Jump to content

STEbus

Процессор STEbus 68008
Процессор STEbus 8088
Процессор STEbus Z80 и FDC
Процессор STEbus 68B09E
Процессор STEbus 80C188
Процессор STEbus 68000
Процессор STEbus Z280
Плата STEbus VGA и ЖК-дисплея

STEbus . (также называемый шиной IEEE-1000) [1] ) — это непатентованная, независимая от процессора компьютерная шина с 8 линиями данных и 20 адресными линиями. Он был популярен для промышленных систем управления в конце 1980-х и начале 1990-х годов, прежде чем на этом рынке доминировал вездесущий IBM PC. STE означает ST andard E urocard. [2]

Хотя он больше не является конкурентоспособным на своем первоначальном рынке, он является подходящим выбором для любителей, желающих создавать «домашние» компьютерные системы. и Z80 , возможно, CMOS 65C02 Возможные процессоры: . Стандартизированная шина позволяет любителям взаимодействовать с проектами друг друга.

Происхождение

[ редактировать ]

В начале 1980-х годов существовало множество собственных шинных систем, каждая из которых имела свои сильные и слабые стороны. Большинство из них развивались спонтанно, обычно вокруг определенного микропроцессора. Шина S-100 основана на сигналах Intel 8080 , шина STD — на основе сигналов Z80 , шина SS-50 — на основе сигналов Motorola 6800 , а шина G64 — на основе сигналов 6809 . Это затрудняло взаимодействие с другими процессорами. Обновление до более мощного процессора слегка изменило бы тайминги, а ограничения по таймингу не всегда были жестко заданы. Не были также электрические параметры и физические размеры. Обычно для шины использовались торцевые соединители, которые были уязвимы к загрязнениям и вибрации.

VMEbus разъемов предоставил высококачественное решение для высокопроизводительных 16-битных процессоров с использованием надежных DIN 41612 и четко определенных размеров плат Eurocard и стоечных систем. Однако это было слишком дорого, когда приложению требовался только скромный 8-битный процессор.

В середине 1980-х годов стандарт STEbus решил эти проблемы, определив нечто вроде упрощенной шины VMEbus для 8-битных процессоров. Сигналы шины достаточно универсальны, поэтому с ними легко взаимодействовать 8-битным процессорам. Размер платы обычно представлял собой еврокарту одинарной высоты (100 x 160 мм), но допускались также платы двойной высоты (233 x 160 мм). [3] Последний расположил разъем шины так, чтобы его можно было аккуратно встроить в систему шины VME.

Рабочая группа IEEE P1000 первоначально рассматривала возможность простого перезапуска шины STD .замена краевого разъема карты на разъем DIN41612.Но они решили создать совершенно новую высокопроизводительную 8-битную шину.Они решили сделать автобус больше похожим на VMEbus и Futurebus .STEbus был разработан таким образом, чтобы быть независимым от производителя, независимым от процессора и иметь возможность работы с несколькими ведущими устройствами. [4]

Зрелость

[ редактировать ]

STEbus в свое время был очень успешным. Ему был присвоен официальный стандарт IEEE 1000-1987.

На картах STEbus было доступно множество процессоров разной цены и производительности. В число этих плат входили Intel 8031 , 8085 , 8088 , 80188 ; National Semiconductor 32008 и 32016 ; Motorola 6809 , 68000 и 68008 ; Zilog Z80 и Z280 ; Хитачи HD64180 ; и Inmos Transputer . [4]

STEbus предназначен для 8-битных микропроцессоров. Процессоры, которые обычно используют более широкую шину данных ( 16-битную и т. д.), могут использовать STEbus, если процессор может обрабатывать данные порциями размером в байт, предоставляя подчиненному устройству столько времени, сколько ему необходимо для ответа. [1]

STEbus поддерживал процессоры от популярного Z80, 6809 до 68020 . Единственным популярным микроконтроллером, который заметно отсутствовал, был 6502, поскольку он, естественно, не поддерживал состояния ожидания во время записи. У CMOS 65C02 этого недостатка не было, но он встречался реже и дороже, чем NMOS 6502 и Z80. В модели 6809 использовалась циклическая растяжка.

