Шум Торна (Торунь)

Шум шипа (Торунь) , или Кровавая баня шипа [ 1 ] ( Польский : Tumult toruński , немецкий : Thorner Blutgericht , буквально Кровавый суд Торна ) относится к казням, приказанным в 1724 году верховным судом при Августе II Сильном Саксонском польским . Во время религиозного конфликта между протестантскими горожанами в лице мэра Иоганна Готфрида Рёснера и римско-католическими студентами иезуитского колледжа в городе Торн (Торунь) в Королевской Пруссии , колледж подвергся вандализму со стороны толпы немецких протестантов. Мэр и девять других лютеранских чиновников были обвинены в пренебрежении служебными обязанностями, приговорены к смертной казни и казнены 7 декабря 1724 года. [ 2 ]
Историческая справка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |
Замок Торн (Торунь) был построен крестоносцами немецких рыцарей Тевтонского ордена рядом с существующим славянским городом. В 1233 году городу были предоставлены по Кульмскому закону права города . Вскоре прибыли новые поселенцы вместе с монахами -францисканцами и доминиканцами . В 15 веке, становясь все более недовольными политикой Ордена, граждане монашеского государства Ордена организовались в Прусскую Конфедерацию и отделились в 1454 году с помощью польской короны. Возникшая в результате Тринадцатилетняя война закончилась в 1466 году Вторым Торновым миром , по которому была создана провинция Королевская Пруссия , включенная в состав Королевства Польского . [ 3 ]
После секуляризации Тевтонского ордена вновь образованное герцогство Пруссия и оставшаяся прусская территория в 1525 году приняли лютеранство , став первым государством, сделавшим это. Во время протестантской Реформации Королевская Пруссия , населенная преимущественно немцами, также приняла протестантизм в 1557 году, в то время как большая часть Королевства Польского оставалась католической. Во время правления мэра ( бюргермейстера ) Генриха Штробанда (1586–1609) город стал централизованным, и власть перешла в руки его городского совета.
В то время Польша была в значительной степени толерантна в религиозных вопросах. Однако ситуация постепенно изменилась с приходом Контрреформации . В 1595 году иезуиты прибыли, чтобы продвигать Контрреформацию, взяв под свой контроль церковь Святого Иоанна. Протестантские городские власти пытались ограничить приток католического населения в город, поскольку католики (иезуиты и доминиканцы) уже контролировали большинство церквей, оставив протестантским гражданам только церковь Святой Марии. [ нужна ссылка ]
Во второй половине 17 века напряженность между католиками и протестантами возросла. В 1645 году Colloquium Charitativum , дискуссия между лидерами конкурирующих вероисповеданий, не привела к соглашению. В то время как религиозная напряженность в остальной Европе утихала после кровавой Тридцатилетней войны и Вестфальского мира , в некогда очень толерантном Речи Посполитой ситуация ухудшалась. С 1682 года церковь Святой Марии должна была охраняться лютеранским бюргервером ( ополчением ) во время шествий Праздника Тела Христова , поскольку собравшиеся католики могли также занять эту церковь. Дальнейшие жестокие конфликты произошли в 1688 и 1721 годах. [ 4 ]
1724 События
[ редактировать ]
16 и 17 июля 1724 года, когда иезуиты устроили очередное шествие, произошли драки между учениками иезуитов и лютеранскими жителями, поскольку ученики-иезуиты обвинили собравшихся лютеран в проявлении неуважения к Святой Марии, не сняв шляпы во время процессии и не преклонив колени перед ней. ее статуя. В следующем споре лютеранская милиция арестовала студента-католика по имени Станислав Лисецкий. В ответ ученики иезуитов затащили в свой монастырь ученика Лютеранской гимназии по имени Ян Нагорный, требуя освобождения Лисецкого. После того, как перед монастырем собралась толпа, требующая освобождения Нагорного. Иоганн Готфрид Рёснер , который в том году занимал пост президента городского совета, приказал городской милиции разогнать разъяренную толпу, но командир не подчинился, как и «гражданская стража». Только «корональные стражи», верные королю, смогли в конечном итоге умиротворить сцену, но только после того, как толпа вошла в здание иезуитов, причинив ущерб. [ 5 ]
Несколько иезуитов были избиты, портреты католических святых осквернены, а главный алтарь частично разрушен. После этого многие книги и картины были выброшены в кучу и подожжены. После этого события и иезуиты, и доминиканцы пытались убедить Рёснера и десять других видных граждан, все они были немецкими протестантами, перейти в католицизм. Они отказались и остались в городе, несмотря на давление, оказанное иезуитами, когда они подали иск в королевский верховный суд в Варшаве . Суд состоялся во времена второй монархии Августа II Сильного Саксонского Российская в эпоху Безмолвного сейма , времени, когда империя диктовала польской внутренней политике. [ нужны разъяснения ] Август, бывший лютеранин, которому пришлось принять католицизм, чтобы быть избранным на польский престол, сожалел, что не смог помиловать осужденных. [ нужна ссылка ]
Рёснер и двенадцать других лютеран были приговорены к смертной казни 16 ноября. Князь Ежи Доминик Любомирский повел в город полк солдат для исполнения приговора. Рёснер и другие официальные лица должны были быть обезглавлены за «пренебрежение своим долгом и поддержку беспорядков», а двое других, обвиненных в осквернении Богородицы, должны были быть четвертованы и сожжены .
