Адольф Клеман-Байяр
Адольф Клеман-Байяр | |
---|---|
![]() На фото 1899 г. | |
Рожденный | Гюстав Адольф Клеман 22 сентября 1855 г. Пьерфон, Уаза , Франция |
Умер | 10 марта 1928 г. Париж , Франция | (72 года)
Место отдыха | Domaine du Bois d’Aucourt, автор Адольф Клеман-Баярд в Пьерфоне [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] |
Другие имена | Густав Адольф Клеман, Густав Адольф Клеман-Баярд |
Занятие | Предприниматель |
Супруг | Селеста Анжель Роге |
Дети | Альберт , Анжела, [ 4 ] Жанна и Морис |
Награды | Командор Почетного легиона |

Гюстав Адольф Клеман , известный с 1909 года Клеман-Баярд ( Французское произношение: [klemɑ̃ bajaʁ] ; 22 сентября 1855 — 10 марта 1928) — французский предприниматель. Несмотря на то, что он остался сиротой, он стал кузнецом и участником Тур де Франс . Позже он занялся гонками и производством велосипедов, пневматических шин, мотоциклов, автомобилей, самолетов и дирижаблей. [ 2 ] [ 5 ]
В 1894 году он был пассажиром автомобиля-победителя первого в мире автомобильного соревнования. Peugeot Альбера Леметра был признан победителем «Конкурса Париж-Руан безлошадных экипажей» ( Concours des Voitures sans Chevaux ). [ 6 ] [ 7 ]
В результате продажи прав на производство своего автомобиля Clément он добавил Bayard к названию своего нового бизнеса. Название компании было дано в честь шевалье Пьера Террайя, сеньора де Баяра , который спас город Мезьер от императорской армии во время осады Мезьера в 1521 году. [ 2 ] [ 8 ] [ 9 ]
В 1909 году, через пять лет после успешного запуска автомобильной марки Clément-Bayard , он подал заявку и получил согласие Государственного совета на изменение своей фамилии (и фамилии его потомков) на Клеман-Баярд. В 1912 году он был назначен командующим Ордена Почётного легиона .
Большая часть его промышленной империи была разрушена Первой мировой войной – немецкими грабежами, переходом на военное производство для Франции и последующей слабостью экономического рынка. В 1922 году компания Clément-Bayard была продана Андре Ситроену , а завод в Левалуа-Перре стал центром производства 2CV на следующие 40 лет. [ 2 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Гюстав Адольф Клеман, сын бакалейщика, родился на улице дю Бур в Пьерфоне, Уаза . Он был вторым из пяти детей Леопольда Адольфа Клемана и Жюли Александрин Руссель. Его мать умерла, когда ему было семь лет, а отец снова женился, но умер два года спустя, когда ему было девять лет. Следующие семь лет его воспитывала мачеха, вышедшая повторно замуж за школьного учителя. Он учился в начальной школе в Пьерфоне, а затем в колледже Виллер-Котре . В возрасте 13 лет он начал работать в семейном бизнесе по доставке продуктов, а позже решил пойти учеником кузнеца/кузнеца. [ 1 ] [ 5 ]
Зимой 1871–1872 годов 16-летний Клеман покинул Пьерфон, чтобы путешествовать по Франции в составе Compagnon du Tour de France , организации мастеров и ремесленников, действующей со средневековья . Он сэкономил 30 франков (около 100 евро в 2006 году), работая на нескольких работах в течение трех лет. В каждом городе он существовал, работая в кузницах, принадлежавших Compagnons du Tour de France , подковывая лошадей, ремонтируя металл и выполняя любую работу. Он достиг Парижа в 1872 году, затем последовал Орлеан и Тур , где он столкнулся с «циклами Трюффо». Это побудило его приобрести 2 деревянных колеса от телеги и построить железную велосипедную раму. [ 1 ]
Велогонки начались в 1869 году ( Париж-Руан ), поэтому в 1873 году Ж. М. М. Трюффо одолжил 18-летнему Клеману железный велосипед с цельнолитыми резиновыми шинами для участия в гонках в Анже . Он финишировал шестым и был очень рад прочитать свое имя в газетах. [ 1 ]
Семейная жизнь
[ редактировать ]Клеман женился на Селесте Анжель Роге, и у них родилось четверо детей — Альбер , Анжель, Жанна и Морис. Альберт погиб во время гонок на Гран-при Франции 1907 года . Анжель (1880–1972) овдовела от Альберта Дюмона, инженера и директора фабрики Леваллуа. Затем Анжель снова вышла замуж за Нуму Жозефа Эдуарда «Пти» Сасиаса (1882–1927), функционера по иностранным делам, бывшего секретаря президента Совета , от которого у нее родился сын. Жанна развелась с Фернаном Шарроном , автогонщиком и управляющим заводом в Левалуа-Перре, впоследствии живя одна. Морис женился на Рене Хаммонд и имел троих детей - Андре, Жаклин и Альберта (по прозвищу «Билли», чтобы избежать путаницы и воспоминаний о своем дяде Альберте). [ 1 ] [ 4 ]
Domaine du Bois d'Aucourt в Пьерфоне изначально был охотничьим домиком 17-го века «Короля-Солнца» Людовика XIV , который был модернизирован примерно в 1822 году. Расположен в 1,5 км (0,93 мили) к западу как от замка Пьерфон, так и от его собственного. Место рождения на улице дю Бург, Клеман купил недвижимость примерно в 1904 году и нанял архитектора Эдварда Редона. отремонтировать и перестроить его. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 10 ] В последнее время Domaine du Bois d'Aucourt использовался его сыном Морисом, а Клеман продолжал жить по адресу 35 Avenue du Bois de Boulogne, Нейи-сюр-Сен. [ 1 ]

Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]К 1893 году Клеман владел Велодромом Сены недалеко от фабрики в Левалуа-Перре. La plus belle et la plus vite piste du monde» . Им руководил Тристан Бернар , который также управлял Велодромом Буффало , и его мероприятия были неотъемлемой частью парижской жизни, их регулярно посещали такие личности, как Тулуз-Лотрек . Сообщается, что Клеман продан или переоборудован примерно в 1900 году. [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ]
