Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора
Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора | |
---|---|
![]() | |
Суд | Верховный суд Новой Зеландии |
Решенный | 21 ноября 2022 г. |
Цитирование | [2022] НЗСК 134 |
История болезни | |
Предыдущие действия | |
Членство в суде | |
Судьи сидят | Винкельманн CJ, Глейзбрук , О'Реган , Франция , Кос JJ |
Мнения по делу | |
апелляция разрешена; заявления предоставлены (по Винкельманну Си-Джею, Глейзбруку, О'Ригану и Франсу Джей-Джею) несогласие (Овен Дж) | |
Ключевые слова | |
Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора — знаковое решение Верховного суда Новой Зеландии в стране от 2022 года, в котором суд постановил, что нынешний избирательный возраст (18 лет) является дискриминационным . [ 1 ] [ 2 ] Суд установил, что положения Закона о выборах 1993 года и Закона о местных выборах 2001 года , устанавливающие избирательный возраст в 18 лет, представляют собой неоправданное ограничение права быть свободным от дискриминации по возрасту в разделе 19 Закона о Билле о правах Новой Зеландии 1990 года ( БОРА). [ 3 ] [ 4 ]
В ответ на это решение премьер-министр Джасинда Ардерн впоследствии объявила, что законопроект о снижении избирательного возраста до 16 лет будет обсуждаться в парламенте Новой Зеландии , для принятия которого требуется подавляющее большинство голосов . [ 5 ] Опрос после решения The New Zealand Herald показал, что 79 процентов респондентов не поддерживают снижение избирательного возраста. [ 6 ] В декабре 2022 года Stuff сообщил, что 73 мэра и члена совета по всей стране подписали письмо в поддержку кампании Make It 16. [ 7 ]
Фон
[ редактировать ]Сделай это 16
[ редактировать ]Make It 16 была сформирована на базе Молодежного парламента Новой Зеландии в сентябре 2019 года для проведения кампании за предоставление избирательного права 16-17-летним подросткам. [ 8 ] [ 9 ] Когда началась молодежная кампания, ее содиректор Джина Дао-Маклей заявила, что «политики блокировали голоса 16-17-летних, даже несмотря на то, что они могли работать полный рабочий день, соглашаться на секс, водить машину и владеть оружием». . [ 9 ] Эндрю Бекрофт , тогдашний комиссар по делам детей , выразил свою поддержку кампании вместе с несколькими членами парламента, в частности с от зеленых депутатом Хлоей Сворбрик . [ 9 ] [ 10 ]
Высокий суд
[ редактировать ]24 августа 2020 года Make It 16 подали свою кампанию в Высокий суд Веллингтона , утверждая, что избирательный возраст 18 лет является неоправданной возрастной дискриминацией в соответствии с Законом о Билле о правах 1990 года, и призывая суд признать это не соответствующим Закону о Билле о правах. 1990. [ 11 ]
7 октября 2020 года судья Жан-Мари Дуг вынесла свое решение и пришла к выводу, что «возрастное ограничение в положениях о возрасте для голосования является оправданным ограничением права, предусмотренного в [разделе] 19 BORA, быть свободным от дискриминации по возрастному признаку». , [ 12 ] подчеркивая выдержку из дела Child Poverty Action Group Inc против Генерального прокурора о «явном намерении парламента в [разделе] 12 BORA предоставить лицам в возрасте 18 лет и старше право голосовать на всеобщих выборах» [ 13 ] и что в большинстве стран в настоящее время возрастной ценз для голосования установлен на уровне 18 лет. [ 14 ] В результате она отклонила заявление о признании несоответствия. [ 15 ] Генеральный прокурор Дэвид Паркер публично заявил, что его позиция заключалась в том, что решение Высокого суда об отклонении запрошенных заявлений было правильным и что статья 12 Закона о Билле о правах урегулировала любые ограничения избирательного возраста. [ 16 ]
Апелляционный суд
[ редактировать ]Make It 16, не согласившись с решением Дуга и заявив, что «не было веской причины, по которой их следует исключить», подали дело в Апелляционный суд, чтобы обжаловать ее решение. Суд рассмотрел их апелляцию 5 августа 2021 года. В апелляции адвокат Make It 16 Эмма Моран утверждала, что генеральный прокурор не оправдал дискриминацию и что Дуг был не прав, не предоставив заявлений о несоответствии. [ 17 ] [ 18 ]
