов с собаками были найдены в долинах Аакапа , Хаатуатуа и Хатихеу на северном побережье Нуку-Хива , в меаэ Вайкиви на Уа Хука , а также в меаэ Иипона и Эйаоне. Долина на острове Хива Оа . Их региональное распространение, возможно, отражало роль собак как символов племенной/клановой лояльности и идентичности на островах. Это были тотемные животные, связанные с племенем Накии. [ 5 ] [ 10 ]
Характеристики
[ редактировать ]Петроглифы часто изображают маркизскую собаку в преувеличенных формах. Миллерстром отметил, что эти изображения отклонялись от типичных характеристик полинезийской собаки, и задался вопросом, должны ли они быть реалистичными. Она заявила:
На изображениях маркизских собак видно, что длина шеи и тела увеличена. Хвосты длинные и загнуты на спину, а уши и морда могут быть заостренными, квадратными или закругленными. Ноги короткие, а в одном случае из долины Хатихеу лапы были направлены не в ту сторону...
Собака, появившаяся на раннем этапе после контакта, белая или пятнистая, от маленького до среднего размера, с заостренной мордой и ушами, а также длинным хвостом. Могли ли маркизцы прошлого забыть, как выглядела собака, или имело значение, как они ее изображали? [ 5 ]
Археологические свидетельства
[ редактировать ]Резьба по камню
[ редактировать ]Немецкий археолог Карл фон ден Штайнен был первым европейским посетителем, наблюдавшим свидетельства существования древних собак на Маркизских островах в 1897–1898 годах. Во время раскопок меаэ Ипона, храмового комплекса недалеко от деревни Пуамау на северо-восточном побережье острова Хива-Оа, он обнаружил несколько каменных тики , в том числе два с зооморфными (в форме животных) четвероногими фигурами. вырезанными на них [ 5 ] В этот период собственность и храм принадлежали преподобному Джеймсу Кекеле , гавайскому протестантскому миссионеру, с которым подружился фон ден Штайнен. Он также полагался на пожилого маркиза по имени Пихуа, который был единственным живым человеком, знавшим имена тики на этом месте. [ 10 ]


Первое тики размером 82 сантиметра (32 дюйма) в высоту и 90 сантиметров (35 дюймов) в диаметре представляло собой мегалитическую каменную голову, изображающую неизвестную «упоко хеака» , «жертвенную жертву» . Фон ден Штайнен назвал его Опферкопф Мануиотаа («Жертвенная голова Мануиотаа») в честь известного маркизского скульптора 18-го века Мануиотаа из племени Накии, который, как полагают, вырезал на этом месте как статуи, так и многие другие тики. На голове были тотемные мотивы четвероногих и маленькие фигурки, изображающие маркизских этуа (богов), вытатуированные на каждой стороне рта. [ 10 ] Ему сообщили, что четвероногие могут изображать либо собак, либо крыс, либо свиней. Однако он пришел к выводу, что это были крысы, поскольку в то время считалось, что собаки были завезены европейцами. [ 5 ] Он перевез голову обратно в Германию , где сейчас она выставлена в Этнологическом музее Берлина . [ 10 ] [ 11 ]
Вторая статуя была названа Тики Маки Тауа Пепе в честь жены Мануиоты, известной как Тауа Пепе («Жрица-бабочка»); Сообщается, что она умерла при родах, причем Маки означает «корчась в агонии». Есть разногласия [ примечание 1 ] должна ли статуя быть установлена в положении лежа, как она была обнаружена, или в положении лежа, как она отображается в данный момент. Считается, что он изображает женщину в положении лежа, с головой и руками, поднятыми к небу и рожающую, хотя его также интерпретируют как женское божество, несущее на спине маркизский народ. были вырезаны изображения четвероногих . в виде барельефов На каждой стороне квадратного основания этой статуи [ 10 ] [ 11 ] Этот тики остался на своем первоначальном месте и сегодня виден на месте Иипоны. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Сейчас можно различить только одну резную фигурку собаки; другой выветрился. [ 10 ]