Добившись успеха в бизнесе, он использовал латинский формат своего имени («Густав Адольф») и в 1909 году получил разрешение Государственного совета изменить свою фамилию на «Клеман-Баярд». [ 2 ] [ 9 ]
Смерть его сына Альберта во время гонок на Гран-при Франции 1907 года оказала на него неизгладимое впечатление. В 1913 году он был избран мэром Пьерфона и, вступив в должность, в 1914 году передал контроль над компанией Clément-Bayard своему сыну Морису, который увлекался авиацией. [ 1 ] [ 2 ]
В 1928 году он умер от сердечного приступа, когда ехал по улице Лаффит на заседание совета директоров в Париже. [ 2 ]
Циклическое производство
[ редактировать ]В 1876 году, после 2 лет велогонок, работы и накоплений, Клеман имел достаточно денег, чтобы начать бизнес, поэтому в возрасте 21 года он открыл мастерскую по ремонту велосипедов в Бордо . Следующим этапом его бизнес-плана был переезд в Марсель , где он научился производить стальные трубы для велосипедов. В следующем году он переехал в Лион и начал производить целые велосипеды под названием Clément SA Cycles. [ 1 ]
Циклы Клемента
[ редактировать ]
В следующем году, примерно в 1878 году, Клеман переехал в Париж и открыл велосипедный бизнес A. Clément & Cie на улице Брюнель, 20, недалеко от площади Этуаль . Здесь он также руководил велосипедной школой и участвовал в велогонках. В Париже его покровителями были г-н де Граффенрид и г-н де Монжерон. [ 1 ] [ 5 ]
В конце 1878 года Клеман выступил партнером чемпиона по велоспорту Шарля Террона на «Шестидневных» велосипедных соревнованиях в Сельскохозяйственном зале в Лондоне. Он также открыл выставочный зал на улице дю 4 сентября, 31 в Париже и начал рекламную кампанию с плакатами - новую концепцию.
В сентябре 1879 года Клеман построил чугунолитейный завод в Тюле , в Лимузене , где было достаточно гидроэнергии, но у него не было достаточного финансирования, чтобы сделать его жизнеспособным. К тому же Тюль был слишком далеко от Парижа, поэтому ему пришлось продать завод. [ 1 ]
К 1880 году на предприятии по производству велосипедов «Клеман» на улице Брюнель работало около 150 сотрудников, производивших велосипеды. [ 1 ] [ 5 ] ( Изображение и описание велосипеда Clément 1880 года ) Машины считались высококачественными, и к 1890 году Clément стал ведущим брендом велосипедов во Франции. [ 13 ]
Циклы Клемана-Гладиатора
[ редактировать ]Компания Gladiator Cycle, французский производитель велосипедов, была основана Александром Дарраком и Полем Ококом в 1891 году в Ле-Пре-Сен-Жерве на северо-востоке Парижа. [ 8 ] [ 14 ] Клеман был крупным инвестором этого предприятия. [ 6 ]
В 1895 году компания Gladiator представила свой первый двигатель внутреннего сгорания — трехколесный велосипед, работающий на бензине . [ 6 ]
В 1896 году Клеман (который владел чрезвычайно прибыльными правами на производство шин Dunlop во Франции) присоединился к синдикату, возглавляемому Dunlop основателем Харви Дю Кро , чтобы выкупить компанию Gladiator Cycle Company, и они объединили ее в крупный конгломерат по производству велосипедов, Clément , Gladiator и Humber & Co Limited , стоимостью 22 миллиона франков (около 60–80 миллионов евро в 2006 году). [а] . [ 8 ] Ассортимент велосипедов был расширен за счет трехколесных велосипедов , квадрициклов , а в 1902 году — моторизованного велосипеда, затем автомобилей и мотоциклов. [ 5 ]
Вскоре после покупки мотоциклов Gladiator в 1896 году Клеман приступил к строительству нового завода в Левалуа-Перре на северо-западе Парижа, который также производил различные автомобили с 1898 года ( см. Ниже ) и продолжал строить Citroën 2CV в течение почти сорока лет.
Производство моторизованных велосипедов
[ редактировать ]

Клеман и гладиатор
[ редактировать ]С 1895 года велосипеды Клемана стали ориентированы на моторизованные транспортные средства. В 1895 году компания представила свой первый автомобиль внутреннего сгорания — трехколесный велосипед, работающий на нафте . [ 6 ] В 1902 году они предложили моторизованный велосипед с двигателем объемом 142 куб.см, прикрепленным болтами к раме, с верхними клапанами и съемной головкой блока цилиндров; впускной клапан «автоматический» (управляется всасыванием двигателя), выпускной клапан с механическим приводом. Использовалось катушечное зажигание и двухкамерный карбюратор, управляемый небольшими рычагами, прикрепленными к верхней трубе рамы. Внешний маховик делал картер очень маленьким, а длинный ремень, идущий от шкива двигателя к «фиктивному» ободу заднего колеса, натягивался с помощью небольшого «жокейного» шкива на подседельной трубе. Передний тормоз давил прямо на переднее колесо, задний представлял собой тормоз с каботажным механизмом, активируемый при вращении педалей назад. Эта «адаптация к моторизации» продавалась как на мотоциклах Clément, так и на Gladiator. [ 5 ]
Клеман-Гаррар
[ редактировать ]В Британии эти популярные моторизованные велосипеды были известны как Clément-Garrards . [ 5 ] Джеймс Лэнсдаун Нортон построил велосипедные рамы Clément по лицензии и использовал прикрепляемый двигатель Clément для своих первых Norton . мотоциклов [ 15 ]
Производство шин
[ редактировать ]Данлоп
[ редактировать ]В 1889 году Клеман увидел Dunlop в Лондоне пневматическую шину и приобрел права на производство во Франции за 50 000 франков. Этот успех привел к его статусу миллионера. [ 5 ] Основанная им компания с капиталом в 700 000 франков выплатила 100-процентные дивиденды в первый год своей деятельности. [ 6 ] Данлоп Франс, а иногда и Клеман-Данлоп, были постоянными участниками команд по автогонкам и велогонкам.