решение Апелляционного суда, вынесенное судьями Кристиной Френч , Форест Миллер и Патрисией Кортни 14 декабря 2021 года судья Френч вынесла . В отличие от решения Высокого суда, Апелляционный суд постановил, что «Генеральный прокурор не установил, что ограничения права 16- и 17-летних на свободу от возрастной дискриминации, вызванной положениями о возрасте для голосования, являются разумные пределы, которые могут быть явно оправданы в свободном и демократическом обществе». [ 19 ] Однако, несмотря на решение о том, что это была неоправданная дискриминация по возрасту, суд решил проявить сдержанность и отклонить заявления о признании несоответствия, сославшись на то, что распространение избирательного права на 16-летних является проблемой, «уже очень значительной на общественной арене» и что это «крайне и по сути политический вопрос, связанный с демократическим процессом». [ 19 ]
В разговоре с Радио Новой Зеландии Томас Поуп-Керр из Make It 16 выразил разочарование тем, что не получил декларацию, но сказал, что группа восприняла решение суда как победу и, скорее всего, обратится в Верховный суд с просьбой добиться декларации. непоследовательность. [ 20 ]
Решение
[ редактировать ]13 апреля 2022 года группа по апелляции на решение Апелляционного суда в Верховный суд получила разрешение. [ 21 ] Содиректор Make It 16 Кейден Типлер заявил The New Zealand Herald : «Официальное заявление Верховного суда станет мощным сигналом парламенту о том, что они должны исправить это нарушение наших прав». [ 16 ] Затем суд рассмотрел дело 12 июля 2022 года. [ 3 ]
Мнение большинства
[ редактировать ]21 ноября 2022 года судья Эллен Франс вынесла решение Верховного суда по делу Make It 16 о том, что избирательный возраст 18 лет является неоправданной дискриминацией по возрасту. Главный судья Хелен Винкельманн и судьи Сьюзан Глейзбрук , Марк О'Риган и Эллен Франс большинством голосов постановили, что положения Закона о выборах 1993 года и Закона о местных выборах 2001 года несовместимы с правом быть свободным от дискриминации по признаку возраста и что они не были оправданы статьей 5 Закона о Билле о правах. Таким образом, они постановили сделать заявления о несоответствии этих положений. В своем постановлении они согласились с оценкой Апелляционного суда о том, что это была неоправданная дискриминация по возрасту, и попытались оценить, был ли суд прав, не выдавая деклараций. [ 3 ]
Организация Make It 16 утверждала, что «в случае необоснованного несоответствия должна существовать презумпция (в гражданских делах), что за этим последует заявление, обеспечивающее эффективное средство правовой защиты от нарушений прав» и что «[соответствует ] подход, принятый в делах Австралийской столичной территории к заявлению о несовместимости» в соответствии со статьей 32 Закона о правах человека 2004 года . [ 22 ] Группа также отметила, что суды в Соединенном Королевстве , делая заявления о несовместимости с Европейской конвенцией по правам человека, занимались «сложными политическими вопросами». [ 23 ]
Напротив, генеральный прокурор заявил, что «эквивалентная судебная практика Новой Зеландии [по заявлениям о несоответствии] находится в зачаточном состоянии» и что постановление Апелляционного суда о применении сдержанности было правильным и что «заявление было бы преждевременным, если парламент прямо отложил любое рассмотрение этого вопроса до тех пор, пока не будет широкой демократической поддержки изменений». Далее Генеральный прокурор отметил, что в связи с тем, что это уже политический вопрос, возрастной ценз уже был определен как вопрос для рассмотрения в Независимой группе, рассматривающей избирательное законодательство, и что члена парламента от зеленых Голриза Гахрамана избирательный законопроект (Укрепление демократии) ) Законопроект о поправках, который, среди прочего, снизил возрастной ценз до 16 лет, не прошел первое чтение 21 сентября 2022 года. [ 24 ] [ 25 ]
В своей оценке Верховный суд рассмотрел приведенные аргументы и заявил, что «не убежден, что делать заявление преждевременно». Он отметил, что снижение избирательного возраста до 16 лет ранее упоминалось в Королевской комиссии по избирательной системе в 1986 году, которая заявила, что существуют «веские аргументы», и рекомендовала парламенту «держать возрастной ценз под контролем». . [ 26 ]
