Франсуаза де Граффиньи
Франсуаза д'Иссамбур д'Аппонкур, мадам де Граффиньи | |
---|---|
![]() Мадам де Граффиньи | |
Рожденный | |
Умер | 12 декабря 1758 г. Париж, Франция | (63 года)
Заголовок | Мадам де Граффиньи |
Франсуаза де Граффиньи ( урожденная Франсуаза д'Иссамбур дю Бюиссон д'Аппонкур ; 11 февраля 1695 — 12 декабря 1758), более известная как мадам де Граффиньи , была французской писательницей , драматургом и хозяйкой салона.
Первоначально известная как автор романа «Lettres d'une Péruvienne» , опубликованного в 1747 году, она стала самой известной в мире ныне живущей писательницей после успеха ее сентиментальной комедии «Сени» в 1750 году. Ее репутация драматурга пострадала, когда ее вторая пьеса в « Французская комедия Дочь Аристида » провалилась в 1758 году, и даже ее роман потерял популярность после того, как 1830. С тех пор и до последней трети двадцатого века о ней почти забыли, но благодаря новым исследованиям и интересу к женщинам-писателям, порожденному феминистским движением, Франсуаза де Граффиньи теперь считается выдающейся французской писательницей восемнадцатого века. .
Молодость, брак и вдовство в Лотарингии
[ редактировать ]Франсуаза д'Иссамбур д'Аппонкур родилась в Нанси , в герцогстве Лотарингия . [ 1 ] Ее отец, Франсуа д'Аппонкур, был кавалерийским офицером. Ее мать, Маргарита Калло, приходилась внучатой племянницей знаменитому лотарингскому художнику Жаку Калло . Когда она была еще девочкой, ее семья переехала в Сен-Николя-де-Пор , где ее отец был командиром конной гвардии герцога Лотарингского. [ 2 ]
19 января 1712 года, не исполнившись еще семнадцати лет, мадемуазель д'Аппонкур обвенчалась в церкви Сен-Николя-де-Порт с Франсуа Юге, молодым офицером на службе герцога. [ 3 ] Он был сыном богатого мэра Нефшато Жана Юге. Как и ее отец, он был écuyer или оруженосцем, низшим дворянским рангом . В честь свадьбы жених получил от отца поместье в Граффиньи , и пара взяла в качестве имени титул «де Граффиньи». Со своей стороны невеста получила большой дом, унаследованный ее матерью от Жака Калло, расположенный в Виллер-ле-Нанси , где пара прожила около шести лет. [ 4 ]
Франсуа де Граффиньи, казалось, имел многообещающее будущее, и за пять лет у пары родилось трое детей: Шарлотта-Антуанетта (родилась в июне 1713 года, умерла в декабре 1716 года); Жан-Жак (родился в марте 1715 г., прожил всего несколько дней) и Мария-Тереза (родилась в марте 1716 г., умерла в декабре 1717 г.). [ 5 ] Но он был игроком, пьяным и избившим жену, которого посадили в тюрьму за домашнее насилие. В 1718 году, по уши в долгах и уже живя отдельно, Граффиньи подписали документ, который давал ей право распоряжаться финансами семьи и требовал от него покинуть Лотарингию и уехать в Париж. В 1723 году она получила юридическое разделение. [ 6 ] Он умер в 1725 году при загадочных обстоятельствах. [ 7 ] Став вдовой, Франсуаза де Граффиньи была свободна от своего жестокого мужа, но она так и не оправилась полностью от финансовых потерь или эмоциональной травмы, полученной в браке.
