Princess Yaropolkovna of Minsk

Princess Yaropolkovna of Minsk [ а ] (1074 – 3 января 1158 г. [ 5 ] ) была дочерью князя Ярополка Изяславича Волынского ; и Кунигунды фон Орламюнде княжна-консорта Всеславича Минского Глеба ( ок. 1090–1118); и, по некоторым научным интерпретациям, княгиня царствовала Минской около 40 лет после смерти мужа ( ок. 1119–1158). [ 6 ] [ 7 ]
Согласно одному единственному ненадежному источнику конца 17 века, « Киевскому синопсису » Иннокентия Гизеля, ее имя или христианское имя было «Анастасия»; [ 8 ] поэтому некоторые более ранние историки называли ее «Анастасией Ярополковной» или «Анастасией Минской». [ 9 ] Многие современные историки больше не считают это ее вероятным именем или христианским именем и вместо этого называют ее «вдовой Глеба Минского», «Вдовой княгиней Минской» или «неизвестной Ярополковной». [ 10 ] [ 11 ] [ 7 ]
Биография
[ редактировать ]Энкомиум
[ редактировать ]Источники упоминают об этой женщине только один раз прямо — в Киевской летописи , по случаю ее смерти в возрасте 84 лет, под 1158 годом, где она описана так: [ 3 ] [ 7 ]
Том же лѣт̑. преставис̑ блж҃наӕ кнѧгини Глѣбоваӕ Всеславича дочи Ӕрополча Изѧславича сѣдѣвши по кн҃зи своемъ вдовою лѣт̑ м҃ а всихъ лѣт̑ и ѿ ржс̑тва .п҃. и .д҃ . лѣт̑. [ 1 ]
( Tom zhe lete prestavis' blazhenaia kniagini Glebovaia Vseslavicha dochi Iaropolcha Iziaslavicha sedevshi po kniazi svoem” vdovoiu let” .m. a vsikh” lit” i ot” rozhestva . [ 2 ] ).
«В том же году скончалась блаженная княгиня Глеба Всеславича, дочь Ярополка Изяславича, правила после мужа [смерти] вдовой сорок лет». (Инес Гарсия де ла Пуэнте, 2012). [ 3 ]
«В том же году скончалась блаженная княгиня, жена Глеба Всеславича, дочь Ярополка Изяславича, которая сорок лет правила вместо своего князя, будучи вдовой». (Лиза Л. Генрих, 1977) [ 4 ]
Некролог, выполненный в стиле панегирика , [ 11 ] Далее рассказывается, что она была похоронена в Успенском соборе Киево -Печерской лавры , рядом с мужем, в гробнице подле отца Феодосия Киевского . [ 12 ] Уровень детализации сведений о княгине Минской Ярополковне уникален среди всех некрологов княгинь Киевской летописи . [ 7 ] [ 13 ] который содержит 72 сообщения о смерти княжеств, 60 из них о мужчинах, умерших принцами (84%), и 12 о женщинах, умерших принцессами (16%). [ 13 ] Например, это, безусловно, самый длинный некролог, в котором очень конкретно указано время и место ее кончины и захоронения. [ 14 ] [ б ] Только 7 из 12 принцесс названа дата смерти. [ 14 ] всего 3 места захоронения, [ 16 ] и Ярополковна единственная, кому известен точный час кончины и погребения. [ 14 ]
Автор Киевской летописи указывает, что при жизни Глеба супруги заложили 600 гривен серебром и 50 гривен золотом, а после смерти князя женщина дала 100 гривен серебра и 50 гривен золота, а также завещала 5 деревень с челѧдью. челядью (Гарсия де ла Пуэнте: «рабы»; Генрих: «служение людям») и всё имущество, «даже её повой » [ с ] в вышеупомянутый монастырь. [ 15 ]
Более поздние летописи, такие как Никоновская летопись и Воскресенская летопись, почти дословно повторяют информацию Киевской летописи и не дают никаких дополнительных подсказок. [ 8 ] Гизель конца XVII века В Киевском синопсисе добавлено, что ее первое или христианское имя было «Анастасия», но не приводится ни источника, ни причины этой информации, а последующие авторы лишь повторяли то, что написала Гизель, поэтому «недостаточно достоверные сведения позволяют сделать вывод, что имя вдовы Глеба было Анастасия». [ 9 ]
Свадьба
