Зеркальный канон

Зеркальный канон (также называемый каноном по встречному движению ) — это тип канона , в котором ведущий голос исполняется параллельно с его собственной инверсией (т. е. перевернутой). Реализация из «закрытой» (нереализованной) формы может быть достигнута, если поместить страницу перед зеркалом, перевернув ее, и начать с уже прогрессирующего первого голоса.
«Canon a 2 Quaerendo invenietis» из И. С. Баха , «Музыкального приношения» BWV 1079, является прекрасным примером этого процесса. В своей первоначальной закрытой форме альтовый ключ и перевернутый басовый ключ указывают как на зеркальную процедуру, так и на соответствующую высоту голосов для целей реализации. [ 2 ]

Яркий пример контрапунктической изобретательности можно найти в двойном каноне , образующем трио- секцию для Серенады Моцарта духового октета C, K. 388 . Здесь пара гобоев и пара фаготов разворачивают одновременно две зеркальные пушки. Эрик Смит видит в этом «прекрасный пример использования Моцартом академических средств, канона, перевернутого канона и зеркального канона для чисто музыкальной и эмоциональной цели». [ 3 ] Смит сравнивает здесь зеркальные каноны с «зрительным образом двух лебедей, отраженных в стоячей воде». [ 3 ]

Антон Веберн широко использовал зеркальные каноны в своих более поздних работах. По словам Ричарда Тарускина , первая часть Веберна Симфонии , соч. 21 (1927–1928) «состоит из трех тщательно разработанных двойных канонов, в которых две простые формы противопоставляются двум инверсиям». Фактура первой части разворачивается посредством постоянно меняющейся оркестровки (см. Klangfarbenmelodie ), что приводит Тарускина к выводу, что «Веберн не был заинтересован в том, чтобы его каноны воспринимались слушателем как связные строки. Вместо этого они поглощаются калейдоскопически фрагментированной фактурой, которая часто сравнивают с живописной техникой, известной как пуантилизм». [ 4 ] [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Риман, Гюго (1904). Учебник простого и двойного контрапункта, включая подражание или канон , с. 185. Брейткопф и Хертель.
- ^ Бойд, Малькольм. Оксфордские компаньоны-композиторы: Дж. С. Бах , Oxford University Press, 1999, стр. 296.
- ^ Jump up to: а б Смит, Э. (1982) Серенады, дивертисменты и танцы Моцарта , с. 39. Лондон, Би-би-си
- ^ Тарускин, Р. (2010). Оксфордская история западной музыки: музыка начала двадцатого века , стр. 728, 731. Oxford University Press.
- ^ Антон Веберн - Симфония Op 21 (аудио) на YouTube , Берлинский филармонический оркестр , Пьер Булез.