Клемент Пневматика
[ редактировать ]Сообщается, что Клеман начал производство шин Clément Tyres в 1878 году. [ нужна ссылка ] чтобы соответствовать ранним циклам, но французская идентичность была потеряна из-за ошеломляющего успеха его пневматики Dunlop. была ведущим поставщиком велосипедных шин Clément Pneumatici После Первой мировой войны в Италии была основана компания Clément Pneumatici, которая на протяжении большей части 20-го века . Ведущий международный производитель в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах был связан с такими велосипедистами-гонщиками, как Эдди Меркс , Жак Анкетиль , Феличе Джимонди и Оле Риттер . Она была куплена Pirelli в 1980-х годах, а производство было перенесено в Таиланд до 1995 года, когда Pirelli покинула рынок велосипедных шин. Различные лицензионные соглашения не имели большого значения, пока в 2010 году лицензия на название не была передана Donnelly Sports и американцу Дону Келлоггу, которые возобновили производство в Таиланде. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Производство двигателей
[ редактировать ]Автомобили Клеман-Гладиатор
[ редактировать ]К 1898 году новая компания Clément-Gladiator производила автомобили и продавала их как Clément, так и Gladiators. [ 6 ] Гладиаторы были импортированы в Англию компанией Motor Power Company, совладельцами которой были SF Edge и Харви дю Кро , основатель Dunlop . [ 6 ] При финансовой поддержке Харви дю Кро Герберт Остин с начала 1906 года строил автомобили Clement-Gladiator в Лонгбридже , продавая их как автомобили Austin.
С 1901 года автомобили Clément-Gladiator производились на заводе Левалуа-Перре, а к 1902 году производство составляло более 1000 автомобилей в год, более 800 из которых продавались в Англии. [ 14 ]
После 1903 года название Clément-Gladiator продолжало использоваться на автомобилях с валовым приводом, производимых на заводе Пре-Сен-Жерве, в то время как автомобили с цепным приводом продавались как Gladiators. [ 14 ] Имя Clément было исключено в 1907 году, а в 1909 году другой французский производитель, Vinot et Deguingand , взял на себя управление Gladiator и перенес производство в Пюто. В это время фабрика Пре-Сен-Жерве вернулась к производству велосипедов. [ 14 ]
Панар и Левассор
[ редактировать ]В 1897 году Клеман инвестировал один миллион франков (что эквивалентно примерно трем 3 миллионам евро по оценке 2006 года) в Panhard & Levassor, что является частью их капитализации в пять миллионов франков. Это положило начало основному бизнесу и в конечном итоге привело к созданию марки Clément-Panhard . [ 6 ]
Клеман-Баярд
[ редактировать ]Компания Clément-Gladiator была разделена в 1903 году: Шарль Четвинд-Талбот основал английское подразделение Clément-Talbot Ltd, а Клеман сформировал компанию Clément-Bayard на бывшем военном объекте в Мезьере (ныне Шарлевиль-Мезьер ). [ 19 ] Он выбрал имя Баярд в честь шевалье Пьера Террайля, сеньора де Баярда , который спас город Мезьер в 1521 году. Статуя шевалье стояла перед фабрикой Мезьер, и изображение было включено в логотип компании. [ 2 ] [ 8 ] После разделения обе марки производили очень похожие автомобили, но технические характеристики постепенно разошлись. [ 20 ]
В 1922 году компания Clément-Bayard была продана Андре Ситроену , в которого Клеман также вложил финансовые средства, а завод в Левалуа-Перре был центром производства 2CV в течение следующих 40 лет. [ 2 ]
Клеман-Панар
[ редактировать ]Клеман был директором Panhard-Levassor, и когда фабрика не смогла удовлетворить производственные потребности примерно в 500 единиц модели voiture légère («собачья тележка») 1898 года, он начал производство по лицензии на своей фабрике в Левалуа-Перре . Он был разработан пионером дирижаблей, комендантом Артуром Кребсом из Панара, [ 21 ] и использовал трубчатое шасси, рулевое управление с центральным шарниром, почти горизонтальный задний двигатель мощностью 3,5 л.с. (2,6 кВт) с автоматическим впускным клапаном и зажиганием с горячей трубкой, привод через зубчатую передачу с постоянным зацеплением и главную передачу с помощью боковых цепей. ; ранние модели не имели задней передачи. [ 6 ] [ 22 ] [ 23 ]
Клеман-Ротшильд
[ редактировать ]
Примерно в 1902 году серия автомобилей с кузовом Клемент-Ротшильд на базе шасси Panhard-Levassor была произведена компанией Carrosserie Clément-Rothschild на набережной Мишле, 33, Левалуа-Перре, рядом с Клемана в Левалуа-Перре фабрикой или на ее территории. В то время в Париже, возможно, действовало два предприятия Ротшильдов по производству вагонов, потому что компания J. Rothschild & Fils торговала с авеню Малакофф, 131, но была основана уроженцем Австрии Йозефом Ротшильдом в 1838 году в Левалуа-Перре и занималась производством автомобильных кузовов. к 1894 году. К 1896 году предприятие было куплено Эдмондом Реймсом и Леоном Ашером, и оно стало пионером в производстве алюминиевых композитов. кузовная работа. [ 24 ]
Клеман-Стирлинг и Стирлинг-Панар