[ редактировать ]Когда поженились будущая княгиня Ярополковна и Глеб Всеславич, подробно неизвестно, но дату можно вычислить. Например, после убийства Ярополка в 1086/7 году Кунигунда переехала в Германию, взяв с собой младшую дочь (Мехтильду или Матильду), где и вышла замуж. [ 5 ] Ее старшая дочь, будущая Минская княжна, осталась на родине. Вероятно, она уже находилась под опекой мужчины или, по крайней мере, была помолвлена с ним. В ту эпоху люди вступали в брак с 12 лет, что делает 1086 год самой ранней возможной датой бракосочетания. [ 17 ] [ 18 ] то есть при жизни ее отца, хотя молодожены могли пожениться и в начале 1090-х годов, но не позднее апреля 1093 года. [ 19 ] Наиболее вероятным кажется 1090 год или около него. [ 20 ]
Исторический контекст
[ редактировать ]Брак, вероятно, был результатом желания полоцкого князя Всеслава Брячиславича заручиться поддержкой семьи киевского князя Изяслава I Ярославича (умер в 1078 г.) в борьбе против его брата Всеволода Ярославича (киевского князя 1078–1093). [ 19 ] По данным Литвиной и Успенского (2013), это был первый супружеский союз в Киевской Руси между членами царствующего рода, так называемыми Рюриковичами (или Володимеровичами). [ 7 ] ): Глеб и княгиня Ярополковна, как праправнуки Владимира I Киевского по мужской линии, были родственниками в восьмой степени; браки между двоюродными братьями и сестрами до седьмой степени были запрещены церковными нормами, поэтому женами русских князей обычно становились иностранки. [ 21 ]

– Киевская летопись ( Хлебниковский кодекс ) в переводе Лизы Линн Генрих (1977) [ 22 ]
When Vseslav died in 1101, the Principality of Polotsk split into six appanages: Polotsk, Drutsk , Minsk (to Gleb Vseslavich), Vitebsk , Lukoml ', and probably Iziaslavl' (Zaslawye) . [ 23 ] Вскоре после этого между шестью сыновьями Всеслава вспыхнул междоусобный конфликт, несколько раз вызывавший вмешательство киевского князя и других южных князей: [ 24 ] Владимир II Мономах вмешался в 1115 (6623) и/или 1116 (6624), [ 25 ] снова в с. 1119–21, [ 26 ] и Мстислав I Киевский в 1127 году, изменив баланс сил в более широком Полоцком царстве. [ 24 ] Именно во время второго вмешательства Мономаха был захвачен Минск, Глеб Всеславич был увезен в плен в Киев, где и умер, овдовев, таким образом, своей супругой, княгиней Ярополковной Минской. [ 10 ] [ 7 ] Неясно, что случилось с Минским княжеством после этого, но Инес Гарсиа де ла Пуэнте (2012) предположила, основываясь на доступных текстовых, лингвистических, исторических и археологических данных, что Мономах и последующие киевские князья постоянно оставляли княгиню Ярополковну княжить в Минск под их началом, вместо того, чтобы назначать еще более сварливых сыновей или внуков Всеслава, особенно после того, как большинство из них было сослано в 1129/30. [ 27 ] Раффенспергер и Бирнбаум (2021) приняли объяснение Гарсиа де ла Пуэнте. [ 7 ]
В 1129 (6637) или 1130 (6638) году Мстислав отправил нескольких полоцких князей Всеславичей в вынужденную ссылку в Византию , что Киевская летопись объясняет в воспоминаниях под 1140 (6648 год) как Мстислав, наказывавший этих полоцких князей за союзничество. с половцами вместо того, чтобы помочь ему в борьбе с ними. [ 28 ] Неизвестно, какие сыновья и внуки Всеслава были сосланы в Константинополь, были ли среди них сыновья Минской княгини Ярополковны, а также были ли среди них двое, упомянутые как вернувшиеся в Киевскую Русь в 1140 году. [ 29 ] Ее старший сын Ростислав Глебович действительно правил полоцким князем между 1151 и 1159 годами и, возможно, имел некоторую управляющую роль в Минске до 1151 года, но источники неясны. [ 30 ]
