Глазурь из говяжьей крови
Глазурь Sang de Boeuf темно-красного цвета , или Sang-de-Boeuf, представляет собой керамическую глазурь , впервые появившуюся в китайском фарфоре в начале 18 века. Название французское, что означает « бычья кровь» (или коровья кровь), а глазурь и цвет sang de boeuf на английском языке также называются бычьей кровью или бычьей кровью в этом и других контекстах.
Sang de boeuf была одной из многих новых глазурей «фламбе», отмеченных «непредсказуемыми, но очень декоративными и разнообразными эффектами». [ 1 ] Разработан в Цзиндэчжэня фарфоровых печах во время правления Канси (1662–1722). [ 2 ] По словам одного ученого: «В более прекрасных образцах эта эффектная глазурь создает впечатление, будто сквозь прозрачный поверхностный слой, слегка потрепанный и усыпанный бесчисленными пузырьками, смотришь на цвет, лежащий под ним». [ 3 ]
Как и в большинстве китайских красных глазурей, основным красителем является оксид меди , обожженный в восстановительной атмосфере (без кислорода ); обработка их в окислительной атмосфере могла быть частью процесса. Начиная с конца 19 века, обычно после длительных экспериментов, многие западные гончары производили версии китайской глазури, которую технически очень сложно получить и контролировать. [ 4 ]
Для китайской керамики некоторые музеи и книги предпочитают термин «sang de boeuf», некоторые «бычья кровь», в обоих случаях с различным использованием дефисов, а также заглавных букв и курсива для «sang de boeuf». [ 5 ] Наиболее распространенное китайское название глазури — lángyáohóng (Lang Yaohong, «красный для печи Лан»). [ 6 ] Другое китайское название этого типа глазури — niúxiěhóng (牛血红, «бычья кровь/sang de boeuf»). [ 7 ]
Китайская песня де беф
[ редактировать ]Происхождение как имитация изделий Мин
[ редактировать ]Глазурь Sang de boeuf, по-видимому, была разработана примерно в 1705–1712 годах в попытке восстановить утраченную «жертвенную красную» глазурь времен правления Сюаньдэ (1426–1435) династии Мин . [ 8 ] Это была очень известная глазурь, используемая для церемониальных (ритуальных) изделий, изготовленных в Цзиндэчжэне, от которых со времени его недолгого правления сохранилось очень мало экземпляров.
Как записано в « Собрании статутов династии Мин» , с 1369 года, второго года правления императора Хуну в начале династии Мин, монохромный фарфор заменил другие материалы для ритуальных сосудов, используемых в официальных ритуалах жертвоприношений, которые требовал император. традиция исполнения, отсюда и название «жертвенный красный». Китайские названия его — сианхун (鲜红, «свежий красный») и бошихун (宝石红, «рубиновый красный»). [ 7 ] [ 9 ] В статуте также говорится, что каждый цвет был связан с определенным направлением и ритуалом: «Каждому направлению соответствует фарфор: красный для алтаря Солнца, синий для алтаря Неба, желтый для Земли и белый для Луны». [ 10 ]
Жертвенный красный цвет, разработанный при Сюаньдэ, перестал производиться после смерти императора, и его так и не удалось полностью имитировать, несмотря на многие более поздние попытки. Это предполагает личный интерес некоторых императоров к имперской керамике, а также то, что некоторые секреты, должно быть, были доступны только небольшой группе гончаров. [ 11 ]
Цин Санг де Бёф
[ редактировать ]Монохромные глазури, такие как sang de boeuf, возродились во времена династии Цин , для которой они напомнили о том, что считалось высшим достижением исторической китайской керамики во времена ранних династий Мин и Сун (960–1279). Они были изготовлены для императорского двора в Цзиндэчжэне наряду с совершенно разными стилями, расписанными сложными узорами с использованием недавно расширенной палитры цветов надглазурных эмалей , известных как famille Rose , Famille Verte и так далее, в зависимости от доминирующего цвета. Первоначально большая часть этой продукции продавалась, часто в виде китайского экспортного фарфора , где двор предпочитал более простое украшение. [ 12 ]
В то время как жертвенные красные изделия Сюаньдэ имеют очень тонкий пестрый покров , сан де беф производился с различными оттенками цвета, а также с эффектом пятен и полос в глазури, которая часто выцветает до белого цвета в верхней части изделий, и наоборот. утолщается вокруг плеч ваз и у подножия, которое часто не полностью покрыто глазурью. Часто бывает треск , [ 13 ] и зеленоватый оттенок по краям глазурованного участка, где глазурь тонкая. Все это считалось желательным эффектом. Обычно глазурь наносится только на внешнюю поверхность закрытых форм, а внутренняя часть и край остаются прозрачными. Красная глазурь, вероятно, была нанесена распылением. [ 14 ] Другие цвета, которые могут появиться, — бирюзовый, лавандовый и фиолетовый. [ 1 ]
Большое количество очень чувствительных переменных означало, что цвет и эффекты глазури изначально не контролировались производителями надежно, оставляя элемент случайности, который привлекал китайскую эстетику . К концу 18 века стал возможен больший контроль. [ 15 ]
-
Соответствующая глазурь персикового цвета из оксида меди на горшке для воды Канси, также с резным декором.
