Городское остроумие
«Городской остроумие, или Женщина в бриджах» — пьеса эпохи Каролины , комедия, написанная Ричардом Бромом , которую иногда называют одной из лучших его работ. [ 1 ] Впервые она была опубликована, когда была включена в « Пять новых пьес » 1653 года. [ 2 ] собрание работ Брома, опубликованное Хамфри Мозли , Ричардом Марриотом и Томасом Дрингом .
Дата и производительность
[ редактировать ]нет Точных данных о дате выхода «Городского острословия» ; ученые и критики в целом оценили пьесу как одна из «самых ранних сохранившихся» пьес Брома. [ 3 ] Вероятно, оно датируется ок. 1629–32. , Актерская труппа представившая ее премьеру, также неизвестна – хотя в начале своей карьеры Бром писал для King's Men , труппы, которая поставила его «Северную девушку» в 1629 году. City Wit , как и Northern Lass , необычайно богата музыкой: в первом драма, мальчик, играющий роль Крэка, поет не менее дюжины раз. Заглавная роль Констанции в «Северной девушке» демонстрирует сравнимое музыкальное богатство. Не исключено, что обе пьесы были поставлены «Слугами короля» и даже что обе музыкальные роли исполнял один и тот же талантливый мальчик-актёр.
Жанр и влияния
[ редактировать ]«Городское остроумие» надежно вписывается в поджанр городской комедии и во многих своих элементах опирается на богатые традиции более ранних городских комедий. Одним из очевидных долгов является Томаса Деккера и Джона Вебстера ( « Вествард Хо» ок. 1604 г.). В этой пьесе лондонский купец Юстиниано сталкивается с трудностями в бизнесе и непростым браком; он делает вид, что покидает Лондон, но на самом деле остается в городе, принимая различные маскировки, чтобы манипулировать другими персонажами. Бром полностью перенимает этот сюжет для City Wit .
Учитывая сильную приверженность Брома комедии Бена Джонсона , неудивительно, что в пьесе также присутствуют джонсоновские элементы. Фактически, « Городское остроумие» было названо «самой откровенно джонсоновской комедией» Брома. [ 4 ] В акте III, сцена I, Крэк специально сравнивает трех персонажей-шарлатанов пьесы, Мастера Крэзи, самого себя и госпожу Триман, с Тонким, Лицом и Куклой в «Алхимике» .
В свою очередь, производная пьеса Брома породила собственную производную: реставратора драматурга- Джорджа Пауэлла комедия «Очень хорошая жена» , поставленная и напечатанная в 1693 году, в значительной степени заимствована из «Городского острослова» Брома и из «Придворного нищего» .
«Место-реализм»
[ редактировать ]«Городское остроумие» демонстрирует ту же тенденцию, которую Бром демонстрирует в других произведениях, таких как «Прополка Ковент-Гардена» и «Спарагус-Гарден» , использования реальных мест Лондона для декораций своих сцен. В «Городском остроумии» он доводит эту тенденцию до удивительно смелой крайности, помещая одну сцену (IV, ii) в приемную при дворе короля Карла I. [ 5 ] где его персонажи спорят и дерутся.
Краткое содержание
[ редактировать ]Мастер Крейси — лондонский купец, состояние которого упало; он честен и великодушен до отказа и обременил себя бременем долгов. В первой сцене пьесы в его доме устраивают обед для должников и кредиторов; План состоит в том, что обе стороны достигнут соглашения, которое убережет Crasy от банкротства. Однако сам Крэзи не решается присоединиться к ужину; он сидит и корпит над своими «пустыми денежными мешками, векселями, облигациями, бухгалтерскими книгами и т. д.». и размышлял о своем упадке. Затем его ученик Джереми приносит ему известие о том, что ужин обернулся катастрофой: теща Крэзи Пьяннет Сникап, строптивая и злодейка, объявила его собравшейся компании безнадежным случаем: «Ее озорной язык заигрался. бросил добро / Предназначалось тебе». Входит сама женщина и оказывается непрестанной болтушкой, которая запугивает своего мужа, заставляя его молчать в ее присутствии. Несколько должников Крейси задерживаются, в том числе педант Сарпего, придворные Раффлит и сэр Эндрю Билет, а также купец мистер Линси-Вулси. Крэзи делает последнюю попытку заставить их выплатить то, что они ему должны, но безуспешно. Крейси объявляет, что отправляется в путешествие, что является последней попыткой восстановить свое состояние; он дает своему ученику Джереми свободу. Жена Крейси Джозина возвращается в дом своих родителей.
Однако уход Крейси - это уловка; он остается в Лондоне, чтобы отомстить и восстановить свой кредит. Переодевшись искалеченным бывшим солдатом, он грабит Сарпего, острием меча, и возвращает десять фунтов, которые педант ему должен. Следующая маскировка Крейси более тонкая: с накладной бородой и в халате он маскируется под врача «Пульсфил», который ищет Джозину как своего нового пациента. Она не выказывает раскаяния по поводу падения мужа и готова двигаться дальше к новым удачам и удовольствиям. Жозина страдает от своей неграмотности: она не может читать любовные письма и предложения, которые ей отправляют Раффлит и Билет. Сумасшедшая, как «Пульсфил», обещает прислать ей на помощь доверенного слугу.