В 1956 году норвежский авантюрист и этнограф Тур Хейердал позже заявил, что рельефы на Тики Маки Тауа Пепе были ламами или пумами, а не ламами или пумами, чтобы поддержать свою теорию о том, что Полинезия была заселена из Южной Америки . [ 5 ] [ 10 ] [ 16 ] [ 17 ] Позже неизвестные авторы и слухи намекнули, что Хейердал намеренно изменил и испортил изображения в процессе их восстановления. [ 10 ] [ 14 ] Современный консенсус состоит в том, что резные фигурки представляют собой вымершую собаку; они не представляют собой лам, пум или крыс. [ 5 ] [ 10 ] [ 13 ] [ 18 ]
Кости и захоронения
[ редактировать ]В 1956 году Роберт Карл Саггс вместе с Американским музеем естественной истории возглавил первые стратиграфические раскопки островов и обнаружил множество фрагментов собачьих костей и одно собачье захоронение в нескольких местах на острове Нуку-Хива. Между 1964 и 1965 годами американский археолог Ёсихико Х. Синото в Музее епископа обнаружил просверленный собачий клык, использовавшийся в качестве подвески, один премоляр и два собачьих захоронения в песчаных дюнах Хане на острове Уа Хука. В 1998 году американский археолог Барри Владимир Ролетт обнаружил кости собак на всех уровнях поселений в Ханамиай, на острове Тауата , что указывает на то, что порода, возможно, продолжала существовать на этом острове до середины 19 века. На некоторых из этих костей были заметные следы порезов. В 2000 году французский археолог Паскаль Селье обнаружил три скелета собак рядом с несколькими человеческими захоронениями в Манихине, Уа-Хука; одну собаку похоронили в гробу. [ 5 ] [ 19 ]
Миллерстрем обобщила эти более ранние открытия и лично проанализировала многие петроглифы собак, оставленные доисторическими полинезийцами, в своей статье 2003 года «Факты и фантазии: археология маркизской собаки». Она отметила, что необходимо провести дальнейшие исследования лингвистических данных, отслеживающих перемещение собак в пределах Океании , социально-экономической роли собак в Маркизских и Океанских культурах, а также изучение морфологии костей и собачьих захоронений, найденных на Маркизских островах. археологические памятники. [ 5 ]
Реинтродукция собак
[ редактировать ]Позже европейские поселенцы и посетители Маркизских островов вновь завезли собак разных пород. [ 5 ] Первыми замеченными европейскими собаками были те, которые сопровождали испанских исследователей Альваро де Менданья де Нейра и Педро Фернандес де Кейрос в 1595 году. Пока они были на Хива-Оа, маркизцы попытались украсть одну из маленьких собак на своих кораблях. Антрополог Кэтрин Луомала отметила, что ничто не указывает на то, что этих собак оставили испанцы. [ 20 ] [ 21 ] Возможно, первыми вновь завезенными собаками были те, которые были оставлены американскими кораблями в начале 1800-х годов на попечение первых пляжников , миссионеров и поселенцев, которые держали их в качестве домашних животных. [ 20 ] Одним из первых зарегистрированных случаев была собака из Нью-Хейвена по кличке Пато, которая «была признана виновной в краже овец примерно в 1797 году и изгнана за вышеуказанное преступление». [ 22 ] Около 1798 года капитан Эдмунд Фаннинг оставил его на Нуку-Хива на попечение британского миссионера Уильяма Паско Крука , который оставил его местному правителю Киттонну (т.е. королю Катону), но 8 июня 1803 года другой американский капитан Бринелл отозвал Пато и заменил его. с двумя другими собаками. [ 2 ] [ 22 ] Во время кампании Нуку-Хива 1813 года капитан ВМС США Дэвид Портер сообщил о нескольких собаках на острове и заметил, что островитяне боялись двух мастифов на борту его корабля. [ 20 ] [ 23 ]

