Урс Одерматт

Урс Одерматт (родился 28 февраля 1955 года в Штансе , кантон Нидвальден ) — швейцарский кинорежиссёр и писатель.
Проработав несколько лет журналистом-фрилансером, кинокритиком и фотографом, Одерматт учился на кинорежиссера и сценариста у двух польских мастеров-профессионалов Кшиштофа Кесьлёвского и Эдварда Жебровского. Работает в Германии и Швейцарии режиссёром кино, телевидения и театра. основал продюсерскую компанию Nordwest Film AG В 1990 году вместе с оператором Райнером Клаусманном .
Одерматт — сын нидвальденского фотографа Арнольда Одерматта и публикует работы своего отца с 1993 года ( Springer & Winckler Galerie , Берлин; Steidl Verlag, Геттинген). В 1992 году во время исследования своего художественного фильма «Констебль Цумбюль» он обнаружил фотоархив своего отца и сгруппировал работы в сборники под названием «Meine Welt», «Karambolage», «Im Dienst» и «In zivil».
Одерматт живет и работает в Виндише , Швейцария.
Фильмы
[ редактировать ]- 2011 Злой дядя — . Художественный фильм по одноименной пьесе Урса Одерматта. С Мириам Япп, Йорг-Генрихом Бентьеном, Паулой Шрамм, Юлией Хейдкамп, Стефаном Дирихсом, Касией Борек, Вереной Бергер, Паскалем Улли , Евой Мат, Йоханной Ляйнен.
- 2009 — «Рассвет зла: Расцвет Рейха» . Художественный фильм по пьесе Майн кампф» « Джорджа Табори . С Гетцем Джорджем , Томом Шиллингом , Берндом Бирханом, Анной Унтербергер , Элизабет Орт, Вольфом Бахофнером, Саймоном Шварцем.
- 1998 — Таторт — Прикосновение Голливуда . Телевизионный фильм. С Винфридом Глатцедером, Робинсоном Райхелем, Мари-Лу Селлем, Йоханнесом Брандрупом, Гетцем Шубертом, Дитером Манном, Мартином Вуттке, Михаэлем Гвисдеком, Фальком Рокстро, Густавом Петером Вёлером, Клаусом Манхеном, Астрид Мейерфельдт, Бруно Катомасом.
- 1997 — Лиза Фальк — Очень простой случай . Сериал. С Ульрикой Кринер, Петером Стрибеком, Феликсом Эйтнером, Густавом-Петером Вёлером.
- 1997 — Лиза Фальк — Последний гость . Сериал. С Ульрикой Кринер, Петером Стрибеком, Ниной Хогер, Акселем Вандтке, Ули Ягги, Сильви Рорер.
- 1996 — Разорванные сердца . Телевизионный фильм. С Сюзанной фон Борсоди, Надей Уль , Бургартом Клауснером, Эрнстом Якоби, Михаэлем Гвисдеком, Зигфридом Керненом, Мартином Хорном.
- 1996 — Вызов полиции 110 — Мелкие дилеры, большие мечты . Телевизионный фильм. С Анжеликой Домрёзе , Домиником Рааке, Юргеном Фогелем, Надей Уль , Андре Юнгом, Катрин Ангерер, Гётцем Отто, Ули Ягги, Розмари Фендель, Зигги Швинтек, Готфридом Брейтфусом, Мартином Хорном. Заглавная песня: The Cranberry: Zombie.
- 1994 — констебль Цумбюль . Художественный фильм. Михаэль Гвисдек , Юрген Фогель , Аника Добра , Рольф Хоппе , Норберт Швинтек, Зигги Швинтек, Руланд Виснеккер, Ули Ягги. ISBN 3-7165-0960-4 . Компакт-диск Colosseum Records CST 34.8050 LC 3387.
- 1991 — Лоппер . Документальный фильм. Сделано с использованием исторических кадров из фильма Арнольда Одерматта о начале строительства швейцарских автомагистралей в Ахерегге и в туннеле Лоппер.
