Вторая программа экономической стабилизации Греции
Вторая программа экономической стабилизации Греции , обычно называемая вторым пакетом финансовой помощи или вторым меморандумом , представляет собой меморандум о взаимопонимании по финансовой помощи Греческой Республике в целях преодоления кризиса государственного долга Греции .
Соглашение было подписано 1 марта 2012 года правительством Греции во главе с тогдашним премьер-министром Лукасом Пападемосом , с одной стороны, и Европейской комиссией от имени Еврогруппы , Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (с другой стороны ). МВФ).
Срок действия второго пакета финансовой помощи истек 30 июня 2015 года. [ 1 ] На смену ей пришла Третья программа экономической стабилизации Греции .
История
[ редактировать ]Ранний проект (июль 2011 г.)
[ редактировать ]21 июля 2011 года лидеры 17 стран Европы, встретившись на саммите ЕС, одобрили предварительный проект второго пакета помощи Греции, призванный устранить ограничения Первого пакета помощи Греции . [ 2 ] Второй пакет помощи будет иметь форму пакета помощи в размере 110 миллиардов евро, предоставленного недавно созданным Европейским фондом финансовой стабильности . Срок погашения был продлен с семи до 15 лет, а процентная ставка снижена до 3,5%. [ 3 ]
Впервые это также включало вовлечение частного сектора (так называемое PSI), что означает, что частный финансовый сектор принял «добровольную» стрижку (финансы) . Было решено, что чистый вклад банков и страховых компаний в поддержку Греции будет включать дополнительные 37 миллиардов евро в 2014 году. [ 4 ] Запланированная покупка фондом спасения евро греческих облигаций у частных кредиторов по их номинальной стоимости обременяет частный сектор как минимум еще на 12,6 млрд евро. [ 5 ]
На саммите ЕС также было объявлено о плане восстановления Греции с целью содействия экономическому росту. [ 3 ] Европейская комиссия учредила «Целевую группу по Греции». [ 6 ]
- Саммит ЕС (26 октября 2011 г.)
В ночь с 26 на 27 октября на саммите ЕС политики приняли два важных решения, чтобы снизить риск возможного заражения других институтов, в частности Кипра , в случае дефолта Греции. Первым решением было потребовать от всех европейских банков достижения капитализации в 9% , чтобы сделать их достаточно сильными, чтобы выдержать те финансовые потери, которые потенциально могут возникнуть в результате дефолта Греции. Второе решение заключалось в увеличении кредитного плеча EFSF с 500 миллиардов евро до 1 триллиона евро в качестве брандмауэра для защиты финансовой стабильности в других странах еврозоны с надвигающимся долговым кризисом. Кредитное плечо ранее подвергалось критике со многих сторон, [ 7 ] потому что это то, за что в конечном итоге рискуют заплатить налогоплательщики из-за значительно возросших рисков, принимаемых на себя EFSF. [ 8 ]
Более того, страны еврозоны согласовали план по сокращению долга Греции с нынешних 160% до 120% ВВП к 2020 году. В рамках этого плана было предложено, чтобы все владельцы греческих государственных облигаций «добровольно» приняли 50% ВВП. % дисконтирования своих облигаций (что привело к сокращению долга на 100 млрд евро), и, кроме того, они согласились на снижение процентных ставок всего до 3,5%. Во время саммита это было сначала формально принято государственными банками Европы. Задача по заключению окончательной сделки, в том числе с участием частных кредиторов, была передана греческим политикам.
Ввиду неопределенности внутриполитического развития Греции первая выплата была приостановлена после того, как премьер-министр Георгиос Папандреу объявил 1 ноября 2011 года о своем желании провести референдум по решениям саммита Евро. После двух дней интенсивного давления, особенно со стороны Германии и Франции, он наконец отказался от этой идеи. 11 ноября 2011 года его сменил на посту премьер-министра Лукас Пападемос , который должен был возглавить новое переходное правительство. Самой важной задачей этого временного правительства было завершение «сделки по стрижке» греческих государственных облигаций и принятие нового пакета мер жесткой экономии, чтобы выполнить требования «Тройки» для получения второго кредита на спасение в размере 130 миллиардов евро (увеличенного по сравнению с ранее предложенной суммой в размере 130 миллиардов евро). 109 млрд евро).
, один из немецких критиков кредитного плеча EFSF Фабиан Линднер , затем сравнил давление мер жесткой экономии, которое ощущала Греция, с позицией США по отношению к Германии в 1931 году. обострение Великой депрессии, политические изменения и, в конечном итоге, война. [ 9 ]
Окончательное соглашение (февраль 2012 г.)