[ редактировать ]Некоторые Clément-Panhards были экспортированы в Великобританию, где они продавались под разными названиями: Clément-Stirling и Stirling-Panhard . шотландским производителем кузовов Stirling [ 22 ] [ 23 ]

Клеман-Тальбот
[ редактировать ]Клеман был основным акционером компании вместе с Чарльзом Четвинд-Талботом, 20-м графом Шрусбери (который был председателем), А. Лукасом и Э. Ламберджеком, оба из Франции. Обе марки (Клеман-Баярд и Клеман-Тальбот) производили очень похожие автомобили, но к 1907 году их характеристики разошлись. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
11 октября 1902 года Клеман-Тальбо был официально зарегистрирован, и впоследствии 5 акров (20 000 м²) были официально зарегистрированы. 2 ) земли было куплено для новой фабрики в Лэдброк-Гроув , Северный Кенсингтон , на западе Лондона, между линией Грейт-Вестерн железной дороги и «Эдинбургской дорогой», прежде чем она была переименована в «Барлби-роуд». Завод имел высокий статус, в кирпичных мастерских которого использовалась новейшая пилообразная крыша, застекленная для максимального увеличения естественного света. Он был оснащен самыми современными станками, а приемная представляла собой миниатюрный дворец с мраморными ионическими колоннами , позолоченными фресками и витражами с выгравированным гербом Шрусбери. Здание теперь известно как Ледброк-холл. ( 51 ° 31'23 "N 0 ° 13'12" W / 51,52318 ° N 0,22010 ° W ) [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Компания торговалась как Clément-Talbot, а завод назывался Clément-Talbot, но после первого года торговли автомобили всегда назывались Talbots . [ 6 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Диатто-Клеман
[ редактировать ]В 1905 году Клеман создал Diatto-Clément Societa Anonima в партнерстве с Diatto , который занимался производством кузовов в Турине с 1835 года. Автомобили, известные как Torinos , производились в Турине по лицензии Клемана. Первыми автомобилями были модели мощностью 20–25 л.с. с четырехцилиндровыми двигателями объемом 3770 куб.см. За ними следовали модели 10–12 л.с. (двухцилиндровый двигатель объемом 1884 куб.см) и 14–18 л.с. (четырехцилиндровый двигатель объемом 2724 куб.см). Эта серия имела успех, за ней последовала шестицилиндровая модель. В 1909 году Клеман покинул бизнес, и компания была переименована в Societa Fonderie Officine Frejus. [ 28 ]
Clément Motor Company (Великобритания)
[ редактировать ]В 1906 году Клеман основал компанию Clément Motor Company в Ковентри , Англия, для производства «Гладиаторов» по лицензии. Он использовал девиз «Просто Клеман, ничего больше», чтобы избежать путаницы с Клеман-Тальботами, которые к тому времени были известны только как Талботы. [ 6 ] Различные источники сообщают, что автомобили производились и продавались под маркой Clément в период с 1907 (1908 гг.) [ 29 ] ) и 1914 г. Компания зарегистрирована как Clément Motor Company Ltd., Ковентри, Уорикшир. [ 6 ] [ 29 ] [ 30 ]
Автогонки
[ редактировать ]Первая в мире автогонка
[ редактировать ]
Клеман не принимал непосредственного участия в зарождающейся автомобильной промышленности примерно до 1897 года, но он был пассажиром автомобиля Альберта Леметра ( Peugeot ), который был признан официальным победителем первой в мире автогонки 22 июля 1894 года. , из Парижа в Руан. [ 6 ] [ 7 ]
Мероприятие представляло собой рекламное мероприятие, организованное Пьером Жиффаром из газеты Le Petit Journal , и состояло из 69 автомобилей, стартовавших в отборочном забеге на 50 километров (31 миль), прежде чем 25 автомобилей были допущены к главному событию - гонке на 127 километров (79 миль) из Парижа. (Порт Майо) в Руан . Альбер Лемэтр преодолел дистанцию за 9 часов 18 минут со средней скоростью 13,6 километров в час (8,5 миль в час), за ним следовали Огюст Дорио (Peugeot), Рене Панар ( Панар ) и Эмиль Левассор (Панар). Граф Жюль-Альбер де Дион достиг Руана на 3 фута 30 дюймов впереди Альбера Леметра, но, поскольку автомобили оценивались по скорости, управляемости и характеристикам безопасности, официальными победителями стали Peugeot и Panhard. Паровой машине Де Диона требовался кочегар, который был запрещен. [ 7 ]
Тропа Париж-Берлин
[ редактировать ]Клеман занял 20-е место на маршруте Париж-Берлин 1901 года. За рулем Панара под номером 18 он проехал гонку за 21 час 53 минуты 38 секунд. [ 31 ]
Клеман-Баярд
[ редактировать ]Клеман начал строить автомобили в 1903 году, а затем начал строить гоночные автомобили в 1904 году. В гоночную команду входили Альберт Клеман , Жак Гудерс, Рене Анрио, Марк-Филипп Вильмен, «Карлес», «Де ла Тулубр», А. Вильмен и Пьер Гарсе. . [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
сезон 1904 года
[ редактировать ]
Альбер Клеман финишировал 10-м на турнире L' Eliminatoires Françaises de la Coupe Internationale , проходившем в Аргоннском лесу 20 мая 1904 года. Это было соревнование на выбывание за участие Франции в Coupe Internationale ( Гонка Гордона Беннета ), где было допущено только три машины. на страну. Он финишировал за 7 часов 10 минут 52,8 секунды. [ 32 ]
