Клеман-Баярд
![]() | Эта статья может содержать неправомерные ссылки на пользовательский контент . ( Октябрь 2016 г. ) |
Основан | 1903 |
---|---|
Основатель | Адольф Клеман-Байяр |
Несуществующий | 1922 |
Преемник | Ситроен |
Штаб-квартира | Левалуа-Перре , Париж |
Продукты | Автомобили, самолеты, дирижабли |
Владелец | Адольф Клеман-Байяр |
Количество сотрудников | около 4000 в 1907 г. |
Клеман-Байяр , Баярд-Клеман , [ 1 ] — французский производитель автомобилей, самолетов и дирижаблей, основанный в 1903 году предпринимателем Гюставом Адольфом Клеманом . [ 2 ] [ 3 ] Клеман получил согласие Государственного совета изменить свое имя на название своего бизнеса в 1909 году. Дополнительное имя прославляло шевалье Пьера Террайя, сеньора де Баярда , который спас город Мезьер в 1521 году. Перед домом стояла статуя шевалье. фабрики Клемана в Мезьере, и это изображение было включено в логотип компании. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]
С 1903 года автомобили Клемана-Баяра производились на современном заводе в Мезьере , известном как Ла-Масерьен , который Клеман спроектировал в 1894 году в основном для производства велосипедов.
Компания вошла в сферу авиации в 1908 году, объявив о строительстве «планёра» Луи Капаццы , линзовидного дирижабля : в Л'Аэрофиле в мае 1908 года [ 6 ] однако он так и не был построен. Адольф Клеман также построил Альберто Сантос-Дюмона моноплан Demoiselle № 19 , который он спроектировал для борьбы за приз Coupe d'Aviation Ernest Archdeacon от Aéro-Club de France . Это был первый в мире серийный самолет, и к 1909 году Клемент-Баярд получил лицензию на производство двигателей Райта наряду с собственной разработкой. [ 7 ]
В 1908 году компания Astra Clément-Bayard начала производство дирижаблей на новом заводе в Ла Мотт-Брёй . [ 2 ]
В 1914 году завод La Macérienne в Мезьере был захвачен наступающей немецкой армией, а производство автомобилей в Левалуа-Перре в Париже было приостановлено, поскольку завод был переведен на производство военной техники, военной техники и военных машин, авиационных двигателей, дирижаблей и самолетов. [ 7 ]
В 1922 году компания была распущена, а завод в Париже перешел в собственность Citroën . [ 2 ] [ 8 ]
Примерно в 1909 году Адольф Клеман получил разрешение Государственного совета изменить свое имя на Адольф Клеман-Байяр . [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]
Производство двигателей
[ редактировать ]

В 1896 году Адольф Клеман, который владел чрезвычайно прибыльными правами на производство шин Dunlop во Франции, присоединился к синдикату, возглавляемому Dunlop основателем Харви Дю Кро , чтобы выкупить компанию Gladiator Cycle Company, и они объединили ее в крупный конгломерат по производству велосипедов Clément , Gladiator. & Хамбер энд Ко Лимитед . [ 9 ] Ассортимент был расширен, и в 1902 году моторизованный велосипед привел к автомобилям и мотоциклам ( см. В циклах Clément Gladiator ). более подробную информацию [ 9 ]
Клеман выбрал имя Баярд в честь шевалье Пьера Террайля, сеньора де Баярда , который спас город Мезьер в 1521 году. Статуя шевалье стояла перед фабрикой Мезьер, и изображение было включено в логотип компании. [ 2 ] [ 9 ] После разделения обе марки производили очень похожие автомобили, но технические характеристики постепенно расходились. Первоначально автомобили Clément-Bayard импортировались в Великобританию под брендом Talbot .