[ редактировать ]« Тройка», стоящая за вторым пакетом помощи, определила три требования, которые Греции должна выполнить, чтобы получить деньги. Первым требованием было заключение соглашения, согласно которому все частные держатели государственных облигаций согласятся на 50% дисконт с доходностью, сниженной до 3,5%, что облегчит сокращение долга Греции на 100 млрд евро. Второе требование заключалось в том, что Греции необходимо было реализовать еще один пакет мер жесткой экономии, чтобы довести дефицит бюджета до приемлемого уровня. Третье и последнее требование заключалось в том, что большинство греческих политиков должны подписать соглашение, гарантирующее их дальнейшую поддержку нового пакета мер жесткой экономии, даже после выборов в апреле 2012 года. [ 10 ]
21 февраля 2012 года Еврогруппа завершила работу над вторым пакетом финансовой помощи. На тринадцатичасовой марафонской встрече в Брюсселе государства-члены ЕС договорились о новом кредите в размере 100 миллиардов евро и ретроактивном снижении процентных ставок по программе финансовой помощи до уровня всего на 150 базисных пунктов выше Euribor . МВФ должен был внести «значительный вклад» в этот кредит, но только во вторую неделю марта должен был решить , насколько это будет. Государства-члены ЕС также передадут Греции всю прибыль, которую их центральные банки получили от покупки греческих облигаций по заниженной ставке до 2020 года. Частные инвесторы согласились на немного большую скидку в 53,5% от номинальной стоимости греческих государственных облигаций. [ 11 ] что эквивалентно общей потере около 75%. [ 12 ] Сделка подразумевала, что предыдущие держатели греческих облигаций получат за 1000 евро от прежней номинальной суммы 150 евро в виде «платежных векселей PSI», выпущенных EFSF, и 315 евро в виде «новых греческих облигаций», выпущенных Греческой Республикой , включая «ВВП ». -связанная безопасность». Последнее представляет собой незначительное повышение купона в случае, если экономический рост Греции соответствует определенным условиям. В то время как рыночная цена портфеля, предлагаемого на бирже, составляет порядка 21% от первоначальной номинальной стоимости (15% для двух облигаций EFSF PSI – 1 и 2 года – и 6% для новых греческих облигаций – от 11 до 30). лет), дюрация пакета новых греческих облигаций составляет чуть менее 10 лет. [ 13 ]
9 марта 2012 года Международная ассоциация свопов и деривативов (ISDA) опубликовала коммюнике, назвав сделку по реструктуризации долга с участием частного сектора (PSI) «событием кредитной реструктуризации», которое приведет к выплате кредитно-дефолтных свопов . По мнению журнала Forbes, реструктуризация Греции представляет собой дефолт. [ 14 ] [ 15 ] Это крупнейшая в мире сделка по реструктуризации долга, затрагивающая облигации на сумму около 206 миллиардов евро. [ 16 ] Кредиторам предлагается обменять свои нынешние греческие облигации на новые со сроком погашения от 11 до 30 лет и более низкой средней доходностью 3,65% (2% в течение первых трех лет, 3% в течение следующих пяти лет и 4,2% в дальнейшем). ), тем самым способствуя сокращению долга Греции на 100 млрд евро. [ 11 ] [ 17 ] Государства-члены еврозоны обязались выделить 30 миллиардов евро на участие частного сектора. [ 18 ] В случае, если недостаточное количество держателей облигаций согласится на добровольный обмен облигациями, греческое правительство пригрозило и действительно ввело положение о коллективных действиях с обратной силой для обеспечения участия. [ 19 ]
Деньги будут переданы после того, как станет ясно, что держатели облигаций частного сектора действительно присоединятся к сокращению, и после того, как Греция предоставит доказательства правовой базы, которую она создаст для реализации десятков «предварительных действий» - от увольнения непроизводительного налога коллекторов принять закон о либерализации закрытых профессий страны, ужесточить правила борьбы со взяточничеством и подготовить к продаже как минимум две крупные контролируемые государством компании к июню. [ 17 ] [ 20 ] В обмен на деньги, полученные от финансовой помощи, Греция соглашается на «расширенное и постоянное присутствие на местах» европейских наблюдателей. Ему также придется обслуживать свои долги со специального, отдельного условного счета, заранее внося суммы для погашения платежей, срок погашения которых наступает в следующие три месяца. Эту операцию будет курировать " Тройка" . [ 17 ]
3 марта 2012 года Институт международных финансов заявил, что двенадцать членов его руководящего комитета обменяют свои облигации и примут потерю до 75%. [ 21 ] Когда 9 марта были подсчитаны все акцепты, и после того, как греческий парламент впоследствии решил активировать положение о коллективных действиях для облигаций, подпадающих под действие греческого законодательства , общая доля греческих государственных облигаций, подлежащих обмену долга, достигла 95,7% (что соответствует до 197 млрд евро ). Оставшимся 4,3% держателей облигаций, подпадающих под действие иностранного права и отказавшихся от обмена долга (на сумму 9 миллиардов евро ), было предоставлено две недели дополнительного времени, чтобы пересмотреть свое решение и добровольно присоединиться к обмену. [ 22 ]
Когда обмен будет осуществлен, держатели облигаций получат денежную выплату в размере 15% от их первоначального владения и получат новые греческие облигации на сумму 31,5% от их старых облигаций (покрытые 24 новыми ценными бумагами). В совокупности это приведет к сокращению номинальной стоимости на 53,5%, так что совокупный долг Греции в целом уменьшится с текущего уровня в 350 млрд евро до более устойчивого уровня около 250 млрд евро . [ 23 ]
20 марта 2012 года Генеральное соглашение о механизме финансовой помощи (MFFA) между EFSF, Греческой Республикой, Греческим фондом финансовой стабильности (HSFS) и Банком Греции было ратифицировано парламентом Греции . [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Кризис государственного долга Греции
- Меры противодействия греческому кризису
- Программа экономической адаптации Португалии
- Программа экономической адаптации Кипра
- Программа экономической адаптации Ирландии
- Третья программа экономической стабилизации Греции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хелена Шихан, Волна Сиризы: нарастание и падение греческих левых , NYU Press, стр. 15.
