Альфонсо Далла Виола
Альфонсо Далла Виола (также делла Виола ) (ок. 1508 — ок. 1573) — итальянский композитор и инструменталист эпохи Возрождения . Он был главным композитором при дворе Эсте в Ферраре около четырех десятилетий в середине шестнадцатого века и был известен как игрок на нескольких инструментах, включая виолу д'Арко . Хотя большая часть его музыки , написанной для придворных развлечений, утеряна, несколько сборников его мадригалов сохранились. Его положение придворного композитора в Ферраре соответствовало положению Франческо Кортекчиа в конкурирующем городе Флоренции .
Биография
[ редактировать ]
Альфонсо был одним из большой семьи музыкантов, действовавших при дворе Феррары, включая Андреа и его брата Зампауло далла Виола, действовавших с 1470-х годов до вскоре после 1500 года; Агостино, сын Андреа, певец и инструменталист, живший в документах примерно с 1497 по 1522 год; и младшие Альфонсо и Франческо , точные отношения которых с остальными тремя точно не установлены. [ 1 ]
О ранней жизни Альфонсо стало известно мало подробностей. Он родился в Ферраре, и его отцом, возможно, был Агостино далла Виола. Если это правда, Альфонсо родился вне брака. [ 2 ] В 1528 году он уже возглавлял герцога Феррарского частное музыкальное заведение , musica da camera segreta , предположительно и как исполнитель, и как композитор, и именно в этом же году он написал музыку для свадебных торжеств, посвященных свадьбе герцога. Сын Эрколе и Ренаты Лотарингской. Далла Виола должен был оставаться на службе у семьи Эсте на протяжении всей своей долгой жизни, выступая в качестве композитора, исполнителя и координатора музыки для пьес, ставившихся при дворе. В качестве главного аранжировщика музыки для пьес он служил примерно с 1541 по 1567 год. [ 2 ] Хотя большая часть музыки этих событий была утеряна, остался один интригующий фрагмент: музыкальное обращение жреца к богу Пану, исполняемое сольным басом и, вероятно, сопровождаемое аккордами на таком инструменте, как лира да браччо . Если это так, то, по словам Альфреда Эйнштейна , это самый ранний известный пример аккомпанируемого речитатива в музыке. [ 3 ]
Далла Виола была аналогом Эстенсе в Ферраре Франческо Кортекчиа , ведущего музыканта Медичи во Флоренции: оба сочиняли музыку для роскошных развлечений при своих дворах; оба были ранними и плодовитыми авторами мадригалов; и обоих сменили и затмили более известные музыканты ( Алессандро Стриджио в случае Кортекчиа и Чиприано де Роре в случае Далла Виолы). [ 4 ]
Далла Виола умерла в Ферраре около 1573 года.
Музыка
[ редактировать ]Сохранились два тома мадригалов Даллы Виолы, изданные в Ферраре в 1539 и 1540 годах, содержащие 43 и 46 композиций соответственно. Все мадригалы в обоих томах четырехголосные. Помимо этих публикаций, шесть его мадригалов появляются в антологиях. [ 2 ]
Некоторые из его мадригалов, возможно, были написаны еще в 1520-х годах, хотя неизвестно, какие из них являются самыми ранними, и даже сохранились ли самые ранние и были включены в печатные издания 1539–1540 годов. Если бы они это сделали, они были бы одними из первых мадригалов, написанных за пределами Флоренции и Рима, что сделало бы Феррару еще одним центром ранней композиции мадригалов, как музыки, так и стихов. [ 5 ]
Настройки мадригала Далла Виолы близко соответствуют форме текстов, большинство из которых представляют собой баллаты , а музыкальная текстура обычно гомофонна , с аккордовыми, а не имитационными или сольными вступлениями к его мадригалам. Некоторые из его музыкальных произведений на удивление хроматичны, они появились более чем на десять лет раньше Рора, а его строки внимательно относятся к текстовому выражению и время от времени содержат изображения слов или фраз . [ 6 ]
В то время как большая часть музыки Далла Виолы для пьес при дворе Феррары, включая музыку к «Орбекке» » Агостино Беккари Джиральди Чинцио (1541), «Жертвоприношению Альберто Лоллио (1554) (за исключением одного фрагмента), «Аретузе» Агостино Ардженти (1563) и «Счастью» (1567), был утерян, некоторые характеристики этой утраченной музыки сохранились. было выведено. Большая часть музыки состояла из вставочных припевов, вероятно, гомофонных, внутри актов, а пьесы также включали мадригалы, исполняемые до и после пьесы, часто на морализирующие тексты, связанные с действием (пьесы были трагедиями и пасторалями - фактически, Ilжертвенное было названо Эйнштейном самой ранней пасторалью, известной литературе). Поскольку музыка состояла из хоров и редких мадригалов, она напоминала произведения Кортекчиа во Флоренции. [ 2 ] [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Хаар, Джеймс . «Далла Виола», «Альфонсо Далла Виола», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 18 июля 2009 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Альфред Эйнштейн, «Итальянский мадригал». Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9
- Джеймс Хаар, Иэн Фенлон . Итальянский мадригал в начале шестнадцатого века, источники и интерпретации Cambridge University Press, 1988. ISBN 0-521-25228-8