Jump to content

Шум Торна (Торунь)

Казни в Торне (Торунь)

Шум шипа (Торунь) , или Кровавая баня шипа [ 1 ] ( Польский : Tumult toruński , немецкий : Thorner Blutgericht , буквально Кровавый суд Торна ) относится к казням, приказанным в 1724 году верховным судом при Августе II Сильном Саксонском польским . Во время религиозного конфликта между протестантскими горожанами в лице мэра Иоганна Готфрида Рёснера и римско-католическими студентами иезуитского колледжа в городе Торн (Торунь) в Королевской Пруссии , колледж подвергся вандализму со стороны толпы немецких протестантов. Мэр и девять других лютеранских чиновников были обвинены в пренебрежении служебными обязанностями, приговорены к смертной казни и казнены 7 декабря 1724 года. [ 2 ]

Историческая справка

[ редактировать ]

Замок Торн (Торунь) был построен крестоносцами немецких рыцарей Тевтонского ордена рядом с существующим славянским городом. В 1233 году городу были предоставлены по Кульмскому закону права города . Вскоре прибыли новые поселенцы вместе с монахами -францисканцами и доминиканцами . В 15 веке, становясь все более недовольными политикой Ордена, граждане монашеского государства Ордена организовались в Прусскую Конфедерацию и отделились в 1454 году с помощью польской короны. Возникшая в результате Тринадцатилетняя война закончилась в 1466 году Вторым Торновым миром , по которому была создана провинция Королевская Пруссия , включенная в состав Королевства Польского . [ 3 ]

После секуляризации Тевтонского ордена вновь образованное герцогство Пруссия и оставшаяся прусская территория в 1525 году приняли лютеранство , став первым государством, сделавшим это. Во время протестантской Реформации Королевская Пруссия , населенная преимущественно немцами, также приняла протестантизм в 1557 году, в то время как большая часть Королевства Польского оставалась католической. Во время правления мэра ( бюргермейстера ) Генриха Штробанда (1586–1609) город стал централизованным, и власть перешла в руки его городского совета.

В то время Польша была в значительной степени толерантна в религиозных вопросах. Однако ситуация постепенно изменилась с приходом Контрреформации . В 1595 году иезуиты прибыли, чтобы продвигать Контрреформацию, взяв под свой контроль церковь Святого Иоанна. Протестантские городские власти пытались ограничить приток католического населения в город, поскольку католики (иезуиты и доминиканцы) уже контролировали большинство церквей, оставив протестантским гражданам только церковь Святой Марии. [ нужна ссылка ]

Во второй половине 17 века напряженность между католиками и протестантами возросла. В 1645 году Colloquium Charitativum , дискуссия между лидерами конкурирующих вероисповеданий, не привела к соглашению. В то время как религиозная напряженность в остальной Европе утихала после кровавой Тридцатилетней войны и Вестфальского мира , в некогда очень толерантном Речи Посполитой ситуация ухудшалась. С 1682 года церковь Святой Марии должна была охраняться лютеранским бюргервером ( ополчением ) во время шествий Праздника Тела Христова , поскольку собравшиеся католики могли также занять эту церковь. Дальнейшие жестокие конфликты произошли в 1688 и 1721 годах. [ 4 ]

1724 События

[ редактировать ]
Иоганн Готфрид Рёснер (21 ноября 1658 г. в Цюллихау - 7 декабря 1724 г. в Торне / Торуни ), мэр Торна

16 и 17 июля 1724 года, когда иезуиты устроили очередное шествие, произошли драки между учениками иезуитов и лютеранскими жителями, поскольку ученики-иезуиты обвинили собравшихся лютеран в проявлении неуважения к Святой Марии, не сняв шляпы во время процессии и не преклонив колени перед ней. ее статуя. В следующем споре лютеранская милиция арестовала студента-католика по имени Станислав Лисецкий. В ответ ученики иезуитов затащили в свой монастырь ученика Лютеранской гимназии по имени Ян Нагорный, требуя освобождения Лисецкого. После того, как перед монастырем собралась толпа, требующая освобождения Нагорного. Иоганн Готфрид Рёснер , который в том году занимал пост президента городского совета, приказал городской милиции разогнать разъяренную толпу, но командир не подчинился, как и «гражданская стража». Только «корональные стражи», верные королю, смогли в конечном итоге умиротворить сцену, но только после того, как толпа вошла в здание иезуитов, причинив ущерб. [ 5 ]