Периферийные платы включали платы прототипирования, контроллеры дисков, видеокарты, последовательный ввод-вывод, аналоговый и цифровой ввод-вывод.STEbus достиг своей цели, предоставив достаточно надежную для промышленного использования систему монтажа в стойку , с легко заменяемыми платами и независимостью от процессора. [5]

Исследователи описывают системы STEbus как надежные, адаптируемые и экономически эффективные. [6]

Отклонить

[ редактировать ]

Рынок STEbus начал приходить в упадок по мере того, как IBM PC продвигался в области промышленных систем управления. Клиенты предпочитали продукты на базе ПК, поскольку база программного обеспечения была больше и дешевле. Больше программистов были знакомы с ПК, и им не приходилось изучать новые системы.

Стоимость памяти снизилась, поэтому было меньше причин для расширения памяти с помощью шины, когда на плате процессора ее было достаточно. Поэтому, несмотря на недостатки, производители создали промышленные ПК-системы и в конечном итоге отказались от других шинных систем. Со временем в компьютерных системах отпала необходимость в каркасах для плат и объединительных панелях, перейдя на формат PC/104 , в котором платы штабелируются друг на друга. Хотя PC/104 не так хорошо спроектирован, как STEbus, он достаточно хорош для многих приложений. [ нужна ссылка ] Крупнейшие производители в период своего пика сейчас поддерживают STEbus в основном из соображений доброй воли старых клиентов, которые купили у них много продукции.

По состоянию на 2013 год некоторые производители все еще поддерживают STEbus, G64, Multibus II и другие устаревшие системы с шинами. [7]

IEEE отозвал стандарт не из-за каких-либо ошибок, а потому, что он больше не достаточно активен для обновления.

Физический формат

[ редактировать ]

3U Еврокарта . Наиболее распространенным размером была еврокарта 100 x 160 мм.

6U Eurocard — редко, иногда используется в гибридных платах VMEbus.

DIN 41612 , ряды a и c, шаг 0,1 дюйма.

Гибридные платы VME/STE имеют STEbus и VMEbus, использующие общий разъем VME P2, сигналы VME находятся в строке b. По этой причине платы STEbus не могут использовать строку b для каких-либо целей.

Распиновка

[ редактировать ]
Распиновка STEbus
Видел, глядя в разъем объединительной платы.
число имя абв имя
1 Земля о + о Земля
2 +5В о + о +5В
3 Д0 о + о Д1
4 Д2 о + о Д3
5 Д4 о + о Д5
6 Д6 о + о D7
7 А0 о + о Земля
8 А2 о + о А1
9 A4 о + о А3
10 А6 о + о А5
11 А8 о + о A7
12 A10 о + о А9
13 А12 о + о А11
14 A14 о + о А13
15 А16 о + о А15
16 А18 о + о А17
17 CM0 о + о А19
18 СМ2 о + о СМ1
19 АДРСТБ* о + о Земля
20 ДАННЫЕ* о + о ДАННЫЕTB*
21 ТФРЕРР* о + о Земля
22 ATNRQ0* о + о СИСРССТ*
23 АТНРК2* о + о ATNRQ1*
24 ATNRQ4* о + о ATNRQ3*
25 ATNRQ6* о + о ATNRQ5*
26 Земля о + о ATNRQ7*
27 БУСРК0* о + о БУСРК1*
28 БУСАК0* о + о БУСАК1*
29 СИСКЛК о + о VSTBY
30 -12В о + о +12В
31 +5В о + о +5В
32 Земля о + о Земля

Активные низкие сигналы отмечены звездочкой.

Земля: Опорное напряжение заземления

+5В: Поддерживает большую часть логики.

+12 В и -12 В: В первую очередь полезен для буферного питания RS232. +12 В использовался для программирования генераторов напряжения. Оба могут использоваться в аналоговых схемах, но учтите, что это в первую очередь шины питания для цифровых схем, и поэтому они частоимеют цифровой шум. Для аналоговых схем рекомендуется некоторая развязка или местное регулирование.

ВСТБИ: Резервное напряжение. Необязательный. Эта линия указывается как 5 В (от +0 до +5%) и ток до 1 А. Однако некоторые платы используют эту линию для передачи резервного напряжения батареи на платы, которые его подают или потребляют. Никель-кадмиевый аккумулятор напряжением 3,6 В является распространенным источником. В спецификации STEbus нет жестких указаний относительно того, откуда это должно быть получено.