Мать Франсуазы де Граффиньи умерла в 1727 году, а ее отец снова женился всего несколько месяцев спустя и переехал в отдаленный городок в Лотарингии, где он тоже умер в 1733 году, оставив свою дочь свободной от всех семейных обязательств. [ 8 ] К этому времени двор Лотарингии переехал в Люневиль , где она жила при поддержке вдовы герцога, вдовствующей герцогини и регента Элизабет Шарлотты Орлеанской . [ 9 ] Там она встретила лихого кавалерийского офицера Леопольда Десмареста, который был на тринадцать лет моложе ее, чей отец Анри Демарест отвечал за придворную музыку; около 1727 года у него с Франсуазой де Граффиньи завязался страстный роман, который продолжался до 1743 года. [ 10 ] Она также встретила еще более молодого человека, Франсуа-Антуана Дево , который учился на юриста, но мечтал стать писателем; известный всем как Панпан, он стал ее ближайшим другом и доверенным лицом, и в 1733 году у них началась переписка, продолжавшаяся до ее смерти. [ 11 ] Этот идиллический период подошел к концу в 1737 году, когда герцог Франсуа-Этьен де Лотарингия уступил свое герцогство Франции, чтобы заручиться поддержкой Франции для своего брака с Марией Терезией Австрийской . Друзья и покровители Франсуазы де Граффиньи разошлись, а ей самой некуда было идти. [ 12 ]
От Лотарингии до Парижа
[ редактировать ]Наконец, в 1738 году она договорилась стать спутницей герцогини де Ришелье ; этой дамой была Мария-Элизабет-Софи де Лотарингия, принцесса де Гиз, до ее замужества в апреле 1734 года. [ 13 ] Франсуаза де Граффиньи планировала присоединиться к ним в Париже весной 1739 года, но ей нужно было пережить зимние месяцы, и она выпросила приглашение в Сирей , замок, где Эмили, маркиза дю Шатле , жила с 1734 года со своим возлюбленным Вольтером . [ 14 ]
Путешествие из Люневиля в Сирей заняло два с половиной месяца; она остановилась в Коммерси переехала вдовствующая герцогиня Лотарингская и ее двор , где в знаменитый замок , а в Деманж-о-О она остановилась у подруги, маркизы де Стэнвиль, матери будущего герцога де Шуазеля . [ 15 ] Ее двухмесячное пребывание в Сире было самой известной частью ее жизни, поскольку тридцать с лишним писем, которые она написала об этом Дево, были опубликованы в 1820 году. [ 16 ] Однако письма были неточно переписаны, сильно сокращены, исправлены и фактически дополнены анонимным редактором 1820 года. Он или она добавляли анекдоты и остроты, чтобы Вольтер казался более прославленным, и использовали любую возможность, чтобы показать Франсуазу де Граффиньи как сентиментальную, глупую и безответственную сплетницу. [ 17 ]
Первые несколько недель в Сирее казались сбывшейся чудесной мечтой. Вольтер читал свои незавершенные произведения и участвовал в постановках своих пьес. Хозяйка Эмили продемонстрировала свое поместье, мебель, одежду и украшения, а также свою выдающуюся ученость. Здесь были постоянные посетители, в том числе такие светила, как учёный-философ Пьер Луи Мопертюи . Разговор затрагивал все мыслимые темы, всегда оживленный блестящим остроумием Вольтера.
Однако проблема назревала. Вольтер прочитал свою скандальную пародийную поэму о Жанне Д'Арк « Пюсель» . Эмили перехватила письмо от Дево, в котором упоминалось это произведение, пришла к ложному выводу, что ее гостья скопировала песнь и распространила ее, и обвинила ее в предательстве. В течение месяца после этого Франсуаза де Граффиньи была фактически узницей Сирей, пока ее возлюбленный Демарест не проехал через нее по пути в Париж и не взял ее на последний этап ее путешествия. [ 18 ]
Париж
[ редактировать ]Ее план стать спутницей герцогини де Ришелье сработал лишь на короткое время, поскольку герцогиня умерла от туберкулеза в августе 1740 года. [ 19 ] Затем она жила пансионеркой в двух монастырях и гостила у богатого друга. [ 20 ] Наконец, осенью 1742 года она сняла собственный дом на улице Сен-Гиацинт. [ 21 ]