Модели
[ редактировать ]Первоначальный модельный ряд включал три модели (9 л.с., 12 л.с., 16 л.с.) и был расширен в 1904 году одноцилиндровым двигателем мощностью 6 л.с., двухцилиндровым двигателем мощностью 7 л.с., а также 4-цилиндровыми двигателями мощностью 14 л.с., 20 л.с. и 27 л.с. [ 2 ]
С 1904 года производство Clément-Bayard в Левалуа-Перре увеличилось с 1800 автомобилей в год до 3000 в 1907 году, на которых работало до 4000 рабочих. Ассортимент включал несколько моделей, все роскошные и качественные: от маленькой двухместной двухцилиндровой модели мощностью 8–10 л.с. до большой четырехцилиндровой модели мощностью 50–60 л.с., способной развивать скорость более 60 км/ч. [ 7 ]
В 1907 году была представлена модель мощностью 10/12 л.с. с унитарной коробкой передач и радиатором приборной панели. [ 7 ]
В 1910 году Клеман-Баярд начал производство стильного, недорогого, небольшого двухместного родстера с 4-цилиндровым двигателем мощностью 10/12 л.с. и обогревателем для водителя и пассажира. Он пользовался большой популярностью, и производство продолжалось до начала войны в 1914 году. [ 7 ]
К 1913 году заводы Леваллуа и Мезьера были сосредоточены на производстве широкого спектра продукции, включая автомобильные шасси, кузова, автомобили, грузовики, дирижабли, самолеты, моторы, каноэ, велосипеды, двигатели и генераторы. [ 7 ]
На первой странице журнала Revue de l'industrie cars et aéronautique от 15 ноября 1913 года ( Обзор автомобильной и аэрокосмической промышленности ) Клеман-Баярд анонсировал новый 4-цилиндровый двигатель мощностью 30–40 л.с. [ 7 ]
К началу 1914 года у Клемент-Баяра была полная гамма из двенадцати моделей, от двух до шести мест, оснащенных двигателями от небольшого двухцилиндрового двигателя мощностью 7 л.с. стоимостью менее 7000 франков до большого 6-цилиндрового двигателя мощностью 30 л.с. Кроме того, имелся четырехцилиндровый «бесклапанный» двигатель Knight мощностью 20 л.с., который был лицензирован компанией Panhard et Levassor . [ 7 ]
В 1914 году завод La Macérienne в Мезьере был захвачен наступающей немецкой армией, а автомобильное производство в Левалуа-Перре в Париже было приостановлено, поскольку завод был переведен на военное производство: военное оборудование; военная техника; авиационные двигатели; дирижабли; и самолеты. [ 7 ]
После Первой мировой войны производство двигателей возобновилось с моделями мощностью 8 л.с. (6 кВт) и 17,6 л.с. (13,1 кВт). [ 7 ]
Модели: 1904, 1907, 1909, 1910 гг.
[ редактировать ]-
Баярд, 1904 год.
-
Клеман-Баярд (Перре) 4C-4A, 1907 г.
-
Клеман-Баярд (Перре) 4C-4A, 1907 г.
-
Клеман-Баярд на Национальной выставке 1908 года в Рио-де-Жанейро, Бразилия.
-
Клеман-Байяр, 1909 год.
-
Клеман-Байяр, 1910 год.
