Тридцать тиранов
Тридцать тиранов ( древнегреческий : οἱ τριάκοντα τύραννοι , hoi triákonta tyrannoi ) были олигархией , которая недолго управляла Афинами с 405 г. до н.э. по 404 г. до н.э. Пришедшие к власти спартанцами после капитуляции Афин в Пелопоннесской войне назвал их «Тридцатью Тиранами» , Тридцать стали известны своим тираническим правлением, впервые Поликрат . [1] Хотя они удерживали власть всего восемь месяцев, их правление привело к убийству 5% афинского населения, конфискации имущества граждан и изгнанию других сторонников демократии . [2]
Фон
[ редактировать ]После того, как афинский флот был уничтожен в битве при Эгоспотами в 405 г. до н.э., Лисандр возглавил военно-морские силы Спартанского и Пелопоннесского союза в Афины для окончательного разрушения города. Афиняне готовились к осаде, но, не имея флота, который мог бы их защитить или импортировать продовольствие, многие афинские граждане умерли от голода. После того как спартанцы начали их отрезать, оккупировав Децелею , афиняне решили сдаться в марте 404 г. до н. э. [3] После того, как первоначальные переговоры о капитуляции провалились, афинский генерал Ферамен попросил у Экклесии разрешения поговорить с Лисандером, полагая, что он сможет получить от спартанцев наилучшие условия. Его просьба была удовлетворена, и он встретился на Самосе с Лисандром, который затем отправил его в Спарту. Перед спартанским собранием и представителями Пелопоннесского союза Ферамен договорился об окончательной капитуляции Афин, положив конец Пелопоннесской войне. [4]
Хотя некоторые члены Пелопоннесского союза призывали к полному разрушению Афин, спартанцы отказались сделать это, утверждая, что Афины — один из величайших городов Греции. Согласованные условия призывали Афины разрушить длинные стены Пирея , позволить изгнанникам вернуться в город и сократить свой флот до двенадцати кораблей, сдав все оставшиеся спартанцам. Афинянам также предстояло перестроить свое правительство по принципу, продиктованному спартанцами, и подчиниться Спарте как в «мире, так и в войне», отозвав своих послов из других городов-государств. [4]
Формирование Тридцати
[ редактировать ]Чтобы реформировать свои законы в соответствии с указаниями спартанцев, Афины назначили пять эфоров, чтобы организовать все голосование через филархов , племенной совет, представляющий одиннадцать афинских племен. Экклесия раскололась на различные фракции по вопросу о том, каким должно быть новое правительство: некоторые отдали предпочтение олигархической модели, в то время как Ферамен стал де-факто лидером тех, кто хотел демократической системы. Дебаты зашли в тупик, и спартанцы вмешались и потребовали, чтобы афиняне назначили тридцать человек для наблюдения за разработкой новых законов и новой конституции. Было решено, что Ферамен выберет десять, пять Эфоров выберут десять, а Экклесия выберет последние десять. Последним тридцати избранным мужчинам было поручено разработать законы, по которым они будут управлять. [5]
Члены Тридцати
[ редактировать ]Имена Тридцати перечислены Ксенофонтом : [6]
- Эсхин Афинский из племени Кекропис (не знаменитый оратор )
- Анеций
- Арезия
- Аристотель (также член «Четырехсот» и упомянутый в Платона » «Пармениде ; не философ , родившийся двадцать лет спустя)
- Херелеос
- Харикл , сын Аполлодора
- Хремо
- Клеомед, сын Ликомеда
- Критика
- Диокл
- Драконтиды
- Эрасистрат из Ахарн
- Эратосфен (не известный учёный )
- Евклид
- Евматес
- Храм
- Гипполох
- Гиппомах
- Мелобий
- Мнесилох
- Мнесифеидес
- Ономаклы
- Пейсон
- Федрий
- Фейдо
- Полихары
- Софокл (афинский оратор, а не драматург )
- Теоген
- Теогнис
- Ферамен , сын Хагнона , из племени Пандионисов, в деме Стирии
Правило Тридцати