Что же касается того, кто еще мог княжить в Минске между 1119 и 1158 годами, то Суздальская летопись утверждает, что, когда Ярополк II Киевский вступил на киевский престол в 1132/3 году, он отдал своему племяннику Изяславу Мстиславичу Турову Пинск и Минск, возможно, в составе своего владение Полоцком, а не всеми четырьмя по отдельности, хотя это сомнительно. [ 31 ] Изяслав все равно добровольно оставил бы их в Новгороде в 1135 году, а «Минск» больше никогда не упоминается в Суздальской летописи только один раз (а именно 1151 год) , а в Киевской летописи перед смертью княгини в 1158 году, создавая вакуум, в котором вдова-царевна могла бы княжить в Минске. [ 32 ] Лишь в 1159 году, через год после ее смерти, говорят, что ее второй сын Володар Глебович стал минским князем. [ 33 ]
Археологические свидетельства
[ редактировать ]Никаких печатей, датируемых после 1120-х годов, ни одного из ныне живущих мужского пола князей-всеславичей Полоцкого и его уделов не обнаружено; вместо этого археологи обнаружили удивительно большое количество печатей, принадлежавших женщинам-членам клана Всеславичей после 1120-х годов. [ 34 ] Советский археолог и историк Валентин Янин отметил в 1970 году возможность того, что принцессы правили на территории Всеславичей в Полоцке и его уделах между 1129 и 1150-ми годами, во время византийского изгнания князей-мужчин. [ 34 ] Основываясь на наблюдениях Янина и других, советский и российский историк Наталья Пушкарева разработала концепцию «Полоцкого матриархата» в своей книге 1989 года «Женщины Древней Руси» («Женщины Древней Руси » ), выделив других русских принцесс 11-го века. и XII века, которые владели собственными печатями, что подразумевало княжескую власть. [ 35 ]
Дети
[ редактировать ]У нее было как минимум три сына: [ 23 ]
- Ростислав правил Полоцком с 1151 по 1159 год; [ 23 ]
- Володарь появляется как минский князь в 1159 году; [ 23 ]
- Vsevolod, received Strezhev in 1159. [ 23 ]
Российский историк Александр Назаренко выразил неуверенность относительно того, был ли Ростислав сыном Глеба от княгини Ярополковны, предполагая, что он мог родиться в неизвестном первом браке. [ 18 ] Поводом для сомнений было то, что в данном случае Ростислав женился на своей троюродной сестре, случай, запрещенный религиозными канонами, но который все же имел место. При этом происхождение жены Ростислава доподлинно не установлено, так что княгиня Ярополковна вполне могла быть матерью Ростислава. [ 36 ] : 66
Наследие
[ редактировать ]
Память о князе Глебе Всеславиче и княгине Минской Ярополковне долго жила в Киево-Печерской лавре. Соборный монах Печерского монастыря Афанасий Калнофойский в своем произведении «Тератугрима» (1638) написал им стихотворную эпитафию на польском языке. Главной добродетелью, достойной чести, автор называл благочестие и набожность умерших, «ореол святого Феодосия не противопоставляется его отсутствию у обычных смертных, но освещает их своей благодатью». [ 37 ]
Неизвестный автор « Киевского синопсиса» утверждал, что нашел имя княгини «Анастасия», хотя в более ранних источниках, в том числе в эпитафии, оно не упоминается. В «Синопсисе» Глеб Всеславич (Глеб Всеславич) назван «киевским князем», вписанным, как и другие Рюриковичи, в фундамент исторической памяти украинской идентичности того времени. [ 38 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Old East Slavic description in the Kievan Chronicle : кнѧгини Глѣбоваӕ Всеславича дочи Ӕрополча Изѧславича, [ 1 ] kniagini Glebovaia Vseslavicha dochi Iaropolcha Iziaslavicha , [ 2 ] «княгиня Глеба Всеславича, дочь Ярополка Изяславича», [ 3 ] или «княжна, жена Глеба Всеславича, дочь Ярополка Изяславича». [ 4 ] Customary names in modern East Slavic languages: Belarusian : Анастасія Яраполкаўна , romanized : Anastasiya Yarapolkaǔna ; Russian : Анастасия Ярополковна , romanized : Anastasija Jaropolkovna ; Ukrainian : Анастасія Ярополківна , romanized : Anastasiya Yaropolkivna .