Автогонки
[ редактировать ]
Клеман-Байяр начал строить автомобили в 1903 году, а затем начал строить гоночные автомобили в 1904 году. В гоночную команду входили Альберт Клеман , Жак Гудерс, Рене Анрио, Марк-Филипп Вильмен, «Карлес», «Де ла Тулубр» и А. Вильмен, а также Пьер Гарсе. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
сезон 1904 года
[ редактировать ]Альбер Клеман финишировал 10-м на I Eliminatoires Françaises de la Coupe Internationale , проходившем в Аргоннском лесу 20 мая 1904 года. Это было соревнование на выбывание за право участия Франции в Coupe Internationale ( Gordon Bennett Race ), в котором допускалось только три автомобиля. страна. Клемент финишировал на дистанции 6 круга и дистанции 532,79 км за 7 часов 10 минут 52,8 секунды. Его товарищи по команде Жак Гудерс и Рене Анрио не смогли проехать ни одного круга. [ 10 ]
Альбер Клеман выиграл II Circuit des Ardennes des Voiturettes 24 июля 1904 года в Бастони . Он проехал 5 кругов на 240,010 км за 4 часа 26 минут 52,6 секунды со средней скоростью 53,91 км/ч на 18-сильном Clement -(Bayard?) (автомобиль № 5). Он также установил самый быстрый круг в гонке - 45 минут 02 секунды (63,89 км/ч). [ 10 ]
Клеман занял на своем Clement-Bayard третье место на гонке III Circuit des Ardennes в Бастони 25 июля 1904 года. Он проехал 5 кругов на дистанции 591,255 км за 6 часов 34 минуты 43,2 секунды. Его товарищи по команде Жак Гудерс и Рене Анрио покинули гонку после четырех кругов. [ 10 ]
Клеман финишировал вторым на гонке IWK Vanderbilt Cup Race 1904 года на Лонг-Айленде 8 октября 1904 года. Он лидировал на 8-м круге из десяти кругов и финишировал на дистанции 457,686 км за 5 часов 28 минут 13 секунд. [ 10 ]

сезон 1905 года
[ редактировать ]Альбер Клеман сошел с дистанции на своем Clement-Bayard из-за перегрева после 1 круга II Eliminatoires Françaises de la Coupe Internationale в Оверни 16 июня. Это была квалификация на Coupe Internationale ( Gordon Bennett Race ). Товарищ Клемана по команде Рене Анрио финишировал десятым с результатом 8 часов 23 минуты 39,6 секунды, но не смог пройти квалификацию, а Марк-Филипп Вильмен сошел с дистанции после трех кругов. [ 11 ]
На кубке Вандербильта 1905 года на Лонг-Айленде Клеман управлял автомобилем Clément-Bayard мощностью 80 л.с. (Франция № 12), но у него возникли проблемы с надежностью. [ 13 ]
Клеман сошел с дистанции на своем Clement-Bayard после первого 166-километрового круга II Кубка Флорио в Брешии, Италия, 4 сентября 1905 года. Его товарищ по команде Карлес сошел с дистанции после 2 кругов. [ 11 ]
сезон 1906 года
[ редактировать ]Клеман-Баярд представил три автомобиля на первый Гран-при Франции 1906 года в Ле-Мане , где Клеман финишировал третьим на своей машине мощностью 100 л.с. Он преодолел дистанцию 1238 км за 12 часов 49 минут 46,2 секунды. Клеман лидировал в гонке по итогам 2 и 5 кругов второго дня. [ 12 ] [ 14 ] Проколы были обычным явлением, и производитель шин Michelin представил съемный обод с уже прикрепленной шиной, который можно было заменить примерно за 4 минуты, что сэкономило 11 минут по сравнению с заменой шины вручную. Эти колеса использовал Феличе Наззаро на своем FIAT, что позволило ему во второй день отвоевать второе место у Клемана. Его отец Адольф был владельцем компании Dunlop France . Товарищи Клемана по команде Де ла Тулубр и А. Вильмен сняли свои 100-сильные модели после 3 и 5 кругов соответственно. [ 12 ]
Клеман финишировал шестым на V Circuit des Ardennes 13 августа 1906 года в Бастони. Он проехал 7 кругов на 961 км за 6 часов 2 минуты 55,2 секунды на 100-сильном Clement-Bayard. Его товарищи по команде А. Вильмен и Пьер Гарсе финишировали 11-м и 12-м. [ 12 ]
На Кубке Вандербильта 1906 года Клеман финишировал 4-м за рулем Clément-Bayard мощностью 100 л.с. (75 кВт) (Франция № 15) и проехал десять кругов со средней скоростью 59,0 миль в час (95,0 км/ч). [ 15 ]
сезон 1907 года
[ редактировать ]Альбер Клеман умер во время тренировки перед Гран-при Франции 1907 года 17 мая. Из трех других участников Клеман-Баяра Пьер Гарсе и Эллиот Шепард заняли 7-е и восьмое места соответственно. В машину Клемана вошел «Алези», который сошел с дистанции после 4 круга. [ 2 ]
сезон 1908 года
[ редактировать ]Компания представила на Гран-при Франции 1908 года 3 автомобиля с 4-цилиндровым верхним распределительным валом объемом 13 963 куб.см (155 x 185 мм). [ 16 ] а Виктор Ригаль финишировал четвертым. Фернан Габриэль занял 12-е место, а Люсьен Отваст с механиком Жаном Шассанем сошли с дистанции.