К 1890-м годам английский путешественник Фредерик Уильям Кристиан отметил идеологический конфликт по поводу потребления собачьего мяса по мере увеличения населения островов. Он отметил, что маркизцы, живущие в восточных долинах острова Хива-Оа, возобновили употребление запеченного собачьего мяса «с удовольствием», в то время как жители западных долин «почти не прикасаются к [собачьему мясу] даже во времена голода». ели собаку Кристиан также наблюдал, как на Тауате и Фату-Хива . [ 2 ] [ 24 ] Французский художник Поль Гоген изображал сцены с собаками на Маркизских островах, в нескольких работах пока жил на Хива-Оа. Его картина 1902 года «Колдун д'Ива-Оа или маркиз à la cape rouge», возможно, изображает собаку, убивающую ныне вымершего болота Маркизских островов ( Porphyrio paepae ). [ 25 ] [ 26 ]
В Германа Мелвилла 1846 года полухудожественном произведении [ примечание 2 ] «Тайпи: взгляд на полинезийскую жизнь» , рассказчик Томмо дает нелестный отчет о собаках, живущих в долине Тай Пи на Нуку-Хива: [ 28 ] [ 29 ]
Думаю, мне следует немного просветить читателя о естественной истории долины.
Откуда, во имя графа Бюффона и барона Кювье , взялись те собаки, которых я видел в Тайпи? Собаки! Скорее, большие лысые крысы; все с гладкой, блестящей, крапчатой шкурой, с толстыми боками и очень неприятными лицами. Откуда они могли прийти? В том, что они не были коренным производством региона, я твердо убежден. Действительно, они, казалось, осознавали, что являются незваными гостями, выглядели довольно пристыженными и всегда пытались спрятаться в каком-нибудь темном углу. Было совершенно очевидно, что они не чувствовали себя в долине как дома — им хотелось выбраться из нее и вернуться в уродливую страну, из которой они, должно быть, пришли.
Гнусные дворняги! они были моим отвращением; Ничего бы мне не хотелось больше, чем стать смертью каждого из них. Фактически, однажды я намекнул Мехеви на целесообразность собачьего крестового похода; но великодушный король не согласился на это. Он выслушал меня очень терпеливо; но когда я закончил, он покачал головой и доверительно сказал мне, что на них наложено « табу ». [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- Гавайский пои — порода полинезийских собак, обитающих на Гавайях.
- Кури - вымершая порода полинезийских собак, произрастающая в Новой Зеландии.
- Таитянская собака — вымершая порода полинезийской собаки, обитающая на Таити на островах Общества.
- Полинезийская собака
- Аскал
- Тайваньская собака
- Филиппинская лесная собака
- Одомашненные растения и животные Австронезии.
- Список пород собак
- Список вымерших пород собак
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Карл фон ден Штайнен и немецкий этнограф Артур Бесслер , посетившие это место до него, описали статую в полулежащем положении. [ 10 ] [ 12 ] Тур Хейердал утверждал, что изначально он находился в положении лежа, а затем был свергнут, когда на островах было введено христианство. [ 10 ]
- ↑ Леон Ховард отметил, что Тайпи «на самом деле не является ни буквальной автобиографией, ни чистым вымыслом». Мелвилл «черпнул материал из своего опыта, из своего воображения и из различных книг о путешествиях, когда воспоминания о его переживаниях были недостаточными». [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Каблиц, Габриэле Х. (2006). Маркизский: Грамматика пространства . Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 19, 41. ISBN 978-3-11-019775-4 . OCLC 290492499 .
