Галло-римский театр Лизье
49 ° 08'53 "N 0 ° 12'15" E / 49,14806 ° N 0,20417 ° E | |
Расположение | Сен-Дезир , Кальвадос , Франция |
---|---|
Дата открытия | 2 век |
Посвящается | Древнего Рима Цивилизация |
Классифицирован как исторический памятник ( 1984 г. ) | |
[1] |
Галло -римский театр Лизье — древнеримское развлекательное сооружение, построенное во II веке. коммуне Сен-Дезир , недалеко от Лизье во французском департаменте Кальвадос Он расположен в , в Нормандия регионе .
Руины нынешней коммуны впервые были замечены в конце 17 века и первоначально считались первоначальным местом расположения римского города Новиомагус Лексовиорум . Однако недавние исследования показывают, что эти руины представляют собой периферийный район, окружающий святилище , подобно другим местам, таким как Гисакум в департаменте Эр .
Обнаруженный в начале 19 века, театр не подвергался обширным раскопкам и по состоянию на начало 21 века остается практически неисследованным. Однако большая часть древнего объекта была приобретена принимающей коммуной, которая охраняла его с 1980-х годов, когда здание было классифицировано как исторический памятник , и были предприняты усилия по его сохранению и улучшению.
Несмотря на ограниченное исследование здания, оно классифицируется как театр с ареной, способной принимать различные зрелища, распространенный тип в Римской Галлии . Точная дата заброшения неизвестна, но данные свидетельствуют о возможном разрушении в результате пожара, о чем свидетельствуют слои разрушений, наблюдавшиеся в 19 веке Арсисом де Комоном , который отметил, что памятник был, по крайней мере, частично построен из дерева. В здании также используется топография места с ручьем между оркестром и стеной сцены. Наличие такой структуры в столице Лексовии означает романизацию этого региона Галлии Лионез .
Расположение
[ редактировать ]Древнее место
[ редактировать ]Город Кастелье [ фр ] , занимающий площадь 200 гектаров, расположен в 3 км к юго-западу от Лизье и, вероятно, служил административным центром территории Лексовии , служа различным целям, таким как ремесленная, коммерческая и, возможно, религиозная деятельность. [Дж 1] [К 2] Открытия 19 века обнаружили murus Gallicus . [К 2]
История города во времена Римской империи во многом неизвестна из-за ограниченного количества археологических открытий и различных топографических условий рек Тук и Орбике. [Дж 2] Отсутствие информации о постройках древнего города, в том числе о форуме и других общественных сооружениях, еще больше усложняет понимание его прошлого. [Дж 3]
Территория древнего города обширна. Исследования после разрушений во время Второй мировой войны выявили конфигурацию, которая была более или менее урбанизированной, «в зависимости от планировки местности и ее здоровья». [К 2] Театр-амфитеатр расположен к востоку от обширного комплекса, от которого он является единственным сохранившимся остатком с «значительными сооружениями». [К 3]
Текущее местоположение
[ редактировать ]Театр расположен к северо-западу от современного Лизье. [Л 1] по пути в Пре д'Ож, [А 1] в месте под названием Les Belles Croix в 1911 году, ныне известном как La Couture . Он находится примерно в 1800 метрах к западу от Лизье . центра города [Примечание 1] [Д 1] [2] между ручьем Мердерет (иногда путают с Туреттом ) и ведомственной дорогой D45. [Д 1]
В 1985 году участки Бель-Круа принадлежали коммуне Сен-Дезир , а левый берег Дуэ-Мердере оставался в частной собственности. [Ф 1]
Исторический контекст
[ редактировать ]Древняя и средневековая история
[ редактировать ]Лизье , ранее известный как Noviomagus Lexoviorum во времена Римской империи, служил столицей народа Лексовии . Считается, что остатки города, включая гражданские и религиозные постройки, относятся к III веку. [Л 2]