Эти первые годы в Париже были трудными, но не безрезультатными. Она начала заводить новых друзей, самым важным из которых была актриса Жанна Кино , которая ушла со сцены в 1741 году и начала принимать своих друзей из литературного мира на случайных обедах, получивших название «Бут-дю-Банк». [ 22 ] Через Жанну Кино Франсуаза де Граффиньи познакомилась с большинством авторов, писавших в Париже в ту эпоху – Луи де Каюзак , Клод Кребийон , Шарль Колле , Филипп Нерико Детуш , Шарль Пино Дюкло , Бартелеми-Кристоф Фаган , Жан-Батист-Луи Грессе , Пьер. де Мариво , Франсуа-Огюстен де Паради де Монкриф , Пьер-Клод Нивель де Ла Шоссе , Алексис Пирон , Клод Анри де Фюзе де Вуазенон и другие, а также дворяне, которые наслаждались своим обществом и сами баловались писательством, например граф де Кайлюс , граф де Морепа , герцог Ниверне, граф де Пон-де-Вейль и граф де Сен-Флорентен. Ее возлюбленный Демарест большую часть времени отсутствовал со своим полком и осажденной Праге оказался в ловушке в в конце 1741 года ; когда он вернулся в Париж без средств на переоборудование, он принял деньги от своей любовницы, хотя уже решил покинуть ее. Эмоциональный шок от его предательства так и не прошел полностью, но его уход дал ей свободу преследовать свои собственные амбиции. [ 23 ]
Она переехала в свой новый дом 27 ноября 1742 года. Летом 1743 года она сдала квартиру на верхнем этаже в субаренду адвокату Пьеру Валлере и имела с ним короткую, но интенсивную связь, единственную связь, помимо Десмареста, которую она упоминает в своих письмах. [ 24 ] Хотя отношения между ними часто были натянутыми, он оставался с ней как ее жилец, юрисконсульт и компаньон до ее смерти; и он был главным исполнителем ее воли. Ее финансы оставались проблемой; в 1744 году она надеялась на вложение, которое оказалось необоснованным, и в начале 1746 года оказалась в более глубоких долгах, чем когда-либо. [ 25 ]
Писатель
[ редактировать ]И все же это было время, когда она начала работу, которая в конечном итоге принесет ей славу и материальный комфорт, если не богатство. Еще в 1733 году в ее письмах к Дево упоминаются писательские проекты, некоторые его, некоторые совместные, а некоторые и ее. Когда она поехала в Париж, она взяла с собой несколько своих рукописей, в том числе сентиментальную драму « L'Honnête Homme» («Честный человек») и аллегорическую комедию духа». «Воссоединение общего Чувство и остроумие), а также стихотворная комедия «Гераклит, претендующий мудрец» ( «Гераклит , мнимый мудрец»). В своих письмах она также упоминает традиционную комедию « L'École des amis» («Школа для друзей»), фантастическую комедию « Le Monde vrai» («Правдивый мир») и короткий роман о сверхъестественном Сильфида » « . Ни одна из этих работ никогда не была опубликована, некоторые из них были уничтожены, но другие сохранились в рукописях или фрагментах среди ее бумаг. [ 26 ]
Ее коллеги по «Бу-дю-Банку» Жанны Кино настояли на том, чтобы она внесла свой вклад в их следующую коллективную работу. Граф де Кайлюс дал ей набросок «новой испанской литературы», короткометражного произведения, модного с семнадцатого века, который она разработала самостоятельно. Том появился в марте 1745 года под названием Recueil de ces Messieurs (Антология этих джентльменов); ее рассказ назывался Nouvelle espagnole ou Le mauvais exmple produit autant de vertus que de vices (испанская новелла , или Плохой пример ведет к такому же количеству добродетелей, как и порокам). Вклад Франсуазы де Граффиньи был отмечен похвалой. [ 27 ] Этот успех побудил ее принять еще одно задание от Кайлуса — набросок сказки под названием «Принцесса Азероль» , опубликованной позже, в 1745 году, в сборнике под названием « Cinq Contes de fées » («Пять сказок»). Хотя некоторые из ее друзей знали о ее авторстве, «Принцессу Азероль» никогда публично не приписывали Франсуазе де Граффиньи до недавней публикации ее переписки. [ 28 ]
Ее уверенность восстановилась после двух рассказов, и она начала писать еще два существенных произведения: эпистолярный роман, опубликованный в декабре 1747 года под названием Lettres d'une Péruvienne (Письма перуанской женщины), и сентиментальную комедию, поставленную в июне 1750 года в роли Сени. . Вдохновением для создания романа послужило просмотр спектакля «Альзире» , пьесы Вольтера, действие которой происходит во время испанского завоевания Перу ; сразу после этого, в мае 1743 года, она начала читать « Гарсиласо де ла Веги » Историю инков , которая послужила большей частью исторической подоплеки ее рассказа. Она также следила за описанием Монтескье иностранного гостя во Франции, как в Персидских « письмах ». [ 29 ] Ее роман сразу же имел успех у читателей; к концу 1748 года вышло четырнадцать изданий, в том числе три в английском переводе. В течение следующих ста лет вышло более 140 изданий, в том числе издание 1752 года, переработанное и расширенное автором, несколько различных английских переводов, два на итальянском и другие на немецком, португальском, русском, испанском и шведском языках. [ 30 ]