- ^ «в январе, в третий день, во второй час ночи и в четвертый час она была положена во гроб». [ 15 ] [ 4 ]
- ^ Повой ( povoi ) — женский головной убор, а также покрывало, саван. Генрих (1977) перевел это как «до того, как она стала монахиней», но Гарсиа де ла Пуэнте (2012) отметил, что «ничего не сказано о том, стала ли она монахиней», вместо этого переведя этот отрывок как: «вплоть до ее головной убор», «что, вероятно, имеет переносный смысл: «она отдала рубашку со спины». То есть летописец говорит, что вдова Глеба отдала Печерскому монастырю абсолютно все, что у нее было». [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б « Въ лЂто 6664 [1156] – 6669 1161 . ] [ July 2024 .
- ^ Jump up to: а б Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 354.
- ^ Jump up to: а б с Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 358.
- ^ Jump up to: а б с Генрих 1977 , с. 230.
- ^ Jump up to: а б Nazarenko, A.V. (2001). Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культуры, торговли, политики связей IX-XII веков Drevniaia Rus’ na mezhdunarodnykh putiakh: mezhdistsiplinarnye ocherki kul’turnykh, torgovykh, politicheskikh sviazei IX-XII vekov [ Old Rus' on International Routes: Interdisciplinary Sketches of Culture, Trade, Politics of Liaison 9th–12th Centuries ]. Moscow: Russian History Institute. p. 784. ISBN 5-7859-0085-8 .
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 347.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Раффенспергер и Бирнбаум 2021 .
- ^ Jump up to: а б Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 360.
- ^ Jump up to: а б Гарсия де ла Пуэнте 2012 , стр. 360–361.
- ^ Jump up to: а б с Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 361.
- ^ Jump up to: а б Гарсия де ла Пуэнте 2017 , Аннотация.
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 351.
- ^ Jump up to: а б Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 350.
- ^ Jump up to: а б с Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 352.
- ^ Jump up to: а б Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 377.
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 353.
- ^ Nazarenko, A.V. (2010). Древняя Русь в свете зарубежных источников [ Ancient Rus' in Light of Foreign Sources ]. Vol. IV. Западноевропейские источники. ["Western European Sources"]. Moscow: Dmitry Pozharsky University. p. 232. ISBN 9785040737154 .
- ^ Jump up to: а б Назаренко А.В. (2009). Древняя Русь и славяне [ Древняя Русь и славяне ] (на русском языке). Москва: Российский фонд содействия образованию и науке. стр. 153–154. ISBN 978-5-91244-009-0 .
- ^ Jump up to: а б Kumzin, A. V. (2011) [2006]. "Глеб Всеславич" [Gleb Vseslavich]. Orthodox Encyclopedia (in Russian). Vol. 11. Moscow: Russian Orthodox Church. pp. 568–569.
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 359.
- ^ Litvina, Anna F.; Uspenskij, Fjodor B. (2013). "К уточнению семантики древнерусского «свататися» / «сватитися» / «сват(ь)ство»" [Towards clarification of the semantics of Old Rus' ‘svatatisya’ / ‘svatitisya’ / ‘svat(y)stvo’]. Die Welt der Slaven (in Russian). 58 : 308–325. Archived from the original on 8 August 2021.