-
Чаша Канси , до 1722 г.
-
Канси , до 1722 г. Ваза
-
Канси , до 1722 г. Ваза
-
кувшин XVIII века
Западные версии
[ редактировать ]В 19 веке различные западные гончары, особенно в зарождающемся движении художественной керамики , пытались скопировать китайскую глазурь, которая приобрела большую репутацию, но оказалось, что воспроизвести ее очень сложно, будь то фарфор или керамика . Во Франции севрский фарфор начал экспериментировать в 1882 году. Эрнесту Шапле удалось изготовить его в 1885 году при финансовой поддержке Haviland & Co. , а Пьеру-Адриену Дальпайра также удалось создать версию. [ 16 ] Шаплет получил золотую медаль на Всемирной выставке 1889 года в Париже за свою глазурь. [ 17 ]
Американец Хью К. Робертсон из компании Chelsea Keramic Art Works в Челси, штат Массачусетс , заинтересовался восточными глазурями, увидев их на Филадельфийской выставке 1876 года, и «обеспокоенность глазурями была одержима Робертсоном до конца его карьеры». [ 18 ] Наконец, в 1888 году он разработал версию Sang de Boeuf, которую назвал Sang de Chelsea . [ 19 ] но в следующем году, «почти без гроша в кармане из-за дорогостоящих экспериментов с глазурью сан-де-беф», он закрыл гончарное производство. [ 20 ]
В Англии гончарная мастерская Раскина в Сметвике покрыла глазурью около 1900 года; все их формулы были намеренно уничтожены, когда гончарная мастерская закрылась в 1935 году. [ 21 ] Другой английской художественной керамикой, изготовившей sang de boeuf, была керамика Бернарда Мура . Его гончарная мастерская в Сток-он-Трент специализировалась на производстве глазурей фламбе с 1905 года до закрытия бизнеса в 1915 году. [ 22 ]
С 1903 года английский архитектор Лесли Грин использовал индустриальную твердую глазурь «Санг-де-Бёф» на глазурованной архитектурной терракотовой плитке и декоративных элементах для экстерьера станций большой части системы лондонского метрополитена , которая затем была разделена между ряд коммерческих компаний. Его работодатель, лондонская компания Underground Electric Railways Company, строила Пикадилли и Бромптон, Великую Северную железную дорогу, железную дорогу железную дорогу Бейкер-стрит и Ватерлоо , а также железную дорогу Чаринг-Кросс, Юстон и Хэмпстед , которые теперь являются соответственно участками линий Пикадилли , линии Бейкерлоо и Северная линия . Компания Leeds Fireclay производила плитку. [ 23 ]
-
Квадратная ваза работы Эрнеста Шаплета , француз, ок. 1889 г.; Китайское истончение доведено до крайности.
-
Ваза Хью К. Робертсона , Chelsea Keramic Art Works, 1888–1889 гг.
-
Компания Rookwood Pottery Company , США, 1899 г.
-
Раскин Керамика , Англия, 1925 г.
-
Францисканская керамика , США, после 1934 года.
Американский керамист Фэнс Франк (1931–2008) в своей мастерской в Париже тщательно исследовала медно-красную глазурь, что привело к повторному открытию техники Мин. Ее поддержал Фонд китайского искусства Персиваля Дэвида . [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вуд, 58
- ^ Салливан, 226; Валенштейн, 238–242; минтай
- ^ Валенштейн, 238
- ^ Эллисон, 108–109; Берк и Фрелингхейзен, 213–216; Бэтти, 161–162 гг.
- ^ В последних книгах, опубликованных Метрополитен-музеем, используются: « Sang de Boeuf » , «sang de boeuf» , «sang-de-boeuf» . Обычно за пределами крупных музеев в Америке предпочитают «бычью (-) кровь», а в Великобритании — Sang de Boeuf.
- ^ Нильссон; Валенштейн, 238
- ^ Jump up to: а б Брукколери, остановись. 10
- ^ Нильссон; Валенштейн, 238–239; минтай
- ^ Да Мин Хуэй Дьен. Сборник статутов династии Мин , том 201. строка 310.
- ^ Dà Míng Huì Diώn ( Собрание статутов династии Мин ), том. 201. Источник: строки 321–322 . Трад. Брукколери (2019).
