Алексей Гастев
Гастев ( научного , профсоюзный Алексей Капитонович 8 октября 1882 Суздаль , Владимирской губернии — 15 апреля 1939, Коммунарка , Москва ) — русский революционер, пионер теоретика управления трудом в Советской России деятель, -авангардист писатель . и поэт.
Биография
[ редактировать ]Юность революционера
[ редактировать ]Алексей Капитонович Гастев родился в небольшом среднерусском городке Суздале . Он вырос в идиллическом районе с большими вишнёвыми садами, недалеко от центра города. Жители города были в основном ремесленниками - сапожниками, портными, шляпниками, художниками и т. д. Отец Гастева Капитон Васильевич Гастев был учителем, директором школы и изобретателем. Помимо прочего, он изобрел электрический аппарат для лечения ревматических недугов. Он умер, когда Алексею было два года. Мать Гастева, Екатерина Николаевна, была швеей. Позже Алексей Гастев описывал дом своего детства как чистый, уютный и обставленный в национальном русском стиле. [1]
В 1898 или 1899 году Алексей Гастев поступил в Московское педагогическое училище с намерением стать учителем, как его отец. В 1900 вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию . В 1902 году, перед выпускными экзаменами, его исключили из училища за то, что он был в числе руководителей студенческой демонстрации, посвященной 40-летию со дня смерти Николая Добролюбова . С этого времени он стал профессиональным революционером и посвятил себя политической деятельности преимущественно в форме пропаганды и агитации среди промышленных рабочих. [2] В это время Гастев был тесно связан с большевистской фракцией партии; он часто переписывался с Владимиром Лениным и его женой Крупской по вопросам партийной политики в 1903-1904 годах и докладывал Ленину о всеобщей забастовке в Иваново-Вознесенске в 1905 году.
В результате своей революционной активности Гастев был арестован властями и сослан в различные части Северной и Восточной России как минимум в трех отдельных случаях. Тем не менее ему каждый раз удавалось бежать из ссылки, он жил нелегально в России и обычно умудрялся найти дорогу за границу. В 1907 году Гастев отмежевался от деятельности большевистской фракции и официально вышел из партии в 1908 году.
Промышленная и профсоюзная работа
[ редактировать ]С 1901 по 1917 год время Гастева было разделено между ссылками, побегами и работой на российских или европейских фабриках. Его опыт фабричного рабочего привел его к выработке довольно практичного подхода к марксизму. Революция для Гастева означала расширение прав и возможностей рабочих, позволяя им контролировать повседневные вопросы, связанные с рабочими процессами. В 1907 году Гастев включился в работу Петербургского союза металлистов, одного из самых влиятельных профсоюзов в России. В 1908 году поступил на работу в Василеостовское троллейбусное депо. Здесь его выбрали для контроля износа приводных ремней и звездочек и анализа процесса ремонта троллейбусов. Именно здесь он впервые задумался о разработке «науки социального строительства предприятий». [3]
В 1910 году его снова арестовали, но когда его отправили в Сибирь, он бежал в Париж, где работал на автопроизводителя Клемент-Баярд . Здесь он впервые познакомился с контролем качества , который проводился особенно тщательно. [3] К 1912 году он работал в Citroën , где стал свидетелем применения конвейерного производства, вдохновленного заводом Ford в Соединенных Штатах. [3] В то время он познакомился с французским синдикализмом и принял многие из его взглядов, рассматривая профсоюзы как главное средство противостояния капитализму путем внесения конкретных улучшений в жизнь рабочих. К 1913 году Гастев вступил в «Кружок пролетарской культуры» , в состав которого вошли писатели-революционеры Анатолий Луначарский , Федор Калинин , Павел Бессалко и Михаил Герасимов . [4] В 1917—1918 годах Гастев победил на выборах Председателя ЦК вновь созданного Всероссийского союза металлистов . Активно участвовал в конференции Союза 1918 года .