Альбер Клеман выиграл II Circuit des Ardennes des Voiturettes 24 июля 1904 года в Бастони за 4 часа 26 минут 52,6 секунды со средней скоростью 53,91 км/ч. [ 32 ] Он на своем Clément-Bayard занял третье место на гонке III Circuit des Ardennes в Бастони 25 июля 1904 года. [ 32 ] Он финишировал вторым на гонках на Кубок Вандербильта 1904 года на Лонг-Айленде 8 октября 1904 года. [ 32 ]
сезон 1905 года
[ редактировать ]Рене Анрио финишировал десятым с результатом 8 часов 23 минуты 39,6 секунды на II Eliminatoires Françaises de la Coupe Internationale в Оверни 16 июня. Это была квалификация на Coupe Internationale ( Gordon Bennett Race ). [ 33 ]
На Кубке Вандербильта 1905 года на Лонг-Айленде Клеман управлял автомобилем Clément-Bayard мощностью 80 л.с. (Франция № 12), но у него возникли проблемы с надежностью. [ 35 ]
Клеман сошел с дистанции на своем Clément-Bayard после первого 166-километрового круга II Кубка Флорио в Брешии, Италия, 4 сентября 1905 года. Его товарищ по команде Карлес сошел с дистанции после 2 кругов. [ 33 ]
сезон 1906 года
[ редактировать ]
Клеман-Баярд участвовал в первом Гран-при Франции 1906 года в Ле-Мане , где Альберт Клеман финишировал третьим на своей 100-сильной машине. Он преодолел дистанцию 1238 км за 12 часов 49 минут 46,2 секунды. Клеман лидировал в гонке по итогам 2 и 5 кругов второго дня. [ 34 ] Проколы были обычным явлением, и компания Michelin представила съемный обод, что позволило сэкономить 11 минут по сравнению с заменой шины вручную. Это позволило Феличе Наззаро ( FIAT ) занять второе место после Клемана. [ 34 ] [ 36 ]
Альбер Клеман финишировал шестым на V Circuit des Ardennes 13 августа 1906 года в Бастони. Он проехал 7 кругов на 961 км за 6 часов 2 минуты 55,2 секунды на 100-сильном Clément-Bayard. Его товарищи по команде А. Вильмен и Пьер Гарсе финишировали 11-м и 12-м. [ 34 ]
На Кубке Вандербильта 1906 года Клеман финишировал 4-м за рулем Clément-Bayard мощностью 100 л.с. (75 кВт) (Франция № 15) и проехал десять кругов со средней скоростью 59,0 миль в час (95,0 км/ч). [ 37 ]
сезон 1907 года
[ редактировать ]Альбер Клеман умер во время тренировки перед Гран-при Франции 1907 года 17 мая. Из трех других участников Клеман-Баяра Пьер Гарсе и Эллиот Шепард заняли седьмое и восьмое места соответственно. В машину Клемана вошел «Алези», который сошел с дистанции после четырех кругов. [ 2 ]
сезон 1908 года
[ редактировать ]Компания представила три автомобиля на Гран-при Франции 1908 года с шестицилиндровым двигателем с верхним расположением распредвала объемом 12 963 куб.см. Виктор Ригаль финишировал четвертым. [ 19 ]
Другие события
[ редактировать ]В 1905 году Клеман-Баярд выиграл Кубок Кале и «хорошо финишировал» на Курсе Дурдан . И в 1907, и в 1908 году Клеман-Баярд выигрывал Кубок автомобильного клуба Канн, а в 1908 году он также выиграл автомобильный Тур де Франс . [ 1 ]
Производство самолетов
[ редактировать ]
Клеман-Баярд был одним из первых французских производителей авиационных двигателей и транспортных средств легче воздуха. Первые полеты состоялись в 1908 году. Клеман-Баярд создал первый в мире серийный самолет. [ 1 ]
Компания работала с Луи Капацца над производством планера (планера) Bayard-Clément, который был представлен в L'Aérophile 15 мая 1908 года. [ 1 ]
Компания также начала работать с Альберто Сантос-Дюмоном в 1908 году над созданием его моноплана Demoiselle No 19 , который он спроектировал для борьбы за приз Coupe d'Aviation Ernest Archdeacon от Aéro-Club de France . Самолет был небольшим и устойчивым, но планировалось выпустить 100 единиц, построили 50 и продали только 15 по 7500 франков за каждый планер. Это был первый в мире серийный самолет. К 1909 году он предлагался с тремя двигателями на выбор: Clément-Bayard мощностью 20 л.с.; Wright 4-цилиндровый мощностью 30 л.с. (Clément-Bayard имела лицензию на производство двигателей Wright); и Clément-Bayard мощностью 40 л.с. конструкции Пьера Клерже. Он достиг скорости 120 км/ч. [ 1 ]
Пьер Клерже разработал ряд авиационных двигателей Clément-Bayard, включая 7-цилиндровый радиальный двигатель с наддувом, 4-цилиндровый двигатель мощностью 40 л.с., используемый на Demoiselle , 4-цилиндровый двигатель мощностью 100 л.с., используемый на монопланах Hanriot Etrich, и дирижабль V8 мощностью 200 л.с. двигатель. [ 1 ]
В 1910 году на Парижской выставке был представлен моноплан Клеман-Баярд № 1. [ 1 ]
К 1912 году Клеман-Баярд построил биплан и три различные модели горизонтально-оппозитных авиационных двигателей. [ 38 ] [ 39 ]
В ноябре 1912 года был представлен моноплан Клемент-Баярд № 5. Он был оснащен роторным двигателем Gnome , который имел 7 цилиндров и производил 70 л.с. (52 кВт). Пилот сидел в ванне из алюминия и кожи. [ 1 ]
В 1913 году в рамках военного проекта «Клеман-Баярд № 6» был представлен трехместный биплан. Он был рассчитан на двух наблюдателей перед пилотом и оснащался либо 4-цилиндровым двигателем мощностью 100 л.с. (75 л.с.), либо 4-цилиндровым двигателем мощностью 100 л.с. кВт) Двигатель Клемента-Баяра или 4-цилиндровый двигатель Гнома. [ 1 ]