После успеха «Lettres d'une Péruvienne » Франсуаза де Граффиньи стала знаменитостью. Во многом благодаря своей известности она нашла новых покровителей, и ее материальное положение улучшилось. [ 31 ] С новой энергией и уверенностью в себе она обратилась к своей пьесе « Сени» . Его композиция была сложнее, чем у романа, потому что она консультировалась с большим количеством друзей, а для постановки произведения требовалось больше шагов, чем для публикации рукописи. Премьера состоялась 25 июня 1750 года; Спектакль мгновенно стал хитом. [ 32 ] По количеству премьерных представлений, количеству зрителей и кассовым сборам это была одна из десяти самых успешных новых пьес восемнадцатого века во Франции. [ 33 ] Этому способствовало то, что автором стала женщина, а также мода на комедию лармоянте (слезливую комедию). В последующие несколько лет он несколько раз возрождался, но быстро исчез из репертуара. Репутация автора была подорвана провалом ее второй пьесы Дочь Аристида « » , которую сняли вскоре после премьеры 27 апреля 1758 года. [ 34 ]
Хозяйка салона
[ редактировать ]Слава мадам де Граффиньи также сделала ее дом популярным местом для общественных собраний, и она была одной из важных хозяйк салонов в Париже середины века. [ 35 ] Ей помогало присутствие дочери ее кузена, Анны-Катрины де Лигнивиль , очаровательной молодой женщины, чье высокое благородство и низкое богатство, казалось, обрекали ее на монастырь или брак по расчету. Франсуаза де Граффиньи привезла ее из провинциального монастыря в Париж в сентябре 1746 года и сыграла важную роль в организации ее брака по любви с философом-финансистом Клодом Адрианом Гельвецием 17 августа 1751 года. [ 36 ] Ранее тем же летом она переехала из своего дома на улице Сен-Гиацинт в другой на улице д'Анфер, с выходом в Люксембургский сад . [ 37 ] Здесь она принимала своих друзей, гостей со всей Европы и многих самых известных французских писателей и политических деятелей той эпохи, в том числе Даламбера , Дидро , Фонтенеля , Монтескье, Прево , Жан-Жака Руссо , Тюрго и Вольтера. [ 38 ]
Она мирно скончалась дома в Париже 12 декабря 1758 года после припадка, когда играла в карты с тремя старыми друзьями. [ 39 ] У нее долгое время было слабое здоровье. Валле и другим потребовалось десять лет, чтобы уладить ее имущество; у нее осталось много долгов, но в конце концов ее активы покрыли их все. [ 40 ] Ее отношения с Дево с годами охладились, и в 1750-х годах их переписка несколько раз прерывалась из-за ссор; тем не менее она продолжала писать ему до самой смерти. [ 41 ] Хотя он никогда не брался за редактирование их писем (фантазию, которую они часто обсуждали), он сохранил коллекцию их писем и ее рукописей. [ 42 ] Большая часть коллекции сейчас находится в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке Йельского университета, а другие ее части находятся в Библиотеке Моргана в Нью-Йорке и Национальной библиотеке Франции . Начиная с 1985 года, коллектив под руководством Ж. А. Дейнарда впервые публикует ее письма. Они вполне могут оказаться ее самой важной работой из-за ее инсайдерского взгляда на французскую литературную жизнь в период расцвета эпохи Просвещения , ее беспрецедентно подробного и интимного описания жизни женщины во Франции восемнадцатого века, а также ее живого разговорного стиля. .
Имя
[ редактировать ]Как объяснялось выше, «Граффиньи» — это не фамилия, а название поместья. Правописание не было стандартизировано в восемнадцатом веке, и имя можно было написать и напечатать разными способами. Сама автор обычно писала это «Графиньи». Однако, как давно заметил лотарингский ученый Жорж Манжо, топоним был стандартизирован как «Граффиньи» (теперь он является частью Граффиньи-Шемен ), и следует соблюдать это написание. [ 43 ]
Работает
[ редактировать ]Опубликованные работы
[ редактировать ]- Испанские новости, или Плохой пример порождает столько же добродетелей, сколько и пороков , в Recueil de ces Messieurs , 1745.