Научный менеджмент
[ редактировать ]В 1920 году Гастев стал основателем и директором Центрального труда (ЦИТ) в Москве , института который он называл своим «последним произведением искусства». Институт поддержал Ленин, пообещавший выделить первоначальное финансирование на проект. В учреждении разрабатывались научные подходы к организации труда, которые в практическом плане сводились к методам обучения рабочих выполнению механических операций наиболее эффективным способом. Простые повторяющиеся операции (например, резка материалов долотом) были изучены очень подробно, что позволило разработать более эффективные операции. По словам Файджеса (1996), Гастев: «Как глава Центрального института труда, основанного в 1920 году, он проводил эксперименты по обучению рабочих так, чтобы они в конечном итоге действовали как машины. колонны к своим скамейкам, а приказы отдавались гудением машин. Рабочих учили правильно забивать молоток, прикрепленный к молотковой машине и перемещаемый ею, так что через полчаса они усвоили ее механический ритм. Процесс повторялся для долбления, напильника и других базовых навыков. Целью Гастева, по его собственному признанию, было превратить рабочего в своего рода «человека-робота» (слово, не случайно, произошло от славянского существительного «робота», означающего работу). .Поскольку Гастев считал, что машины превосходят людей, он думал, что это будет означать улучшение человечества». [5]
В 1921 году в статье «Наши задачи» Алексей Гастев предложил программу « социальной инженерии », основанную на следующих принципах научной организации труда в социалистической экономике:
- решающим фактором научной организации труда является включение в технологический процесс нового типа рабочего;
- современное массовое производство требует превратить каждую машину в исследовательскую лабораторию, где происходит «поиск всего нового, рационального, экономичного»;
- культура труда определяется «методом машинного труда с его аналитичностью, учетом больших чисел и стандартизации». [6]
Алексей Гастев понимал «социальную инженерию» как научно-практический метод решения сложной проблемы системы «человек-машина», требующей научного эксперимента и рационализации. «В социальной области должна наступить эпоха... точных измерений, формул, чертежей, контрольных мер, социальных норм... мы должны поставить задачу полной математизации психофизиологии и экономики, чтобы можно было оперировать определенными коэффициентами возбуждения, настроения, утомления, с одной стороны, прямых и изогнутых экономических стимулов, с другой». [7]
Однако, в отличие от Фредерика Тейлора или Генри Форда , Алексей Гастев сосредоточил внимание в первую очередь на человеческом факторе, сделав его основной идеей своей плодотворной книги «Как работать». Он считал, что главную роль в работе предприятия играют люди. Эффективность организации начинается с личной эффективности каждого человека на рабочем месте. Будучи сам одновременно рабочим и интеллигентом, представителем так называемой пролетарской интеллигенции, он пытался смотреть на вещи с точки зрения рабочего. [8]
Платон Керженцев подход Гастева раскритиковал тейлористский за принятие «узкой базы», сосредоточив внимание на рабочем, а не на более общих аспектах того, как производство должно быть организовано в социалистическом обществе. В 1921 г. был создан Центральный совет научной организации труда (СОВНОТ) с участием обеих фракций. прошла Всероссийская научно-управленческая конференция В 1924 году в Москве , на которой Гастев и Керженцев аргументировали свою точку зрения. Конференция встала на сторону Гастева, хотя Керженцев утверждал, что ЦИТ зря потратил три года. [9] С 1932 по 1936 год он был председателем Всесоюзного комитета по стандартизации (Госстандарта) при Совете Труда и Обороны , а также главным редактором журнала « Вестник стандартизации» . [10]
Ustanovka
[ редактировать ]В 1928 году, стремясь увеличить финансирование ЦИТ, Гастев организовал « Установку » как общественное предприятие (акционерное общество), которое проверяло работу промышленных предприятий и давало рекомендации по эффективной организации их рабочих процессов. на коммерческой основе. [11] Здесь Гастев применил свои идеи об образовании, основанные на его концепции «социальной инженерии», подразумевающей создание методов обучения, основанных на физиологическом и психологическом изучении человека в процессе труда, с использованием как наблюдательных, так и экспериментальных методов. Это привело к созданию «установочного метода» ( установочный метод ), который рассматривал формирование человеческих способностей как основу реформы образовательной системы в целом. Термин «установка» ( установка ) подразумевал формирование личного автоматизированного поведения посредством «биологических установок», «культурных установок» и т. д. Методы Гастева использовались в интенсивной подготовке квалифицированных рабочих и имели большой успех. [ нужна ссылка ]
Поэзия
[ редактировать ]» Гастева «Поэзия рабочего удара — первая книга, изданная «Пролеткультом» в 1918 году. [12] Большинство стихотворений Гастева справедливо можно назвать прозой . Ритм обычно недостаточно организован, чтобы претендовать на стихи, рифма отсутствует, стихи написаны в форме прозаических произведений. Однако использование метафоры, лирическая выразительность и повторяемость синтаксиса, несомненно, делают Гастева настоящим лирическим поэтом, на которого оказали влияние Эмиль Верхарен и Уолт Уитмен , а также русские футуристы .
Поэзия Гастева энергично воспевает индустриализацию , возвещая эпоху нового типа человека, обученного всеобщей механизации повседневной жизни. В 1920-е годы Гастев полностью отказался от литературной деятельности, посвятив себя научным исследованиям в области менеджмента . Однако многие его поздние публикации на непоэтические темы написаны выразительным языком стихотворной прозы.