К фальшивому доктору Крэзи обращается Крэк, мальчик-сутенер на службе у молодой женщины, называющей себя госпожой Трайман. Трайман — падшая женщина, выдающая себя за богатую молодую вдову, только что приехавшую в город из Корнуолла; она мгновенно становится целью охотников за удачей и нашла дом в доме мистера Линси-Вулси. Женщина в ее положении может использовать врача в качестве доверенного лица; и Крэзи быстро присоединяется к Трайману и Крэку, трем союзникам в секретных трюках и махинациях.
Линси-Вулси планирует выйти замуж за самого Траймана и тратит деньги на достижение этой цели; но его сосед Пианнет Скрытно врывается, чтобы все разрушить, с целью завоевать предположительно богатую вдову для ее сына Тоби. Триман симулирует болезнь и соблазняет своих потенциальных эксплуататоров завещаниями своей последней воли и завещания. Тоби Сникап недавно получил место в суде; Сумасшедший маскируется под придворного посланника, чтобы рассылать ложные сообщения между персонажами, играя на их жадности и амбициях. Разговорчивый Пианнет признается, что обманул Крейзи с ценными драгоценностями; замаскированному Сумасшедшему удается вернуть их, поскольку они выдают себя за предполагаемые взятки и чаевые.
Крейси удается еще раз замаскироваться: Доктор «Пульсфил» отправляет «Ногу» (Безумный как учитель танцев) к Джозине в качестве ее слуги. Жозина жаждет иметь изысканного любовника и готова принять либо Билет, либо Раффлита; «Футвелл» притворяется ее посредником, но на самом деле старается расстроить намерения всех заинтересованных сторон. Он вдохновляет Жозину посылать придворным драгоценные камни и украшения, и наоборот... только чтобы самому перехватить дары. Он помогает Билету подняться на балкон Джозины для свидания... только для того, чтобы подвесить его в воздухе, чтобы Раффлит мог избить его палкой. Он вводит Пьяннет в заблуждение, заставляя поверить в то, что ее муж Снакуп изменяет ей, делая ее «кукуаном» (женщиной-рогоносцем); она идет в суд, чтобы найти Сникапа и избить его дубинкой.
Клубок путаницы и обмана достигает апогея в заключительном акте. Линси-Вулси, разгневанная потерей вдовы Трайман, задерживает Крэка и угрожает передать мальчика бидлам для порки; и Крэк соглашается все разоблачить. В доме Сникап заключается брачный контракт между Трайманом и Тоби Сникапом и репетируется брачная маска , в которой раскрывается реальная ситуация, к всеобщему дискомфорту. Линси-Вулси врывается с Креком, планируя разоблачить Траймана как мошенника, но разоблачение оказывается еще более резким, чем ожидалось, когда Трайман поднимает «ее» юбки, чтобы показать свои брюки под ними. «Трайман» на самом деле является замаскированным учеником Крэзи Джереми, а Крэк, предполагаемый мальчик-сутенер, - брат Джереми; они исполняли свои роли, чтобы помочь Крэзи вернуть свое состояние и репутацию. (Именно в этом смысле применим подзаголовок пьесы «Женщина носит бриджи».)
Ни Линси-Вулси, ни Тоби и Подхалимы не хотят сталкиваться с общественным смущением из-за ухаживания за переодетым мальчиком; для всех заинтересованных сторон лучше оставить этот вопрос без внимания. Крейси обманул своих должников, забрав средства, которые они ему были должны, и таким образом сравнял свои счеты. На самом деле Жозина не совершила прелюбодеяния ни с одним из своих потенциальных любовников, так что примирение с мужем возможно; и Сумасшедший Городской Остряк сумел снова вернуть себе былое процветание.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Усби, с. 117.
- ↑ Не путать со сборником Брома 1659 года, опубликованным Эндрю Круком и Генри Бромом, также озаглавленным «Пять новых пьес» .
- ^ Стеггл, с. 37.
- ^ Вулланд, с. 88.
- ^ Мэтью Стеггл, «Размещение политики Кэролайн на сцене профессионального комикса», в Атертоне и Сандерсе, стр. 154–170; см. стр. 157.
Ссылки
[ редактировать ]- Эндрюс, Кларенс Эдвард. Ричард Бром: исследование его жизни и творчества . Нью-Йорк, Генри Холт, 1913 год.
- Атертон, Ян и Джули Сандерс, ред. 1630-е годы: междисциплинарные очерки по культуре и политике в эпоху Каролины. Манчестер, Издательство Манчестерского университета, 2006.
- Кларк, Ира. Профессиональные драматурги: Мэссинджер, Форд, Ширли и Бром. Лексингтон, Кентукки, Университетское издательство Кентукки, 1992.
- Усби, Ян, изд. Кембриджский путеводитель по литературе на английском языке . Кембридж, Издательство Кембриджского университета, 2006.
- Стеггл, Мэтью. Ричард Бром: Место и политика на сцене Кэролайн. Манчестер, Издательство Манчестерского университета, 2004.
- Вулланд, Брайан. Джонсонианцы: живые традиции . Лондон, Ашгейт, 2003.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ричард Бром Онлайн [1] содержит научное издание этой пьесы, включая текстовые и критические вступления.
- Город остроумия онлайн.