[ редактировать ]При поддержке Спарты Тридцать создали временное правительство в Афинах. Они восстановили Буль , совет, состоящий из 500 членов. Они назначили других чиновников, в том числе 10 человек, которые будут управлять портовым городом Пирей от имени Тридцати, и наняли 300 мастигофоров, носителей кнута, которые будут действовать в качестве полиции. [7] [8] Тридцать наблюдали за судебными процессами в Буле против афинских лидеров, которые выступали против мира со Спартой и приговорили их к смертной казни. Затем они судили и казнили ряд «нежелательных лиц» в Афинах. Примерно в это же время тридцать членов Эсхин и Аристотель отправились в Спарту и встретились с Лисандером, прося разместить спартанский гарнизон в Афинах. Лисандр направил в город гарнизон, при этом Тридцать заявили, что это временная мера, пока они не завершат судебный процесс над преступниками, но члены Тридцати начали использовать спартанских солдат в качестве личных телохранителей в городе. [9]
Вместо того, чтобы разрабатывать новую конституцию, Тридцать сами управляли Афинами, подобно спартанской Геруизе. Они ограничили гражданство и право «участия в правительстве» лишь 3000 избранных афинян. [10] Эти тщательно отобранные лица имели право носить оружие, суд присяжных и проживать в пределах города. [8] Список отобранных 3000 постоянно пересматривался. [8] Хотя об этих 3000 мужчинах мало что известно, полная запись никогда не была задокументирована - предполагается, что [ кем? ] что Тридцать назначили этих избранных единственными людьми, которые Тридцать смогли найти и которые были преданно преданы своему режиму. [11]
Под предводительством Крития Тридцать тиранов правили террором, в ходе которого они казнили, убили и сослали сотни афинян, а затем захватили их имущество. И Исократ , и Аристотель (последний в Афинской конституции ) сообщали, что Тридцать казнили без суда 1500 человек. [12] [7] Критий, бывший ученик Сократа , был описан как «первый Робеспьер ». [13] из-за его жестокости и бесчеловечности; он, очевидно, стремился положить конец демократии, независимо от человеческих жертв. [14] «Тридцать» удалили преступников, а также многих простых граждан, которых они считали «недружественными» по отношению к новому режиму, за выражение поддержки демократии. Одной из их целей был один из них, Ферамен , которого Ксенофонт изображает возмущенным чрезмерным насилием и несправедливостью Крития и пытающимся противостоять ему. Критий обвинил Ферамена в заговоре и измене, а затем заставил его выпить болиголов . [15] Многие богатые граждане были казнены просто для того, чтобы олигархи могли конфисковать их активы, которые затем были распределены между Тридцатью и их сторонниками. [16] Они также наняли 300 «плечей», или людей с кнутами, чтобы запугать афинских граждан. [7]
Режим Тридцати не встретил особой открытой оппозиции, хотя многим афинянам не нравилась новая форма правления. Те, кто не одобрял новые законы, могли либо сражаться, рискуя изгнанием или казнью, либо принять правление Тридцати. [17] Некоторые сторонники демократии решили сражаться и были сосланы, в том числе Фрасибул , триерарх афинского флота и известный сторонник демократического правления. Восстание , свергнувшее Тридцать в 403 г. до н.э., было организовано группой изгнанников во главе с Фрасибулом. Критий был убит в бою у ворот Афин. [18]
Последствия
[ редактировать ]Кратковременное правление Тридцати тиранов характеризовалось насилием и коррупцией. Историк Сиан Льюис утверждает, что насилие и жестокость, совершенные Тридцатью в Афинах, были необходимы для перехода Афин от демократии к олигархии. [19] Однако чем более жестоким становился режим Тридцати, тем с большим сопротивлением они сталкивались. [19]
Возросший уровень оппозиции в конечном итоге привел к свержению режима Тридцати повстанческими силами Фрасибула. После революции Афинам нужно было решить, как лучше всего управлять освобожденным городом-государством и примирить зверства, совершенные Тридцатью. Было решено амнистировать всех членов избранных 3000, за исключением самих Тридцати, Одиннадцати (группы тюремных магистратов, назначаемых по жребию и подчинявшихся непосредственно Тридцати [20] ), и десять, правившие в Пирее . [21] После революции, свергнувшей Тридцать тиранов, Афины и их граждане пытались примириться и восстановиться. [ нужна ссылка ]
Упоминание о Тридцати