Большинство судей постановило, что суд должен «выполнить [свою] роль, заключающуюся в провозглашении закона», согласившись с судьи Верховного суда Соединенного Королевства леди Хейл мнением в деле Никлинсона : «У нас нет юрисдикции навязывать что-либо: это вопрос только для Парламента. Мы обладаем юрисдикцией, а в некоторых случаях и обязанностью формировать профессиональное мнение, как судьи, относительно содержания прав, предусмотренных Конвенцией, и совместимости настоящего закона с ними. Наше личное мнение, как люди. , ... не заходите это." [ 27 ] В результате этого суд заявил, что «Апелляционный суд допустил ошибку, отказавшись предоставить искомую декларативную помощь», в результате чего запрошенные заявления были удовлетворены. [ 28 ]
Несогласие
[ редактировать ]Судья Стивен Кос не согласился с мнением большинства суда, заявив, что он не считает, что возраст для голосования в 18 лет в соответствии с Законом о выборах 1993 года на парламентских выборах не соответствует Закону о Билле о правах, поскольку он считал право голосовать на парламентских выборах в 18 лет в соответствии с Законом о выборах 1993 года. раздел 12 Закона о Билле о правах имеет преимущественную силу над правом быть свободным от дискриминации по признаку возраста согласно разделу 19. [ 29 ] Он опроверг мнение Апелляционного суда и нынешнего суда, согласно которому «раздел 12 просто защищает 18-летних избирателей от повышения избирательного возраста» является «слишком узкой точкой зрения». При этом он отметил, что положения о возрасте для голосования являются зарезервированными положениями, и что эти зарезервированные положения не только «защищают от снижения избирательного ценза… Они также защищают квалифицированных избирателей от повышения избирательного ценза», и что конституционно зарезервированные положения 12 Закона о Билле о правах, должно иметь преимущественную силу над общим правом быть свободным от дискриминации согласно статье 19 , подтвержденное статьей . положения не отступают от конкретных) не должны применяться в этом случае, он сказал, что молчание Парламента о внесении поправок в статью 12 в 1993 году при принятии Закона о выборах 1993 года и о сохранении возраста для голосования на уровне 18 лет является «убедительным»; однако Кос также отметил, что при подаче заявления lex Specialis , он «движет анализ в том же направлении». [ 30 ]
Однако Кос согласился с большинством суда на местных выборах. Он заявил: «Необходимо сделать заявление о несоответствии положениям Закона о местных выборах» и пояснил, что его особое мнение о возрасте для голосования на парламентских выборах не распространяется на местные выборы, поскольку «эти положения являются самостоятельными, не затронуты (и не защищены) статьей 12 [Закона о Билле о правах]. Они несовместимы со статьей 19, и Генеральный прокурор не пытается оправдать несоответствие согласно статье 19. раздел 5». [ 31 ] Кос закончил свое мнение, отметив важность общественного признания того, что сделанное «является декларацией непоследовательности, а не незаконности» и что «Парламент является единственным арбитром содержания законодательства; суды являются единственными арбитрами в толковании законодательства. " [ 32 ]
Ответы
[ редактировать ]После решения Верховного суда премьер-министр Джасинда Ардерн выразила поддержку снижению избирательного возраста до 16 лет. Она объявила, что лейбористское правительство примет закон, снижающий возрастной ценз до 16 лет; для этого изменения закона требуется большинство в 75% голосов, поскольку это «зарезервированное положение» согласно Закону о выборах 1993 года. [ 5 ] [ 33 ] [ 34 ] Напротив, Национальной партии представитель юстиции Пол Голдсмит заявил, что его партия не будет поддерживать снижение избирательного возраста на том основании, что она считает приемлемым нынешний возрастной ценз в 18 лет. Голдсмит охарактеризовал предложенное правительством изменение закона как отвлечение от молодежной преступности. [ 35 ]
22 ноября 2022 года Ардерн и заместитель премьер-министра Грант Робертсон подтвердили, что министры труда рассматривают вопрос о том, разрешить ли 16-летним подросткам голосовать на выборах в местные органы власти. В отличие от парламентских выборов, для внесения изменений в закон о выборах в местные органы власти потребуется лишь простое большинство . В ответ ACT лидер Дэвид Сеймур , который ранее выступал против снижения возрастного ценза на парламентских выборах, заявил, что он готов снизить возрастной ценз на выборах в местные органы власти и позволит членам парламента ACT совестно . проголосовать по этому вопросу [ 36 ]