- 1991 — Лица Швейцарии . Ретороманский вклад в серию документальных фильмов. Другие фильмы сняты Куртом Глором, Фрэнсисом Ройссером, Клодом Гореттой, Гансом-Ульрихом Шлумпфом, Николасом Гесснером, Томасом Кёрфером и другими.
- 1990 — Смерть в Базеле . Телевизионный фильм по сценарию Маркуса Каттера. С Гюнтером Лампрехтом, Дитмаром Шенхерром, Стефаном Вальцем, Ули Ягги, Вольфрамом Бергером, Зигфридом Керненом, Хансом-Михаэлем Ребергом, Стефани Глейзер.
- 1988 — Купил Счастье ( Невеста Востока ). Художественный фильм. Вольфрам Бергер , Арунотай Джитрикан , Вернер Херцог , Матиас Гнедингер , Гюнтер Мейснер , Аннамирл Бирбихлер, Хелен Вита.
- 1986 – Красный свет! . Художественный фильм. Уве Оксенкнехт , Анушка Ренци.
- 1985 — Визит к старушке . Короткометражный фильм.
швейцарец Райнер Клаусманн и поляк Петр Ленар, мюнхенский композитор киномузыки, профессор доктор Норберт Й. Шнайдер (ныне известный как Эньотт Шнайдер Наряду с операторами с Одерматтом регулярно тесно сотрудничают ).
Критика
[ редактировать ]Одерматт работал над двумя самыми сумасшедшими эпизодами телешоу «Таторт» и «Полицейруф 110» , которые действительно стали популярными благодаря «успешному сочетанию серьезности и интеллектуального юмора, которое приятно меняет монотонность криминальных сериалов» ( Штерн, 25/1996) с «любопытная коллекция сумасшедших персонажей (...), в которой реалистичные главные герои имеют гротескные обои в качестве фона» ( FAZ , 17 июня 1996 г.). «Такое количество злого юмора было редкостью в криминальном жанре» ( «Шпигель», 24/1996).
В 1989 году «Жекауфтес Глюк» был признан прессой и кинозрителями одним из самых успешных авторских фильмов Швейцарии . Критики хвалили «тщательную хореографию изображений, которая приятно отличается от обычной болтливости авторских фильмов на немецком языке» ( «Франкфуртер Рундшау» , 11 марта 1989 г.).
Констебль Цумбюль тревожил своим клаустрофобным изображением закрытого общества маленькой деревни, где все друг друга знают и все свои дела, «мир в капле воды» (Кшиштоф Кесьлёвский).
Награды
[ редактировать ]Телевизионный фильм «Церриссен Герцен» (1996; оператор: Петр Ленар) был номинирован на конкурсе телевизионной премии Baden-Badener Tage des Fernsehenspiel .
«Купленное счастье» было удостоено награды R d'argento на кинофестивале RiminiCinema в Римини в 1989 году. Комиссия Висбадена по оценке фильмов высоко оценила фильм « Gekauftes Glück » и «Mein Kampf » как «настоятельно рекомендуется».
Театральные постановки
[ редактировать ]Сценические адаптации
[ редактировать ]- 2005 – Это. Маленький. Земля. Альфреда Гульдена. Государственный театр Саарланда, Саарбрюккен. Премьера. ISBN 3-938823-02-X .
- 2005 — «На игле» , Ирвин Уэлш . Театр Санкт-Галлен. Швейцарская премьера.
- 2004 — «Горнило» , Артур Миллер . Театр под открытым небом Чур.
- 2002 — «Злой дядя» , Урс Одерматт. Ройтлингенский театр. Премьера.
- 2002 – «Абдоминальные роды», Рольф Кемницер. Государственный театр Саарланда, Саарбрюккен. Премьера.
- 2001 — «Невежда и безумец», Томас Бернхард . Ольденбургский государственный театр.
- 2000 — «Ближе» , Патрик Марбер . Ольденбургский государственный театр.
- 1998 — «Калека с Инишмаана» , Мартин МакДона . Ольденбургский государственный театр. Немецкая премьера.
- 1995 — «Развлекательный мистер Слоан» , Джо Ортон . Театр Кляйнес, Бонн.