На практике это означает, что большинство плат, требующих резервного питания, как правило, действуют безопасно и имеют встроенную батарею, часто со связью, позволяющей им подавать или принимать питание от VSTBY. Следовательно, в вашей системе может оказаться больше батарей, чем вам нужно, и тогда вы должны позаботиться о том, чтобы не более одной батареи управляли VSTBY.

Д0...7: Шина данных. Его ширина составляет всего 8 бит, но большинство периферийных устройств ввода-вывода или отображаемой в памяти периферии ориентированы на байты.

А0...19: Адресный автобус. Это позволяет адресовать до 1 МБ памяти. Современная технология такова, что процессор, требующий большого объема памяти, имеет ее на плате процессора, так что это не является большим ограничением. Пространство ввода-вывода ограничено 4 КБ, чтобы упростить декодирование адреса ввода-вывода до практического уровня. Один 74LS688 на каждой подчиненной плате может декодировать A11...A4 для определения местоположения подчиненных плат ввода-вывода по любому адресу ввода-вывода с 16-байтовым выравниванием. [1] [8] Обычно 8 небольших перемычек или один блок из 8 DIP-переключателей или два шестнадцатеричных поворотных переключателя с двоичным кодом. для присвоения каждой ведомой плате ввода-вывода уникального адреса используются [1]

CM0...2: Модификаторы команд. Они указывают на характер цикла передачи данных.

Модификаторы команд
СМ
2 1 0
Функция
1 1 1 читать память
1 1 0 писать
1 0 1 читать ввод/вывод
1 0 0 писать
0 1 1 векторная выборка
0 1 0 сдержанный
0 0 1
0 0 0

Простая плата процессора может управлять высоким уровнем CM2 для любого доступа к шине, управлять CM1 по сигналу памяти/не_IO и CM0 по сигналу чтения/не записи. Низкое состояние CM2 используется только во время фаз «запроса внимания» (для прерываний и/или циклов DMA) для режима явного ответа. Когда используется режим неявного ответа, мастер шины опрашивает подчиненные платы, чтобы определить, какая из них вызвала запрос внимания, и сбрасывает источник сигнала. В этом случае векторная выборка не используется.

АТНРК0...7*: Запросы внимания. Они зарезервированы для плат, чтобы сигнализировать о внимании процессора — термин, который охватывает прерывания и прямой доступ к памяти (DMA). Разумный выбор сигнала не обязывает эти строки относиться к определенным типам, таким как маскируемые прерывания, немаскируемые прерывания или DMA.

Количество запросов внимания отражает предполагаемую роль STEbus в системах управления в реальном времени. Восемь строк могут быть приоритетно закодированы в три бита, и это достаточно практичное количество строк для обработки.

BUSRQ0...1* и BUSAK0...1*: Запросы шины и подтверждение шины. Необязательный. Используется в системах с несколькими ведущими устройствами.

Количество запросов внимания отражает то, что STEbus стремится быть простым. Системы с одним ведущим устройством являются нормой, но эти сигналы позволяют системам при необходимости иметь вторичные ведущие шины.

ДАТТБ*: Строб данных. Это основной сигнал в циклах передачи данных.

ДАННЫЕ*: Подтверждение данных. Подчиненное устройство подает этот сигнал, когда подтверждает безопасное завершение передачи данных через STEbus. Это позволяет системам STEbus использовать сменные карты с широким диапазоном скоростей.улучшение более ранних шинных систем, которые требуют, чтобы все работало со скоростью самого медленного устройства.

ТФРЕРР*: Ошибка передачи. Подчиненное устройство выдаст этот сигнал при подтверждении ошибочного завершения передачи данных через STEbus.

АДРСТБ*: Адрес Строуб. Этот сигнал указывает на то, что адресная шина действительна. Первоначально это имело практическое применение в платах DRAM, которые могли начать стробирование адресных линий в чипах DRAM до того, как шина данных была готова. Позже спецификация STEbus была уточнена, и в ней говорилось, что ведомым устройствам не разрешается начинать передачу до тех пор, пока DATSTB* не будет готов, поэтому ADRSTB* стал совершенно излишним. В настоящее время ведущие устройства STEbus могут просто генерировать DATSTB* и ADRSTB* из одного и того же логического сигнала. Подчиненные просто отмечают, когда DATSTB* действителен (поскольку определение шины настаивает на том, что адрес также будет действителен одновременно с данными). ADRSTB* также позволяет мастеру шины сохранять владение шиной в течение неделимых циклов чтения-изменения-записи, оставаясь активным в течение двух импульсов DATSTB*. Последовательность соответствует последовательности автобуса 68008. Другим процессорам может потребоваться дополнительная логика для создания циклов чтения-изменения-записи.