- Принцесса Азероль в Cinq Contes de fées , 1745 год.
- Письма перуанца , 1747 год; исправленное издание, 1752 г.
- Сения , 1750 год.
- Дочь Аристида , 1758 год.
- «Зиман и Зенизе» , написанная в 1747 году, постановка для императорской семьи. [ 44 ] в Вене в октябре 1749 года, опубликовано в Œuvres posthumes , 1770 год.
- «Фаза» , написанная в 1747 году, поставленная в частном театре Берни, [ 45 ] Март 1753 г., опубликовано в Œuvres posthumes , 1770 г.
- Частная жизнь Вольтера и мадам Дю Шатле , письма Сире, написанные в 1738–1739 годах, опубликованные вместе с письмами других корреспондентов, 1820 год.
- «Сатурналы» , написанные в 1752 году, поставленные для императорской семьи в Вене в октябре 1752 года, изданные на английском языке «Шоуолтер», «Мадам де Граффиньи и Руссо: Между двумя беседами» . Исследования Волтера 175, 1978, стр. 115–80.
- Переписка мадам де Граффиньи , изд. Дж. А. Дейнард и др., Оксфорд: Фонд Вольтера, 1985. Тома 1–15 в печати в 2016 году.
- Мадам де Граффиньи: Выбор букв , изд. Английский Шоуолтер. «Живой». Оксфорд: Фонд Вольтера, 2001.
Неопубликованные работы (неполный список)
[ редактировать ]- «Пантены» , пьеса, представленная в « Итальянской комедии» в 1747 году; отклоненный; никогда не публиковался; сохранились только фрагменты.
- Помимо ранних произведений, упомянутых в статье выше, Франсуаза де Граффиньи написала несколько коротких пьес для детей Марии Терезии Австрийской и ее мужа, императора Франсуа-Этьена Лотарингского. К ним относятся Ziman et Zenise и Les Saturnales , опубликованные посмертно, а также L'Ignorant présomptueux , 1748 и Le Temple de la vertu , 1750, полные тексты которых сохранились в рукописях. Безымянное произведение, отправленное в Вену в 1753 году, не идентифицировано.
- Беседа на тему «Que l'amour des Lettres вдохновляет l'amour de la Vertu» (Любовь к литературе вдохновляет любовь к добродетели), представленная на конкурс, организованный Французской академией в 1752 году; никогда не публиковался; рукопись неизвестна.
- «Багет» , пьеса, анонимно поставленная в Итальянской комедии в июне 1753 года; никогда не публиковался; сохранились только фрагменты.
Работы, ошибочно приписываемые мадам де Граффиньи.
[ редактировать ]- Несколько названий, таких как Азор и Селидор , были приписаны Франсуазе де Граффиньи, хотя на самом деле это всего лишь имена персонажей ее пьес «Фаза» и «Невежественный пресомпту» соответственно. На веб-сайте «Сезара» перечислены «Бриошь» и «Эффекты предотвращения» , которые были предварительными названиями ранних версий «Дочь Аристида» .
- Пьеса под названием Le Fils légitime , драма в 3-х актах в прозе, была опубликована с адресом Лозанна : Грассе в 1771 году и приписана издателем Франсуазе де Граффиньи. Происхождение рукописи издатель не поясняет. В переписке предполагаемого автора пьеса не упоминается, а среди ее бумаг нет ее рукописи. Вполне вероятно, что она не была автором и издатель поместил ее имя на титульном листе, надеясь заработать на ее репутации.
- Работы Рауля Анри Клемана Огюста Антуана Маркиза, который родился в 1863 году в Граффиньи-Шемен, умер в 1934 году и писал под псевдонимом Анри де Граффиньи, иногда путают с работами Франсуазы де Граффиньи. Генри был чрезвычайно плодовитым человеком и написал более двухсот книг, начиная от серьезных работ по авиации, химии и технике для широкой аудитории и заканчивая научной фантастикой, приключенческими рассказами и театром. Анри, а не Франсуаза, написал «Руженные кюлоты» .
Авторов консультировала и редактировала мадам де Граффиньи.
[ редактировать ]- Жан Галли де Бибьена , Антуан Бре , Франсуа-Антуан Дево , Ла Ружер, Клод Гимон де Ла Туш , Мишель Линант, Шарль Палиссо де Монтенуа , Жан-Франсуа де Сен-Ламбер .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 1.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 8-10.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 11-15.