- ↑ Süddeutsche Zeitung , 21 июля 2011 г.: Наконец-то улыбка.
- ^ Перейти обратно: а б tagesschau.de , 22 июля 2011 г.: Как следует спасти Грецию
- ↑ Wirtschaftswoche , 22 июля 2011 г. Специальный евросаммит: «Участие банков — это особый случай»
- ^ zdf.de , 22 июля 2011 г.: Подробное описание второго пакета помощи Греции . Архивировано 13 января 2012 г., на Wayback Machine.
- ^ « Заявление президента Комиссии ЕС Жозе Мануэля Баррозу по поводу специального саммита » . Ec.europa.eu. 29 июля 2010 г. Проверено 17 мая 2012 г.
- ^ Линднер, Фабиан (26 октября 2011 г.). «Риск EFSF теперь умножен!» . blog.zeit.de. Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ «Одобрение пакета помощи: что Бундестаг позволяет Меркель сделать» . Файнэншл Таймс Германия. 25 октября 2011 г. Проверено 28 октября 2011 г.
- ^ Линднер, Фабиан (24 ноября 2011 г.). «В сегодняшнем долговом кризисе Германия — это США 1931 года» . Хранитель . Проверено 24 июля 2012 г. К этому анализу вновь обратились в июле 2012 года, когда другой комментатор посчитал, что ситуация еще хуже, а позиция Германии, выступающая за жесткую экономию, ужесточена, но еще более разрушительна и еще больше приближает риск банковского дефолта. Деламэйд, Даррелл (24 июля 2012 г.). «Кризис евро ставит мир на грань депрессии» . МаркетВотч . Проверено 24 июля 2012 г. Линднера за ноябрь 2011 года Статья также была опубликована в Der Zeit .
- ^ «Вопросы и ответы: долговой кризис Греции» . Новости Би-би-си . 9 февраля 2012 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Заявление Еврогруппы» (PDF) . Еврогруппа. 21 февраля 2012 года . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ^ Касл, Стивен (20 февраля 2012 г.). «Европа согласилась на новую финансовую помощь, чтобы помочь Греции избежать дефолта» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ «Деловой дефолт Греции: исследование данных о рисках с точки зрения инвесторов и риск-менеджеров, 28 марта 2012 г.» . Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г.
- ^ Фонтевеккья, Агустино (11 марта 2012 г.). «Греческий дефолт» . Форбс . Проверено 9 марта 2012 года .
- ^ «Дефолт по страхованию свопов в Греции» . Уолл Стрит Джорнал . 11 марта 2012 года . Проверено 9 марта 2012 года .
- ^ «Инсайт: как была решена загадка греческого долга» . Рейтер . 29 февраля 2012 года . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пратли, Нильс (21 февраля 2012 г.). «Спасение Греции: шесть ключевых элементов сделки» . Хранитель . Лондон . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ^ «Заявление саммита Евро» (PDF) . Брюссель: Совет Европейского Союза. 26 октября 2011 года . Проверено 28 октября 2011 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Пакет спасения придет, сомнения остаются» . Южные немцы. 21 февраля 2012 года . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ^ «Греческая гонка за получением финансовой помощи» . Файнэншл Таймс . 21 февраля 2012 года . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ^ «Держатели облигаций согласны реструктурировать греческий долг» . Новости Солнца . 5 марта 2012 года . Проверено 6 марта 2012 г.
- ^ «Греческая Республика – Министерство финансов – Пресс-релиз (9 марта)» (PDF) . Министерство финансов . 9 марта 2012 года . Проверено 9 марта 2012 года .
- ^ «Поддержка обмена долговых обязательств Греции близка к 95%» . Файнэншл Таймс . 8 марта 2012 года . Проверено 8 марта 2012 г.
- ^ «Ратификация Закона законодательного содержания «Утверждение проекта генерального соглашения о механизме финансовой помощи» . Парламент Греции . 22 марта 2012 г. Проверено 21 февраля 2015 г.
Литература
[ редактировать ]- Европейская комиссия (март 2012 г.). Вторая программа экономической стабилизации Греции (PDF) . Случайные статьи. Брюссель. doi : 10.2765/20231 (неактивен 31 января 2024 г.). ISBN 978-92-79-22849-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Финансовая помощь Греции на сайте Еврокомиссии
- Оригинальный документ Меморандума о взаимопонимании по Второй программе экономической адаптации Греции (март 2012 г.)