Другие события
[ редактировать ]В 1905 году Клеман-Баярд выиграл Кубок Кале и «хорошо финишировал» на Курсе Дурдан . И в 1907, и в 1908 году Клеман Баярд выигрывал Кубок автомобильного клуба Канн , а в 1908 году он также выиграл автомобильный Тур де Франс . [ 7 ]
Производство самолетов
[ редактировать ]
Клеман-Баярд был одним из первых французских производителей авиационных двигателей и транспортных средств легче воздуха. Первые полеты состоялись в 1908 году. Клеман-Баярд изготовил первый в мире серийный самолет. [ 7 ]
Компания работала с Луи Капацца над производством планера (планера) Bayard-Clément, который был представлен в L'Aérophile 15 мая 1908 года. [ 7 ]
Компания также начала работать с Альберто Сантос-Дюмоном в 1908 году над созданием его моноплана Demoiselle No 19 , который он спроектировал для борьбы за приз Coupe d'Aviation Ernest Archdeacon от Aéro-Club de France . Самолет был небольшим и устойчивым, но планировалось выпустить 100 единиц, построили 50 и продали только 15 по 7500 франков за каждый планер. Это был первый в мире серийный самолет. К 1909 году он предлагался на выбор с тремя двигателями Clement мощностью 20 л.с.; Wright 4-цилиндровый мощностью 30 л.с. (Clement-Bayard имела лицензию на производство двигателей Wright); и Clement-Bayard мощностью 40 л.с. конструкции Пьера Клерже. Он достиг скорости 120 км/ч. [ 7 ]
Пьер Клерже разработал ряд авиационных двигателей Клемент-Баярд, включая 7-цилиндровый радиальный двигатель с наддувом, 4-цилиндровый двигатель мощностью 40 л.с., используемый на Demoiselle , 4-цилиндровый двигатель мощностью 100 л.с., используемый на монопланах Hanriot Etrich, и дирижабль V8 мощностью 200 л.с. двигатель. [ 7 ]

В 1910 году на Парижской выставке был представлен моноплан № 1 Клемента-Баяра. [ 7 ] Жан Шассан , который работал над разработкой и испытаниями, успешно участвовал в различных первых авиационных испытаниях, выигрывая призы на выносливость, высоту и скорость.
К 1912 году Клеман-Баярд построил биплан и три различные модели горизонтально-оппозитных авиационных двигателей. [ 17 ] [ 18 ]
В ноябре 1912 года был представлен моноплан Клемент-Баярд № 5. Он был оснащен 7-цилиндровым роторным двигателем Gnome мощностью 70 л.с. (52 кВт). Пилот сидел в ванне из алюминия и кожи. [ 7 ]
В 1913 году в рамках военного проекта «Клемент-Баярд № 6» был представлен трехместный биплан. Он был рассчитан на двух наблюдателей перед пилотом и оснащался либо 4-цилиндровым двигателем мощностью 100 л.с. (75 кВт), либо 4-цилиндровым двигателем мощностью 100 л.с. ) Двигатель Клемент-Баярд или 4-цилиндровый двигатель Гном. [ 7 ]
В 1914 году Клемент-Баярд произвел стальной разведывательный моноплан, оснащенный двигателем мощностью 80 л.с. (60 кВт) или двигателем Gnome et Rhône мощностью 100 л.с. (75 кВт) . Броня из никелевой стали была разработана для защиты от винтовочного огня. [ 19 ] [ 20 ]
Производство дирижаблей
[ редактировать ]В 1908 году компания Astra Clément-Bayard начала производство дирижаблей на новом заводе в Ла Мотт-Брёй в ответ на решение французской армии начать эксплуатацию дирижаблей.