- 1993 — Андорра , Макс Фриш . Новый театр, Галле (Заале).
Режиссерский стиль
[ редактировать ]«...как (...) пример широкого спектра стилей режиссуры в пьесах, поставленных в Саарландском государственном театре, безусловно, наиболее тревожными являются те, которые бросают вызов ожиданиям устной драмы и считаются присутствующими в произведении. » Рольфа Кемнитцера режиссера кино и театра Урса Одерматта. Его премьеры «Баухгебурта Альфреда Гульдена и гротеска «Кляйне» представили публике шквал знаков и символов, передаваемых через язык и физические жесты. Эстетика смонтированного фильма и видеоклипа привлекла внимание к нашему усеченному, отредактированному восприятию реальности и природе наших смысловых связей и контекстуализации как конструкции нашей перспективы. От зрителя требуется полностью отказаться от своего созерцательного отношения к тому, что есть. представленного, и быть сознательно избирательным в своем восприятии, в этой форме изложения пересекается граница с тем, что переживается несмысловым образом: где энергетические проявления занимают место «смысла», где пропасть потери связи. и извращение смысловых вопросов призвано вызвать у аудитории вопросы о силе. Театр ритмичных, отчужденных, хоровых голосов и выразительной телесности Одерматта пытается противостоять тому, чего мы никогда не видим на поверхности театра, как это изображается в средствах массовой информации».
Голленштайн Верлаг, Блискастель, ISBN 3-938823-07-0 .
Сценический дизайн
[ редактировать ]Для большинства театральных постановок, поставленных Одерматтом, особенно для премьер, декорации строил берлинский сценограф Дирк Зеземанн. Он поддерживает постановочные концепции Одерматта «своей минималистской строгостью» ( «Saarbrücker Zeitung » , 21 ноября 2005 г.).
Критика
[ редактировать ]Этот. Маленький. Страна.
[ редактировать ]«[ Диес. Кляйне. Ланд. ] ...заботится о (сохранении) и против (интеграции) малых стран, заблуждении односторонних представлений и преследовании личных интересов. В качестве своего средства изображения этого, ( ...) он [Одерматт] использует гротеск и иногда скатывается к абсурду. Спектакль представляет собой огромный вызов как для актеров, так и для зрителей». (Бенно фон Скопник, Welt kompakt, 22 ноября 2005 г.).
«Не только пьеса [ Dieses. Kleine. Land. ] деконструируется и собирается заново, но также ее персонажи и их язык. Предложения снова и снова рушатся, как карточный домик, и из обломков создаются новые фасады. С Odermatt все превращается в цитату в цитате, что объясняет, почему припевы песен Шлагера поются, фразы нацарапаны, как виниловые пластинки, а сцены (например, специально созданные Гульденом) функционируют как пьеса в пьесе. В результате развивается речь то хоровая, то согласованная, где голоса в диалоге пересекаются и отсекают друг друга. Деконструктивистская процедура, которая долгое время смешивала пантомиму с фарсом и абсурдистским театром. этот испытанный деконструктивистский ритуал очаровал публику так же, как три года назад на премьере « Баухгебурта » Рольфа Кемнитцера в Саарбрюккене , и раскрывает диалогические качества пьесы Гульдена». (Кристоф Шрайнер, Saarbrücker Zeitung , 21 ноября 2005 г.).
Злой дядя
[ редактировать ]«Одерматт осмотрелся и, как автор, создал гибрид деревенских трагедий Крёцена с избитым британским фурором Рэйвенхилла, а затем добавил фильм Касторфа о дикости и брызгах – перегруженную, но полемическую попытку. Как опытный режиссер, он сжал свои театральный дебют в динамичном образце гротеска. Вместо того, чтобы спуститься к банальному обличению, в множестве превосходно поставленных сцен он вызывает на сцене глубоко трогательные сказочные и кошмарные образы. спорные вопросы внезапно оказываются связанными между собой. Затем декорации превращаются в причудливый анализ времени, превращаясь в мрачное, блестящее эссе о сексуальности и власти». (Отто Пауль Буркхардт: Liebst du mich? Ja, ich dich auch – Urs Odermatt inszeniert seinen Theatererstling als Furioso über Sexualität und Macht, Reutlinger Nachrichten, 29 апреля 2002 г.).