Один из осужденных обратился в католицизм, и его пощадили, как и предшественника и доверенного лица Рёснера, Якоба Генриха Цернеке (1672–1741), уважаемого историка, написавшего Chronica Thornica. [ 6 ] в 1711 г. Он получил амнистию 12 декабря и эмигрировал в Данциг (Гданьск). [ 7 ]
Последняя сохранившаяся протестантская церковь, церковь Святой Марии, была сделана католической и передана монахам-францисканцам, которые служили там мессу в день казни, 7 декабря 1724 года, дату, которая соблюдается сейчас. [ где? ] в память протестантских мучеников. [ 8 ] Кроме того, с этого момента большая часть городского совета должна была быть католиками. Протестантскую школу, часовню и типографию требовалось передать под контроль католиков. [ нужна ссылка ]
Последствия
[ редактировать ]Это событие было использовано тем, что Карин Фридрих называет « эффективной пропагандистской машиной Бранденбурга-Пруссии », как пример польской и католической нетерпимости даже в немецких государствах, которые сами занимались религиозными преследованиями. [ 9 ] В значительной части протестантской Европы это событие нанесло ущерб репутации Польши как страны религиозной толерантности.
Более 165 публикаций и сотни газет того времени сообщили о предполагаемом притеснении протестантов в Торне. Десятилетия спустя, во время разделов Польши , Вольтер вспоминал приговоры протестантам как пример «религиозной нетерпимости поляков» и прославлял русскую армию. [ 10 ]
В польских учебниках истории это событие редко упоминалось до 1979 года. [ 11 ] Норман Дэвис утверждает, что это было единственное событие, благодаря которому в протестантской Европе запомнилось имя места рождения Коперника. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Норман (2001). Сердце Европы: прошлое в настоящем Польши . Издательство Оксфордского университета. п. 264. ИСБН 0-19-280126-0 .
Смит Андерсон, Мэтью (1993). Расцвет современной дипломатии, 1450–1919 гг . Лонгман изд. п. 166. ИСБН 978-0-582-21232-9 .
Митчисон, Розалинда (1966). Очерки истории XVIII века . Барнс и Ноубл. п. 268. - ↑ Цитата из «Английского исторического обзора (и) Очерков истории восемнадцатого века».
- ^ Дэниел Стоун, История Центрально-Восточной Европы , Вашингтонский университет Press, 2001, стр. 30; ISBN 0-295-98093-1 Google Книги
- ^ Ханс-Юрген Бёмельбург: Между польским сословным обществом и прусским авторитарным государством, 1995 [1]
- ^ (на немецком языке) Иоганн Готфрид Реснер, полное изображение с информацией.
- ^ Николя Лангле Дюфреснуа, Новый метод изучения истории
- ↑ Полное издание Николая Коперника , Akademie Verlag. ISBN 3-05-003848-9 , [2] [3] .
- ^ Вселенский лексикон святых: Мучеников Тернового Кровавого Суда.
- ^ Карин Фридрих: Другая Пруссия : Королевская Пруссия, Польша и свобода, 1569–1772, Cambridge University Press, 2000, стр. 187.
- ^ Мартин Шульце Вессель, Йорг Рекуате, Европейская общественная транснациональная коммуникация с 18 века, Франкфурт-на-Майне, 2002 г., ISBN 3-593-37043-3
- ^ Jump up to: а б Норман Дэвис , Божья площадка : История Польши : в двух томах, стр. 139–41.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). 1911. с. 879. – «Кровавая баня Торна» .
- Немцы и поляки: 1724 г., Терновый кровавый суд (на немецком языке)
- Иоганн Готфрид Рёснер (на немецком языке)
- Вселенский лексикон святых: Мучеников Тернового Кровавого Суда (на немецком языке)
- Посещение Торуни: Церкви в Старом городе