- ^ Jump up to: а б с д Аддисон, Дэвид Дж. (май 2008 г.). «Традиционное Маркизское сельское хозяйство и натуральное хозяйство: общая этноботаника, животноводство, использование свинины и животных, завезенных в Европу, часть IV из V» (PDF) . Журнал Рапа-Нуи . 22 (1). Лос-Окос, Калифорния: Фонд острова Пасхи: 30–39. OCLC 613638757 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2014 года . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ Кроуферд, Джон (1852). Грамматический словарь малайского языка: с предварительной диссертацией . Том. I. Лондон: Смит, Элдер и Ко. с. 240. OCLC 713118500 .
- ^ Кристиан, Фредерик Уильям (1910). Земли восточной части Тихого океана: Таити и Маркизские острова . Лондон: Р. Скотт. стр. 82 , 86.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Миллерстрем, Сидсел Н. (2003). «Факты и фантазии: археология маркизской собаки». В Шэрин Джонс О'Дэй; Вим Ван Нир; Эрвинк (ред.). Поведение за костями: зооархеология ритуала, религии, статуса и идентичности . Том. 1. Оксфорд: Книга Оксбоу. стр. 144–152. ISBN 978-1-78297-913-5 . OCLC 891457752 .
- ^ Луомала, Кэтрин (июль 1960 г.). «История биномиальной классификации полинезийских аборигенных собак» (PDF) . Тихоокеанская наука . 14 (13). Гонолулу: Издательство Гавайского университета / Тихоокеанская научная ассоциация : 193, 203, 221. hdl : 10125/8347 . ОСЛК 78130351 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 марта 2017 года . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ Титкомб, Маргарет; Пукуи, Мэри Кавена (1969). Собака и человек в древнем Тихом океане, с особым вниманием к Гавайям . Том. 59. Гонолулу: Специальные публикации музея Бернис П. Бишоп. стр. 32–33. OCLC 925631874 .
- ^ Лич, Мария (1961). У Бога была собака: Собачий фольклор . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. п. 122. OCLC 247920656 .
- ^ Бэй-Петерсон, январь (1983). «Конкуренция за ресурсы: роль свиньи и собаки в сельскохозяйственной экономике Полинезии» . Журнал общества океанистов . 39 (77). Париж: Общество океанистов: 121–129. дои : 10.3406/jso.1983.2793 . OCLC 883018929 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Лихтенштейн, Бургль; Саггс, Роберт С. (2001). Мануиотаа: Журнал путешествия на Маркизские острова (PDF) . Бойсе, ID: Пасхальная пресса. стр. 100-1 7–9, 121–1 ISBN 978-1-887747-38-7 . OCLC 49521848 . Архивировано (PDF) из оригинала 27 августа 2016 г. Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Лихтенштейн, Бургль (2016). Мир Энаны: путешествие через прошлое и настоящее Маркизских островов . Книги Нордерштедта по запросу. стр. 128–130. ISBN 978-3-7392-2772-6 . OCLC 946132371 .
- ^ Бесслер, Артур (1900). Новые фотографии Южных морей . Берлин: Г. Реймер. стр. 235–236. OCLC 254688157 .
- ^ Jump up to: а б Дерзкий, Селеста; Карийе, Жан-Бернар (2009). Таити и Французская Полинезия . Футскрей, Виктория: Одинокая планета. п. 222. ИСБН 978-1-74104-316-7 . OCLC 312626589 .
- ^ Jump up to: а б Трост, Дж. Мартен (2013). Охотники за головами на моем пороге: настоящая история о привидениях на острове сокровищ . Нью-Йорк: Издательская группа Penguin. п. 63. ИСБН 978-1-101-62169-1 . OCLC 859199273 .
- ^ «Искусство покупать тики» . Страсть к путешествиям . Виндзор, Беркшир. 11 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 18 марта 2017 года . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ Хейердал, Тор (1965). «Статуи Оипона Меаэ со сравнительным анализом возможно связанных каменных памятников». У Хейердала Тор; Фердон, Эдвин Н. младший (ред.). Отчеты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и восточную часть Тихого океана . Монографии Школы американских исследований и музея Кон-Тики; нет. 24, Ч. 2. Стокгольм: Издательство «Форум». стр. 123–151. ОСЛК 901420992 .