Место, известное как Вье-Лизье, идентифицировано как святилище, а не поселение , о чем свидетельствуют исследования Клода Леметра, проведенные в 1980-х годах. [Б 1] Этот обширный сельский заповедник, сравнимый с такими местами, как Сансай , Древант , Вьей-Эвре или Бертувиль , [К 4] восходит к галльской эпохе. [Б 2] Масштаб этого места побудил Патриса Лажуа предположить, что это не просто святилище, а комплекс с улицами и кварталами. [Б 3] Пьер Жанжан считает эту территорию древним городом, простирающимся на один километр в длину и на 800 метров в ширину. [Ч 1] Участок Вье-Лизье включает в себя большое строение, окруженное портиками , театр , акведук , каменную сваю , мыс с видом на ручей Мердере и улицы шириной от 10 до 15 метров. [К 4] Некоторые артефакты, обнаруженные в Вье-Лизье, имеют сходство с объектами, идентифицированными как общежития в Санксае, и слишком велики, чтобы быть жилыми компонентами. [К 3]
Историю и эволюцию здания в древности определить сложно из-за отсутствия раскопок. [К 3] Расположен в 1800 метрах к западу от современного города. [Д 1] увеселительное здание было построено во II или II-III веках. [А 1] [Л 3] [Г 1] Это смешанный тип, распространенный в Римской Галлии , функционирующий как театр и амфитеатр . [3] [Е 1] Шоу включали гладиаторские игры, театральные представления и религиозные фестивали коренных народов. Бои между гладиаторами и животными могли проходить в оркестре . [Е 1] Один из двух акведуков, выявленных в Новиомагусе Франсуа Коттеном, находился к северо-западу от города Лизье, в Сен-Дезире . [Л 4]
В растворе здания был найден керамический осколок, датируемый II веком, что позволяет предположить, что в это время в городе «были значительные памятники». [Б 4] Деревянные компоненты здания, вероятно, сгорели, как заметил Арсисс де Комон, который заметил слой древесного угля и «черной земли». [я 1] Судя по всему, город подвергся разрушениям примерно в середине 2-й половины 3-го века, как указал Франсуа Коттен. Возможно, после этих событий здание увеселительных заведений было реконструировано. [Л 5]
В наше время поток, протекающий через здание, в прошлом был перенаправлен и имел более высокую скорость потока. [Д 2] Пьер Жанжан, цитируя труды аббата Симона, заметил, что путь этого ручья совпадал с древними входами, которые вели к зонам отдыха через «два довольно длинных сводчатых коридора». [Ч 2] В XII веке ферма была построена из материалов, уцелевших со стены сцены театра. [1] [Б 4]
Повторное открытие и идентификация этого места с 18 века.
[ редактировать ]Это место было обнаружено в 1770 году инженером Губертом, который провел несколько исследований. [С 1] но не до конца осознал ее значение. Работая на участке нынешней ведомственной дороги 613 между Лизье и Каном , [Д 3] [Ч 3] Юбер искал наполнитель, когда местные жители сообщили ему об обилии ограненных камней. [3] Во время дорожных работ он наткнулся на сводчатые аркады, [Ф 2] широкие улицы размером от 10 до 15 метров и несколько зданий, что позволило ему создать поэтажный план участка. [Ч 4] многочисленные архитектурные фрагменты и монеты, относящиеся к временам правления Веспасиана , Тита , Траяна , Марка Аврелия , Коммода и Константина . Были раскопаны [Ч 4] Юбер собрал 4000 кубометров материалов. [Ч 5] но его отчет оставался без внимания до 1802 года. [Ч 5]
В 17 веке Николя-Клод Фабри де Пейрес посетил это место, где местные жители сообщили о наличии «старых древних руин». [Б 2]
18 мая 1818 года Луи Дюбуа заново обнаружил остатки здания. Он был первым, кто это определил. [Д 3] [Ф 2] Франсуа Коттен отметил, что в то время никто не пытался датировать строительство. [Л 3] Раскопки под его руководством прошли в 1820 году. [Ч 5] Арсисс де Комон , которому Дюбуа сообщил о строительстве, [я 2] приписывали ему форму амфитеатра . [С 2] Он не считал невероятным, что в здании могли находиться навмахии . [я 3] Общество антикваров Нормандии выделило средства на раскопки здания. Однако эти раскопки не состоялись из-за сложности обращения с почвой и затрат на компенсацию фермерам за складирование добычи «на высокоурожайных травянистых участках». [я 4]
Территория театра была заброшена. [Ч 2] В 1874 году Александр и Анри Муази провели второе исследование этого места, но обнаруженные останки не позволили составить подробный план этажа. [Д 1]
В начале 20 века участок зарос травой, яблонями и был составлен контурный план. [Д 3] Позже это место было заброшено. [Ф 3] и на нем был построен дом. Этот дом был «частично построен на древней каменной кладке» и в его стенах использовались «длинные, плоские, типично римские кирпичи». [Ч 6] [Д 3]