Дирижабль « Клеман -Баярд № 1» купил его был предложен французскому правительству, но оказался слишком дорогим, поэтому царь Николай II для русской армии.
В 1910 году « Клеман-Баярд № 2» , пилотируемый Морисом Клеманом, стал первым дирижаблем, пересекшим Ла-Манш, преодолев более 380 км за 6 часов. [ 2 ] Армия заказала 3 экземпляра.
Ангар для дирижаблей в Ла Мотт-Брёй до сих пор обслуживается компанией Clément-Talbot Ltd.
Дирижабли Клемана-Баяра
[ редактировать ]Было построено семь дирижаблей Клемент-Баярд. [ 2 ] [ 7 ]
- № 1 имел длину 56,25 метра, ширину 10,58 метра, высоту 3500 м. 3 , оснащенный двумя двигателями Clément Bayard мощностью 115 л.с. Первый полет совершил 28 октября 1908 года. [ 7 ]
- № 2 имел длину 76,50 метра, ширину 13,22 метра, высоту 7000 м. 3 , оснащенный двумя двигателями Clément Bayard мощностью 120 л.с. Максимальная скорость 54 км/ч. Первый полет совершил 1 июня 1910 года. [ 21 ]
- № 3 Дюпюи де Лом, длина 89 метров, ширина 13,5 метров, 9000 м. 3 , оснащенный двумя двигателями Clément Bayard мощностью 120 л.с. Первый полет совершил 1 мая 1912 года. [ 21 ]
- № 4 Адъюдант Винсено, длина 88,5 метра, ширина 13,5 метра, 9800 м. 3 , оснащенный двумя двигателями Clément Bayard мощностью 120 л.с. Максимальная скорость 49 км/ч. Первый полет совершил в 1911 году. [ 21 ]
- Модифицированный Adj Vincenot, длина 87,3 метра, ширина 13,5 метра, 9800 м. 3 , оснащенный двумя двигателями Clément Bayard мощностью 120 л.с. Максимальная скорость 53 км/ч. Первый полет совершил 13 августа 1913 года. [ 21 ]
- №5 доставлен в Россию, длина 86 метров, ширина 13,5 метров, 9600 м. 3 , оснащенный двумя двигателями Clément Bayard мощностью 130 л.с. Первый полет совершил 9 февраля 1913 года. [ 21 ]
- Монгольфье, длина 73,5 метра, ширина 12,2 метра, 6500 м. 3 , оснащенный двумя двигателями Clément Bayard мощностью 90 л.с. Максимальная скорость 60 км/ч. Первый полет совершил 31 июля 1913 года. [ 21 ]
Заводы, которыми пользовался Клеман-Байяр
[ редактировать ]- В 1894 году он начал строительные работы на бывшем военном объекте в предместье Сен-Жюльен в Мезьере, чтобы построить новую фабрику, которая станет известна как La Macérienne . Клеман лично руководил работой удаленно, используя фотографии, сделанные каждый день, и посещая объект раз в неделю. К 1897 году она производила компоненты и спицы для компании Gladiator Cycle. Он занимал площадь 15 000 м2 и имел гидротурбинную электростанцию, парилку, большой машинный зал, литейный цех, цех по обработке никеля, цех по изготовлению гаек и спиц для велосипеда. Здание фабрики существует до сих пор, но весной 2006 года оно было преобразовано в культурный центр. [ 2 ]
- Компания Clement-Bayard Automobiles располагалась на бульваре де ла Соссай, 57 в Нейи на западе Парижа. С 1899 по 1922 год здесь производились трехколесные автомобили и автомобили.
- Вскоре после покупки велосипедов Gladiator в 1896 году Адольф Клеман начал строительство новой фабрики в Левалуа-Перре на северо-западе Парижа. Здесь производились велосипеды и различные автомобили с 1898 года (Clément-Panhard, Clément-Gladiator с 1901 года, Clément-Bayard с 1903 года), а также производились различные модели Citroën, включая Citroën 2CV, в течение почти сорока лет с 1948 по 1988 год. 1914 г. он был посвящен производству военного времени.