16 января 2024 года издание Independent Election Review опубликовало двухлетнее расследование избирательной системы страны. В их докладе рекомендовалось снизить возрастной ценз с 18 до 16 лет. В ответ министр юстиции Голдсмит заявил, что коалиционное правительство под руководством национального лидера не будет снижать избирательный возраст, но приняло их рекомендацию о продлении срока полномочий парламента с трех до четырех лет. [ 37 ]
Расширение избирательного права на местных выборах
[ редактировать ]В декабре 2022 года советы города Хатт , прибрежного округа Капити и городского совета Порируа проголосовали за поддержку кампании «Сделай это 16» и за расширение права голоса на местных выборах для 16- и 17-летних детей. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] присоединился к городскому совету Веллингтона , который поддержал инициативу о снижении избирательного возраста в 2021 году. [ 41 ] По данным Stuff, «семьдесят три избранных члена совета и мэра от советов по всей стране подписали письмо в поддержку Make It 16». [ 7 ]
13 марта 2023 года премьер-министр Крис Хипкинс отказался от планов по снижению возрастного ценза на всеобщих выборах, заявив вместо этого о своем плане сосредоточиться на снижении возрастного ценза на местных выборах. [ 42 ]
6 июня 2023 года независимая комиссия, изучающая избирательную систему Новой Зеландии, рекомендовала снизить возрастной ценз до 16 лет в дополнение к другим реформам. [ 43 ]
В середине августа 2023 года лейбористское правительство представило законопроект о избирательном законодательстве (о понижении возраста для голосования на местных выборах и опросах), предусматривающий снижение возрастного ценза для голосования на местных выборах до 16 лет. В то время как предложенный закон был поддержан от Те Пати Маори кандидатом Хана-Равити Майпи-Кларк , содиректором Make It 16 Томасом Брошери и директором по акциям Young Greens Джонни Бентли-Криббом, национальный депутат Голдсмит выступил в защиту сохранения возрастного ценза для голосования на уровне 18 лет. [ 44 ] Законопроект был принят в первом чтении 29 августа в последнюю неделю заседаний парламента перед его роспуском перед всеобщими выборами в Новой Зеландии 2023 года . [ 45 ] [ 46 ] Законопроект о понижении избирательного возраста впоследствии был передан в специальный комитет парламента по вопросам юстиции 7 сентября 2023 года. [ 47 ]
26 января 2024 года министр местного самоуправления Симеон Браун подтвердил, что правительство приостановит планы по продвижению предыдущего законопроекта правительства о понижении избирательного возраста, положив конец планам по снижению избирательного возраста до 16 лет на выборах в местные советы. [ 48 ] [ 49 ]
Общественное мнение о избирательном возрасте
[ редактировать ]В начале октября 2020 года опрос 1 News Colmar Brunton показал, что 13% респондентов поддержали снижение избирательного возраста до 16 лет, а 85% выступили против этого предложения. Сегментами, наиболее поддерживающими снижение избирательного возраста, были сторонники Партии зеленых и люди в возрасте от 30 лет, в то время как сегментами, наиболее выступающими против снижения избирательного возраста, были люди в возрасте старше 70 лет, сторонники Национальной партии и жители Окленда. [ 50 ]
В конце октября 2022 года Союз налогоплательщиков и Альянс налогоплательщиков Окленда опубликовали результаты опроса Curia Market Research , в котором приняли участие 1000 имеющих право голоса избирателей (старше 18 лет), согласно которым 74% респондентов выступают против снижения избирательного возраста, а 23% - против снижения избирательного возраста. в пользу. [ 51 ]
1 декабря 2022 года газета The New Zealand Herald опубликовала результаты собственного эксклюзивного опроса, который показал, что 21% респондентов поддержали снижение возрастного ценза для голосования до 16 лет, а 79% выступили против. Опрос показывает, что поддержка снижения избирательного возраста является самой высокой - 31% среди людей в возрасте 18–24 лет, при этом поддержка снижается в более старших возрастных группах до 55–64 лет, и только 12% поддерживают. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Закон о Билле о правах Новой Зеландии 1990 г.