- ^ Вайнкер, 187–188; Christie's (см. «Лот-эссе»), Лот 3108, «Чрезвычайно редкое неглубокое блюдо, покрытое медно-красной глазурью эпохи династии Мин» , Распродажа 2832, «Важная китайская керамика и произведения искусства», Гонконг, 1 декабря 2010 г.
- ^ Валленштейн, 220–247; Салливан, 224–228.
- ^ Сэвидж и Ньюман, 254; Нильссон; Валенштейн, 238–239; Бэтти, 56 лет
- ^ Салливан, 226
- ^ Сэвидж и Ньюман, 254; Эллисон, 109 лет; Валенштейн, 238–239.
- ^ Эллисон, 108
- ^ Метрополитен-музей , «Квадратная ваза, ок. 1889 г., Эрнест Шаплет, французский язык».
- ^ Берк и Фрелингхейзен, 213.
- ^ Фрелингхейзен, Элис Куни; Адриенн Спиноцци (2009). «Американская керамика, 1876–1956: Коллекция Роберта А. Эллисона-младшего в Метрополитен-музее» . Антиквариат и изобразительное искусство : 146–150 . Проверено 14 августа 2019 г. ; Эллисон, 108–112.
- ^ Берк и Фрелингхейзен, 216.
- ^ Петри и Ливингстон, 99.
- ^ Бернард Мур
- ^ «Зеленый, Лесли» . Знакомство с Лондоном 20-го века . Возрождение/ Совет музеев, библиотек и архивов . Проверено 14 августа 2010 г.
- ^ Чжан Фукан, Чжан Пушенг, Фэнс Франк, «Научное исследование жертвенных красных глазурей», в Скотте, с. 36; Фэнс Франк, «Исследование свежей красной фарфоровой глазури: взгляд гончара», Скотт, с. 76.
- ^ «Фэнс Франк – Флакон, 1978» . Филлипс . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Франк, стр. 3–38.
Ссылки
[ редактировать ]- Бэтти, Дэвид , редактор, Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Конран Осьминог, ISBN 1850292515
- Брукколери, Валентина (2019). «Копия или похвала? Монохромный медно-красный фарфор периода Канси (1661–1722), имитирующий фарфор времен правления Сюаньдэ (1425–1435)» [Копия или похвала? Медно-красный одноцветный фарфор эпохи Канси (1661–1722), имитирующий фарфор правления Сюаньдэ (1425–1435)]. Ноутбуки Framespa. Новые области социальной истории (на французском языке) (31). дои : 10.4000/framespa.6308 . ISSN 1760-4761 .
- Берк, Дорин Болджер; Фрелингхейзен, Элис Куни, В погоне за красотой: американцы и эстетическое движение , 1986, Метрополитен-музей, ISBN 0870994689 , 9780870994685, книги Google
- «Эллисон»: Фрелингхейзен, Элис Куни; Эйдельберг, Мартин; Спиноцци, Адриенн, Американская керамика, 1876–1956: Коллекция Роберта А. Эллисона-младшего , 2018, Метрополитен-музей, ISBN 1588395960 , 9781588395962, книги Google
- Франк, Фанс, L’Œuvre au rouge. Этюд фарфора Сяньхун , 1993, The Baur Collections, vol. 55 стр. 3–38
- Нильссон, Ян-Эрик, gothenborg.com «Лангьяо хун (Ланг красный для печи) также «бычья кровь» или пел де боф (фр.)»
- Петри, Кевин; Ливингстон, Эндрю, ред., The Ceramics Reader , 2017, Bloomsbury Publishing, ISBN 1472584430 , 9781472584434, книги Google
- Поллок, Ребекка, «Неуловимая бычья кровь» , Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна , 2014 г.
- Сэвидж, Джордж, и Ньюман, Гарольд, Иллюстрированный словарь керамики , 1985, Thames & Hudson, ISBN 0500273804
- Скотт, Розмари, изд. (1992). Китайские медно-красные изделия . Лондон: Фонд китайского искусства Персиваля Дэвида. ISBN 9780728601871 .
- Салливан, Майкл , Искусство Китая , 1973, Sphere Books, ISBN 0351183345 (переработанное издание « Краткой истории китайского искусства» , 1967 г.)
- Вайнкер, С. Дж., Китайская керамика и фарфор , 1991, British Museum Press, ISBN 9780714114705
- Валенштейн, С. (1998). Справочник по китайской керамике (полностью доступен в Интернете), Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN 9780870995149
- Вуд, Фрэнк Л., Мир британского керамогранита: его история, производство и изделия , 2014, Troubador Publishing Ltd, ISBN 178306367X , 9781783063673