На этом месте никогда не проводились научные раскопки; было проведено лишь несколько «неопубликованных опросов», [Б 4] особенно около 1927-1928 годов, автор аббата Симона, [С 1] [Ф 1] бывший президент Исторического общества Лизье. [Ч 2] Один из владельцев обнаружил колонны на месте. [Ф 1]
Яблони на этом участке были отмечены в начале 1970-х годов. [Ч 6] а в начале 1980-х годов эта территория была покрыта травой и растениями. [Ф 4] В 1979 году муниципалитет Сен-Дезира приобрел территорию галло-римского театра. [Ф 3] который был внесен в список исторических памятников 21 декабря 1984 года. [2] Реставрационные работы проводились волонтерским объединением в 1984–1985 годах на жилых домах XVIII–XIX веков. [Ф 3] В июле 1984 года на этом месте прошел музыкальный фестиваль, что побудило задуматься о возможных раскопках. Однако захороненные останки не подвергались риску разрушения, а исследования могли повредить защищенную конструкцию, а обнаженные стены потенциально могли быть разрушены под воздействием непогоды. [Ф 5] Кроме того, этому месту угрожают «регулярные посещения грабителей, оснащенных металлодетекторами » , а в 1995 году над останками даже рассматривались возможности строительства волейбольной площадки. [Б 4]
Описание
[ редактировать ]Неизвестный сайт
[ редактировать ]Театр располагался внутри комплекса галло-римских построек, охватывающего обе стороны дороги Пре-д'Ож. Эти сайты, в том числе Tourettes, Fénèbres и Couture, [Д 1] были обнаружены в XIX веке. Луи Дюбуа первоначально классифицировал это место как «классический» театр, а Арсисс де Комон интерпретировал его как смешанный театр, в котором можно было проводить театральные представления и мероприятия, требующие арены. [Ф 5]
Точные размеры этого места остаются неопределенными из-за отсутствия археологических раскопок. В 1980-е годы на правом берегу ручья Мердерет наблюдались небольшие каменные стены с рядами кирпича. [Ф 1]
Архитектурная форма здания сформирована естественным рельефом окружающей местности, который был интегрирован в процесс строительства. В Римской Галлии театры часто включали в свой дизайн природные элементы. [Э 2] Здание до сих пор сохраняет значительную «часть своего первоначального объема». [Ф 1] и существует вероятность того, что «будут обнаружены важные подструктуры». [Ф 2]
Общая конфигурация
[ редактировать ]Архитектурные проекты галло-римских театров были разнообразны, а их строительство было «относительно экономичным» и опиралось на местные ресурсы. Меценаты могли приобрести все необходимые элементы для строительства такого развлекательного здания. [М 1]
Кавеа имеет эллиптическую форму и имеет заметный наклон. [К 3] [Г 1] [3] Верхняя часть, summa Cavea , имела две стены для передвижения, повторяющие форму здания. вероятно, присутствовали излучающие стены В пещере, . [Ф 4]
Здание расположено у подножия долины, недалеко от ручья Мердерет . Полукруглые зоны отдыха и опорные конструкции расположены на склоне холма, а сцена и сопутствующие конструкции расположены на противоположной стороне ручья. [С 3] рядом с остатками древнего сооружения. [Б 4]
Сидения распределялись в соответствии с «тщательным протоколом»: первые ряды были отведены для священников, магистратов и граждан, а отдельные места были отведены для женщин и рабов. [Ч 7] Исследования начала 20-го века показали, что сиденья располагались на глубине 0,30–0,35 метра верхнего слоя почвы . Обследования в оркестре при этом не обнаружили следов кладки. [Д 3] Конкретный материал сидений неизвестен, хотя в театрах, связанных со святилищами, сидения часто представляли собой «просто травянистый склон земли». [Ф 6] Каменные сиденья были найдены в Гененвиле . [Ф 7]
Сцена располагалась на левом берегу ручья. [К 3] Стена сцены должна была быть такой же высокой, как и самые высокие ряды сидений. [Ч 2] Лобная сцена обычно плохо сохранилась из-за ее доступности для извлечения материала. В Брига театре передние сцены включали колонны и 11-метровую надпись. В Лизье разные части здания расположены по обе стороны ручья. [Ф 7]