Трейнспоттинг
[ редактировать ]«Нелепый балет несется по сцене, каскады слов наслаиваются друг на друга и сливаются друг с другом, часто едва понятные, то в мощное, настойчивое крещендо стаккатто: я есть, я был, все проходит так быстро! ' Каскады слов с едва превзойденной прямотой, вплоть до фекального языка и далее до весьма искусственной идиомы, слишком далеко зашедшей из-за точно расположенного заикания или эхоподобного повторения отдельных слов или частей предложений. (... ) Постановка Урса Одерматта беспощадна в своей непосредственности, еще более, еще более открыта в своей динамичной хореографии, требующей огромного присутствия актерского состава ансамбля, одетого в шуршащую бумагу с напечатанными страницами бульварных газет. Беспощадный в своей физической близости, которого нет. Не требовалось никакой наготы или обнажения, потому что внутреннее обнажение вынесено наружу». (ПДД, 28 апреля 2005 г.).
Ближе
[ редактировать ]«Мужчины сбрасывают брюки, женщины прорывают огромную вагину на заднем плане экрана и выходят на сцену. Лишенные девственности сзади, приоткрытые половые губы красуются прямо перед глазами публики в Ольденбурге. Премьера спектакля Партика Марбера « Ближе» под режиссурой Урса Одерматта оправдывает свое название и после антракта разделил зрителей на более утонченных и более непредубежденных. Последние явно были в большинстве и приветствовали окончание спектакля бурными аплодисментами». (Марийке Гервин: Wie das Lotterleben so spielt – Sie fickten und sie schlugen sich, taz, 5 апреля 2000 г.).
Сценарии, пьесы, аудиоспектакли
[ редактировать ]- 2006 – Тарга Флорио.
- 2004 – Обоим по пятнадцать.
- 2001 – Плохой дядя.
- 1998 - Возраст.
- 1991 г. – сержант Цумбюль.
- 1989 – Санкт-Мориц.
- 1987 – Негры приходят.
- 1986 – Красный свет!
- 1984 – Купил счастье.
Книги
[ редактировать ]Автор
[ редактировать ]- Урс Одерматт: Злой дядя. Играть. В: Программы к премьере. Ройтлингенский театр, Ройтлинген, 2002.
- Урс Одерматт: Кора. Играть. Издательство Play, Мюнхен, 1998 г.
- Урс Одерматт: сержант Цумбюль. Сценарий художественного фильма из 79 фотографий Арнольда Одерматта. Бентели Верлаг, Берн, 1994 г. ISBN 3-7165-0960-4 .
- Урс Одерматт: Швейцария – карт-бланш для особого случая «Я», в: Доминик Риедо: Хайдис + Петерс. Антология. Издательство Pro Libro, Люцерн. ISBN 978-3-9523525-3-3 .
Редактор
[ редактировать ]- Арнольд Одерматт: В штатском. Закуска. Вне службы. Под редакцией Урса Одерматта. Steidl Verlag, Геттинген, 2010 г., ISBN 978-3-86521-796-7 .
- Арнольд Одерматт: На дежурстве. В сервисе. На дежурстве. Под редакцией Урса Одерматта. Steidl Verlag, Геттинген, 2006 г., ISBN 3-86521-271-9 .
- Арнольд Одерматт: Карамболь. Под редакцией Урса Одерматта. на немецком, французском и английском языках. Steidl Verlag, Геттинген, 2003 г., ISBN 3-88243-866-5 .
- Арнольд Одерматт: Мой мир. Фотографии/Фотографии 1939–1993 гг. Под редакцией Урса Одерматта. Бентели Верлаг, Берн, 1993, 2001 и 2006 гг., ISBN 3-7165-0910-8 .
Источники
[ редактировать ]- Маркус Эрат: 31 лофт – жизнь в старой прядильной фабрике , ISBN 3-907496-28-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]