- ^ Генрих 1977 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 362.
- ^ Jump up to: а б Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 363.
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , стр. 366–367.
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , стр. 361, 363.
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , стр. 373–375.
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , стр. 362–363.
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , стр. 364–366.
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 366.
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 367.
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 367–368.
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 368.
- ^ Jump up to: а б Гарсия де ла Пуэнте 2012 , с. 372.
- ^ Гарсия де ла Пуэнте 2012 , стр. 372–373.
- ^ Litvina, Anna F.; Uspenskij, Fjodor B. (2012). "Внутридинастические браки между троюродными братьями и сестрами в домонгольской Руси" [Intra-dynastic marriages between triple cousins in pre-Mongol Rus'] (PDF) . Древняя Русь. Вопросы медиевистики. (in Russian). 49 (3). Moscow: Indrik: 45–68. Archived from the original (PDF) on 19 July 2024.
- ^ Бетко, Ирена (2004). " "Nagrobki Fundatorom Laury" из книги Афанасия Кальнафойского ТЕРАТОУРГНМА LVBO CVDA (Киев 1638) как памятник украинской религиозно-философской поэзии эпохи барокко" . Acta Polono-Ruthenica . 9 : 35-36.
- ^ Sinkevych, Nataliia A. (2018). "«Изобретение традиции»: агиографические и исторические нарративы православной Киевской митрополии XVII в." [‘Invention of tradition‘: hagiographic and historical narratives of the Orthodox Kiev Metropolis of the 17th century]. Нарративы руси конца XV – середины XVIII в.: в поисках своїй истории [ Narratives of Rus' late 15th–mid-18th century: in search of its history ] (in Russian). Moscow: A.V. Doronin. pp. 261–283.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Киевская летопись ( ок. 1200 г.), под 1158 г.
- (Церковнославянское критическое издание) Shakhmatov, Aleksey Aleksandrovich, ed. (1908). Ipat'evskaya letopis' Ипатьевская лѣтопись [ Ипатьевская рукопись ]. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ) (на церковнославянском языке). Том. 2 (3-е изд.). Санкт-Петербург: Типография М. А. Александрова / Изборник . стр. 285–301 . Проверено 18 июля 2024 г.
- (современный английский перевод) Генрих, Лиза Линн (1977). Киевская летопись: перевод и комментарий (докторская диссертация). Нэшвилл, Теннесси: Университет Вандербильта. п. 616. ПроКвест 7812419
- (современный украинский перевод) Makhnovets, Leonid (1989). Літопис Руський за Іпатським списком [ Rus' Chronicle according to the Hypatian Codex ] (in Ukrainian). Kyiv: Dnipro. p. 591. ISBN 5-308-00052-2 . Проверено 18 июля 2024 г. — Современный аннотированный украинский перевод Киевской летописи на основе Ипатьевской летописи с комментариями Хлебниковской летописи .
Литература
[ редактировать ]- Гарсия де ла Пуэнте, Инес (2012). «Вдова Глеба Минского: забытые свидетельства правления женщины в российской истории?». Русская история . 39 (3). Брилл Дойчланд: 347–378. дои : 10.1163/18763316-03903006 . ISSN 0094-288X .
- Гарсиа де ла Пуэнте, Инес (2017). «Вдовствующая княжна Минская». Портреты средневековой Восточной Европы, 900–1400 гг . Рутледж. стр. 15–22. дои : 10.4324/9781315204178-2 . ISBN 978-1-315-20417-8 . Под редакцией Дональда Островского и Кристиана Раффенспергера.
- Раффенспергер, Кристиан; Бирнбаум, Дэвид Дж. (2021). «Н. Н. Ярополковна. р. 1074 – ум. 1158» . Русская генеалогия на сайте Genealogy.obdurodon.org . Проверено 21 июля 2024 г.