Здание было построено с использованием комбинации «малой кладки и кирпича». [Г 1] с чередующимися рядами камней, скрепленными прочным цементом и большими кирпичами. [Д 3] [Ч 2] Кроме того, «были ряды щебня, чередующиеся с двумя рядами длинных терракотовых плит, скрепленных высококачественным известковым раствором». [Ч 5] Авансцена здания могла быть деревянной. [Ч 6] Франсуа Коттен выделяет три этапа строительства здания: кладку с использованием кирпичной цепочки и белого раствора, кладку с розовым раствором и заключительный этап с использованием кирпича и розового раствора. [Л 3]
Арсисс де Комон оценил размеры примерно в 68 на 40 метров, а аббат Симон предложил цифру в 109 метров. [Ф 2] Размеры Раймона Лантье в начале 20 века составляли примерно 68 на 48 метров. [Д 4] но исключил внешнюю оболочку, лобную часть сцены и часть, соединяющую переднюю часть сцены и полукруг. [Ф 2] Пьер Жанжан оценил длину здания примерно в 43 метра. [Ч 4] Клод Лемэтр оценил размеры примерно в 100 на 70 метров. [К 3]
Адаптация к топографии
[ редактировать ]Топография объекта потребовала каменной кладки на концах из-за разницы уровней, при этом аркады все еще были видны в конце 18 века. [Д 2] Подвалы, наблюдаемые первыми наблюдателями, представляли собой «своего рода внутреннюю полукруговую опору», служившую подпорной стеной. [Ф 2]
Отличительной архитектурной особенностью театра является его строительство над руслом реки шириной 3 метра, которое когда-то было русловым. Это потребовало значительных каменных работ в виде каменных арок, чтобы компенсировать перепады уровней дна долины. [Д 2] Аркады были предназначены для поддержки сидений. [Э 3]
Интерпретация
[ редактировать ]Неопределенная цель
[ редактировать ]По словам Пьера Жанжана, театр во Вье «поразительно похож» на театр в Лизье. [Ч 6]
Назначение здания «остается неопределенным». [А 1] Хотя формы развлекательных зданий, таких как театры и амфитеатры, известны, они используются редко, что привело к созданию нового типа зданий. [Э 4] Этот тип был широко распространен в Римской Галлии , за исключением Нарбонской Галлии , [Ф 5] [М 2] и включал в себя театры-амфитеатры, называемые галло-римскими театрами. [Э 4] [С 3] Этот универсальный тип здания позволил избежать строительства «дорогого нового здания». [М 3]
Этот архитектурный стиль является примером местной адаптации импортированных моделей. [Е 1] Структура должна быть сопоставима со структурами в Лиллебонне или Лютеции . [Ф 1] хотя каждое здание зависело от местности и имеющегося финансирования. [Ф 4]
Часть огромного сельского заповедника?
[ редактировать ]Театры иногда интегрировались в религиозный контекст. [Э 2] Большинство галло-римских театров были связаны со святилищами, а другие — со второстепенными поселениями. [М 2] Театры, построенные при святилище, либо были связаны с содержанием существующего храма, либо были созданы в римскую эпоху. [М 4]
Конкретные зрелища, которые могли бы проходить в смешанных зданиях, малоизвестны. Однако они, вероятно, служили не только развлечениями, но и местом проведения священных церемоний. [Н 1] Работа Клода Леметра подчеркнула наличие элементов сельского святилища на месте Вье-Лизье. [К 5] Театр станет «дополнением святилища». [К 3]
Сельский заповедник, расположенный в нескольких километрах от города, не является чем-то исключительным, ведь Вьей Эвре находится в 7 километрах. Аналогичную конфигурацию театра-святилища можно наблюдать и в Отене . [К 3]
Символический элемент процесса романизации
[ редактировать ]Римляне привезли зрелища, которыми они наслаждались, в территорию, которая впоследствии стала Нормандией. [Э 5] Создание театра является «примером романизации Галлии и возможностей интеграции романизированного населения». [Э 4] Возможно, в здании были специальные места вокруг оркестра , предназначенные для известных личностей. [М 5]
Стоимость строительства здания была значительной, а его влияние на городской ландшафт — значительным. Театр часто называют «престижным памятником и показным сооружением». [Э 6] Эти здания часто финансировались богатыми эвергетами , в первую очередь местными магистратами. [Е 7]
Останки, судя по всему, не связаны с «древним городом Лексовии». [А 1] В 1911 году Раймон Лантье выразил надежду, что «методические работы будут проведены, особенно у входа, на насыпи отложенной земли и вдоль берегов Мердерета». [Д 2] Столетие спустя эта надежда так и не оправдалась.