В 1914 году компания Clément-Bayard произвела стальной разведывательный моноплан, оснащенный двигателем мощностью 80 л.с. (60 кВт) или двигателем Gnome et Rhône мощностью 100 л.с. (75 кВт) . Броня из никелевой стали была разработана для защиты от винтовочного огня. [ 40 ] [ 41 ]
Производство дирижаблей
[ редактировать ]В 1908 году компания Astra Clément-Bayard начала производство дирижаблей на новом заводе в Ла Мотт-Брёй в ответ на решение французской армии начать эксплуатацию дирижаблей.
Дирижабль « Клеман -Баярд № 1» купил его был предложен французскому правительству, но оказался слишком дорогим, поэтому царь Николай II для русской армии.
В 1910 году « Клеман-Баярд № 2» , пилотируемый Морисом Клеман-Баяром, стал первым дирижаблем, пересекшим Ла-Манш, преодолев расстояние более 380 км за 6 часов. [ 2 ] Армия заказала 3 экземпляра.
Ангар для дирижаблей в Ла Мотт-Брёй до сих пор обслуживается компанией Clément-Talbot Ltd.
Дирижабли Клемана-Баяра
[ редактировать ]Было построено семь дирижаблей Клемент-Баярд. [ 1 ] [ 2 ]
- Clément-Bayard No.1 имел длину 56,25 метра, ширину 10,58 метра, объем 3500 м3, оснащенный двумя двигателями Clément-Bayard мощностью 115 л.с. Первый полет совершил 28 октября 1908 года. [ 1 ]
- N° 2 имел длину 76,50 метра, ширину 13,22 метра, объём 7000 м3, был оснащен двумя двигателями Clément-Bayard мощностью 120 л.с. Максимальная скорость 54 км/ч. Первый полет совершил 1 июня 1910 года. [ 42 ]
- № 3 Dupuy de Lôme, длина 89 метров, ширина 13,5 метров, объем 9000 м3, оснащенный двумя двигателями Clément-Bayard мощностью 120 л.с. Первый полет совершил 1 мая 1912 года. [ 42 ]
- № 4 Adjudant Vincenot, длина 88,5 метра, ширина 13,5 метра, объем 9800 м3, оснащен двумя двигателями Clément-Bayard мощностью 120 л.с. Максимальная скорость 49 км/ч. Первый полет совершил в 1911 году. [ 42 ]
- Модифицированный Adj Vincenot, длина 87,3 метра, ширина 13,5 метра, объем 9800 м3, оснащен двумя двигателями Clément-Bayard мощностью 120 л.с. Максимальная скорость 53 км/ч. Первый полет совершил 13 августа 1913 года. [ 42 ]
- Доставлен в Россию №5, длина 86 метров, ширина 13,5 метров, объём 9600 м3, оснащенный двумя двигателями Clément-Bayard по 130 л.с. Первый полет совершил 9 февраля 1913 года. [ 42 ]
- Монгольфье, длина 73,5 метра, ширина 12,2 метра, объем 6500 м3, оснащен двумя двигателями Clément-Bayard мощностью 90 л.с. Максимальная скорость 60 км/ч. Первый полет совершил 31 июля 1913 года. [ 42 ]
Фабрики, на которых работал Адольф Клеман-Баярд
[ редактировать ]- В сентябре 1879 года Клеман построил чугунолитейный завод в Тюле , в Лимузене , где было достаточно гидроэнергии, но у него не было достаточных средств, чтобы сделать его жизнеспособным, а Тюль был слишком далеко от Парижа, поэтому ему пришлось продать растение. [ 1 ]
- В 1880 году он перенес свой небольшой велосипедный бизнес и основал предприятие по производству велосипедов «Clément» на улице Брюнель, 20, на площади Этуаль, в центре Парижа, где 150 сотрудников производили велосипеды. [ 1 ] [ 5 ]
- Компания Gladiator Cycle производила велосипеды в Ле-Пре-Сен-Жерве на северо-востоке Парижа. [ 8 ] [ 14 ]
- В 1894 году он начал строительные работы на бывшем военном объекте в предместье Сен-Жюльен в Мезьере, чтобы построить новую фабрику, которая станет известна как La Macérienne . Клеман лично руководил работой удаленно, используя фотографии, сделанные каждый день, и посещая объект раз в неделю. К 1897 году она производила компоненты и спицы для компании Gladiator Cycle. Он занимал площадь 15 000 м2 и имел гидротурбинную электростанцию, парилку, большой машинный зал, литейный цех, цех по обработке никеля, цех по изготовлению гаек и спиц для велосипеда. Здание фабрики существует до сих пор, но весной 2006 года оно было преобразовано в культурный центр. [ 2 ]
- После Первой мировой войны Морис Клеман-Байяр взялся спасти Ла-Масерьен от физических, социальных и коммерческих разрушительных последствий войны. Он посетил Соединенные Штаты и к 1925 году заключил контракт на производство для «Allied Machinery Company» (подъемников Almacoa и тракторов Cletrac). К 1928 году компания Almacoa производила экскаваторы, тракторы и вилочные погрузчики, а гусеничные тракторы Cletrac были эксклюзивными для Clement-Bayard для Европы и Северной Африки. [ 1 ]
- Клеман-Баярд находился на бульваре де ла Соссай, 57 в Нейи на западе Парижа. С 1899 по 1922 год здесь производились трехколесные автомобили и автомобили. [ 19 ] [ 43 ]
- Вскоре после покупки велосипедов Gladiator в 1896 году Адольф Клеман начал строительство новой фабрики в Левалуа-Перре на северо-западе Парижа. Здесь производились велосипеды и различные автомобили с 1898 года (Clément-Panhard, Clément-Gladiator с 1901 года, Clément-Bayard с 1903 года), а также производились различные модели Citroën, включая Citroën 2CV, в течение почти сорока лет с 1948 по 1988 год. 1914 г. он был посвящен производству военного времени.