СИСКЛК: Системные часы. Фиксированная частота 16 МГц. Рабочий цикл 50%.

СИСРСТ*: Сброс системы. [9]

Объединительная плата соединяет все разъемы DIN параллельно. STEbus Таким образом, плата расширения воспринимает одни и те же сигналы независимо от того, в какой слот объединительной платы она подключена. [8]

Типы сигналов

[ редактировать ]
Сигнал Тип
А[19..0] трехгосударственный
Д[7..0] трехгосударственный
СМ[2..0] трехгосударственный
АДРСТБ* трехгосударственный
ДАННЫЕTB* трехгосударственный
ДАННЫЕ* Открытый коллектор/Открытый дренаж
БУСРК[1..0]* Открытый коллектор/Открытый дренаж
ТФРЕРР* Открытый коллектор/Открытый дренаж
АТНРЕК[7..0]* Открытый коллектор/Открытый дренаж
СИСРССТ* Открытый коллектор/Открытый дренаж
СИСКЛК Тотем-поле
УДАЛИТЬ[1..0]* Тотем-поле

SYSCLK должен управляться только одной платой в системе. Как поясняется в стандарте, этот сигнал должен генерироваться системным контроллером.

Системный контроллер также отвечает за арбитраж шины в случае наличия нескольких главных устройств. Если имеется только один главный контроллер, системный контроллер не требуется, а SYSCLK может генерироваться главной платой.

Технические примечания

[ редактировать ]
  • Входные сигналы должны быть триггерными Шмитта.
  • Только одна нагрузка TTL на сигнал линии шины на плату
  • Сигнальные выходы должны иметь разветвление 20.
  • Объединительная плата может иметь до 21 разъема.
  • Максимальная длина трассировки печатной платы сигнальной линии шины 50 мм на любой плате
  • Максимальная длина сигнальной линии шины 500 мм.
  • Рекомендуется активная оконечная нагрузка шины (270R, повышение до 2,8 В)
  • Микросхемы серии 7400 часто используются для создания специальных плат управления, напрямую подключенных к STEbus. [8]
[ редактировать ]
  • Стандарт STEbus (IEEE1000) (доступен подписчикам и членам IEEE) 8 . 1988. doi : 10.1109/IEESTD.1988.122133 . ISBN  0-7381-4593-9 .
  • Стоимость STEbus (ISO/IEC 10859:1997) : 192 швейцарских франка.
  1. ^ Jump up to: а б с д Майкл Дж. Спинкс. «Проектирование микропроцессорных систем: практическое введение» . 2013. с. 158, 162, 166.
  2. ^ Митчелл, Р.Дж., доктор (1989). Микрокомпьютерные системы, использующие шину STE . Макмиллан. п. 27. ISBN  978-0-333-49649-7 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Лерой Дэвис. «СТЭБус» .
  4. ^ Jump up to: а б ISO/IEC 10859: 8-битный интерфейс объединительной платы: спецификации STEbus и механических ядер для микрокомпьютеров .1997.п. 4
  5. ^ Тули, Майкл Х (17 марта 1995 г.). Контрольно-измерительные приборы и управление на базе ПК . стр. 91–101. ISBN  0-7506-2093-5 .
  6. ^ Проф. М.М. Кьюсак и г-н Дж. Томас. «Управляющее программное и аппаратное обеспечение робота, лазящего по стенам» .1994.
  7. ^ «Объединительные платы и платы расширения: Multibus / STEbus / G64» .
  8. ^ Jump up to: а б с Пол Куалтроу. «Аппаратное обеспечение на базе STEbus для системы управления моделью железной дороги» .1998.
  9. ^ Информация об автобусе STE
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 68e4500ec7c7856ec098fa1a8f12b561__1722391440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/61/68e4500ec7c7856ec098fa1a8f12b561.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
STEbus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)