Примечания
[ редактировать ]- ^ На кадастровом листе С участки 401, 402, 403 1911 г. или участки 139, 140, 143–145 1984 г. Текущий участок 26.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эней, Вирджиния (1 августа 2018 г.). «Порт, улицы, театр... Откройте для себя Лизье галло-римской эпохи» . Западная Франция (на французском языке).
- ^ Перейти обратно: а б «Театр-амфитеатр Лизье» . Уведомление № PA00111665, на открытой платформе наследия, База Мериме , Министерство культуры Франции . (на французском языке). Архивировано из оригинала 31 мая 2024 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Ле Фор, Виктор (1912). «Римский театр Лизье показывает здесь 2000 лет назад» . Медиатека Андре Мальро в Лизье (на французском языке). Архивировано из оригинала 24 января 2017 года.
- Наследие коммуны Кальвадос
- ^ Перейти обратно: а б с д Коллектив 2001 , с. 1073
- Религии и культы в Лизье (Нормандия) в античности и раннем средневековье
- ^ Ладжойе 2012 , с. 18
- ^ Перейти обратно: а б Лажуа 2012 , с. 19
- ^ Ладжойе 2012 , с. 23
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лажуа 2012 , с. 20
- Археологическая карта Галлии, 14 век. Кальвадос.
- ^ Перейти обратно: а б Делакампань 1990 , стр. 98–100.
- ^ Делакампань 1990 , с. 100
- ^ Перейти обратно: а б Делакампань 1990 , с. 98
- Археологический бюллетень Комитета исторических и научных работ: Галло-римский театр Вье-Лизье
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лантье 1911 , с. 332
- ^ Перейти обратно: а б с д Лантье 1911 , с. 334
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лантье 1911 , с. 333
- ^ Лантье 1911 , стр. 333–334
- Нормандия до норманнов, от римского завоевания до прихода викингов.
- ^ Перейти обратно: а б с Денио и др. 2002 , с. 113
- ^ Перейти обратно: а б Денио и др. 2002 , с. 111
- ^ Денио и др. 2002 , с. 112
- ^ Перейти обратно: а б с Денио и др. 2002 , с. 110
- ^ Денио и др. 2002 , с. 109
- ^ Денио и др. 2002 , стр. 110–111
- ^ Денио и др. 2002 , с. 115
- О галло-римском театре Вье-Лизье
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Леметр 1985a , с. 11
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Леметр 1985a , с. 13
- ^ Перейти обратно: а б с Леметр 1985a , с. 9
- ^ Перейти обратно: а б с Леметр 1985a , с. 14
- ^ Перейти обратно: а б с Леметр 1985a , с. 10
- ^ Леметр 1985a , стр. 14–15
- ^ Перейти обратно: а б Леметр 1985a , с. 15
- Римские театры: архитектурное исследование
- ^ Перейти обратно: а б с Сир 2006 , с. 241
- Римский театр Лизье
- ^ Жанжан 1971 , стр. 23–24
- ^ Перейти обратно: а б с д и Жанжан 1971 , с. 25
- ^ Жанжан 1971 , стр. 22–23
- ^ Перейти обратно: а б с Жанжан 1971 , с. 23
- ^ Перейти обратно: а б с д Жанжан 1971 , с. 24
- ^ Перейти обратно: а б с д Жанжан 1971 , с. 26
- ^ Жанжан 1971 , стр. 24–25
- Курс монументальных древностей
- ^ де Комон 1838 , с. 444
- ^ де Комон 1838 , с. 442
- ^ де Комон 1838 , стр. 444–445
- ^ де Комон 1838 , с. 445
- Лизье до 1000 года
- ^ Мэнди и Пилет 1994 , с. 18
- ^ Мэнди и Пилет 1994 , с. 26
- ^ Мэнди и Пилет 1994 , с. 29
- Лизье в древности
- ^ Леметр 1985b , с. 13
- ^ Перейти обратно: а б с Леметр 1985b , с. 12
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Леметр 1985b , с. 19
- ^ Перейти обратно: а б Леметр 1985b , с. 18
- ^ Леметр 1985b , стр. 18–19
- Noviomagus Lexioviorum с древнейших времен до конца римской эпохи
- ^ Коттин 1957 , с. 3
- ^ Коттин 1957 , с. 25
- ^ Перейти обратно: а б с Коттин 1957 , с. 17
- ^ Коттин 1957 , с. 21
- ^ Коттин 1957 , с. 27
- Римский театр и его представления
- ^ Голвин 2013 , стр. 87–89.