[ редактировать ]Платон во вступительной части своего Седьмого письма (подлинность которого подвергается сомнению некоторыми современными учеными): [22] рассказывает о правлении Тридцати тиранов в юности. Он объясняет, что после революции пятьдесят один человек стал правителями нового правительства, а определенная группа из тридцати человек отвечала за общественные дела Афин. Десять из пятидесяти одного должны были управлять городом, а одиннадцать были отправлены управлять Пиреем . Платон подтверждает общее мнение, найденное в других источниках: правление Тридцати «оскорблялось, как и многие». По сравнению с правлением Тридцати бывшая демократия напоминала золотой век. Платон также включает описание взаимодействия Сократа и Тридцати. [23]
В « Государстве » Платон упоминает Лисия , одного из афинян, спасшихся от террора Тридцати. Брат Лисия Полемарх «пал жертвой Тридцати тиранов». [24]
Сократ и тридцать
[ редактировать ]Из-за своего желания сохранить полный контроль над Афинами Тридцать стремились изгнать или убить любого, кто внешне выступал против их режима. Сократ оставался в городе в течение этого периода, что заставило общественность ассоциировать его с Тридцатью и, возможно, способствовало его окончательному смертному приговору, особенно потому, что Критий был его учеником. [25]
Платона В «Апологии » Сократ рассказывает об инциденте, когда Тридцать однажды приказали ему (и четырем другим мужчинам) привести к ним Леона Саламинского , человека, известного своей справедливостью и честным характером, для казни. В то время как остальные четверо мужчин подчинились, Сократ отказался, не желая участвовать в вине палачей. Однако он не пытался предупредить или спасти Леона Саламинского. Не подчинившись, Сократ, возможно, подверг свою жизнь опасности, и он утверждал, что только роспуск олигархии вскоре после этого спас ему жизнь.
Когда олигархия пришла к власти, Тридцать комиссаров, в свою очередь, вызвали меня и еще четырех человек в Круглую палату и поручили нам пойти и забрать Леона Саламинского из его дома для казни. Разумеется, это был лишь один из многих случаев, когда они давали такие инструкции, ставя своей целью вовлечь в свои преступления как можно больше людей. Однако на этот раз я снова дал понять, не словами, а действиями, что внимание, которое я уделял смерти, было нулевым (если это не слишком грубое утверждение); но я сосредоточил все свое внимание на том, чтобы избежать совершения чего-либо несправедливого или нечестивого. Каким бы могущественным оно ни было, правительство не запугало меня, заставив меня совершить неправильный поступок. Когда мы вышли из ротонды, остальные четверо отправились в Саламин и арестовали Леона, а я просто пошел домой. [26]
Позже, в Седьмом письме , Платон описывает взаимодействие Тридцати и Сократа со своей точки зрения:
Они пытались послать моего друга, престарелого Сократа, которого я едва ли постесняюсь назвать самым честным человеком того времени, вместе с другими людьми, чтобы силой увести одного из граждан на казнь, чтобы, если желал он этого или нет, он мог разделить вину за их поведение; но он не повиновался им, рискуя всеми последствиями, вместо того, чтобы стать соучастником в их беззаконных делах. [23]
Итальянский историк Лучано Канфора пришел к выводу, что другой ученик Сократа, Ксенофонт, возможно, сыграл важную роль в правлении Тридцати, будучи одним из двух командиров кавалерии, которая была ополчением Тридцати. Действительно, в своей книге «Гиппархос» («Командор кавалерии») Ксенофонт упоминает лишь одного из военачальников (их всегда было двое) только для того, чтобы поносить его, ни разу не упоминая другого. [27]
В своих «Мемориалах» (кн. 1, гл. 2) Ксенофонт сообщает о спорном противостоянии между Сократом и Тридцатью, включая Крития. Сократа вызывают к группе и приказывают никому не давать указаний и не разговаривать, после чего Сократ высмеивает приказ, саркастически спрашивая, будет ли ему разрешено просить купить еду на рынке. Ксенофонт использует этот эпизод, чтобы проиллюстрировать собственную критику Сократа убийства афинских граждан Тридцатью, а также доказать, что отношения между Критием и Сократом значительно ухудшились к тому времени, когда Критий пришел к власти. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кренц, Питер. Тридцать в Афинах с. 50 (твердый переплет) ISBN 0801414504 )
- ^ Вулперт, Эндрю. Вспоминая поражение: гражданская война и гражданская память в древних Афинах . (твердый переплет ISBN 0-8018-6790-8 ).