- ^ Жак Шу, Словарь замков Франции: Лотарингия . Париж: Берже-Левро, 1978. «Виллер-ле-Нанси», с. 238.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 15-16.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 16-19.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 20-21.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 1.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 22-24.
- ^ Мишель Антуан. Анри Демарест (1661-1741): Критическая биография . Париж: Пикард, 1965, стр. 167-69.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 26-29.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 25, 31-32.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 32.
- ^ Рене Вайо, С г-жой Дю Шатле , Оксфорд: Фонд Вольтера, 1988, стр. 93-115.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , стр. 33-39.
- ↑ Частная жизнь Вольтера и мадам Дю Шатле , Париж, 1820 г.
- ^ Английский Шоуолтер, «Граффиньи в Сири: разоблачение мошенничества». Французский форум 21, 1 (январь 1996 г.), стр. 29–44.
- ^ Дейнард, изд., Переписка , том. 1, буквы 60-91.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , стр. 47-62.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , стр. 63-80.
- ^ Этой улицы больше не существует. Он располагался в нынешнем 6-м округе, недалеко от улицы Суффло и бульвара Сен-Мишель.
- ^ Джудит Кертис, «Божественная Тали»: карьера Жанны Кино , SVEC 2007:08. «Бут-дю-банк» буквально означает «конец скамейки запасных», но идиоматически что-то вроде «обедания».
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 75-80.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 81-84.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 93-106.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 128-31.
- ^ Смит, «Композиция», стр. 131-36.
- ^ Смит, «Композиция», стр. 136-41.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 142-58. Вера Л. Грейсон, «Происхождение и восприятие « Lettres d'une Péruvienne and Cénie » г-жи де Граффиньи». Исследования Вольтера 336 (1996), стр. 1-152.
- ^ Смит, «Популярность». г-жи де Граффиньи Макихерн и Смит, « Lettres d'une Péruvienne ».
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 159-210.
- ^ Грейсон, «Бытие и прием».
- ^ Клод Алассер, Французская комедия в 18 веке, экономическое исследование , Париж, Гаага: Мутон, 1967. Джон Лох, Парижская театральная аудитория , Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1957. А. Жоаннидес, Французская комедия с 1680 по 1900 год. , Париж: Плон-Нурри, 1901.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 313-19.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 233-51.
- ^ Д.В. Смит и др., ред., Общая переписка Гельвеция , Оксфорд: Фонд Вольтера, 1981, том. 1.
- ^ Рю д'Энфер больше не существует; он был включен в бульвар Сен-Мишель.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , стр. 252-90.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 325-29.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 329-33.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , стр. 291-312.
- ^ Шоуолтер, Франсуаза де Граффиньи , с. 334-39.
- ^ «Биография мадам де Граффиньи», Пэйс Лоррен 11 (1914-1919), стр. 65-77, 145-153.
- ↑ Бывший герцог Лотарингии стал императором Священной Римской империи.
- ^ Поместье под Парижем Луи де Бурбон-Конде, графа де Клермона, принца королевской крови, страстно интересовавшегося театром; он помогал Франсуазе де Граффиньи в постановке «Сени» .
Источники
[ редактировать ]Современные издания
[ редактировать ]- Дейнард, Дж. А., изд. Переписка мадам де Граффиньи . Оксфорд: Фонд Вольтера, 1985 г., в стадии разработки.
- Брей, Бернар и Изабель Лэнди-Уйон, ред. Франсуаза де Граффиньи, «Письма перуанца» . В «Португальских письмах», «Письмах перуанца» и других любовных романах по письмам . Париж: Гарнье-Фламмарион, 1983. стр. 15–56, 239–247.
- ДеЖан, Джоан и Нэнси К. Миллер, ред. Франсуаза де Граффиньи, «Письма перуанца» . Нью-Йорк: MLA, 1993; исправленное издание, 2002 г.
- ДеЖан, Джоан и Нэнси К. Миллер, ред. Дэвид Корнакер, тр. Франсуаза де Граффиньи, «Письма перуанской женщины» . Нью-Йорк: MLA, 1993; исправленное издание, 2002 г.