Несколько иезуитов были избиты, портреты католических святых осквернены, а главный алтарь частично разрушен. После этого многие книги и картины были выброшены в кучу и подожжены. После этого события и иезуиты, и доминиканцы пытались убедить Рёснера и десять других видных граждан, все они были немецкими протестантами, перейти в католицизм. Они отказались и остались в городе, несмотря на давление, оказанное иезуитами, когда они подали иск в королевский верховный суд в Варшаве . Суд состоялся во времена второй монархии Августа II Сильного Саксонского Российская в эпоху Безмолвного сейма , времени, когда империя диктовала польской внутренней политике. [ нужны разъяснения ] Август, бывший лютеранин, которому пришлось принять католицизм, чтобы быть избранным на польский престол, сожалел, что не смог помиловать осужденных. [ нужна ссылка ]

Рёснер и двенадцать других лютеран были приговорены к смертной казни 16 ноября. Князь Ежи Доминик Любомирский повел в город полк солдат для исполнения приговора. Рёснер и другие официальные лица должны были быть обезглавлены за «пренебрежение своим долгом и поддержку беспорядков», а двое других, обвиненных в осквернении Богородицы, должны были быть четвертованы и сожжены .

Один из осужденных обратился в католицизм, и его пощадили, как и предшественника и доверенного лица Рёснера, Якоба Генриха Цернеке (1672–1741), уважаемого историка, написавшего Chronica Thornica. [ 6 ] в 1711 г. Он получил амнистию 12 декабря и эмигрировал в Данциг (Гданьск). [ 7 ]

Последняя сохранившаяся протестантская церковь, церковь Святой Марии, была сделана католической и передана монахам-францисканцам, которые служили там мессу в день казни, 7 декабря 1724 года, дату, которая соблюдается сейчас. [ где? ] в память протестантских мучеников. [ 8 ] Кроме того, с этого момента большая часть городского совета должна была быть католиками. Протестантскую школу, часовню и типографию требовалось передать под контроль католиков. [ нужна ссылка ]

Последствия

[ редактировать ]

Это событие было использовано тем, что Карин Фридрих называет « эффективной пропагандистской машиной Бранденбурга-Пруссии », как пример польской и католической нетерпимости даже в немецких государствах, которые сами занимались религиозными преследованиями. [ 9 ] В значительной части протестантской Европы это событие нанесло ущерб репутации Польши как страны религиозной толерантности.

Более 165 публикаций и сотни газет того времени сообщили о предполагаемом притеснении протестантов в Торне. Десятилетия спустя, во время разделов Польши , Вольтер вспоминал приговоры протестантам как пример «религиозной нетерпимости поляков» и прославлял русскую армию. [ 10 ]

В польских учебниках истории это событие редко упоминалось до 1979 года. [ 11 ] Норман Дэвис утверждает, что это было единственное событие, благодаря которому в протестантской Европе запомнилось имя места рождения Коперника. [ 11 ]

  1. ^ Дэвис, Норман (2001). Сердце Европы: прошлое в настоящем Польши . Издательство Оксфордского университета. п. 264. ИСБН  0-19-280126-0 .
    Смит Андерсон, Мэтью (1993). Расцвет современной дипломатии, 1450–1919 гг . Лонгман изд. п. 166. ИСБН  978-0-582-21232-9 .
    Митчисон, Розалинда (1966). Очерки истории XVIII века . Барнс и Ноубл. п. 268.
  2. Цитата из «Английского исторического обзора (и) Очерков истории восемнадцатого века».
  3. ^ Дэниел Стоун, История Центрально-Восточной Европы , Вашингтонский университет Press, 2001, стр. 30; ISBN   0-295-98093-1 Google Книги
  4. ^ Ханс-Юрген Бёмельбург: Между польским сословным обществом и прусским авторитарным государством, 1995 [1]
  5. ^ (на немецком языке) Иоганн Готфрид Реснер, полное изображение с информацией.
  6. ^ Николя Лангле Дюфреснуа, Новый метод изучения истории
  7. Полное издание Николая Коперника , Akademie Verlag. ISBN   3-05-003848-9 , [2] [3] .
  8. ^ Вселенский лексикон святых: Мучеников Тернового Кровавого Суда.
  9. ^ Карин Фридрих: Другая Пруссия : Королевская Пруссия, Польша и свобода, 1569–1772, Cambridge University Press, 2000, стр. 187.
  10. ^ Мартин Шульце Вессель, Йорг Рекуате, Европейская общественная транснациональная коммуникация с 18 века, Франкфурт-на-Майне, 2002 г., ISBN   3-593-37043-3
  11. ^ Jump up to: а б Норман Дэвис , Божья площадка : История Польши : в двух томах, стр. 139–41.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e23fe325f9e97c864a93e176a86566c__1679682720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/6c/5e23fe325f9e97c864a93e176a86566c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tumult of Thorn (Toruń) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)