- 11 октября 1902 года Клеман-Тальбо был официально зарегистрирован, и впоследствии 5 акров (20 000 м²) были официально зарегистрированы. 2 ) земли было куплено для новой фабрики в Лэдброк-Гроув , Северный Кенсингтон на западе Лондона, между линией Грейт-Вестерн железной дороги и «Эдинбургской дорогой», прежде чем она была переименована в «Барлби-роуд». Фабрика имела высокий статус, в ее кирпичных цехах использовалась новейшая пилообразная крыша, застекленная для максимального увеличения естественного света. Он был оснащен самыми современными станками, а приемная была оформлена как миниатюрный дворец, мраморный ионический ордер , позолоченные фрески и витражи с выгравированным гербом Шрусбери. Сейчас он известен как «Лэдброк-холл». [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
- В 1908 году «Астра Клеман-Баярд» начала производство дирижаблей на новом заводе в Ла Мотт-Брёй . [ 2 ]
- В 1911 году Адольф построил гончарную фабрику в Пьерфои. [ 1 ]
Дело Дрейфуса
[ редактировать ]Дело Дрейфуса раскололо Францию в конце XIX века из-за вины или невиновности солдата Альфреда Дрейфуса , осужденного за продажу секретов немцам. В 1900 году Клеман-Баярд был одним из ведущих промышленников, выступавших против Дрейфусара , наряду с графом Жюлем-Альбером де Дионом , который отменил всю рекламу в дрейфусарской газете Le Vélo и основал конкурирующую ежедневную спортивную газету L'Auto-Velo . Корни как Тур де Франс велогонки , так и газеты L'Équipe берут начало во враждебной позиции Клемана против Дрейфусара . [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Дело Дрейфуса в конечном итоге завершилось официальным оправданием Дрейфуса (как невиновного человека, которого подставили). После окончания официальных расследований можно сказать, что Клеман-Байяр и де Дион ошибались на протяжении десятилетия.
Военная деятельность
[ редактировать ]К 1910 году Клеман-Байяр громко предупредил о воинственных амбициях Германии, а в 1912 году он подвергся нападению со стороны враждебной немецкой мафии. Таким образом, когда Германия вторглась во Францию, он был заметной личностью. В сентябре 1914 года немцы достигли окраин Пьерфона и обстреляли Domaine du Bois d'Aucourt , хотя к тому времени за ним присматривал Карло Бугатти , дизайнер мебели и ювелирных изделий в стиле модерн и отец Этторе Бугатти , который также жил в городе. Клеман остался в Париже со своей семьей. [ 1 ] [ 6 ]
Клеман уступил контроль над Клеман-Баярд своему сыну Морису в 1914 году, перед началом войны, но последствия для компании были катастрофическими. Фабрика La Macérienne в Мезьере была потеряна немцами в первые недели, как и его дом, мэрский город и фабрики в Пьерфоне. Промышленное оборудование было отправлено обратно в Германию, а кузницы , литейные и плавильные заводы были разрушены. Ла-Масерьен была выпотрошена и использована как крытая школа верховой езды для немецких офицеров.
Производство автомобилей в Левалуа-Перре в Париже было приостановлено в августе 1914 года, и завод был переведен на производство военной техники, военной техники и военных машин, авиационных двигателей, дирижаблей и самолетов. [ 1 ]
Банк Арденн
[ редактировать ]В 1922 году Клеман-Баярд был назначен директором и вице-президентом нового Банка Арденн, который был основан в Шарлевиле 12 апреля 1922 года. [ 1 ]
Почести, смерть и память
[ редактировать ]В 1912 году Клеман-Баярд был назначен кавалером Ордена Почётного легиона .
В 1928 году он умер от сердечного приступа, когда ехал на заседание «Совета директоров» в Париже. [ 2 ]
Его могила находится в Domaine du Bois d'Aucourt d'Adolphe Clément-Bayard в Пьерфоне, который с 2004 года является охраняемым историческим памятником. [ 10 ]
Улица Клеман-Баярд проходит через центр Пьерфона, Уаза .
В 2005 году была отчеканена золотая монета номиналом 50 швейцарских франков в честь столетия Женевского автосалона на тему «Клеман 1905».