- Голосование в Новой Зеландии
- Возрастной ценз § Дебаты о снижении избирательного возраста до 16 лет
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Краймер, Люси (21 ноября 2022 г.). «Суд Новой Зеландии постановил, что избирательный возраст с 18 лет является дискриминационным» . Рейтер . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Legal, Prime (12 апреля 2023 г.). «MAKE IT 16 INCORPORATED V. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР» . Прайм Лигал . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2022] NZSC 134
- ^ Молинье, Вита (21 ноября 2022 г.). «Верховный суд вынес решение в пользу снижения избирательного возраста до 16 лет» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 25 ноября 2022 года . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Уайт, Анна (21 ноября 2022 г.). «Снижение избирательного возраста до 16 лет, скорее всего, провалится в парламенте» . Вещи . Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 года . Проверено 6 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Нилсон, Майкл; Нокс, Крис (1 декабря 2022 г.). «Снижение избирательного возраста с 18 до 16 лет: опрос показывает, что думают новозеландцы» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 2 декабря 2022 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гурли, Эрин (21 декабря 2022 г.). «Городской совет Хатта четвертый в регионе Веллингтон, поддержавший призыв Make It 16 о снижении избирательного возраста» . Вещи . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Кампания» . Сделай это 16 . Архивировано из оригинала 25 ноября 2022 года . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Демарэ, Феликс (19 сентября 2019 г.). « Начинается кампания «Сделай это 16», в рамках которой дело об избирательных правах 16-летних будет передано в суд» . Вещи . Архивировано из оригинала 13 июля 2022 года . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Брейсвелл-Уорролл, Анна (20 сентября 2019 г.). «Комиссар по делам детей поддерживает кампанию по снижению избирательного возраста» . Ньюшуб . Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ Митчелл, Джонатан (24 августа 2020 г.). «Подростки просят суд снизить избирательный возраст до 16 лет» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2020] NZHC 2630 , [113]
- ^ Группа действий по борьбе с детской бедностью против Генерального прокурора [2013] NZCA 402, [151]
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2020] NZHC 2630 , [117]
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2020] NZHC 2630
- ^ Jump up to: а б Осборн, Хейзел (13 апреля 2022 г.). «Подайте 16 заявок на снижение избирательного возраста в Верховный суд» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 20 ноября 2022 года . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Хаттон, Эмма (5 августа 2021 г.). «Дело о дискриминации по возрастному признаку рассматривается в Апелляционном суде» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 5 сентября 2022 года . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2021] NZCA 681
- ^ Jump up to: а б Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2021] NZCA 681 на [62]
- ^ Хаттон, Эмма (14 декабря 2021 г.). «Дело о дискриминации по возрастному признаку: Апелляционный суд отклонил заявление о постановлении» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 20 ноября 2022 года . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2022] NZSC 47
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2022] NZSC 134 , [58]
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2022] NZSC 134 , [62]
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2022] NZSC 134 , [59-61]
- ^ «Законопроект о поправках к избирательному (укрепляющему демократию)» . Парламентские дебаты (Хансард) . Парламент Новой Зеландии : Палата представителей Новой Зеландии . 21 сентября 2022 г.