- ^ Берн, А.Р. Пеликановая история Греции . Лондон: Пингвин. стр. 297–299.
- ^ Перейти обратно: а б Ксенофонт, Элленика, 2.2.19–22.
- ^ Ксенофонт, Hellenica , 2.3.1–2.
- ^ Ксенофонт, Элленика , 2.3.2. Архивировано 30 ноября 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с «Аристотель, Афинская конституция , 35.1 (350 г. до н.э.)» . Архивировано из оригинала 6 января 2011 г. Проверено 2 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ксенофонт, Элленика , 3.4.1
- ^ Ксенофонт, Hellenica , 2.3.12-14.
- ^ Кренц, Тридцать в Афинах . п. 64
- ^ Кренц, Тридцать в Афинах . п. 65
- ^ Гвозди, Дебра. Люди Платона: Просопография Платона и других сократиков. Издательство Хакетт, 2021. ISBN 0872205649
- ^ Стоун, ЕСЛИ Суд над Сократом. Anchor Books, переиздание 1989 г. ISBN 978-0385260329
- ^ Линдер, 2002, с. 213
- ↑ Ксенофонт, Hellenica , 2.3.56.
- ^ Ксенофонт Хелленика 2.4.1
- ^ Кренц, Тридцать в Афинах . п. 69
- ^ Ксенофонт, Хелленика , 3.4.19.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, Сиан (2006). Древняя тирания . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 213. ИСБН 0748621253 .
- ^ Аристотель. Афинайон Политея . 35.1. ISBN 9781786940704 .
- ^ Ксенофонт, Hellenica , 2.4.38
- ^ например, Малкольм Шофилд , «Платон и практическая политика», в греческой и римской политической мысли , изд. Шофилд и К. Роу (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), 299–302; Джулия Аннас , «Классическая греческая философия», в «Оксфордской истории Греции и эллинистического мира» , изд. Бордман, Гриффин и Мюррей (Оксфорд: Oxford University Press, 1991), 285; Майлз Берньит и Майкл Фреде , Псевдоплатоническое седьмое письмо , Oxford University Press, 2015, 224 стр., ISBN 9780198733652 ; Джордж Боас , «Факты и легенды в биографии Платона», The Philosophical Review 57, вып. 5 (1949): 439–457; и Теренс Ирвин , «Интеллектуальный фон», в «Кембриджском спутнике Платона» , изд. Р. Краут (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1992), 78–79n4.
- ^ Перейти обратно: а б « Седьмое письмо Платона » . Архивировано из оригинала 2 мая 2015 г. Проверено 5 мая 2013 г.
- ^ Платон, Республика
- ^ Стоун, ИФ (8 апреля 1979 г.). «ЕСЛИ Стоун разрушает историю Сократа» . Журнал «Нью-Йорк Таймс» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2016 г. Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ Платон, Апология 32c-d
- ^ Лучано Канфора Истории олигархов
Библиография
[ редактировать ]- Бултригини, У. Проклятая демократия: исследования критики (Алессандрия, 1999).
- Кренц, Питер. Тридцать в Афинах . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1982. Печать. (твердый переплет ISBN 0801414504 )
- Линдер, Дуг. «Суд над Сократом: отчет». Нп, 2002. Интернет. 1 мая 2014 г.
- Немет, Г. Критий и тридцать тиранов: исследования политики и просопографии правящей элиты в Афинах 404/403 до н.э. (Штутгарт, 2006).
- Платон и Хью Треденник. «Извинение». Последние дни Сократа. Хармондсворт: Пингвин, 1969.
- Платон. Платон в двенадцати томах , Vol. 7 в переводе Р. Г. Бери . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1966.
- Роудс, П. История классического греческого мира: 478–323 гг. До н.э. (Блэквелл, 2006).
- Ашер, С. «Ксенофонт, Критий и Ферамен» в: JHS 88 (1968) 128–135.
- Уотерфилд, Робин. Почему умер Сократ: развенчание мифов. WW Norton & Company, 2009.
- Вулперт, Эндрю. Вспоминая поражение: гражданская война и гражданская память в древних Афинах . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2002 г. (твердый переплет). ISBN 0-8018-6790-8 )