- В 1908 году компания Astra Clément-Bayard начала производство дирижаблей на новом заводе в Ла Мотт-Брёй . [ 2 ]
Военная деятельность
[ редактировать ]Адольф Клеман передал контроль над Clément-Bayard своему сыну Морису в начале 1914 года, но последствия Первой мировой войны для компании были катастрофическими. Фабрика Ла-Масерьен в Мезьере была захвачена немцами, оборудование было отправлено обратно в Германию, а кузницы , литейные заводы и плавильный завод были разрушены. Разрушенное здание использовалось как крытая школа верховой езды для немецких офицеров. [ 7 ]
Производство автомобилей в Левалуа-Перре в Париже было приостановлено в августе 1914 года, и завод был переведен на производство военной техники, военной техники и военных транспортных средств, авиационных двигателей, дирижаблей и самолетов. [ 7 ]
Кончина
[ редактировать ]В 1922 году автомобильная компания Clément-Bayard была продана Андре Ситроену , в которого Адольф Клеман также вложил финансовые средства, и завод в Левалуа-Перре стал центром производства 2CV на следующие 40 лет. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «Первые подвиги Клемана-Баяра» . L’Aérophile (на французском языке). 15 ноября 1908 г. с. 449.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Наши прекрасные старые - Клеман Баярд, Профиль Гюстава Адольфа Клемана. Архивировано 15 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Вчера, Антикварные мотоциклы, Огюст Клеман. Архивировано 20 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Французская вики — Клеман-Баярд
- ^ Jump up to: а б Уникальные автомобили, Доска почета, Огюст Клеман
- ^ «Планер «Баярд-Клеман» » . L'Aérophile (на французском языке). 15 мая 1908 г. с. 182–4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Hydro Retro, Клеман-Баярд, pdf (на французском языке) Клеман-Баярд, без страха и упрека Жерар Хартманн
- ^ «Автобаза, Полная энциклопедия старинных автомобилей — Роб де ла Рив Бокс — Клемент Баярд» . Архивировано из оригинала 1 июля 2014 г. Проверено 27 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Джорджано, Н. (2000). Автомобильная энциклопедия Болье . Лондон: HMSO. ISBN 1-57958-293-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и «База данных Teamdan Motoring — 1904» . Архивировано из оригинала 15 октября 2016 г. Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Автомобильная база данных Teamdan - 1905» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «База данных Teamdan Motoring — 1906» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2012 г. Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Гонки на Кубок Вандербильта, Вестбери, Клемент-Байярд
- ^ «Дэвид. История Формулы-1, 1906 год» . Архивировано из оригинала 2 октября 2012 г. Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Гонки на Кубок Вандербильта, записи 1906 г.
- ^ «Таинственный двигатель. (ОБНОВЛЕНИЕ: 1908 г. Клеман-Баярд GP) - PreWarCar» . Архивировано из оригинала 02 февраля 2017 г. Проверено 24 января 2017 г.
- ^ История воздухоплавания Э. Чарльза Вивиана (Эвелин Чарльз Вивиан), Лондон; Мельбурн: У. Коллинз и сын, c1920/1. Предметы Воздухоплавание - История. Другие авторы Марш, В. Локвуд
- ^ Авиационные двигатели - Клеман-Баярд
- ^ Архивы полетов, 1914, стр. 265 - Клеман Баярд.
- ^ Архивы полетов, 1914, стр. 266 - Клеман Баярд.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Blimp n2a, Дирижабли Клемента Баярда. Архивировано 28 июня 2009 г. в Wayback Machine.
- Несуществующие производители автомобилей во Франции
- Несуществующие авиапроизводители Франции
- Компании, базирующиеся в Париже
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1903 году.
- Компании по производству автомобилей прекратили свое существование в 1922 году.
- Французские компании, основанные в 1903 году.
- Закрытие 1922 года во Франции
- Винтажные автомобили
- Автомобили латунной эпохи