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2022] NZSC 134 , [65]
- ^ R (Nicklinson) v Ministry of Justice [2014] UKSC 38 at para. 325
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2022] NZSC 134 , [68-69]
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2022] NZSC 134 , [74]
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2022] NZSC 134 , [94]
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2022] NZSC 134 , [95-96]
- ^ Make It 16 Incorporated против Генерального прокурора [2022] NZSC 134 , [97]
- ^ Закон о выборах 1993 г. (1993 г., № 103) , ст. 268.
- ^ МакКлюр, Тесс (21 ноября 2022 г.). «Ардерн обещает законопроект о снижении избирательного возраста до 16 лет в Новой Зеландии после решения о дискриминации» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 ноября 2022 года . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ «Нэшнл заявляет, что нет «логики» в снижении избирательного возраста с 18 до 16 лет» . Радио Новой Зеландии . 21 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 21 ноября 2022 года . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ Палмер, Рассел (22 ноября 2022 г.). «Лейбористская партия рассматривает возможность изменения возраста для голосования на выборах в советы» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 22 ноября 2022 года . Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ «Правительство Новой Зеландии отвергает предложение эпохи Ардерн о снижении избирательного возраста» . Хранитель . 16 января 2024 года. Архивировано из оригинала 20 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ «Городской совет Хатта одобряет кампанию Make It 16» . Радио Новой Зеландии . 22 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2022 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Вонг, Джастин (8 декабря 2022 г.). «Совет побережья Капити одобряет кампанию Make It 16» . Вещи . Архивировано из оригинала 14 декабря 2022 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Вонг, Джастин (1 декабря 2022 г.). «Городской совет Порируа голосует за поддержку Make It 16 и расширение права голоса» . Вещи . Архивировано из оригинала 1 декабря 2022 года . Проверено 6 декабря 2022 г.
- ^ «Мы поддерживаем снижение избирательного возраста до 16 лет!» . Городской совет Веллингтона . 16 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 18 декабря 2022 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Энсор, Джейми (13 марта 2023 г.). «Премьер-министр Крис Хипкинс отказывается от плана принятия закона о снижении избирательного возраста на всеобщих выборах» . Ньюшуб .
- ^ Смит, Аннеке (6 июня 2023 г.). «Обзор избирательной системы рекомендует снизить избирательный возраст до 16 лет, партийный порог — до 3,5%» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Сапкота, Ритурадж (18 августа 2023 г.). «Смогут ли 16-летние голосовать на местных выборах?» . Новости Те Ао Маори . Телевидение маори . Архивировано из оригинала 20 августа 2023 года . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Маканульти, Киран (29 августа 2023 г.). «Законопроект о снижении избирательного возраста на местных выборах передан в специальный комитет» . Пчела . Правительство Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 31 августа 2023 года . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Грэм-Маклей, Шарлотта (29 августа 2023 г.). «Новая Зеландия: законопроект, разрешающий лицам младше 18 лет голосовать на местных выборах, преодолевает первое препятствие» . Хранитель . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Ливэй Ши, Дэвид (7 сентября 2023 г.). «Законопроект о понижении возраста для голосования на местных выборах до 16 лет передан в избирательный комитет» . 95bFM . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Правительство официально отозвало законопроект о снижении избирательного возраста на выборах в советы» . Радио Новой Зеландии . 26 января 2024 года. Архивировано из оригинала 28 января 2024 года . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Правительство отменяет законопроект о снижении избирательного возраста на выборах в советы» . 1 Новости . 26 января 2024 года. Архивировано из оригинала 28 января 2024 года . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Большинство новозеландцев не хотят снижения избирательного возраста, как показывает опрос» . 1 Новости . 3 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 22 августа 2022 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Милн, Джонатан (28 октября 2022 г.). «Правительство рекомендовало снизить возрастной ценз после низкой явки на местные выборы» . Отдел новостей . Архивировано из оригинала 27 октября 2022 года . Проверено 7 декабря 2022 г.