- ^ Перейти обратно: а б Голвин 2013 , с. 87
- ^ Голвин 2013 , с. 96
- ^ Голвин 2013 , с. 95
- ^ Голвин 2013 , с. 94
- Римский амфитеатр и цирковые игры в римском мире
- ^ Голвин 2012 , стр. 140–142.
См. также
[ редактировать ]Похожие статьи
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Римский театр Лизье показывает здесь 2000 лет назад Виктора Ле Фора, 1912 год» (на французском языке). Архивировано из оригинала 24 января 2017 года.
- «Библиография по зданию» . theatrum.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 9 сентября 2023 года.
Библиография
[ редактировать ]Общая литература
[ редактировать ]- де Комон, Арсисс (1838). Курс монументальной древности (на французском языке). Пэрис: Дераш. стр. 442–445. Архивировано из оригинала 31 мая 2024 года.
- Делакампань, Флоренция (1990). Археологическая карта Галлии, 14. Кальвадос (на французском языке). Париж: Дом гуманитарных наук. ISBN 2-87754-011-1 .
- Денио, Элизабет; Лоррен, Клод; Бодуэн, Пьер; Джарри, Томас (2002). Нормандия до норманнов, от римского завоевания до прибытия викингов (на французском языке). Ренн: Западная Франция. ISBN 2-7373-1117-9 .
- Голвин, Жан-Клод (1988). Римский амфитеатр: очерк теоретизации его формы и функций (на французском языке). Полет. Я и II. Париж: Де Боккар. стр. 227–229.
- Голвин, Жан-Клод (2013). Римский театр и его представления (на французском языке). Лакапель-Мариваль: Новая археология. ISBN 979-10-91458-06-1 .
- Голвин, Жан-Клод (2012). Римский амфитеатр и цирковые игры в римском мире (на французском языке). Лакапель-Мариваль: Новая археология. ISBN 978-2-9533973-5-2 .
- Сир, Фрэнк (2006). Римские театры: архитектурное исследование . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-814469-4 . Архивировано из оригинала 31 мая 2024 года.
- Коллектив (2001). Наследие коммуны Кальвадос (на французском языке). Пэрис: Флоик. ISBN 2-84234-111-2 .
Литература о древнем Лизье или о театре
[ редактировать ]- Мэнди, Бернард; Пилет, Кристиан (1994). Лизье до 1000 года: попытка реконструкции (на французском языке). Лизье: Город Лизье. ISBN 2-9508063-1-7 .
- Коттен, Франсуа (1957). «Noviomagus Lexioviorum от ранних до позднеримских времен». Общество антикваров Нормандии (отпечаток опубликован в Лизье в 1957 году, стр. 31) (на французском языке). ЛIII (1955–1956): 169–196.
- Жанжан, Пьер (1971). «Римский театр Лизье». Pays d’Auge (на французском языке). февраля (2): 22–26.
- Лажуа, Патрис (2012). Религии и культы в Лизье (Нормандия) в античности и раннем средневековье (на французском языке).
- Лантье, Раймонд (1911). «Галло-римский театр Вье-Лизье» . Археологический бюллетень Комитета по историческим и научным работам (на французском языке): 332–334 . Проверено 1 мая 2022 г.
- Леметр, Клод (1985a). «О галло-римском театре Вье-Лизье». Pays d’Auge (на французском языке). Апрель (4): 9–16.
- Леметр, Клод (1985b). «Лизье в древности». Art de Basse-Normandie (на французском языке) (89–90–91): 12–29.