- Мэллинсон, Джонатан, изд. Франсуаза де Граффиньи, Lettres d'une Péruvienne . «Виф». Оксфорд: Фонд Вольтера, 2002 . Лучшее доступное издание; содержит ценное введение, показывает варианты ранних изданий и предоставляет дополнительные материалы в приложениях.
- Мэллинсон, Джонатан, изд. и тр. Франсуаза де Граффиньи, «Письма перуанской женщины» . «Классика Оксфордского мира». Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2009.
- Николетти, Джанни, изд. Франсуаза де Граффиньи, «Письма перуанца» . Бари: Адриатика, 1967.
- Труссон, Раймонд, изд. Франсуаза де Граффиньи, «Письма перуанца» . В женских романах XVIII века . Париж: Лаффон, 1996. стр. 59–164.
- Гетнер, Перри, изд. Франсуаза де Граффиньи, Сени . В книге «Женщины-драматурги Франции» (1650–1750) избраны пьесы . Библио 17. Париж, Сиэтл, Тюбинген: Статьи о французской литературе семнадцатого века, 1993. стр. 317–72.
История публикаций
[ редактировать ]- Смит, Д.В. « Graffigny Rediviva : издания Lettres d'une Péruvienne (1967–1993) ». Художественная литература восемнадцатого века 7, вып. 1 (1994): 71–74.
- Смит, Д.В. «Сочинение и публикация сказок миссис де Граффиньи». Французские исследования 50 (1996): 275–83.
- Смит, Д.В. « Популярность « Lettres d'une Péruvienne » г-жи де Граффиньи : библиографические свидетельства ». Художественная литература восемнадцатого века 3, вып. 1 (1990): 1-20.
- Макихерн, Джо-Энн и Дэвид Смит. « Письма г-жи де Граффиньи о Перувенне : определение первого издания » . Художественная литература восемнадцатого века 9, вып. 1 (1996): 21–35.
- Макихерн, Джо-Энн и Дэвид Смит. «Первое издание « Сении» мадам де Граффиньи ». Культура книги. Очерки двух полушарий в честь Уоллеса Кирсопа . Мельбурн: Библиографическое общество Австралии и Новой Зеландии, 1999. стр. 201–217.
Биография
[ редактировать ]- Шоуолтер, Инглиш, Франсуаза де Граффиньи: Ее жизнь и творчество , SVEC , 2004:11 . Единственная биография, в которой полностью используется переписка.
Эссе
[ редактировать ]- Мэллинсон, Джонатан, изд. Франсуаза де Граффиньи, литератор: письмо и прием . СВЭК 2004:12. Антология статей о Франсуазе де Граффиньи с оксфордского коллоквиума.
- Портер, Чарльз А., Джоан Хинд Стюарт и Инглиш Шоуолтер, ред. «Госпожа де Граффиньи и французские писатели-эпистоляры восемнадцатого века». Материалы Йельского симпозиума 2–3 апреля 1999 г. SVEC 2002: 6, стр. 3–116.
- Дева Солнца/Дочь Света: Перуанская мадам де Графиньи и ее сюиты. Работы исследовательской группы XVIII века Страсбургского университета II, том 5. Страсбург: Presses Universitaires de Strasbourg, 1989.
Библиография
[ редактировать ]За последние тридцать лет Франсуазе де Граффиньи и ее работам было посвящено множество прекрасных критических и интерпретационных статей и глав в книгах. Эти опросы дают указания для дальнейшего чтения.
- Дэвис, Саймон. « Письма перуанской женщины 1977–1997 годов: современное состояние исследований». СВЭК 2000:05, стр. 295–324.
- Ионеску, Кристина. «Библиография: г-жа де Граффиньи, ее жизнь и творчество». В Джонатане Мэллинсоне, изд. Франсуаза де Граффиньи, литератор: письмо и прием . СВЭК 2004:12 , стр. 399–414.
- Смит, Дэвид. «Библиография произведений г-жи де Граффиньи, 1745-1855». Ферни-Вольтер: Международный центр изучения XVIII века, 2016.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1695 рождений
- 1758 смертей
- Французские писательницы XVIII века.
- Французские романисты XVIII века.
- Французские драматурги и драматурги XVIII века.
- Французские женщины-драматурги и драматурги
- Французские дневники XVIII века
- Французские женщины-писатели
- Владельцы французских салонов
- Писатели из Нанси, Франция
- Женщины-дневники