- ^ Хейердал, Тор (1975). Искусство острова Пасхи . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. стр. 141–142 , 223, 234–235. ISBN 978-0-385-04716-6 . ОСЛК 2034616 .
- ^ Шавайон, Катрин; Оливье, Эрик; Маркези, Генри (2007). «Долина Пуамау (B29)» . Археологическое наследие острова Хива Оа (архипелаг Маркизов) . Выпуск 5 Dossier d'Archéologie Polynesienne. Таити: Служба культуры и наследия. стр. 117–130. OCLC 192107569 .
- ^ Грейг, Карен; Уолтер, Ричард; Матисоо-Смит, Элизабет А. (2015). «Собаки и люди в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе». В М. Оксенхэме и Х. Бакли (ред.). Справочник Рутледжа по биоархеологии в Юго-Восточной Азии и на островах Тихого океана . Абингдон, Великобритания: Рутледж. стр. 462–482. ISBN 978-1-317-53401-3 .
- ^ Jump up to: а б с Луомала, Кэтрин (1960). Стэнли Даймонд (ред.). «Аборигенная собака в полинезийской системе ценностей». Культура в истории: Очерки в честь Поля Радина (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета : 190–240. OCLC 16324448 .
- ^ Кейрос, Педро Фернандес де (1904). «Рассказ о втором путешествии главного пилота Аделантадо Альваро де Менданья». Путешествия Педро Фернандеса де Кироса с 1595 по 1606 год . Том. I. Перевод сэра Клементса Маркхэма. Лондон: Общество Хаклюта. стр. 21, 24. OCLC 36772565 .
- ^ Jump up to: а б Робартс, Эдвард (1974). Грег Денинг (ред.). Маркизский журнал Эдварда Робартса, 1797–1824 гг . Серия по истории Тихого океана, № 6. Канберра: Издательство Австралийского национального университета. стр. 69, 124–125. ISBN 978-0-7081-0635-8 . OCLC 470549807 .
- ^ Портер, Дэвид (1815). Журнал круиза по Тихому океану на американском фрегате «Эссекс» в 1812, 1813 и 1814 годах . Филадельфия: Брэдфорд и Инскип. п. 418. OCLC 62611110 .
- ^ Кристиан 1910 , стр. 124, 127, 133, 142–144.
- ^ Кора. «Поль Гуаген, Мифическая картина жизни» . Настоящий путешественник по всему миру. Архивировано из оригинала 23 марта 2016 года . Проверено 15 марта 2016 г.
- ^ Терви, Сэмюэл Т. (2009). Голоценовые вымирания . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 208. ИСБН 978-0-19-157998-1 . OCLC 488939935 .
- ^ Ховард, Леон (1968). «Исторические записки» . В Мелвилле, Герман (ред.). Тайпи: взгляд на полинезийскую жизнь . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. стр. 277–302. ISBN 978-0-8101-0159-3 . ОСЛК 2579802 .
- ^ Jump up to: а б Мелвилл, Герман (1846). Тайпи: взгляд на полинезийскую жизнь. Во время четырехмесячного проживания в долине Маркизских островов . Нью-Йорк: Уайли и Патнэм. п. 268 . OCLC 3212579 .
- ^ Паливода, Дэниел (2009). Мелвилл и тема скуки . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland and Company, Inc., стр. 49–50. ISBN 978-0-7864-5702-1 . OCLC 593239846 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Штайнен, Карл фон ден (1928). Маркизцы и их искусство: татуировка (PDF) . Том 1. Берлин: Реймер. OCLC 272541341 .
- Штайнен, Карл фон ден (1928). Маркизцы и их искусство: пластик (PDF) . Том 2. Берлин: Реймер. OCLC 174014649 .
- Штайнен, Карл фон ден (1928). Маркизцы и их искусство: Коллекции . Том 3. Берлин: Реймер. OCLC 314991454 .