См. также
[ редактировать ]- Компания Астра (Компания Аэронавигационных Конструкций Астра)
- Артур Константин Кребс
Примечания
[ редактировать ]а. ^ К 1896 году название велосипедов Humber приобрел предприниматель и мошенник Гарри Лоусон . Велосипедная фабрика Томаса Хамбера в Бистоне, Ноттингемшир, начала добавлять к своему логотипу прозвище «Подлинный Хамбер».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Hydro Retro, Клеман-Баярд, pdf (на французском языке) Клеман-Баярд, без страха и упрека Жерар Хартманн
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Наши прекрасные старые - Клеман-Баярд, Профиль Гюстава Адольфа Клемана. Архивировано 15 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б «Домен Буа Д'Окур» . Архивировано из оригинала 2 января 2013 года . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б GeneaNet, Жозеф Эдуард «Пти» Сасиас
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Вчера, антикварные мотоциклы, Огюст Клеман» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2012 года . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Уникальные автомобили, Отцы-основатели – Гюстав Клеман
- ^ Jump up to: а б с Forix, Autosport, 8W – Добро пожаловать к кому? Что? Где? Когда? Почему? во Всемирной паутине. Колыбель автоспорта , Реми Паолоцци, 28 мая 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джорджано, Н. (2000). Автомобильная энциклопедия Болье . Лондон: HMSO. ISBN 1-57958-293-1 .
- ^ Jump up to: а б Уникальные автомобили, Доска почета, Огюст Клеман
- ^ Jump up to: а б База Мериме : Domaine du Bois d'Aucourt, автор Адольф Клеман-Баярд , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Мадемуазель Серполетт на Иверском велодроме, 1896 год» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2012 года . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Велоспорт, Руки, Канал Симпсона
- ^ Randonneurs Ontario, Профиль Пьера Жиффара
- ^ Jump up to: а б с д и «Ранний Брайтон, циклы гладиаторов» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 года . Проверено 3 января 2010 г.
- ^ «Norton Energette 1902 года — Путеводитель по классическим мотоциклам — RealClassic.co.uk» . Архивировано из оригинала 25 ноября 2016 года . Проверено 7 февраля 2012 г.
- ^ Велосипедный радар, обзор Clement Tyres
- ^ «Clement Cycling, история Clément Pneumatics» . Архивировано из оригинала 9 июля 2012 года . Проверено 8 марта 2012 г.
- ^ Профиль клементно-пневматического LINK ROTi
- ^ Jump up to: а б с Клемент-Баярд , Энциклопедия автомобилестроения
- ^ «Автобаза, Полная энциклопедия старинных автомобилей – Роб де ла Рив Бокс – Клеман-Баярд» . Архивировано из оригинала 1 июля 2014 года . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Английский патент Клемента-Панара
- ^ Jump up to: а б Клеман-Панар. Архивировано 12 ноября 2020 года в Wayback Machine , Энциклопедия автомобилей.
- ^ Jump up to: а б Клемент Панар
- ^ Coachbuilt.com, Профиль Rothschild & Co, Audineau et Cie, Rothschild et Cie.
- ^ Jump up to: а б с д France Classics - Clément-Bayard. Архивировано 26 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д Flickr, Описание и изображение работ Клемана-Тальбота в Ladbroke Grove.
- ^ Jump up to: а б с д Ущелье Рёш и непобедимый Талбот» Энтони Блайта
- ^ Автобаза - Диатто-Клеман
- ^ Jump up to: а б «Клеман-Панар» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 1 декабря 2017 года .
- ^ База данных Chello производителей двигателей.
- ^ «TeamDan, База данных ранних результатов — 1901 год» . Архивировано из оригинала 14 мая 2013 года . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «База данных Teamdan Motoring – 1904» . Архивировано из оригинала 15 октября 2016 года . Проверено 15 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «База данных Teamdan Motoring – 1905» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 15 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «База данных Teamdan Motoring – 1906» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2012 года . Проверено 15 февраля 2011 г.
- ^ Гонки на Кубок Вандербильта, Вестбери, Клеман-Баярд
- ^ «Дэвид. История Формулы-1, 1906 год» . Архивировано из оригинала 2 октября 2012 года . Проверено 31 декабря 2009 г.
- ^ Гонки на Кубок Вандербильта, записи 1906 г.
- ^ История воздухоплавания Э. Чарльза Вивиана, (Эвелин Чарльз Вивиан), Лондон; Мельбурн: У. Коллинз и сын, c1920/1. Предметы Воздухоплавание – История. Другие авторы Марш, В. Локвуд
- ^ Аэродвигатели - Клеман-Баярд
- ^ Архив полетов, 1914, с. 265 - Клеман-Баярд
- ^ Архив полетов, 1914, с. 266 - Клеман-Баярд
- ^ Jump up to: а б с д и ж Blimp n2a, Дирижабли Клемента-Баярда. Архивировано 28 июня 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Автобаза, Клемент
- ^ Ле Нэн Жон
- ^ Бёф, Жан-Люк и Леонар, Ив (2003); Республика Тур де Франс, Сеоль, Франция
- ^ Николсон, Джеффри (1991) Ле Тур, взлет и подъем Тур де Франс , Ходдер и Стоутон, Великобритания
Галерея
[ редактировать ]- PDF-файл об Адольфе Клеман-Баяре (на французском языке), содержащий 95 изображений, плакатов и схем велосипедов, автомобилей, самолетов, дирижаблей, домов и заводов.
- Flickr, Описание и изображение работ Клемана-Тальбота в Ladbroke Grove.
- Внутренний образ «Лэдброк-холла», когда Клеман-Тальбот работал в Лэдброк-Гроув.