Арест и смерть
[ редактировать ]8 сентября 1938 года Гастев был арестован по ложному обвинению в «контрреволюционной террористической деятельности». Он содержался под стражей в московской тюрьме и был приговорен к смертной казни скорым судом 14 апреля 1939 года. Не было ни адвоката, ни возможности обжаловать решение, как это было принято во время Большой чистки . 15 апреля 1939 года Гастев был застрелен в Подмосковье. [ нужна ссылка ]
1 октября 1941 года, дата смерти Гастева, указанная в некоторых источниках, основана на ложной информации, предоставленной властями семье Гастева до 1991 года. Достоверных сведений о судьбе Гастева после ареста не было до архива КГБ, где был проведен допрос. и судебные документы были сохранены, стали доступны родственникам в начале 1990-х годов. [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]Наследие Гастева отмечено Кубком Гастева. [13] Межрегионального общественного движения «Бережливый форум. Профессионалы бережливого производства». Его сын Юрий Гастев был видным советским математиком и диссидентом, эмигрировавшим в США. В 2019 году на выставке в галерее «На Шабаловке» в Москве были представлены работы Гастева. Впервые были представлены экспонаты, документально подтверждающие различные роли Гастева как теоретика, писателя, журналиста, политика и основателя CIL (Центрального института труда) (Манович 2020). [14]
Работает
[ редактировать ]- Poeziya rabochego udara ( Поэзия рабочего удара ). Moscow. 1964, 1971.
- Kak nado rabotat? ( Как надо работать? ). Moscow, Ekonomika . 1966, 1972.
- Trudovye ustanovki ( Трудовые установки ). Moscow, Ekonomika . 1973.
См. также
[ редактировать ]- Призрак казнённого инженера , прежде всего о русском инженере Петре Пальчинском (1875–1929).
- Американский инженер в сталинской России: Мемуары Зары Уиткин, 1932-1934.
- Александр Долгун (1926–1986), переживший советский ГУЛАГ, вернувшийся на родину в США.
- Джон Х. Ноубл (1923–2007) американец, переживший ГУЛАГ.
- Роберт Робинсон (инженер) (1907–1994), уроженец Ямайки, производитель инструментов, который сначала работал в автомобильной промышленности США, но провел 44 года в Советском Союзе (1930–1974).
- Томас Сговио (1916–1997) американский художник, бывший узник советского лагеря ГУЛАГа на Колыме.
- Виктор Герман (1915–1985), американец еврейского происхождения, первоначально известный как «Линдберг России», затем провел 18 лет в сибирском ГУЛАГе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ivan Nazarov, Vstrechi i pis'ma , Vladimir, 1957, pp. 17-18.
- ^ Sredi Zhurnalov i gazet, Voprosy literatury 1, 1963, pp. 236-238.
- ^ Jump up to: а б с Бейсингер, Марк Р. (1988). Научное управление, социалистическая дисциплина и Советская власть . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674794900 .
- ^ «Реабилитация Богданова» Джона Биггарта в книге «Богданов и его творчество: Путеводитель по опубликованным и неопубликованным произведениям Александра А. Богданова (Малиновского), 1873-1928, 1998 с. 7
- ^ Файджес, Орландо, 1996, Народная трагедия: Русская революция 1891-1924 гг.
- ^ А. И. Кравченко, Социальная инженерия в эпоху советской власти // Социология. — 2017. — Выпуск. 1, стр. 3–21.
- ^ А. И. Кравченко, Социальная инженерия в эпоху советской власти // Социология. — 2017. — Выпуск. 1, стр. 3–21.
- ^ «Алексей Гастев. Как работать. Отрывок из книги» .
- ^ Рен, Дэниел ; Бедеян, Артур Г. (2004), «Тейлоризация Ленина: риторика или реальность?», Международный журнал социальной экономики , 31 (3): «» 287–299, CiteSeerX 10.1.1.495.869 , doi : 10.1108/03068290410518265
- ^ "О журнале Стандарты и качество" . ria-stk.ru (in Russian) . Retrieved 2021-04-22 .
- ^ Розенберг, Уильям Г. и Сигельбаум, Льюис Х. (1967), Социальные аспекты советской индустриализации , Оксфорд: Pergamon Press.
- ^ Хеллебаст, Рольф. (Осень 1997 г.), «Алексей Гастев и металлизация революционного тела», Славянское обозрение , 56 (3): 500–518, doi : 10.2307/2500927 , JSTOR 2500927 , S2CID 163877302
- ↑ Проект года: Кубок Гастева , по состоянию на 27 апреля 2012 г.
- ^ Манович, Лев. «Малоизвестный русский авангард» (PDF) . www.manovich.net . Проверено 17 мая 2024 г.
- Йоханссон, Курт. Алексей Гастев, пролетарский бард века машин. Стокгольм, 1983 год.
- Бейлс, К.Э. Алексей Гастев и советская полемика по поводу тейлоризма, 1918-1924 гг. // Советские исследования . Глазго, Великобритания. 1977.
- Майер К.С. Между тейлоризмом и технологией: европейские идеологии и видение промышленной производительности в 1920-е годы // Журнал современной истории. Лондон. 1970. Том. 5. № 2. С. 27-61.
- Соренсон Дж. Б. Жизнь и смерть советского профсоюзного движения, 1917-1928 гг. Нью-Йорк, 1969 год.
- Уильямс, Р. К. Коллективное бессмертие: синдикалистские истоки пролетарской культуры, 1905-1910 // Славянское обозрение . Шампейн, Иллинойс, США. 1980. Том. 5. № 3. С. 389-402.